Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Игры на преодоление тревожности



Игры на общение

 «Человек среди людей»

Цель: Обучение восприятию ребёнком окружающего мира, людей и себя с любовью.

Введение в игру: пример. Однажды во дворе дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и торжественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа. А вас?». Мужчина ответил. «У вас найдётся две минуты, чтобы поболтать со мной? – сказала она. «Конечно». – «расскажу вам одну историю». (Жила была очень красивая кукла, все её любили, а она любила гулять, и однажды, когда отошла она от мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда очнулась, поняла, что она стала калекой).

Вопросы: Почему девочка обратилась к незнакомому мужчине? (подвести дошкольников к пониманию, что самое главное в общении – это доверие тому, с кем общаешься).

Условия игры: У тебя плохое настроение, тебе кто-то не нравится, а этот кто-то хочет сидеть только с тобой. Как ты себя поведёшь, что скажешь, каким тоном?

Вспомогательный материал:

Стихотворение про человечка, которого не услышали

В морозный зимний вечер,

Когда легли мы спать,

Замёрзший человечек

Пришёл в окно стучать.

Впустите! Дайте валенки!

Стучал, стучал, стучал,

Но был он слишком маленький,

Никто не отвечал.

Тогда он догадался,

Как много сил в тепле,

И прыгал, и катался,

И плакал на стекле.

Он слёзы здесь оставил,

Врисованные в лёд,

А сам совсем растаял.

И больше не придёт.

Вопросы: Всегда ли мы слышим друг друга? Почему растаял человечек?

Вывод: Подвести дошкольников к пониманию, что во взаимоотношениях между людьми важно «слышать» друг друга.

«Знакомство»

Цель: Обучение вежливому приветствию.

Вступление: Как мы говорим: «Здравствуйте?» (Правильно сказать «здравствуйте» - это значит увидеть другого человека).

Условия игры: разыгрывается следующая ситуация в группу пришёл новенький ребёнок. Как вы его встретите, какие слова скажете?

«Разговор по телефону»

Цель: формирование культуры ведения диалога.

Условия игры: разыграть разговор с подругой (другом) по телефону, предварительно пригласив к трубке.

«Для чего живёт человек»

Цель: подвести к пониманию, что в жизни главное – оставить на земле добрый след.

Вопросы: Как вы думаете, для чего живёт человек? Кем вы хотите стать в будущем? Есть ли у вас мечты?

Ролевая ситуация: Прошли годы. Исполнилась твоя мечта. Ты стал, кем хотел. Покажи, помечтай.

Вспомогательный материал: «Вот послушайте. Это сказка, но не совсем. Жила-была Капля. Жила в ржавом кране, таилась себе потихоньку за переключателем. И пока кран не открылся, безмятежно спала. Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда-то – куда-то – куда-то. Стоп! Закрылась задвижка. А Капля повисла между краном и неизвестно чем. Упасть вниз было бы, конечно, по всем правилам, но что дальше? А дальше вот – чёрная дыра! «А ведь я бы могла быть Росинкой, сиять, отражая солнце на каком-нибудь чудесном цветке. Я бы могла быть брызгой водопада – летела бы, целуясь с воздухом и искрясь, бесконечно летела бы. Господи. Если уж падать, то хоть с дождём на поле, чтобы подпитать какую-нибудь травинку! Или хоть в лужу. А туда… Нет! Нет! Не хочу.» Нет, не упала наша Капля, а испарилась. Только одно скажу вам по секрету. Мир задуман для Красоты. Капля тоже».

«Я и моя группа»

Цель: Воспитание взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Вопросы: Какая ваша группа? Одинаково ли каждый из вас относится к другому и почему?

Ролевые задания: «Как ты поступишь, если…» - предлагается несколько задач.

Вспомогательный материал - отрывок из сказки Андерсена:

«…Майский Жук похитил Дюймовочку. Он уселся с ней на самый большой лист, угостил её сладким цветочным соком и сказал, что она очаровательна, хоть и ничуть не похожа на майского жука. Потом к ним прилетели гости – другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они разглядывали Дюймовочку с головы до ног, и барышни шевелили усиками и говорили:

-У неё только две ножки! Какое убожество!

-У неё даже нет усиков!

-Какая у неё тонкая талия!

-Фи, она похожа на Человека! Как она некрасива! – твердили в один голос все дамы.

На самом деле Дюймовочка была прелестна. Это находил и майский жук, который принёс её на дерево; но когда все остальные сказали, что она безобразна, он под конец сам поверил этому и не стал держать её у себя – пусть идёт, куда знает, - решил он…».

Вопрос: «Как бы вы поступили на месте героев?»

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, спло­чение группы, развитие произвольного контроля, умения под­чиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные пре­пятствия.

Игра «Жучок»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящей должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выде­лить 5 стихийных ролей:

1. лидер;

2. товарищ лидера («прихвостень »);

3. неприсоединившийся оппозиционер;

4. покорный конформист (« баран »);

5. «козел отпущения».

Игра «Объятия»

Цель: научить детей физическому выражению своих по­ложительных чувств, тем самым способствуя развитию груп­повой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую спло­ченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уров­ня их общительности.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он де­лал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое от­ношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили меж­ду собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или раз­ногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чув­ства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет та­кой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обни­мали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все ос­тальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превра­тить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объя­тие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.

После игры, задаются вопросы:

— Понравилась ли тебе игра?

— Почему хорошо обнимать других детей?

— Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя об­нимает?

— Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

 

Игра «Попроси игрушку»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участ­ников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот пред­мет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках иг­рушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участни­ку № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить иг­рушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняют­ся ролями.

 

Игра «Хороший друг»

Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоот­ношения.

Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, ка­рандаш, фломастеры на каждого ребенка.

Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следу­ющие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе боль­ше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла? » Ответы на эти вопросы воспитатель предла­гает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

— Как человек находит друга?

— Почему так важны в жизни хорошие друзья?

— Есть ли у тебя друг в группе?

 

 

Игра «Ты мне нравишься»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цвет­ной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к сво­им сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сто­рону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает ни­тью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натя­нута. После этого Лена должна подумать и решить, кому пере­дать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произно­сит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжа­ется, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обрат­ном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Дальнейшее обсуждение:

— Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Дружные ли дети в группе?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

 

 

Игра «Король»

Цель: формировать у детей адекватную самооценку, при­вить новые формы поведения.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это может принести? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

После выяснения мнения детей воспитатель предлагает им поиграть в игру, в которой каждый может побывать коро­лем в течение минут пяти. При помощи считалки выбирает­ся первый участник в роли короля, остальные дети становят­ся его слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он мо­жет приказать, например, чтобы слуги ему кланялись, подава­ли питье, были у него на «посылках» и т. п. Когда приказы короля выполнены, по считалке выбирается другой исполни­тель роли, за время игры в роли короля могут побывать 2-3 ребенка. Когда время правления последнего короля закон­чится, воспитатель проводит беседу, в которой обсуждает с деть­ми полученный ими опыт в игре.

Дальнейшее обсуждение:

— Как ты чувствовал себя, когда был королем?

— Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

— Легко ли было тебе отдавать приказы другим детям?

— Что ты чувствовал, когда был слугой?

— Легко ли тебе было выполнять желания короля?

— Когда королем был Вова (Егор), он был для тебя доб­рым или злым королем?

— Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

 

Игра «Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить при­чину конфликта; дифференцировать противоположные эмо­циональные переживания: дружелюбие и враждебность. Зна­комить детей с конструктивными способами решения конф­ликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшеб­ную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изобра­жением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала —

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

— Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

— А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

— А что чувствуют те, кто ссорится?

— А можно обойтись без ссор?

— Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из спосо­бов примирения — автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

 

Игра «Примирение»

Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.

Ход игры.

Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю от­ветственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой — Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры меж­ду Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую при­нес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между теле­визионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким спо­собом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Да, ребя­та, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое — машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга проще­ние за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.

Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:

— Вам трудно было простить другого? Как вы себя чув­ствовали при этом?

— Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?

— Как вы думаете, прощение — это признак силы или признак слабости?

— Почему так важно прощать других?

 

Этюд с содержанием проблемной ситуации

Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, сегодня во время прогулки про­изошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Ната­шу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько запла­кала» .

Вопросы для обсуждения:

— Почему Катя заплакала? (Ей стало обидно.)

— Правильно ли поступила Наташа?

— Как бы вы поступили на ее месте?

— Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы воспитатель делает обобщение:

— Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первы­ми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе».

— Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!

 

Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры. В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей — по одной салфетке.

Воспитатель. Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы полу­чить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей парт­нер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть пе­ченье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некото­рые долго не могут решить проблему, кому же все-таки доста­нется печенье.

Воспитатель. А теперь я дам каждой паре еще по од­ному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большин­ство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер от­даст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

— Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

— Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

— Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

— В этой игре с каждым обошлись справедливо?

— Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы дого­вориться?

— Как вы при этом себя чувствовали?

— Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

— Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

 

Игра «Коврик мира»

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры. Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спори­те иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще дру­гих? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы дума­ете, что может произойти, если в споре сталкиваются различ­ные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только воз­никнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Вос­питатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее — кра­сивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Пред­ставьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиг­рать, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают ме­сто на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

 

После нескольких минут дискуссии воспитатель предла­гает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превра­тить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его укра­сить».

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ков­рик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорит­ся спор, они смогут использовать его для разрешения воз­никшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети при­выкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. са­мостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уве­ренность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физичес­кой агрессии.

Вопросы для обсуждения:

— Почему так важен для нас «коврик мира»?

— Что происходит, когда в споре побеждает более силь­ный?

— Почему недопустимо применение в споре насилия?

— Что вы понимаете под справедливостью?

Стихи- мирилки

Цель: повысить мотивацию к мирному разрешению конфликтов в группе, создать ритуал завершения конфликта

 

1. Мирись- мирись, больше не дерись.

Если будешь драться-

Я буду кусаться!

А кусаться не причем,

Буду драться кирпичом!

Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

 

2. Ручку за ручку

Мы крепко возьмем,

Раньше мы дрались,

А теперь ни почем!

 

3. Ссориться не будем.

Будем мы дружить,

Клятву не забудем,

Пока будем жить!

 

4. Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

- Ты мой друг!

- И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

 

5. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,

И я больше не дерусь.

Ну а если подерусь,-

В грязной луже окажусь!
6. Давай с тобой мириться

И во всем делиться.

А кто не будет мириться-

С тем не будем водиться!

 

7. Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

 

8. Мир, мир навсегда,

Больше ссориться нельзя,

А то бабушка придет,

И по попе надает!

 

9. Чем ругаться и дразниться

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться,

Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться,

И клубнику собирать,

На коньках зимой кататься,

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты,

Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому – давай дружить!

 

Использованная литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Юнити, 2000.

2. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – М.:Айрис-пресс,2009.

3. Клинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПБ.:Речь,2001

4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль:Академия развития, 1996

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения:- М.:Генезис, 2003

 


Мы поссорились с подругой

     И уселись по углам.

    Очень скучно друг без друга!

    Помириться нужно нам.

    Я ее не обижала -

    Только мишку подержала,

    Только с мишкой убежала

    И сказала: «Не отдам!»

 

    Вопросы для обсуждения:

    -Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?

    -А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

    -А что чувствуют те, кто ссорится?

    -А можно обойтись без ссор?

    -Подумайте, как девочки могут помириться?

    Выслушать ответы.

    -Послушайте, как автор этого стихотворения Анна Кузнецова описала примирение девочек:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

    И скажу: «Играй давай!»

    - Запомните, ребята, тот, кто виноват, должен уметь признавать свою вину извиниться первым. Как в стихотворении.

    - Давайте представим, что вы обиделись друг на друга. Покажите свое настроение.

    - А, чтобы помириться, лучше всего улыбнуться друг другу, ведь не зря говорят «дружба начинается с улыбки». Давайте подарим друг другу добрые улыбки. А для этого возьмите соседа за руки, посмотрите в глаза и улыбнуться.

    - Почаще улыбайтесь и вам не придется ссориться.

!

Игра «Секрет»

Социометрическое исследование в группе дошкольников проводится в игровой форме. Детям предлагается по секрету дарить друг другу подарки. Учитывая особенности возраста, когда волевые процессы у детей еще развиты недостаточно, и удерживать информацию в секрете пока может не каждый ребенок, воспитатель организует с ними в процессе игры коллективную деятельность: чтение, рисование или прослушивание музыки. Социометрический опрос проводит исследователь, который мало знаком с коллективом детей. Не рекомендуется эту процедуру проводить педагогу группы, т.к. дети могут при распределении подарков ориентироваться не на свое желание, а на мнение воспитателя группы. У исследователя на столе заранее подготовлена таблица, включающая списочный состав детей. Метод социометрии предполагает выбор детьми трех сверстников, которым бы он подарил по одному подарку. В таблице отмечаются цифрами 1, 2 и 3 сделанные выборы. В качестве подарков дети могут подарить открытки, красочные иллюстрации, наклейки или переводные картинки Дошкольники болезненно реагируют, если остаются без подарков. Поэтому перед началом игры детям дается инструкция, что они должны подарить трем своим друзьям по одной картинке, но и им тоже кто-нибудь положит подарок в шкафчик. Исследователь запасается дополнительными карточками на тот случай, если кого-то из группы дети оставят без подарка. Социометрический опрос включает в себя ряд вопросов: 1) Кому бы первому ты подарил подарок? Второму? Третьему? Почему именно ему? 2) Если бы у тебя была возможность всем детям сделать подарок, а одной карточки бы не хватило. Кому бы не хватило карточки? Почему? После того, как социометрический опрос закончен, ребенок не возвращается в группу, а выходит в соседнюю комнату к детям, которые уже прошли процедуру. Это делается с целью того, чтобы предупредить возможность детей договориться о том, кому дарить подарки. Сам процесс игры может быть проведен в раздевалке, где у каждого дошкольника есть свой шкафчик или в комнате для занятий, где дети имеют постоянные места, а для подарков приготовлены специальные подписанные папки. Социометрический опрос проводится с целью выявления положительных и отрицательных выборов каждым ребенком. Исследователь оценивает взаимность выборов, т.е. устанавливает дружеские связи. Дополнительно прослеживает отношения мальчиков и девочек, анализирует причины негативных выборов, что возможно, и является причиной конфликтов, негативных отношений среди дошкольников. Социометрия – это еще и определение статусов детей в группе. Чем больше ребенок получает подарков от сверстников (количество выборов), тем выше его статус. Выявляются четыре статусные группы: лидеры, предпочитаемые, принятые и отверженные дети. Лидеры, обычно, имеют 4-5 и более подарков, а отверженные – не получают ни одного. Педагог совместно с исследователем анализирует причины отверженности детей, их неприятие в коллективе. Причиной может стать заболеваемость ребенка, который редко посещает группу, неумение играть со сверстниками, неопрятный внешний вид или агрессивное поведение. По результатам проведенного исследования педагог и психолог составляют план коррекционной работы с детьми, которые оказались в статусе отверженных. Результаты игры «Секрет» могут также косвенно указывать и на стиль взаимоотношений воспитателя с детьми. Так, если в группе много лидеров и отверженных, можно считать стиль педагога – авторитарным, а если наблюдается равномерное распределение детей по статусным группам – демократическим. Социометрическое исследование может быть дополнено наблюдениями за игровой деятельностью детей, диагностическими беседами с детьми о дружбе.

 

 

Методика “Два домика”

 

Для проведения методики “Два домика” необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

В процессе исследования педагог­-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

В начале исследования педагог-­психолог показывает ребенку обе картинки и говорит: “Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?”. Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования (табл. 1).

Таблица 1

Образец социоматрицы


п/п


Кто

Выбирает

Кого выбирают

Сделанные выборы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ”+” ”­”
1  

Гордеев Виктор

 

  (+)   +     (+)   [­]     ­       3   2  
2  

Дмитриева Юля

 

(+)       (+)   ­       [­]     (+)   3   2  
3  

Зайцева Лиза

 

  +         [­]   +         2   1  
4  

Иванов Илья

 

  (+)               (+)     2   ­  
5  

Кузин Андрей

 

(+)             (+)   +     [­]   3   1  
6  

Кузнецова Таня

 

[­]     [­]           (+)       1   2  
7  

Петрова Катя

 

  +       (+)         +     3   ­  
8  

Попов Сергей

 

  [­]         (+)           1   1  
9  

Романов Егор

 

+   +     (+)         ­       3   1  
10  

Смирнов Петр

 

  (+)       [­]     +         2   1  

Полученные

Выборы

”+”   3   6   1   2   2   1   3   2   2   1  

 

”­”   1   1   1   ­   2   2   ­   3   ­   1  

Взаимовыборы

 

”+”   2   3   ­   2   2   1   1   1   1   1  
”­”   1   1   1   ­   1   2   ­   1   ­   1  
                             

 

Условные обозначения:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

­ – отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

 

() – положительный взаимовыбор

[ ] – отрицательный взаимовыбор

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие типы социометрического статуса:

1. “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

2. “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).

3. “Пренебрегаемые” – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

4. “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

5. “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (с.с.п.в.),
которая является своеобразным ориентиром распределения мест
в иерархии коллектива:

 

 

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу (табл. 2).

Таблица 2



Критерии оценивания

Интерес к действиям сверстника и определенное отношение к ним Ответ ребенка на просьбу сверстника дать ему карандаш Реакция ребенка на поощрения и порицания партнера 1   Гордеев Виктор   “Вот у меня как красиво, а у тебя какой­то валенок, а не рукавичка!”, “Смотри, я тебя уже обогнал! Я быстрее и правильнее делаю, а у тебя все криво и косо...”   ”У, какая хитрая, сначала я все сам нарисую, а потом поменяемся”   ”Ты мне мешаешь, не подсказывай!”   2   Дмитриева Юля   ”Как у тебя красиво выходит, совсем как на картинке!”   ”Ты мне желтый и коричневый, а я тебе красный”   ”Спасибо, наверно, лучше сделать так, как ты сказал”  

Игры на общение

 «Человек среди людей»

Цель: Обучение восприятию ребёнком окружающего мира, людей и себя с любовью.

Введение в игру: пример. Однажды во дворе дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и торжественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа. А вас?». Мужчина ответил. «У вас найдётся две минуты, чтобы поболтать со мной? – сказала она. «Конечно». – «расскажу вам одну историю». (Жила была очень красивая кукла, все её любили, а она любила гулять, и однажды, когда отошла она от мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда очнулась, поняла, что она стала калекой).

Вопросы: Почему девочка обратилась к незнакомому мужчине? (подвести дошкольников к пониманию, что самое главное в общении – это доверие тому, с кем общаешься).

Условия игры: У тебя плохое настроение, тебе кто-то не нравится, а этот кто-то хочет сидеть только с тобой. Как ты себя поведёшь, что скажешь, каким тоном?

Вспомогательный материал:

Стихотворение про человечка, которого не услышали

В морозный зимний вечер,

Когда легли мы спать,

Замёрзший человечек

Пришёл в окно стучать.

Впустите! Дайте валенки!

Стучал, стучал, стучал,

Но был он слишком маленький,

Никто не отвечал.

Тогда он догадался,

Как много сил в тепле,

И прыгал, и катался,

И плакал на стекле.

Он слёзы здесь оставил,

Врисованные в лёд,

А сам совсем растаял.

И больше не придёт.

Вопросы: Всегда ли мы слышим друг друга? Почему растаял человечек?

Вывод: Подвести дошкольников к пониманию, что во взаимоотношениях между людьми важно «слышать» друг друга.

«Знакомство»

Цель: Обучение вежливому приветствию.

Вступление: Как мы говорим: «Здравствуйте?» (Правильно сказать «здравствуйте» - это значит увидеть другого человека).

Условия игры: разыгрывается следующая ситуация в группу пришёл новенький ребёнок. Как вы его встретите, какие слова скажете?

«Разговор по телефону»

Цель: формирование культуры ведения диалога.

Условия игры: разыграть разговор с подругой (другом) по телефону, предварительно пригласив к трубке.

«Для чего живёт человек»

Цель: подвести к пониманию, что в жизни главное – оставить на земле добрый след.

Вопросы: Как вы думаете, для чего живёт человек? Кем вы хотите стать в будущем? Есть ли у вас мечты?

Ролевая ситуация: Прошли годы. Исполнилась твоя мечта. Ты стал, кем хотел. Покажи, помечтай.

Вспомогательный материал: «Вот послушайте. Это сказка, но не совсем. Жила-была Капля. Жила в ржавом кране, таилась себе потихоньку за переключателем. И пока кран не открылся, безмятежно спала. Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда-то – куда-то – куда-то. Стоп! Закрылась задвижка. А Капля повисла между краном и неизвестно чем. Упасть вниз было бы, конечно, по всем правилам, но что дальше? А дальше вот – чёрная дыра! «А ведь я бы могла быть Росинкой, сиять, отражая солнце на каком-нибудь чудесном цветке. Я бы могла быть брызгой водопада – летела бы, целуясь с воздухом и искрясь, бесконечно летела бы. Господи. Если уж падать, то хоть с дождём на поле, чтобы подпитать какую-нибудь травинку! Или хоть в лужу. А туда… Нет! Нет! Не хочу.» Нет, не упала наша Капля, а испарилась. Только одно скажу вам по секрету. Мир задуман для Красоты. Капля тоже».

«Я и моя группа»

Цель: Воспитание взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Вопросы: Какая ваша группа? Одинаково ли каждый из вас относится к другому и почему?

Ролевые задания: «Как ты поступишь, если…» - предлагается несколько задач.

Вспомогательный материал - отрывок из сказки Андерсена:

«…Майский Жук похитил Дюймовочку. Он уселся с ней на самый большой лист, угостил её сладким цветочным соком и сказал, что она очаровательна, хоть и ничуть не похожа на майского жука. Потом к ним прилетели гости – другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они разглядывали Дюймовочку с головы до ног, и барышни шевелили усиками и говорили:

-У неё только две ножки! Какое убожество!

-У неё даже нет усиков!

-Какая у неё тонкая талия!

-Фи, она похожа на Человека! Как она некрасива! – твердили в один голос все дамы.

На самом деле Дюймовочка была прелестна. Это находил и майский жук, который принёс её на дерево; но когда все остальные сказали, что она безобразна, он под конец сам поверил этому и не стал держать её у себя – пусть идёт, куда знает, - решил он…».

Вопрос: «Как бы вы поступили на месте героев?»

Игры на преодоление тревожности

 «ШТАНГА»

Вариант 1

Цель: Расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

Вариант 2

Цель: Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз.

 «СОСУЛЬКА»

Цель: Расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»

«НАСОС И МЯЧ»

Цель: Расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч сто ит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воз дух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после вто рого "с" выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал на качивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь об мякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.247 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь