Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О восьми главных страстях и о победе над нимиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Преподобный Нил Сорский О восьми главных страстях и о победе над ними
Кто посвятит себя всецело делу Божию — того сама благодать Божия вразумляет, тому она способствует отныне и до века. Тех же, кои не хотят подвизаться и суесловят, будто бы в настоящее время не подает Бог уже древних дарований, — тех, говорю, Апостол называет прельщаемыми и прельщающими других. Преподобный Нил Сорский
Из предисловия к "Преданию о жительстве скитском" преподобного отца нашего аввы Нила Сорского (†1508)
"Вседействием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и при помощи Пречистыя Его Матери, написал я душеполезное наставление сие для себя самого и для присных братий моих о Господе, которые единого со мною нрава. Братиями своими я вас называю, а не учениками: ибо един наш учитель — Господь Иисус Христос, Сын Божий, давший нам божественное Писание, также святые Апостолы и преподобные Отцы, которые научили и научают спасению род человеческий. Они первее сами исполнили всякую добродетель, а потом иных наставляли. Я же ни единой не совершил добродетели, а только сказую божественное Писание тем, которые приемлют оное и желают спастися".
О мысленной в нас брани
Как авва Нил разделяет мысленную в нас брань?
Он именует несколько видов ее . "Различно в нас происходит борьба, или брань мысленная, сопровождаемая победою или поражением, учат святые Отцы: прежде возникает представление помысла, или предмета (прилог ), потом принятие оного (сочетание ), далее — согласие с ним (сложение ), за ним — пленение , или порабощение от него, и, наконец, страсть ".
2. Что называют святые Отцы прилогом"?
"Прилогом святые Отцы (Иоанн Лествичник, Филофей Синаит и другие) называют помысл простой, или воображение какого-либо предмета, вдруг в сердце вносимое и уму предстающее. Св. Григорий Синаит говорит: "Прилог есть внушение, от врага происходящее: сделай то или другое , как то было Самому Христу Богу нашему: рцы, да камение сие хлебы будут (Мф. 4, 3). Или проще сказать: это какая-либо мысль, на ум человеку пришедшая. И таковой прилог называется безгрешным, не заслуживающим ни похвалы, ни осуждения, потому что он не от нас зависит. Ибо не возможно, чтобы не было приражения нам вражеских козней, говорит Симеон Новый Богослов, после того, как диавол с бесами получил доступ к человеку, за преслушание удаленному из рая и от Бога, а в сем состоянии удаления он может колебать мысли и ум всякого. Разве одни совершенные и восшедшие на высокую степень духовной жизни могут пребыть непоколебимыми, и то на время, говорит святый Исаак".
Что называется в брани духовной сочетанием?
"Сочетанием св. Отцы называют собеседование (соглаголати)с пришедшим помыслом — страстное или бесстрастное- или принятие мысли, от врага принесенной, удержание оной, согласие с нею и произвольное допущение пребыть ей в нас. И это святые Отцы уже не всяко почитают безгрешным. Если же кто в таком обстоятельстве поступит как должно, то может заслужить похвалу и Богу благоугодить. А для сего будем поступать так: если не отринешь в самом начале лукавого помысла, но удержишь его в себе, и враг станет порабощать тебя ему страстно, то старайся противопоставить ему помыслы противные — благие. Как же противопоставлять злым помыслам благие и сими одолевать первые, о сем, аще Бог вразумит, скажем впоследствии".
О том, как и чем укреплять себя в подвиге против восстающих на нас вражеских сил
I. Чревообъядание
О мере, или количестве, пищи О различии пищи О различении тел II. Против помыслов блуда
III. Против страсти сребролюбия
IV. Против страсти гнева
V. Против духа печали
VI. Против духа уныния
VII. Против страсти тщеславия
VIII. Против помыслов гордостных
О всех помыслах вообще
Преподобный Нил Сорский О восьми главных страстях и о победе над ними
Кто посвятит себя всецело делу Божию — того сама благодать Божия вразумляет, тому она способствует отныне и до века. Тех же, кои не хотят подвизаться и суесловят, будто бы в настоящее время не подает Бог уже древних дарований, — тех, говорю, Апостол называет прельщаемыми и прельщающими других. Преподобный Нил Сорский
Из предисловия к "Преданию о жительстве скитском" преподобного отца нашего аввы Нила Сорского (†1508)
"Вседействием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и при помощи Пречистыя Его Матери, написал я душеполезное наставление сие для себя самого и для присных братий моих о Господе, которые единого со мною нрава. Братиями своими я вас называю, а не учениками: ибо един наш учитель — Господь Иисус Христос, Сын Божий, давший нам божественное Писание, также святые Апостолы и преподобные Отцы, которые научили и научают спасению род человеческий. Они первее сами исполнили всякую добродетель, а потом иных наставляли. Я же ни единой не совершил добродетели, а только сказую божественное Писание тем, которые приемлют оное и желают спастися".
О мысленной в нас брани
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы