Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности американского реализма: социально-исторические предпосылки, романтические традиции, роль фольклора фронтира Марк Твен.



 

После гражданской войны Севера и Юга/1861-1865/освободившаяся от рабства Америка, устранив препятствия на пути развития капитализма, вступила в пору экономического расцвета и колониальных захватов.

На исходе XIX века США стали одной из могучих держав мира. Лихорадочно развивались монополии, тресты, корпорации. Обогащались единицы, разорялись миллионы.

В стране шло интенсивное освоение западных территорий /фронтир/, которые заселялись миллионами эмигрантов из. Европы. Соответственно менялся и национальный состав государства. Необходимо отметить, что в этот период большинство жителей США еще сохраняло безоглядную веру в феномен "американской мечты", гарантировавший каждому гражданину, "новому Адаму", рай на грешной земле. Казалось, коль природные ресурсы бездонны, естественные богатства неисчерпаемы, все сословные и религиозные преграды сломаны, социальные, образовательные, идеологические и прочие ограничения ликвидированы, то человек имеет неограниченные возможности и может в полной мере проявить себя как индивидуум. А значит, шансы добиться успеха равны для всех.

И тем не менее в обществе назревали трагические коллизии, к пониманию которых, как бы на ощупь, первой пришла литература, ибо все, происходившее в США: появление промышленных и финансовых магнатов, головокружительные успехи отдельных личностей, растущий авторитет государства на международной арене, подъем благосостояния среднего американца, - заставляло верить в демократизм независимых штатов.

В 70-е годы на арену выходит новое литературное направление - реализм, хронологически запаздывая по сравнению со своим европейским собратом. Причем, не глядя на сильное влияние романтизма, на рубеже веков художники США не приемлют его эстетической концепции. Опираясь на традиции английского, французского и русского реализма, они весьма достоверны в передаче специфического местного колорита, в создании эпосов национальной жизни.

Марк Твен (1835-1910) "mark twain" - морской термин для измерения уровня воды/- псевдоним Самюэля Ленгхорна Клеменса, сына провинциального юриста из округа Миссури, что был расположен на западном фронтире США. Его детство прошло в городке Ганнибале, впоследствии в произведениях Твена он будет назван Сент-Питерсбергом, на берегу знаменитой Миссисипи, любовь к которой великий писатель сохранил на всю жизнь.

Война Севера и Юга, в которой Твен две недели сражался на стороне южан, сделала его дезертиром и заставила переехать в Неваду - край "золотых и серебряных миражей". Именно здесь он начал свою литературную деятельность в качестве журналиста, публикуя статьи и юморески в местной газете.

Аболиционистское движение, разбудившее общественное сознание, способствовало рождению и укреплению позиций американского критического реализма. Представителем этого направления в искусстве и стал Марк Твен. Рожденный в эпоху "классической демократии", писатель с молоком матери впитал безоглядную веру в прекрасное будущее страны "неограниченных возможностей". Его ранние произведения, безусловно, отражают именно эти идеи. Однако обладая зорким взглядом художника, трезво оценивая перемены, происходившие на "земле обетованной", Твен пришел к осуждению сути "американизма" и тем самым отразил на страницах своих произведений крах собственных идеалов и идеалов нации в целом.

Первый сборник его рассказов "Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" (1867) переносит читателя в особый мир радости. Здесь раздается раскатистый смех и ценится грубоватый юмор. Специфическое мышление, гротеск, шарж, колоритная - метафора, бурлеск, гипербола, пародийные установки, "небылицы в лицах", национальный фольклор помогают автору рассказать о быте фронтирсменов - "самоотверженных сукиных детей", которые так нравились "непосредственному гению, пришедшему с речного причала". Эти бесхитростные рассказы принесли писателю славу блестящего юмориста.

Книга очерков "Простаки за границей" (1869), созданная после путешествия в Европу, Палестину и Россию, которое Твен совершил в качестве корреспондента, сопровождавшего американских туристов, содержит красочные впечатления о Старом Свете. Она ознаменовала триумф автора в глазах читателей и кринки, ибо декларировала его патриотические настроения и чувство превосходства американцев над другими народами. Феодальная Европа со всеми культурными и историческими ценностями казалась писателю парадоксально убогой: Твен равнодушно взирал на красоты Нот- Дама и Лувра, зевая, проходил мимо Джоконды, не желал слушать о Лауре и Петрарке. По его мнению, Старый Свет - "усыпальница" прошлого, своего рода склеп, населенный тенями.

Насмешливый и самоуверенный взгляд янки многое подмечает и пронизан ненавистью "ко всем видам деспотизма и произвола". Его "американизм" исходит прежде всего из того, что молодая, демократичная и лихорадочно идущая к прогрессу страна никогда не увидит такого "заката", ибо она - "земное святилище".

Ранним рассказам Твена, объединенным в сборники "Новые и старые зарисовки" (1875), "Правдивая история и новая» (1877), "Толкайте, братцы, толкайте" (1878) и другие присущ пафос "сотворения мира", населенного новыми людьми, создающими и покоряющими все препятствия. Осваивая богатства Запада, фронтирсмены были выносливы и трудолюбивы, обладали особым грубоватым чувством юмора. Автор рассказывает о них, нанизывая "несуразицы и нелепости в беспорядке и зачастую без всякого смысла и цели". Так построены многие из его рассказов, наполненных алогизмом деталей и ситуаций. Однако все эти люди живут в согласии с природой, цель - реализация неограниченных возможностей личности в построении нового общества, в котором все зависит лишь от способности и умения каждого стать счастливым. Этот растущий и процветающий мир создает свою историю и культуру, впитавшую мифы индейцев и многонациональный фольклор переселенцев. В очерках и юморесках писателя - "минимум описаний и отвлеченных рассуждений, максимум действия, динамизм повествования, мягкость языка, использование диалекта".

Роман "Позолоченный век", создан в содружестве с Ч. Д. Уорниром. Прежде всего, авторам удалось передать состояние всеобщей одержимости в погоне за деньгами. Бизнес - "гниль, замутившая американскую жизнь". Он губит и калечит людей, доводит их до гибели. Четко прослеживается сатирическое отношение к тому, что происходит со страной и людьми, вооруженными фальшивой идеей. Метафора «позолоченный век» с легкой руки Твена стала расхожей фразой, характеризующей целый период развития американского общества.

Марк Твен понимал, что для того, чтобы вновь почувствовать очарование современной ему Америки, "нужно было снова стать ребенком". Так появился "роман о старине" - "Приключения Тома Сойера» (1876), полный полемического задора, критического отношения к постулатам и морали "респектабельного" общества. И вместе с тем это удивительно "лучезарная книга", в которой ощущается ностальгия писателя по золотой поре своего детства, своеобразный «эпос юности».

Трилогия "Жизнь на Миссисипи" (1883), олицетворяет потерю присущей автору жизнерадостности. Вольная стихия реки соответствует внутреннему состоянию героя, и создается впечатление, что человек существует в единстве с природой и цивилизацией. Но борьба за успех, приход хищников-завоевателей нарушают эту гармонию.

Любимое с детства произведение Марка Твена, своеобразная историческая сказка "Принц и нищий", контуры сюжета которой были намечены им в "Записных книжках". Принц, в лохмотьях, бедствует, а нищий, ставший принцем, терпит муки дворцовой жизни вплоть до самого дня коронации в Вестминстерском аббатстве, когда все разъясняется. Подчиняя историю своей фантазии, писатель утверждает, что во все времена были "принцы" и "нищие", богатые и бедные. Как и в средневековье, в современном Твену обществе существует четкая классовая иерархия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь