Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 5 / 18 марта, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Радонежских и Московских святых



Иеродиакон Феофан (Графов). Москва, тюрьма НКВД. 1935 год

В миру Графов Феодосий Федорович, родился 6 / 19 января 1874 года в селе Никитская слобода Переславского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина.

В 1902 году поступил послушником в Ростовский Борисоглебский монастырь.

В 1907 году принял монашество с именем Феофан.

В 1908 году рукоположен во иеродиакона.

В 1923 году монастырь был закрыт, но монахи, желая сохранить родную обитель, согласились на существование монастыря в качестве сельскохозяйственной артели. Однако в 1929 году были закрыты последние монастыри по всей стране, и среди них Борисоглебский.

Пробыв на родине в Никитской слободе несколько месяцев в конце 1930 года переехал в Сергиев Посад и был принят служить в Успенский храм[195].

21 октября 1935 года был арестован вместе с группой священнослужителей, живших в Посаде и заключен в Бутырскую тюрьму города Москвы. Всех арестованных обвинили в контрреволюционной и антисоветской деятельности.

Следователем для дачи свидетельских показаний были вызваны благочинный Загорского округа протоиерей Димитрий Баянов, священники Леонид Багрецов и Александр Маслов. По требованию следователей НКВД они оговорили иеродиакона Феофана и других священников, арестованных вместе с ним, подписав лжесвидетельства против них.

Один из лжесвидетелей, в частности, сказал: "Графов вообще враждебно настроен по отношению к советской власти, он мне говорил, что в городе Москве и повсеместно происходит массовое закрытие церквей. Советская власть закрытие церквей производит помимо воли и желания верующих, а действует самостоятельно. Лучшее духовенство советская власть высылает безвинно".

8 января 1936 года тройка НКВД приговорила иеродиакона Феофана (Графова) к трем годам ссылки в Северный край[196]. В феврале этапом отец Феофан был направлен в город Архангельск, где местом ссылки ему был определен город Каргополь. Чтобы заработать на хлеб и платить за жилье, отец Феофан пилил дрова.

Летом 1937 года начались повсеместные аресты духовенства и верующих, коснулись они и тех из них, кто отбывал различные сроки наказания в лагерях или ссылке.

Осенью 1937 года сотрудник НКВД выписал справку на арест отца Феофана, обвинив его со слов осведомителей в том, будто он распространял контрреволюционные провокационные слухи о голоде в СССР, что в селах и деревнях крестьяне поголовно голодают и есть случаи голодной смерти, что жизнь в колхозах невозможна, большевики уже двадцать лет кормят народ обещаниями, а на деле ничего не дают. Назвав иеродиакона «отъявленным контрреволюционером» и «фашистским выродком», сотрудник НКВД предложил содержать его в тюрьме по первой категории, как священнослужителя и кандидата на расстрел, и немедленно арестовать.

25 сентября 1937 года о.Феофан был арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе.

В тот же день был допрошен один из сосланных в Каргополь священнослужителей, осведомитель НКВД, который показал, что: «Графов органически не переваривает и ненавидит колхозы, называя их антихристовым царством. Весной 1937 года он говорил, что у советской власти нет хлеба, потому что в колхозах никто работать не хочет, да и кто в них будет работать, когда лучший хлеб советская власть отбирает себе, а колхозникам оставляет последние сорта, и тех немного»[197].

После этого был допрошен отец Феофан.

– Расскажите о вашей практической контрреволюционной деятельности и ваших соучастниках! – потребовал от отца Феофана следователь.

– Контрреволюционной деятельностью я не занимался и соучастников не имею, – ответил иеродиакон.

15 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Феофана к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Скончался 18 марта 1938 года в лагере в городе Каргополе, был погребен в безвестной могиле.

15 декабря 1989 года реабилитирован прокуратурой Московской области.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания.

Тропарь

«Мирскаго мятежа удалився,/ во обитель иноческую вселился еси, / идеже, диаконскаго чина удостоився, / подвигом добрым подвизался еси. / Во дни же гонений на Церковь Русскую / темничныя узы и работы горькия Христа ради претерпев,/ твердость во исповедании веры явил еси./ Темже ныне, во обителех Небесных пребывая / и с лики ангельскими Богу предстоя, / поминай нас, любовию чтущих тя, / Феофане преподобне, отче наш».

Литература и архивные материалы

  • ГАРФ. Ф. 10035, д. П-77092.
  • Архив УФСБ Архангельской области. Арх. № П-3319.
  • Дамаскин (Орловский), игум., "Преподономученик Феофан (Графов)" («Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март.». Тверь. 2006. С. 61-64),сайт Регионального Общественного Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви":
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...304

Использованные материалы

  • Максим Максимов "Преподономученик Феофан (Графов)" , Московские епархиальные ведомости № 9-10, 2003 г.:
    • http://vedomosti.meparh.ru/2003_9_10/10.htm
  • БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке.:
    • http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...n**
  • «История храма. 1917-1990» на официальном сайте Успенского храма г. Сергиев Посад «Купола Радонежья»:
    • http://www.kupola.info/istorija-hrama/1917-1990.html
  • «Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве» в Народном каталоге православной архитектуры:
    • http://sobory.ru/article/?object=00092

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где служил оДимитрий Осипов при пении обоих штатных хоров храма. Чин полиелея возглавлял о.Антоний Новицкий в сослужении о.Димитрия Осипова. Само бдение проходило обычным образом. как и во все время Великого поста. Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[198] пело духовенство в алтаре.

Евангелие (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10Итак ученики опять возвратились к себе.

11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18 Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

После пения традиционного «Воскресение Христово видевше…», как всегда, пелось «Покаяния ми отверзи двери, Жизнодавче[199]…».

Служба преподобному Иоанну Лествичнику была вставлена в воскресную службу без всякой торжественности, о которой пишется в разных книгах (в том числе, канон, наряду с воскресным и покаянным каноном Триоди)….

По окончании службы о возможном архиерейском служении в сам день не было сказано ничего….

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе на поздней литургии, которую совершал о.Антоний Новицкий при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – чтения 4 Недели поста и отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, 2учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.

3И это сделаем, если Бог позволит.

4Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, 5и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. 7Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; 8а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение.

9Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.

10Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.

11Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.

13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 18дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 20куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Апостол наставляя в вере соплеменников, указывает им на Аврааму. Здесь он говорит о том, что Бог дал ему обетование, и тот, проявив веру и терпение, получил обещанное. Если же Аврааму было обещано благополучие земное, нам через Христа обещаны дары небесные. Посему и нам предлагается проявить терпение, дабы получить обещанное, поскольку Бог то, что обещал дать, дает. Если же Он не дал чего-то, то причина не в Нем, а в нас, ибо мы сделались неспособными принять дар. В любом случае, чтобы принять дар этот, человеку требуется потрудиться над собой, дабы преобразить свою душу, сделав ее близкой к Богу.… Именно такая душа наследует обещанное Христом….

Евангелие (от Марка): 1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

2И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.

3Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

4И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

5При сем Петр сказал Иисусу: Равви́! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

6Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.

7И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

8И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

9Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

32Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.

За 40 дней до своих страданий Господь показывает троим самым верным своим ученикам частику своей Божественной славы. В эти минуты они испытывают такое блаженство, что они не желают, чтобы видение кончалась, чтобы им всегда так пребывать со своим Учителем. Но Господь снова напоминает им о своих будущих страданиях и… ведет их снова в мир, полный страданий. И тут же оказывается, что некий человек привел своего сына и та часть учеников, что осталась у подножия горы, не смогла его исцелить. Им уже приходилось ходить по поручению Христа и проповедовать и данной им властью исцелять. Но теперь никто ничего им не обещал и… они усомнились. Их вера была еще немощна и они постоянно колебались. Колебался и отец бесноватого юноши, увидев немощь учеников Христа (которым Господь указал, что без Него они не могут делать ничего), а для иудеев эта немощь Его учеников снова стала поводом для нападок, так что они не упустили возможность вставить свое слово, начав спорить с апостолами. На это Господь обличает их всех: «о род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вас?!» Здесь фраза несколько сокращена, но сути это не меняет – Господь обличает в неверии и учеников своих, и иудейскую толпу, да и отца. Больше всего это, конечно, касалось апостолов, которые видели Его чудеса и даже властью, данной их Учителем, совершали их, но теперь…. снова усомнились. Разумеется, их вера обретет крепость только после Сошествия на них Духа Божия, а пока…. они учатся, часто подвергаясь обличениям, как это и всегда бывает при обучении. Отцу же юноши, увидевшему немощь его учеников, о которых он, вероятно, слышал, трудно поверить в то, что Господь поможет ему. Но Господь наставляет и его – все возможно верующему. И тот просит помочь ему в его сомнении. Пожалуй, эта молитва уместна в устах нас всех, чья вера ничуть не крепче этого отца, да и учеников Христа, в очередно раз проявивших маловерие. Беда в том, что мы считаем нашу веру как бы достаточной и…. сталкиваясь с последствиями ее слабости. Итак, Господь изгоняет злого духа. Но при этом Он спрашивает о времени, с которого дух вселился в его сына и получает ответ – с детства. Господь знает все, но желает, чтобы отец осознал духовные причины этого. Человек непрестанно согрешает, но каждый грех отдаляет его от Бога, отдавая во власть духов злобы и чем больше человек отдается греху, тем большую власть над ним обретают эти духи. В конце концов, он становится орудием в их руках и часто, чтобы спасти человека, Бог попускает им мучить его, то в виде болезней, разных напастей, а то и через прямое действие, так что человек напрямую чувствует действие этих духов, во власть которых попал. Они не могут совершенно истребить его, но могут мучить. Таких людей и называют бесноватыми. Человек склонен ко греху и творит зло еще до того, как начинает это сознавать, однако до этого момента он не может отвечать за свои поступки, а значит, если в этом возрасте его постигает болезнь или какая иная напасть, то это, скорей, ответ на деяния родителей, чем самих детей. Здесь Господь, несомненно, подводит отца этого юноши к покаянию за какой-то, некогда совершенный грех. Впрочем, часто напасти постигают человека не только в связи с его грехами, но и как средство оградить его от каких-нибудь опасностей и искушений в будущем. Исцелившись, избавившись от власти диавола, юноша этот хорошо подумает, прежде чем совершать какое-нибудьзло, помня о том, какому игу он ранее был подвержен…. И вот, чудо совершилось и ученики в недоумении спрашивают – почему они не смогли изгнать беса. В других Евангелиях приводится ответ Христа: «За неверие ваше. Если будете верить и не усомнитесь, то и горе сей скажете – «пойди и бросься в море» - и будет так….». Господь прямо указывает им на неверие их, на сомнения, которыми они постоянно были колеблемы, а ведь они должны быть примером веры, доверия Богу такого, какое имеет к матери ребенок, носимый на ее руках. Он не подумает, что она бросит его в мусорный бак или под машину. Такое же доверие к Богу должен иметь последователь Христа, а тем более, тот, кто поставлен проповедовать Его Евангелие. Обличений таких им услышать придется много, вплоть до Вознесения Его на небеса (ведь и по Воскресении Его, услышав от жен-мироносиц весть о Его воскресении, они не поверили, за что Господь снова их обличал). Наша вера, как я уже писал, не крепче той веры, что имели они в этот период, а потому есть к чему стремиться. Здесь, однако, слова о вере опускаются. Евангелист Марк делает акцент на других словах Христа: «сей род (бесы) изгоняеся только молитвой и постом». Под молитвой понимается не бормотание скороговоркой, чем часто грешат многие, подражая церковнослужителям, не пустое бормотание без внимания, чем мы часто согрешаем, но симфония души, ума и уст, вместе вопящих к Богу. Уста могут не говорить ничего, но если молится ум – это уже молитва, но если уста бормочут, а ум витает неизветно где – это не молитва. Таким образом, речь идет именно о молитве ума и души, такое общение с Богом буквально палит бесов. И под постом понимается не просто диета, но действительное воздержание через отрешение от пристрастия к вкусным кушаньям (лакомство является грехом не только для поста, но все 365 дней в году), от развлечений…. Словом, речь идет о воспитании умения говорить «нет» своим греховным влечениям без поблажек. Именно такой пост страшен для бесов. Если же мы, исключая из рациона скоромные продукты, продолжаем объедаться и лакомиться оставшимися в рационе яствами, то толку от такого поста нет никакого. Но эти слова напоминаются нам не чтобы сказать, каким постом не следует поститься, но каким следует (ведь на дворе – пост). И после этих слов впервые с начала поста в состав читаемого текста включаются слова Христа о своих страданиях и воскресении. Половина поста уже прошла и мы приближаемся к Пасхе. Наступает время спросить себя – правильно ли мы постимся, есть ли от нашего поста хоть какой-то толк…

И чтения праздника преподобного Иоанна. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 2и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

3А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.

4Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; 5ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

6Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; 7итак, не будьте сообщниками их.

8 Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, 9потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10 Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 11и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12 Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.

13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15 Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16дорожа временем, потому что дни лукавы.

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21повинуясь друг другу в страхе Божием.

Вы были тьмой, были отвержены от Бога, а теперь – сочетались Христу, вступили в общество верных Божиих,

значит ведите себя соответственно. – Таков смысл этих слов и всех наставлений, которые дает апостол в этой главе. За верными Божиими мир ревниво следит, замечая каждый проступок, каждый грех, каждое дело, которое он своим сынам прощае и даже иной раз вменяет в добродетель. Поэтому каждый проступок христианина очень часто становится известен всем и ложится пятном на всю Церковь, так как по нам окружающие по нам судят и о вере нашей. Поэтому нерадивый христиаини (увы нам), сродни хулителю веры. Из всех слов апостола особенно хочется выделить слова «не упивайтесь вином», актуальные в наше время, когда даже иные богословы посвящают статьи защите винопития, которые лица, неравнодушные к спиртному, понимают однозначно – как благословение на пьянство. Разум – один из величайших даров Божиих и дан он человеку вовсе не для того, чтобы он дурманил его всякими средствами. Увы, в наше время таких слов против пьянства, как в послании у апостола, не услышишь, зато «Христос вино пил и нам велел» - на каждом шагу….

Евангелие (от Матфея): 12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

18Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

24И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия[200], и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, точнее похвалы тем, кто идет по пути Христовому, в отличие от заповедей Закона Синайского, имеющего больше запретов, чем повелений. Нишета духа – эта фраза дает повод неверующих злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Плачущие – это не плачущие, вообще, как злословят неверующие, но плачущие, видя мерзость своих грехов. Однако «плач мирская производит смерть, а плач по Богу – жизнь…». И здесь речь не об унынии, лишающем сил, но о плаче деятельном, подвигающем на борьбу со злом в себе. Такому человеку, занятому оплакиванием своих грехов, некогда судить других, а потому он стяжает кротость, незлобие и даже благодарит обличающих его, ведь 90% обличений и поношений, которым мы подвергаемся – справедливы, но наша гордость мешает нам видеть это. А такой человек ясно видит это и благодарит напоминающих ему об этом. Жаждущий правды – это жаждущий оправдания Божия, жаждущий исполнения воли Божией в себе, жаждущий того, чтобы на нем Бог исполнил все, что пожелал. Таким образом, человек такой жаждет спасения и особенно жаждет достижения праведности не мнимой, но подлинной. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

По окончании службы о.Антоний говорил на тему нынешнего праздника. Сегодня, в 4 Неделю Великого поста мы отмечаем память преподобного Иоанна Лествичника. Он известен, прежде всего, тем, что написал великий труд – «Лествицу», в которой повествуется о пути восхождения человека к Богу, о борьбе со страстями и стяжании добродетелей. В ней описывается каждый этап духовного восхождения человека, и каждый человек може найти в ней практической руководство в его духовной жизни. И именно потому он назван «лествичником», что его труд именуется «Лествицей», то есть, по-нашему «лестницей», где ступенями являются отдельные главы с описанием восхождения человека к Богу. Так, первая глава говорит о том, что духовнаяжизнь человека не может начаться без отречения человека от себя, от своей воли. Многие из нас имеют семьи и знают, что мирные отношения в семье зависят от умения сторон жертвовать своей волей, уступать в чем-то. Если же каждый будет всегда стоять на своем, то мира не будет, а будут постоянные раздоры. От главы к главе в книге пишется о том, как человек должен восходить от силы в силу. Главным делом в духовной жизни человека становится покаяние. Под покаянием понимается не «исповедь», когда человек прочитывает священнику написанное на бумаге, где приводится список грехов, списанный с молитвослова, притом, что больше половины он в списке не понимает. На вопрос о наличии покаяния при этом они неизменно говорят «каюсь», притом, что на поверку этого покаяния даже не заметно внешне. Это также и не отчет перед священником о совершенных делах, а покаяние с желание больше грехи не совершать. Именно когда человек, каясь, больше не совершает грехи, это и есть подлинное покаяние. Это тем более важно, что сейчас – пост, когда мы, преимущественно, посвящаем время очищению души….

По окончании он напомнил всем расписание служб на следующую седмицу, а также поздравил тех, кто в этот день причащался Святых Христовых Таин.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь