Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Творческое мышление и воображение.



Воображение- это псих. проц., кот. Заключ. в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. В– это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов деятельности, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Назначение воображения как психического процесса: позволяет представить результат деятельности до ее начала; представить не только конечный продукт, но и промежуточные продукты. В создает психическую модель продуктов, связано с мышлением, позволяет предвидеть будущее. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, когда необходимо отыскать новые решения. Они мотивируются потребностями личности. Реальному проц. удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей. Но в процессе воображения опережающее отражение действительности происходит в конкретнообразной форме в виде ярких представлений, а в процессах мышления – путем оперирования понятиями. Воображение возникает тогда, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.Т.о.воображение позволяет принять решение и найти выход из проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.

Виды воображения: Пассивное (образы не воплощаются в жизнь, намеченные программы поведения не осуществляются). Может возникать преднамеренно и непреднамеренно(сны, при патологических расстройствах сознания и т.д.)Активное: творческое (самостоятельное создание образов) и воссоздающее (создание образов, соответствующих описанию). 1.по степени произвольноси: произвольное (активное или преднамеренное): воссоздающее (способность подобрать любимую мелодию) и творческое (самостоятельное создание например мелодии), непроизвольное (при сновидениях) (пассивное или непреднамеренное). 2. по способам создания образов: воссоздающее и творческое. Мечта – образ желаемого будущего. Для произвольного В.характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Непроизвольное воображение характеризуется неучастием, незначительным включением в процесс создания образов, волевого усилия и целеполагания (сны, грезы).

Процессы воображения: Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения – преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Сущность В.составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. В. – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах: агглютинация – «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. (русалка, избушка на курьих ножках). гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (великан, мальчик с пальчик) и изменение количества частей предмета или их смещение: многорукие богини, драконы с 7 головами. заострение, подчеркивание каких-либо признаков: шаржи, карикатуры, схематизация – представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план; типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают 2 типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, второй – неэф

операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо, выделил 2 основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. 

 

30. Психология речи. Виды и функц. речи. Мышл. и речь. Речь – это язык в действии. Язык – сист. знаков, включ. слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово – разновидность знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

Личностный смысл - это отражение в инд. сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Личностный смысл – это субъективное переживание содержания слова.

Соссюр (основатель лингвистики). Гл.св-во языка – условность, произвольность знака. Знак заменяет предмет по своей чувственной форме, можно оперировать объектом без практического действия с ним. Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс использования языка. Их отличия: 1) язык стабилен, речь динамична. Речь как процесс – возможность развития языка как системы. Б) язык – система общественных значений, речь позволят выражать индивидуальный смысл. 3) речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи. Речь - форма общения, опосредствованная языком.

функции языка:

1. средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта

2. средство общения (коммуникации)

3. орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

функции речи:

1. сигнификативную (обозначение) – отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении.

2. обобщения – слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

3. коммуникации (передача знаний, отношений, чувств) – выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. 3 стороны: информационную, выразительную; волеизъявительная.

Виды речи:

Внешняя включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внутренняя речь – выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней к внешней (экстериоризация) – разыертывания структуры внутренней речи.

Диалогическая речь – речь поддерживаемая собеседником.

Монологическая – длительное, последовательное, связанное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Письменная – разновидность монологической. Она более развернута, чем устная монологическая, что связано с отсутствием обратной связи с собеседником

Эгоцентрическая речь. Ж.Пиаже впервые выделил феномен эгоцентрической речи. У детей 2-6 лет набл. явление «речи для себя». Пиаже: эгоцентрическая речь – проявл. эгоцентризма мышления, следствие недостаточной социализации изначально индивидуальной речи. Выготский: эгоцентрическая речь есть переходная речь от внешней (социальной) к внутренней. Это озвученная внутренняя речь. Ее функция - ориентировка, осознание и преодоление препятствий, затруднений, возникает из недостаточной индивидуации изначально социальной речи.

Генетические корни мышления и речи

Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль

возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи.

Выготский рассматривает две основные тенденции в трактовке отношения мысли и слова: 1. их полное отождествление (нечего и изучать), 2. их полное разъединение (чисто внешняя механич. зависимость между ними). Необходимо пересмотреть эти отношения. Разлагать речевое мышление надо не на элементы, а на единицы, сохраняющие основные свойства целого. Такой единицей в речевом мышлении является внутренняя сторона слова - значение. Каждое значение - скрытое обобщение. Обобщение - акт мышления. Значение слова есть речь и мышление одновременно, оно есть единица речевого мышления. Основной метод - изучение значений слов. Отношение между мышлением и речью - величина переменная, оно качественно и количественно меняется в процессе развития.

Речевое мышление есть общественно-историческая форма. Во внутренней речи значение отличается от смысла. Ребенок может освоить понятия (пользуется для себя) и продолжать пользоваться речевыми знаками. Значение слова задается определенным контекстом. “Значение задается внешним контекстом, который и надо присвоить”. Во внутренней речи значение слова может иметь смысл. Полан: смысл слова – совокупность всех возможных психологических содержаний, связанных со словом. Смысл слова шире значения. Может задаваться внутренним значением слова. Смыслы – резервы развития значений. Человек во внутренней речи порождает новые контексты использования слов, экспериментирует с ним. Смыл здесь доминирует над значением. Проявления доминирования смысла над значением: 1) агглютинация – феномен слипания (например, “посторонним в.”). 2) феномен вливания (например, “мертвые души, “Анна Каренина”).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь