Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Научное историческое обоснование концепции панславизм-евразийства



(на основе исследований Л.Н.Гумилёва и обобщения Д.Р.Гаврилова).

Лев Николаевич Гумилёв – великий мыслитель советской эпохи, автор теории пассионарности и этнографического «старения» народов. Ему удалось на основании собственных исследований выяснить закономерности создания новых государств и целых империй. Причём эти закономерности позволяют выяснить, что история средневековья, основанная на евроцентризме, не показывает всей картины мира, в это же время в Азии строились и рушились свои царства. Лев Гумилёв писал о том, что история России начинается, прежде всего, с истории славян.

После «демографического взрыва» в Европе началось Великое переселение народов. Славянский этнос, образовавшийся во 2 века н.э. как и другие этносы также изменил ойкумену. Как ныне установлено, славяне не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в неё в 8 веке, заселив Поднепровье и бассейн озера Ильмень. До славянского вторжения эту территорию занимали русы, или россы – этнос отнюдь ни славянский. При этом нельзя считать руссов скандинавскими варягами, т.к. варяги начали свои походы в 9, а русы известны уже в 6 веке. Позднее, многочисленные славянские народы «перемешались» с руссами, «ославянив» их. В итоге возникла ситуация, когда на новгородской земле жили поляне ( позднее восточные славяне - словены), но в названии своего государства оставили наименование «Русь», от названия первого этноса. Однако процесс славянского этногенеза был нарушен вторжением в Европу других народов с востока. Хиониты, которые стали известны под именем авар, или обров, отделили южных славян от северных (прибалтийских). Так было положено начало разделению славян на разные, но близкие по родству, славянские этносы.

 

История Руси в летописном виде началась с прихода знаменитого Рюрика, скандинавского викинга, которого пригласили ильменские словене. Так ли это было на самом деле доказать сложно. Существует много работ историков, которые опровергают личность Рюрика, или наоборот, доказывают его существование. Так или иначе, но в 862 году варяг, которого называли Рюрик, стал княжить в Новгороде. Вот как описан этот приход в одной из летописей: «И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

Тем не менее, на основе современных исследований доказано, что многие моменты в «Повести временных лет» затушёвываются. В книге Гумилёва «Древняя Русь и Великая Степь» летопись подробно разбирается и критикуется. Так выяснилось, что Нестор, писавший свой труд, был сторонник великого князя Святополка, который был одни из первых русских «западников». Естественно, что приход викингов в таком положении вещей восхвалялся. Общеизвестно, что Рюрик, после своего прихода, сломил сопротивление антиваряжской партии, возглавляемой Вадимом Храбрым, казнив оного. Существует версия, что Рюрика не приглашали, он завоевал словен по предложению своих сторонников. Лихачёв же характеризует повесть как замечательное художественное произведение, где исторические события заменены легендами или вставными новеллами. Так или иначе, но доказано, что Синеуса и Трувора не было, они возникли в результате неправильного перевода летописи. Под ними обозначался род Рюрика и его славная дружина.

Несмотря на это эпоху княжения на Руси варягов, Рюрика, Олега и Игоря -  раскрывают сразу 3 правды.

 

Первая заключается в том, что Рюрик положил начало объединению Руси, которая на тот момент времени состояла из отдельных племен, разбросанных по лесам. Варяги провёли успешный поход на Киев, где сидели Аскольд и Дир, объединили прибалтийских и киевских славян, в результате была создана Киевская Русь.  

 

Вторая правда заключается в том, что поход на Константинополь и подписания выгодных торговых отношений, произошёл единожды и оставляет после себя вопросы. Так в летописях Византии даже не упомянут поход Олега, они его просто не заметили. На основе летописей можно прийти к выводу, что такой поход был предпринят ранее, а Нестор приписал всю славу Олегу, т.к. симпатизировал ему. Существует вероятность, что летописцы Византии не хотели упоминать позорное поражение, но это осталось во мгле истории. Для нас важен тот факт, что варяги осуществили много других походов на прибрежье Чёрного моря в союзе с Хазарией, где в это время правили иудеи. Походы были плачевны. Плохо оснащённые армии были сожжены греческим огнём, сотни славянских юношей проданы в рабство, а Хазария предала оставшуюся часть смерти.

 

Третья правда состоит в том, что в те времена «варяги» были не этносом, а профессией. Пассионарное население Скандинавии уходила в военные походы на небольших кораблях, где и осуществляла грабёж. Они не возвращались на родину, т.к. у себя были подобно изгоям, поэтому варяги Рюрика успешно ассимилировались со словенами. В итоге, своей военной мощью они положили начало государственности Руси. До этого словены и русы ассимилировали друг друга, тем самым повысив пассионарность своего народа – он стал сильнее, больше, и поэтому был способен переносить тяжёлые условия, имел возможность успешно бороться за свою территорию.

Теперь вернёмся к дальнейшему анализу истории.

 

После смерти Игоря на престоле оказалась Ольга. Ольгу уже нельзя было причислить к викингам. Точное происхождение её не указано. Однако известно, что родилась она на территории Псковской области.  Приняв тайно православие, она стала первой княгиней Киевской Руси, которая начала  новую политику. Как только надобность в варягах миновала, от них избавились, славянский элемент восторжествовал и над норманнским, и над россмонским, сохранив от последнего только название: «поляне, яже ныне рекомая Русь». Смена веры в 988 г. при Владимире позволила покончить с заморскими традициями, и Русь вступила в инерционные период этногенеза, при котором условия для накопления культурных ценностей оптимальны. Владимир прекратил военные действия в Византии, начатые варягами и продолженные сыном Ольги.  Принятие православия вернуло утраченные контакты с Византией и помогло в защите против западного католического влияния. Русские считали своими греков, грузин, карелов, ижору, но не шведов, немцев, французов, итальянцев.  Католики не считали греков, болгар, русских за единоверцев, причём это отчуждение  превратилось в религиозную войну против православных. Внедрение греческой веры и культуры привело к некоторому усложнению системы. Там, где язычество устояло - у полабских славян, - победили немцы в конце 12 века. А там, где создались сложные системы - на Руси, в Польше, Чехии, - немецкий натиск был остановлен. Само разделение христианства на католичество и православие произошло в результате противостояния двух суперэтносов: Византии (восточного православного мира) и Римской империи (западного христианского мира). На основе этого возникли и религиозные диспуты. Вскоре Рим стал католическим, там восторжествовало папство, он отделился от культуры Константинополя. Когда же и Константинополь пал, после очередной войны, молодая Москва, уже в период раздробленности на Руси, стала последним оплотом православия. Падение Константинополя было предрешено, этносы Византии одного возраста с Русью, и когда очередной император стал иконоборцем, он лишил народ Византии своей самой главной ценности – икон. Православие пошатнулось. Главным источников православного богословия для Руси стала Болгария. Греки в Византии стали «старым» этносом и растеряли свою былую силу. После крестового похода, Византию захватили арабы-мусульмане, предшественники Османской империи. В это же время Русь подверглась набегам монголо-татар и частично тоже прекратила своё существование. Но они смогла возродиться, благодаря сохранению культуры. И уже обновлённая стала новым суперэтносом. 

 

Этносы появляются на свет как новорожденные дети. Они переживают этапы взросления, своего расцвета и старости. За этим они превращаются в реликты и уходят с мировой арены, либо обновляются за счёт слияния с другими этносами или за счёт появления новых пассионариев в результате мутаций. Киевская Русь была сильным государством с прекрасной культурой. Что помогло ей стать таковой и что повлияло на её распад? Это вопрос причинно-следственной связи является одним из главных. На момент крещения в Киевскую Русь входили: вятичи, волыняне, кривичи, дреговичи, древляне, дулёбы, поляне, полочане, радимичи, северяне, тиверцы, уличи и другие. Всё это славянские племена, которые возникли после раздробленности восточных славян. Свои особенности они получили за счёт географического положения, которое даёт со временем определённые физиологические особенности. Олег, а после и другие князья, стали объединителями славянских племён. Часть из них примкнуло к Руси самостоятельно, часть была завоёвано. Но всё это положило начало возникновению нового суперэтнического образования. Реликты, субэтносы влились в Киевскую Русь и стали основой её усиления. Но ничего просто так не произошло бы. Каждое племя верило в своих языческих богов, в лице которых выступало солнце, ветер, гроза и т.п. природные явления. Все они были дезинтегрированы, т.е. разобщены. Связи между племенами поддерживались только за счёт торговли. Выбор веры Владимиром, описанный в Повести временных лет, стал главным фактором единения Руси. Конечно, православие было воспринято и усвоено народом далеко не сразу. Но мироощущение славян оказалось намного ближе к православию, нежели к другим религиям. Возникло двоеверие, с которым было сложно бороться и оное дожило до 17 века в некоторых местах. Но главный фактор – ортодоксия, т.е. принятие единого Бога, сыграл решающую роль в создании русской нации.

 

После того, как Киевская Русь распалась на несколько княжеств, начались чёрные дни. Междоусобицы забирали всю военную мощь, в них гибли тысячи славян. За долгие годы столкновений между князьями страна потеряла свою целостность, пятимиллионное населения стало уменьшаться. Поэтому говорить, что Киевская Русь была нежизнеспособна просто некорректно. Тот факт, что торговля стала решающим фактором появления данного государства по пути «Из варяг в греки» верно. Славяне расселялись преимущественно вдоль рек. Но удлинение страны по речным путям не могло стать решающим фактором разъединения. Усобицы, возникшие в период дробления, стали главным врагом некогда единого народа. Князья желали увеличить свои владения за счёт других. Все завоевания в этот период прекратились. Когда же Золотая орда напала на Русь, и та стала вассалом, то поздние историки Российской империи приписали это кровожадности монголо-татар. Так ли это на самом деле? Империя Чингизидов возникла не из обычных кочевников. На тот момент времени Тэмуджин (будущий Чингисхан) являлся типичным пассионарием и не мог выносить старые порядки. Племена монголов следовали родовым обычаям, не создавали государства, у них не было постоянной армии, на тот исторический момент они являлись слабым угнетаемым народом. Но противники старых порядков – людей длинной воли – это не устраивало. Чингисхану удалось собрать таких же как он «изгоев», собравшись в один кулак такие пассионарии смогли привлечь остальные племена. Чингисхан написал «Яса» - книгу закона. Она изменила порядок вещей, сроднившись с ментальностью монголов. По этим законам человек карался смертью за блуд, кражу, грабёж, скупку краденого, чародейство, направленное против ближнего. Главный императив – взаимовыручка. Монголы считали самым большим злом предательство, если заключали дружбу, то отдавали воинов, сражались всей яростью, но никогда могли оставить союзников. Демонизация некоторыми историками их неправильна, т.к. их принципы основывались на коллективной ответственности, они всё делали вместе и презирали то, что на Западе называлось «искусством политика». Поэтому когда их послов, которые они отправляли – убивали, то они считали, что за это полагается долгая месть. Сами они всегда чужых послов берегли, в то время как в Европе дипломатов посылали насмерть. Козельск, где один из русских князей убил их послов, был объявлен «злым городом», т.к. по их понятиям народ, поддерживающий своего правителя должен делить с ним ответственность. Для классового общества такое мнение нелепо, но монголы не могли представить о существовании подобного неравенства, их строй был другой.  Поэтому Козельск был сожжён дотла, а население частью перебито. Золотая орда вторглась на Русь и в 1223 состоялась битва на р. Калке. Началось монголо-татарское иго, продлившееся 200 лет. Из этой эпохи можно вынести 5 правд..

 

Первая правда заключается в том, что монголов было в 10 (!) раз меньше войск Восточной Европы, их экипировка была слаба, но основной акцент делался на манёвренность за счёт мобильной конницы. Русь была разобщена. Киев уже несколько раз был  разграблен «своими». Тот же Козельск, который подвергся атакам, стоял недалеко от крупнейших городов. Но на помощь никто не пришёл.

 

Вторая правда заключается в том, что в захваченных городах не творилось «безобразие», все церкви на Руси были сохранены, монголы не могли оставлять в каждом поселении свои отряды, поэтому выдали «ярлык» князьям и мирно уходили. Добряками их, конечно, считать не стоит. Такие города должны были платить определённые дань хану.

 

Третья правда состоит в том, что после вторжения монголо-татар Русь стала вассалом. Сохранила независимость преимущественно только Новгородская республика. Но в это время происходит возвышение Москвы, а также совместные военные действия русских войск и монголов против католической Европы. Александр Невский выглядел на фоне раздробленности единственным человеком, который стремился сохранить Русь, защитить её от крестоносцев, которые посчитали православных людей отступниками, не считаясь, что католичество само появилось в результате раскола с Византией. 

 

Четвёртая правда состоит в том, что та часть Руси, которые завоевали монголы, после распада Орды сохранила собственную культуру и идентичность. Та же часть, которая примкнула к папству, утратило и культуру, и независимость и самобытность. Известный пример - Галицкая Русь. Будучи на окраине она впитывала влияние Запада. Когда хан подъехал к Галичу, князь галицкий получил ярлык на княжение, но вскоре тот выехал к папе и получил разрешение стать «королём малой Руси», в итоге он был убит за предательство. В городе бояре обратились к соседним князьям, но те пошли против народа, в итоге сам Галич был разорён из-за смуты, а через несколько лет присоединён к Польше. После этого это княжество перестало существовать вообще.

 

Пятая правда заключается в том, что русичам постоянно оказывалась военная поддержка против литовцев, которые к тому времени захватили южные земли былой Руси. Но не стоит и забывать, что за поддержку славяне платили хану большую дань, которая вся уходила на прокорм лошадей. Это же сильно замедлило общее развитие страны в экономическом плане.

 

В итоге только после усиления Москвы и централизации мы смогли покончить с татарским игом. Но и это не стало решающим фактором. Чума, которая прокатилась по Европе, достигла и России. Умирал каждый четвёртый, в этой ситуации только пассионарии смогли преодолеть трудности и посеять свой генофонд. Началось возвышение Москвы, в основном благодаря митрополиту Алексею, который выполнял функции князя на тот момент, так же как  и монаху, Сергию Радонежскому, который поддерживал Димитрия Донского. Своим словом они смогли присоединить разрозненные земли. И уже на Куликовском поле началась эпоха возрождения русской земли. Во время раздробленности говорили: «Московиты, тверичи, рязанцы, смоляне, новгородцы». И только на Куликово в 1380г. пошли русские. Чтобы население ощутило себя этносом, понадобился подвиг, ставший моментом рождения и государственности, и народности, и культуры и воинского духа. Так возникла Великороссия.  Ещё в момент этой решающей битвы монголы приняли ислам. Когда же Орда стала распадаться, последовали религиозные преследования. Так татары были противниками ислама и стали быть угнетаемыми. Единственным место, где они могли найти приют и дружелюбие, были русские княжества, с которыми ревнители древних традиций связали полвека совместной жизни. Так появились на Руси… Аксаков, Алябьев, Аракчеев, Ахматов, Батурин, Бердяев, Булгаков, Бунин, Бухарин, Вельяминов, Гоголь, Годунов, Горчаков, Державин, Измайлов, Кантемиров, Карамзин, Кириевский, Корсаков, Кочубей, Куракин, Милюков, Мичурин, Рахманинов, Салтыков, Строганов, Татищев, Тимирязьев, Тургенев, Тютчев, Уваров, Ушаков, Чаадавев, Шереметев, Шишков, Юсупов. Этот перечень лишь отчасти отражает тот размах, который приобрела русско-татарская метисация.

 

У Соловьёва, Карамзина прослеживается противостояние леса со степью. Но так ли это? Ведь, по сути, и лес и степь не могут существовать по отдельности. Они скорее вступят в симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество, потому что каждый имеет ресурсы, который не имеет другая сторона. Так половцы совершали часто набеги на Русь ещё до прихода монголо-татар. Но неискушённый историк, анализируя летописи, может заметить и другие моменты. Что «лес» и «степь» активно торговали между собой, что половцы не только совершали набеги, но и участвовали в междоусобных войнах вместе с дружинами князей, заключались различные договоры, согласно которым половцы защищали Русь от набегов иноземцев. Отсюда можно заключить, что подобный симбиоз был. И русские князья считали уже половцев «своими». Ещё во времена ига многим пассионарным людям было некуда деваться. Они уходили на южные границы, опустошённые беспорядочными столкновениями между тюрками. Так русские дружинники, оставшиеся без князей, на границах перемешались с крещеными половцами, они создали новый этнос – малороссы (старое название), или восточные украинцы (так их звали поляки). Проявив невероятный героизм, он вернул заброшенную землю и сохранил культурную самобытность.

 

Надо отдать должное уму и такту наших предков. Они не создали человекоубийственную систему мироощущения, они относились к окрестным народам как к равным, пусть даже непохожих на них. И благодаря этому устояли в вековой борьбе, утвердив как принцип не истребление соседей, а дружбу народов. Для того, чтобы эти люди, живущие на одной территории в мире и согласии, стали единым этносом, не хватало одной детали – общей исторической судьбы, которая воплощается в коллективном подвиге, в свершении, требующем сверхнапряжения. Когда же народу стала ясна цель защиты не просто территории, а принципа, на котором надо было строить быт и этику и всё, что ныне называют культурным типом, то все, кому это было доступно, взяли оружие и пошли биться с иноверцами.

Древнюю Русь погубила дестабилизация, увеличение числа субпассионариев – эгоистов, не способных к самопожертвованию ради бескорыстного патриотизма. На осколках древней Руси возникло Московской княжество, которое смогло со временем присоединить к себе остальные территории, и время это было названо собиранием земель.

 

Какая же складывается общая картина в каждом периоде в целом? К 19 веку раскол славянского единства привёл к созданию новых, ранее не существовавших народов. В результате смешения славян с иллирийцами появились сербы и хорваты, а во Фракии смешение с пришлыми кочевниками положило начало болгарскому этносу. Общность исчезла, но ещё сохранилась языковая близость. Когда Ярослав Мудрый вместе с новгородцами шёл нам Святополка Окаянного, сидевшего в Киеве, тот обратился за помощью к Болеславу, польскому королю. Когда же их войска встретились на реке Буге, то Ярослав кричал, что проткнёт «колом брюхо толстое» Болеславу. И оба противника понимали друг друга, хотя уже на тот момент стали возникать первые языковые различия. Этот факт лишь подкрепляет тот вывод, что славяне некогда были единым народом. Поэтому идеи панславизма более чем актуальны и сегодня. Уже на тот момент времени многие славянские поселения подпали под западное влияние. Яркий пример тому Польша, которая в союзе с Литвой образовало позже Речь Посполитую. Туда проникли идеи западной культуры, поляки приняли католичество. Польша стремительно захватывала русские земли ещё в момент возвышения Москвы. Наши братья стали нам врагами, подпав под чужое влияние. И этот процесс в наши дни происходит на Украине. Только пресекая дурное влияние, которое навязывает свои мысли трудному подростку, можно вырастить из него порядочного человека. Так и нам следует чётко отделить «своих» от «чужих» и начать новые идеологический рывок по восстановлению старых союзных связей с близкими нам государствами, не оглядываясь на мнение мирового сообщества. Нельзя спокойно принимать в себя «западные ценности». В 11 веке князь Всеволод заключил династический брак с Генрихом четвёртым, выдав за него замуж свою дочь Евпраксию Всеволодовну. Оказалось, что Генрих был поклонником антисистемным культам и служил «чёрные мессы» Сатане, в которые привлек свою невесту, дабы на её голом теле служить кощунственные обедни. В итоге Евправксия сбежала и прожила всю свою жизнь в одном из монастырей. И много с тех пор не изменилось. Когда в Европе победили папы – появилась кровавая инквизиция. Сейчас же там однополые браки и торжество чёрных мигрантов, которые лет через 100 сделаю на этих землях свой халифат. Конечно, мазать всё чёрной краской нельзя, но тенденция берёт своё. Почему в СССР в своё время мирно вошли Эстония, Литва и Латвия? У  русского народа с ними установились дружеские связи. Ещё во время завоеваний немецких рыцарей в этом регионе эсты отказались им покориться. Существование дружеских связей подтверждает тот факт, что города, которые ныне называют Тарту и Талин, имеют вполне русские исторические имена Колывань и Юрьев (по христианскому имени основателя этого города Ярослава Мудрого). А вот немцы ещё  тогда относились к русским довольно жестоко, если захваченных эстов обращали в крепостное состояние, то русских просто убивали. Именно в те времена происходили миграции русско-польского население, которые впоследствии составили западный украинский этнос.

 

Теперь вернёмся к периоду московского усиления, чтобы продолжить наше историческое обоснование. После смерти Александра Невского стали княжить в Москве его потомки, которые положили конец традиции Ярослава Мудрого, заложившего начало раздробленности на Руси. Особо выделился Иван третий, который сумел грамотно расширить территории Московского княжества. Удачно заключив союз с Крымским ханством, он смог оттянуть силы Литвы, которая на тот момент времени была в союзе с ордой, и стояние на Угре закончилось без боёв. Раздробленная орда уже не представляла того оплота могущества, а Московское княжество впервые, после Куликовской битвы, смогло почувствовать собственную силу. Но долго это не продолжилось, после смерти Ивана Грозного наступили тяжёлые смутные времена. Юг России был захвачен Польшей, север захватывала Швеция. Поляки уже не ощущали себя славянами, а приняв католичество, уже не считали, что их могло что-то связывать с россиянами ранее. Однажды подпав под европейское влияние, народ уже не мог выбирать друзей и врагов самостоятельно, и русских за равных людей перестать считали. Мало кто знает, но Минин и Пожарский смогли спасти страну, приложив не малые усилия. Когда надо было сформировать полки, знать сказала: «денег нет». Тогда Козьма Минин, великолепно зная своих сограждан, бросил свой знаменитый клич: «Заложим жен и детей наших, но спасём Русскую землю!» Никто против не был. А раз так, то Минин с выборными взял силой и выставил на продажу в холопы жён и детей всей той знати, которая не пожелала давать денег. Деньги тут же нашлись, каждый «вдруг» обнаружил у себя заначку. Организовавшись так однажды, народ смог организоваться и в Великую Октябрьскую революцию.

 

Время шло, у нас Рюриковичей сменили Романовы, отголоски крестьянских восстаний уже прошли. Народ поднял свои головы, люди той части поселений, которые ранее входили в Киевскую Русь – Киев, Чернигов, Запорожье – притеснялись, будучи под властью Польши. Все православные люди Украины не могли свободно ходить в церкви, были обложены разными налогами. Настал выбор совести, либо подчиниться полякам и отречься от православия, которое во все времена служило неким индикатором «свой – чужой»: Европейский мир был католическим, наш суперэтнос, российский – был православный. На этом фоне появился Богдан Хмельницкий. Он явился к запорожцам и заявил: «Хватит нам терпеть этих поляков, давайте соберём раду и будем защищать церковь православную и Землю Русскую! Этот призыв стал доминантой для всех казаков и, будучи в разы меньше армии Польши, казаки смогли на первых порах выстоять свои земли от католического влияния. Но когда Богдан попал в плен, а шляхтичи собрали, наконец, боеспособное войско – сопротивление было сломлено. Хмельницкий принял решение начать переговоры с Москвой. Выбор свершился. Россия прислала войска и прогнала поляков. Украина снова стала частью Великой Православной Славянской Руси.

 

Пётр Романович, несмотря на продолжение линии западничества своего отца, показал, как правильно нужно налаживать связи с Европой. Он приглашал людей, которые владели особыми профессиями, заставлял своих людей обучаться новыми науками, создал флот. Он перенимал из европейских достижений только самое лучшее. Россия отставала по развитию, но в петровские времена много полезного было сделано. Пётр не стремился вмешивать в войну нашу страну ради чьих-то интересов. Он укреплял собственное хозяйство. Далеко не всё, что было перенято, пошло на пользу. Но сам подход был правилен. Царство стало империей, и в этом его заслуга.

История России продолжалась. Ещё до Петра первого наши соотечественники активно исследовали Сибирь. Экспедиция Ермака в 1581 года прошла успешно. Аборигены вели в тех местах размеренный образ жизни, были в состоянии гомеостаза с природой, поэтому пришельцам сопротивляться не могли. Но Москва чётко прописала правила, по которым нельзя, никоим образом было притеснять этих людей. Казнь же была недопустима вообще. Конфликты с русскими, если они и возникали на первых порах, например у бурят и якутов, быстро улаживались и не имели тяжёлых последствий в виде национальной розни. Ф.М.Достоевский отметил, что если у французов есть гордость, любовь к изяществу, у испанцев – ревность, у англичан – честность и дотошность, у немцев – аккуратность, то у русских есть умение понимать и принимать все другие народы.

 

Именно новая система поведения, созданная на старой идеологической основе – православии, – позволила России сказать свое слово в истории Евразии. Этот континент за исторически обозримый период объединялся три раза. Сначала его объединили тюрки, создавшие каганат, который охватывал земли от Желтого моря до Черного. На смену тюркам пришли из Сибири монголы. Затем, после периода полного распада и дезинтеграции, инициативу взяла на себя Россия: с XV в. русские двигались на восток и вышли к Тихому океану. Новая держава выступила, таким образом, «наследницей» Тюркского каганата и Монгольского улуса.

 

Объединенной Евразии во главе с Россией традиционно противостояли: на западе – католическая Европа, на Дальнем востоке – Китай, на юге – мусульманский мир. В отличие от ландшафтов Западной Европы ландшафты Евразии очень разнообразны. А ведь для любого народа крайне важны связи с родным ландшафтом, который определяет систему хозяйства. Этнос приспособлен к своему ландшафту, ему удобно в нем. Если же ландшафт изменяется радикально, то радикально меняется и этнос. При изменениях ландшафта, превышающих определенный критический порог, на месте старого этноса появляется новый.

Разнообразие ландшафтов Евразии благотворно влияло на этногенез ее народов. Каждому находилось приемлемое и милое ему место: русские осваивали речные долины, финно-угорские народы и украинцы – водораздельные пространства, тюрки и монголы – степную полосу, а палеоазиаты – тундру. И при большом разнообразии географических условий для народов Евразии объединение всегда оказывалось гораздо выгоднее разъединения. Дезинтеграция лишала силы, сопротивляемости; разъединиться в условиях Евразии значило поставить себя в зависимость от соседей, далеко не всегда бескорыстных и милостивых. Поэтому в Евразии политическая культура выработала свое, оригинальное видение путей и целей развития.

 

Евразийские народы строили общую государственность, исходя из принципа первичности прав каждого народа на определенный образ жизни. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно. Таким образом, обеспечивались и права отдельного человека. Вспомним, например, что после присоединения Поволжья, Урала и Западной Сибири в армии московских царей, наряду с полками иноземного строя, стрельцами, дворянской конницей, появилась «низовая сила». На кочевников, служивших в армии, почти не расходовали денег, они жили за счет своей добычи и в маневренных войнах были довольно удачливы. С их помощью Алексей Михайлович освободил от Польши Украину и тем самым спас ее от уничтожения.

 

Исторический опыт показал, что, пока за каждым народом сохранялось право быть самим собой, объединенная Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман. К сожалению, в XX в. мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей страны политики и начали руководствоваться европейскими принципами – пытались всех сделать одинаковыми. А кому хочется быть похожим на другого? Механический перенос в условия России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего, и это неудивительно. Ведь российский суперэтнос возник на 500 лет позже. И мы, и западноевропейцы всегда это различие ощущали, осознавали и за «своих» друг друга не считали. Поскольку мы на 500 лет моложе, то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагают совсем иные императивы поведения.

 

Это вовсе не значит, что нужно с порога отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт. Так называемые цивилизованные страны относятся к иному суперэтносу – западноевропейскому миру, который ранее назывался «Христианским миром». Возник он в IX в. и за тысячелетие пришел к естественному финалу своей этнической истории. Именно поэтому мы видим у западноевропейцев высокоразвитую технику, налаженный быт, господство порядка, опирающегося на право. Все это – итог длительного исторического развития.

Конечно, можно попытаться «войти в круг цивилизованных народов», то есть в чужой суперэтнос. Но, к сожалению, ничто не дается даром. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой в любом случае будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция.

Этот простой, казалось бы, вывод можно сделать, лишь руководствуясь верными исходными посылками. А мы почему-то никак не хотим признать очевидного; основа этнических отношений лежит за пределами сферы сознания – она в эмоциях: симпатиях-антипатиях, любви-ненависти. И направление этих симпатий-антипатий вполне обусловлено для каждого этноса. Оценивать данное явление можно как угодно, но от этого оно не станет менее реальным.

 

Теперь давайте вернёмся к нашему времени. Что сейчас происходит в мире? Правило «история повторяется» более чем верно, если рассмотреть те процессы, которые сейчас происходят.

Мы снова находимся под игом «Золотой орды». Только теперь в современных условиях это выглядит иначе. Вся Россия полностью подчинена экономики Китая. Если раньше Русь платила дань монголам, то теперь Россия в громадных размерах импортирует всевозможные товары с Китая. Наш рынок, наша экономика работает на то, чтобы покупать товары из-за границы. Это плохо сказывается на собственном населении нашей страны, потому что если мы ничего не можем производить самостоятельно, мы теряем свой суверенитет. Но влияние Китая носит не агрессивный характер. Россия союзник Китая. Вместе мы противостоим действиям блока НАТО, который олицетворяет США. Если раньше Русь постоянно воевала с Европейской коалицией, то теперь эту коалицию представляет США. Базы НАТО уже окружили Россию. Маленькие страны боятся быть уничтожены, боятся повторения печальной истории с Югославией, Ливией, Ираном, в которых США свергала действующие режимы и развязывала войну. Поэтому они вступают в блок, чтобы обезопасить себя, но тем самым они оказываются в ловушке, теряя собственную независимость. Россия на данный момент не противодействует США в идеологическом плане. Точно так же как мы победили крестоносцев в союзе с ордой, точно также нам надо объединиться с бывшими странами СССР. Новое объединение на равных условиях и правах, вместе с взаимным желанием народа каждой республики восстановит былую справедливость. Наш евразийский суперэтнос вновь примет «своих» под материнское крыло. Пусть восторжествует идея братства и дружбы наших народов. Мы, россияне, единственный народ, который может воплотить в жизнь евразийскую мечту, заложенную в сознании русских людей, и славянскую мечту, которая соединит в себе всех наших братьев в единое целое. Надо забыть все былые обиды, пусть в нашей культуре будет только лучшее. Пусть каждый народ Евразии, которую нужно понимать не только как огромной континент, но и сформировавшийся в центре его суперэтнос с тем же названием, решит для себя - быть ли отдельно или связать свой путь с нами. Самый важный критерий работы панславизм-евразийства – это диалог. Только во взаимном доверии нужно строить отношения. Уже создан блок ШОС, но надо наладить его работу. Уже есть Евразийский экономический союз. Но самое главное – честные и искренне отношения – ещё предстоит наладить. Евразийство провозглашает: «каждый народ имеет право на самоопределение, а каждый суперэтнос имеет право на единство». Культура каждого народа бесценна и должна быть сохранена и преумножена. Потребительское общество диктует свои ценности, оно как паразит – везде ищет выгоду и готово на любые человеческие жертвы ради себя. Храня многовековые традиции нашего народа, мы должны возвести в наивысший ранг – мораль. Храня православие, мы должны развивать институты просвещения. Уважая собственную историю, мы должны помнить подвиги народа в борьбе за наше будущее. Мы должны сами решать свою судьбу и жить по совести, а не по собственной алчности. Панславизм-евразийство должно, прежде всего, решать вопросы государственного устройства. Мы не должны отдавать свои предпочтения согласно нашим политическим взглядам, мы должны думать как государство.  Как поднять собственную экономику с колен, как эффективно и с практической пользой развивать собственное хозяйство и промышленность, как с наибольшей пользой для народа, а не 2-3% олигархов, направить бюджет государства на социальный рельсы так, чтобы каждый человек мог жить в спокойствие за своё будущее. Логика новой идеи проста – человек должен не батрачить за еду, а трудиться во благо своей семье, получая достоянное вознаграждение. И для этого нам надо поднимать интеллектуальный уровень населения, создавать новые проекты и изобретения, внедряя их в производство товаров и услуг.

 

Краткая справка.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь