Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общественно-политические течения в России в первой половине XIX века. Декабристское движение и его идейно-политическое наследие.
Декабристы – общественное движение 20-х гг. XIX века, самая основная цель которого – отмена крепостного права, первые русские революционеры (против царизма). Причины появления декабристов: 1. распространение прогрессивных, патриотических, революционных взглядов среди дворянства после 1812г (декабристы – дворяне-офицеры, герои 1812г). 2. близкое знакомство с жизнью Европы. 3. В России назрела необходимость ликвидации старого, отжившего феодально-крепостного строя. Движение возникло в кругу образованной дворянской молодежи, находившейся под влиянием европейской общественной мысли, идей Великой французской революции. Декабристам были присущи горячий патриотизм и вера в величие России. Многие из будущих декабристов участвовали в войнах с Наполеоном. Основными целями декабристов были: · установление в России конституционного парламентского режима и ограничение самодержавия (в качестве формы правления рассматривались республика или конституционная монархия), · отмена крепостного права, · демократические преобразования, · введение гражданских прав и свобод. Декабристы размышляли об изменениях в экономической системе России, аграрной реформе (неизбежной после отмены крепостного права), судебной и военной реформах. В передовых кругах офицерства в 1816-1817 гг. образовался «Союз спасения». Среди членов Союза возникли споры по вопросам о характере организации, и в 1818 г. Союз спасения был переименован в «Союз благоденствия», который ставил своей целью распространение между соотечественниками правил нравственности и просвещения. Члены Союза стремились, с одной стороны, к политическим и социальным реформам, с другой, занимались просветительной и благотворительной деятельностью и отличались гуманным обращением с подчиненными солдатами. Союз существовал почти открыто, но в 1821 он был объявлен закрытым. Вместо Союза благоденствия в 1821-1822 гг. образовались два тайных общества, носившие уже прямо революционный характер. Во главе Северного общества в Петербурге стояли братья Муравьевы, князь С. П. Трубецкой и Н. И. Тургенев. Южное общество образовалось в Тульчине. Во главе его стоял полковник Пестель, защищавший крайнюю революционную тактику, вплоть до цареубийства и даже истребления всей императорской фамилии. Независимо возникло Общество соединенных славян, в 1825 влившееся в Южное, ставившее своей целью установить федеративную республику всех славянских народов. Внезапная смерть Александра I и междуцарствие заставили декабристов предпринять плохо подготовленные и безуспешные восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади в Петербурге и Черниговского полка на Украине. Заговорщики хотели принудить Сенат опубликовать манифест к народу об «уничтожении бывшего правления» и о введении ряда важнейших реформ: отмена крепостного права, «уравнение прав всех сословий», свобода печати, гласный суд с участием присяжных, учреждение выборных «волостных, уездных, губернских и областных правлений», уничтожение военных поселений, сокращение срока военной службы, и, наконец, созыв Учредительного собрания для решения вопроса о форме правления. «Диктатором» революционных сил был избран князь Трубецкой, но он потерял веру в успех восстания и 14 декабря не явился на Сенатскую площадь, чем сразу внес растерянность и замешательство в ряды восставших. Николай долго не решался приступить к военным действиям против мятежников; собрав присягнувшие ему войска, он посылал к восставшим людей с увещаниями покориться, но все увещания остались безуспешными; тогда Николай послал в атаку конную гвардию, но атака была отбита; наконец, Николай приказал выдвинуть пушки и открыть огонь картечью, и восставшие быстро рассеялись, понеся большие потери. После их подавления правительством Николая I в Петербурге был создан специальный Следственный комитет по делу о злоумышленных тайных обществах. К следствию, длившемуся больше полугода, было привлечено около 600 человек, попавших под подозрение в членстве в тайных обществах. 120 человек было предано суду; все подсудимые были разделены на 11 разрядов по степени тяжести вины. Пять декабристов (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский) были приговорены к смертной казни и повешены в Петропавловской крепости 13 июля 1826; остальные осуждены на разные сроки каторги и ссылки, разжалованы в солдаты и лишены дворянства. Начинает появляться вольнодумство, студенты участвуют в кружках, распространение социализма. В 1830–1840 гг. родились два важнейший идейных течения – западничество и славянофильство. Представители обоих течений были горячими патриотами, резко критиковавшими николаевскую Россию и твердо верившими в будущее своей страны. Славянофилы не признавали современную им Европу, считая, что западный мир изжил себя. Огромной ценностью для России, по их мнению, являлась православная религия в противовес капитализму. В этой связи особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности. В русской же промышленности крестьянской общине соответствовала, по мнению славянофилов, артель. Их политическим идеалом была патриархальная монархия, опиравшаяся на широкую поддержку народа. Западники же русскую самобытность оценивали как отсталость. Они считали, что длительное время Россия находилась как бы вне исторического развития и только Петр I ускорил процесс перехода России от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников – начало движения России во всемирную историю, и поэтому Россия должна заимствовать опыт западно-европейских стран, прошедших путь к конституционному государству. При всех различиях в оценке перспектив развития России западников и славянофилов объединяло негативное отношение к революции, они выступали за реформистский путь решения основных социальных проблем России. В этом они отличались от возникшего в 50-е гг. XIX в. радикального, революционного направления общественной мысли. Многие сторонники этого течения поначалу разделяли основные идеи западников, однако со временем разошлись с ними по ряду принципиальных вопросов. Радикалы были не склонны идеализировать современную им Европу. С их точки зрения, Россия в своем развитии должна не только догнать западные страны, но и совершить шаг к новому строю – социализму. Кружок Буташевича-Петрашевского: революционно-демократические тенденции.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы