Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воспитание в условиях первобытнообщинного строя



Воспитание в условиях первобытнообщинного строя

 Поначалу воспитание не представляло собой особой функции, а сопутствовало передаче жизненного опыта. Однако по мере выделения человека из животного мира начался постепенный переход к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством такой передачи послужила возникшая у людей речь. Постепенно воспитание стало восприниматься как особый вид деятельности.

Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельного человека, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Воспитание имело естественный и коллективный характер. Важнейшее место в нем занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени – охоту, рыболовство и другие занятия. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе жизнедеятельности, участия в делах взрослых. Он не столько готовился к жизни, сколько непосредственно включался в доступную для него деятельность. Мальчики охотились, девочки собирали урожай, готовили пищу.

Дородовое общество делилось на три группы: дети (и подростки), полноценные и пожилые люди. Родившийся человек попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он рос в общении со сверстниками и умудренными жизнью стариками. Здесь человек получал опыт общения, трудовые навыки, знание правил жизни, обычаев, обрядов и переходил в следующую группу.

Период детства и воспитания продолжался лишь до 9–11 лет. Все подростки 10–15 лет проходили инициацию – «посвящение» (испытание) во взрослые – проверку умения переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость. Этот обряд сопровождали песнопения, ритуальные танцы, магические заклинания. Программа подготовки к инициации для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка) и включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д.; для девочек – обучение ведению домашнего хозяйства.

Отношения между группами регулировались обычаями, традициями. Необходимо отметить, что физические наказания как средство воспитательного воздействия у большинства первобытных племен отсутствовали или же применялись крайне редко. Однако в дальнейшем расслоение общины и социальные антагонизмы ужесточили воспитание.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих детей – «дома молодежи», отдельные для мальчиков и девочек, где под руководство

Первыми педагогами – воспитателями были старейшины, умудренные жизненным опытом и хорошо знавшие родовые и племенные традиции члены общества.

Воспитательная система этого периода:

• Подчеркнула значение воспитания как важнейшего фактора жизнеобеспечения общества;

• Предложила два варианта формирования новых поколений

а) через своеобразную систему инициаций (испытаний), таких как охота на диких зверей или выбивание зубов,

б) посредством более свободной организации воспитания, исключающей насилие взрослых над детьми;

• Убедительно продемонстрировала роль педагога;

• Доказала, что во многом благодаря воспитанию, утверждались социальные начала в человеке и обществе.

Педагогические идеи Сократа

Сократ - крупнейший представителем философии софистов. Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику (повивальное искусство) – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование.

Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.

Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком повивальном искусстве он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь самозарождению истины в сознании ученикам старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

Сократ не написал ни одного сочинения, поэтому основными источниками сведений о нем и его учении служат сочинения (диалоги) Платона и историка Ксенофонта, которые были учениками Сократа. Для Сократа знания и человеческие поступки, теория и практика составляют единство: знание (слово) определяет ценность «дела», а «дело» - ценность знания. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, не может быть назван философом тот, кто обладает знаниями и мудростью, но, если судить по его образу жизни, лишен добродетели. В диалоге Платона «Менексен» он утверждает: «И всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью».

Классический пример мастерства Сократа описан в диалоге Платона «Менон», где Сократ с помощью тонко поставленных вопросов вытягивает из молодого раба утверждение, что площадь квадрата, построенного на гипотенузе равнобедренного прямоугольного треугольника, вдвое больше площади квадрата, построенного на любом из катетов. Сократ торжествует, ибо искусно поставленные вопросы помогли рабу, никогда не изучавшему геометрию, «вспомнить» теорему. В поисках истины собеседник и Сократ находились в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Педагогические принципы Сократа – отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным воспитательным средством – нашли отклик уже в античности. Им следовал Плутарх, занимаясь со своими учениками; они нашли отражение в его «Нравственных сочинениях». В XVII веке некоторые положения Сократа были признаны Я.А. Коменским и включены в его «Великую дидактику»

 

 

Требования П. П. Блонского к личности учителя новой «трудовой школы» (по работе «Задачи новой трудовой школы»

В определении общих воспитательных задач для П. П. Блонского всегда были свойственны гуманистический и демократический принципы. Процесс воспитания он рассматривал как процесс двустороннего взаимодействия, в котором активны, обе стороны — и воспитатель и воспитуемый. Он горячо выступал против трактовки воспитанника как пассивного существа, подчеркивая необходимость развития активности личности. «Именно личность ребенка во всем ее своеобразии — основа воспитания», — утверждал он. Чрезвычайно большую роль в этом П. П. Блонский отводил личности учителя.Он страстно призывал учителя быть простым и сердечным в обращении с детьми, быть внимательным к их внутренней жизни. «Любите не школу, а детей, приходящих в школу», — говорил он. Блонский хотел, чтобы в новой школе работал учитель, знающий жизнь и быт трудящихся масс, обладающий организаторскими способностями, являющийся коллективистом, агитатором и пропагандистом трудовой культуры. Назначение учителя - воспитывать людей, которые строили бы новое общество. Учитель - организатор, учитель - активный строитель социалистической школы - вот те новые требования, которые П.П. Блонский, подчеркиваем мы, предъявлял к учителю. Важно, чтобы учитель любил детей, был близок и дорог им, умел учить и воспитывать их. Учителю необходимо знать возрастные особенности, психологию школьников и в соответствии с этим продумывать методику обучения и воспитания их. Особенно важно для учителя пробуждать интерес у них к своему предмету, уметь воздействовать на их эмоциональную сторону, давать им яркие образы, уметь хорошо рассказывать. Горячо высказывался он и о том, чтобы учитель был воспитанным и образованным человеком, который путем самообразования систематически повышает свою квалификацию и умственный кругозор. В новой трудовой политехнической школе может работать учитель, знающий технику и современное производство. В подготовке именно такого учителя П.П. Блонский принимал активное участие.

 

 

Воспитание в условиях первобытнообщинного строя

 Поначалу воспитание не представляло собой особой функции, а сопутствовало передаче жизненного опыта. Однако по мере выделения человека из животного мира начался постепенный переход к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством такой передачи послужила возникшая у людей речь. Постепенно воспитание стало восприниматься как особый вид деятельности.

Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельного человека, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Воспитание имело естественный и коллективный характер. Важнейшее место в нем занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени – охоту, рыболовство и другие занятия. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе жизнедеятельности, участия в делах взрослых. Он не столько готовился к жизни, сколько непосредственно включался в доступную для него деятельность. Мальчики охотились, девочки собирали урожай, готовили пищу.

Дородовое общество делилось на три группы: дети (и подростки), полноценные и пожилые люди. Родившийся человек попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он рос в общении со сверстниками и умудренными жизнью стариками. Здесь человек получал опыт общения, трудовые навыки, знание правил жизни, обычаев, обрядов и переходил в следующую группу.

Период детства и воспитания продолжался лишь до 9–11 лет. Все подростки 10–15 лет проходили инициацию – «посвящение» (испытание) во взрослые – проверку умения переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость. Этот обряд сопровождали песнопения, ритуальные танцы, магические заклинания. Программа подготовки к инициации для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка) и включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д.; для девочек – обучение ведению домашнего хозяйства.

Отношения между группами регулировались обычаями, традициями. Необходимо отметить, что физические наказания как средство воспитательного воздействия у большинства первобытных племен отсутствовали или же применялись крайне редко. Однако в дальнейшем расслоение общины и социальные антагонизмы ужесточили воспитание.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих детей – «дома молодежи», отдельные для мальчиков и девочек, где под руководство

Первыми педагогами – воспитателями были старейшины, умудренные жизненным опытом и хорошо знавшие родовые и племенные традиции члены общества.

Воспитательная система этого периода:

• Подчеркнула значение воспитания как важнейшего фактора жизнеобеспечения общества;

• Предложила два варианта формирования новых поколений

а) через своеобразную систему инициаций (испытаний), таких как охота на диких зверей или выбивание зубов,

б) посредством более свободной организации воспитания, исключающей насилие взрослых над детьми;

• Убедительно продемонстрировала роль педагога;

• Доказала, что во многом благодаря воспитанию, утверждались социальные начала в человеке и обществе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь