Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Л. Петражицкий: психологическая концепция права, её современное методологическое значение.



Петражицкий в двухтомнике «Теория права в связи с нравственностью» обосновал психологическую концепцию права:

- «закон – это фантазма, если не подкрепляется эмоционально-окрашенным позитивным отношением к нему людей, граждан»;

- он ввел понятие (разработал дискурс психологической концепции права): «правовые страсти», «правовые моторные возбуждения», «правовые переживания»

- т.о. Петражицкий использовал в качестве метода психологические модели, психологический дискурс.

- Петражицкий разработал три типа соотношения прав и обязанностей в правосознании индивида:

 правовые переживания по поводу соотношения своих прав и обязанностей других субъектов в отношении этих прав;

 правовые переживания о соотношении своих обязанностей по отношению к правам других;

 переживание по поводу соотношения прав и обязанностей третьих лиц по отношению друг к другу. Последствия: демонстрации, митинги, самосуд..

6. Идеи античной философии, их значение для современной юриспруденции (Сократ, софисты – как альтернативные подходы к праву).  

Культурный феномен античной философии оформился в период классики (V-VI вв. до н.э.). В Афинах, центре аттического просвещения, популярными были различные виды культурных развлечений: празднества, театральные представления. Была развитая сеть гимнасионов с залами для тренировок молодежи. Эти гимнасионы были предназначены не только для физических тренировок, но и для проведения различных собраний, в том числе для бесед Сократа и софистов. И таким образом философия вошла в повседневную жизнь полиса.

Вообще в античном менталитете доминировала идея о том, что человек может быть счастлив и свободен, только если он действует в соответствии с законами миростроя (природы), а законы миростроя доступны только разуму, поэтому жить по природе означает жить по разуму.

В античной правовой цивилизации очень важную роль играло философское осмысление государственно-правовых явлений, процессов. Можно выделить альтернативу:

1. В Сократической традиции доминирует идея уважения к закону. Это связано с общей закрепленной  в полисно-общественном сознании уверенностью в том, что все законы от богов, поэтому они безусловны и должны беспрекословно выполняться. Сам Сократ выпил, согласно санкции суда, назначившего ему казнь чашу цикуты (яда), хотя мог скрыться. [Есть сократические школы – это последователи Сократа: киники и киренаики. У киников и киренаиков такого трепетного отношения к законам не было.].

Также Сократ выдвинул идею паритета свободных воль- одного из основополагающих принципов права, который он обосновал в споре  с Аристиппом, утверждавшим, что законы полиса для него недействительны. Сократ говорил: «пренебрегая законами, человек рано или поздно столкнётся с несоблюдением законом , но уже в отношении себя».

2. Софисты- Протагор – «Человек - это мера всех вещей» - основоположник. Сократ к их числу не относился. Софисты – интеллектуалы, за плату обучали граждан эристике, красноречию. В этом искусстве доминировали приемы нарушения правил логики в целях введения собеседника в заблуждение с корыстными целями.

Софисты исследовали субъективные аспекты познания и считали, что истина зависит от субъекта и от способа получения доказательства. Это послужило методологическим основанием для переворота в отношении к законам: софисты Калликл и Фраземах стали доказывать, что законы не безусловны и идут не от богов, а создаются законодателями в их собственных интересах.

Фразимах: «Законы создаются сильными для защиты их собственных интересов. Всякая власть дает законы, сообразные с ее пользою». Калликл: «Законы создаются слабыми, для того чтобы связать руки сильным, навязав идею о том, что быть сильным и богатым зазорно, хотя если бы могли, охотно бы разделили добычу с ними».

В европейском праве данные идеи нашли свое выражение в следующем:

1.принцип формальной правоты( судья, присяжные могут лично не верить, но должны обязать себя выносить решения только на основе доказанного в соответствии с процессуальным законом).

2. культура судебного красноречия.

3.критическое отношение к влиянию сословных и корпоративных интересов на законотворческую и правоприменительную деятельность.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь