Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие смежных прав и их защита. Объекты и субъекты смежных прав.



Определение прав, смежных с авторскими, дано в п. 1 ст. 1303 Гражданского Кодекса. Смежными с авторскими правами (смежными правами) являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права.

В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав. Иными словами, смежные права как институт гражданского права выполняют те же функции, что и авторское право, в отношении произведений науки, литературы и искусства.

При защите смежных прав допускается использование технических средств – любых технологий, технических устройств или их компонентов, контролирующих доступ к объекту смежных прав, предотвращающих либо ограничивающих возможность нарушения смежных прав. Любые действия, влекущие невозможность использования таких технических средств или их неэффективность, не допускаются.

Кроме того, законом не допускается: удаление или изменение без разрешения правообладателя информации о смежном праве; воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения объектов, в отношении которых без разрешения правообладателя была удалена или изменена информация о смежном праве.

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

В качестве мер обеспечения иска по делам о нарушении смежных прав законом предусмотрена возможность запрета на совершение определенных действий (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат и т. д.) и наложения ареста на все экземпляры фонограммы и иные носители, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

Объектами смежных прав являются:

исполнения (включая постановки), фонограммы;

сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Под исполнениями понимаются исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, выраженные в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Важно отметить, что смежные права исполнителей возникают лишь тогда, когда «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

Фонограмма - это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Радиоили телепередачи представляют собой совокупности звуков и (или) изображений или их отображений, сообщаемые в эфир или по кабелю.

Как и в случае авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304 Гражданского Кодекса). В соответствии со ст. 1305 Гражданского Кодекса изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Указанный знак состоит из трех элементов:

латинской буквы «Р» в окружности;

имени или наименования обладателя исключительного права;

года первого опубликования фонограммы.

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Как предусматривает ст. 1306 Гражданского Кодекса, использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 Гражданского Кодекса), а также в иных случаях, предусмотренных гл. 71 данного Кодекса.

В отношении смежных прав применяются те же либо аналогичные тем, что регулируют соответствующие отношения по поводу авторских прав, положения, касающиеся договора об отчуждении исключительного права на объект таких прав, лицензионного договора о предоставлении права использования последнего, технических средствах защиты смежных прав, информации о них, ответственности за нарушение исключительного права на объект смежных прав, обеспечении иска по делам о нарушении этих прав (ст. 1307 – 1312 Гражданского Кодекса).

Права на исполнение. В § 2 гл. 71 Гражданского Кодекса содержатся нормы, относящиеся к правам на исполнение. В частности, в ст. 1313 Гражданского Кодекса дается определение исполнителя. Согласно этому определению, исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Статья 1314 Гражданского Кодекса устанавливает смежные права на совместное исполнение, которые практически не отличаются от ранее изложенных прав соавторов произведений науки, литературы и искусства.

Права исполнителя определены в ст. 1315 Гражданского Кодекса. Согласно п. 1 данной статьи, исполнителю принадлежат: исключительное право на исполнение; право авторства; право на имя; право на неприкосновенность исполнения.

Согласно норме п. 2 ст. 1315 Гражданского Кодекса исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. В то же время права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение, что свидетельствует об их самостоятельном характере (п. 3 указанной статьи). Статья 1316 Гражданского Кодекса аналогично авторским правам предусматривает охрану авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя. Важное значение для охраны интересов исполнителя имеет ст. 1317 Гражданского Кодекса, регламентирующая исключительное право на исполнение. В соответствии с названной статьей исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со ст. 1229 Гражданского Кодекса любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными ниже. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение. В соответствии с п. 2 ст. 1317 Гражданского Кодекса использованием исполнения считается:

сообщение в эфир;

сообщение по кабелю;

запись исполнения;

воспроизведение записи исполнения;

распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное в п. 1 и 2;

доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

публичное исполнение записи исполнения;

прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

В публичных интересах закон допускает ограничение исключительного права на исполнение. Так, данное право не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст. 1317 Гражданского Кодекса).

По общему правилу исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние. К исполнению, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила ст. 1282 Гражданского Кодекса.

Согласно норме ст. 1320 Гражданского Кодекса к правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются правила ст. 1295 указанного Кодекса.

Право на фонограмму. Право организаций эфирного и кабельного вещания. Право изготовителя базы данных Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. Достаточно подробно в законе регламентированы также смежные права производителя фонограммы, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителя базы данных, публикатора (ст. 1322 – 1344 Гражданского Кодекса). Так, исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи.

В соответствии со ст. 1331 Гражданского Кодекса исключительное право на сообщение радио– или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио– или телепередачи в эфир или по кабелю.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные выше сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных (ст. 1335 Гражданского Кодекса). Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования (ст. 1340 Гражданского Кодекса).

Закон выделяет следующие категории субъектов смежных прав:

1) исполнители;

2) производители фонограмм;

3) организации эфирного и кабельного вещания;

4) изготовители базы данных;

5) авторы составного произведения;

6) авторы производного произведения;

7) издатели энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических изданий;

8) публикаторы.

Классификация субъектов смежных прав связана с объектами смежных прав, определенных в четвертой части ГК РФ. Реализация субъектами прав на объекты авторского и смежного права формирует отношения данного права.

1. Исполнитель (автор исполнения).

Для возникновения у физического лица статуса исполнителя требуется наличие двух условий:

1) должно существовать физическое лицо (гражданин);

2) исполнение должно быть создано творческим трудом этого лица.

Исполнителями являются актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или иным образом исполняют произведения литературы или искусства, а также режиссеры. Режиссер – лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления, постановщик спектакля и дирижер. Исполнителями могут признаваться только физические лица, при этом закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно возраста и дееспособности исполнителя. Таким образом, исполнителем может быть лицо, недееспособное по тем или иным причинам, например ребенок. Вместе с тем действующее гражданское законодательство не регламентирует юридические взаимоотношения с пользователями несовершеннолетних исполнителей по поводу осуществленных ими исполнений. Авторами аудиовизуального произведения признаются сценарист, композитор, режиссер-постановщик, в результате творчества которых в создаваемое творческим трудом произведение включаются в качестве его составных частей другие произведения. Эти произведения могут существовать и до создания аудиовизуального произведения (например, литературное произведение, положенное в основу сценария, или музыкальное произведение, взятое за основу музыкального оформления). Произведение может существовать также в виде самостоятельного произведения, созданного в процессе работы над аудиовизуальным произведением. Закон охраняет авторские права всех создателей таких произведений. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, сохраняет исключительное право на свое произведение. Иное возможно только в случае, когда исключительное право передается изготовителю (продюсеру) или другим лицам по иным предусмотренным законом основаниям, в частности, в порядке наследования.

Изготовитель фонограммы.

Субъектом смежных прав на записи (фонограммы) является изготовитель фонограммы, взявший на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем записи признается юридическое лицо или гражданин, наименование, имя или коммерческое обозначение которого указано обычным образом на экземпляре записи и (или) его упаковке.

К субъектам смежного права не относятся лица, которые осуществляют только инвестирование средств в производство фонограммы и поэтому не могут считаться ее изготовителями.

3. Организации эфирного и кабельного вещания. Организацией эфирного и кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений). Такими лицами могут быть государственные или частные организации, которые не только используют охраняемые авторским правом произведения, но и являются субъектами смежных прав на созданные ими передачи. Следует отметить, что сами по себе сообщения в эфир или по кабелю в отрыве от произведений, звукозаписей и исполнений, в них содержащихся, не являются результатом творческого труда. При этом сами звукозаписи, произведения, исполнения, радио- или телепередачи являются самостоятельными объектами исключительных прав и охраняются независимо от создаваемых объектов смежного права организациями кабельного и эфирного вещания. Для того чтобы у организации возникло смежное право, необходимо, чтобы сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания были созданы самой вещательной организацией либо за счет ее средств по ее заказу другой организацией. Для этого ей необходимо обладать соответствующим оборудованием.

4. Изготовитель базы данных. Лицо может быть признано изготовителем базы данных, если это лицо осуществляет следующие действия:

1) организует создание базы данных;

2) осуществляет работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

Таким лицом может быть как юридическое, так и физическое лицо. По умолчанию статус изготовителя базы данных признается за гражданином или юридическим лицом, имя или наименование которого указано обычным образом (например, напечатано) на экземпляре базы и (или) его упаковке. Как любым другим субъектам смежных прав, изготовителю базы данных принадлежат исключительное право изготовителя базы данных, а также право на указание на экземплярах базы данных и (или) на упаковке.

5. Составитель сборника и автор иного составного произведения. Составителем сборника может быть только физическое лицо (автор). Под составными произведениями часть четвертая ГК РФ понимает антологии, энциклопедии, базы данных, атласы или другие подобные произведения. Автору-составителю принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство). Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

6. Авторы производного произведения. Переводчик. Под производным произведением часть четвертая ГК РФ понимает обработку, экранизацию, аранжировку, инсценировку или другое подобное произведение. Основой создаваемого произведения является уже ранее созданное другим автором произведение. Создание производного произведения переводчиком должно согласовываться с авторами или иными правообладателями оригиналов, положенных в основу создаваемого произведения. Если же произведение перешло в общественное достояние на момент его переработки, переводчику не надо искать правообладателей, и он независимо от них создает новое произведение с указанием имени автора произведения, положенного в основу.

Для возникновения статуса переводчика необходимо выполнение следующих условий:

1) переводчиком физическое лицо, именуемое автором;

2) результатом творческой деятельности данного лица должно стать производное произведение.

7. Издатель энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий. Данным субъектом смежных прав может быть признано физическое лицо, творческая деятельность которого заключалась в подборе совокупности материалов, структуризации, описании и др. Издателю принадлежит право использования таких изданий, он вправе при любом использовании указывать свое наименование или требовать его указания. Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

 

Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

8. Публикатор. Для того чтобы статус публикатора был применен к субъекту, необходимо выполнение следующих условий:

1) таким субъектом может быть только физическое лицо (гражданин);

2) обнародование или организация обнародования произведения науки, литературы или искусства должны быть правомерными;

3) произведения не должны быть ранее обнародованы;

4) на момент обнародования произведения должны перейти в статус общественного достояния либо находиться в общественном достоянии в силу того, что они не охранялось авторским правом.

Права публикатора распространяются на такие произведения, которые могли быть признаны охраноспособными объектами авторского права в соответствии с ГК РФ. Права публикатора будут распространяться на такие произведения независимо от времени их создания. Исключением являются произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах. Это обусловлено следующими факторами:

1) содержанием архивных документов;

2) особенностями режима предоставления заключенной в них информации.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь