Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И государственный деятель)
Отсутствие целостности в обучении ведёт к «полузнаниям» и «полуобразованности». Ещё в 1826 году А.С. Пушкин в официальной записке «О народном воспитании», составленной по просьбе Николая I, писал про «пагубную роскошь полузнаний, коих начало есть порча нравов, а конец - погибель». Йохан Хейзинга в одной из своих работ «Человек и культура» вводит термин «полуобразованность» в качестве диагноза всей существующей системы образования. «Полуобразованность» как диагноз вовсе не касается количества знаний, она характеризует качество уже полученных знаний, главная особенность которых состоит в том, что знание оказывается урезанным с двух сторон: оно без начала и без конца. То есть знание имеется у людей, прошедших процедуру «образования», но им неизвестны ни происхождение этого знания (история идей, терминов, авторства, культурного контекста), ни сфера применения (или неприменения) его. В результате знание оказывается в ситуации полуправды - самой опасной формы лжи. В истории образования на протяжении последних столетий идёт мутация: первоначально образование отделяется от воспитания, затем берется курс на овладение знаниями, этот курс приводит к «многознанию», при истощении многознания возникает новый феномен - «полузнание»; наконец, возникает глобальная индустрия «полу образованности», которая охватывает довузовское. вузовское и послевузовское образование. Механизм мутации образования А.С. Пушкину представлялся «в праздности ума», а Мартин Хайдеггер обращал внимание на развитие в системе образования «болтовни». Болтовня есть возможность понимать всё без предварительного усвоении сути. Болтовня возникает в пересказе. А пересказ, между прочим, есть основной способ трансляции знания в любом образовательном учреждении. Возможности печати придают болтовне новый импульс, и болтовня распространяется ещё и как писанина. В писанину превращаются учебники, учебные программы, диссертации. научные монографии. Выходя за пределы образовательного учреждения, в болтовню и писанину превращаются литература и живопись, музыка и хореография, политика и религиозные воззрения. Благодаря сложившейся системе социализации болтовня и писанина становятся, говоря символическим языком, спутниками образования, ею атрибутами и ипостасями. И Мартин Хайдеггер, и Йохан Хейзинга были не просто виднейшими философами XX века, они оба имели опыт организационной работы, оба занимали посты ректоров университетов, что, безусловно, требовало общественного выражения гражданской позиции. Частично эта позиция сводилась к формуле, которую можно представить в следующем виде: болтовня, писанина и полуобразованность - звенья одной пени, которой можно сковать нацию. «Оковы измученного человечества, — по выражению Ф. Кафки, - сделаны из канцелярской бумаги». И полуобразованность - это не мелочь, не случайный промах или недоработка; полуобразованность - это болезнь, органическое поражение всего корпуса образования. По словам И. Хейзинги, «Полуобразованный – смертельный враг личности. Благодаря своей численности и однородности, он душит в почве культуры семя индивидуальности». В далёком прошлом стадное чувство помогало человеку выжить. Индивидуальная конкуренция в процессе эволюции была заменена на коллективное выживание, на коллективную конкуренцию. Но для будущего прорыва в области образования коллективная усредняющая культура биологического выживания просто губительна. Мы же все разные, неповторимые и уникальные. Во всём мире в школах готовят к тому, чтобы стать работником, обслуживающим машины, инженером, создающим машины или же менеджером, управляющим машинами. И наше образование направлено на изучение отношений «человек - машина», «человек - технический прогресс», а не «человек - человек». Образование основано на первобытной конкурентной системе ценностей, школьников готовят к борьбе за выживание, а не к интеграции и взаимопониманию. Нас никогда не учили и не учат жить сообща с другими людьми, принимать каждого человека таковым, какой он есть, к пониманию того, что все мы едины и являемся частью целого. Большая часть информации, которую учащиеся получают в школах, приносит мало пользы. Конечно, навыки письма, счёта, чтения необходимы. Но духовное развитие человеку нужнее. Если мы хотим воспитать гармонично и всесторонне развитых людей, необходимо дать им возможность проявлять себя ещё в школе, подстегивая их творческую фантазию, всемерно поощрять инициативу, свободу самовыражения. В большинстве наших образовательных учреждений вся идеология сводится только к воспитанию послушных детей, обезличенных по всем законам индустриального общества позапрошлого века. Оно оправдывает себя тем, что системе поточного производства не нужны новаторы, не нужны ниспровергатели стандартов. Вместе с машинами человек получил унификацию мыслей и культуры, унификацию сознания. Нынешняя система образования создана 200-300 лет назад. Она индустриально рабовладельческая. Ведь машины - это идеальное средство получения прибыли, производства стандартных продуктов и товаров. Чтобы этот конвейер не останавливался, чтобы как-то его обслуживать, появилась соответствующая система образования. Многие психологи рассматривают проблемы российского школьного образования в контексте кризиса техногенной цивилизации. Базисными чертами кризиса, по их мнению, являются: «всеобъемлющая» рациональность, породившая человека-функцию; смыслоутрата, представляющая собой логическое следствие развития человека-функции; третьей чертой и одновременно результатом кризиса оказывается экзистенциальный вакуум. В силу дезинтегрированности учебного плана, слабой мотивации (иногда и её отсутствия) познавательной деятельности учащихся можно предположить, что некоторые выпускники слабо осознают связи между учебными предметами и явлениями быстро меняющеюся окружающего мира. И они испытывают трудности в прогнозировании событий и собственного поведения, поскольку не приучены к поиску смысла человеческого существования и своего места в мире, не имеют программы индивидуального развития. «Рыночная экономика», разделив человека на производителя, потребителя и субъекта рынка, также ставит перед личностью и социальной сферой иногда трудноразрешимые проблемы. Сегодня мир изменился. В конце XIX века главным критерием деловой активности были операции с сырьём. К 1940 году положение изменилось, и главным показателем жизнеспособности стали операции с энергией. После 1996-1997 годов основным критерием успеха всё больше становится информация (точнее, данные) и такой её вид, как знания - коллективная умственная энергия. Успех сегодняшнего предприятия зависит, прежде всего, от того, насколько оно в состоянии использовать интеллектуальный капитал: кадровый, организационный, потребительский. Медленно, но верно мир переходит от экономики массового производства к экономике индивидуального заказа. Всё возрастающая динамичность мира, в котором человек живёт, заставляет быть не просто специалистом, а специалистом вечно переучивающимся., постоянно осваивающим и создающим нечто новое. Таким образом, процесс творчества становится естественной новой формой, нормой существования человека будущего, способом согласования с миром, причём не просто с обществом, в котором он сальная форма энергии. «Вначале было Слово». Слово - это символ, выражающий образ. Сейчас много говорят о том, что надо изменить отношение к слову. Слово - это божественный акт творения! А слово рождает образ. Именно с помощью «мыслеобразов» мы создаём наш уникальный мир. Деньги, дома, дороги, отношения с людьми - всё это вначале было мыслью. Наша судьба - это наши мысли. Наша судьба - это наши ОБРАЗЫ! В книге Владимира Мегре «Сотворение» есть главы, посвящённые науке Образности: «Жрецы создали тайную науку. Наукой об разности называлось их ученье, науки все другие от неё произошли. Наука эта позволяет человеку мысль ускорять и образами мыс лить, весь космос сразу охватить и в микромир проникнуть, неви димые, но живые образы- субстанции создать и управлять с их помощью большим сообществом людей. Наукой этой овладевшему не нужно формулы писать, чертить и создавать модели разные. В материю он мысленно способен проникать, в ядро, и атом расщеплять... Нет образа, а значит, вдохновенья нет, неясен путь, сию минутна, хаотична жизнь». В наших школах практически отсутствует направленность на развитие образного мышления, идет мощная загрузка левого полушария. А ведь ребёнок строит модель мира, опираясь на образы, которые видит вокруг. Логическое мышление появляется позже. Неудивительно, что дети рассеяны, концентрация внимания слабая, так как научно установлено, что мгновенное запоминание идет тогда, когда есть Чувство, а чувства нет без Образов. Невозможно быть внимательным к тому, что не интересно. В школах надо ввести уроки мечты и уроки визуализации. Уолт Дисней говорил: «Вы можете добиться всего, о чём мечтаете». В судьбах всех богатых и успешных людей прослеживается одна закономерность - свой успех они всегда надумывали. Маленький мальчик родился в семье колхозника и получил профессию литейщика. Но он мечтал подняться в небо и для этого начал занимался в аэроклубе. Через несколько лет он первым взлетел к звёздам. Имя Юрия Гагарина знает весь мир. «Кто не мечтает о невозможном - не получает и самого малого...» Это уже научно подтверждённый факт, что вера в будущее, в себя, оптимизм способны изменить направление развития не только отдельного человека, но и общества, и всего человечества. А наше традиционное образование основано не на радостных образах и мечтах, а часто на эмоции страха перед ошибками, страха потерпеть неудачу, а ведь допускать ошибки - значит учиться! Мы учимся ездить на велосипеде, учимся ходить в детстве, падаем и поднимаемся, снова падая и поднимаясь. Но вероятно мы так и не научились бы ходить и ездить, если бы нас наказывали за падения и ставили плохие отметки. Одной из величайших проблем, занимающих сегодня людей, является недостаток уверенности в себе. Это тоже последствия традиционного воспитания и образования. Вы можете повсюду встретить людей с глубоко сидящим чувством страха, отступающих перед требованиями жизни, страдающих от глубокого чувства своей никчёмности и незащищённости, сомневающихся в собственных силах. В глубине души они не доверяют своей способности брать на себя какую-либо ответственность или пользоваться благоприятными возможностями. Они всегда охвачены смутным страхом, что что-то идёт не совсем правильно. Они не верят в то, что та личность, которой они хотят быть, находится в них самих, и поэтому довольствуются гораздо меньшим, чем могли бы иметь и уметь. Тысячи люден проползают по жизни на четвереньках, подавленные и полные страха. И в большинстве случаев это всё родом из детства и периода формирования личности. Вот почему так много людей в нашем мире остаются «гусеницами, не сумевшими превратиться в бабочек». Новое образование должно перестать быть миром страха - самой разрушительной для человека эмоции. Также всем известно, что страхи, комплексы, стереотипы сознания - это основная причина для создания хронического стресса. При стрессе часть мозговых возможностей блокируется. Эти блоки формируют несовершенная система обучения, воспитания, различный негативный опыт. Эти блоки ограничивают свободу творческого мышления и нарушают нормальное течение всех жизненных процессов в организме. Не потому ли у нас среди учащихся практически нет абсолютно здоровых? К этому также можно добавить, что педагоги и родители мало знают о той роли, которую играет двигательное развитие ребёнка в его общем психическом развитии. Естественное состояние души ребёнка - движение. А в наших школах хотят и требуют, чтобы он сидел, смотрел, слушал и не двигался, то есть поощряются обездвиженное познание и «спокойное поведение», А ведь движение _ заложено в нас самой природой! Около 650 мыши нашего тела должны двигаться, чтобы обеспечить жизнь тела и работу мозга. Движение также является источником радостного и непосредственного познания, продвигает наше понимание и позволяет закрепить новый опыт. И стиль нашего воспитания и образования, ограничивающий движения ребёнка, по сути, тормозит самое важное для него - развитие. Одна из проблем современного ребёнка-школьника - невозможность объединить интеллектуальные процессы с двигательными. Не случайно многие известные психологи и педагоги были единогласны в том, что интеллектуальное развитие человека напрямую зависит от двигательного (Ж. Пиаже, М. Ибука, П.Ф. Лес-гафт, Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, М. Монтессори, Г. Гарднер и другие). Движение - это ключ к обучению! Доктор нейрофизиологии Карла Ханнафорд в процессе научных исследований доказала, что движение помогает встраивать и закреплять новый опыт и информацию на нейрофизиологическом уровне, в нейронных сетях. Движение жизненно необходимо для действий, с помощью которых мы реализуем и выражаем познанное своё «Я». Движение — это якорь мысли и успешного учения. Не случайно сейчас более чем в тридцати странах мира развивается молодое направление науки и практики в области человекознания, основанное американскими авторами доктором Полом Деннисоном и Гейл Деннисон, - «Образовательная кинесиология». Оно предполагает целостное воззрение на человека, на развитие личности и её опыта, на восстановление уникальных возможностей человека... Только обучать надо правильным, эффективным и осознанным движениям (например, взятым из техник йоги, актёрского мастерства, телесно-ориентированной психологии), которые ведут к развитию мозга, к контролируемому поведению, к умению всегда управлять собой и своим состоянием. Новое образование обязательно должно учить управлять собой! «Нация, которая не может управлять собою, но отдаёт себя в рабство собственным вожделениям, будет порабощена другими хозяевами, которых она не выбирала, и будет служить им против своей воли». Джон Мильтон (английский поэт) «Какое правительство лучше? То, которое учит нас управлять собою». Иоганн Вольфганг Гёте Поверьте, пройдёт немного времени и станет просто неприличным отсутствие навыка владеть собой с помощью хорошо изученных и осознанных психотехник. Сегодня неприлично стало не уметь работать с компьютером, а завтра - не владеть психотехниками! «Величайшая потребность всего мира сегодня - это потребность е спокойном разуме. Во всех слоях общества, в городах и деревнях люди жаждут мира и спокойствия. Во все века человек пытался установить мир силой, но это никогда не получалось, потому что истинный мир может возникнуть только изнутри». Фредерик Бейлс «Основные принципы управления разумом» Отличительная черта человека разумного — это его способность руководствоваться доводами рассудка и сознательно делать выбор, изменять убеждения, которые являются причиной эмоциональных расстройств. Также необходимо избавляться от прошлых негативных эмоций, которые разрушительно влияют на настоящее.
«Счастливая жизнь начинается со спокойствия ума». Цицерон Марк Туллий (древнеримский политический деятель, оратор) Слово «образование» (от лат. еduсаге - вытягивать) - это «умение вытаскивать наружу». И оно должно вытащить из нас наружу уверенного, талантливого, гармоничного человека, если это образование ПРАВИЛЬНОЕ. В школах также пора начать преподавать ораторское искус ство и риторику. История показывает, что учение о речи (риторика) является показателем стиля жизни. Если риторикой пренебрегают, то общество стагнируется. Философия языка - основание педагогики. От характера философии языка зависит структура учебного предмета общего и специального образования, так как языковые действия определяют содержание и методику обучения в их объёме и качестве. Правильная речь - одна из основ культуры современного человека. К сожалению, сегодня приходится констатировагь тот факт, что правильная речь постепенно теряет своё значение. Ей на смену приходит смесь иностранных слов, жаргонных выражений и неологизмов, появление которых обусловлено техническим прогрессом и развитием науки. Современный человек не уделяет должного внимания развитию речевых навыков, а в школах формирование правильной речи у детей отошло на задний план. Результат весьма плаченный: мы утрачиваем навыки речи, на которой говорили наши соотечественники ещё несколько десятков лет назад, демонстрируя исконную красоту русского языка. В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. XXI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть та ким, где ведущую роль будут играть культура, духовность, ут верждающие достоинство и ценность человеческой личности. Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми. Как отмечал Б. Шоу, государство - сообщество разумных индивидов, наделённых «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Всякое руководство на любом участке в значительной мере вершится через общение, через контакты с людьми. С древнейших времён люди стремились понять, в чём секрет воздействия живого слова. Врождённый ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая наука - риторика. Недостатки классического образования ищущие люди пытаются восполнять самообразованием. Всё большую популярность приобретают книги по психологии, психотренинги, эзотерические учения. Этот процесс назвали «нейрологической революцией», о цепях которой хорошо сказал американский психолог и писатель Роберт Антон Уильсон: «Работа по интенсификации ума - это работа по достижению всех других наших здоровых и достойных целей». Сегодня самое подходящее время для слома стереотипов. Наступила Эра Водолея. По словам многих ясновидящих, предсказателей, - это эпоха глобального просветления человечества, наступления квантового скачка в сознании. Именно сегодня мы начинаем понимать, как работает наше великое подсознание, которое, по словам Джона Кехо, «может ВСЁ! » Подсознание - это творец всего, что с нами происходит. Это глубинный источник всех знаний Вселенной. Оно знает, как устранить любое несчастье, вылечить болезнь, ответить на любой вопрос. С наступлением новой эпохи произойдет переход нашего ума на высшую ступень сознания. Что такое подсознание? Мудрецы говорят, что это сопричастность знаниям Вселенной, способность разума видеть и понимать истину о самом себе и окружающем. Мир, в котором мы живём, изменяется быстрее, чем мы сами. Чтобы выжить, надо уметь управлять разумом и эмоциями, а также развивать интуицию. Интуиция владеет большими возможностями оперирования информацией, чем сознание (сознание обрабатывает 102 единиц информации, а подсознание - 109, при этом владея большим её запасом). Древние философы говорили, что интуиция - это вещь, которой владеют все, но пользуются немногие. Через интуицию человек познаёт больше, чем через иные пути познания. Мы много трудимся, чтобы познать мир через книги, лекции и т.п., однако через интуицию мы можем сократить путь и выйти непосредственно к первоисточнику. Информация - это внешние знания, а интуиция - внутренние. Я думаю, что будущее века Информации - в умении человека получать интуитивные знания.
«Спроси меня, что ты хочешь узнать, затем жди терпеливо и внимательно наблюдай свои мысли. Не надо напрягаться или делать усилия, просто сиди в тишине и позволь моему Свету играть с усталыми клетками мозга твоего поверхностного разума. Из глубины абсолютной тишины и покоя голос интуиции возникнет, как музыкальный звук, и ты безошибочно услышишь сообщение также ясно, как сообщение твоей совести. Интуиция не только поможет тебе развить твоё творческое мышление, она будет для тебя источником истины, ты будешь знать, чему верить, что ты хочешь делать, не задумываясь, откуда ты это знаешь». Руби Нельсон - «Дверь в постижимое»
Томас Эдисон верил, что свои идеи он получает из какого-то внешнего источника. Как только в его голове появлялась интересная идея, он говорил, что она висит в воздухе, и если он не в состоянии её обнаружить, то это сделает кто-то другой. Знаменитый композитор Франц Шуберт как-то сказал другу, что его творческий процесс сводится к «припоминанию мелодии», о которой он сам раньше не имел ни малейшего представления. Интуитивному мышлению в современной психологии уделяется всё большее внимание - созданы новые области науки, занимающиеся психологией творчества и психологией познания (креативная и когнитивная психология). Понимание процессов творчества становится ключевой задачей современной науки. Меня когда-то потрясли слова Ошо:
«Человечество подошло к распутью. Мы жили жизнью одномерного человека, и она исчерпана. Теперь нам нужно более богатое трёхмерное человеческое существо. Я называю это тремя «С»: первое - сознание, второе - сострадание, третье - созидание, творчество. Сознание - это существо, сострадание - чувство, творчество - действие. В моём видении новый человек должен быть всеми тремя одновременно. Ты должен быть медитативным, как Будда, любящим, как Кришна, творческим, как Микеланджело или Леонардо да Винчи. Одномерный человек доказал свою несостоятельность. Он не смог создать красивой земли, не смог трансформировать всё человечество, не смог поднять уровень сознания всего человечества. Лишь немногие стали просветлёнными. Это больше нам не поможет. Нам нужно больше просветлённых людей, просветлённых трёхмерно. Вот моё определение нового человека». Ошо - «Творчество»
Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) был одним из самых образованных людей ушедшего века. Ошо мечтал о рождении нового человека, в котором бы воплотились лучшие черты восточного и западно го менталитета, в котором было бы органичное сочетание образованности с просветлением. Говоря об одномерном существе, Ошо имел ввиду личность, которая суха, которая холодна и не умеет любить. А логичность человека - это функция левого полушария головного мозга. У нас есть два полушария. Левое полушарие - не творческое. Оно очень способно к техническим вещам, но в том, что касается творчества, бессильно. Оно может делать только то, что выучило, и делать это эффективно, но механически. Левое полушарие - это полушарие здравого смысла, логики, математики, расчёта, порядка, дисциплины, сообразительности, критики, анализа, сравнения, сомнения. Левое полушарие отвечает за аналитическое и логическое мышление, а также за речь; позволяет оценивать события и явления, т.е. делает мир понятным и предсказуемым. Два полушария постоянно взаимодействуют друг с другом, но у каждого из нас одно является ведущим и подчиняет активность другого. Для большинства ведущим является именно левое полушарие. Такие люди склонны доверять лишь рациональным расчётам, логике. То, что функции полушарий различные, первым (около 150 лет назад) понял французский невролог Поль Брока - он и открыл в левом полушарии центры, отвечающие за словесное мышление и речь. А век спустя американский нейрофизиолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за то, что доказал: мозг работает при совместном участии обоих полушарий, но «вклад» каждого из них различный. Интересно, что в момент рождения у ребёнка начинает работать только правое полушарие, левое развивается постепенно, одновременно со способностью понимать речь и говорить самому.
«И вот тогда мы начинаем «учить» ребёнка - невольно, ненаучно... За века мы научились трюку, как перемещать энергию из правового полушария и запускать левое. Вот наше образовательное воспитание. С детского сада до университета именно этим и занимается всё наше обучение и образование. Это попытка разрушить правое полушарие и помочь левому. Где-то между 7 и 14 годами мы добиваемся успеха, и ребёнок убит, разрушен. Все дети рождаются творцами, но мы им не позволяем. Немедленно начинаем их учить, как правильно, и они становятся роботами...». Ошо
Если в первые месяцы жизни ребёнок растёт в гармоничной среде (физической, интеллектуальной, эмоциональной), правое полушарие успевает развиться достаточно для того, чтобы позже не быть «заблокированным» деятельностью левого. В 2003 году американский нейропсихолог, автор книги «Управляющий мозг - лобные доли. Лидерство и цивилизация» Элхон Голдберг доказал, что правое полушарие моментально и целостно воспринимает всю новую информацию, интуитивно устанавливая связи между фактами, а левое «не спеша», последовательно обрабатывает новое, выделяет причинно-следственные связи и систематизирует факты. Оно как бы дробит картину мира на детали, анализирует их, последовательно перебирая то, что попадает в сферу нашего восприятия или содержится в воспоминаниях, т.е. левое полушарие в каком-то смысле упрощает мир, хотя это позволяет нам легче адаптироваться в нём, планировать будущее. Во всех западных обществах (и наша страна здесь не исключение) по-прежнему заметно выше ценятся левополушарные профессии и навыки, связанные с логическим, речевым или рациональным мышлением. Школьные программы также всё ещё ориентированы на людей с доминирующим левым полушарием: обучение основано на аналитическом и логическом, а не творческом подходе к новому. Современная цивилизация (преимущественно левополушарная), недооценивая значение интуитивного познания, рискует превратить «дитя природы» в «дитя прогресса». Сегодня мир меняется настолько быстро и радикально, что выжить мы сможем, лишь развивая интуитивное познание, чтобы воспринимать новое целостно и быстро (с помощью правового полушария). Радует то, что в каких бы обстоятельствах мы ни росли, правое полушарие рано или поздно проявляет себя. У многих из нас, выросших в левополушарном рациональном мире, творческое начало проявляется только во второй половине жизни. Кто-то вдруг к 40 годам начинает заниматься йогой, медитацией, кто-то рисует картины, увлекается астрологией, эзотерикой, кто-то начинает играть в любительском театре. Скорее всего, те неясные ощущения беспокойства, неудовлетворенностью своей жизнью, желание новизны, которые называют «кризисом среднего возраста», возникают из-за того, что многим из нас приходилось так долго игнорировать животворные сигналы своего правого полушария. Образование должно перестать быть до такой степени против правого полушария и его действий. Есть ситуации, в которых нужен только левосторонний мозг, нужно рассчитывать - на рынке, в ежедневной деловой жизни. А бывают времена, когда нужно только правое полушарие Правое полушарие есть цель, а левое - средство. Левое должно служить правому. Правое должно быть хозяином, потому что мы зарабатываем деньги только потому, что хотим наслаждаться жизнью, путешествовать, праздновать жизнь. Мы хотим иметь счёт в банке, потому что желаем любить, делиться и радоваться, баловать и баловаться. Мы работаем только потому, что желаем играть. Игра остаётся целью. Мы работаем потому, что хотим расслабиться. Расслабление - цель, а работа - это не цель, а средство. В школах, в вузах нужно развивать правое полушарие мозга. У него есть великое чувство красоты, которое спасёт мир, великое прозрение и озарение, оригинальность, незаурядность, новаторство. Ведь как нужны современному миру люди, обладающие этими качествами. Будущее - за цельными людьми!
«Целостное существо знает не изучая, видит не смотря, и достигает не делая». Лао-Цзы (древнекитайский философ)
Недавно вышла в свет удивительная книга Даниэла Пинка (бывшего спичрайтера вице-президента США Альберта Гора) «Будущее за правым полушарием. Что делать, чем думать и как быть в век нового творческого мышления». В ней он пишет: «Эпоха, в которой, проявляя железную логику, добивались успеха программисты, юристы и финансисты, склонные к анализу и стереотипным действиям, заканчивается! Будущее принадлежит людям, которые обладают аналитическими способностями, но при этом умеют проявлять артистизм, творческий подход и сочувствие». И я абсолютно согласна с тем, что в современном мире трудно оставаться одномерным, держаться за «да» и нет», «хорошо» и «плохо». Сейчас целый океан взглядов и возможностей, мир диктует много ситуативных схем, и надо искать модель миропонимания более широкую, чем прежде. Сегодня действительно мир просто вопрошает и актёрские технологии. Весь мир превращён в большую сцену, и если человек не умеет видеть ситуацию целостно, то он проигрывает. Внутренняя много- ликость сегодня максимально востребована. В школах пора начать преподавать актёрские технологии, которые позволят восстановить связь со своим телом, голосом, чувствами, научат креативности, харизматичности, умению быть разным, творческим, создавать образ своего идеального «Я», и имиджевые ситуативные образы, развивать гибкость своей души, стать человеком «ощущающим», целостным и присутствующим в своей жизни. Сегодня наша Россия особенно нуждается в творческих людях. Во все времена развитие общества определяли люди, стремящиеся к знаниям, чуткие к изменениям, способные к прорывам в новые области познания. В нашей стране долгие годы шло уничтожение неординарной мысли, а образование, воспитание, сами условия жизни сглаживали и поощряли стереотипность мышления. Переходный период оказался ещё более сложным. Но время изменилось. Старые правила больше не работают! Нужно отдавать себе отчёт в том, что никакие социальные перемены к лучшему не состоятся в атмосфере наживы, страха, безверия, злобы и отсутствия надежд! Лишь творческие усилия общества могут вывести страну из глубокого кризиса и летаргического сна.
«Свобода от страха, от унижений, от бедности, от болезней, свобода для всех - такова наша сегодняшняя цель развития. При этом это не просто высокие слова - это потребность любого разумного и современного человека. Это может облекаться в различную словесную оболочку, но именно об этом мы думаем практически каждый день». Президент РФ Дмитрий Медведев – Выступление на конференции «Великие реформы и модернизация России» (3 марта 2011 года)
Великий русский физиолог А.А. Ухтомский писал: «Только тот, кто воспринимает мир во всей полноте, кто не подходит к нему с готовой меркой, не пытается загнать факты в жёсткую схему, является хозяином своего будущего... Только человек, открытый своим вниманием к реальности, заранее готовый принять действительность такой, какая она есть, не цепляющийся за первоначально избранные координаты, может радикально изменить и свой первоначальный путь и стать личностью, создающей новую реальность...». В наши дни способность творчески реагировать на новые трудности и изменения требуется от каждого - от директора фирмы до продавца мороженого. Люди, чей набор инструментов для взаимодействия с жизнью ограничивается теми инструментами, о которых они узнали в прошлом от родителей и учителей, находятся и будут находиться далеко не в выгодном положении во взаимоотношениях с другими людьми и в построении своей карьеры. Переход от подражающего, ограниченного правилами поведения стереотипного мышления к творческому требует глубокого изменения нашего отношения к себе, к своим способностям... Новое время требует от человека гибкости и совершенно новой жизненной позиции. Это отказ от шаблонности в суждениях и действиях, это желание воспринимать и создавать новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя. На недавно прошедшем форуме «Дни русских инноваций» говорилось, что «учёные и инженеры в России не народятся как минимум до тех пор, пока уважение к созидателю не станет не меньшим, чем к чиновнику, который распределяет. Стране необходимо приложить целенаправленные усилия для возникновения молодёжи, отличающейся от той, которая задаёт тон сегодня. Способной не шустрить и перераспределять, а СОЗИДАТЬ! Состоящей не из менеджеров широкого профиля с английским, а профессионалов-творцов, с этикой и целостностью. Такая программа должна стать наиприоритетнейшей для правительства и страны. Эта программа нужна не только для возрождения России, но и вообще для сохранения России на географических картах». Не вызывает сомнения мысль всех мудрецов о том, что переустройство нашего общества, а следовательно и всей жизни в стране, должно происходить не «сверху», а «снизу», т.е. с формирования каждого отдельно взятого человека. Я убеждена, что только тогда, когда в нашей стране сформируется некая критическая масса «новых людей» (по определению Чернышевского), может начаться действительное изменение всей России. Только тогда, когда сначала отдельные личности, потом многие и, наконец, большинство граждан станут физически и психически здоровыми, целостными, гармоничными, активными, творческими, смелыми, не боящимися трудностей, умеющими и даже стремящимися преодолевать их, знающими, чего они хотят, умеющие управлять собой и событиями своей жизни, только тогда без всякого насилия будет выбрано разумное правительство, исчезнет коррупция и т.д. А путь к формированию «новых людей» лежит через «ненасилие», новое мышление, целостное и образное сознание и принятие мира. Всё это является началом осуществления подсказки Соломона: «Множество мудрых - спасение миру». Наступило время взросления человечества. Переход к новому типу цивилизации, как всегда, возможен только с изменением модели сознания. Это приведёт к новому типу социальных отношений, постепенному переходу от цивилизации потребления, основанной на внушении и насилии, опирающихся на страх, к цивилизации созидания, основанной на ТВОРЧЕСТВЕ. В античной культуре праздник и игра требовали образования, поскольку его главными событиями были состязания в творчестве: поэтическом, музыкальном, драматическом, спортивном, техническом. В празднике и игре как экологической нише жизни есть свой смысл, свой азарт, своё подвижничество, свой темперамент, своя религия. Интеллект современной цивилизации научился целиком объективироваться в войну и труд, но не в праздник. Интеллект ставит себя выше праздника, на деле низводясь до инструмента старчества: с косной динамикой, бесконечными «домашними заготовками», немощью импровизации. Мы перестали ощущать грандиозность праздника и персональную ответственность за него, потеряли, если так выразиться, «волю к празднику и к игре». Это воля и к самолётостроению, воля к созданию новых музыкальных инструментов и «произведений», воля к владению собственным голосом и собственным телом (в танце, спорте), воля к поражающим воображение открытиям, воля к покорению вершин. Праздник требует другого масштаба научных открытий: наука должна не «служить людям», а изумлять, в науке есть своя праздничная составляющая. Конечно, речь не идёт о сведении жизни к празднику: речь о том, что «спортивно-праздничное чувство жизни» требует от образования внесения своей лепты. Как сегодня только образованные могут по-настоящему трудиться, так и в недалёком будущем только образованные смогут по-настоящему вживаться в праздник. Так же как труд устанавливает отношение насилия человека над природой, так и праздник устанавливает своё отношение между человеком и природой - этно-ландшафтную симпатию. Ландшафт всегда участвует в празднике: на празднике природа «говорит» - поэты слышат это, но слышать её должны и учёные, и политики. Не умеющий петь и танцевать, вслушиваться и созерцать не способен к симпатическому отношению с природой, и тогда он вынужден реальность трактовать в терминах механического насилия. В Элладе существовал даже особый вид медицины, основанный на празднике, - «катартика» (храмовые мистерии специального назначения). Праздник и игра, по большому счёту, - это психотехника духовности («духовность» по-древнегречески - «энтузиазм»), в которой культуры Запада и Востока устремляются друг к другу, равно как исчезают догматические препоны между искусством, наукой и религией. Мутация системы образования обусловлена ещё и тем, что Знание и Культура оказались вне друг друга. Так, например, гуманитаризация образования, проведенная правительством России в девяностые годы XX века, свелась к элементарной деидеологизации: дисциплины типа научного коммунизма и диалектического материализма заменялись на нейтральные типа социологии и культурологии. Однако мало знать о культуре, надо быть вовлечённым в неё, надо стать носителем определённой культуры: во Франции - французской, в России - русской, в российских глубинках - ещё и регионально-этнической. Быть носителем культуры - значит иметь практические навыки вокала, хореографии, музицирования, речевой культуры, этикета, художественного созерцания.
«Из песни развились и поэзия, и музыка. Песня была началом творчества в искусстве. Нам нужна музыкальная программа жизни». Андрей Белый
Говоря о реформе современного образования, следует иметь в виду назревшую необходимость приобщения Знаний к Культуре, к Творчеству и Игре. «Творчество прежде познания». Андрей Белый «Нравственность важнее знания». Лев Толстой Все другие пути уже проверены - они ведут в никуда.
«Фактически человечество родится лишь в тот день, когда индивидуальность будет уважаема в своём бунте. Пока мы не дадим каждому индивидуальной свободы быть собой, существовать по-своему. Творчество - это аромат индивидуальной свободы». Ошо
Образование определяет будущее общества и страны. Система образования уже нуждается не в экспериментировании, а в подлинной реанимации. Без этого не будет не только экономики, «основанной на знаниях», но довольно скоро исчезнут и возможности поддерживать нынешнее жизнеустройство. Со времен Петра I и Екатерины II наше отечественное просвещение взывало к обновлению и добивалось обновления, иногда в виде частичных преобразований, иногда в виде радикальных реформ. Вхождение в XXI век отмечено почти паническими призывами модернизировать образование в России, войти в Болонский процесс, унифицировать с Европой все ступени образовательного пути. Всем правителям России, экономящим на образовании, культуре, следовало бы иметь перед глазами в собственном кабинете предостережение А.С. Пушкина: «Одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия». Пушкин умел быть абсолютно точным и в образах, и в определениях. Полупросвещение - это «невежественное презрение ко всему прошедшему; слабоумное изумление перед своим веком; слепое пристрастие к новизне; частные поверхностные сведения, наобум приноровлённые ко всему». Сегодняшняя так называемая модернизация образования - это ярчайший феномен полупросве- щения. В модернизации есть всё, что являет собой полупросвещён- ность: и презрение ко всему прошедшему; и изумление перед своим веком, с его инновациями, информационными революциями; и слепое пристрастие к новизне; и неспособность постигнуть целостность преемственного становления культуры, цепляние за частное и частичное в культуре, провозглашаемое общечеловеческим. Модернизировать образование можно в той мере, в какой можно модернизировать культуру. Модернизация в отличие от модернизма не может отворачиваться от классики, от культуры как культа духовных ценностей, культа традиций. Быстрее и красивее мы будем шагать в образовании, если избавимся от хромоты, от припадания на одну ногу - модернизации как модернизма. В нынешних университетах постдипломного образования, институтах повышения квалификации учителей такое прихрамывание очевидно: изучают менеджмент, деловые игры, маркетинг, но не озабочены невежеством в собственной национальной культуре, в культуре духовной, нравственной. Модернизация как новизна - это один необходимый полюс развития образования; другой полюс, не менее необходимый, - это внутренняя логика исторического становления национальной школы, национальной культуры, национальной личности, это полюс традиций, требующих непременного освоения каждым поколением.
«И слой, и народ, и масса, и образованщина - состоят из людей, а для людей никак не может быть закрыто будущее: люди определяют своё будущее сами, и на любой точке искривлённого и ниспадшего пути не бывает поздно повернуть к доброму и лучшему. Будущее - неистребимо, и оно в наших руках. Если мы будем делать правильные выборы». А. Солженицын - «Об образованщине» Наше будущее — в нас, и наша задача — открывать себя. Я размышляла на эту тему и мечтала о школе, где учат управлению разумом, эмоциями, где учат жить в гармонии с собой, со своими ощущениями, духовными ценностями, чувством собственного достоинства и уважения к мыслям других. Я мечтала о школе, где человеку помогают познать себя, найти себя, раскрыть себя, учат формировать ОБРАЗ своего истинного «Я». Я искала школу, где будут такие предметы, как счастье, уверенность, позитивные мысли, осанка счастливого и уверенного в себе человека, управление своей волей, своим состоянием, событиями своей жизни, владение телом, словом, голосом, которые являются образом души. Я искала школу, где учат творчеству, развивают правое полушарие, которое связано с интуицией, воображением. Я искала школу, где учат быть осознанным и целостным. Я искала школу, где учат искусству жить, жить радостно и достойно. И ещё я хотела, чтобы там было очень весело! И всё не слишком серьезно. И я нашла такую школу. Здесь, на мой взгляд, дают правильное образование.
«Критерий правильности любых знаний - это их полезность». Лев Толстой
И теперь я начала мечтать, чтобы программа этой школы использовалась в каждом учебном заведении страны и чтобы филиалы этой школы были открыты во всех городах нашей Родины. А для начала хотелось бы, чтобы в эту школу пришли учителя. Согласитесь, ведь в чём-то прав был Отто Бисмарк, утверждая, что войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники. Когда я уже закончила писать эту главу, мне попалась замечательная книга Виктора Алексеевича Ефимова (ректора Санкт- Петербургского государственного аграрного университета) «Нам нужна иная школа» о проблемах современного образования, где он пишет: «Если общество переживает затяжной кризис, то это означает, что на протяжении длительного времени, предшествовавшего кризису, система образования успела покалечить мировоззрение, интеллект, нравственность и психику в целом в нескольких поколениях, которые, вступая во взрослую жизнь, постепенно привели общество на грань катастрофы». Соответственно, один из аспектов преодоления кризиса обществом - реорганизация системы образования на качественно иных принципах, для того чтобы образование соответствовало эпохе и обозримым перспективам жизни общества и его развития. Чем более успешно общество в постановке и решении этой задачи, тем более продолжительный период бескризисного развития ему предстоит. Что надо сделать в системе образования, чтобы люди с её помощью становились счастливыми и целостными? Необходимо ответить на вопросы чему и как учить. Всё это и обязывает нас обратиться к рассмотрению проблематики приведения системы образования в соответствие с потребностями людей и перспективами развития общества. Изъян - это то, чего не достаёт для обретения качества системной целостности. Главный и принципиальный изъян российской педагогики - неразвитость психологической теории и психологических практик, ориентированных на определённые возрастные периоды, в которых люди своевременно учились бы: - быть властными над своим настроением (эмоциями и осознаваемым потоком мыслей); - быть властными над согласованностью работы чувств, лексического и образного мышления, ассоциативного мышления; - отличать истинную память от бессознательной подмены её воображаемым прошлым; - осознанно произвольно обращаться к истинной памяти и к воображению. Всем этим человек в некоторой минимальной степени должен овладеть до того, как начнёт осваивать знания и навыки в школе. Это - необходимые предпосылки к успешной учёбе в школе и вузе без переутомления, а также и к творчеству. И поскольку названные психологические навыки не являются врождёнными автоматизмами, то им должно учить целенаправленно - как до школы, так и в самой школе, чтобы человек вышел из неё готовым к жизни. При этом они не должны обретать характер закрепощающих автоматизмов, а становиться основой для дальнейшего личностного развития. Поэтому первоосновой реформы системы образования должны стать разработка и внедрение в систему педагогического образования адекватной психологической теории и выражающих её психологических практик». Прочитав и согласившись с этим, я ещё и ещё раз порадовалась тому факту, что пока все говорят, пишут и спорят, чему и как учить людей сегодня, в Московской Театр-Школе «ОБРАЗ», созданной Сергеем Базаровым, в филиалах школы уже давно дают на практике ПОЛЕЗНОЕ И ПРАВИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ!
ТЕАТР-ШКОЛА «ОБРАЗ» СЕРГЕЯ БАЗАРОВА ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕАТР-ШКОЛЫ «ОБРАЗ» И ЕЁ ОСНОВАТЕЛЬ СЕРГЕЙ БАЗАРОВ
Театр-Школа «Образ» была создана в 2001 году Базаровым Сергеем Анатольевичем - актёром, режиссёром и психологом. Сергей родился и вырос в Ленинграде (Санкт-Петербурге). После окончания школы поступал в Ленинградский политехнический университет на модную тогда профессию физика-ядерщика. Но жизнь распорядилась так, что Сергей не добрал полбалла на выбранный факультет и, дожидаясь следующей возможности поступать в политехнический, вдруг неожиданно увлёкся театром. Он начал заниматься и играть в народном театральном коллективе при Дворце культуры имени Ленсовета, где, кстати, по соседству в аудиториях занимались в студии пластики Вячеслав Полунин и Лев Додин, будущие знаменитые актёры театра «Лицедей». Возможность общения с ними дополнило творческий опыт, полученный на репетициях в театральном коллективе. В 1984 году Сергей поступил в школу Малого театра - училище имени М.С. Щепкина на специальность «Актёр драматического театра и кино», начался новый этап его жизни - жизни в Москве. С 1984 по 1988 годы Сергей учился в Театральном училище имени М.С. Щепкина на курсе народного артиста СССР Виктора Ивановича Коршунова - директора Малого театра. Ещё на первом курсе Сергею в руки случайно попала книга М. Чехова «О технике актёра», в то время как официально в России эта книга появилась только в начале 1990-х годов. Система Михаила Чехова увлекла Сергея своей простотой, точностью, лаконичностью и универсальностью, а также возможностью применения её при решении многих жизненных задач. Михаил Чехов - великий русский актёр, уехавший в 1925 году за границу и создавший там уникальную систему актёрского мастерства, по которой работают сегодня почти все западные театральные школы. М. Чехов основал свою собственную школу в Голливуде.
За четыре года обучения в театральном вузе Сергей поставил по системе Михаила Чехова 4 спектакля. После окончания театрального училища Сергей Базаров работал актёром в «Русском реалистическом театре» и «Историко-этнографическом театре». В 1995 году Сергей создаёт театр «Образ», где в течение шести лет он подготавливает и показывает зрителям ещё двенадцать спектаклей. Его основные режиссёрские работы: «Человеческий голос» Ж. Кокто, «Что случилось в зоопарке» Э. Олби, «Трагик поневоле» А.П. Чехов, «Мой друг Гитлер» Ю. Мисима, «Шутки» А.П. Чехов, «Эх, мужики, мужики...» А.П. Чехов, «Под стук колес» А. Аверченко, «Безумие любви» Ж.Ф. Реньяр, «Вождь краснокожих» О. Генри и др. Одновременно с творческой работой в театре Сергей Базаров оканчивает в 1997 году психологический факультет Московского государственного открытого педагогического университета, получая профессию психолога. Итак, в 1995 году был создан Театр «Образ». И так как в театр набирались не только профессиональные актёры, но и любители, то стало необходимо разработать чёткую программу оперативной подготовки актёров. В результате творческих экспериментов возник ряд сложностей: во-первых, система М. Чехова требовала наличия у актёра хотя бы минимальных знаний в области психологии поведения человека, во-вторых, люди, приходящие в театр играть, приносили с собой не только творческие проблемы, такие как отсутствие навыков сценической игры, но и свои житейские общечеловеческие проблемы: боязнь публичного одиночества, отсутствие творческой энергии, лень, невнимательность, деконцентрированность, неустойчивость эмоциональных состояний во взаимодействии с другими людьми, что очень мешало творческой задаче - научиться играть. И тогда в Театре «Образ» Сергеем Базаровым был разработан специальный тренинг - набор упражнений, ПОМОГАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКУ НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ СОСТОЯНИЕМ ЧЕРЕЗ УПРАВЛЕНИЕ СВОИМИ РЕАКЦИЯМИ, названный «Психотехника». В процессе работы с упражнениями очень скоро стало понятно, что область их применения не ограничивается стенами театра, а распространяется далеко за пределы актёрской профессии. Стало очевидно, что техники могут и должны использоваться всеми людьми, вне зависимости от их возраста, профессии, способностей. Так, соединив упражнения по актёрскому мастерству с психотехниками, Сергей Анатольевич Базаров преобразовал Театр «Образ» в Театр-Школу «Образ». Область её возможностей оказалась намного шире, так как связывать свою жизнь с театром собирается лишь какая-то небольшая часть людей, а жить спокойно и радостно необходимо всем. Соединив театр и психологию, Сергей Анатольевич создал в 2001 году удивительную школу «Образ». С момента создания в театральной школе «Образ» прошли обучение около 8000 человек в возрасте от 15 до 55 лет. Каждый, кто приходит сюда, находит здесь что-то своё: одни - новую профессию, другие - новые возможности. Наряду с обучением актёрскому мастерству по системе Михаила Чехова и преподаванием традиционных актёрских дисциплин - пластика, голос и речь, - здесь формируется новое отношение к жизни, основой которого является «Принцип Игры». Это накопление особого творческого состояния лёгкости и спонтанности, наработка через актёрские техники различных ролевых моделей поведения, которые необходимы не только на сцене, но и в жизни. В школе «Образ» учат творчеству. Здесь не ставится задача, чтобы все стали великими актёрами. Да, некоторые станут и художниками, и актёрами, и певцами, из кого-то выйдет танцор, музыкант, режиссёр. Но в этой школе главная задача - научить каждого быть творческим по-своему, новатором, изобретателем в любом деле. Ведь нашему обществу не нужно много художников и поэтов. Нам нужны и повара, и садовники, и фермеры, и все возможные мастера. Но каждый человек должен быть творцом. «Даже в мытье полов можно быть творческим, - говорил Ошо. - Если ты - творец, то не будет скуки никогда».
«Творчество - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта». Э. Фромм (немецкий философ, психоаналитик)
«Жизнь - как театр. Театр - как жизнь» - основная дисциплина, которую на протяжении всего курса осваивают ученики. Обучение в театральной школе «Образ» представляет собой непрерывный процесс самопознания, саморазвития и самосовершенствования через творчество, участниками которого становятся и студенты, и преподаватели. Обучение проходит согласно разработанному Сергеем Базаровым учебному плану школы, включающему в себя актёрское мастерство, психологию и практику в виде постановки спектаклей. После окончания обучения в театральной школе выпускники полностью готовы выступать в качестве профессиональных актёров. Некоторые из них играют сегодня на сценах московских театров - в «Моссовете», «Театре на Перовской», работают ведущими телевизионных передач на российском телевидении, руководят детскими театральными школами (студиями). Другие продолжили своё профессиональное образование: поступили в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе, в ГИТИС, Театральное училище им. М.С. Щепкина.
ЗАДАЧИ ТЕАТР-ШКОЛЫ «ОБРАЗ»
Театральная школа «Образ» ставит перед собой две основные задачи: 1. Научить молодых людей играть на сцене, чтобы они определили, насколько им необходима в будущем актёрская профессия. Ведь нередко приходят люди, которые хотели бы просто-напросто решить вопрос: интересно ли им будет заниматься этой профессией, причём зачастую в процессе обучения или по окончании всей программы они приходят к выводу, что представляли себе актёрскую работу совершенно иначе. Таким образом, здесь дают ученикам возможность получить первоначальную, основную информацию об актёрской профессии и практику, нарабатываемую во время занятий и выступлений перед публикой. Помочь людям любого возраста и способностей, используя техники актёрского мастерства и психотехники, наработать навыки, помогающие легче достигать своих целей, не растрачивая при этом энергию впустую, не перенапрягаясь; сохранять комфортное и уверенное душевное состояние в любой ситуации. Система обучения в театральной школе построена таким образом, что позволяет любому спокойно чувствовать себя во время занятий, не переживая, что кто-то в чём-то окажется лучше, потому что понятий «лучше» и «хуже» в этой школе просто не существует. Каждый человек неповторим - и в этом его сила. Задача школы - не слепить из человека кого-то красивого, умного и интересного, а помочь ему обнаружить в себе эти качества. Раскрытие творческого потенциала - это не просто красивые, многообещающие слова, это необходимый каждому человеку процесс, лежащий в основе становления личности.
«Творчество - это объяснение в любви миру. Быть творцом - это творить самого себя». Ошо * * * С первой встречи с Сергеем Базаровым я почувствовала, что словно нашла «золотую жилу». Его школа - это как раз было то, что я давно искала. Меня поразила личность самого Сергея. В ней чувствовались удивительная гармония, спокойствие, уверенность в себе. Ему не нужно было самоутверждаться, рассказывая о своём опыте, он просто существовал, он был ровно и доброжелательно настроен ко всем людям, в нём чувствовалась мудрость, необычная для его возраста, и было очевидно, что он умеет наслаждаться жизнью и дарить радость другим. Сергей Базаров разработал для обучающихся уникальный психологический тренинг «Искусство Жить». Впервые попав на его тренинг, я увидела, что ученики Сергея в процессе обучения менялись буквально на глазах, становясь более сильными, гармоничными, уверенными в себе и, несомненно, более счастливыми. Создавая школу, Сергей Базаров ставил задачу способствовать совершенствованию человеческого в каждом человеке - ведь это единственный способ сделать жизнь всех людей лучше! Как намного чудеснее была бы наша жизнь, если бы все люди владели Искусством Жить! ТЕАТР-ШКОЛА «ОБРАЗ» (Творческое объединение людей)
ИДЕЯ |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы