Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РОЛЬ ОБЕЗЛИЧЕННОГО «Я» В ОБРЕТЕНИИ СИЛЫ ЖЕНЩИНАМИ



Способность быть беспристрастной, невозмутимой и объективной — другое качество, часто отвергаемое в женщинах. Обычно считают, что женщина должна быть тонко чувствующим существом, всегда отклика-

242

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

ющимся на нужды и эмоции других. Она должна поддерживать прочувствованные, глубоко личные отношения с людьми. По крайней мере, до совсем недавнего времени большую часть привлекательности женщины составляли ее теплота, желание сделать людям приятное, способность к реагированию на нужды других, способность воспитывать — короче, скорее ее более «личностные» «я», чем ее беспристрастное «я». Женщина, в которой не было подобного беспокойства о нуждах и благосостоянии других, могла быть сочтена «хладнокровной» или «расчетливой». В применении к мужчинам словом «хладнокровный» часто характеризуют киллеров. Женские же сердца должны оставаться вечно теплыми.

Наш опыт показал, что большинство мужчин очень рано учатся использовать обезличенную энергию. Их учат думать беспристрастно и объективно оценивать ситуацию, даже если эта ситуация касается потребностей и чувств других. Их побуждают оставаться «невозмутимыми» и «уравновешенными», когда эмоции перехлестывают через край. Они учатся охранять свои психологические границы и действовать независимо от других, не испытывая необходимости угодить кому-то или ставить свои действия в зависимость от чьих-то ожидаемых реакций. Таким образом, они знают, как эмоционально освободиться от другого человека; они не отождествляют себя с тем «я», которое все время нуждается в поддержании личностных и эмоциональных контактов.

Конечно, есть исключения. Мы заметили, что многих мужчин, воспитанных на философии «нью-эйдж», поощряли отвергать свои обезличенные «я» и развивать эмоциональные и личностные стороны, чтобы они, подобно женщинам, могли реагировать на мир через эмоции и пропускать через себя потреб-

243

ЧАСТЬ'З

ности и чувства других. Им тоже необходимо все время поддерживать дружеские личные контакты, в их распоряжении нет обезличенных энергий.

За годы, прошедшие со времени первого издания этой книги, мы все больше внимания уделяли работе с обезличенным «я». Мы обнаружили, что, особенно у женщин, возврат отвергнутой обезличенной энергии значительно увеличивает силу и природную способность защитить себя. Позволив проявиться нашей обезличенной энергии, мы обретаем способность определять наши психологические границы, действовать независимо, с одобрения или без одобрения других, отделяться от других, когда это необходимо, и говорить о наших потребностях четко и невраждебно.

В процессе Диалога голосов чрезвычайно полезным является то, что мы ясно видим контраст между индивидуальными и обезличенными «я». Индивидуальное «я» — приятное, теплое, угождающее «я», которое создает и поддерживает контакт с ведущим; его заботит, что думает и чувствует ведущий. И наоборот, обезличенное «я» — несколько сдержанное, неэмоциональное; не враждебное, но дистанцированное, не обеспокоенное необходимостью контакта с ведущим. Для женщины (или для мужчины в духе «нью-эйдж») часто трудно наладить контакт с обезличенным «я», но это определенно стоит затраченных усилий.

Посмотрим, как это происходит в процессе Диалога голосов. Поговорив немного с Энн, ведущий понимает, что у нее нет доступа к своему обезличенному «я». Для Энн по-прежнему важно сохранять эмоциональный контакт с другими, она все принимает слишком близко к сердцу (в отношениях с другими людьми часто берет на себя ответственность или становится жертвой) и не способна рассматривать трансперсональные ситуации ясно и непредвзято. Она

244

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

также сердечна, приятна и очаровательна в общении с ведущим.

Ведущий: Мне кажется, что вы очень лично реагируете на жизнь, что у вас нет доступа к вашим обезличенным энергиям.

Энн: Я не понимаю, что вы имеете в виду.

Ведущий: Сейчас объясню. Я хочу, чтобы вы поняли разницу между вашими личностными и обезличенными энергиями. Передвиньте, пожалуйста, ваше кресло, и мы поговорим с той частью вас, которая любит людей и сердечно к ним относится.

(Энн передвигает кресло, садится и тепло улыбается ведущему.)

Ведущий: Здравствуйте, как поживаете?

«Личностная Энн» (приятно улыбаясь и глядя в глаза ведущего): У меня все хорошо. Это было очень интересно. Я не знаю точно, какая у вас цель, но если вы говорите, что это важно, я согласна. Я действительно рада возможности поработать с вами.

Ведущий (стараясь установить связь с этой частью Энн, которая является истинным первичным «я»): Да, вы определенно красивая женщина, у вас блестят глаза. С вами интересно быть. С вами я чувствую себя спокойно.

«Личностная Энн» (волнуясь): Вы смеетесь надо мной?

Ведущий (искренне): Нет. Мне действительно хорошо с вами. Вы очаровательны. Мне нравится ваша улыбка.

«Личностная Энн»: Ну, тогда я думаю, что вам хорошо, потому что вы мне нравитесь и я рада быть с вами. Я думаю, вы великолепны, и я хотела бы

245

ЧАСТЬ'З

немного походить на вас. (Пауза.) Я думаю, что я человек для людей.

Ведущий: Человек для людей?

«Личностная Энн»: Да, мне нравятся люди. Я люблю быть с ними, я любознательна. Я сочувствую им. Я очень чувствительна и лояльна.

Ведущий: Да, Энн говорила мне, что очень серьезно относится к дружбе.

«Личностная Энн» fc некоторым удовлетворением): Вы никогда не сможете сказать, что я эгоистична или меня нет, когда кто-то нуждается во мне. Когда ее подруги заболевают, я всегда делаю все, что могу. Я посещаю их регулярно, пока они не поправляются.

Ведущий: Звучит так, словно вас и впрямь беспокоит, как чувствуют себя другие люди.

«Личностная Э н н»: Вы правы. Для меня важно, чтобы окружающие меня люди чувствовали себя уютно и были счастливы. Мне плохо, когда муж Энн или ее дети несчастны. Я не люблю, когда они сердятся или замкнуты. Мне не по себе. Я должна что-то сделать, чтобы развеселить их.

Ведущий: И как вы относитесь к их отношению к вам?

«Личностная Энн»: Правда, мне это не безразлично. Я хочу, чтобы они были счастливы со мной, чтобы они любили меня. Чтобы мы были неразлучны. Мне очень плохо, когда люди уходят или когда я считаю, что они не одобряют меня. Послушайте, разве я не могу так чувствовать? Вы считаете меня дурочкой?

Ведущий (по существу, обращаясь к осведомленности Энн): Будучи частью Энн, вы очень беспокои-

246

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

тесь о том, что я думаю. Давайте обратимся к другой части Энн, которой все равно, что я думаю.

(Энн переставляет стул на другую сторону. Она садится и выглядит слегка стесненной.)

Поскольку это совершенно незнакомая энергия, ведущий может быть вынужден стимулировать ее в Энн, передав ей свою собственную обезличенную энергию и ожидая, пока Энн настроится на нее. Ведущий может продолжать вести диалог на уровне энергетики, без слов. Это особенно помогает при первом вызове обезличенного «я». На следующих сеансах придет время использовать и слова. С помощью такой энергетической индукции Энн сможет различать личностное «я», которое улыбается и пытается поддерживать контакт, и обезличенное «я» — сдержанное, необщительное. Ведущий будет «водить» Энн от одной энергии к другой, заставляя почувствовать разницу между ними, пока та не сможет сама определять, когда имеет место переход. При работе с личностными/обезличенными «я» для Энн важно познакомиться с новыми обезличенными энергиями. В этом примере мы будем использовать слова, чтобы познакомить читателя с некоторыми аспектами обезличенного «я».

Ведущий (продолжая диалог и настраиваясь на свои собственные обезличенные энергии): Теперь я знаю, что эта энергия вам незнакома. Посмотрите на меня и постарайтесь настроиться на мои энергии. Я немного вам помогу. Хорошо, теперь вы — часть Энн, которая не принимает участия в диалоге на уровне чувств. Вы самодостаточны и отделены от меня. Вы переживаете это взаимодействие более объективно, чем другая часть, с которой мы только что разговаривали.

(Энн все еще немного озадачена.)

247

ЧАСТЬ'З

Ведущий: Послушайте, вы могли бы быть тем «я» Энн, которое проявляется в других местах, помимо семьи и друзей,— скажем, на работе или когда она занимается бухгалтерией.

«Обезличенная Энн» (спина прямая, взгляд отстраненный, сдержанный): О да, я с ней, когда она преподает в школе. Она вынуждена использовать меня, иначе дети будут перешагивать через нее.

Ведущий: Можно подумать, что раньше вас с ней не было.

«Обезличенная Энн»: Нет, не было. Была другая часть. Она хотела, чтобы дети ее любили, и Энн не могла контролировать класс. «Наблюдатель» Энн помогал мне узнать, как со всем справляться. Я там, чтобы учить, а не соревноваться в популярности.

Ведущий: Понимаю.

«Обезличенная Энн» (вежливая, но холодная): Не то что я не люблю детей. Просто работа должна быть сделана, и сделана наилучшим образом. От учительницы требуются определенные качества. Она должна внимательно следить за тем, что происходит в классе, она должна знать, как справляться с трудными детьми. Она должна следить за их поведением и принимать необходимые решения, как ей следует поступить. Со своими эмоциями она ничего не сможет добиться.

Ведущий (обращая внимание на разницу между этим голосом и предыдущим): Вы определенно отличаетесь от того голоса, с которым мы только что говорили. Когда мы с вами разговариваем, кажется, что два профессионала обсуждают проблемы на равных.

248

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

«Обезличенная Энн»: Вы правы. Я наблюдала за вами, глядя, как вы работаете, и подумала, что кое-что могла бы использовать на занятиях.

Ведущий: А как вы относитесь ко мне?

«Обезличенная Энн» (объективно, без аффекта): Вы очень хороший, от вас я узнала о некоторых вещах, но, честно говоря, сегодня утром я бы работала с группой по-другому. Я больше времени уделила бы снам за счет демонстрации.

Ведущий: Создается впечатление, что вы действительно объективно оцениваете опытность Энн. Входили ли вы когда-нибудь в личную жизнь Энн?

«Обезличенная Энн»: Она меня туда не пускает. Она боится, что не будет нравиться людям. Фактически пару раз я появлялась при ее муже вместо того, другого голоса, ну, вы знаете, такого слащавого, и ее муж сказал: «У тебя сердитый голос. Что-нибудь случилось?» На самом деле я не была сердита. Но не думаю, что ему со мной было хорошо. Я думаю, он не так уверен в себе, как старается показать, и со мной он нервничает, потому что я не всегда стараюсь, чтобы ему было хорошо.

«Личностная Энн» (прерывая): Это я должна иметь дело с ее мужем. Та, другая часть — холодная, ей наплевать на чувства мужа. Она может испортить отношения. Это меня он любит, и это я о нем забочусь. Если та, другая, выйдет, он может начать искать себе другую женщину, понеж-нее. А кроме этого, ручаюсь, что и вам не нравится этот голос. Скажите честно, ведь так?

Именно таким способом постепенно вводится обезличенное «я», тем самым наделяя женщину еще большей силой. Мы обнаружили, что фактически оно мо-

249

ЧАСТЬ'З

жет функционировать в отдельных областях, например, в преподавательской деятельности Энн. Освоенные области могут послужить эффективным началом работы с обезличенной энергией. Таким образом, ведущий, заинтересованный в установлении контакта с обезличенной энергией, может вызвать «психиатра», «учителя», «бухгалтера», «бизнесмена» (даже в женщине) или «объективного наблюдателя».

Когда наконец проявится эта обезличенная энергия, возникает замечательная свобода выбора. Женщина, которая раньше была пленником своего личностного «я» и жертвой всех, кто ее окружал, вдруг оказывается сама в состоянии управлять своей жизнью и больше уже не реагирует постоянно на других.

Трудно сделать сознательный выбор без помощи обезличенной, рациональной субличности. Обезличенный голос может дать женщине «навигатора», в котором она нуждается, чтобы провести свой корабль по бурным морям эмоций. Он особенно необходим, когда она пытается сделать сознательный выбор относительно близких людей, таких, как супруг или дети.

Сильвия, например, была в очень разрушительных отношениях с мужчиной. Он был красивый, очаровательный, с множеством талантов. Она страстно любила его. Временами их отношения были настоящей идиллией. Он разговаривал с ней с обожанием во взоре, дарил ей подарки, был романтичным. Однако каждый раз, когда он чувствовал себя в опасности, он злобно нападал на нее, обвиняя ее во всех своих неудачах. Эмоциональное состояние Сильвии целиком зависело от его слов. Когда у мужчины все шло хорошо, она чувствовала себя любимой, великолепной. Ему было плохо — и Сильвия оказывалась заброшенной. На сеансе Диалога голосов она была именно несчастной, брошенной. В их отношениях

250

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

не было ни грана обезличенности или объективности. Чтобы внести это в их отношения, она отчаянно нуждалась в обезличенной энергии.

Ведущий: Поговорим с той частью вас, у которой нет никаких эмоций по отношению к Роджеру.

(Сильвия пересаживается и сразу же успокаивается.)

Ведущий (продолжает спокойно и объективно): Скажи мне, пожалуйста, что ты заметила в отношениях Сильвии и Роджера?

«Обезличенный голос» (холодно, спокойно, авторитетно): Я думаю, это приносит Сильвии большой вред. Похоже на то, что она тупая марионетка, а он дергает за веревочки. Она слишком эмоционально реагирует на него.

Ведущий: Правда? И как же это происходит?

«Обезличенный голос»: Когда он в хорошем настроении, как на прошлой неделе, он приносит ей Цветы, небольшие подарки, и они часами болтают, совершают романтические прогулки, занимаются любовью. И всю неделю она на седьмом небе. Но когда он не в настроении, как в прошлую пятницу, когда он получил нахлобучку от начальника, он приходит к ней и начинает во всем винить ее. Он говорит ей, что это из-за их отношений у него на работе ничего не получается. Потому что он слишком много времени тратит, думая о ней, гадая, вдруг однажды она предаст его. Он сердится на нее, и она чувствует себя ужасно виноватой. Ей и в голову не приходит, что она не виновата. Она никогда не оценивает его гнев рационально. Он приказывает ей чувствовать себя ужасно — и она выполняет приказ.

Ведущий: Почему ты думаешь, что она необъективна?

251

ЧАСТЬ'З

«Обезличенный голос» (спокойно и без осуждения): Потому что боится впечатления о себе как о нелюбящей женщине, по сравнению с какой-то другой, более чуткой и внимательной. Сильвия действительно боится, что в случае хладнокровного анализа ситуации мужчина перестанет считать ее нежной, женственной и любимой.

Ведущий: Значит, когда он гневается, то ее огорчение, ее эмоциональность — это доказательство того, что она очень женственна и что она действительно его любит?

«Обезличенный голос»: Да. Именно так. Он даже дошел до того, что пришел в ярость оттого, что в тот период, когда они ужасно ссорились, Сильвия смогла закончить важный отчет на работе и с большим успехом представить его на заседании административного комитета. (Улыбается.) Это я помогла ей. Во всяком случае, Роджер рассердился, поскольку она смогла остаться хладнокровной. Он сказал, что это доказательство того, что она его не любит.

Ведущий: И какие же выводы ты делаешь из всего этого?

«Обезличенный голос»: Я чувствую, что любые отношения, в которых Сильвия должна отвергнуть свою силу, объективность, свои потребности, свой здравый смысл, для нее не подходят. Я понимаю, что она любит Роджера, но, если она останется с ним, это обернется для нее настоящей бедой. Лучше уж сейчас расстаться с ним, пока не поздно. Если она еще останется с ним, она навсегда расстанется со мной и сойдет с ума.

Ведущий: Раз она так любит Роджера, как же она расстанется с ним?

252

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

«Обезличенный голос»: Во-первых, я должна быть всегда рядом. Это значит, что она должна разрешить мне больше разговаривать с вами. Кстати, Роджер не любит, когда она говорит о нем с кем-нибудь, кроме него, потому что боится, что она «выпустит» меня. Потом, она должна проводить больше времени с друзьями по работе. Они тоже помогут мне стать сильнее. Поскольку большинство из них мужчины, я смогу там чаще выходить. И наконец, я считаю, что она должна больше времени проводить со своими подругами и в семье, чтобы ее «уязвимый ребенок» ощутил заботу, ибо вскоре она почувствует себя очень одинокой.

Вы видите, каким полезным может быть этот обезличенный голос, когда вопрос стоит об излишних эмоциях. Без него женщина пропадает, а с его помощью может справиться с трудными ситуациями. Голос способен оценить конкретную ситуацию, предложить наилучший способ действия, предупредить о предстоящих трудностях и предложить план их преодоления. При составлении таких планов этот голос абсолютно равнодушен к чувствам других.

Ведущий: А как же Роджер? Он не огорчится?

«Обезличенный голос» (холодный, но не карающий): Да, он будет огорчен, но меня беспокоит Сильвия. Он должен сам о себе позаботиться. Я думаю, что некоторое время он будет преследовать ее, а потом найдет другую подружку. Это очень ее огорчит, и когда это случится, она должна быть очень осторожна и рассудительна.

Ведущий: Кажется, ты не очень ценишь чувства.

«Обезличенный голос»: Да, это так. Я просто смотрю на них как на любые другие факторы.

253

ЧАСТЬ'З

Я понимаю, какую роль они играют. Я вижу, где они полезны и нужны, а где только мешают.

Если потерять бдительность, в этом месте может появиться «критик». Когда женщины обретают силу и их сильные голоса интегрируются, «внутренние критики» склонны осуждать за потерю женственности: «Ни один настоящий мужчина никогда не полюбит такую женщину!» Однако у Сильвии это был не «критик», а ее «угодник», который находился в оппозиции к обезличенному голосу. В течение нескольких лет она отождествляла себя с угождающей всем субличностью, поэтому «угодник» и протестовал против новых идей. (Не говоря уже о том, что Роджеру нравился «угодник» Сильвии.)

«Угодник»: Я все еще думаю, что их отношения можно спасти. Если только она послушает меня, я все улажу.

Ведущий: И как же ты сделаешь это?

«У г о д н и к»: Я что-нибудь придумаю, чтобы Роджер был счастлив, чтобы он не слишком донимал ее. Он это делает, потому что чувствует себя неуверенно. Он об этом говорит, и я согласен с ним.

Ведущий: Каким же образом она придаст ему уверенности?

«Угодник»: У него была трудная жизнь. Она могла бы доказать ему, что любит его и всегда будет с ним, что бы ни случилось. Она могла бы все время быть рядом с ним. Роджер всегда у нее будет на первом месте. Если ему нужно, чтобы она отказалась от других друзей, она могла бы сделать так. И это доказало бы ему, что она действительно любит. После работы Сильвия могла бы сидеть дома, чтобы всегда отвечать на звонки Роджера, когда

254

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

бы он ни позвонил. Она всегда может найти кучу дел по дому. Сильвия могла бы одеваться, как любит он, перестать краситься и употреблять духи. Он до такой степени ни в чем не уверен, что, когда Сильвия сделает макияж, надушится и выглядит хорошо, он боится, что другие мужчины обратят на нее внимание.

Ведущий: Немного похоже на уход в монастырь.

«Угодник»: Но ее сексуальность действительно пугает его. Поэтому я не считаю, что она должна выставлять ее напоказ. Она также должна избавиться от сувениров прошлого. Сжечь любовные письма и всякие такие вещи.

Ведущий: Вроде стереть прошлое?

«У г о д н и к»: Да, именно так. И не быть так тесно связанной с семьей. Боюсь, что они тоже представляют для него угрозу.

«Угодник» Сильвии с удовольствием сделал бы из нее бессловесное существо, чтобы она пожертвовала всем ради своего мужа. В наши дни мы часто видим противоположную картину — независимую женщину, которая ничем не пожертвует ради отношений. С одной стороны, женщина потеряет себя, с другой — потеряет друга. В любом случае она теряет. И для того, чтобы разрешить подобную трудную ситуацию, крайне необходимо компетентное эго.

ВНУТРЕННИЙ ПАТРИАРХАТ

Вероятно, самым большим препятствием к наделению женщины силой является внутренний патриарх (властный мужчина). Внутренний патриарх — это

255

ЧАСТЬ'З

интроецированная (направленная внутрь) версия патриархальной точки зрения, которая преобладала в западном мире с библейских времен. Короче говоря, внутренний патриарх следит, чтобы в мире царил естественный порядок, при котором женщина считается низшим существом. Мужчина — благодаря своей силе, уму, объективности, целостности и природному чувству этики и ответственности — правит миром. Женщина — из-за ее исходной иррациональной эмоциональности, позволения манипулировать собой, чрезвычайной субъективности, отсутствия этики, ненадежности, неспособности ясно мыслить, детской зависимости от других и отсутствия личной силы — должна поддерживать мужчину, ограничившись ведением домашнего хозяйства. На женщину и ее роль смотрят с презрением, в основном она считается объектом, а не человеком.

Мы хотим показать еще один отрывок из Диалога голосов, который знакомит вас с этим голосом. Рита, двадцатидевятилетняя женщина, очень сердита на мужчин. Она считает, что во всех ее отношениях с мужчинами они очень плохо с ней обращались. Степень ее гнева свидетельствует о том, что в ней действовало отвергнутое «я». Ведущий попросил разрешения поговорить с той ее частью, которая ненавидела женщин. Рита пришла в шок от такой просьбы, но все-таки пересела на другое место, и диалог начался.

Ведущий: Я хотел поговорить с тобой, потому что у меня такое ощущение, что ты, должно быть, очень сильна в Рите, при таком ее негативном отношении к мужчинам.

«Ж е н о н е н а в и с т н и ц а»: А вы все-таки поймали ме,ня. Я предпочитаю оставаться безымянной.

Ведущий: Почему так?

256

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

«Женоненавистница»: Так я могу принести больше вреда. Пока она думает, что проблема вне ее, она никогда не заглянет внутрь себя и поэтому никогда меня не найдет.

Ведущий: И что же ты чувствуешь?

«Ж еноненавистница»: Мне не нравится Рита, и вообще я не люблю женщин. Они слишком эмоциональны, а я не переношу слабость. Вы слышали, как она описывает все преступления, совершенные против нее? Она жертва, скучный человек. Я ее не переношу. Почему она не может мыслить, как мужчина? Почему не может постоять за себя? Она как все женщины. Когда она действительно пытается что-то сделать для себя, она идет окольным путем — подлизывается, манипулирует. Никогда не идет прямо к цели. По-моему, они в корне ни на что не годятся, разве что иметь детей.

Мнения относительно женщин и силы одновременно и объективны, и субъективны. Игнорировать объективную сферу означает игнорировать объективную реальность. Однако игнорировать внутренние патриархальные голоса значит игнорировать другую реальность — реальность «внутреннего саботажника», презирающего женщин. Без знания этих обоих — внутренних и внешних — патриархов человек будет всегда крутить ветряную мельницу, будет вечно приговорен к приводному колесу ярости и гнева.

Знание того, что эти обессиливающие голоса живут и внутри, и снаружи, позволяет компетентному это более четко решить объективную проблему. Отвержение интроецированного «патриарха», как и любой другой энергетической модели, внесет в жизнь человека максимально негативные патриархальные энергии, и человек не сможет с ними справиться. И наоборот,

257

ЧАСТЬ'З

как и со всеми другими энергиями, когда патриархальная энергия признается, она теряет свое женоненавистническое качество и постепенно трансформируется, употребляя свою силу на поддержку процесса обретения силы, а не на его саботаж.

«Рык пробуждения», издаваемый женщинами за последние два десятилетия, внес большой вклад в трансформацию патриархальных энергий. Следующий шаг, как мы считаем,— это движение от отождествления с исконной силой к признанию всех наших «я» и достижению истинного обретения силы.

Г-Л»А»В.А.10

*В ПОИСКАН

тгысшто стгаш

БЫТИЕ И ДЕЙСТВИЕ

Что значит развивать понимание высшего смысла жизни? Это может означать разное для разных людей, но по существу это ощущение, что в нашей жизни возможны другая реальность, знание или опыт, что для нас доступна внутренняя жизнь. Для многих это означает сдачу перед определенными реальностями, которые наш рациональный ум не хочет принимать. Это важный шаг к тому, чтобы издать «рык пробуждения».

Одним из главных препятствий к опыту иных состояний сознания является наполненность нашей жизни делами: работа, друзья, обязанности по дому, семьи, гаражи, собаки, кошки, чтение книг, просмотр телевизора — короче говоря, мы делаем множество разных вещей. Вообще западная цивилизация фокусирует внимание на делах, действиях, и основной стимул субличности-«тяжеловесы» получают именно с этой стороны. Фактически из всех «я», которые мы до сих пор обсуждали, лишь «уязвимые дети» и «волшебные дети» не отождествляют себя с действием.

В процессе Диалога голосов можно установить контакт с другим «я», которое может открыть наши духовные субличности. Это «я» имеет дело больше с бытием, чем с действием. Когда мы переживаем эту энергию «бытия», нет ни цели, ни задачи — нет ниче-

259

ЧАСТЬ'З

го. Иногда мы относимся к этому «я» как к голосу «небытия». Это не состояние «ребенка», хотя иногда в таком состоянии проявляются чувства «уязвимого ребенка».

Чтобы вызвать энергию бытия, ведущий сначала просит разрешения установить контакт с голосом действия, или активной стороной психики. Это совпадает с нашей основной точкой зрения, что в первую очередь следует устанавливать контакт с первичными «я», теми «я», с которыми отождествляется эго. Такое «я» действия часто связано с энергиями «толкача» и силы. Но нас это не беспокоит. Мы просто фиксируем внимание на том, что любит делать «я» действия и как ему нравится быть все время занятым. Поговорив с этой частью, переходим к «я» бытия. В приведенном диалоге видно, как может происходить этот переход.

Ведущий (обращаясь к эго): Мы встретились с той частью вас, которая любит, чтобы вы всегда были заняты делом. Это очень похоже на другие «я», с которыми мы уже познакомились. Интересно, можно мне узнать ту часть, которой нравится просто быть и ничего не делать?

Субъект: Не думаю, что я вообще знаю, где эта часть находится. Когда я один, иногда мне кажется, что я нахожусь именно в этом месте. Но даже и тогда мой ум не перестает работать.

Ведущий: Почему бы вам не пересесть и не посмотреть, смогу ли я вам помочь?

Здесь ведущий устанавливает зрительный контакт с субъектом, предполагая, что субъект желает это сделать. Иногда субъекту мешает страх или застенчивость, и зрительный контакт невозможен. В таком

260

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

случае работа может быть продолжена, но это будет уже совсем другой процесс, потому что состояние субъекта сходно с тем, как он чувствует себя, будучи в одиночестве.

Предположив возможность зрительного контакта с субъектом, ведущий должен установить контакт с собственной энергией бытия. Именно эта энергия приносит ощущение мира и покоя, ощущение равновесия и основательности. Установив контакт со своей энергией бытия, ведущий может просто сидеть с субъектом, не говоря ни слова. Сохраняя эту энергию, ведущий постепенно направляет ее на субъекта, активизируя его энергию. Мы называем этот процесс энергетической индукцией. С помощью такого приема можно ввести в субъект любую энергию, которой в нем нет. Энергетическая индукция сродни работе акушера, который помогает ребенку выйти из материнской утробы.

Наблюдая за телом субъекта, в частности за движением глаз, ведущий может сказать, когда ум или другое «я» субъекта вмешивается в «я» бытия. Как правило, глаза прерывают контакт или смотрят так, словно субъект ушел в какое-то другое место. Когда это происходит, ведущий может сказать: «Сейчас что-то вам помешало. Вы можете сказать, что произошло?» В субъекте может проявиться, например, «внутренний критик» и сказать что-то вроде: «Это глупо. Пустая трата времени — вообще ничего не происходит». Тогда ведущий может сказать субъекту:

Ведущий (обращаясь к «я» бытия): Вполне естественно подумать, что это пустая трата времени, потому что с точки зрения ума это действительно потеря времени. Вскоре мы опять поговорим с вашим умом. А теперь мы хотим потратить еще немного времени и поговорить с вами.

261

ЧАСТЬ'З

Этот процесс продолжается до тех пор, пока этому не мешают другие «я». Нахождение с другим человеком, будучи в состоянии энергии бытия, может обернуться сильным опытом. Мы встречали людей, которые глубоко пережили его. Это состояние повышенной интимности, и большинство из нас боятся такой близости в отношениях, даже с супругами и детьми. Люди часто сообщают, что у них открываются сердца, иногда они даже ощущают связь между душами, что бы это ни значило для данного человека. Эта энергия не присутствует, когда смотришь с кем-нибудь телевизор, или читаешь вместе, или даже разговариваешь. Энергия бытия требует отсутствия цели, отсутствия места для движения — не надо ничего делать, только быть.

Иногда ведущий может наблюдать, что субъект отдаляется или впадает в медитативное состояние, предполагая, что субъект вместе с ведущим находятся в энергии бытия. Субъект может удариться в фантазии или мечты, или просто уйти в себя. Как и в случае других «я», мы не осуждаем такое состояние. Мы просто признаем его как проявление другого «я» и просим человека пересесть, чтобы компетентное эго могло постепенно узнать разницу между энергией бытия, находящейся в контакте с другой энергией, и энергией бытия, которая уводит человека в себя, разрывая контакт с другими.

Обнаружение отдалившегося «я», или медитативного «я»,— ценный опыт, помогающий нам понять, почему мы чувствуем себя одинокими, даже когда много времени проводим с друзьями или близкими. Он помогает раскрыть основную защитную систему, которую мы могли создать в себе для защиты от боли. Многие дети переживают травмирующие моменты воспитания через отдаление, уход в себя. Получается, что, хотя тело остается, чувства, ассоциирующиеся с болью и уязвимостью, частично исчезают.

262

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

После того как ведущий некоторое время поработает с состоянием бытия, необходимо вернуться к первичному «я», чтобы посмотреть, как оно относится ко всему этому. В приведенном ниже примере первичным «я» является ум. Ведущий просит субъекта вернуться на то место, где «сидит» ум.

Ведущий (обращаясь к уму): И как ты со всем этим уживаешься? Я знаю, что ты очень часто вмешивался. Представляю, как тебе было трудно.

У м: Для меня это не имеет смысла. Сидишь и ничего не делаешь. И ничего никогда не происходит. Мир останавливается. Полное безумие.

Ведущий: Послушай, я отлично понимаю, что ты чувствуешь и почему ты так чувствуешь. Мой ум такого же мнения об энергии бытия. Можешь ты взять что-либо спасительное от этой энергии? Есть ли в ней вообще что-либо ценное?

У м: Вообще Донна довольно пассивная. Я все время пытаюсь держать ее в напряжении, потому что меня интересуют очень многие вещи. Фактически я вижу ее такой расслабленной только после оргазма. И даже тогда я стараюсь быстрее занять место. Я считаю, что именно так надо поступать. Она расслабляется, когда находится в состоянии энергии бытия.

Ведущий: Точнее, в том состоянии ее батареи заряжаются. Ты вносишь в ее жизнь множество замечательных вещей, но, когда ты все время в действии, ее батареи разряжаются, потому что нет ничего, что бы сбалансировало ее деловую энергию. Это «я» бытия могло бы быть для тебя балансом и помочь Донне. Мы не хотим, чтобы эта энергия бытия руководила жизнью Донны, мы просто хотим, чтобы она имела доступ к этой энергии.

Ум: Ее здоровье в последнее время действительно ухудшилось. Думаю, что это могло иметь некото-

263

ЧАСТЬ'З

рое отношение к тому, о чем вы говорите. Я согласен продолжать при условии, что смогу вмешаться, когда захочу.

Ведущий: Послушай, ты был с Донной всю ее жизнь. Ты управлял ее жизнью, когда она была еще маленькой, и ты действительно спас ей жизнь. Ты всегда будешь занимать центральное положение и имеешь право вмешиваться в работу с другим «я», когда чувствуешь, что это необходимо. Почему бы нам не вернуться опять к «я» бытия?

Здесь ведущий возвращается к «я» бытия. Для ведущего важно периодически возвращаться к первичному «я», работая с отвергнутым материалом, таким, как этот. Для процесса существенно, чтобы первичные «я» чувствовали себя признанными и уважаемыми со стороны ведущего. Иначе они не позволят проявиться другим системам. Энергия бытия особенно угрожает уму, поэтому «я» ума должно понять, зачем работают с «я» бытия. Ему также нужно знать, что ведущий ценит его, даже если он ценит и энергию бытия. В конце концов, первичное «я» — это такая же личность, как и все мы, и она так же ревнует, так же не уверена в себе, как и мы.

Индукция энергии бытия может открыть путь для разнообразных духовных переживаний. Для большинства это введение в медитацию, а для некоторых — первый опыт успешной медитации. Некоторые впервые в жизни поймут, что повышенный уровень понимания между двумя людьми может возникать не только на духовном уровне. Интересно, что энергия бытия значительно меньше угрожает энергиям силы, чем энергия уязвимости. По этой причине мы часто устанавливаем контакт с состояниями бытия, прежде чем разговаривать с «уязвимым ребенком».

Безусловно, контакт на уровне бытия — это контакт, при котором сердца двух людей раскрываются и

264

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

переживают глубокие чувства. В состоянии бытия для человека время останавливается, и даже наблюдающие время могут быть втянуты в это состояние. Часто они сами могут ощутить энергии, совершенно отличные от тех, к которым они привыкли.

При работе с духовными энергиями метод Диалога голосов может использоваться ограниченно, поскольку духовные энергии обычно неосязаемы. Их нельзя выразить словами. Следующий рассказ прекрасно это иллюстрирует. Он называется «Звездная Дева».

Жил когда-то в Африке фермер, у которого была серьезная проблема: каждое утро, когда он шел доить своих коров, он обнаруживал, что у коров нет молока. Каждое утро продолжалось одно и то же, пока он наконец не решил узнать, в чем дело.

Вечером он спрятался за амбаром, собравшись всю ночь караулить. Вскоре после полуночи он увидел поразительную картину. Прекрасные звездные девы спускались с небес, каждая держала в руках ведро и корзину. Они подоили коров фермера и стали возвращаться на небо, откуда и пришли. Фермер решил поймать одну из них. Когда последняя девушка приготовилась подняться на небо, он выскочил из своего укрытия, поймал ее и привел к себе на ферму.

Звездная Дева сказала фермеру, что она будет ему хорошей, покорной женой, но он должен обещать ей одно: он ни в коем случае не должен заглядывать в корзину, которую она принесла с собой. Фермер охотно пообещал, и они стали жить вместе. Она и на самом деле оказалась хорошей женой, и все процветало благодаря ее заботливому уходу.

Прошло несколько месяцев. Однажды, когда жена ушла в поле работать, фермера одолело любопытство. Он открыл корзину и засмеялся, потому что в корзине ничего не было. Когда Звездная Дева возвратилась,

265

ЧАСТЬ'З

она сразу же поняла, что случилось. Фермер со смехом спросил ее, почему она так беспокоилась, ведь корзина-то пуста.

Звездная Дева печально посмотрела на фермера и сказала: «Теперь я ухожу от тебя и никогда уже не вернусь. Но я хочу, чтобы ты понял: я ухожу не потому, что ты заглянул в корзину, хотя я просила тебя не делать этого. Я ухожу потому, что, открыв корзину, ты там ничего не увидел». И при этих словах Звездная Дева исчезла и никогда больше не возвращалась.

ДУХОВНЫЕ СФЕРЫ СОЗНАНИЯ

С этой красивой сказкой нас впервые познакомил Лоренс ван дер Пост в своей книге «Сердце охотника». Она превосходно передает таинственность духовных сфер — обычно невидимых для тех частей нас, которые сами не являются духовными. Наш заурядный ум не может помочь нам понять, что находится в корзине. Дела духовные часто постигаются без слов, без формы. Форма — это что-то, что мы потом добавляем, чтобы рассказать о пережитом.

При работе с духовными сферами сознания это важно понять тем, кто хочет помочь людям вызвать в себе эти энергии. Часто такая работа проводится молча, на энергетическом уровне. Однако в данной книге мы употребляем слова, пытаясь донести до вас вибрации, чувства, смысл того, что значат для нас эти духовные/трансперсональные энергии.

Каждая энергетическая модель что-то значит для нас, но духовные и трансперсональные энергии имеют особое, очень глубокое значение. Многие люди на нашей планете ощущают пустоту в себе, тоску по чему-то, не понимая, по чему именно. В более традиционных дисциплинах эти чувства часто переводят-

266

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

ся в личностные термины, поскольку терапевт не имеет опыта контакта с духовными энергиями. Диагностические штампы могут применяться для описания нашего ощущения пустоты, отсутствия завершенности, постоянных поисков и острой тоски по чему-то неизвестному.

Несомненно, ощущение пустоты и тоски может означать патологическое состояние, связанное с чем-нибудь личным, или быть следствием роста сознания. Духовные энергии, желание познать высший смысл и высшую цель в жизни реальны и законны. Одна только личная психологическая работа не может удовлетворить эти потребности. Высшие смысл и цель можно найти лишь через духовный опыт.

Духовные энергии или идеи, которые заложены в духовной реальности, дают такой опыт. Фактически именно опыт и осведомленность позволяют нам видеть богатство, лежащее в корзине Звездной Девы. Нужно уважать эти желания, не отмахиваясь от них с помощью диагностических штампов. Потребность узнать высший смысл и цель — такой же инстинкт, как сексуальность или жажда. Так или иначе, сегодня в мире происходит настоящий бум в поисках высшего смысла.

В противоположность тем, кто считает интерес к духовным энергиям патологическим, растущее число ищущих сознания полагают, что опыт этих духовных энергий идентичен эволюции сознания. С нашей точки зрения, это не так — сознание и духовность не идентичны. Эволюция сознания требует осведомленности об энергетических моделях и прямых контактов с ними. Духовная энергия — только одна система энергий, хотя и наиболее влиятельная.

Для духовно ориентированного человека часто не существует разницы между духовностью и сознанием. Если духовный процесс считать идентичным со-

267

ЧАСТЬ'З

знанию, очевидно, нет причины знакомиться с отвергнутыми энергетическими моделями, которые не являются духовными. Нет основания для работы с подавляемыми инстинктами, силой и эмоциями. Это ярко показано в случае с Этель, пастором семидесяти лет, которая отчетливо помнит следующий сон, приснившийся, когда ей было пятнадцать:

Я в лесу, вижу красивую, большую змею. Она обвивается вокруг меня, и меня наполняет любовь к этой змее. Вокруг много маленьких змей. Мы на краю леса. Люди из деревни идут с мотыгами и лопатами, чтобы убить змей. Они начинают убивать змеенышей. Моя змея говорит мне, что должна покинуть меня и возвратиться в лес, иначе ее убьют. Меня охватывает глубокая печаль при мысли о потере моего любимого друга.

Встреча Этель с ее «змеей», которая произошла в ранней юности, была ранним признанием ее природной инстинктивной наследственности. Однако общество, в котором она жила,— внешнее окружение, а также социальная интроекция внутри ее — не было готово для принятия инстинктивности Этель. Поэтому ее змея, замечательный символ нашей инстинктивной жизни, возвратилась в лес, обратно в подсознание. Этель стала пастором, очень хорошим и любимым служителем церкви, и ее восприятие сознания стало духовным. Не осталось места для другой ее стороны, для энергии «змеи». Это существенная проблема, когда мы отождествляем духовность с сознанием. Энергия «змеи», в ее широком смысле, оказывается утерянной.

Другая сорокалетняя женщина-пастор за семь лет до того, как включилась в нашу программу, увидела следующий сон:

Я выхожу в мир, чтобы попытаться обойти быка. Моя жизнь это бесконечное изнасилование.

268

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

Эта женщина жила абсолютно духовной жизнью. «Обойти быка» было попыткой жить духовно, отказаться от своей сексуальности, страсти и агрессии. Как и следовало ожидать, то, что мы отвергаем, приходит к нам извне и, как часто происходит, создает жизнь, которая воспринимается как вечное изнасилование.

Первичный вызов духовного развития — это не духовное развитие само по себе, которому легко помочь, если человек готов. С нашей точки зрения, реальный вызов — это способность отделить осведомленность от системы духовных ценностей, с которой она была отождествлена. Только тогда компетентное эго сможет признать и отвергнутые «я», и духовные/трансперсональные «я», столь значимые для всех нас. А теперь посмотрим, как духовные энергии проявляются в снах и видениях.

ДУХОВНАЯ ЭНЕРГИЯ В СНАХ И ВИДЕНИЯХ

Сны и видения из духовной реальности — одни из самых глубоких переживаний, которые может дать наше подсознание. Наш первый пример — Дорис, женщина тридцати пяти лет, добившаяся большого продвижения в персональной терапии. В течение некоторого времени она занималась личными проблемами, но вдруг столкнулась с проблемами другого рода. Дорис поняла, что ей чего-то недостает, и много думала о смысле собственной жизни. Она думала о том, в чем заключается конечная цель жизни, стала читать книги, которые могли дать ответ на эти вопросы. В этот период Дорис увидела следующий сон.

Я во дворе. Вижу удивительную картину: высокая цилиндрическая колонна, сделанная из крошечных блестящих частиц, появляется из земли и поднимается к

269

ЧАСТЬ'З

небу. Колонна движется быстро, с силой торнадо, хотя не крутится, а скорее просто стремится вверх. Вдруг я замечаю, что в колонну начинают втягиваться всякие вещи: садовый столик, стулья, тарелки, одежда и другие мирские предметы повседневной жизни. Я стою и в ужасе смотрю на это.

Этот сон дает нам убедительный пример освящения материи — очень красивой религиозной концепции. Подсознание Дорис показывало ей связь между земным и небесным, помогало прийти к ощущению единства духа и материи.

Опасность для человека, впервые переживающего опыт общения с духовными энергиями,— возможная трещина между духом и материей. Эти энергии настолько соблазнительны, что многие духовно ориентированные люди теряют связь с землей, с инстинктом, с их физическим телом. Вызов состоит в том, чтобы научиться жить в духе на земле и избежать отрыва духовных энергий от жизни. Они здесь, с нами в течение всей нашей жизни, во всех наших отношениях, во всех наших действиях.

Теперь мы познакомим вас с серией снов и визуальных медитаций, рассматриваемых под другим углом зрения. Сири было около сорока лет, когда она обнаружила, что страдает рассеянным склерозом. Это открытие привело ее ко все более глубокому изучению внутренних «я» и системы трансперсональных отношений. В серии визуальных медитаций она заглянула в самую глубину себя, что явилось сюрпризом как для нее, так и для ее терапевта. В первой контролируемой медитации Сири услышала впервые голос своей внутренней мудрости. Это было глубоким переживанием, и спокойствие, которое оно пробудило, не покидало Сири в течение длительного периода времени. В следующем отрывке Сири описала свою медитацию.

270

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

Я долго шла по пустыне и заблудилась. Мне хочется пить, я ищу воду. Я вижу гору вдалеке и иду к ней в надежде найти ручей. Я не нахожу воды, но слышу звук подземного ручья. Я копаю, пытаясь докопаться до него, но он слишком глубоко. Я начинаю взбираться на гору в поисках начала ручья. Нет никакой тропинки, и гора очень крутая. Я пробираюсь к вершине по небольшому расчищенному серпантину. Достигнув вершины, я нахожу там других людей, со стертыми ногами, усталых, как и я. Мы говорим в один голос, обращаясь к старику, стоящему у глубокого колодца: «Мы хотим пить, мы хотим пить». Старик берет чашки, сделанные из полой тыквы, и подает каждому из нас. Жадные тянутся к большим чашкам, и он каждому дает ту чашку, которую они хотят. Когда у всех в руках оказываются чашки, старик начинает говорить:

«Многое вы могли бы спросить у меня, но спрашивать нет нужды. Вопросы ваши мне известны. Вы спросите меня, что такое жизнь. А я спрашиваю вас, что такое жизнь, как не школа жизни, и кто вы, если не дети в этой школе? От каждого ребенка требуется определенное количество знаний, прежде чем он сможет уйти из школы. Те, которые не учатся, могут только провалиться на экзамене и должны остаться на второй год. Те, кто хорошо учатся, переходят в высшие школы. Вы много спрашиваете, но об этих двух вещах вы спрашиваете чаще всего, и только о них я буду теперь говорить. Вы спрашиваете, что такое смерть? Что значит смерть, как не шаг от жизни к жизни? И все же тело падает в обморок при виде ее, а ум дрожит и умирает от страха перед ней, но душа, зная, что она приходит, радостно бежит ей навстречу. Она не падает в обморок, она не боится».

Когда он закончил, все посмотрели на свои чашки и увидели, что они полны. Жадные наклонились, стараясь быстро выпить все, чтобы чашки вновь наполни-

271

ЧАСТЬ'З

лись. Но тут они обнаружили, что их чашки пористые, как решето, и вода ушла в землю. Те, которые боялись жажды, также пытались быстро выпить воду, но они вдруг задрожали, и вода вылилась из их чашек и тоже ушла в землю. Остальные знали, что такое пустыня, и знали, что человек, которого мучит жажда, должен пить медленно. Они спокойно размышляли над тем, что они должны были выпить. К ним старик обратился снова со словами: «Пейте залпом из чашки, чтобы снова захотелось пить». Когда все выпили, каждый вновь оказался в пустыне один, и никто не знал тайного пути к тому месту, откуда он пришел.

Голос духа, говорит ли он во сне, в визуальных медитациях или в Диалоге голосов, всегда несет специфическую энергию,— он поднимает настроение и не осуждает. Провинности могут быть указаны, но приговор никогда не выносится. Примерно так, как если бы нас поднимали на другой уровень, чтобы лучше увидеть личные проблемы, с которыми мы боремся.

Внешне положение Сири осталось без изменения, но ее внутренний мир — который определял, как она воспринимала личную жизнь,— стал быстро меняться. Духовная точка зрения, опыт трансперсональной реальности создали новую ситуацию, новое значение, новый сосуд, в котором происходит жизненный процесс. Обучение происходило на внутреннем уровне, совершенно новым для нее способом.

Через несколько недель после этой первой визуальной медитации Сири провела вторую медитацию.

Я жду, стоя на краю пыльной дороги. Вижу старика, приближающегося ко мне издалека с левой стороны. На спине у него тяжелый мешок. Когда старик приблизился, я ступила на дорогу, чтобы идти вместе с ним.

272

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

Дорога ведет в лес. Углубившись в него, мы увидели, как перед нами стрелой упала маленькая белка. Старик поймал белку, разрезал и вынул из нее что-то. Я не видела, что это, но старик быстро закрыл рану уверенными движениями хирурга. И выпустил белку.

Продолжаем путь через лес. Солнце начинает садиться. Мы видим небольшой дом под соломенной крышей и входим в него. В единственной комнате сидит глубокий старик с длинной седой бородой. Он сидит перед большим котлом над очагом. Мой спутник открывает мешок и вынимает предмет, вынутый из белки. Он передает его старику, который, кажется, волшебник. Старый волшебник бросает предмет в свой черный котел. Секунду спустя предмет превращается в маленькую певчую птичку, которая вылетела из котла. Она подлетает к моему спутнику, и он сажает ее на мое плечо. Потом он отводит меня обратно на дорогу и исчезает. Я не решаюсь продолжить путешествие одна, потому что не знаю пути, но время от времени птичка отлетает от меня и возвращается, указывая мне путь.

В этом видении мы наблюдаем появление нескольких фигур-архетипов: «мудрый старик», «волшебник/ алхимик» и «внутренний проводник». Все они — исконные модели, которые можно извлечь в процессе Диалога голосов. Чем глубже понимание ведущим исконных мотивов, тем выше потенциал диалога. Глубина и степень извлечения такого материала зависят от разных субъектов и ситуаций. Важно отметить, что диалог и процедуры визуализации можно использовать одновременно. Таким образом, Диалог голосов можно эффективно использовать при разборе снов и разного вида визуальных образов, как на личностном уровне, так и на мифическом.

Работая со снами и видениями, относящимися к духовным энергиям, ведущий всегда должен выбирать,

273

ЧАСТЬ'З

работать ли на невербальном уровне или слушать, чтобы понять, хотят ли «духовные голоса» выразиться словами. Невербальные медитативные процессы дают возможность глубже пережить трансперсональную реальность, но в этой книге мы фиксируем внимание на энергиях, которых мы можем достичь, используя процесс Диалога голосов и некоторые уровни визуализации. Важно, чтобы ведущий был спокоен в период невербального общения. Иначе мы остаемся в вербальном режиме связи и важные уровни трансперсональной осведомленности остаются недосягаемыми для нас.

Материал, извлеченный в процессе диалога с Сири, перемежался с большой работой на личностном уровне. Многие из ее «я» отвергались по мере ее взросления, потому требовалось многое возвратить. Самым глубоким конфликтом оказалась бесконечная война между духовной и земной природой. Она отвергла свои инстинкты, и до сих пор духовность была ее системой правил и положений относительно поведения. Теперь она непосредственно ощущала духовную/трансперсональную часть своей личности. При этом Сири стала понимать реальное значение подсознательного и то, как страхи блокировали его, не давая проявиться в жизни. Она увидела такой сон.

Большая красная змея свернулась клубком на плоском камне. Голова торчит вертикально, пасть открыта. С небес камнем падает вниз голубь — прямо в пасть змеи. Змея его проглатывает. Я горюю, потому что считаю это ужасным. Но вдруг змея задрожала — и с обоих боков змеи показались голубиные крылья. Змея и голубь стали одним существом и улетели. В солнечных лучах было трудно разглядеть, летела змея или птица. Она летела прямо к солнцу и была похожа на лучистую змею.

274

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

Здесь мы имеем две разные энергетические модели — «змею» и «голубя». То, что сначала кажется трагедией, заканчивается замечательным трансформационным символом, союзом неба и земли, духа и материи. Этот сон не решил проблемы Сири, но он символизировал для нее союз противоположностей, которые содержались на очень глубоком уровне, и помог залечить давнюю трещину. По мере того как человек все глубже вникает в проблему эволюции сознания, вопрос, как соединить небо и землю, голубя и змею, становится все более важным.

Наш последний пример из занятий с Сири взят из ее медитации. Он дает поразительную картину глубин, которых можно достичь в познании символов. Медитация была проведена сразу после сна про лучистую змею.

Я вспоминаю лучистую змею. Ни о чем больше не думаю, сконцентрировавшись на образе змеи. Образ растет, растет, пока не заполняет всю комнату. Змея темно-красная, из спины торчат шесть лучей. Движения тела кажутся нацеленными на то, чтобы раздавить меня и взорвать комнату. Я понимаю, что змею необходимо освободить, иначе она разрушит дом и все, что в нем.

При этой мысли дом исчезает, я на небольшом острове в море. Море темное, спокойное. Вдруг из воды выскакивает огромная змея, я пытаюсь бежать, но змея обвивает остров и с огромной силой сокрушает его, тянет меня в море, там обвивает меня и пытается раздавить. Я стараюсь освободиться, мне удается высвободить руки, но она поворачивается спиной, и лучи вонзаются мне в руки. Затем змея поворачивает лучи, как большие шипы, и пронзает мою голову. Мне необходимо освободиться, я борюсь с давящей меня силой, но змея предвидела это и тащит все глубже в воду, с тор-

275

ЧАСТЬ'З

жеством доказывая свою силу и мою слабость. Я стараюсь дышать, но мои легкие не наполняются воздухом. Вода режет глаза, я ничего не вижу. Я знаю, что не могу освободиться, но продолжаю пытаться. И вдруг глубоко во мне что-то говорит: «Успокойся, ибо я есмь Господь».

Я чувствую острую боль от давления, но нет уже желания бороться, и я чувствую, как падаю в черную бездну бесчувствия. Постепенно сознание возвращается—и бездна исчезает. Я открываю глаза и вижу, что море и змея исчезли. Я в небольшом оазисе посреди пустыни. В центре растет единственная пальма. У подножия дерева журчит ручей, маленькая рыбка появляется из ручья, ложится под деревом, начинает содрогаться и менять форму. Она становится крохотным ребенком. Место, где лежит ребенок, излучает мягкий свет. Я опускаюсь на колени перед моим ребенком и вижу в его ручке крохотный золотой скипетр в форме креста. Вокруг креста обвилась змея. Голос говорит: «Понимание слабости приносит силу». Внутри меня наступило спокойствие, но это не пустое спокойствие. Оно полно вещей, которые я хотела меньше всего, но в которых больше всего нуждалась. И я поняла, как мало я знала о своих потребностях.

Сири была преданным членом епископальной церкви, ярым сторонником своей веры. Однако она никогда не могла заглянуть в глубины своей души, потому что в ней было так много моделей, которые блокировали доступ к этим уровням переживания. Ее духовные образы были исключительно христианские, что естественно для религиозного образа жизни.

Рождение этого «божественного ребенка» оказало на Сири самое глубокое впечатление. Примечательно то, что «ребенок» родился после того, как она сдалась

276

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

змее. Она и раньше пыталась жить духовной жизнью, но духовность отсутствовала в ее подсознательном процессе. Сдача перед змеей-богом — это сдача на очень глубоком уровне перед процессом принятия всех «я», перед готовностью принять землю, тело и отвергнутую подсознательную наследственность. Сири больше года работала с разными энергетическими моделями. Теперь они заняли подобающее им место. Голос в ней сказал: «Успокойся, ибо я есмь Господь». Она восприняла этот голос как голос змеи.

Будучи воспитанными в определенных традициях, мы можем спросить: как же змея может быть Господом? Что за непочтительность? По нашему мнению, вся энергия есть часть всеобщего источника энергии, которую можно считать Богом. Когда в видении Сири голос разговаривает с ней, он выражает реальность, которая принадлежит любой отвергнутой энергетической модели. Каждая энергия желает быть признанной нами, если она отвергнута. Каждая модель возвращается к нам в наших снах, в личных реакциях наших друзей, в наших медитациях,— каждая из них поворачивается к нам и говорит: «Успокойся, ибо я есмь Господь. Признай меня, ибо я — часть всеобщего источника энергии, которая оставалась невостребованной».

Сири получила урок огромной важности. Всю жизнь она считала духовную реальность сознанием. Она не обладала отдельной осведомленностью, с помощью которой могла оценить собственную духовную реальность. Реальность Сири была наполнена идеологическим содержанием и воспитанием, которое отрицало тело, эмоции и подсознательную жизнь. Теперь же возвратилась утраченная подсознательная наследственность, требуя для себя законного места, будучи частью святого источника всеобщей энергии. Как толь-

277

ЧАСТЬ'З

ко эта сдача была полностью признана, Сири стала готова к рождению «божественного ребенка», которого она ощущала как внутреннего Христа.

ДИАЛОГ ГОЛОСОВ И ДУХОВНАЯ СФЕРА

Диалог голосов — один из множества подходов, который можно использовать в помощь развитию сознания. Им можно успешно пользоваться, чтобы облегчить людям доступ к духовной сфере. Примеры снов и видений, приведенные выше, демонстрируют полноту и глубину трансперсональных сфер. Диалог голосов можно использовать, чтобы достигнуть определенного уровня духовных энергий; однако, если применять только диалог, дальше этого не продвинешься. Необходимо использовать и другие подходы. В следующем разделе мы покажем некоторые примеры использования Диалога голосов применительно к духовным энергиям.

Диалог с высшим «я»

Диалог голосов позволяет установить прямую связь с духовными энергиями. Ведущий может попросить разрешения говорить прямо с высшим разумом, или субъект может быть введен в высший разум посредством медитации, за которой последует Диалог голосов. Мы покажем оба метода, но вначале должны дать некоторое пояснение.

Духовные энергии — это реальные энергии. Они способны внести в нашу жизнь красоту и смысл. Духовность может сбить с толку, когда она сводится к системе правил и положений о том, как надо прожить жизнь, и эта формальная система принимается за духовность. Движение к высшему сознанию ничем

278

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

не отличается от любой другой религии: мы начинаем с опыта и затем создаем структуру для сохранения этого опыта. На таком пути можно легко потерять первоначальную глубину и смысл вдохновляющего опыта.

Имея дело с высшим разумом, ведущие должны быть очень внимательными, чтобы не спутать «внутреннего толкача» с подлинной духовной энергией. Эту разницу мы покажем на примерах.

В первом примере ведущий использовал метод энергетической индукции, чтобы помочь Кену установить контакт с высшим разумом. Сначала Кена попросили закрыть глаза.

Ведущий: Представьте, Кен, что вы покидаете пространство этой комнаты и выходите в незнакомое пространство. Это может быть любое природное пространство — лес, луг, пещера, гора; вы можете даже покинуть пределы планеты. Выбор за вами. Дайте мне знать, когда вы попадете туда, и опишите мне это пространство.

(Пауза. Потом Кен начинает описывать пространство.)

Кен: Я на лугу. Это унылая местность высоко в горах.

Ведущий: Найдите удобное место, чтобы отдохнуть.

Кен: Вот камень, я прислонился к нему. Очень удобно.

Ведущий: Теперь представьте, что высший разум вселенной хочет войти в контакт с вами. Он может принять любую форму. Дайте нам знать, когда что-то появится.

Кен: Это старик в монашеской рясе. Он проходит мимо меня.

Ведущий: Остановите его и поговорите с ним.

279

ЧАСТЬ'З

Кен (они со стариком смотрят друг на друга): Кто вы?

«Монах»: Почему ты хочешь знать?

К е н: Я хочу спросить.

«М она х»: Спрашивай.

Кен: Можете ли вы что-то сказать о моей жизни?

«М она х»: А ты будешь слушать?

Кен: Буду. Что вы скажете о моей жизни и о пути?

«М она х»: Тебе нужно быть более дисциплинированным. Ты слишком расхлябан, слишком снисходителен к себе. Духовная жизнь требует дисциплины. (Его голос звучит как голос «строгого отца».)

(Ведущий вступает в разговор, чтобы работать в режиме Диалога голосов.)

Ведущий: Спросите «монаха», могу ли я поговорить с ним.

Кен (спрашивает): Он говорит «да».

Ведущий: Вы говорите, что Кену нужна дисциплина. Какого рода дисциплина?

«Монах»: Он слишком снисходителен к себе. Ему нужен режим. Он должен знать, когда он собирается делать все, что он делает в жизни. Он должен знать, когда нужно молиться и как долго. Он должен знать, когда ему нужно тренироваться и как долго.

Этот «монах» давал определенные рекомендации, но они были жесткие, монашеские, аскетические. Высший разум Кена был во власти «аскета-монаха/ толкача», который предъявлял очень суровые требования. Голос «монаха» был реальностью в жизни Кена. В данном случае шел разговор с голосом, который фактически управлял им, причем его осведомленность участия не принимала.

280

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

У Бернадетты была другая комбинация — «толкач/ высший разум». Вот один из его советов ей.

Высший разум: Ты недисциплинированная. Каждое утро ты должна бегать. Затем 15 минут медитации каждый день. Надо правильно питаться. Избегать калорийной пищи. Ни бекона, ни мяса, ни картофеля, ни хлеба, ни сахара. И будешь жить лучше, почувствуешь себя лучше. Надо регулярно вести дневник. (Продолжает в том же духе.)

Если бы осведомленность Бернадетты не отделилась от этого голоса, она оказалась бы в очень трудном положении. Этот голос высказал несколько хороших идей, но стал носителем правил и положений о том, как следует жить. Он стал голосом «требовательного отца», который поставил Бернадетту в положение «дочери», и она никогда не могла выполнить его требования. В результате Бернадетта потеряла возможность соединиться с настоящей духовной энергией. При работе с высшим разумом очень важно проводить различие между ортодоксальным патриархальным «отцом/толкачом/критиком» и истинной духовной энергией.

В следующем примере ведущий ввел Джордана в медитацию для контакта с высшим разумом, где Джордан увидел яркий белый свет.

Ведущий: Оставайтесь с этим светом. Не торопитесь, почувствуйте энергию и посмотрите, хочет ли он что-нибудь сказать вам. Это может быть посланная мысль, а не реальный голос.

(Длинная пауза. Джордан смотрит на свет.)

Джордан: Свет говорит, что он постоянно со мной. Я только должен повернуться к нему. (Продолжительное молчание.)

281

ЧАСТЬ'З

Ведущий: Вы хотите о чем-нибудь спросить его?

Джордан: Да. Я на правильном пути? Должен я что-нибудь сделать?

«Свет»: Делать ничего не надо. Незачем так сильно стараться. Все произойдет в свое время. Дай себе время просто побыть. Учись радоваться безмолвию.

Здесь «свет» говорит и дает совет, но это совет другого рода. Это не голос, который заставляет Джордана чувствовать себя неадекватным. Он просто говорит, что какой он есть, пусть таким и остается. Он должен научиться радоваться состоянию бытия. «Свет» не говорит Джордану, что надо медитировать или программировать себя. Он просто сообщает, что он всегда рядом, стоит только Джордану повернуться к нему.

Дженнифер была введена в состояние медитации для встречи с высшим разумом, и прозвучал голос высшего «я», который несколько прояснил ее жизнь в общих чертах. Ведущий хотел помочь Дженнифер провести диалог, оказавшийся довольно специфичным.

Ведущий: Дженнифер, спросите высшее «я», могу

ли я говорить с ним напрямую?

(Высший разум Дженнифер принимает облик старой

мудрой женщины, которая соглашается поговорить

с ведущим.) Ведущий: Я признателен вам, что вы разрешили

поговорить с вами. Я хотел спросить вас, что вы

думаете о браке Дженнифер. Ее очень беспокоит,

должна ли она сохранить его.

Высшее «я»: Проблема не в том, должна или не должна она сохранить брак. Проблема в процессе, в котором она находится. Беспокойство о том, должна или не должна она уйти,— просто напрасная трата энергии. Она делает то, что должна делать в данный момент.

282

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

Ведущий: Не могли бы вы сказать точнее? Проблема крайне неприятна для нее.

Высшее «я»: Задача для Дженнифер — научиться выражать себя более открыто. Она всегда прятала свои настоящие чувства. Она скорее играла роль, чем жила реальной жизнью. Ее муж понятия не имеет о ее реальности. Может быть и так, что ей нужно уйти, чтобы найти свою человеческую реальность. Но это не главное. Главное — научиться быть в совершенно новых отношениях.

Ведущий: Вы думаете, что эта ситуация — какой-то урок для Дженнифер?

Высшее «я»: Вот именно. Если она воспримет это как урок, тогда у нее есть шанс выполнить работу, которая должна быть выполнена.

Ведущий: Есть еще что-нибудь, что вы можете сказать о ее браке? Чему она должна научиться?

Высшее «я»: Она всегда проживала свою жизнь очень лично: мать — жена — друг. Все и всё было для нее на первом плане. Теперь это меняется. Естественно, это огорчает ее и близких. Иногда люди смешивают отделение с разводом. Сейчас вопрос стоит об отделении — отказ от всех форм жизни, чтобы появился новый способ жизни и отношений. Она сделает все, что нужно сделать, чтобы это изменение произошло. Она не должна смешивать личное с неличным. Она должна психологически отделиться от мужа и детей. Означает ли это физическое отделение — вопрос не главный.

Высшее «я» Дженнифер показало ей «вид с моста» — новую перспективу. Оно не решило проблем, не оказывало давления. Эти голоса могут дать нам поразительное проникновение в суть дела, и когда мы (ведущие) находимся в контакте с ними, может произойти

283

ЧАСТЬ'З

мощное обретение силы, поскольку мы помогаем субъекту соединиться с внутренними источниками силы и мудрости.

Работа ведущего в этих диалогах двояка: 1) помочь субъекту узнать разницу между высшим разумом и группой «сила/критик»; 2) помочь субъекту развить компетентное и активное эго, чтобы связь между эго и высшим «я» стала реальным диалогом, настоящим интерактивным процессом.

Во время диалога с высшим «я» ведущий должен знать, что эго может выражать себя без слов. В этом случае работа состоит в том, чтобы просто помочь субъекту остаться с энергией высшего «я», какую бы форму оно ни приняло. Когда высшее «я» общается без слов, ведущий просто поддерживает медитативный процесс.

«ГЕРОЙ/СКИТАЛЕЦ»

Фрэнсис ушла с головой в личные проблемы — она постоянно конфликтовала с мужем и детьми. Во время сеанса ведущий попросил разрешения поговорить с голосом «Улисса» — той ее частью, которая видела жизнь как путь, который надо пройти, а не как серию проблем, требующих решения. Как только Фрэнсис пересела в другое кресло, она сразу же изменилась.

Ведущий (после паузы)'- Ты можешь мне рассказать что-нибудь о себе?

«Улисс»: До сего времени она была не готова для меня. У нее слишком много личных проблем, которые надо было проработать. Теперь она готова увидеть более широкую картину, смысл, заключенный в этой работе.

Ведущий: Это то, что ты символизируешь? Я назвал тебя «Улиссом», но не знаю, кто ты.

284

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

Голос: Имя ничего не значит. Вы можете называть меня «Улиссом». Можете назвать меня «планетарным скитальцем». Я ратую за жизненный путь. Я показываю Фрэнсис образы, выходящие за пределы личных проблем. Почему она боролась в течение стольких лет? Она рождена женщиной и должна была решать женские проблемы. Я выше мужчины и женщины. Я приношу мужество. Я приношу новую энергию. Я создаю новые возможности. Я стою на вершине горы, на носу корабля. Я создаю приключения. Вся ее борьба в браке — часть этого пути. Это не только личное. Работа, которую она выполняет, освободит ее для жизни, полной приключений, имеющей цель и смысл.

Голос «героя» может быть довольно специфичным в своих рекомендациях. Он может создать энергию, настроение, как это было в предьщущем отрывке из диалога.

В разное время ведущий просил разрешения поговорить с «мудрой женщиной» Фрэнсис. Мы приводим несколько отрывков из этого диалога.

«М удрая женщина»: Да, я всегда с Фрэнсис, так же как я всегда со всеми женщинами и всеми мужчинами. Нужно только повернуться ко мне. Мудрость доступна каждому из нас. Все, что нам нужно сделать, это заглянуть внутрь и услышать голоса. Брак — «транспортное средство» для Фрэнсис. Кто может сказать, должна она быть в нем или нет? Никто не может сказать определенно. Что может сделать Фрэнсис — это понять, что жизнь есть тренировочный лагерь, возможность для роста и изменений. Это путь в знания, во все виды знаний, но особенно в самопознание. Не испытав того, через что ей приходится пройти, Фрэнсис никогда бы не узнала обо мне или о своей сторо-

285

I

ЧАСТЬ'З

не авантюриста. Ей бы и в голову не пришло отправиться в путешествие, в которое она собирается через месяц. Страдания всегда будут, пока решаешь жизненные проблемы, а не бегаешь от них. Обратная сторона страданий — жизнь, полная радости. У Фрэнсис жизнь будет гораздо веселее. Это уже происходит. Она выполняет свою работу.

Голоса мудрости помогают нам увидеть наши жизни с другой точки зрения. Они поднимают нас на другой уровень, чтобы мы могли отойти от сегодняшних личных проблем и увидеть значение этих проблем в контексте всей жизни. Таким образом, рамки личной борьбы становятся шире.

О БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБВИ

Уровень осведомленности сознания и сопровождающее его компетентное эго приводят нас к безусловной любви. Мы не придем к безусловной любви, пытаясь любить без условий, ибо как только мы пытаемся любить без условий, мы отвергаем важные вещи — в частности, наши не любящие «я».

Всякий раз, когда мы пытаемся любить без условий, когда мы пытаемся трансмутировать энергию, мы поддерживаем репрессивный психический процесс. Если мы пытаемся любить без условий, мы не принимаем, не уважаем и не любим определенные части себя. Это парадокс для духовно ориентированного человека, который желает глубоко и кардинально изменить мир и который чувствует на каком-то глубоком уровне, что ответом является любовь.

Домогаясь безусловной любви, мы отождествляем себя с Господом небесным, пытаясь полюбить человечество сверху вниз. Когда мы учимся принимать все

286

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

наши «я», мы учимся уважать и любить человечество как земной, так и небесной любовью. Затем мы можем научиться одновременно жить гуманно и любить человечество.

С нашей точки зрения, безусловная любовь — не ответ. Эволюция сознания, принятие всех наших «я» — вот настоящие ответы, и любовь последует естественным образом, как мы сами следуем этому процессу. Любовь, возникающая с осведомленностью,— светлая, она не требует, чтобы мы жертвовали какой-либо частью себя. Это любовь, которая включает в себя и земное, и небесное, любовь, которая включает в себя все человечество.

Мы говорим здесь о переопределении духовности и о сдаче. Новая точка зрения на духовность — это не просто переживание трансперсональных энергий и предание себя в руки Господа. Сдача процессу трансформации происходит на другом уровне. Это отдача процессу, с помощью которого мы вверяем себя осведомленности о существовании энергий и принимаем все энергии, учимся танцевать с ними в едином танце жизни.

Г»Л»А«В»А»11

тгппмттге жштгс «л»: тт>ъ\И ттншш

ДОЛЖНО ЧТИТЬ ВСЕХ БОГОВ

В Древней Греции считалось, что всем богам и богиням следует поклоняться. Хотя у каждого человека есть любимый бог, никого из иных божеств нельзя игнорировать. Бог, которого вы игнорируете, оборачивается против вас и разрушает вас, как Аполлон разрушил Трою. То же самое происходит и при работе с сознанием: энергетическая модель, которую мы отвергаем, оборачивается против нас.

Разум вселенной, как вне, так и внутри нас, неумолимо движет нас к расширенной осведомленности и полному сознанию. Энергии, которые мы продолжаем отвергать, обязательно вернутся в иной форме, чтобы наслать на нас бедствие, нанести поражение и вызвать стресс. Отвергнутые энергетические модели ведут себя как тепловые головки самонаведения, запущенные этим творческим интеллектом, неизбежно отыскивая путь к их дополнениям внутри нас. Таким образом, они требуют нашего внимания, вызывая дискомфорт.

Тезис этой книги очень прост. Множество энергетических моделей существуют внутри и вне нас. Внутренние и внешние энергии вряд ли могут быть разъединены, поскольку внутренние модели во многом определяют восприятие внешних. В процессе эволю-

288

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

ции сознания наша задача — стать осведомленными об этих моделях. Мы должны узнать, с какими моделями мы себя отождествляем, какие были отвергнуты, а какие остались в подсознании. Такая работа требует времени. Фактически этот процесс никогда не кончается.

В мифологии четко просматривается требование, чтобы все божества были почитаемы. Литература показывает нам, к каким великим трагедиям может привести неуважение богов. Царь Пенфей из Фив — классический пример лидера, который отказался подчиниться этому требованию. Воспитанный в традиции поклонения Аполлону, он воспротивился новой энергии Диониса. Греция стала слишком рациональной страной. Аполлон считался главным божеством со времен падения Крита между 1400 и 1200 гг. до н. э. Теперь, между 700 и 500 гг. до н. э., с севера вторглись захватчики, которые принесли систему ценностей, полностью отличную от ценностей Аполлона. Северяне хлестали вино и плевали на умеренность. Дионису поклонялись исступленно и бешено. Такие церемонии приводили Пенфея в ярость, и он вознамерился остановить этих северных варваров. Надвигалась драма.

Правило отвергнутых энергетических моделей предупреждает: то, что мы отрицаем, становится нашей судьбой. В отношении царя Пенфея божественный разум вселенной пришел в действие. Бог Дионис появился перед Пенфеем со следующим посланием:

«Уважаемый царь Пенфей, я понимаю, что ты очень не любишь меня. Фактически из того, что я слышал, ты положительно презираешь меня. Такая ситуация для нас обоих не самая лучшая, особенно для тебя. Я пришел, и лучше тебе со мной помириться, потому что я намерен здесь остаться. Я намерен заключить с тобой сделку, которую считаю вполне справедливой. Я же-

289

ЧАСТЬ'З

лаю, чтобы ты выучил мой малый танец. Это ведь не смертельно, не правда ли? Но если ты не выучишь моего малого танца, тогда уж, извини, придется тебе выучить мой главный танец. В этом случае я умываю руки».

Царь Пенфей пришел в ярость оттого, что молодой бог-выскочка имел наглость что-то требовать от него. Он приказал вышвырнуть Диониса из дворца и передать ему, чтобы тот не смел возвращаться ни во дворец, ни в его царство.

Очевидно, царь Пенфей ничего не знал об отвергнутых энергетических моделях и не понимал, что ненавистное нам является прямым олицетворением собственных отвергнутых «я». Он в течение стольких лет слушал Аполлона, что считал, будто у Аполлона есть ответы на все. Пенфей не понимал, что Аполлон был лишь одним из богов, каждый из которых видел и проживал жизнь по-своему. Но как он мог это знать? Это была Древняя Греция, а он был лишь персонажем драмы.

В ту ночь Дионис и его многочисленные последователи пошли в лес, чтобы, как всегда, совершить обряд поклонения. Они пили до того, что пришли в крайнее возбуждение и дали выход своей дикой энергии. Тут пришел Пенфей с намерением навсегда положить конец этому безобразию. Он не знал, что его жена и мать были менадами (спутницами бога Диониса). Они тоже были пьяны. Мать не узнала его и, приняв сына за льва, метнула в него дротик и убила. Потом мать отрезала голову Пенфея и, насадив на дротик, пришла в Фивы, гордо заявляя: «Посмотрите на льва, которого я убила!» Вот так гордый царь Пенфей, отказавшийся от малого танца Диониса, был вынужден танцевать его главный танец, как ему и было обещано.

Эволюция сознания не требует, чтобы мы с одинаковым рвением проживали каждую энергетическую мо-

290

«РЫК ПРОБУЖДЕНИЯ»

дель. Она просто требует, чтобы мы согласились раскрыть их в себе и каждую уважать. Каждая должна иметь свое место для почитания. Рациональный, интеллектуальный последователь Аполлона не обязательно должен полностью признать Диониса — эмоциональные энергии. Но он должен признать их существование и уважать их, чтобы они не обернулись против него.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.391 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь