Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Апреля 2018 (19 марта по старому стилю)Стр 1 из 4Следующая ⇒
Апреля 2018 (19 марта по старому стилю) Похвала Пресвятой Богородицы. Глас седьмый. Неделя Ваий, 6-я Великого поста, Вход Господень в Иерусалим. Икона Божией Матери: «Умиление» Смоленская (1103) Великий пост. Разрешается рыба
Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612). Княжна София Юрьевна Праведная София была последней княгиней славного рода князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда из рода Рюриковичей. Некоторые из этого рода сидели на Киевском престоле, другие были князьями Новгорода Великого. Родоначальником князей Олельковичей-Слуцких был внук Ольгерда Олелько Владимирович. Блаженная София родилась 1 мая 1585 года. Информации о крещении княжны и имена её восприемников не сохранилось. По утверждению некоторых, оно было совершено духовником князей Слуцких иереем Малофеем (Матфеем) Стефановичем, настоятелем Свято- Варвариинской церкви Слуцка. Соответственно местом совершения мог служить либо один из замковых храмов Слуцкого «дзядинца», либо сам Варвариинский храм. В два года потеряла родителей: в том же году скончалась ее мать, а 6 мая следующего года умер и отец, князь Юрий Семенович. Осиротев, София стала богатой наследницей: ей досталась третья часть родового состояния. На протяжении буквально нескольких лет умерли также дяди Софии — Александр и Ян-Симеон. Детей у них не было, и к девочке перешли все остальные владения рода Олельковичей. Согласно завещанию деда, София становится ещё и княгиней Копыльской. Она стала самой богатой невестой в Речи Посполитой. Опеку над ней взяли Ходкевичи, родственники по женской линии (бабка княжны Софии Юрьевны, мать Барбары, и жена Николая Кишки была урождённой Ходкевич). Младенчество и детство княжна проводила в Берестье и Вильно: сначала девочку опекал жмудский староста Юрий Ходкевич, забравший её в Вильно, затем Виленский каштелян, брестский староста Иероним Ходкевич. Сохранились сведения об иконе, части родового наследства, которую княжна сохраняла при себе с самого младенчества: Покров Божией Матери (в богатой ризе). Позже эта икона сопровождала мощи святой. До наших ней не сохранилась.
Жизнь под опекой и брак Оба опекуна юной Софии задолжали князьям Радзивиллам значительные денежные суммы и хотели использовать свою опеку: за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода отделаться от долгов, умножив при этом собственное состояние. По этим соображениям Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла.Княжне было тогда одиннадцать лет; она считалась невестой Несвижского князя.
Портрет Януша Радзивилла, супруга княгини Софии Януш Радзивилл обратился 20 июля 1600 года к Римскому папе с прошением о разрешении ему как католику заключить брак с княжной Софией Слуцкой, остающейся в Православии и поставившей непреложное условие, чтобы дети от этого брака были непременно православными.
Бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось 1 октября 1600 года по православному обряду в одном из соборов Бреста. Пришлось это событие на празднование в честь Покрова Божией Матери. Как благочестивая и законопослушная жена княгиня София записывает в Новогрудском суде на мужа (по своей смерти) все свои земли и состояния. По некоторым сведениям, обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза и, в частности, обязательство воспитания будущих детей обоего пола в православной вере, впоследствии стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой. Смерть Блаженная София скончалась от первых родов мертворожденной дочери в возрасте 26 лет 19 марта 1612 года, в Омелево, недалеко от местечка Игумен (Червень). Её обширные владения отошли к мужу, в род Радзивиллов, включая 7 крепостей и дворцов и около 32 деревень. Её похоронили в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с местом, где покоился её отец князь Юрий Юрьевич. На внешней стороне крышки гроба надпись: «1612 год, марта 19, представилася благоверная София княжна Слуцкая Олельковна Юрьевичовна Ольгердово племя и положена бысть в монастыре Святой Живоначальной Троицы». Смерть супруги глубоко ранила мужа — князя Януша. Его близкий друг, лично знавший княгиню Софию, поэт Соломон Рысинский оставил такие строки в «Эпитафии» (Жалобной песни на смерть Софии):
«Ты сохранилась в созвездии Слуцком едина, Между литовскими, славой ярчайшая, первая дочь! Разве ты менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий? Сила какая, нагрянув нежданно тебя унесла! …» И по смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. И действительно, влияние праведной княгини было столь велико, что все Радзивилы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие в крае, хотя сами оставались в иноверии. К примеру, спустя некоторое время княгиня Людвига Радзивилл издала такую грамоту: «Изъяснив всем, кому знать должно, что церкви религии старой Греко-Российской, с незапамятных времен построенные и арендованные в городе Слуцке и Копыле и во всем княжестве Слуцком и Копыльском, а также в имениях моих Койдановском, Копыльском, Белицком, Заблудовском, Невельском, Себежском и других, всегда стояли под благословением восточного Константинопольского патриарха, и блаженной памяти князь и княгиня, предки мои, всегда этой религии и подданным православным покровительствовали, и что они доселе пользовались и ныне пользуются свободою своего старогреческого богослужения и силою церковных правил в духе Церкви восточной, а потому настоящею привилегиею своею утверждаю, чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных; на место умирающих пресвитеров униаты не должны быть поставляемы и уния в эти церкви не должна быть вводима никаким насильственным или измышленным способом, но да будет им позволено для посвящения пресвитеров к владыкам их ездить за границу без всякого препятствия и малейшего затруднения. Все это содержать, как сама обещаладуховенству Слуцкому; и преемников своих обязываю эту привилегию точно и неприкосновенно соблюдать». Канонизация Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры. В жизнеописании отмечают: Простой православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Случчине. Так, согласно ее пророчеству в Слуцке, на Юрьевской улице не случилось ни одного пожара. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий. Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом, в 18-том веке, была составлена книга: «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей». Свидетельств о более ранней общецерковной канонизации святой нет. Но стоит упомянуть о причислении в начале XX века её к лику местночтимых в Минской Епархии. К вопросу о канонизации святой следует добавить, что православные ученые Польши утверждают о её возможной канонизации во времена Петра Могилы. Да и А. Трофимов в книге «Святые жены Руси» указывает на дореволюционную канонизацию святой Софии. Решение таких вопросов документами РПЦ отнесено к ведению Епархиальных Комиссий по канонизации. Официально Православной Церковью святая София княгиня Слуцкая (память 19 марта — 1 апреля) канонизирована по Благословению Владыки Пимена в Соборе Белорусских Святых 3 апреля 1984 г. Основанием для включения в Собор и дальнейшей канонизации послужил рапорт Митрополита Минского и Слуцкого Филарета.
Святые Мощи и почитание их Рака с мощами святой праведной Софии Слуцкой находится в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске. Поначалу и дольше всего нетленные останки Праведной Софии Слуцкой почивали в Слуцком Троицком монастыре. Длительное время мощи святой находились под алтарной частью Спасского храма монастыря. В 1904 году они были перенесены в так называемую зимнюю каплицу монастыря. А в 1912 году гроб был помещен за правый клирос Свято-Троицкого храма, напротив придела в честь Святой великомученицы Екатерины. На солее между иконостасом и гробом с мощами стояла в киоте фамильная икона Слуцких князей в серебряной ризе, усыпанной драгоценными камнями. Икона эта в 19-20 вв. почиталась местночтимой, и по описанию Архимандрита Афанасия (Вечерко), была вся увешана вывесками, пожертвованными богомольцами. Перед иконою, по субботам в течение всего года, перед литургией совершался молебен ко Пресвятой Богородице, соединенный с акафистом. Близ гробницы стоял медный подсвечник высотою с аршин, с вылитыми изображениями ангелов при трех ножках, для братской свечи весом в 1-2 пуда. Подсвечник этот всегда стоял на солее близ гроба. Почитание святой и её мощей не прекращалось никогда. Изначально 17 сентября каждого года о ней служились панихиды. Существовала ещё одна традиция: облачением Святой во гробе занимались только лица женского пола, даже настоятель монастыря не мог присутствовать при облачении. Средства на переоблачение всегда собирались соборно благочестивыми прихожанками. Рядом с нею находились и Святые Мощи мученика-младенца Гавриила Заблудовского. 21 февраля 1930 г. комиссия в составе начальника отдела Бобруйского исполкома Антонова, доцента БГУ Червакова, управляющего Бобруйской больницей Сурова, представителя церковного совета Троицкого Собора Павлюкевича, церковного старосты того же Собора Криводубского, инспектора просвещения Иваницкого, представителя Слуцкого горсовета Сечко, в присутствии Настоятеля Троицкого Собора Епископа Николая (Шеметило) «совершила осмотр» мощей младенца Гавриила и святой Софии, княгини Слуцкой. Была вскрыта рака и составлен протокол осмотра с приложением заключения и фотографий. В выводах комиссия признавала отсутствие специального бальзамирования тел, а нетление обосновывала «типичным примером натуральной мумификации трупа». Затем мощи святой княгини были доставлены в Минск в анатомический музей медфакультета БГУ. Во время оккупации Минска немецкими войсками стараниями подвижников, вероятно, по просьбе настоятеля Свято-Духового собора в Минске Жировицкого архимандрита Серафима (Шахмутя) (и по разрешению оккупационных властей) мощи были перенесены в Свято-Духов Собор Минска, хотя почти всю оккупацию оберегались из-за угрозы вывоза в Германию в подвале одного из частных домов Минска. Только после войны они вновь вернулись в Свято-Духов Собор. В жизнеописании Софии Слуцкой отмечают достаточно сложный момент этого перенесения:
По свидетельствам очевидцев и современников событий 1941 года, оккупационные власти приняли просьбу о возврате мощей в лоно Церкви, когда их обнаружат в руинах Минска. И вот, в чудом уцелевшем здании мед. Факультета БГУ, службы вермахта, проводившие осмотр и инвентаризацию уцелевших зданий обнаружили Святыню — мощи Святой. Патруль известил (видимо с ведома командования) причет Минского Свято-Духового Собора, тогда бывшего монастырским храмом, о своей находке, об удовлетворении ранее поступившей просьбы о возврате мощей.
Нетленные останки княгини Слуцкой Софии почивают ныне открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.
Мчч. Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона. Св. Иоанна исп (1932). Прмц. Матроны (1938). Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1521).Мч. Панхария Никомидийского (ок. 302). Прп. Вассы Псково-Печерской.Иконы Божией Матери, именуемой " Умиление", Смоленской (1103). Новомуч. Димитрия Торнары (1564). Новомч. Димитрия Константинопольского (Греч.). Прав. Марии, жены Всеволода III (1206). Новомч. Николая Караманосского в Смирне (1657). Мч. Алкмунда принца Норфумбрийского.
апреля 2018 (19 марта по старому стилю) Похвала Пресвятой Богородицы. Глас седьмый. Неделя Ваий, 6-я Великого поста, Вход Господень в Иерусалим. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы