Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сочинение по произведениям «деревенской прозы»
Темы сочинений 1. «Исповедность дара» Виктора Астафьева. 2. Смысл названий повестей Валентина Распутина. 3. Нравственные проблемы в произведениях современных писателей (Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Распутин). 4. Природа и человек в произведениях современных писателей.
Тезисный план сочинения на тему: Природа и человек в произведениях современных писателей
I . Введение Традиции русской литературы в изображении родной природы: Тургенев, Толстой, Бунин, Есенин и др. Актуальность постановки проблемы «природа и человек
II. Основная часть 1. Трагические взаимоотношения человека и природы: — последствия человеческой слепоты и самоуверенности («Царь-рыба» В. Астафьева); — неспособность противостоять силам, истребляющим природу («Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Плаха» Ч. Айтматова); — невосполнимость духовных потерь вследствие разрыва вековых связей природы и человека («Прощание с Матерой» В. Распутина). 2. Художественные особенности произведений, посвященных теме «природа и человек»: — публицистичность (направленность произведений к каждому человеку, пафос тревоги, предсказание катастрофических последствий неразумных действий человека); — поэтика натурализма (жизнь показывается без прикрас, как она есть); — философичность (рассуждения о биологическом и духовном выживании людей); — усиление мифологических и евангельских мотивов («Царь-рыба» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова). 3. Проблемы моральной ответственности людей за свою землю; поиски нравственного и физического спасения человечества.
III. Заключение Обострение проблемы «природа и человек» на рубеже третьего тысячелетия. Гражданское мужество писателей, призывающих общество обратить внимание на самые животрепещущие вопросы бытия человека.
Вариант уроков 51—52 (112—113) Семинар по произведениям «деревенской прозы»
Вопросы 1. В чем особенность художественных тенденций семидесятых годов? 2. Какие вопросы поднимают писатели семидесятых? 3. «Человек трудолюбивой души» (выражение Ч. Айтматова) в произведениях последних десятилетий. 4. Нравственные проблемы в произведениях современных писателей. 5. Какие традиции русской литературы развиваются в произведениях современных писателей? 6. Мифологическое и его роль в произведениях Айтматова, Астафьева, Распутина. 7. Тема красоты мира и человека в произведениях современной литературы. 8. Мастерство изображения народной жизни в произведениях современной литературы. 9. Тема памяти в произведениях современной литературы. Семинар можно заменить чтением и обсуждением докладов или рефератов по этим темам.
Урок 53 (114). Нравственная проблематика И художественные особенности Повести Ю. Трифонова «Обмен» Цели урока: дать понятие о «городской» прозе, краткий обзор центральных ее тем; анализ повести Трифонова «Обмен». Методические приемы: лекция; аналитическая беседа.
Ход урока I . Слово учителя В конце 60-х — 70-х годах определился мощный пласт литературы, которую стали называть «городской», «интеллектуальной» и даже «философской» прозой. Названия эти также условны, особенно потому, что содержат некую противопоставленность «деревенской» прозе, которая, получается, лишена интеллектуальности и философичности. Но если «деревенская» проза искала опору в нравственных традициях, основах народной жизни, исследовала последствия разрыва человека с землей, с деревенским «ладом», то «городская» проза связана с просветительской традицией, источники противостояния катастрофическим процессам в социальной жизни она ищет в сфере субъективной, во внутренних ресурсах самого человека, коренного городского жителя. Если в «деревенской» прозе жители деревни и города противопоставлены (а это традиционное для русской истории и культуры противопоставление), и это часто составляет конфликт произведений, то прозу городскую интересует, прежде всего, городской человек с довольно высоким образовательным и культурным уровнем в его проблемы, человек, более связанный с «книжной» культурой — истинной или масскультурой, чем с фольклорной. Конфликт не связывается с оппозицией деревня — город, природа — культура, а переносится в сферу рефлексии, в сферу переживаний и проблем человека, связанных с его существованием в современном мире. Способен ли человек как личность сопротивляться обстоятельствам, изменять их, или человек сам постепенно, незаметно и необратимо меняется под их воздействием — эти вопросы поставлены в произведениях Юрия Трифонова, Юрия Домбровского, Даниила Гранина, Аркадия и Бориса Стругацких, Григория Горина и других. Писатели часто выступают не только и не столько как рассказчики, сколько как исследователи, экспериментаторы, размышляющие, сомневающиеся, анализирующие. «Городская» проза исследует мир через призму культуры, философии, религии. Время, история трактуется как развитие, движение идей, индивидуальных сознаний, каждое из которых значительно и неповторимо. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы