Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II. Просмотр фрагментов художественного фильма «Старший сын» и аналитическая беседа
— Каковы отличительные черты жанра пьесы «Старший сын? — В чем особенность системы характеров пьесы? — Есть ли в пьесе деление на положительных и отрицательных героев? — Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафановых человека? Какой смысл имеет это превращение? — Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте его с вопросом о правде в пьесе Горького «На дне». Зачем герои «Старшего сына» врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда? — Финал пьесы оптимистический. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни? Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем? — Оцените кинематографическую инсценировку «Старшего сына».
III . Слово учителя Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных родственных связей. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию: «Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». В финале пьесы Бусыгин, в котором проснулась потребность быть кому-то нужным, говорит: «Откровенно говоря, я сам уже не верю, что я вам не сын». И Сарафанов отвечает: «Что бы там ни было, я считаю тебя сыном. Вы все мои дети, потому что я люблю вас». Так от частной, бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. Правда, парадокс том, что люди становятся родными, начинают чувствуют ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. Недаром первый сборник рассказов Вампилова называется «Стечение обстоятельств». Уже там писатель заявляет: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека». И драматург Вампилов творит такие случаи в своих пьесах.
Домашнее задание 1. Написать рецензию на фильм «Старший сын», сопоставив его с пьесой Вампилова. 2. Задания по группам: подготовить сообщения-представления о поэтах, писавших в жанре «авторской песни».
Урок 57 (118). Авторская песня Цель урока: показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Оборудование урока: портреты «бардов»; сборники авторских песен; записи песен. Методические приемы: рассказ учителя; сообщение ученика; прослушивание песен и комментарии к ним.
Ход урока I . Слово учителя Поэтический «бум» времен «оттепели» всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой «авторской песни». Название это условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в «авторской песне» является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения. Поэтому словесная сторона принадлежит области художественной литературы. Авторская песня стала общественным движением 50—90-х годов ХХ века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Александра Галича, Новеллы Матвеевой, Юрия Визбора, Евгения Клячкина, Владимира Высоцкого, Юлия Кима и многих других. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Эта «неформальность» авторской песни и составляет ее главную притягательную силу. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого, поэтому ее интимность не противоречит массовости. Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились слеты и фестивали, возникали клубы авторской, или самодеятельной, песни. Демократичность этого явления выразилась и в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили, таким образом, способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало лучшие ее образцы поистине народными — авторов часто не помнили, несколько изменялся, «обкатывался» текст. Все эти признаки делают авторскую песню близкой к городскому фольклору.
II. Реализация индивидуального домашнего задания Слушаем сообщения о поэтах, писавших в жанре «авторской песни». Прослушаем отдельные песни в записи или, если в классе есть любители авторской песни, «вживую».
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы