Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общая характеристика эпохи. Урок 1. Россия рубежа ХIХ—ХХ веков.



Урок 1. Россия рубежа ХIХ—ХХ веков.

Историко-культурная ситуация

Цель урока: показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца ХIХ — начала ХХ вв. с историческими процессами в стране и в мире.

Методические приемы: лекция с элементами беседы.

 

Ход урока

I . Вводная беседа

Задание: записать основные положения лекции.

На рубеже ХIХ—ХХ веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, не устойчивости, упадка, конца истории.

— Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале ХХ века?

(Россия пережила три революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.), русско-японскую войну 1904—1905 гг., Первую мировую войну 1914—1918 гг., гражданскую войну.)

— Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку в нашей стране в это время.

(Очевидна была необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали три основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались, соответственно, различные варианты, программы перестройки: сверху средствами «самых исключительных законов», приводящих к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей (...), какого еще не видела история (П. А. Столыпин), и «снизу», путем ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией (В. И. Ленин). Средствами первого пути были, например, манифест 17 октября 1905 года, учреждение думы. Средствами второго — теоретическая подготовка революции и террор.)

— Сопоставьте время, в которое живем мы, со временем рубежа ХIХ—ХХ веков.

(Общее: сложность общественных процессов; перемены и перестройка во всех областях жизни; неоднозначные оценки этих перемен, борьба идей; попытки изменить страну, с одной стороны, путем реформ и, с другой стороны, навязать свою волю путем насильственным (терроризм).

Рубеж веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.)

— Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время?

(Открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование радиации, создание квантовой теории, теории относительности, изобретение беспроволочной связи.)

 

II. Лекция учителя

Естествознание ХIХ века постигло, казалось, почти все тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы (вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Научные открытия рубежа веков перевернули представления о познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания выразились формулой «Материя исчезла». Это привело к поискам иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.

Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Очевидной была неудовлетворенность рационально-позитивистскими основами духовной жизни. Как считал философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое — либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев; «конец истории сошелся с ее началом».

О том, как воспринималось и оценивалось это время, можно судить по названиям популярных тогда книг «Вырождение» (1896) М. Нордау «Закат Европы» (1918—1922) О. Шпенглера, по интересу к «философии пессимизма», у истоков которой стоял А. Шопенгауэр. Нордау писал: «Целый период истории, видимо, приходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны, и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена... Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли...»

Поэт и философ Д. С. Мережковский еще в 1893 году в работе «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами — это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».

В работе «Конец века» (1905) Л. Н. Толстой отмечал: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца в начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».

В поисках объяснения происходящих в обществе процессов все чаще становились обращения к религиозной мысли: «Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожения наших душ и умов, рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий». (Волынский А. Книга вели кого гнева. 1904).

С другой стороны, оптимистично предчувствовалась неизбежность перемен, которые (в конечном итоге) окажутся благотворными для человечества: «Новый век — воистину будет веком духовного обновления. (...) Множество погибнет людей, но еще больше родит их земля, и — в конце концов — одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человека» (Горький М. Письмо К. П. Пятницкому. 1901).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Позднее (1949) философ Н. Бердяев так охарактеризовал это время русского культурного ренессанса: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей, направлений, течений. Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути идеям Ф. Ницше сего обличениями христианства как помехи на пути личности к ее сверхчеловеческому состоянию, с «переоценкой ценностей», с его учением о «воле и свободе», с отказом от морали, от Бога («Бог умер!»). То есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует «старая» мораль: «а нищих надо бы совсем уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего — толкни».

Восприняв идеи Ницше, русские мыслители не пошли за ним до конца. Для русской религиозной мысли ницшеанство — это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа. Не отказываясь от христианства, «богоискатели» стремились найти пути соединения его с языческой «радостью»: «Мы переживаем не только христианский ренессанс, но и ренессанс языческий. Явления Ницше на Западе и у нас Розанова, возрождение Диониса в современном искусстве, наш мучительный интерес к проблеме пола, наше стремление к освящению плоти — все это указывает на двойственность нашего ренессанса. Мы зачарованы не только Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий, умерший на кресте, но и бог Пан, бог стихии земной, бог сладострастной жизни, в древняя богиня Афродита, богиня пластической красоты и земной любви», — писал Н. Бердяев («О новом религиозном сознании», 1905).

«Богоискательство» (религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции) не принимало капиталистический путь как путь бездуховного прагматизма, не принимало и идеи социализма, в котором виделись закономерное продолжение капитализма, снижение уровня культуры, отсутствие свободы и творчества. В революционном движении богоискатели видели лишь «русский бунт против культуры» (Н. Бердяев). Культуре же придавалось особое значение. Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература призвана была стать теургической (теург — бог, заклинатель, посвященный), должна была явиться способом установления мировой гармонии, способом постижения истины. Как писал В. Иванов, «жрецы и поэты были одно и то же».

Попытки осмысления происходящих и грядущих перемен, «переоценки ценностей» свидетельствуют прежде всего о напряженном поиске новых путей в искусстве и общественной мысли, об оживлении религиозного сознания, о внимании к человеческой личности, о качественно новом взгляде на мир как на единое культурное поле.

 

Домашнее задание

1. Прочитать вводные статьи учебника литературы (характеристика литературного процесса рубежа веков); дополнить конспект лекции.

2. Подготовить небольшие сообщения о те музыке, живописи, архитектуре рубежа веков (по желанию и выбору учащихся).

 

Урок 2. Русская литература на рубеже веков

Цели урока: дать представления о тенденциях русской литературы конца ХIХ — начала ХХ вв.; дать толкования понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс».

Оборудование урока: репродукции картин М. Врубеля, М. Нестерова, В. Серова, других художников рубежа веков; книги «Стиль модерн», «Артнуво» и т. п.

Методические приемы: беседа по вопросам домашнего задания (закрепление изученного); работа над конспектом лекции; сообщения учащихся; лекция учителя.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

— Какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие литературы?

— Как эти явления осознавались философами? Охарактеризуйте основные направления философской мысли.

— Что объединяло различные направления литературы, искусства, философии?

2. Слушаем сообщения учеников об искусстве рубежа веков.

 

I I . Лекция учителя

Задание: законспектировать основные положения лекции. Литература рубежа веков и начала ХХ века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г. Н. А. Оцупом (парижский журнал русской эмиграции «Числа»). Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т. е. ХIX столетие он назвал отечественным «золотым веком», а последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» — «серебряным веком». Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение «серебряный век» относили и к русскому искусству в целом — к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков». Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями — символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой.

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале ХХ века продолжались и развивались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов — их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы. В это время создавали свои произведения В. Г. Короленко, В. В. Вересаев, М. Горький, А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев и другие писатели-реалисты. Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных мироощущений, раздумий. В отличие от реалистической эстетики ХIХ века, которая представляла в литературе авторский идеал, воплощенный в каком-либо образе, новая реалистическая литература по существу отказалась от героя — носителя представлений автора. Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии. Новый реализм ориентировался, в то же время, на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина.

В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. «Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям.

Понятие «серебряный век» связано прежде всего с модернистскими течениями. Модернизм (от франц. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику — роль теурга, прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм. В каждом направлении было ядро мастеров и «рядовые» участники, во многом определявшие силу и глубину направления. Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства (демонстрируем иллюстрации или слайды — образцы модернизма в различных видах искусства).

В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. «упадок»). декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний. Примером выражения таких настроений могут служить строки К. Бальмонта:

 

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество —

Моя пустынная душа.

 

Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.

Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую мир силу творчества. Такая установка была чужда писателям-реалистам. Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными литературными направлениями — реализмом и модернизмом — характерна для литературной жизни рубежа веков. Хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство реализма и модернизма.

Вообще споры о сути и роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение.

Если модернисты верили в божественную, преобразующую, творящую роль искусства, а поэтов, художников отождествляли с пророками, то их оппоненты резко критиковали такую позицию. «Чистому искусству» противопоставлено было искусство «полезное». В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин вводит принцип «партийной литературы» в противовес «литературному индивидуализму»: литература «не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела». Каждый писатель, литератор рассматривается лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов, вне его эстетических взглядов, традиций. Сама литература понимается как «дело» (вслед за революционными демократами), как форма агитации и пропаганды. Литература, таким образом, должна была стать придатком политики, орудием борьбы, управляемым «винтиком» «одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса». О свободе творчества Ленин высказался так: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».

Против идеи «партийной организации литературы» тогда же, в 1905 г., выступили В. Брюсов («...поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, — вы враги прогресса, вы наши враги»), Д. Философов, увидевший в статье Ленина «насилие над идеями, гнет над человеческой мыслью», «непоправимое умаление человеческой личности».

Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей литературы советской, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны. Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.

Однако Серебряный век не был «оборван» в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.

 

Домашнее задание

1. В чем вы видите роль искусства? Изменилась ли эта роль в наше время?

2. Доработать конспект лекции.

3. Прочитать рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки».

4. Индивидуальное задание: подготовить доклад по биографии И. А. Бунина.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь