Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I II . Анализ стихотворения «Творчество»
— Каковы особенности этого стихотворения? Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строка становится второй в следующей строфе. Отметим характерную лексику, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; цветопись: фиолетовый, лазоревый (т. е. красный, не пугать с лазурным — голубым); звукопись: ярко выраженную аллитерацию — созвучие плавных сонорных согласных «л», «м», «н», «р», благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков. Комментарии учителя: Вспомним слова французского предшественника русских символистов Поля Верлена: «Музыка прежде всего». Музыка для символистов — высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты старались максимально использовать музыкальные композиционные принципы в поэзии. Отметим, как постепенно создается образ творчества, заявленный в названии стихотворения — он напоминает образы философии Платона: действительность непознаваема, она лишь угадывается в трепетании теней и звуков. Старшие символисты петербургского крыла во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий и предчувствий: «Я — раб моих таинственных, / Необычайных снов… / Но для речей единственных / Не знаю здешних слов...» (З. Гиппиус).
Домашнее задание (по группам) Представить творчество «старших символистов» и сделать анализ стихотворения на выбор: Д. С. Мережковского («Парки», «Дети ночи», «Двойная бездна»), З. Н. Гиппиус («Песня», «Посвящение», «Пауки», «Все, кругом»), В. Брюсова («Юному поэту», «Кинжал», «Ассаргадон», «Грядущие гунны») по следующему плану: 1. Дата написания и публикации. 2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод. 3. Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура.) 4. Основная тема. 5. Смысл названия. 6. Лирический сюжет и его движение. 7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части. 8. Основные настроения, тональность стихотворения. 9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие. 10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия. 11. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы. 12. Столкновение или соединение различных уровней сознания. 13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний. 14. Музыка стихотворения. 15. Ритм, размер. 16. Рифмовка, характер рифм. 17. Лексика. Языковые выразительные средства. 18 Поэтический синтаксис. 19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха. 20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа. 21. Отзывы критиков о стихотворении. 22. Звучание стихотворения в наши дни.
Урок 15. Поэзия «младосимволистов» Цель урока: дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения «младосимволистов». Методические приемы: лекция учителя; анализ стихотворений.
Ход урока I . Проверка домашнего задания Чтение и анализ стихотворений. Обсуждение и комментирование.
I I . Лекция учителя Поэты-символисты ориентировались на особого читателя. Это не потребитель, а скорее, соучастник творчества, соавтор. Стихотворение должно было не только передавать мысли и чувства автора, но и будить в читателе его собственные мысли и чувства, обострять его восприятие, развивать интуицию, вызывать ассоциации. Поэты-симнолисты широко использовали мотивы и образы разных культур, художественные цитаты. Излюбленным источником художественных реминисценций служила греческая и римская мифология. Символисты не только обращались к готовым мифологическим сюжетам, но и творили собственные мифы — они считали это средством слить воедино жизнь и искусство. Это характерно для поэтики Вяч. Иванова, Андрея Белого (Б. Бугаева), раннего А. Блока, Ф. Сологуба (Ф. Тетерникова). «Последняя цель искусства — пересоздание жизни», — считал А. Белый. В искусстве упраздняется противоречие между идеальным и чувственным, между духом и вещью». В 1900-е годы оформилось новое течение в рамках символизма. «Младосимволисты» вдохновлялись трудами Шеллинга, Ницше, философией В. Соловьева. Символизм для них был не просто литературной школой, а целостным мировоззрением, формой жизненного поведения, способом творческой перестройки жизни. Они понимали свое творчество и свою жизнь как элементы грандиозного художественного произведения, космического процесса. Значение, по мнению младосимволистов, имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несет в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей. Почувствовать, нащупать эти вечные сущности способен лишь поэт-теург, посвященный. Язык этой новой поэзии — язык символов. Вяч. Иванов писал: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении. Он многолик, многомыслен и всегда темен в последней глубине».
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы