Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
V III. Знакомство с оценкой поэмы «Двенадцать» Петром Струве
«Но все-таки «Двенадцать» — величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком — в объективном, достигающем грандиозности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, — в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет — в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и дьявол, Мадонна и Содом» (Струве П. Скорее за дело! М., 1991). — Согласны ли вы с такой оценкой?
IХ. Заключительное слово учителя Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» — великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция — это беспощадная схватка Бога и дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.
Новокрестьянские поэты Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева Цели урока: дать понятие о новокрестьянской поэзии, показать ее духовные и поэтические истоки; обзорно рассмотреть творчество Н. Клюева. Оборудование: портрет Н. Клюева; фотография: Клюев и Есенин. Методические приемы: лекция с элементами беседы.
Ход урока I . Лекция учителя Поэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям, формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением, времени была новокрестьянская поэзия, задавшая песенный настрой поэзии многих последующих десятилетий. Крестьянская тема в русской литературе имеет глубокие, еще фольклорные традиции. Всплеск интереса к этой теме в свое время вызвал к жизни поэзию Некрасова, талантливые произведения «народных» поэтов Кольцова, Никитина, Сурикова. В центре творчества «крестьянских» поэтов в основном был рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье. Новокрестьянские поэты, выходцы из деревни: Николай Клюев (1884—1937), Сергей Есенин (1885—1925), Сергей Клычков (1889—1937), Александр Ширяевец (1887—1924), Петр Орешин (1887—1938) — пришли в поэзию совсем с другими темами, идеями, интонациями, мелодиями. Лейтмотивом их творчества была гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство. Эти поэты пришли в литературу примерно в одно и то же время и быстро услышали друг друга, сдружились. Однако совместных манифестов, деклараций, как у поэтов других направлений, они не выпустили. Сергей Городецкий (акмеист) предпринял попытку создать группу «Краса», в которую должны были войти Есенин, Клюев, Клычков, Ширяевец, писатель Алексей Ремизов и художник Николай Рерих. Группа быстро распалась, но сам факт попытки такого объединения говорит о серьезном и внимательном отношении современников к новокрестьянской поэзии. Большинство новокрестьянских поэтов после революции оказались на периферии литературы и жизни, со своей поэтизацией неразрывной связи человека с миром живой природы, стали свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. Клюев, Клычков, Орешин были уничтожены как кулацкие поэты и на долгие годы вычеркнуты из истории литературы. Николай Алексеевич Клюев — самый крупный, влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской поэзии. Он гордился своим древним старообрядческим крестьянским родом возводил свои истоки, и кровные, и духовные, и литературные, к «неистовому протопопу» Аввакуму:
Когда свяжу свою вязанку Сосновых слов, медвежьих дум? «К костру готовьтесь спозаранку», — Гремел мой прадед Аввакум!
Клюев творит художественный образ своих предков и свой собственный, в его поэзии много легендарного, вымышленного. Эта мифологизация создавала приподнятый, героический настрой. Вошел Клюев в литературу (альманах «Новые поэты», 1904) по-бунтарски:
Но не стоном отцов Моя песнь прозвучит, А раскатом громов Над землей пролетит.
Поэт сотрудничал с революционными организациями народнической и эсеровской ориентации, распространял прокламации, был арестован за агитационную деятельность и около полугода провел в тюрьме. Революционность Клюева была тесно связана с религиозными представлениями, идеей христианской жертвенности, страдания:
Я надену черную рубаху И вослед за мутным фонарем По камням двора пройду на плаху С молчаливо-ласковым лицом.
Идея «голгофской» жертвенности становится основной в стихотворении «Ты все келейней и строже...» (1908, 1911). Героиня стихотворения идет своим тернистым путем сознательно, зная его печальный исход. Вероятно, образ девушки-революционерки имел конкретную биографическую основу. Большим событием в жизни Клюева стало его знакомство с Блоком. Они состояли в переписке, и Блок неоднократно цитировал письма Клюева в своих статьях. При его содействии стихи Клюева были напечатаны в журналах «Золотое руно», «Новая Земля» и в других изданиях. Стихотворения первой поэтической книжки «Сосен перезвон» сделали Клюева известным, признанным поэтом. Его поэзию высоко оценили Городецкий, Гумилев, Брюсов. Гумилев в своей рецензии писал: «На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому безбожью и бесцельной злобе, идут люди, которые могут сказать про себя: «Мы предутренние тучи, зори росные весны». Николай Клюев был близок с Сергеем Есениным. Общим был интерес к героическим страницам русской истории, легендарным образам богатырей и подвижников. Их объединяла песенная, фольклорная стихия. Многие свои стихи оба поэта называют песнями. От стилизации «под фольклор» они постепенно переходят к созданию оригинальных произведений, близким фольклорным не только по форме, но и по мысли, образам, идее. Сергею Есенину Клюев посвятил цикл стихотворений:
Изба святилище земли, С запечной тайною и раем; По духу росной конопли Мы сокровенное узнаем....
В твоих глазах дымок от хат, Глубинный сон речного ила, Рязанский маковый закат — Твои певучие чернила.
Изба — питательница слов Тебя взрастила не напрасно: Для русских сел и городов Ты станешь Радуницей красной.
Так не забудь запечный рай, Где хорошо любить и плакать! Тебе на путь, на вечный май, Сплетаю стих — матерый лапоть.
Здесь и теплое отношение к своему «собрату», и обращение к истокам, к «запечному раю», и оценка собственного творчества: «стих — матерый лапоть». Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения проходит через многие стихотворения Клюева. При всем том Клюев был широко образованным человеком: знал не только древнерусскую книжность, народное искусство, но и европейскую литературу, живопись, музыку, французский и немецкий языки. После Октябрьской революции оказывается, что Клюев со своим «мужицким раем» чужд новой власти, да и она чужда ему. В поэме «Погорельщина» поэт обращается ко времени Андрея Рублева, но ритмы, фразы современной ему России врываются в произведение, сменяясь видениями лирического героя, образами внеисторического времени. Очевидны переклички поэмы с «Двенадцатью» Блока и «Анной Снегиной» Есенина. С болью поэт пишет о современных ему событиях — об утрате мастеровитости, крестьянских ценностей, о распаде русской деревни:
Не стало кружевницы Прони, С коклюшек ускакали кони, Лишь златогривый горбунок За печкой выискал клубок, Его брыкает в сутеменки... А в горенке по самогонке Тальянка гиблая орет — Хозяев новых обиход.
В годы «великого перелома» эта поэма, конечно, не могла быть напечатана. «Я сгорел на своей «Погорельщине», как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском», — писал поэт. Клюев, а затем Клычков, Орешин, другие поэты были арестованы, сосланы, а затем расстреляны. Их поэзия была «реабилитирована» и вернулась к читателю только через многие десятилетия. Примечание. Стихотворения читает учитель или заранее подготовленные ученики.
Домашнее задание 1. Анализ стихотворения Н. Клюева (на выбор). 2. Доклады о поэмах Клюева «Погорельщина» и (или) «Песнь о Великой Матери» (индивидуальные задания). 3. Почитать стихотворения С. Клычкова и П. Орешина.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы