Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хадис 543. Заупокойную молитву разрешается совершать и после погребения



Передают со слов Абу Хурейры, что обычно мечеть подметал черный мужчина или черная женщина. Когда он скончался, Посланник, мир ему и благословение Аллаха, ничего не сказали о его смерти. Однажды он спросил: «А что стало с этим человеком?» Люди сказали: «О Посланник Аллаха, он умер». Он спросил: «А почему вы не оповестили меня?» Они словно сочли это незначительным событием. Он же сказал: «Отведите меня к его могиле». Его проводили, и он совершил там заупокойную молитву. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В версии последнего добавлено: «Воистину, могилы переполнены мраком, который окутывает их обитателей, но благодаря моему намазу Аллах делает их светлыми».

КОММЕНТАРИЙ

Этот хадис свидетельствует о том, что заупокойную молитву разрешается совершать после погребения, даже если некоторые мусульмане уже совершили ее. Этого мнения придерживался имам аш-Шафи‘и. Некоторые разрешали поступать так в течение одного месяца после погребения. Другие разрешали поступать таким образом в течение трех дней после погребения. Третьи разрешали поступать таким образом до тех пор, пока труп не разложится, поскольку после разложения трупа от человека, по которому совершается молитва, ничего не остается. Согласно наиболее достоверному мнению, срок совершения заупокойной молитвы после погребения не ограничивается, поскольку по этому поводу нет достоверных сообщений.

Ан-Наха‘и, Абу Ханифа, Малик и некоторые другие считали, что подобный поступок был привилегией Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, поскольку он сказал: «Воистину, могилы переполнены мраком, который окутывает их обитателей, но благодаря моему намазу Аллах делает их светлыми». Однако большинство богословов не согласилось с этим доводом, поскольку особенностью Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, было то, что Аллах сразу принимал его молитвы и озарял могилу покойного светом. Однако это не означает того, что сама заупокойная молитва после погребения была исключительно его привилегией. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, с. 372.

Передают, что Ибн ‘Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подошел к свежей могиле и совершил там заупокойный намаз, а люди выстроились в ряд и четыре раза возвеличили Аллаха. Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и другие. Передают также, что Анас ибн Малик рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил заупокойную молитву у могилы после погребения. Этот хадис передали Муслим и Ибн Маджа. В версии Ахмада сообщается, что это была могила женщины. Аль-Албани сказал, что сведения о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал заупокойную молитву после погребения дошли до нас из многочисленных источников, не вызывающих сомнения (мутаватир). Об этом рассказывали Ибн ‘Аббас, Абу Хурейра, Анас ибн Малик, Йазид ибн Сабит, ‘Амир ибн Раби‘а, Джабир ибн ‘Абдуллах, Бурейда ибн аль-Хусайб, Абу Са‘ид аль-Худри и Абу Умама ибн Сахль. См. “Ирва аль-Галиль”, т. 3, с. 183-186.

 

 

Хадис 544-545. Разные мнения относительно позволения оповещать людей о чьей-либо смерти

Передают со слов Хузейфы, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, запрещал оповещать о чьей-либо кончине. Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи, и последний назвал его хорошим.

Передают со слов Абу Хурейры, что в тот день, когда скончался негус, Посланник, мир ему и благословение Аллаха, оповестил людей о его смерти и отправился вместе с ними к месту моления. Он выстроил людей в ряды и совершил молитву, возвеличив Аллаха четыре раза. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Хадис Абу Хурейры свидетельствует о том, что оповещать людей о смерти мусульманина разрешается. Что же касается предыдущего хадиса, то в нем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил оповещать о смерти так, как это делалось во времена невежества. Когда в доисламские времена умирал знатный человек, люди начинали кричать о его смерти и громко рыдать. Мусульманский шариат запрещает поступать таким образом. Ибн аль-‘Араби сказал: «Из всех хадисов по этому поводу следует, что оповещение о смерти бывает трех видов. Первый вид - это оповещение родных, близких и праведных людей. Поступать таким образом желательно. Второй вид - это созыв большой толпы для того, чтобы бахвалиться этим перед окружающими. Поступать таким образом нежелательно. Третий вид - это возвещение о смерти с плачем, рыданием и т.п. Поступать таким образом запрещено». См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, с. 139.

В хадисе Абу Хурейры также поднимается вопрос о законности заупокойной молитвы в отсутствие покойника. Между богословами существуют известные разногласия по этому вопросу.

Аш-Шафи‘и, Ахмад и большинство ранних богословов разрешали совершать заупокойную молитву по покойнику, если его тело отсутствует. Ибн Хазм сказал: «Сообщения о том, что кто-нибудь из сподвижников запрещал поступать таким образом, отсутствуют». Аш-Шафи‘и сказал: «Заупокойная молитва представляет собой мольбу за покойника. Почему нельзя молиться за него, если его тело нет рядом или оно находится в могиле?» Последователи ханифитского и маликитского толков не разрешали совершать заупокойную молитву по отсутствующему покойнику.

Ибн Хаджар сообщил, что некоторые разрешали совершать заупокойную молитву по отсутствующему покойнику только в день его смерти или в течение нескольких дней, но не позднее. Ибн Хиббан считал, что разрешается совершать заупокойную молитву по отсутствующему покойнику, если тот находится между молящимися и Меккой. Аль-Хаттаби и некоторые другие считали, что совершать заупокойную молитву по отсутствующему покойнику разрешается только в том случае, если мусульманин скончался в стране, где по нему не совершили заупокойной молитвы. Абу Давуд даже назвал главу в своем сборнике хадисов: «Заупокойная молитва по мусульманину, который умер среди многобожников, совершается в другом городе». Этому мнению отдал предпочтение шейх-уль-ислам Ибн Теймийя. Однако Ибн Хаджар сказал, что это толкование основывается на предположении и что он не встречал сообщений о том, что в городе негуса по нему не совершили заупокойной молитвы. Из всего сказанного следует, что заупокойную молитву по отсутствующему покойнику разрешается совершать при любых обстоятельствах. А все остальные мнения не опираются на убедительные доводы. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, с. 370-371.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь