Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 4 Выразительные средства синтаксиса. Фигуры речи.



Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры)

Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.

К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон, именительный темы.

антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия:

                          Они сошлись. Волна и камень,

                          Стихи и проза, лёд и пламень

                          Не столь различны меж собой.

                                                        (А.Пушкин);

инверсия – стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов:

 …буду долго, буду просто разговаривать стихами я(В.Маяковский);

градация – фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация):

                           Милая, добрая, старая, нежная,

                           С думами грустными ты не дружись.

                                                          (С.А.Есенин);

зевгма – такой приём экспрессивного синтаксиса, при котором намеренно нарушается логический закон: в перечисленный ряд однородных членов предложения включают логически неоднородные компоненты:

 Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки а носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами(Н.Гоголь);

повтор — это общее название ряда приёмов, при которых повторение элемента служит средством усиления выразительности:

 И звенят-звенят, звенят-звенят запястья…(М.Цветаева);

анафора (единоначатие) — это повторение элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы:

О времена! О нравы! (Цицерон);

эпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы:

                            О, не медли на соседней

                            Колокольне!

                            Быть хочу твоей последней

                            Колокольней!

                                (М.Цветаева);

симплока – соединение в тексте анафоры и эпифоры:

                            Привычные к степям – глаза,

                            Привычные к слезам – глаза.

                                           (М.Цветаева);

анадиплосис – это фигура стыка – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении последнего элемента в начале следующей фразы:

                            Память о Вас – тихим домком.

                            Тихий домок – Ваш – под замок.

                                           (М.Цветаева);

многосоюзие (полисиндетон) – это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы:

                            И новое солнце заблещет в тумане,

                            И будут стрекозами тени,

                            И гордые лебеди древних сказаний

                            На белые выйдут ступени.

                                             (Н.Гумилёв);

 

бессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа:

                            Швед, русский – колет, рубит, режет,

                            Бой барабанный, клики, скрежет,

                            Гром пушек, гомон, ржанье, стон,

                            И смерть, и ад со всех сторон…

                                               (А.С.Пушкин);

эллипсис – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста:

Скоро – закат, скоро – назад: тебе в детскую, мне – письма читать дерзкие…(М.Цветаева);

умолчание – это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль:

                           Я сама не из таких,

                           Кто чужим подвластен чарам,

                           Я сама… Но, впрочем, даром

                           Тайн не выдаю своих.

                                      (А.Ахматова);

риторическое восклицание – это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации:

                           Какое лето! Что за лето!(Ф.Тютчев);

риторический вопрос – стилистическая фигура, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:

 Кто осмелится сказать, что определил искусство? перечислил все его стороны? (А.Солженицын);

риторическое обращение – это обращение к неодушевлённым предметам, отсутствующим, умершим, отвлечённым понятиям:

 Ох, лето красное! любил бы я тебя…(А.Пушкин);

вопросно-ответное единство – стилистический приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает:

Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю.Шевчук);

синтаксический параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:

                         Мы любим всё – и жар холодных числ,

                         И дар божественных видений,

                         Нам внятно всё – и острый галльский смысл,

                         И сумрачный германский гений…

                                                 (А.Блок);

парцелляция – это приём, заключающийся в намеренном расчленении предложения на несколько частей и оформлении этих частей как самостоятельных неполных предложений:

 Слова отзвучивают и утекают как вода – без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа(А.Солженицын);

именительный представления – это изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание:

 Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось!(А.Пушкин)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь