Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часы, изобразительны и Литургия Преждеосвященных Даров.



И вот, начинается этот день. Не написать об этом дне, значит, лишить эту книжку интересного повествования, могущего ее украсить. Утро выдалось пасмурное, хоть и погода относительно теплая. Служба должна начаться несколько раньше, а потому и я выхожу из дому несколько раньше. Вот, и храм. Обочина дороги по обе стороны улицы плотно уставлена машинами. Вот, некий священник подходит к одной из них, что-то беря из нее. а затем направляясь к храму. Во дворе тут и там стоят небольшие группы священников, что-то обсуждающих. Сам храм еще совсем пуст, лишь из алтаря доносится гул голосов, да на боковом клиросе уже находятся певчие бокового хора. В центре храма уже стоит архиерейский амвон. На амвоне обычном уже расставлены аналои с иконами для чтения входных молитв, а также разложены орлецы. Время от времени туда и сюда проходят иподиаконы, либо приехавшие на праздник священники.

Вскоре начинается служба. Часы читались без кафизм. Молитва преподобного Ефрема Сирина на сей раз не опускалась. Читалась она, как это и положено в полиелейные праздники, с тремя поклонами вместо 15. Евангелие на часах также не читалось, а вот, паремия была прочитана неукоснительно.

Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Глава 49): 1Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; 2и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; 3и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.

4А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.

5И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя.

6 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.

7 Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя.

8 Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, 9сказать узникам: " выходите", и тем, которые во тьме: " покажитесь". Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их; 10не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод.

11И все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты.

12Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим.

13Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих.

14А Сион говорил: " оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня! " 15Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.

В данном случае, выше приведенного текста были слова, могущие запутать читателя, но в этом тексте – прямые указания на служение Христа, как Спасителя мира. Возможно, выше также некогда были слова, написанные, как бы адресованные Христу от имени Бога Отца, но Синодальном варианте глас Божий в писании пророка адресован Израилю…..

В начале Литургии Преждеосвященных Даров.

По ходу службы начинается активное движение по лестнице, ведущей на верхний клирос – по ней движутся священники, одни из которых потом снова спускаются, а другие остаются там. Чуть позднее появляется о.Сергий Кулаков – настоятель храма святой блаженной Ксении Петербургской в Абрау-Дюрсо и руководитель епархиального хора духовенство (который народная молва уже «расформировала» «из-за недостатка средств»).

Изобразительны также читались, как и положено в такие праздники, без пения заповедей блаженства (читаются «поскору»). В это время приехавшие на праздник священники выстраиваются в две шеренги в центре храма. Среди них заметен ключарь храма Новомучеников, о.Александр Беспрозванный, а также настоятель приходов в Горном и Нижнебаканском, игумен Филарет (Соколов), а еще – о.Андрей Трофимов, однако незнакомых лиц куда больше. изобразительны не успевают дочитать до конца, когда в храме зажигается свет, а в центр выходит о.Евгений Кузнецов с подносом с напрестольным крестом. Вместе с ним выходит и духовенство, которое будет сослужить правящему архиерею. Среди них – секретарь епархии, протоиерей Александр, а также благочинные: благочинный Крымска, протоиерей Сергий Карпец, благочинный Анапы, протоиерей Виктор Полянкин, исполняющий обязанности благочинного Геленджика – иеромонах Митрофан (Ворона), благочинный Темрюкского округа – протоиерей Виктор Колмык. на сей раз, среди них присутствует и благочинный Новороссийска, протоиерей Максим Карпов. Также в числе сослужащих был настоятель Свято-Александро-Невского храма в Борисовке, протоиерей Василий Симора, настоятель Свято-Пантелеимоновского прихода при первой городской больнице Новороссийска, иерей о.Роман Хотков, настоятель Свято-Троицкого прихода в поселке Верхнебаканском, иерей Алексий Кульнев, настоятель подворья Свято-Михаило-Архангельской Афонской Закубанской пустыни в селе Береговое, иеромонах Флегонт (Токарев) и другие (имена еще трех мне неизвестны, а полного списка сослужащих на сей раз не было и на епархиальном сайте, куда я иной раз подглядываю)… Они выстраиваются в притворе. Вслед за ними в алтарь направляются и иподиаконы с архиерейским жезлом и мантией. Чтение изобразительных продолжается до места, где должна произноситься молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами, однако этого не происходит. Чтение прерывается вовсе, а вместо этого чтец начинает читать молитвы ко святому причащению. Воцаряется ожидание. Вскоре из алтаря выходят диаконы: протодиакон Евгений Габов и архидиакон Сергий (Пугач) с кадилами, а также диакон о.Иоанн Князькин из Крымска, а также протодиакон Евгений Горин из Свято-Троицкого храма – с дикирием и трикирием. Они выстраиваются в центре. Обычно это означает, что архиерей уже приехал. Но на сей раз ничего не происходит – проходит еще несколько минут ожидания, прежде чем архиерей действительно входит в храм.

Наконец, архиерей входит в храм. На него вместо походной скуфии надевается клобук, затем мантия и вручается архиерейский жезл. «Премудрость! » - Пронзительно возглашает архидиакон о.Сергий Пугач и хор духовенства в этот момент буквально грянул «От восток до запад солнца хвально имя Господне. буди имя Господне благословенно от ныне и до века.» Распев очень красивый и никаких поправок на будний день Великого поста не делалось в течение всего чина встречи и облачения. Диакон Евгений Габов вслух читает «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаем! », «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». Архиерей в это время произносит слова, аналогичные словам отпуста литургии. А затем, архиерей под пение все того же хора духовенства в сопровождении штатного хора храма «Достойно есть…» поклоняется образу праздника в центре храма, а затем идет с духовенством к амвону, где читаются входные молитвы, в которых духовенство испрашивает благословения Божия на совершение литургии (во время служения священство обязательно причащается Святых Таин, но чтение входных молитв не избавляет священника от чтения последования ко Святому причащению – священническое последование даже длиннее предназначенного для мирян). По окончании чтения молитв духовенство традиционно просит прощения у верующих, дабы «примирившись со всем миром», спокойно совершать литургию. При этом архиерей на три стороны благословляет народ под пение «Тон дэспотин архиереаимон Кириэфилатэ. Исполла эти дэспота! (3 раза)», а затем… входит в алтарь через открывшиеся Царские врата, которые тут же закрываются. Чтец возобновляет чтение молитв ко Святому причащению.

Проходит еще минут пять, прежде чем открываются Царские врата и в центр выходит правящий архиерей с сослужащим духовенством, уже полностью облачившиеся. Начинается чтение предначинательных молитв. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Александр Абрашкин) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко! » - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». Но это и всякая душа, живущая по заповедям Господним. Хотелось бы, чтобы и нашим душам быть таким же Царством!

После произнесения возгласа Царские врата снова закрываются, так как Литургия Преждеосвященных Даров начинается Великой вечерней (она и должна совершаться вечером, хоть эта норма игнорируется из снисхождения к немощи верующих, не все из которых смогли бы ничего не есть весь день до вечера, чтобы потом причаститься Святых Христовых Таин). Так как Литургия Преждеосвященных Даров начинается Великой вечерней, то как и любая вечерня, начинается служба чтением 103 псалма (в начале всенощного бдения, насколько, читатель, надеюсь, заметил, псалом этот ПОЕТСЯ, хоть и не полностью): « Благослови душе моя Господа (при пении поется еще «Благословен еси Господи, благослови душе моя Господа»), Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (весьма), во исповедание (славу) и велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простирая небо, яко кожу, покрывая водами превыспренняя своя. полагая облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветерню, творяй ангелы Своя духи и слуги своя в пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится век века. Бездна, яко раза одеяния ея, на горах станут воды, от запрещения Твоего побегнут. от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы и нисходят поля в место, егоже основал еси, предел положил еси, егоже не прейдут. ниже обратятся покрытии землю. Посылая источники в дебрех, посреди гор пройдут воды. Напаяй вся звери сельныя, ждут онагри [48]. На тых птицы небесныя привитают, посреди камени дадят глас. Напаяй горы от превыспренних свой, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от лица земли, и вино веселит сердце человека, умастити елеом лице человека и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедры Ливанстии, ихже еси насадил, от нихже птицы небесныя угнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камени - прибежище заяцем. Сотворил еси Луну во времена, солнце позна запад свой, положил еси тьму и бысть ночь, внейжепройдут вси звери дубравнии, скимни (молодые львы) рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Взыде солнце и соберутся и в ложах своих лягут и изыде человек на дело и на делание свое до вечера, яко возвеличишася дела Твоя, Господи – вся премудростию сотворил еси. исполнь земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади имже несть числа, животная малая с великими, тамо корабли преплавают, змий, егоже создал еси ругатися (играть) ему. Вся к тебе чают, дати пищу во благо время. Давшу Тебе им соберут; отверзшу руку, всяческая исполнятся благости исполнятся, отвращшу же Тебе лице и возмятутся, отымеши дух – и исчезнут и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего и созиждутся и обновиши лице земли. Буди Слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех своих, призираяй на землю и творяй ю трястися, прикасаяся горам и дымятся. Воспою Господеви в живот моем, пою Богц моему, дондеже есмь (пока жив). Да усладится Ему беседа моя, аз же вопою Господеви. Да исчезнут грешницы от лица земли и беззаконницы, еже не бытии им. Благословен еси Господеви » (в Псалтири этот псалом этим и заканчивается, но в начале вечерни в конце читаются или поются слова: « Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси ». На всенощном же бдении еще поются и слова: « Слава Тебе Господи, сотворившему вся! »). Священник в это время в Царских вратах читает специальные так называемые светильничные молитвы. Их же читает и архиерей в центре храма, по книге, которую пред ним держит иподиакон. Лишь после окончания чтения псалма начинается великая ектения и мы, как всегда, призываемся к молитве о себе и о ближних и обо всей Церкви. Ектению возглашает о.Евгений Габов, причем, хор духовенства (он пел все время службы, так что боковой хор в ней почти не участвовал – он лишь пел во время 6 часа, когда возглашались прокимны в начале и конце паремии), отвечающий на прошения диакона, использовал так называемый знаменный распев (пение на манер древних греческих распевов, до сих пор используемых в Константинопольском патриархате и иных древних православных Церквах Востока. Звучало это красиво и позволяло идти на компромисс между необходимостью совершать службу поторжественней и положенными для Литургии Преждеосвященных Даров постовыми распевами, лишенными всякого украшательства (ведь службы будничные Великого поста, в первую очередь, призваны настраивать верующих на покаяние, на плач о своих грехах, а не на торжество). После конечного славословия все духовенство в это время входит а алтарь. Хор принимается было что-то петь, но ссекается и замолкает, а вышедший чтец начинает чтение первой из группы псалмов, положенных для чтения на Литургии Преждеосвященных Даров. На Литургии Преждеосвященных Даров последовательно читаются псалмы из так называемых песней степеней – из псалмов, начиная со 119 по 133, которые в Ветхом Завете еврейские священники читали, восходя по ступеням храма, намереваясь входить в него. Также толкование связывает их со страданиями еврейского народа в годы Вавилонского пленения…. Тут замечу, что в на вечерне книги предписывают в некоторых случаях читать кафизмы, подобно тому, как это совершается в начале утрени. На практике у нас это бывает только в Великий пост и исключительно на будничных великопостных богослужениях. На Литургии же этой это просто более заметно. Итак, начинается чтение псалмов. Каждая группа псалмов (иногда они читаются по два или по три) оканчивается славословием и после этого следует малая ектения, и всего чтение делится на три части. Диаконы возглашают ектении по очереди. В это время начинается каждение приготовленных на престоле Святых Даров, во время третьей части чтения Святые Дары переносятся с престола на жертвенник. В это время звучит колокольчик и все верующие повергаются ниц[49] (книги при этом рекомендуют не поднимать головы до тех пор, пока колокольчик не прозвенит снова). И лишь после третьей части и очередной малой ектении начинается пение «Господи воззвах». Это название проиходит от первых слов 140 псалма, которые поются в начале. На литургии Преждеосвященнх Даров и вечерне в будничные дни Великого поста (в монастырях – и на любой вечерне) помимо этого читается и весь псалом, а также и последующий за ним 141: « Господи, воззвах к Тебе – улыши мя, услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе – улыши мя. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебя. Да иправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Положи Господи хранение устом моим и дверь горждения во устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати (чтобы не считать) ми вины о гресех, с человеки делающими беззакония, и не сочтуся со избранными их. Накажет мя правденик милостию и обличит мя, елей же грешнаго, да не намастит главы моея, яко еще молитва моя во благоволении их. Пожерты (принесены в жертву) быша при камени судии их: услышатся глаголи мои, яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, расточищася кости их при аде. Яко к Тебе Господи, Господи, очи мои: на Тя уповах, не отыми душу мою. Сохрани мя от сети юже составиша ми, и от соблазна делающих беззаоние. Падут во мрежу (сеть) грешницы: един есмь аз, дондеже прейду.

(и 141 псалом): Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию пред ним моление мое, печаль мою пред ним возвещу. Внегда исчезати о мене духу моему, и Ты познал еси стези моя: на пути сем, по немже хождах, скрыша сеть мне. Смотрях одесную и возглядах и не бе знаяй мене: погибе бегство от мене, и несть взыскаяй мене. Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело, избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене (последние строки служат возгласами перед пением стихир, поэтому более или менее известны). Изведи из темницы душу мою, исповедатися (здесь – петь хвалу) имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси ми. » В данном случае пелись лишь первые строки 140 псалма, читаемая же часть была опущена, а далее началось пение стихир. Среди стихир были как стихиры Триоди, носящие покаянный характер, так и посвященные святителю Феогносту. Каждение храма при этом совершают сразу два диакона…

И вот, поется последняя стихира – так называемый догматик, посвященный, обычно, воплощению Сына Божия от Пречистой Девы Марии. Из алтаря выходит процессия иподиаконов с архиерейским жезлом, со свечами и рипидами, затем диаконы с кадилами, и…. о.Евгений Габов с Евангелием (при полиелее в Литургии. Преждеосвященных Даров добавляется чтение Апостольского послания и Евангелия), а затем и прочее священство, которое выстраивается в центре. Диакон просит благословение предстоятеля на вход и после окончания пения хора, как всегда, звучит возглас «Премудрость! » После этого духовенство начинает пение «Свете Тихий[50]…», при этом, как и при обычной литургии, архиерей благословляет народ на 3 стороны, а затем духовенство входит в алтарь, после чего Владыка Феогност с амвона благословляет народ еще раз и при этом хор начинает петь песнопение со слов «…Достоин еси…». Заканчивается пение, и как всегда, Владыка Феогност кадит алтарь и солею с дикирием в руках в сопровождении диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота», а по окончании каждения хор поет то же многолетие, но уже величественно, буквально гремя голосами и также оглушительно его поет и духовенство в алтаре

Возглашает первый прокимен и читает первую паремию протодиакон о.Евгений Горин.

Паремии на вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 31): 1Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

2[Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; 3возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, 4и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

5Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи; 6а Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: 7принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

8Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: 9пойди в стадо и возьми мне оттуда два

козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, 10а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

11Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; 12может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

13Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

14Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

15И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова; 16а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; 17и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

18Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

19Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

20И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

21И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

22Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

23И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его 24и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

25Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

26Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой.

27Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; 28да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; 29да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!

30Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

31Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

32Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

33И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

34Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

35Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

36И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения?

37Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

38Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал, ] возвысил Исав голос свой и заплакал.

39И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; 40и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

41И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

42И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя; 43и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран, 44и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, 45пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?

46И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?

Глава 28.

1И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; 2встань, пойди в Месопотамию[51], в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из

дочерей Лавана, брата матери твоей; 3Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, 4и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!

5И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина[52], к брату Ревекки, матери Иакова и Исава.

6Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; 7и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию.

8И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; 9и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих.

10Иаков же вышел из Вирсавии[53] и пошел в Харран[54], 11и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.

12И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

13И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; 14и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; 15и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.

16Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

17И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.

18И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.

19И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль[55], а прежнее имя того города было: Луз.

20И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, 21и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - 22то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

Глава 29.

1И встал Иаков и пошел в землю сынов востока [к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава].

2И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень.

3Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя.

4Иаков сказал им [пастухам]: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана.

5Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем.

6Он еще сказал им: здравствует ли он? Они сказали: здравствует; и вот, Рахиль, дочь его, идет с овцами.

7И сказал [Иаков]: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите.

8Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец.

9Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль [дочь Лавана] с мелким скотом отца своего, потому что она пасла [мелкий скот отца своего].

10Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей.

11И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал.

12И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему [всё сие].

13Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал его, и ввел его в

дом свой; и он рассказал Лавану всё сие.

14Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц.

15И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе?

16У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль.

17Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем.

18Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою.

19Лаван сказал [ему]: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня.

20И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее.

21И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней.

22Лаван созвал всех людей того места и сделал пир.

23Вечером же взял [Лаван] дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней [Иаков].

24И дал Лаван служанку свою Зелфу в служанки дочери своей Лии.

25Утром же оказалось, что это Лия. И [Иаков] сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?

26Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; 27окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других.

28Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену.

29И дал Лаван служанку свою Валлу в служанки дочери своей Рахили.

30[Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других.

31Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна.

32Лия зачала и родила [Иакову] сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие [и дал мне сына], ибо теперь будет любить меня муж мой.

33И зачала [Лия] опять и родила [Иакову второго] сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон.

34И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий.

35И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать.

Глава 30.

1И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.

2Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?

3Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее.

4И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков.

5Валла [служанка Рахилина] зачала и родила Иакову сына.

6И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.

7И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову.

8И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим.

9Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, [и он вошел к ней].

10И Зелфа, служанка Лиина, [зачала и] родила Иакову сына.

11И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад.

12И [еще зачала] Зелфа, служанка Лии, [и] родила другого сына Иакову.

13И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир.

14Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего.

15Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.

16Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь.

17И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.

18И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар [что значит возмездие].

19И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына.

20И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон.

21Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.

22И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее.

23Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой.

24И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына.

25После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою

землю; 26отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе.

27И сказал ему Лаван: о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня.

28И сказал: назначь себе награду от меня, и я дам [тебе].

29И сказал ему [Иаков]: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне; 30ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим; когда же я буду работать для своего дома?

31И сказал [ему Лаван]: что дать тебе? Иаков сказал [ему]: не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что' я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих.

32Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне [и будет мой].

33И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня.

34Лаван сказал [ему]: хорошо, пусть будет по твоему слову.

35И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было несколько белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим; 36и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов.

37И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них [Иаков] белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, 38и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями.

39И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами.

40И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана.

41Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями.

42А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову.

43И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота [и крупного скота], и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов.

Глава 31.

1И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие.

2И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня.

3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.

4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего, 5и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; 6вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.

8 Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.

9 И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне.

10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец] пестрые, с крапинами и пятнами.

11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.

12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою].

14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?

15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.

17И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов, 18и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, [и все свое, ] чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую.

19И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.

20Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется.

21И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад.

22На третий день сказали Лавану [Арамеянину], что Иаков ушел.

23Тогда он взял с собою [сынов и] родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад.

24И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого.

25И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатер свой на горе, и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад.

26И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием?

27зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями; 28ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал.

29Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого.

30Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, - зачем ты украл богов моих?

31Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих [и всего моего].

32[И сказал Иаков: ] у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что [есть твоего] у меня, и возьми себе. [Но он ничего у него не узнал.] Иаков не знал, что Рахиль [жена его] украла их.

33И ходил Лаван в шатер Иакова, и в шатер Лии, и в шатер двух рабынь, [и обыскивал, ] но не нашел. И, выйдя из шатра Лии, вошел в шатер Рахили.

34Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел.

35Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское. И [Лаван] искал [во всем шатре], но не нашел идолов.

36Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня?

37ты осмотрел у меня все вещи [в доме моем], что нашел ты из всех вещей твоего дома? покажи здесь пред родственниками моими и пред родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими.

38Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел; 39растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало; 40я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих.

41Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою.

42Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера.

43И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими?

44Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою. [При сем Иаков сказал ему: вот, с нами нет никого; смотри, Бог свидетель между мною и тобою.] 45И взял Иаков камень и поставил его памятником.

46И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели [и пили] там на холме. [И сказал ему Лаван: холм сей свидетель сегодня между мною и тобою.] 47И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом.

48И сказал Лаван [Иакову]: сегодня этот холм [и памятник, который я поставил, ] между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад[56], 49также: Мицпа, оттого, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга; 50если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, [который бы видел, ] но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою.

51И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою; 52этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла; 53Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака.

54И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб [и пили] и ночевали на горе.

55И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место.

Иаков, как и отец его, отправляется за женой, притом, берет в жены дочь своего дяди – Лавана, брата его матери. Сегодня для нас это немыслимо, ибо уже Моисей ввел на это запрет. Однако тогда этого запрета не было, отсюда и эти подробности, могущие ввести в соблазн. Дядя обещал племяннику дать в жены дочь, но видя, с каким усердием он соглашается работать на него, не желал терять такого прилежного работника, каждый раз обманывая его. Но Бог помогал Иакову и благословлял его труд. И наконец, Иакову было велено было оставить дядю, который просто эксплуатировал его, и возвратиться в дом свой. Я снова привел все главы, начиная с 28, отрывок из которой читался в понедельник, дабы был понятен весь ход событий, тем более, там есть и повествование о лестнице, восходящей к небу, виденной Иаковом, где Бог повторяет свое благословение Иакову, как наследнику благословения Авраама и Исаака. Это повествование читается, как паремия, в Богородичные праздники, так как через Божию Матерь Бог пришел в мир, приняв человеческое естество…. К слову, в дальнейшем повествовании содержится пояснение того, почему дед Иакова Авраам должен был покинуть свои родные места. А здесь указывается, что в доме Лавана – тестя Иакова, были идолы, то есть, изображения богов, которым он поклонялся, помимо истинного Бога, которому поклонялись потомки Авраама. Истинного Бога Лаван явно знал, но не гнушался и служению иным богам. А язычество с его возможностью лавировать между разными богами и с его потворством человеческим страстям вряд ли могло принести добро. Потому Бог и велел Аврааму удалиться из среды языческого нечестия. Жители Ханаана, то есть, Палестины, тоже были язычниками, притом, приверженцами еще более безнравственных культов, однако для Авраама, его слуг и потомков они были чужими людьми, с которыми они общались лишь по необходимости, а потому перенимать от них разных безнравственные обычаи было невозможно….

Возглашает второй прокимен диакон о.Александр Меркулов. После второго прокимна, как и всегда, один из служащих – в данном случае, это был сам правящий архиерей, после возгласа диакона «Повелите! » выходит на амвон со свечой (в данном случае, с дикирием) и кадилом, возглашая «Свет Христов просвещает всех» и благословляя народ. При этом снова звенит колокольчик, призывая всех молящихся повергаться ниц.

Второую паремию также читает о.Александр Меркулов.

Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Глава 21): 1Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.

2Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.

3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех.

5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

6 Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти.

7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан.

14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость.

15 Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло.

16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый.

19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

20 Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Благополучие праведным и скорби и беды – нечестивым. Так просто здесь написано. Беда в том, что нет человека, который бы не согрешал, тем более, что и те, кого люди считают праведными, терпят бедствия и подчас больше, чем явные грешники. Но что мог предложить Ветхий Завет, кроме земного благополучия, желающему жить благочестиво? Лишь во Христе человеку дано обещание истинного воздаяния, потому Христос опровергает сложившиеся среди иудеев представления о богатстве, как признаке праведности… Истинное же богатство христиан – на небе.… Но, вот, слова о том, что глухой к нуждам ближнего сам не будет услышан – верны. Нередко так бывает уже на земле. Однако, в полной мере эти слова сбудутся в день Суда, когда человек немилостивый (и не раскаявшийся в своем жестокосердии) будет отвергнут и падет в ад….

После этого, как обычно, хор протяжно и величетвенно поет «Да исправится молитва моя, [57]яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя» со стихами из того же псалма: «…Господи воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвах (то есть, «когда воззвову») в себе к Тебе…», «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения во стнах моих…», «… не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати (чтобы не считать) вины о гресех…». Само песнопение и стихи к нему поют стоящие у амвона[58], а хор повторяет упомянутое песнопение. Второй раз звучит колокольчик, а затем Владыка произноси молитву преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами.

Вслед за этим к амвону выходит о.Сергий (Пугач), который возглашает прокимен и читает апостольское послание.

Читается отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно

священства.

15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

20И как сие было не без клятвы, - 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, - 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

Глава 8.

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Традиционное для праздника святителей чтение, в котором апостол объясняет пастве суть Крестной жертвы Христа, а объясняя важность веры в Него, сравнивает Его с ПЕРВОСВЯЩЕННИКОМ, принесшим жертву за спасение человека….

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии (его проносит через центр храма один из диаконов, сразу же унося его обратно в алтарь). Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

И вот, заканчивается чтение. Диакон уносит Евангелие в алтарь, а Владыка дикирием и трикирием благословляет народ под пение «Исполла эти дэспота». После этого – сразу последовала сугубая ектения. При этом, как это часто бывает на архиерейских службах, вознося молитву о священноначалии, о.Евгений Габов громко возглашал призыв к молитве о правящем епископе Феогносте и хор и духовенство отвечает на это отвечали поистине громовым (для нашего маленького собора) пением «Господи помилуй». Для литургии же Преждеосвященных даров это было очень необычно. Чтения записок на этой литургии не бывает, поскольку не совершается освящение Даров, которые уже были приготовлены для этой службы. После ектении в очередной раз звучала молитва о прекращении брани и водворении мира в Малороссии (на Украине). Также к ектении были прибавлены благодарнственные тропари и молитвы, совершаемые от имени ныне тезоименитого епископа Феогноста. После сугубой ектении следовала ектения об оглашенных с обычным призывом к оглашенным[59] выходить, а затем – еще одна ектения с молитвой о готовящихся в ближайшее время принять крещение. А после этого следовал призыв к обоим группам выходить и две ектении, подобные тем, какие бывают на полной литургии перед Херувимской песнью. На литургии же Преждеосвященных Даров вместо Херувимской песни поется: «Ныне Силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва Тайная совершена дориносится…». Архиерей снимает омофор и умывает руки в поднесенной умывальнице. После этого Святые Дары, уже приготовленные, переносятся снова на престол, при этом снова колокольчик призывал к падению ниц. Как и на полной литургии, происходит это торжественно. из северных дверей выходит процессия иподиаконов, несущих архиерейскую митру, подсвечник, дикирий и трикирий, рипиды, затем диакон с дискосом[60] и духовенство, один из священников несет чашу. Оба сосуда встречает в царских вратах и берет в руки архиерей, произносящий «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». Все духовенство уходит в алтарь. Хор поет те же самые слова, при этом все молящиеся встают. После этого во второй раз последовало новое провозглашение молитвы прп. Ефрема Сирина. И снова последовало архиерейское благословение народа под пение «Исполла эти дэспота».

Так как эта литургия Преждеосвященная, то после этого сразу следует просительная ектения, заканчивающаяся пением молитвы Господней. Мы призываемся к молитве о помощи в нашей земной жизни и к прошению о даровании Жизни Вечной. Заканчивается эта часть литургии, как и любая, лишь после призыва диакона «Вонмем» звучит возглас «Преждеосвященная Святая Святым». Царские врата закрываются. Духовенство готовится к причащению Святых Таин. Хор духовенства, а затем и бездействующий до сих пор штатный боковой хор поют избранные песнопения, преимущественно, стихиры из службы праздника святителю Феогносту.

После того, как завершается причащение духовенства, на амвон выходит благочинный Новороссийска, о.Максим Карпов. Говорил он на тему нынешнего праздника. Церковь каждый день предлагает для нашего назидания чтения, а также воспоминания о чтимых в тот или иной день святых. Среди праздников этого дня выделяется память святителя Феогноста, митрополита Киевского и Московского, в честь которого мы сегодня совершали службу. Святитель Феогност был поставлен на кафедру Киевских митрополитов, но подобно своему предшественнику, святителю Петру, поселился в Москве, которую возлюбил, и в которой пребывал уже постоянно. Он совершал свое служение в трудное время. Хоть татарских набегов в то время не было, но это было время монгольского ига, когда над Русью тяготел иноземный гнет, русские княжества должны были платить тяжелую дань. Вдобавок, Русь была разобщена на отдельные княжества, постоянно враждующие и соперничающие между собой. И в это время святитель явил собой пример любви к Богу и ближним, а главное – он являл собой личный пример жизни по Евангелию. Только любовь в то время могла неустанно вести переговоры, заботясь о примирении враждующих князей, только Благодать Божественная, живущая в нем, могла располагать к нему не только братьев по вере, но заставляла уважать его даже недругов, даже неверных. Он неоднократно ездил в Орду, ведя переговоры с ханами, ходатайствуя перед ними за паству свою, дабы улучшить положение Церкви. Делал он это не по принуждению, но совершенно добровольно, а ведь известно, чем в те годы была такая поездка в Орду – неизвестно, чем она могла закончиться и вернулся ли бы, вообще, сам человек или нет. И святитель поставил себя так, что к нему относились с уважением даже татары. Чтобы к нему так относились неверные, нужно, чтобы он не на словах, а на деле был примером следования заповедям Божиим. Об этом говорил и сам Господь: «… да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, который на небесах …». Иноки, отрекающиеся от мира ради жизни с Богом, потому и называются «иными», ведь они призваны отделиться от людей мира сего. Но и мы, христиане, в какой-то мере «иные», ибо мы призваны оставить жизнь по закону мира сего, по закону греха, придя же к жизни с Богом. При этом мы самой своей жизнью призваны свидетельствовать о вере нашей пред людьми, оправдывая сказанные выше слова. Живя так, мы не только спасались сами, но спасали бы и все тело Церкви, ибо Церковь – это мы. К несчастью, мы далеки от этого. Святитель Иоанн Златоуст сказал страшные слова: «Господь предлагает нам Свое вечное Царство, и мы Его игнорируем. Диавол же ведет нас в геенну огненную – и мы его почитаем…». Страшные, но верные слова, ибо для нас легче творить зло, нежели добро. Чтобы же истинно угождать Богу, чтобы идти в Царство Небесное, нужно коренным образом менять свою жизнь. Мы же привыкли жить поверхностно, не углубляясь: поверхностно молиться, поверхностно делать добро, не углубляясь в суть всего, к чему приступаем. Но чтобы начинать жить по Евангелию не поверхностно, не чисто внешне, а истинно – надо многое менять в своей жизни, а к этому мы не привыкли. Господь же требует от нас оставить прежнюю жизнь во грехе, то есть, изменить то, что составляет основу нашей жизни. Мы не желаем этого делать, а потому получается, что мы почитаем диавола. Но от нашего поведения зависит наша будущая участь. Потому Церковь призывает нас к исправлению жизни нашей. Суть этого исправления – покаяние. Здесь вспоминаются слова того же святителя Иоанна Златоуста: «Покайтесь! Покаяние – это жизнь.» Кающийся отвергает и оставляет грех, приобщаясь к Благодати Божией, к истинной жизни, которой не может быть вне Бога. Итак, почитание святых. Как писал апостол Павел, все святые имели разное служение и разное прославление…. Преподобные уходили в пустыни и леса, суровыми подвигами спасая души свои. Тот же, кто поставлен на архиерейскую кафедру, призван спасать не только себя, но он в ответе и за свою паству, как об этом написано в читаемом сегодня Евангельском тексте: «… Пастырь добрый душу свою полагает за овцы …». Именно так служил 25 лет, спасая не только себя, а и паству, святитель Феогност. Он, как уже было сказано, неоднократно ездил в Орду, ходатайствуя за пасомых. Он положил много трудов на созидание тела Церкви Божией. По его благословению, например, Варфоломей, удалившийся в далекие радонежские леса, построил храм в честь Святой Живоначальной Троицы. А кем он впоследствии стал, мы знаем. И, в какой-то мере, он способствовал продолжению дела святителя Феогноста, помогая примирять русских князей, тем самым собирая русские земли. И мы сами также должны быть примером жизни с Богом для наших ближних. Будем просить Бога, дабы Он молитвами святых своих, и не в последнюю очередь, святителя Феогноста, наставил нас на путь добродетельной жизни….

Пока он говорил, священники с букетами и прочими подарками толпой пошли в алтарь, так что из них выстроилась настоящая очередь. К ним присоединились появившиеся казаки. Вскоре к амвону пришли одинаково одетые дети, вероятно, из воскресной школы собора. Также ближе к алтарю пришли стоящие в храме сестры милосердия. Еще ближе к амвону подошли стоящие в храме пять человек разного возраста – молодых и не очень, одетые в футболки с эмблемой, говорящей о принадлежности к православной молодежи города. Прошло еще какое-то время, и началось причащение. Причастников было не очень много, но тем не менее, причащение шло на две чаши. Окончание литургии, в общем-то не очень отличается от окончания любой литургии. Отличия заключаются в том, что после окончания причащения вместо «Видехом свет Истины…» поется «Хлеб небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа (3 раза).», да заамвонная молитва у этой литургии особая, в которой священник молится о помощи в прохождении поприща поста и возможности чистым сердцем встретить Воскресение Христово. После «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» - сразу же последовало окончание службы и отпуст….

Пока литургия заканчивалась, в центре храма был установлен канун. После же окончания службы началась панихида по погибшим в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово. Проходила она по сокращенному варианту, как она проходит каждый день (пение Трисвятого, а потом – сразу – пение избранных (не всех) заупокойных стихир из «непорочных» (с припевом «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим»), за тем избранные песни из заупокойного канона).

По окончании панихиды Владыка Феогност говорил на тему памяти жертв пожара. На третий день после этой трагедии мы совершаем панихиду по жертвам этой страшной трагедии. Мы, разумеется, можем говорить по поводу произошедшего, можем предъявлять претензии к тем-то и тем-то людям. Однако мы должны понимать, что ничто не происходит без воли Божией. Без воли божией и волос с головы человека не упадет. Тут стоит вспомнить праведного Иова, который был богатым человеком, имеющим много детей. При этом он за каждого из детей приносил жертвы Богу – не согрешили ли они чем-либо пред Богом. Но Бог попустил ему пострадать, так что он в одночасье лишился всего. Сначала он лишился богатства, а потом и детей – когда они все собрались на пир у старшего брата, то налетел ветер и обрушил здание. Иов же в ответ на это произнес: «Бог дал – Бог взял…. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века! »…. И впоследствии Иов был одарен от Бога еще больше, чем прежде. Это и есть пример того, как надо переживать любые испытания. Тяжело терять своих близких, но мы понимаем, что земной жизнью не заканчивается существования человека – он лишь переходит в другую жизнь. Далее Владыка говорил о том, как ему однажды пришлось отпевать семилетнюю девочку…. Можно говорить что угодно, но видеть смерть детей – это тяжело. Можно помнить о том, что у Бога нет мертвых, но смерть детей – это всегда тяжело. Но Богу всегда виднее – когда нас забрать из этой жизни. Кого-то Он забирает еще в юном возрасте, пока они еще не набрались злых привычек. Кого-то же Бог забирает в более зрелом возрасте. Все же делает Он, судя по духовному состоянию человека, желая дать ему лучшее, удостоив его Царства Небесного. Мы помним все это, потому, видя смерть детей, видишь свое недостоинство. Они ушли к Богу еще в юном возрасте, пока души их еще были относительно чисты. Мы же, живущие на земле, пребываем в грехе и не знаем, в каком состоянии мы окажемся, если Бог завтра призовет нас к Себе. Но, безусловно, всегда тяжело видеть такие трагедии, а потому понятно горе матерей, потерявших своих детей. Поэтому, всегда надо утешать и поддерживать людей, страдающих от горя, укрепляя их. Самим же скорбящим стоит помнить, что их близкие перешли к другой жизни, что такова воля Божия, в скорби же своей возложить упование на Бога. Тщетна надежда на людей, ибо человек может лишь сказать какие-то слова утешения, истинно же утешать может лишь один Бог. « Возверзи на Господа печаль твою и Той тя препитает ….» - говорит пророк….. Вообще, на тему утешения скорбящих он сказал очень много слов…. Важно также вспоминать усопших, но не формально, как это часто бывает, а подлинно. В соц.сетях часто можно видеть картинки со свечами с призывом «передай другому». Но много ли от этого пользы? Не лучше ли вместо этого зажечь не виртуальную, а реальную свечку, помолиться об упокоении усопших, возможно, даже прочесть Псалтирь, 17 кафизму. Это и будет подлинное поминовение успших.Это нужно делать даже преодолевая окаменение сердца, охлаждение души, но это нужно делать, ибо этим мы оказываем поддержку нашим усопшим родным и близким, проявляем к ним милосердие…..

После этого к нему начали подходить все, кто только желал поздравить архиерея с днем тезоименитства. Это были, как стоящие в храме люди, уже перечисленные мной, так и другие (в том числе, просто верующие). Кто-то при этом дарил ему цветы или какие-то подарки (были какие-то коробки или даже картина с изображением Ангела, заботливо убранная в рамку). Лишь спустя какое-то время вышел о.Евгений Кузнецов вышел с

Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай

Крестом для целования…. Владыка же, приняв поздравления от всех желающих, ушел в алтарь…. Праздник завершился. Все прошло скромнее, чем могло быть, но все равно от наличия этого описания книга эта может много выиграть…

Среда 28 марта.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.267 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь