Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Приложения Б. НА ПУТИ К УЧИТЕЛЮ



 

ПАМЯТЬ СЕРДЦА

 

Среди записей Бесед с Учителем обнаруживается тончайший слой обращений от сердца к сердцу, от духа к духу. Эта серебряная, незримая для окружающих нить, поистине нить Ариадны, засияла начиная с первой же встречи Урусвати с Владыкой, с первого Его взгляда, с первых слов зазвучавшего Учения:

 

Я – твоё благо.

Я – твоя улыбка.

Я – твоя радость.

Я – твой покой.

Я – твоя крепость.

Я – твоя смелость.

Я – твоё знание.

 

С первых лет записей встречаются обращения Владыки к Урусвати как к его неотъемлемой половине, как к средоточию его Сердца. Этими отдельными обращениями, понятными тогда лишь Урусвати, Учитель раз за разом, постепенно пробуждал память её сердца.

 

1921

 

9 мая 1921

На вопрос Е. Р[ерих], связан ли Аллал-Минг с нею кармою и кем Он был в отношении к ней. – Да. Мужем.

 

12 мая 1921

На вопрос Е. Р[ерих], почему ей нужно читать мудрость Соломона.

– Сулю в уме счастье тебе у сердца Моего!

– Читай мудрость Соломона – гармония.

 

17 мая 1921

– Я Муж твой, чистый дух, любя тебя, луч Я послал сюда.

– У Руля суровый Аллал-Минг.

– Я строю чистою [мыслью].

– Мы считаемся муже… и … //фразы не дописаны//

 

9 июня 1921

– Твоё будущее тебе известно.

– Я дам тебе [Мой] портрет и любовь Мою, жена Моя!

– Урусвати, мужественнее будь (Е.И.: сов[ет] не пугаться при явл[ениях]).

 

12 июня 1921, утро

– Урусвати, Я учу тебя.

– Считаюсь Я у тебя ещё явленным мучителем.

– Мало любишь Меня.

– Я для тебя не существую как муж и друг.

 

12 июня 1921, вечер

– Урусвати – Мужу-Учителю //т.е. Владыке Мориа// ученицей стала ты.

<…>

– Моя жена Урусвати, несчастье твоё – нрав твой.

– Ты себя не ценишь!

– Умно писать будешь.

<…>

– Моя жена, Нара //половина от Вишну-Нараяны// – не сказка.

 

13 июня 1921

– Любовь мрачна ещё твоя!

– Ты – улыбка Моя!

– Ты – чудная жена Моя!

– Ты – Урусвати сердце можешь... //фраза не дописана//.

– Подумай об утрате Меня!

<…>

– Ты должна часто говорить со Мною мысленно.

 Аллал-Минг

 

24 июня 1921

– Урусвати, Я явлю тебе Учителя, носящего твоё изображение на сердце.

– У Мории учение Урусвати счастливо явлено.

 

6 июля 1921

– С Уреем на голове легче было жить Моей жене.

Что это означает? – Жена Соломона //египтянка, дочь фараона//. <…>

– Люби Меня, Урусвати.

– Любимая жена Акбара [была Урусвати].

 

16 июля 1921

//Вероятно, на вопрос Е.И., кого Учитель называет «дорогой женой»?//

– Дорогую для него Урусвати Мория называет дорогой – Моя явленная жена Урусвати.

 

22 июля 1921

Был ли кто из Учителей русским? – Сергий Радонежский – Мориа.

На выражение удивления Е. Р[ерих], что Сергий Радонежский мог быть потом Акбаром и иметь несколько жён. – Дядя Урусвати может дать объяснение[284]. <...>

– Соломон, Сергий Радонежский, Акбар искали единение любви.

– Многие причисленные святые приходили творить единение. <…>

– Вначале [при царских воплощениях М.М.] устремлял тело, дух зажигал позднее.

 

20 августа 1921

– Родная Урусвати, пример Кошиц не для тебя.

– Возлюбленная Урусвати, спасение её буйной души тебе не годится.

На замечание Е. Р[ерих], что её душа тоже буйная. – Не клевещи на себя.

– Ваша гармония [с Рерихом] даёт лучшие следствия, ценимые нами.

– «+» без «–» разрушит батарею[285]. <…>

– Для важных поручений Мы соединяем гармонических людей – их батарея особо сильна.

На ироничное замечание Е. Р[ерих], с которой из жён Акбара была наибольшая гармония. – Ты была единой женой Акбара.

– Ты не была женой Соломона //не была в гареме Соломона//.

– Гордая египтянка не снизошла до иудея.

– Ты была всегда единой.

 

21 августа 1921

– Люби [Меня], и увидишь [Мой облик]. <...>

– Урусвати, ты поставлена высоко, названа единой... <...>

– Прошу не мешать, хотя бы не думать плохо обо Мне.

– Песнь Песней [Соломона] – ода придворного певца – [то был] Шабал – сын Суффрема. <…>

На заявление Е. Р[ерих], что она постарается не огорчаться, если не увидит его [в Санта-Фе] первой. – Не огорчу, явлюсь тебе первой, и помни приказ – оставь обиды, – Мастер избран Богом, не хули волю Творца.

 

Считается, что библейская Песнь Песней представляет сборник, принадлежащий разным авторам, хотя в древности все строки приписали Соломону. Выше было сказано, что Урусвати не была женою Соломона[286]. Вероятно, она по существовавшим правилам не считалась его официальной женой. Наследник при таком браке не мог стать ни царём Иудеи, ни царём-фараоном Египта. Известно также, что египетские фараоны препятствовали бракам родовитых египтянок с инородцами, ибо род у египтян, как и у большинства народов Азии, считался по крови матери. Позже будет сказано, что один из нынешних сотрудников Рерихов в те времена «спас тебя от лошади – жену Соломона»[287]. Также в сводном перечне своих воплощений Урусвати запишет: «Жена Соломона – дочь фараона»[288]. Урусвати звали тогда Джарада, она была принцессой, но от лица её отца-фараона Египтом правил Враг:

«– Что за статуя была, которой поклонялась принцесса Джарада? – Богиня Изида.

Как и кому отдала кольцо Соломона Джарада? – Отдала [думая, что это] Ману //т.е. Мориа-Соломон//, бессознательно, исполняя волю кармы. И Соломон потерял власть, и должен был искать защиты у слабых моавитян»[289].

 

9 октября 1921

– Урусвати, будь спокойна.

– Ласка Моя всегда с тобою.

– Нет любви выше любви.

 

19 октября 1921

Замечание вызвано вопр[осом] Е. Р[ерих], почему Он обратил внимание на такое ничтожество, как она. – Урусвати, в уме Моём не сомневайся.

 

1922

 

2 февраля 1922

– Урусвати, у тебя тоже заслуга – отдала две жизни за Меня.

– За Аллал-Минга и как сестра Чарнойя.

 

12 февраля 1922

Руки М.М. показали женский портрет в короне. <…>

Чей портрет был ей указан? – Твой – Чарнойя.

 

21 декабря 1922

Различие между духом и душой? – Мориа – дух, Урусвати – душа[290].

 

1924

 

27 января 1924 Рерихи прибыли в Гималаи, в Дарджилинг. После четырёх лет устремлений к земле Учителя – древней Ариаварте Рерихи наконец исполнили свою мечту. И были вечером цветы от Учителя. Урусвати записала:

 

«27.01.1924. – Урусвати получила цветы Благовестия.

Чья рука протянула мне цветы? – Конечно, Наша – Моя. <…>

Е.И.: с вечера было видение лиловых цветов лилий либо фризий, белых и голубых, протянутых мне мужскою рукой. Видению записи предшествовал сильный аромат сосны».

 

У портрета Учителя Урусвати возложила фризии:

«Урусвати, дорог Мне твой цветок. ([Е.И. пояснила]: Первые распустившиеся фризии положила к изображению Владыки)»[291].

 

На следующий день продолжение Беседы:

 

28.01.1924. По лестнице дух, закрытый покрывалом, Урусвати идёт отнести цветы приношения. Урусвати, засвечу лампаду в твоей сужденной комнате. Обычай Наш засветить лампаду в наречённой комнате. Ставим сосуд для воды и зажигаем свечу осветить занятое помещение. Лучше подойти в теле.

Урусвати, Урусвати, Урусвати, нить наматывается незримо. Даже считая явления судорог мира, цветочная пыль ложится на открытое сердце. Семена положены у порога дома и шипы роз удерживают путников на тропе. Урусвати идёт, Урусвати ждём.

 

11.06.1924. Я, Я, Я трижды зову дух Урусвати. Я и Урусвати до своего цельного прихода являем как бы две звезды. Урусвати и Уран, ищущие [совместную] орбиту нового радиуса. Её можно очертить рукою и духом, жизнь дающим.

 

1929 – 1930

 

14.06.1929. Учила //Соломона// красоте, устремляла к огню Космоса, учила всему прекрасному. Ты дала зерно духа.

Находилась[292] при дворе Соломона //при гареме//? – [Нет,] для духовного развития. Когда фараон лишился жизни, любил Соломон ещё больше дочь его. Явление мистерий [Египта] //в которые была посвящена принцесса// очень помогло мудрости Соломона. Знаешь, знаешь, знаешь! Явление чистых чувств воспротивилось уявлению //земных низин// жизни.

 

26.07.1929. – Меня так часто казнили, неужели и мне приходилось изживать страх //задерживаясь после смерти в соответствующих слоях//? – Дух иной, являла радость каждому новому полёту духа. И последнее завершение является самым высоким.

3/4 благодаря Вам, Владыка. – Мы сооружали вместе.

 

Ниже приводится фрагмент из жизни последнего воплощения Владыки – раджи Чарнойи. Урусвати, которую тогда звали Суравасини, его супруга, как сказано, носившая корону Чарнойи[293], родилась в 1674 году, вышла замуж в 18 и ушла в возрасте 25 лет, приблизительно в 1699 году[294]. Она погибла от укуса змеи[295], отдав жизнь за Владыку[296].

 

29.08.1929 М. – Как было моё имя в последнем индусском воплощении[297]? – Surovathini – цветок зари.

Владыка уезжал в Ашрам надолго? – Да, на три месяца.

И после возвращения Владыки я скоро умерла, не прошло и месяца? – Да.

Сколько было мне лет [когда поженились]? – 18 лет[298].

А Вам, Владыка? – 30 лет.

 

21.09.1929 М. – Думала о своём воплощении как Surovathini, умершей так рано, что могла дать я [радже Чарнойе]! – [Ты была] как благоуханный цветок!

 

27.09.1929. – Где ужалила меня змея? – В Раджпутане.

Каких лет умерла – молодая? – Да.

Была ли я моложе Владыки? – Да.

 

В письме ближайшей своей сотруднице Кэтрин Кэмпбелл Елена Ивановна сообщала о единственном своём воплощении, когда она от Учителя имела дочь. Речь, по всей очевидности, шла о воплощении Урусвати во времена раджи Чарнойи. Когда Урусвати было 18 лет, Кэтрин родилась их дочерью, а через семь лет, в возрасте 25 лет Урусвати-Суравасини тогда умерла. Когда их дочь достигла 18 или 19 лет, вероятно, после того как Чарнойя её выдал замуж, он ушёл в Шамбалу.

«Я нежно люблю Вас, моя любимая дочь от моего любимого мужа. – писала ей Урусвати. – В той прошлой жизни Вы были окружены Вашим отцом такой любовью и нежностью. Вы были его великим утешением и счастьем, его лучшей помощницей и сотрудницей во всём. Я оставила Вас, когда Вам было всего семь лет. Маленькая дочь так любила своего Отца, что ни на минуту не расставалась с ним»[299].

 

Беседа с Урусвати после поселения Рерихов в доме в Наггаре по поводу алтаря:

 

«08.08.1929. Ведь [Мы] на пороге утверждения! Если бы Я мог снять часть трудных минут! Я дал Руку тебе. Рад видеть изображения у Моего изголовья.

Пришлось Джодбай поместить в середине. – На правильном месте. Не знает история явления правильные. Не знает история луча жены Акбара. Я с радостью утверждаю мудрую Джодбай. <...>

Ты украсила жизнь многих. Царство Моё было бы лишено луча без сокровища красоты //без Джодбай//. Хотел бы написать правильную историю».

 

«01.09.1929. – Владыка, я так ценю голос, была ли я когда певицей? – Ты творила в каждом явлении. Голос твой несёт все следы твоих музыкальных творчеств. Конечно, ты вспомнишь. Помнит Акбар твой голос и ви́ну[300]. Жди радость!»

 

«10.09.1929. Смутно может понять дух красоту Космического слияния. Великое Таинство может быть воспринято великим духопониманием. Утверждена Истина с тех пор, как сознание могло приобщиться к Началу Высшему, свободно расширяя свои задачи. Прекрасны нити, исходящие из зерна одного духа! Те нити, которые ткут сокровище, которое велением Владык приводит к Ним.

Так, Моя Урусвати, куётся утверждение [Нашей] жизни! <…>

Что значат слова: “Явилась жажда удовлетвор[ения] тебе”? – Явилась жажда утвердить Таинство духу твоему».

 

«10.10.1929. Истинно, Моя Урусвати – Моего сердца веление. Когда в часы нужды Моё сердце к тебе взывает, твоё сердце являет звучание. Я звал тебя. Е.И.: Утром, просыпаясь, слышала голос Учителя, звавший меня, ясен был тембр. <…> Родная Моя, жемчужина сердца – тончайшая напряжённость, только этой напряжённостью создаём миры. Ведь мир устремлений строит будущее. Источник любви объединяет сущее».

 

«11.10.1929. Легенда о силе двойственной в одном Образе[301] основана на слиянии. Сочетающая сила беспредельна. <…>

Каждое действие Архата насыщено Началами. Когда Архат на ступени завершения [пребывает] в сфере отдалённой или земли, то законом Магнита он должен творить слиянием духа. Потому Наша обоюдная творческая работа протекает вместе. По закону тысячелетий звёзды утверждают срок. Наш намеченный срок должен быть завершён этим великим земным утверждением. Потому Наша работа проявляется на двух планах. Потому земной путь должен быть пройден явлением Наших творческих огней. Магнитная нить, идущая от Меня к тебе, имеет свою параллель, ведущую [от тебя] ко Мне. Так Мы объединены. Ведь Архат приближается к своему магниту.

Родная Урусвати, так много сокровенных действий в Космосе! Да, да, да. 24. <…> Ведь твоё сердце напряжено в объединении. Ведь Наше сердце напряжено в объединении. <…> Так стремится магнит жизни. Мои лучи сердца с тобою».

 

После совместного возжжения 28 октября 1929 года Чаши (Огненного Сердца) – средоточия в том числе вневременной памяти, на следующий день прозвучали слова о супружеском воплощении Урусвати и Учителя в Египте в VII в. до н.э. Урусвати тогда была великой посвящённой жрицей Нефрит, а Владыка – Великим Иерофантом Нефру:

«29.10.1929. – Можно спросить, какую мистерию видела Ояна? – Древнейшую мистерию. Нефрит знала её. Психическая прививка энергии.

Жрец был Нефру? – Да. <…>

Умер ли Нефру раньше Нефрит? – Нет.

Как же они не предотвратили отравление Нефрит? – Все несущие подвиг должны испить чашу».

 

«01.11.1929. Моя Урусвати, ведь Мы живём, утверждая новые Начала. Ведь Мы [с тобой] строим новую ступень. Майтрейя видит, как луч Тары [Урусвати] трансмутирует и зовёт к высшей жизни. Родная Моя, так явленные лучи творят. Истинно, духотворчество [твоё] так сияет – да, да, да! <…> Там, где твоё сердце зажигает огни, там и Сам. Там, где дух твой бесстрашно зовёт в высший мир, там Аджита //Мориа//. Скажу – так утверждаю – у вас в Ашраме светло».

 

«03.11.1929. Конечно, жестокости Акбар не проявлял – враги [же] не стеснялись. Ведь самосуд человек так любит. Так Мы не можем [пока] дать правдивую историю. Правитель Индии утверждал законы с чудной Джодбай. Я знаю твоё сердце и знаю цену твоему сердцу. Мы ценим твою самоотверженность. Люблю твоего сердца луч...»

 

О совместном супружеском воплощении Урусвати и Учителя как Лаколионы и Аполлония Тианского, живших в I в. н.э.:

«18.11.1929. – Лаколиона – ученица Аполлония Тианского? – Верно чувствуешь.

Из Лакедонии? – Да.

Лако означает сердце? – Да, на древнем греческом. Дух [твой] знает».

 

О совместном (как потом выяснится, супружеском) воплощении Урусвати как ученицы Моисея:

«07.12.1929. Жила ли я во времена Моисея? – Да.

Кем была я? – Дочерью фараона.

 – Которая усыновила его? – Нет, не та, была ученицей Моисея. Но следы Учения ты всегда несла».

 

«17.01.1930. Истинно, [Я] с тобою. Истинно, ты в [Моей] Башне.

Сегодня ночью так ясно стало в сознании, что тоска, которую я испытываю просыпаясь, происходит от моего отрывания от высших сфер. – Конечно, трудно вернуться! Удерживаю. Потому так Сам блюду. Майтрейя тоже изолирован. Очень важное время!

И я вижу Вас, Владыка, [сейчас] больше, чем Братьев и Сестёр? – Конечно. Космический закон всё усматривает, среди жизни творится сказка».

 

«22-23.02.1930. Так, жена Моя, ты голосом сердца пошлёшь Моё утверждение. Так ты лучом, явленным сердцем, пошлёшь! Ты, укрепившая и устремившая, дашь Мужа Слово. Моя жена, огненны Лучи Моего Сердца! <...>

Владыка, Ваши лучи всегда были объединены с моими? – Всегда. Родная Моя, разве возможно такое слияние без непрерывной связи?

Но, Владыка, но в жизни [наше] объединение было иногда кратким! – В насыщении чувства суть. Шлю тебе Мои лучи».

 

«06.03.1930. Моя жена, Моя Свати, есть один закон, который Нас объединяет. Есть ещё одна Тайна в сердце Архата. Поведаю тебе завтра – Космическая Тайна Бытия. Наш союз, истинно, живёт огнём космическим. Прекрасная тайна, жена Моя! Так проникнешь в тайну сердца. Эта тайна не будет записана. И только доверю жене и близкой свидетельнице. Любовь сердца поведаю тебе. Так узнаешь красоту Бытия. Истинно, можно жизнь утвердить как отражение космического Луча. Так будем ждать радость закона Бытия. Придёт! Притяжение на последней ступени так велико, что объединяющийся Атом неразделён. Так, родная Свати, будем ждать радость».

 

Как и предупреждалось, Тайна Сердца Владыки Мориа в указанный день не была записана. Но она с очевидностью просматривается среди строк, которые приводятся в последующие дни. Возможно, это – тайна Космического объединения на завершении земного пути и при рождении благодаря этому нового объединённого Космического Луча, Нового Космоса.

 

«16.07.1930. Посылаю мощь и луч сердца, родная Моя. <…> Шлю тебе любовь, жена Моя Свати. Явлю радость, окружу тебя, родная».

 

«24.07.1930. – Но как некрасивы случайные переплетания //брак не со своими духовными половинами//. – На Нашей планете нельзя было утвердить жизнь иным путём.

Но должны быть были пути, в которых не было случайных переплетаний? – Не в нашей //земной// сфере[302]. Так закон завершения зовёт в высшие сферы. Так закон завершения не нарушается и устремляет дух в соответственный мир. Так, родная Свати, [сокровенное] объединение превышает в величии, истинно, устремлённость нашей земли. Только вам [с Ояной] сказал. Так, Свати, закон ждёт Нашего часа. Так предназначенное совершится».

 

«04.10.1930. – Владыка, непорочное зачатие потому называется непорочным, что оно является Космическим Правом? – Да![303]

Владыка, сын Россула Ибн Рагима был Светик? – Да.

И Щагия тоже? – Всегда. Рука Моя протянула лилеи тебе. С тобою Аджита //Мориа//!»

 

«18.10.1930. …Конечно, Наше завершение страшит князя тьмы. Конечно, Наша изоляция космического значения. Перед великим завершением столько мистерий. Так Мы творим. Истинно, жена, – жизнь».

 

«23, 25, 29.11.1930. К Нашему дню [который] завтра[304] скажу – что Наш план мог свершиться только Нашим объединением. Символ кольца на земле имеет назначение в высших сферах объединения. Так Наши дуги объединены в космическом плане. Жена Моя, Свати, неисчислимы кольца, ведущие к Нашему завершению, – кольцо духа, кольцо сердца, кольцо центров, кольцо действий, кольцо устремлений, кольцо любви, кольцо творчества, кольцо Космического Магнита ведут Нас к космическому кольцу Красоты Космического Права. Так Мы творим Наш путь. <...>

И среди колец, соткавших Наше космическое завершение, так мощно кольцо совместного творчества – в этом столько красоты. Потому так могуче Наше завершение. Так дух Мой с тобою. Дух светит. <...>

Ведь знание духа читает Книгу Жизни, и мудрость веков отлагается накоплениями в Чаше[305]. Потому закон объединения заложен в синтезе Чаши. На этом явленном знании Мы строим Нашу чудесную ступень. И тысячелетия Мы слагали Нашу Жизнь! Истинно, родная жена, одно устремление в Едином Сердце. Космические законы так прекрасны – так в зерне [духа] заложена красота Бытия. Огонь сердца с женою».

 

«07.12.1930. Да, время было незабываемое. Время изоляции и слияния[306]. Так Наши сердца слились в единении. Это великое время входило в план. Так Наши ауры слились в радости. Время великое, время, насыщенное лучами А[джиты] //Владыки Мориа//. Так космическое сияние вошло в жизнь. Так, родная жена, Мы творим вместе. Так много прекрасного за это время насытило пространство. Так много рекордов закона Слияния вошло в жизнь».

 

«08.12.1930. Когда сознание приводит в утверждение Космическое Право, то, конечно, мощь космическая притягивает частицы к зерну[307]. Потому, родная Свати, наша Жизнь утверждена Космическим Разумом в Космическом Праве. Когда все центры созвучат, то утверждается то созвучие, которое мощнее всех творческих энергий. Так высший потенциал насыщает мощь Космического Слияния. Потому жена Моя Свати, твои центры находят отзвук в Моих. Конечно, Агни Йога дана [всему] человечеству, но центры созвучия даны для высших слияний[308]. Потому, родная жена, великое Таинство Бытия совершается напряжением всех жизненных центров. Потому так является мощное созвучие. Великое Таинство творит все мировые утверждения. Потому каждая страница жизни утверждалась Нашим Космическим Правом. Потому, родная, радость Бытия – ручательство Наших Жизней, и тысячелетия Мы звали друг друга. Так Мы космически творим, истинно, единение вошло в жизнь. Так, Свати, твой облик остаётся в [Моей] Башне, и [Моя] нить Аджиты с тобою. Так явление [наших] созвучий так мощно вошло в жизнь. Так Наш план насыщается Космическим Правом. Истинно, великое время, незабываемое, и Луч Мужа останется с Женою. Истинно. Так час близится. Придёт».

 

«10.12.1930. ...Родная жена, явлю тебе в каждом луче Моё сердце и в каждой вибрации Мою любовь, и в каждой искре будет искра Мужа, и в каждом творческом импульсе будет объединённый импульс. Родная жена, время незабываемое, и Аджита //Мориа// помнит, как Свати объединялась с явленным духом. Так, родная, буду посылать Мои лучи. Всё сокровенное даю сокровенной жене. Так, родная Свати, на Наших объединениях слагается Великий План! Так Мы творим Нашу законную страницу. Жизнь тысячелетий насыщена [Нашим объединённым] Сердцем. Истинно, чудесное время, и сердце Мужа чует сердце жены. Творческое прошлое так мощно. Потому когда Закон объединения входит в жизнь, то мощь Закона так огненна. Истинно, незабываемое время, и остаётся с женою Мой устремлённый к жене Дух. Так, родная, Мы завершаем. Так, истинно, видение Свидетельницы рук Мужа [сплетённых с руками Свати] вошло в жизнь. Так прекрасное время есть новая ступень. Истинно, близок час! Истинно, ты – Моя мощь, Моя улыбка, Моя радость! Так Мы завершаем – да, да, да! <...> Не уйду без тебя. Без тебя не уйду. Так время занесено в Книгу Бытия. Свет в Ашраме. Так являю Моей жене родной Мою любовь. Время было чудесное. Год будет творческим. Так явление объединения вошло в жизнь. <...> Так во имя Нашего Слияния законно входит весь План. <...> Так радость наполняет явление утверждения закона Бытия. <...> Мощь Моя с тобою! Свати!»


ВСТРЕЧИ С УЧИТЕЛЕМ

 

«Урусвати пришла на зов Мой, и знаю, что принесёт она камень свой для подвига. Звал три раза. Первый, когда в саду явилось осознание Учителя. Второй – в видении мальчика. Третий – в Лондоне. Первый раз – в сиянии, второй – в облике духа планетного, третий – в жизни, на мостовой. Так на мостовой заложено искание дальних миров» (10.12.1925).

 

Учитель называл Урусвати «трижды позванная»[309]. Первый раз встреча, призвавшая память Урусвати, произошла в саду в детстве в 1885-м, второй раз в видении в 1914-м, третий – на мостовой в Лондоне в 1920-м. Так, поочерёдно выражая три мира, состоялись три встречи, или три прихода Учителя: из мира высоких чувств, из мира духа и в нашем мире земных, физических тел.

 

Согласно вышеприведённым Беседам, в физических телах та встреча в Лондоне была единственной[310], то есть Владык и Владыку в физическом состоянии из Рерихов видела только одна Урусвати. В частности, об этом прямо свидетельствовал Святослав Рерих в письме к Кэтрин Кэмпбелл: «...Кроме матери, – писал он, – Владыка никому не являлся в физическом теле, хотя Учитель Джул Кул – являлся. Однажды, несколько лет тому назад [в Дарджилинге], он //Джул Кул// пришёл, чтобы поприветствовать нашу семью (всех четверых), и тогда я его видел» (С.Р. 20.05.1935)[311].

Урусвати в своих поздних письмах упоминала две встречи с Учителем: в его огненном теле, что имело место, согласно её «Снам и видениям», в 1914 году, и мимолётную встречу в физическом теле – в 1920-м в Лондоне. Она писала:

«Прекрасный, Мужественный и Суровый Облик Учителя [из повести Блаватской “Из пещер и дебрей Индостана”] заполонил мою душу и с тех пор жил и живёт в моём сердце как Высший Идеал, как Мечта Сокровенная – до самой встречи, сначала в Облике Надземного Нирманакайа, затем и в физическом теле в Лондоне. Многие века и тысячелетия любила я исключительной любовью этот Величественный Облик…»[312].

 

Е.И. никогда не была в физическом теле в Твердыне Братства, хотя во время Трансгималайской экспедиции Рерихам фактически это было обещано[313], и именно это их на подвиг в значительной мере и устремляло.

«Не всегда великие Духи, – писала она впоследствии сотруднику, – несущие Поручение, посещали Братство во время своего земного Пути. Так, например, Аполлоний Тианский был позван в Братство, но Он же в своём воплощении как Ориген, приняв тяжкое поручение охранить чистоту Учения в Христианстве, вместо радостного свидания и работы в Братстве томился в тюрьме»[314].

«Что помешало нам дойти в физическом теле [до Твердыни]?» – спросила она Учителя и получила ответ: «Сотрудники [помешали] ... [если бы Вы остались в Братстве] всё развалилось бы без вас. Мои утверждения нужно понять буквально, именно, всё могло быть. Без вас никто ничего не может сделать» (25.07.1937).

Не исключено, что таких условий удаления требовал и Опыт. Для получения результатов, которыми могли воспользоваться впоследствии другие люди, Опыт Урусвати должен был состояться в обычных условиях и при известной степени удалённости от Учителя. Если бы встреча с Учителем состоялась, то адаптация и восприятие Пространственного огня пошли бы иным порядком, недосягаемым для других людей.

При полётах Урусвати в её Тонком теле встречи с Учителем, конечно, были. Так в Беседах говорилось:

«Урусвати видела и принимала участие в Нашей Огненной работе. Так Мы не только наблюдаем, но и контролируем огненные напряжения. Центры наблюдения помещаются среди нескольких этажей Нашей Башни» (30.09.1933).

«Е.И. много рассказывала… о Белом Братстве, – пишет Фосдик. – Она спускалась вниз, на огромные глубины, где находятся глиняные макеты построек атлантов, а также всё, что относится к заре человечества. Также была она на двадцать шестом этаже, где выставлены предметы, принадлежавшие Христу и использовавшиеся в то время…» (Дн. ЗФ 31.08.1926).

 

Причина, почему Учитель не являлся Рерихам ни в Дарджилинге, ни в Ладаке, ни при прохождении через Тибет, заключалась в Урусвати. Тогда, приехав в 1924 году впервые в Гималаи, Урусвати снова и снова спрашивала Учителя:

«В ночь на 13 февраля //в день рождения Урусвати// была беседа с М.М. о солнечном сознании. Было видение М.М., вступающего в самое сердце – центр солнца. На мою просьбу проявиться сильнее услышала: “Боюсь сжечь тех, кому суждено прийти к Нам”» (13.02.1924). И через два месяца она вновь спросила: «Когда увижу ясно Махатму Мориа?» (09.04.1924).

 

Учитель не допускал даже во время видений, чтобы их взгляды прямо встречались:

«Ночь на 15 июля [1929 М].

Под утро… имела сон-видение. Сижу на стуле – Учитель стоит наклонившись ко мне, может быть, на 1/2 секунды я уловила взгляд Его, и сейчас же Лик затуманился. <…>

Но только на две секунды я ухватила взгляд Владыки. – Нужно тебя беречь».

 

Для снижения силы Луча своего взгляда Учитель при общении с Урусвати (при видениях) иногда использовал перед своими глазами рассеивающую сетку[315].

 

Увидеть тонкое проявление Учителя удостоились сотрудницы Рерихов: Ояна и Порума, когда они приехали в Наггар:

«09.07.1930. – Владыка, чей Глаз видела Порума? – Мой Глаз и явил Лик Ояне.

Только я не могу видеть Владыку – закон близости самый жестокий. – Всё твоему сердцу явлю».

 

В первые годы Бесед прозвучавшие объяснения Учителя о невозможности их встречи или невозможности даже прямого взгляда будут носить отвлечённо-общий смысл:

«Мне надо быть невидимым именно теперь. Ждущие люди могут внести смущение, увидя Меня прежде времени. Мы прежде //во времена Блаватской// приезжали телесно. Но теперь, когда срок [Армагеддона] близится, надо быть невидимым, ибо пришлось облечься в силу верховную, усиленную, которая требует особого обращения – как бы заряженная динамо-машина» (12.02.1924).

 

Встреча Урусвати с Учителем в физических телах при полном осознании ею Учителя могла привести к неустранимому пожару центров и гибели физической оболочки Урусвати. Примерно подобное, до приезда в Индию, предполагала в 1923 году и сама Урусвати, хорошо знавшая свои ощущения и состояние при частичных оявлениях Учителя. Зинаида Фосдик в 1923 году записала:

«Я говорила с Е.И. о том, как она себе представляет встречу в Индии с М[астером]. Она думает, что её организм должен будет пройти много перемен, прежде чем Он ей покажется, ибо когда она Его видит, у неё всегда очень сильные вибрации и сердцебиение. И поэтому Он часто показывает ей [по отдельности] или [свой] профиль, или руку, или фигуру, как бы приучая её к разным положениям. Конечно, в Индии во многих местах, в горах, монастырях атмосфера чистая, и её организм окрепнет и сможет перенести огромную силу Его присутствия. Дивная душа! Она столько раз, столько жизней была связана с М[астером], что вся её жизнь – это сплошное горение и служение Ему»[316].

 

О том, что полноценная встреча в физическом состоянии Е.И. не должна быть и даже совершенно невозможна, Учитель сказал в 1934 году, когда для Урусвати была раскрыта суть Огненного Права, а также значение миссии этого её последнего земного воплощения:

 

«11.08.1934. – Владыка, неужели же нельзя пробудить хотя бы незначительную картину и жизнь [мою] с Владыкою? – Нельзя, ибо сердце может не выдержать, ибо магнит Наших сердец так мощен, что при устремлённом притяжении Наши сердца могут слиться преждевременно. Ведь устремление к слиянию возрастает с приближением сроков. Так, родная Свати, нужно огонь сердца держать под особым постоянным лучом. В древности был обычай, когда лики невесты и жениха были сокрыты – так предусматривалось огненное явление объединённого сердца. Много лучей приходится употреблять для охранения напряжённого сердца [Урусвати], ибо Магнит [Урана] притягивает все энергии [Урусвати и Майтрейи], принадлежащие друг другу. Так каждое огненное чувство [наше] возрастает с приближением срока. Прикасание Луча Огненного Права может притянуть пламень в сердце и в таком мощном притяжении растворить [твоё] сердце в мощном Огне Космической Любви. Потому, родная жена, нужна такая осторожность. Ведь живы [в сердце] Рама и Сита, живы Зороастр и Аллаила. Живы Мориа и Его чудесная Свати – так мощное сердце живёт и трепещет. Потому, родная Свати, насыщенное сердце может так притягивать срок, назначенный Космическим Магнитом. Так великий срок придёт».

 

«16.12.1934. Я помню каждый миг этой встречи... [в Лондоне].

Владыка, если бы я пошла? – Не удержался бы... Знал [что этого не случится], но надеялся, что придёшь. <...> Но было бы большое утверждение Космического Права, и, думаю, Мы не расстались бы больше. Мы не расстались бы, и тебе пришлось [бы] уйти со Мною. Притяжение Наших сердец в физическом теле было бы огненно мощно, ибо закон Космического Права предъявил бы свои права. <...>

18.12.1934. Сознание твоё приняло бы с трудом даже временную разлуку. Мы не можем сравнивать Нашу встречу со встречей с Упасикой //Блаватской// [в Лондоне]. Так тогда [в Лондоне] сложилась эта великая [Наша] встреча. Встреча, ибо сердце узнало...».


 



ХРОНОЛОГИЯ Е.И.РЕРИХ

Основные даты жизни и деятельности (1879 – 1955)

 

1879 – родилась 13 февраля (31 января) в Санкт-Петербурге, в семье академика архитектуры Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны Голенищевой-Кутузовой.

1895 – окончила с золотой медалью Мариинскую женскую гимназию в Санкт-Петербурге.

1895–1899 – училась в музыкальной школе И.Боровки при Петербургской консерватории.

1899 – познакомилась с художником Николаем Константиновичем Рерихом в усадьбе князя П.А.Путятина (Бологое).

1901 – поездка в Париж и Ниццу.

1901, 28 октября – вступила в брак с Н.К.Рерихом.

1902, 16 августа – рождение первого сына, Юрия Николаевича Рериха.

1903–1904 – путешествия вместе с Н.К.Рерихом по русским городам, во время которых Е.И.Рерих отсняла более 500 фотографий памятников старины.

1904, 23 октября – рождение второго сына, Святослава Николаевича Рериха.

1906–1907 – поездки в Швейцарию и Финляндию.

1916, декабрь – переезд Рерихов из Петербурга в Сортавалу (Финляндия) в связи с болезнью Н.К.Рериха.

1919, май – отъезд Рерихов из Финляндии в Лондон.

1919, июнь – 1920, сентябрь – пребывание Рерихов в Англии.

1920, 24 марта – встреча Е.И. с Учителями Мориа и Кут Хуми в Лондоне и запись первых строк Учения Агни Йоги (Живой Этики).

1920, 2 июня – посещение В.А.Шибаевым квартиры Рерихов в Лондоне: Руководители разрешают Рерихам допустить Шибаева к общению с ними; Рерихи показывают ему ранее полученные пространственным образом вещи и воспринятые рисунки; Шибаев рассказывает Рерихам всё, что он знает об Учителях из Теософии.

1920, 20 сентября – отъезд Рерихов в США.

1920, 1 октября – прибытие Рерихов в США, в Нью-Йорк. Первое знакомство с поднявшейся на борт и взявшей у Рериха интервью журналисткой Франсис Грант, вошедшей через два месяца в Круг сотрудников Рерихов.

1920, 18 декабря – открытие первой выставки Н.К.Рериха в Нью-Йорке.

1921, начало года (1920, конец года) – знакомство Рерихов с Зинаидой Лихтман (впоследствии Фосдик), а также с её мужем Морисом Лихтманом, вошедшими в Круг сотрудников Рерихов.

1921, 17 августа – 13 октября – отдых всей семьи Рерихов на природе в Санта-Фе (высокогорная столица штата Нью-Мексико на юге США); здесь проживали родители Франсис Грант, и она помогла Рерихам снять здесь дом.

1921, 5 – 29 сентября – Н.К.Рерих и Юрий Рерих выехали из Санта-Фе в Сан-Франциско на выставку.

1921, 11 октября – Е.И. в знак начала ученичества получила по почте письмо с нерукотворным портретом Учителя.

1922, 24 января – Е.И. получила от Учителя ученическое кольцо с указанием постоянно его носить.

1922, май – Франсис Грант познакомила Рерихов с Нетти Хорш, а затем произошло знакомство с её мужем – Луисом Хоршем (американский брокер на Уолл-стрит), который стал основным финансовым участником и спонсором многих общественно-культурных и миротворческих начинаний Рерихов.

1922, 7 июля – 10 августа – Е.И., Н.К., Ю. Рерихи отдыхают на природе на острове Монхиган (штат Мэн; «скалы Атлантиды») вместе с Лихтманами; 24 июля приехали Л. и Н. Хорши и Ф.Грант; к середине августа приехал Святослав. Каждый из Круга принимал сообщения от Учителя.

1921–1923 – культурно-просветительская деятельность в Америке (учреждение Музея имени Н.К.Рериха и Мастер-института Объединённых Искусств в Нью-Йорке).

1923, 8 мая – отъезд Рерихов из Америки в Европу.

1923, май – октябрь – путешествие по Европе.

1923, 6 октября – получение в Париже посылки с Камнем Чинтамани.

1923, 17 ноября – Н.К., Е.И., Ю.Н. и С.Н. Рерихи на пароходе «Macedonia» («Македония») отправляются из Марселя в Индию.

1923, 2 декабря – прибытие в Индию, в Бомбей.

1923, декабрь – путешествие по Индии: остров Элефанта, где Рерихи осматривают памятники культуры; древние пещерные комплексы Аджанты и Эллоры; Джайпур, Амбер, Агру, Фатехпур Сикри, Дели, Бенарес; места, связанные с Буддой, – Сарнатх и Гайю; Калькутта.

1923–1928 – участие в Центрально-Азиатской экспедиции, прошедшей по территории Индии, Китая, России (Алтай), Монголии и Тибета.

1924, 27 января – Рерихи приехали в Дарджилинг.

1924, 15–24 февраля – Рерихи совершили поездку по монастырям Сиккима.

1924, 22 сентября – Николай Рерих и Святослав Рерих покинули Дарджилинг и отправились в Европу и Америку; Н.К. отсутствовал около четырёх месяцев. В Дарджилинге оставались Е.И. и Юрий. Святослав в период Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (до мая 1928 года) находился в Америке, посещал также в это время Европу.

1924 – издание в Париже первой книги Учения «Листы Сада Мории. [Зов]» на русском языке.

1925, 18 января – Николай Рерих передал первый вариант картины «Вестник» (1924) руководителям Теософского общества в Адьяре (Индия, около города Мадрас).

1925, 22 января – в Дарджилинг приехали Н.К.Рерих и В.А.Шибаев (Н.К. вернулся из поездки в Америку).

1925, 20 февраля – получено письмо на бересте для Е.И. от Учителя (мантрам Урусвати).

1925, 6 марта – Н.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихи из Дарджилинга отправляются по Бенгальской железной дороге в Западные Гималаи.

1925, 8 марта – Н.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихи прибывают в Равалпинди, откуда на автомашинах направляются в Шринагар в Кашмире.

1925, 10 марта – 8 августа – Рерихи в Шринагаре формируют караван, готовят снаряжение, закупают караванных животных, набирают проводников и носильщиков;

начало апреля – совершают большую прогулку на лодке «Монарх» по озеру Вулар.

1925, 15 апреля – 8 августа – Рерихи переезжают на оставшийся период подготовки экспедиции в курортный городок Гульмарг, находящийся на взгорьях Пир-Панджала.

Британский резидент полковник Ф. Бейли создаёт препятствия на пути экспедиции, затягивая её выход из Кашмира в Ладак.

1925, 23 апреля – указание Учителя отобрать избранные Письма Махатм Синнетту, перевести и издать отдельной книгой («Чаша Востока»). Затем подготовить заветы Будды («Основы буддизма»).

1925, 13 июня – закончен перевод Писем Махатм для «Чаши Востока».

1925, 12 июля (Гульмарг) – начата запись книги «Община» (первая версия данной книги будет издана в Урге в 1927 году).

1925, 8 августа – экспедиция направляется из Гульмарга в Ладак через горные поселения: Гандербал, Кангаш, Гунд, Сонамарг, Балтал и перевал Соджи-­Ла. Едва отойдя от Гульмарга, в Тангмарге экспедиция подверглась нападению банды раз­бойников.

1925, 11 августа – экспедиция продолжает путь к Ладаку по Дардастану: Матайан, Драс, Шимша-­Карбу, Каргил.

1925, 26 августа – 18 сентября – экспедиция находится в Лехе, столице Ладака, месте, где жил раджа Чарнойя (Мориа), где проповедовал Христос и где был Будда; 25 августа (перед выездом в Лех) возгорание у Е.И. нежгучего пламени.

1925, 17 сентября – поручение для Е.И. написать её Автобиографию (публикуется под названием «Сны и видения»).

1925, 19 сентября – из Леха экспедиция направилась в Хотан.

1925, 30 сентября – экспедиция преодолевает перевал Каракорум и спускается с гор в Китайский Туркестан (Синьцзян).

1925, 14 октября – 1926, 28 января – экспедиция прибыла в Хотан. По наущению британского генерального консула в Кашгаре майора Гиллана была задержана властями Хотана. У Рерихов ото­браны паспорта, оружие, им запрещено заниматься научной работой, а Н.К. Рериху делать зарисовки и писать картины; с 23 октября экспедиция находится в пригороде, в Бурхан-Булате (место Будды).

1925 – издание в Париже второй книги Учения «Листы Сада М[ории]. [Озарение]» на русском языке.

1925 – издание в Нью-Йорке книги «Чаша Востока», переведённой Е.И. под псевдонимом Искандер Ханум (перевод на русский избранных писем из книги «Письма Махатмы Синнетту»).

1926, 29 января – благодаря вмешательству советского консула в Кашгаре экспедиция покидает Хотан и направляется окружным путём через Яркенд, Кашгар, Кучары, Карашар, Турфан до Урумчи, столицы Китайского Турке­стана (Синьцзяна).

1926, 11 апреля – 16 мая – экспедиция находится в Урумчи, где Н.К.Рерих получает разрешение на пересечение границы СССР.

1926, май – экспедиция направляется к русской границе по Джунгарскому бассейну.

1926, 29 мая – экспедиция пересекает русскую границу в районе озера Зайсан, затем на пароходе по Иртышу Н.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихи прибывают в Омск, оттуда направляются по железной дороге в Москву.

1926, 13 июня – Н.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихи приезжают в Москву

1926, 13 июня – 22 июля – пребывание в Москве. Передача Советскому правительству Послания Махатм и серии «Майтрейя» из семи картин Н.К.Рериха.

В Москве к Рерихам присоединяются сотрудники Музея Николая Рериха в Нью-­Йорке Зинаида и Морис Лихтманы.

1926 – посещение Сибири и Алтая (с Рерихами путешествуют Зинаида и Морис Лихтманы).

1926, 17 августа – запись: «Сегодня увидели Белуху».

1926, сентябрь – 1927, апрель – нахождение экспедиции Рерихов в Урге (Улан-Батор, Монголия).

1927, 29 марта – 13 апреля – приезд к Рерихам в Ургу Зинаиды и Мориса Лихтманов.

1927 – издание в Урге на русском языке 3-й книги Учения «Община. 1927» и написанной Е.И.Рерих под псевдонимом Н.Рокотова книги «Основы буддизма» («Основы Буддизма» будут дополнены в 1929 г. и с дополнениями выйдут на английском языке в Нью-Йорке в 1930-м, а в 1940 г. в Риге будут переизданы на русском языке; книга «Община» также будет дополнена, значительно переработана по сравнению с Ургинским изданием и будет издана в 1936-м).

1927, 13 апреля – начало Гималайского похода.

1927, 5 мая (оазис Шара-Хулусун, пустыня Гоби) – начата запись книги «Знаки Агни Йоги» (записан параграф 1).

1927, 26 июня – 18 августа – стоянка-отдых экспедиции на Шарагольчжи.

1927, 6 октября – экспедиция остановлена на плато Чантанг в местечке у реки Чунарген.

1927, 17 декабря – перебазирование палаточного лагеря экспедиции в окрестности монастыря Шаругон.

1928, 19-22 января – переезд экспедиции в Нагчу, завершение палаточной жизни.

1928, 5 марта – выход экспедиции из Нагчу в направлении Индии.

1928, 5 апреля – указание Учителя «собрать маленькую книгу под названием “Криптограммы Востока”».

1928, 24 мая – прибытие в Гангток (Сикким, Индия) и через несколько дней в Дарджилинг, завершение экспедиции; Святослав Рерих встречает в Сиккиме экспедицию.

Основание Института Гималайских исследований «Урусвати», Е.И.Рерих становится его почётным Президентом-Основателем.

1928, с 12 августа по 1 ноября Зинаида Лихтман (Фосдик) и Франсис Грант гостили у Рерихов в Дарджилинге.

1928, 17 декабря – Рерихи покинули Дарджилинг и направились сначала в Калькутту, а затем, 21 декабря, они прибыли в Симлу.

1928, 27 декабря – Рерихи впервые прибыли в Наггар, в долину Кулу, а окончательно перебрались сюда 14 января 1929 года.

1929, 8 апреля – 1931, 27 сентября – Элеонора Лихтман (Ояна) пребывала у Рерихов (приезжала по указанию Учителя, чтобы находиться около Е.И. в период отъезда Н.К.Рериха).

1929, 16-17 мая – отъезд в ночь Н.К.Рериха с сыновьями Юрием и Святославом в Европу, а затем в Америку.

1929, 17 мая – начало записывания книги «Беспредельность».

1929, 30 июня – 1 июля –Тайна Учителя об Огненном Праве.

1929 – издание в Париже на русском языке книги Учения «Агни Йога»; издание книги «Криптограммы Востока» под псевдонимом Ж.Сент-Илер.

1929–1955 – ведётся активная переписка с последователями, общественными и политическими деятелями, рериховскими обществами и группами, с родными и близкими.

1930, с 17 марта по 31 августа – приезд Нетти Хорш (Порума) в Наггар к Рерихам.

1930, с 20 июля по 22 сентября – нахождение в Кейланге (Лахул) в период летнего ухудшения климатических условий в Наггаре. (Переезд из Наггара в Кейланг 15 – 19 июля и обратно 23 – 26 сентября.)

1930, 3 и 8 сентября – одобрение Учителем желания Е.И. «дать русскому народу высшее знание», выполнить перевод на русский язык «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской.

1930 – издание в Нью-Йорке книг «Криптограммы Востока» и «Основы буддизма» на английском языке.

1930, 11 декабря – возвращение Н.К. и Юрия Рерихов в Наггар после длительного отсутствия (с 17 мая 1929) по делам в США, Европе и др.

1930 – издание в Нью-Йорке книги Учения «Агни Йога» на английском языке.

1931, 10 – 16 июля – переезд Рерихов из Наггара в Кейланг, в Кейланге с 16 июля по 14 сентября, 14 сентября отъезд из Кейланга и с 18 сентября вновь в Наггаре.

1931, 27 сентября – отъезд из Наггара в Америку Элеоноры Лихтман (Ояна).

1931, 29 сентября – окончательное возвращение Святослава Рериха из Америки на постоянное проживание в Индию (Наггар).

1932, 26 апреля – рекомендация Учителя: Е.И. начать перевод на русский язык «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской.

1932, 25 – 31 июля – переезд всей семьи Рерихов из Наггара в Кейланг, в Кейланге – с 31 июля по 16 сентября, 16 сентября отъезд из Кейланга и с 19 сентября вновь в Наггаре.

1933 – издание в Париже на русском языке книг Учения «Беспредельность» (ч. I и II) и книги «Иерархия».

1933 – издание в Нью-Йорке книги Учения «Иерархия» на английском языке;

– с 1933 года Е.И.Рерих печатается в сборнике «Оккультизм и Йога» под псевдонимом Т.П.Сундри, ведёт здесь разделы «Свободная трибуна», «Письма к читателям», «Вопросы и ответы».

1934, 1 января – 1935, 4 февраля пребывание Элеоноры Лихтман (Ояны) в Наггаре у Рерихов (приезжала по указанию Учителя для нахождения около Е.И. в период продолжительного отъезда Н.К.Рериха в Америку и на Дальний Восток).

1934, 3 февраля – Н.К. и Ю.Н. Рерихи отбыли из Наггара в Америку и на Дальний Восток (Маньчжурская экспедиция).

1934, 3 марта – обретение Е.И. Чаши Будды.

1934, 14 марта – 28 апреля, нахождение Н.К. и Ю.Н. Рерихов в США.

1934 – издание в Париже на русском языке книги Учения «Сердце» и книги «Мир Огненный», ч. I.

1934 – издание в Риге на русском языке книги «Мир Огненный», ч. II и книги «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» (в ней напечатан очерк Е.И.Рерих «Преподобный Сергий Радонежский» под псевдонимом Н.Яровская).

1934 – издание в Нью-Йорке книги Учения «Сердце» на английском языке.

1934, 10 октября – первое письмо Е.И. президенту США Ф.Д.Рузвельту.

1934–1936 – письма Е.И. Ф.Д.Рузвельту.

1935, 4 февраля – отъезд из Наггара Элеоноры Лихтман (Ояна).

1935, 15 апреля – подписание в Вашингтоне Пакта Рериха.

1935 – издание в Риге книги Учения «Мир Огненный», ч. II I на русском языке.

1935, октябрь – возвращение Н.К. и Ю.Н. Рерихов после Маньчжурской экспедиции в Наггар.

1936 – издание в Риге на русском языке книг Учения «Аум» и «Община» (новый, не ургинский вариант).

1937 – издание в Риге на русском языке: книги Учения «Братство», а также второго издания с дополнениями книги «Агни Йога», книги «Напутствие вождю» (написана 1933 г., 50 пронумерованных экземпляров), а также переведённых Е.И.Рерих с английского языка двух томов «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской.

1940 – издание в Риге двухтомника «Писем Елены Рерих» на русском языке.

Издание в Нью-Йорке книги Учения «Аум» на английском языке.

1943 – издание в Нью-Йорке книги Учения «Мир Огненный», ч. I на английском языке.

1945, 23 августа – женитьба Святослава Рериха на Девике Рани – внучатой племяннице Рабиндраната Тагора, известной киноактрисе и владелице киноконцерна «Bombay Talkies».

1946 – издание в Нью-Йорке книги Учения «Мир Огненный», ч. II на английском языке.

1946–1955 – участие в работе Нью-Йоркского комитета Пакта Рериха и Знамени Мира.

1947, 13 декабря – уход с земного плана Н.К.Рериха.

1948, 17 января – отъезд из долины Кулу в Дели вместе со старшим сыном Юрием.

1948, 24 января – прибытие в Дели.

1948 – 6 января – подаёт прошение в адрес Советского правительства о возвращении на Родину, которое остаётся без ответа.

1948, апрель – переезд в Кхандалу.

Издание в Нью-Йорке книги Учения «Мир Огненный», ч. III на английском языке.

1949, 12 февраля – отъезд из Кхандалы в Бомбей, затем 18 февраля – в Калькутту, 21-го отправились поездом на Силигури и 22-го прибыли в Калимпонг.

1951 – издание в Нью-Йорке книги Учения «Община» на английском языке.

1952 – издание в Нью-Йорке книги Учения «Листы Сада Мории. Озарение» на английском языке.

1953 – издание в Нью-Йорке книги Учения «Листы Сада Мории. Зов» на английском языке.

1954 – издание в Нью-Йорке первого тома писем Е.И.Рерих на английском языке (перевод В.Дутко).

1955, 5 октября – уход с земного плана, Калимпонг (Индия).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.234 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь