Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ МАЙЯ



 

О крушении классической цивилизации майя с полной достоверностью известно только одно, а именно — что это произошло. Все остальное отно­сится к области догадок и предположений.

Внешне это выразилось в том, что в поселениях майя перестали устанавливать памятные стелы с календарными датами. В период, когда по календа­рю майя шло начало Бактуна с коэффициентом 10, что соответствует первой половине X в., поселения майя одно за другим начали приходить в упадок. Календарная дата 10.3.0.0.0 (889 год), соответствую­щая окончанию крупного временного цикла, к'атуна с коэффициентом 3, была для майя достаточно зна­чительным событием, и тем не менее стелы в его честь были воздвигнуты только в трех ритуальных центрах майя. Самая последняя по времени из ка­лендарных дат майя — соответствующая окончанию Бактуна 10.4.0.0.0 — встречается только один раз, на изделии из нефрита, найденном в поселении на юге Кинтана-Роо. Таким образом, к началу X в. в цент­ральной области наступил закат классической циви­лизации, и с полной уверенностью можно сказать, что примерно в это же время большинство поселе­ний майя были покинуты своими жителями. Остав­ленные «города» начали медленно зарастать лесом. Лежащие севернее города культуры «пуук», возмож­но, пали жертвами вторжения тольтеков в послед­ние десятилетия этого же столетия.

Объяснения до сих пор не получил не только тот факт, что «города» майя были оставлены своими жителями, но и то, что в это время центральная область практически полностью обезлюдела. В ка­честве возможных причин этой катастрофы называ­ют крах местной системы земледелия, эпидемии страшных болезней, например желтой лихорадки, вторжение завоевателей из Мексики, социальные катаклизмы, насильственное уведение людей в плен тольтекскими правителями Юкатана и даже земле­трясения и резкий дисбаланс численности предста­вителей противоположных полов. Некоторые уче­ные выдвигают теории, построенные на совокупном воздействии нескольких из этих факторов, но до сих пор ни одна из гипотез не получила сколь-нибудь точного подтверждения. Гипотезу о том, что подсечно-огневое земледелие майя не могло больше обес­печить население достаточным количеством пищи, пытались подкрепить существованием саванн, кото­рые якобы возникли в результате того, что древние земледельцы-майя истощили плодородие почв. Но мы уже упоминали о том, что эти покрытые травой площади существовали в области майя задолго до того, как там появились люди.

Во время исследований в области майя были по­лучены данные о том, что к середине IX в. поселе­ния майя подверглись нашествию воинственных народов из Центральной Мексики. Особенно мно­го материалов, склоняющих чашу весов в пользу такого предположения, было найдено в западной части региона. Например, в Сейбале была найдена целая серия стел, воздвигнутая в самом начале Бак-туна с коэффициентом 10. Эти стелы украшены изображением фигур, которые, судя по деталям ко­стюма, являются тольтеками. Здесь же присутству­ют и изображения масок тольтекского божества Тлалока. Возможно, что равнинные области майя были уже настолько серьезно ослаблены какими-то катаклизмами, что не могли оказать сколько-нибудь существенного сопротивления захватчикам, вторг­нувшимся в центральную область. Но пока не будут прочитаны тексты, относящиеся к последнему пери­оду существования цивилизации майя, мы, скорее всего, не сможем узнать, что же в действительнос­ти произошло в это время.

Что бы ни произошло в центральной области, мы знаем, что только очень немногие из майя продол­жали после этого жить на своей исконной террито­рии. Среди разрушенных «городов» бродили лишь разрозненные группы людей, чей образ жизни уже нисколько не напоминал образ жизни цивилизован­ных людей. Подобно древним дикарям или совре­менным археологам, эти люди становились на ночь лагерем в комнатах опустевших дворцов. Подобно современным индейцам локандонам, эти люди воз­жигали курения перед древними резными изображе­ниями давно умерших правителей, которые теперь стали для них богами.

 



Глава 5

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА

 

К концу X в. судьба некогда гордого и незави­симого народа майя оказалась в руках воинствен­ных завоевателей из горных районов Центральной Мексики. Новый военизированный порядок при­шел на смену правлению просвещенных правителей классической эпохи. О событиях, которые привели к захвату Юкатана и последующему усвоению его захватчиками культуры майя, которая к этому вре­мени уже, правда, пришла в упадок, мы знаем на­столько много, что можем написать то, что, хотя и с некоторой натяжкой, можно было бы назвать ис­торией этого времени. Исторические хроники ка­нуна Конкисты из Юкатана и горных областей Гва­темалы, которые были записаны в испанской транслитерации вскоре после появления испанцев в Америке, восходят к временам, относящимся к началу постклассической эпохи и являются источ­ником очень ценных сведений.

Но даже в том случае, когда эти сведения под­крепляются авторитетом епископа Ланды, который был осторожен и использовал для своих работ толь­ко рассказы местных жителей, которые считались людьми уважаемыми, или сведения, почерпнутые из материалов местного судопроизводства и разреше­ния земельных споров, не стоит безоговорочно до­верять всему, что написано. Уже сами по себе та­кие сведения часто противоречивы и достаточно путаны. В добавление ко всему представители мес­тных знатных родов иногда сознательно фальсифи­цировали свою собственную историю, исходя из соображений местной политической конъюнктуры. Самым полным и наиболее ценным источником являются так называемые «Предсказания К'атунов» из Юкатана, которые содержатся в книгах, которые известны под названием «Чилам Балам». Это назва­ние восходит к пророку майя, предсказавшему при­бытие испанцев из-за моря.

«История», которую рассказывают эти книги, базируется на календарной системе «короткого сче­та», цикла из тринадцати к'атунов, или (13 х 7200 дней) 265,5 лет. Каждый к'атун именовался по на­званию своего последнего дня, который всегда вы­падал на день Ахау. К сожалению, майя, жившие во времена постклассического периода, отличались мышлением, которое было слишком сильно завяза­но на представлениях о цикличности, так что, если некое событие происходило в К'атун 13 Ахау, оно, согласно представлениям майя, должно было про­изойти и в следующем К'атуне, носящем такое же имя. В результате предсказания и история сплелись в этих документах в столь тесный клубок, что иног­да они звучат почти как религиозные откровения. К примеру, одна из подобных историй начинается так: «Это повествование о том, как один и единый бог, 13 богов, 8000 богов явились, отвечая на при­зыв жрецов, пророков, «Чилам Балам», Ах Хупана, Напак Тана, жреца Нахау Печь и Ах Кауил Ч'ель. Затем они получили повеление, те слова, что изме­рены, были переданы им».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь