Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальная доктрина католичества, её оценка.⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Энциклика (послание) папы Льва XIII «Рерум новарум», выпущенная в 1891 г. В ней изложена программа католической церкви по вопросам общественной жизни. Папа вынужден признать, что общественное устройство капиталистического общества далеко от совершенства: громадные богатства скапливаются в руках немногих, в то время как большинство людей живет нищенски. Что же предлагает папа для исправления такого ненормального положения? Первая часть энциклики назыгается «Фальшивое лекарство». Здесь говорится о том, что социалисты стремятся излечить болезни общества негодными средствами: они выступают за уничтожение частной собственности. Но, по словам папы, это повредит прежде всего самим трудящимся. Ведь они могут за счет экономии своих скудных средств приобрести участок земли или какую-либо другую собственность, а социализм лишит их такой возможности. Ликвидация частной собственности, по утверждениям папы, не только не выгодна рабочим, но и несправедлива. Ведь право частной собственности дано людям богом и стремление к ней присуще людям от природы. Во второй части энциклики Лев XIII предлагает свою программу улучшения общественной жизни. Он говорит, что в обществе, не может быть никакого равенства, потому что люди от природы не равны между собой: одни умны, другие глупы; одни здоровы, другие больны; одни энергичны, другие пассивны и ленивы; одни талантливы, другие бездарны и т. д. А отсюда, по словам папы, и различный уровень жизни людей. Конечно, умный, талантливый, здоровый, энергичный человек лучше обеспечен, нежели больной, пассивный, бездарный человек. Но печалиться по этому поводу папа не советует. Ведь общество в целом, по его сЛйвам, только выигрывает от такого положения. Обществу нужны люди самых разных способностей, играющие различную роль в его жизни. Как отдельные члены человеческого организма составляют одно целое и находятся в гармонии, так и общество нуждается в различных классах, а классы нуждаются один в другом. Капиталист нуждается в рабочих, которые трудятся на его предприятиях, а рабочие — в капиталистах, которые дают им работу. Поэтому в обществе должна господствовать гармония. Рабочие не должны наносить ущерб своим хозяевам, не должны устраивать забастовки; они обязаны воздерживаться от всяких насильственных действий и не иметь ничего общего с «преступными людьми» — революционерами. Капиталисты, в свою очередь, должны уважать человеческое достоинство рабочих, не смотреть на них как на рабов, не требовать от них большего, чем они в силах дать, платить им «справедливую» заработную плату. В своей энциклике папа предлагает трудящимся смириться и прекратить’ всякую борьбу за свое освобождение. Чтобы как-то подсластить пилюлю, он лицемерно вздыхает по поводу того, что на земле очень много страданий, но тут же говорит, что они всегда были, есть и будут — таков удел людей. Несправедливости являются расплатой за «первородный грех» Адама и Евы. Выход из тяжелого положения папа рекомендует искать в помыслах о загробной жизни. Ведь бог создал человека не для благ земных, а для ^<благ небесных». Но для «вечного блаженства» не имеет ни малейшего значения, богат ли ты на земле, или беден. Более того, бедность — верный залог того, что бог вознаградит тебя на небе за лишен! я в земной жизни. Бедность — не позор, ведь сам Иисус Христос родился в семье плотника Иосифа… В последней главе энциклики папа настойчиво советует создавать различные католические общественные организации, особенно христианские рабочие профсоюзы, защищающие как интересы рабочих, так и интересы предпринимателей. Он упорно проводит ту мысль, что только католическая церковь — истинный друг рабочих, что лишь она указывает нм правильный выход из их бедственного положения. Таковы приемы, используемые католической церковью для утонченной защиты капитализма. Кроме энциклики «Рерум нова-рум», римскими папами и другими видными деятелями католической церкви было выпущено много других документов по социальным вопросам. Но суть их примерно одна: осуждение частных «несовершенств» капитализма, причиной которых объявляется жадность и эгоизм некоторых предпринимателей, и общая апология капитализма как общественного строя; признание тяжелого положения трудящихся в буржуазном обществе и призыв к терпению, смирению и покорности. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы