Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 7-я. - о Святой Пасхе



Матфей Властарь

АЛФАВИТНАЯ СИНТАГМА

 

Глава 7-я. - о Святой Пасхе

 

Предприняв, по мере своего разумения и сил, изложение различных предметов, которые исследует предлежащая Синтагма - чтобы не опустить ничего из посильного для нас - неужели оставим без внимания Святую Пасху, в которую совершилось самое главное в домостроительстве нашего спасения - чтобы не привести в ясность для неведущих определения относительно ее и их причины? И кто может упрекнуть нас за это? Итак, прежде нежели предложим церковные определения о Пасхе, мне кажется, нужно войти в некоторые предварительные рассуждения об этом предмете. При этом мы отнюдь не будем терять из виду Пасху ветхозаконную: ибо образы должны вести к разумению того, как осуществилась истина.

 

По закону Моисееву установлено было совершать Пасху с 14-го дня первого лунного месяца. Этот первый месяц называется: у египтян - "Фаменоф", у греков - "Дистрос", у евреев - "Нисан", у римлян - "Март". В сем месяце солнце, обтекши противоположную нам часть вселенной, начинает входить в первую дванадесятную часть зодиакального круга, что любители этой науки называют равноденствием, началом месяцев, главою круга, пределом течения планет; предшествующий же месяц называется последним, конечною дванадесятною частию, концем кругообращения планет. И мы верим, что март есть первый месяц, потому что, как сказал Моисей, в это время повелел Бог произрасти древам, цветам, и траве; видим и на деле, что не по другому, а по этому порядку природы исполняется повеление Божие. Впрочем, сказанный месяц, как и все остальные, различается и наименованиями, и числом дней у каждого из вышепоименованных народов. Кроме того, природа совершает равноденствие каждый год в одно и то же время, потому что продолжение годичного времени всегда само себе равно и одинаково, а между тем счет дней и месяцев, как у прочих народов, так и у римлян, который у нас в употреблении, не допускает быть равноденствию ни в тот же час, ни в тот же день. Потому что, так как полнота годичного времени принимает к 365-ти дням еще почти четвертую часть дня: то, если в настоящем году равноденствие было около половины дня, - в следующем году оно будет около захождения солнца, и в последующем около полуночи, и так далее. Но так как опять излишек сверх 365-ти дней содержит не полную четверть дня, а без трехсотой доли, как это покажем впоследствии точнее, а между тем, считая дни и месяцы по обычаю римлян, мы прибавляем в каждый четвертый год к 365-ти дням по целому дню, то и необходимо, через 300 лет, равноденствие должно быть одним днем ранее. Например: в настоящем году [т. е. в 1335-м году.] равноденствие полагается у нас 18-го марта; через 300 лет оно будет 17-го, через другие 300 лет -16-го и так далее. Во времена Набонассара [Эру Набонассара считают с 26-го февраля 347-го года до Р. Хр. Aera Nabonassari означает введение нового календаря в Вавилоне, которым прежний постоянный лунный год заменен подвижным солнечным.] равноденствие было около конца вечера 25-го марта; во времена Филиппа Аридея оно было около полудня 24-го числа; [Этот Филипп, вероятно, есть царь Македонский, второй сего имени, живший за 300 лет до Р. Хр., прежде бывший полководец Александра Великого и по смерти Иердикки сделавшийся правителем государства, но в 319-м г. лишенный власти Антигоном.] когда же Христос принял за нас спасительную смерть, равноденствие было около полуночи 23-го числа того же месяца; а в настоящем году, как объяснено, 18-го числа того же месяца.

 

Посему ученейшие из иудеев, особенно те, которые жили в Иудее, каковы были Иосиф и Филон, мужи, в любомудрии достигшие совершенства, думали, что Пасху законную не должно совершать прежде равноденствия. Они говорили, что пасхальные жертвы [- от "перехожу" - жертвы прехождения, т.е. Пасхи, ибо с еврейского "Пасха" значит прехождение (Правосл. Собеседник, 1859).] заколать должно всем в одно время, после весеннего равноденствия, около половины первого месяца. Но невежествующие из евреев, живущие в рассеянии по вселенной, по неразумению считают первым месяцем тот, в который случается быть весеннему равноденствию, нисколько не заботясь о том, прежде или после его возсияет луна полным своим светом, ни о том, вполне ли вступило солнце в знак равноденствия или нет. Поэтому многие неосторожно совершали Пасху еще до равноденствия. О них-то, мне кажется, и определяет 7-е правило божественных апостолов, угрожая извержением из сана, если кто из принадлежащих к клиру будет праздновать святый день Пасхи вместе с иудеями, прежде весеннего равноденствия: именно, правило повелевает так наказывать не просто празднующего Пасху с иудеями, но прибавляет: "Празднующего с иудеями прежде весеннего равноденствия". Случается же, что во время пятого кругообращения луны, которому по необходимости соответствует основание 28-е (так обыкновенно называют излишнее число дней после 12 кругообращений луны), когда луна точно начинает делаться полною около 17-го числа марта, - иудеи совершенно безрассудно и опрометчиво в это время совершают праздник. Мы видим, что и ныне делают это иудеи, обитающие в наших городах. Но мы для своей собственной безопасности, оставляя иудеев, поступающих неблагочестно, переходим к следующему лунному месяцу, которого дни исчисляются в Апреле: в это время наша Пасха обыкновенно отдаляется от иудейской на большое расстояние дней. Так святые отцы весьма ясно и тщательно наблюдали законоположения божественных Апостолов, всего более заботясь поставить твердую преграду относительно того, чтобы, когда иудеи совершают Пасху после весеннего равноденствия, не праздновать вместе с ними. Это запрещает и первое правило Антиохийского собора, тщательно, как кажется, изъясняя смысл (указанного) Апостольского правила; потому что оно полагает два ограничения относительно Пасхи: а) не праздновать вместе с иудеями и б) ожидать весеннего равноденствия. За сими же по необходимости следуют два другие ограничения: в) совершать праздник в первое после равноденствия полнолуние, однако же г) и после равноденствия не вообще в какой бы то ни было день, но именно в первый после полнолуния день седмицы. Такие ограничительные определения соблюдаются твердо и доныне; но день воскресный после полнолуния у нас часто переносится на следующую седмицу по той причине, что мы каждый год прилагаем к Пасхе ветхозаветной два дня, и после них доходим до дня воскресного. И это случилось не по неведению и не по неискусству отцов, положивших о Пасхе такой закон, а причина сего переложения дней заключается в самом течении луны: так как годовое движение совершается в триста шестьдесят пять дней и почти с четвертью дня, как было сказано выше, средние же кругообращения луны в период 19-ти лет, исчисляемых с прибавлением в каждый четвертый год еще одного дня, восстановляются не в точности, а без 3-х лепт шестидесятых первых и без 37-ми шестидесятых вторых лепт одного дня: то, по сей причине, 304 года, однако же опять неполных, но без 57-ми лепт шестидесятых первых и без 52-х шестидесятых вторых дня, что уже весьма близко к целому дню, - совершается сказанное выше восстановление. Поэтому, при определении времени ветхозаветной Пасхи, справедливо прилагаются после полнолуния два дня; так как полнолуние не может в точности попадать на определенный отцами день, от того, что в 304 года теряется, как сказано, почти целый день. Таким образом, время, определенное для Пасхи, и движение светил произвели изъясненную выше несообразность. Впрочем, это нисколько не вредит благочестию, а еще и весьма ему способствует; потому что из сего еще яснее обнаруживается расстояние празднования между ветхою Пасхою и нашею; ибо малейшим расстоянием между ними полагается уже не один день, как прежде, а три дня. Посему-то конечно отцы перенесли и день Пасхи на воскресение: они почитали справедливым отвращаться от богоборного и безпразднственного праздника иудеев, и по возможности на дальнейшие расстояния отдаляться нашею Пасхою от их Пасхи. Это мы пространнее объясним впоследствии, где изложены будут и законы как равноденствия, так и полнолуний, в подробности. Там же покажем, в какие годы ясно открывается различие соединений.

 

Как находить круг луны?

 

Когда хочешь найти круг луны, то возьми на счет данный год. Пусть, например, дан будет настоящий 6843 год. Как число 19, составляющее счет круга луны, соизмеримо с 190 и 1900: то из числа 6843 исключи сперва трижды 1900; останется 1103; отняв из сих шесть раз 190, будешь иметь в остатке 3, каковое число и есть круг луны. А если хочешь, можешь взять меньший счет годов, т.е. 43. Приложи к ним 17, оставшихся от тысяч и сотен, что составит 60; раздели это на 19; остаток 3 покажет ясно круг луны.

 

Как находить круг солнца?

 

Равным образом находим и круг солнца: возьми, например, текущий 6843 год. Так как число 28 соизмеримо с числами 280 и 2800, то исключи из 6843 сперва дважды 2800; останется 1243. Отними и из сего числа четырежды 28; останется 11; это число и есть круг солнца.

 

Иначе:

 

Возьми меньшие числа настоящего столетия, т.е. 43; приложи к ним 24, оставшиеся от тысячелетий и столетий (от 6800 лет), и, сложив с предыдущим числом, т.е. с 43, что составит 67, раздели это число на 28; оставшееся число 11 и есть круг солнца.

 

Ещё иначе:

 

Но не пренебрегай и другого способа, которым весьма легко можешь найти искомый круг и соотношения обоих светил: 19 кругов луны и 28 кругов солнца, умноженные одни на другие, дают число 532. Число это называется alfa потому что в буквах сего слова, переведенных на числа, заключается то же число, т.е. 532 [Именно, a=1, l=30, f=500, a=1 что в общем и составляет 532.] В этом числе вполне заключаются все 19-ть кругов луны и все 28-м кругов солнца, во всех их соотношениях. Это пространство времени названо периодическим, потому что оно восстановляет неравномерные течения обоих светил к одному началу. Итак, раздели годы от сотворения мира на 532; именно: 12-ть, умноженные на 500, дают 6000; умноженные на 30, дают 360; умноженные на 2, дают 24; все это, сложное вместе, дает 6384. К настоящему 6845-му году здесь не достает 461. Теперь, если хочешь найти круги луны, то раздели 461 на 19, - так: 20, умноженные на 10, дают 200; 20 на 9 - дают 180; 4, умноженные на 10, дают 40; 4 на 9, дают 36-ть; все это, сложное вместе, делает 456-ть; недостающие за тем 5-ть и составляют круг луны. Круг же солнца найдешь так: 10 раз 20-ть -200; 10 раз 8 - 80; еще 6 раз 20 - 120; 6 раз 8 - 48; а все это вместе - 448. Недостающие затем 13 показывают круг солнца.

 

Как находить индикт?

 

Поступай так же и по отношению к индикту: дели годы мира на 15; или же возьми последние меньшие числа года, прибавь к ним 5 и опять дели на 15. Хотя римляне ввели этот счет по подражанию эллинам для расписки налогов, по той причине, что в столько лет явно изменяется возраст людей: то они не знали, что сим споспешествуют истине и согласуются с временами от создания мира, описанными Моисеем.

Как находить мясопуст?

 

После того как найдешь, в который день месяца будет христианская Пасха, приложи к сему числу еще три дня, а если високосный год, - четыре, и, сложив их вместе, ищи мясопуст в одинаковом числе января, если Пасха будет в марте; а если Пасха будет в апреле - мясопуст ищи в одинаковом числе февраля. Можно вычислять и так: возьми настоящее основание луны и продолжи до 50 начиная с 1-го января и далее. Число месяца, на котором окончится счет 50, какой бы то ни был день седмицы, покажет, что в следующее воскресенье безопасно можно совершать мясопуст. Однако, если основание дойдет до 26 и далее, то из января возьми только 1 день, а прочие бери из февраля. Узнав, когда будет мясопуст, поэтому можешь узнать, когда будет Пасха (разумею христианскую): если мясопуст в январе, то Пасха непременно будет в марте; а если мясопуст будет в феврале, то Пасха будет в апреле. Только здесь надобно отбрасывать дни, которые ты приложил, т.е. 3 дня если год простой; а если високосный - то 4. Таким же способом можно находить и ветхозаконную Пасху, потому что она всегда падает на тот же день седмицы, на какой падает 50-е число, показывающее мясопуст, только с отнятием 3-х дней, если год простой, и 4-х, если високосный.

О весеннем равноденствии

 

Но и равноденствие не бывает всегда в один день. Собственное движение по эклиптике, по знакам Зодиака, солнце совершает медленно, так что один круг его составляет целый год; но вокруг вселенной оно обтекает столь быстро, что одним обращением делает почти ночь-день. Итак, когда оно будет на взаимных пресечениях параллелей, т.е. своей собственной и должайшей (экватора), то, по необходимости, при своем равном кругообращении, делает день равным ночи. Так как должайший параллельный круг имеет равные части как над землею, так и под землею: то, когда солнце обращается вокруг всего сущего на сем круге, по необходимости употребляет время равное как под землею, так и над землею; ибо то, что равномерно движется, в равное время проходит и равные расстояния. Итак, по причине такового равенства ночи с днем на сем круге называют его кругом равноденственным, общие же знаки и сего крута и Зодиака, в котором бывают нощеденные равенства, равноденственными, а равноденствием называют тот час, в который центр солнца бывает на общем пресечении сказанных обоих кругов, а равноденственных знаков два: осенний, находящийся в начале "весов", в котором солнце от северной части земли переходит на южную, и весенний, зримый в начале "овна", когда центр солнца, движущегося с юга на север, приходит на этот пункт. И этот-то час времени называется равноденствием, после которого церковный закон повелевает совершать Пасху. В рассуждении природы всего сущего равноденствие всегда бывает в одно время по причине всегдашнего равенства протяжения годичного времени: но от неодинаковых расположений тел небесных относительно земли в различные годы в момент равноденствия и от измерения дней и месяцев счетом римским, который мы употребляем, - происходит, что равноденствию не доводится бывать всегда в тот же час и в тот же день. А именно: так как годичный круг составляют 365 дней с четвертью, то, ежели равноденствие в настоящем году было около полудня, в следующем оно будет около захождения солнца, а еще в следующем оно будет около полуночи, и так навсегда. По сей-то причине в каждый 4-й год прибавляется день високоса. Но так как излишек сверх 365-ти дней не составляет целой четверти дня, а без трехсотой доли, между тем мы, употребляя счет дней и месяцев римский, по которому принимается наращение в году ровно на 1/4 дня, а потому в четвертый год прибавляем к 365 дням целый день: то и происходит по необходимости, что через 300 лет равноденствие бывает уже днем ранее. Например, в наше время равноденствие 18-го марта, через 300 лет будет 17-го числа, еще через 300 лет - 16. и так далее. В 4156-м [Вероятно, Властарь под сим годом разумел год первого совершения Пасхи Моисеем и израильтянами в Египте, накануне исшествия из него.] году от сотворения мира, по нашему вычислению, равноденствие было 27-го марта, около полудня, по меридиану Александрии; затем, через каждые 300 лет, равноденствию надлежало быть днем ранее, как предложено в настоящей таблице:

 

Годы от создания мира  Равноденствие в марте

4156 27

4456 26

4756 25

5056 24

5356 23

5656 22

5956 21

6256 20

6556 19

6856 18

Если же хочешь знать яснейшие знамения времени, то вот точные показания: во время Набонассара равноденствие было 25-го марта, около полудня; во время Филиппа Аридея около полудня 24-го числа; в те же дни, когда Христос Своею смертию умертвил смерть, равноденствие было 23-го числа, при окончании его, около полуночи; а когда отцы составляли пасхальный канон, равноденствие было 21-го числа; ныне же у нас равноденствие вообще 18-го марта. Такое-то неравенство рождает малейший недочет времени (трехсотая часть дня) в движении светил, возрастающий понемногу, который и производит то, что светила как бы отодвигаются назад. Впрочем, ради этой причины неприлично изменять канон отцов; да и не можно составить другого, который бы столь же ясно показывал сказанные выше относительно Пасхи ограничения. Даже если бы мы и захотели это сделать, как некоторые думают, убавив канон двумя днями и начав это с 6841-го года: то невозможно было бы переубедить всех христиан во вселенной, чтобы они приняли новый канон. Притом, так как после каждых 304-х лет всякий раз опять будет возвращаться та же погрешность, ради которой каждый раз снова понадобится изменять канон: то лучше не предпринимать такого нововведения; потому что оно, кроме того, что не может, как сказали, не впадать снова в ту же погрешность, может быть еще поводом к важному смущению в Церкви. Кроме сего, ныне, при соблюдении канона отцов, главнейшее, что нужно соблюдать относительно Пасхи, соблюдается, - а именно, Пасха совершается после равноденствия и после равноденственной луны, всеми в одно время и в один день, без смущений. Сказать должно и то, что если бы новый периодический канон и был правилен по всему, нам случилось бы часто праздновать Пасху тотчас после иудейской, в следующий день; [Как было бы, например, и в 1887-м году.] ныне же наша Пасха совершается по меньшей мере спустя три дня после Пасхи иудейской. А это еще более согласуется с Апостольским правилом, определяющим не праздновать Пасху вместе с иудеями. Таким образом, привходящая относительно Пасхи погрешность как бы нарочно производит то, что настоящий закон еще лучше соблюдается. Но не безвременно, думаю, воспомянуть уже и об относящихся сюда узаконениях.

 

1-е правило Антиохийского собора говорит, что первый Никейский собор в присутствии благочестивого царя Константина произнес определение: не совершать праздника Пасхи христианам вместе с иудеями; потому что, отделившись от них законами и образом мыслей, прилично отдалиться от них и днями праздника. Того же, кто из клира дерзнет нарушить это правило и будет учить тому народ, собор наказывает лишением священства. А тех, кто дерзнет иметь общение с ними после извержения, правило наказывает не только запрещением священнослужения, но лишает и всякой чести вне алтаря, например, в кафедре и в другом. Ибо лишенные священства за какое-нибудь небольшое погрешение не лишаются внешней части. [Добавление - из Вальсамона.]

 

66-е правило VI Собора повелевает - от дня воскресенья до новой недели праздновать "во псалмех и пениих и песнех духовных, отказываться от конских ристалищ и народных зрелищ, и чаще собираться к священнослужениям", за то, что мы освобождаемся от рабства диаволу: истинному христианину, надлежит быть почти всегда готовым к принятию божественных Таин; ибо таким образом мы совоскреснем Христу от жизни дольной и земной, и вознесемся к премирному и духовному житию. Ищи еще в 1-й гл. буквы Q 61-е (72-е) правило Карфагенского собора.

 

89-е правило VI собора повелевает верным проводить дни страданий Спасителя в посте и молитве и сокрушении сердца; в средние же часы ночи по субботам прекращать пост, потому что евангелисты - Матфей и Лука, изречениями: позде в субботу (Мф. 28, 1) и: в глубокое утро (Лк. 24, 1), изобразили нам позднюю ночь. Итак, до 6-го часа ночи субботней надлежит поститься, но с 7-го часа пост оставлять; потому что веруем, что тогда Господь уже воскрес, а во дни Господние запрещено поститься.

 

Согласно сему и святый Дионисий Александрийский повелевает (в 1-м правиле) около тех же часов прекращать пост постившимся до Пасхи, из коих одни пребывают без пищи целую седмицу, иные два, три или четыре дня. Он говорит: выражение: "позде в субботу", сказанное Матфеем, означает не вечер, но глубокую ночь, потому что слово: "позде" показывает умедление и долгое время. Почему и прибавил: свитающу дню во едину от суббот. Иоанн же говорит: заутра, еще сущей тем; а Лука: во едину от суббот, утру глубоку сущу; Марк же: зело заутра, во едину от суббот, приидоша жены на гроб воссиявшу солнцу. Но "зело заутра" значит то же, что "утру глубоку".

 

О тридневном воскресении

 

Еще до света ночью жены пошли ко гробу и сидели при гробе до восхождения солнца. Хотя начало дня есть восхождение солнца, а начало ночи - захождение его: но закон гражданский и те, кто упражняется в искусстве звездосозерцания, полагают началом дня 7-й час ночи, а началом ночи - 7-й час дня. Поэтому и в священную ночь воскресенья Христова, так как тогда было весеннее равноденствие, выражения Евангелистов: "утру глубоку"... "зело заутра возсиявшу солнцу"... "еще сущей тме"... "позде в субботу"... "во едину от суббот"... изображают время после 6-го часа ночи, которое есть начало воскресного дня. Посему воскресение Господне именуем тридневным, по неложному Его Самого благовестию: потому что Он почил животворящею смертию в пяток, - это первый день; второй день - суббота; но почитие Господне коснулось и 7-го часа ночи, что уже есть начало воскресения, как сказано выше; итак воскресенье по счету есть уже третий день.

 

А "Ограда Церкви", "Книга разумения Евангельской истины", т.е. божественный Златоуст говорит: "воскреснуть ранее обещания причины нет, позднее - исполнило бы подозрения: уплачивающего долг ранее определенного срока разумный человек не повинит". Божественные Евангелисты описали ясно прихождения благоговейных жен и различные видения, какие оне видели относительно воскресения, - описали так, как сохранили в памяти, или, лучше, как внушило им божественное вдохновение. Впрочем, истинный час воскресения, был ли то седьмой или осьмой, ведом единому Воскресшему Богу.

 

Правила 34-е (43-е) и 73-е (84-е) Карфагенского собора повелевают объявлять, когда будет день Пасхи, на ежегодных соборах; день же собора определяют прежде десяти календ сентября, т.е. 21-го августа; потому что календами называются первые числа месяца. Если пред ними отнимешь 10 чисел, останется 21-го августа, потому что месяц этот имеет 31 день.

 

14-е правило Лаодикийского собора почитает неприличным во время Пасхи рассылать святые дары, как бы ради благословения, из прихода в приход. Это отцы праведно запретили как обычай неприличный и неблагообразный. Но это и ныне делают латины: во время Пасхи они раздают опресноки, по освящении, всему народу.

 

Закон

 

В первый день Пасхи, если не дано царского повеления в отмену, должны быть освобождены все заключенные в темницах, кроме святотатя, прелюбодея, похитителя дев, гробокопателя, чародея, отравителя, убийцы, отцеубийцы, или если найдется какой злоумышленник против царя или города.

Матфей Властарь

АЛФАВИТНАЯ СИНТАГМА

 

Глава 7-я. - о Святой Пасхе

 

Предприняв, по мере своего разумения и сил, изложение различных предметов, которые исследует предлежащая Синтагма - чтобы не опустить ничего из посильного для нас - неужели оставим без внимания Святую Пасху, в которую совершилось самое главное в домостроительстве нашего спасения - чтобы не привести в ясность для неведущих определения относительно ее и их причины? И кто может упрекнуть нас за это? Итак, прежде нежели предложим церковные определения о Пасхе, мне кажется, нужно войти в некоторые предварительные рассуждения об этом предмете. При этом мы отнюдь не будем терять из виду Пасху ветхозаконную: ибо образы должны вести к разумению того, как осуществилась истина.

 

По закону Моисееву установлено было совершать Пасху с 14-го дня первого лунного месяца. Этот первый месяц называется: у египтян - "Фаменоф", у греков - "Дистрос", у евреев - "Нисан", у римлян - "Март". В сем месяце солнце, обтекши противоположную нам часть вселенной, начинает входить в первую дванадесятную часть зодиакального круга, что любители этой науки называют равноденствием, началом месяцев, главою круга, пределом течения планет; предшествующий же месяц называется последним, конечною дванадесятною частию, концем кругообращения планет. И мы верим, что март есть первый месяц, потому что, как сказал Моисей, в это время повелел Бог произрасти древам, цветам, и траве; видим и на деле, что не по другому, а по этому порядку природы исполняется повеление Божие. Впрочем, сказанный месяц, как и все остальные, различается и наименованиями, и числом дней у каждого из вышепоименованных народов. Кроме того, природа совершает равноденствие каждый год в одно и то же время, потому что продолжение годичного времени всегда само себе равно и одинаково, а между тем счет дней и месяцев, как у прочих народов, так и у римлян, который у нас в употреблении, не допускает быть равноденствию ни в тот же час, ни в тот же день. Потому что, так как полнота годичного времени принимает к 365-ти дням еще почти четвертую часть дня: то, если в настоящем году равноденствие было около половины дня, - в следующем году оно будет около захождения солнца, и в последующем около полуночи, и так далее. Но так как опять излишек сверх 365-ти дней содержит не полную четверть дня, а без трехсотой доли, как это покажем впоследствии точнее, а между тем, считая дни и месяцы по обычаю римлян, мы прибавляем в каждый четвертый год к 365-ти дням по целому дню, то и необходимо, через 300 лет, равноденствие должно быть одним днем ранее. Например: в настоящем году [т. е. в 1335-м году.] равноденствие полагается у нас 18-го марта; через 300 лет оно будет 17-го, через другие 300 лет -16-го и так далее. Во времена Набонассара [Эру Набонассара считают с 26-го февраля 347-го года до Р. Хр. Aera Nabonassari означает введение нового календаря в Вавилоне, которым прежний постоянный лунный год заменен подвижным солнечным.] равноденствие было около конца вечера 25-го марта; во времена Филиппа Аридея оно было около полудня 24-го числа; [Этот Филипп, вероятно, есть царь Македонский, второй сего имени, живший за 300 лет до Р. Хр., прежде бывший полководец Александра Великого и по смерти Иердикки сделавшийся правителем государства, но в 319-м г. лишенный власти Антигоном.] когда же Христос принял за нас спасительную смерть, равноденствие было около полуночи 23-го числа того же месяца; а в настоящем году, как объяснено, 18-го числа того же месяца.

 

Посему ученейшие из иудеев, особенно те, которые жили в Иудее, каковы были Иосиф и Филон, мужи, в любомудрии достигшие совершенства, думали, что Пасху законную не должно совершать прежде равноденствия. Они говорили, что пасхальные жертвы [- от "перехожу" - жертвы прехождения, т.е. Пасхи, ибо с еврейского "Пасха" значит прехождение (Правосл. Собеседник, 1859).] заколать должно всем в одно время, после весеннего равноденствия, около половины первого месяца. Но невежествующие из евреев, живущие в рассеянии по вселенной, по неразумению считают первым месяцем тот, в который случается быть весеннему равноденствию, нисколько не заботясь о том, прежде или после его возсияет луна полным своим светом, ни о том, вполне ли вступило солнце в знак равноденствия или нет. Поэтому многие неосторожно совершали Пасху еще до равноденствия. О них-то, мне кажется, и определяет 7-е правило божественных апостолов, угрожая извержением из сана, если кто из принадлежащих к клиру будет праздновать святый день Пасхи вместе с иудеями, прежде весеннего равноденствия: именно, правило повелевает так наказывать не просто празднующего Пасху с иудеями, но прибавляет: "Празднующего с иудеями прежде весеннего равноденствия". Случается же, что во время пятого кругообращения луны, которому по необходимости соответствует основание 28-е (так обыкновенно называют излишнее число дней после 12 кругообращений луны), когда луна точно начинает делаться полною около 17-го числа марта, - иудеи совершенно безрассудно и опрометчиво в это время совершают праздник. Мы видим, что и ныне делают это иудеи, обитающие в наших городах. Но мы для своей собственной безопасности, оставляя иудеев, поступающих неблагочестно, переходим к следующему лунному месяцу, которого дни исчисляются в Апреле: в это время наша Пасха обыкновенно отдаляется от иудейской на большое расстояние дней. Так святые отцы весьма ясно и тщательно наблюдали законоположения божественных Апостолов, всего более заботясь поставить твердую преграду относительно того, чтобы, когда иудеи совершают Пасху после весеннего равноденствия, не праздновать вместе с ними. Это запрещает и первое правило Антиохийского собора, тщательно, как кажется, изъясняя смысл (указанного) Апостольского правила; потому что оно полагает два ограничения относительно Пасхи: а) не праздновать вместе с иудеями и б) ожидать весеннего равноденствия. За сими же по необходимости следуют два другие ограничения: в) совершать праздник в первое после равноденствия полнолуние, однако же г) и после равноденствия не вообще в какой бы то ни было день, но именно в первый после полнолуния день седмицы. Такие ограничительные определения соблюдаются твердо и доныне; но день воскресный после полнолуния у нас часто переносится на следующую седмицу по той причине, что мы каждый год прилагаем к Пасхе ветхозаветной два дня, и после них доходим до дня воскресного. И это случилось не по неведению и не по неискусству отцов, положивших о Пасхе такой закон, а причина сего переложения дней заключается в самом течении луны: так как годовое движение совершается в триста шестьдесят пять дней и почти с четвертью дня, как было сказано выше, средние же кругообращения луны в период 19-ти лет, исчисляемых с прибавлением в каждый четвертый год еще одного дня, восстановляются не в точности, а без 3-х лепт шестидесятых первых и без 37-ми шестидесятых вторых лепт одного дня: то, по сей причине, 304 года, однако же опять неполных, но без 57-ми лепт шестидесятых первых и без 52-х шестидесятых вторых дня, что уже весьма близко к целому дню, - совершается сказанное выше восстановление. Поэтому, при определении времени ветхозаветной Пасхи, справедливо прилагаются после полнолуния два дня; так как полнолуние не может в точности попадать на определенный отцами день, от того, что в 304 года теряется, как сказано, почти целый день. Таким образом, время, определенное для Пасхи, и движение светил произвели изъясненную выше несообразность. Впрочем, это нисколько не вредит благочестию, а еще и весьма ему способствует; потому что из сего еще яснее обнаруживается расстояние празднования между ветхою Пасхою и нашею; ибо малейшим расстоянием между ними полагается уже не один день, как прежде, а три дня. Посему-то конечно отцы перенесли и день Пасхи на воскресение: они почитали справедливым отвращаться от богоборного и безпразднственного праздника иудеев, и по возможности на дальнейшие расстояния отдаляться нашею Пасхою от их Пасхи. Это мы пространнее объясним впоследствии, где изложены будут и законы как равноденствия, так и полнолуний, в подробности. Там же покажем, в какие годы ясно открывается различие соединений.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь