Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Игра «Кто больше соберет картинок»



Цель. Научить детей различать на слух односложные и двусложные слова.

Ход игры

У игроков цифры 1 и 2 (у каждого по две цифры). У веду­щего картинки (можно использовать набор из предыдущей игры). Ведущий показывает картинку и называет ее, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Картинка вручается тому, кто раньше всех сосчитал слоги в слове и поднял соответствующую цифру. Игра про­должается до тех пор, пока не закончатся картинки для предъявления. Затем подсчитывается количество картинок у каждого игрока. Выигрывает тот, кто собрал больше кар­тинок.

Игра «Наведи порядок»

Цель. Научить различать одно- и двусложные слова по представлению.

Ход игры

Каждому играющему выдается набор картинок из одной лексической темы, но с разным количеством слогов в назва­ниях, и цифры 1 и 2. Задача играющих — как можно быст­рее разложить картинки на две группы, в зависимости от количества слогов в словах-названиях картинок. Выигры­вает тот, кто быстрей и с меньшим количеством ошибок спра­вится с заданием.

10


1.3. Различение на слух и по представлению односложных, двусложных и трехсложных слов

Настольная игра «Собери четыре»

Цель. Научить детей различать на слух односложные , двусложные и трехсложные слова.

Ход игры

Играют трое. У игроков цифры 1, 2 или 3 (по одной у каж­дого). У ведущего картинки из одной лексической темы, на­звания которых содержат один, два или три слога. Ведущий показывает картинки по очереди каждому играющему. Иг­рок должен вслух произнести слово и определить, содержит ли слово нужное ему количество слогов. Если слово не под­ходит, картинка кладется вниз, для повторного предъявле­ния. Выигрывает тот, кто первым соберет четыре картинки с нужным количеством слогов.

Примерный картинный материал для игры.

Животные дикие: лось, волк, рысь, бобр, лиса, медведь, соболь, белка, куница, бурундук, горностай, ондатра.

Животные (зоопарк): лев, зубр, тигр, слон, зебра, жираф, тюлень, шакал, кенгуру, бегемот, носорог, леопард.

Животные домашние: кот, конь, як, мул, коза, овца, сви­нья, осёл, корова, собака, нутрия, верблюд.

Птицы: грач, дрозд, клест, выпь, аист, дятел, сова, галка, сорока, ворона, ласточка, воробей.

Деревья: кедр, дуб, клен, ель, сосна, ива, тополь, липа, береза, осина, рябина, баобаб.

Цветы и травы: мак, мох, флокс, рдест, роза, кактус, лан­дыш, астра, ромашка, гвоздика, василек, лилия.

Еда: сыр, торт, суп, хлеб, масло, сало, вафли, пирог, мо­локо, колбаса, конфеты, шоколад.

Одежда и украшения: плащ, шарф, бант, брошь, платье, шуба, бусы, брюки, рубашка, перчатки, сарафан, запонки.

Посуда: нож, ковш, таз, бак, стакан, ложка, чашка, вил­ка, солонка, кастрюля, тарелка, самовар.


Игра «Кто больше соберет картинок»

Цель. Научить детей различать на слух односложные, дву­сложные и трехсложные слова.

Ход игры

У игроков цифры 1, 2, 3 (у каждого по три цифры). У ве­дущего картинки (можно использовать набор из предыдущей игры). Ведущий показывает картинку и называет ее, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Картинка вручается тому, кто раньше всех определил количество слогов и поднял нужную цифру. Игра продолжа­ется до тех пор, пока есть картинки для предъявления. За­тем подсчитывается количество картинок у каждого игро­ка. Выигрывает тот» кто собрал больше картинок.

Игра «Наведи порядок»

Цель. Научить различать односложные, двусложные и трехсложные слова по представлению.

Ход игры

Каждому играющему выдается набор картинок из одной лексической темы, но с разным количеством слогов в назва­ниях картинок, и цифры 1, 2 и 3. Задача играющего — как можно быстрее разложить картинки на три группы под циф­ры в зависимости от количества слогов в словах-названиях картинок. Выигрывает тот, кто быстрей и с меньшим коли­чеством ошибок справится с заданием.

1.4. Различение односложных, двусложных, трехсложных и четырехсложных слов

Настольная игра «Один, два, три, четыре»

Цель. Учить делить слова на слоги и подсчитывать коли­чество слогов в каждом слове.

Ход игры

У игроков карточки с цифрами от 1 до 4 и карточки с кар­тинками (по 4 картинки на каждой карточке). Все картинки на карточках относятся к одной лексической теме, напри-

12


мер, цветы, и содержат разное количество слогов: 1, 2, 3 и 4 слога. У ведущего цифры от 1 до 4. В процессе игры ведущий поднимает цифру, а дети называют предметы, нарисованные на картинке, по слогам, считают количество слогов в каж­дом слове и закрывают карточкой-цифрой соответствующую картинку.

Выигрывает тот, кто быстрее закрыл свои картинки.

Примерные листы с картинками для игры:

Овощи: лук, репа, огурец, кукуруза.

Цветы: мак, роза, ромашка, колокольчик.

Деревья: вяз, липа, береза, акация.

Птицы: грач, дрофа, ворона, жаворонок.

Животные: волк, белка, горностай, броненосец.

Одежда: шарф, брюки, рубашка, комбинезон.

1.5. Выделение последнего слога из слова на слух

После того как ребенок будет уверенно произносить слово любой слоговой структуры по слогам, можно привлекать его внимание к отдельным слогам в слове. Легче всего выделя­ется последний слог в трехсложном или четырехсложном слове, так как имеющаяся опора из начальных двух или далее трех слогов помогает угадать, какое слово задумано, и пра­вильно его закончить. Данный вид работы легко предъявлять устно, в сочетании с движениями.

Игра «Закончи слово» (с перекидыванием мяча)

Цель. Выделение последнего слога из слова, расширение словарного запаса по заявленной теме, развитие слухового внимания, координации движений.




Ход игры

Играющие стоят в кругу, в центре — ведущий с мячом. Перед началом игры договариваются, по какой теме будут называть слова. Ведущий бросает мяч любому игроку и од новременно произносит начало слова без последнего слога. Игрок должен поймать мяч и закончить слово. Он же начи­нает новое слово и бросает мяч ведущему. Игра должна про-

13


ходить в быстром темпе, поэтому при задержке мяча игроку предлагают покинуть круг. Выигрывает тот, кто останется вдвоем с ведущим.

Подходящими темами для этой игры будут: одежда, еда, школа, игрушки, игры, спортивное оборудование, — то есть такие, по которым можно подбирать слова, оглядываясь вок­руг, так как подбирать слова следует быстро, а словарный за­пас детей по другим темам еще невелик. К игре предусматри­ваются в качестве опоры картинки. Если словарный запас группы играющих бедный и дети не могут самостоятельно подбирать слова по заявленной теме, игроку следует возвра­щать мяч ведущему после того как закончено слово, без свое­го хода. В таком случае начинать слова будет только ведущий, из круга выходит тот, кто не сможет закончить слово.

1.6. Выделение первого слога из слова на слух

Данный вид работы вначале проводится с использовани­ем большого количества одинаково начинающихся слов, что­бы ребенок заметил общую часть и смог правильно ее назвать. Пропускать первый слог и играть по типу «Восстанови сло­во» не получится: дети будут воспринимать искаженную часть без первого слога как какое-то незнакомое еще им сло­во. Данное задание возможно на этапе чтения, когда появит­ся опора в виде букв.


Игра «Подбери по четыре»

Цель . Научить детей замечать общее качало в словах, раз­вивать фонематический слух, первоначальный навык чтения слогов по подражанию.

Ход игры

Играющие сидят вокруг стола. Перед началом игры они выбирают себе карточку с прямым слогом и кладут ее пе­ред собой. Таким образом каждый выбрал себе общее на­чало всех слов-названий картинок, которые ему предсто­ит собрать (по четыре картинки). Затем ведущий показы­вает игрокам картинки, не называя их. Названия карти­нок начинаются с ударных слогов. Игрок должен назвать

14


нужную ему картинку и тот слог, с которого начинается данное слово. Выигрывает тот, кто раньше всех собрал че­тыре картинки, или у кого будет больше всех картинок (если дети будут ошибаться и не будет стопроцентного ре­зультата). Играть можно и без ведущего, в таком случае картинки лежат в центре стола изображениями вниз, а иг­рающие по очереди берут их и выясняют, нужна ли им дан ная картинка. Если картинка не подходит, ее кладут вниз стопки.

В играх нужно строго соблюдать правила и не выдавать незаслуженных очков. При честном, справедливом, но стро­гом судействе дети привыкнут соблюдать правила, что по­может им в школе, где жизнь будет очень регламентирова­на.

Примерные картинки для игры.

Со слогом 6а -: бабочка, бабушка, баня, башня.

Со слогом ко -: корень, козы, косы, кофе.

Со слогом ло -: лоси, лошадь, лотос, ложка.

Со слогом по -: ножик, ноты, носик (у чайника), номер.

Со слогом па -: папоротник, палец, памятник, парус.

Со слогом ра -: рама, радуга, радио, раки.

Со слогом ро -: роза, робот, ролики, роща.

Со слогом са -: сало, сани, сахар, сари.

1.7. Выделение первого и последнего слога из слова на слух

Этот вид работы проводят с помощью игр типа «домино», но карточки подкладывается только справа. Первая карточ­ка помечается специальной звездочкой и левая половинка у нее пустая. Такое движение в игре слева направо закрепля­ет общее направление работы при чтении и на письме. Ребе­нок непроизвольно привыкает двигаться по направлению слева направо и сверху вниз.


Игра «Цепочка слов»

Цель. Научить детей выделять в словах первый и после­дний слоги.

15



Ход игры

Карточки для игры раздают играющим поровну, их надо выложить перед каждым игроком сверху вниз. Начинается игра с карточки, помеченной звездочкой. Играющий выстав­ляет эту карточку, называет картинку на ней и выделяет пос­ледний слог в этом слове. Дети ищут на своих карточках сле­ва такую картинку, у которой первый слог совпадает с дан­ным слогом, и выкладывают ее рядом с первой. Затем ана­лизируется картинка, расположенная на второй карточке справа: в ней снова выделяется последний слог. Таким обра­зом, в названиях картинок, расположенных слева выделя­ется первый слог, а в названиях картинок, расположенных справа — последний слог.

Игра должна завершиться, когда будут выложены все кар­тинки, последняя карточка — с пустой правой половинкой.

Примерные карточки для игры:



БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Первичное чтение открытых и закрытых слогов и слов из двух открытых слогов

2.1. Чтение слогов по таблицам

Убедившись в стойкости навыков выделения слогов из слов при их произношении, можно приступать к чтению сло­гов и слов. Обучение детей чтению открытых слогов (СГ) про­водится с помощью слоговых таблиц или абаков (подвижных таблиц). К этому времени ребенок должен знать графичес­кий образ всех гласных букв и хотя бы нескольких соглас­ных.

Первые таблицы состоят из слогов, в составе которых одна согласная буква сочетается со всеми гласными; следующий набор таблиц — разные согласные сочетаются с одной v той же гласной. Работая с абаками, нужно соблюдать такую же последовательность.

Таблица 1. Одна согласная + все гласные


17


Таблица 2. Несколько согласных + одна гласная буква

Если у ребенка возникают трудности в прочитывании от­крытых слогов, нужно предложить ему прочитать таблицы, состоящие из закрытых слогов (ГС).

Таблица 3. Все гласные + одна согласная буква

Таблица 4. Одна гласная + несколько согласных букв

2.2. Добавление второго слога до слова

Долго задерживаться на чтении слогов не стоит; лишь только усвоено слияние, нет побуквенного чтения (ни в коем случае нельзя даже давать образец такого чтения: смотри, это [мэ], это [а], получится [ма]; давайте образец только слит­ного прочитывания слога), можно приступать к чтению слов. Вначале читаем с опорой на картинку. Чтобы не превращать чтение в простое называние картинки, слегка усложним за­дание: подпись под картинкой дадим с пропуском последне­го слога. Этот слог ребенок выберет из предложенных веду щим и подставит в конец слова.



Игра «Закончи слово»

Цель. Обучение осознанному чтению слов, состоящих из двух открытых слогов.

Ход игры

Играющие получают несколько карточек (о количестве договариваются перед игрой) с нарисованными картинками и подписями к ним (с пропуском последнего слога). У веду­щего карточки со слогами в необходимом количестве (то есть, сколько имеется карточек со слогом — ЗА, столько слогов -ЗА нужно предъявить). Ведущий показывает карточки, а дети выбирают себе нужные слоги, прочитывают получив­шееся слово и откладывают в сторону готовую карточку. Выигрывает тот, кто раньше всех правильно прочитал свои слова.

18


19


Примерный картинный материал для игры. Карточки со слогом –ЗА


Остальные наборы:

Карточки со слогом -ЖА: кожа, ложа, лужа, лыжа.

Карточки со слогом -СА: лиса, коса, оса.

Карточки со слогом -СЫ: часы, усы, бусы, косы.

Карточки со слогом ~ША: каша, чаша, Миша, Маша.

Карточки со слогом -БА: жаба, шуба, рыба, баба, Люба.

Карточки со слогом -ПА: лапа, липа, репа, лупа, папа.

Карточки со слогом -ДА: сода, еда, вода, Люда,

Карточки со слогом -ТА: вата, фата, мята, нота.

Карточки со слогом -ГА: нога, дуга, гага, чага.

Карточки со слогом -КА: рука, мука, щука, щека.

Карточки со слогом -ЛА: пила, юла.

Карточки со слогом -ЛО: мыло, шило, сало.

Карточки со слогом -ЛЫ: золы, вилы.

Карточки со слогом -РА: нора, кора, Вепл, Юра,

Карточки со слогом -РЫ: куры, шары.

Карточки со слогом -МА: мама, рама, пума, дома.

Карточки со слогом -НА: шина, луна, иена, Нина, Лена-Карточки со слогом -ХА: муха, уха, доха.

Для игры раздаются любые карточки, но можно подобрать с парными звуками П — В, 3 — Ж, С — (.;! и т.д.

На этом же принципе — закончи слово, добавляя второй слог, — основана игра без использования картинок.




Игра «Добавь слог»

Цель. Обучение осознанному чтению слогов из двух от­крытых слогов.

Ход игры

У детей карточки с первыми слогами слов (по четыре кар­точки), у ведущего — вторые слоги. Дети раскладывают сло­ги в столбик, сверху вниз. Ведущий поднимает карточку со

20


слогом и прочитывает его. Дети выбирают нужные слоги, подкладывают карточки со слогами к соответствующему на­чалу каждого слова и прочитывают слова целиком. Выигры­вает тот, кто раньше собрал и прочитал все свои слова.

С этим же набором карточек можно играть без ведущего, это более сложный вариант игры. В данном варианте не ведущий озвучивает второй слог, а каждый играющий. В центре стола лежат стопкой карточки со вторыми (конечными) слогами над­писями вниз, у детей — первые слоги. Дети по очереди откры­вают верхний слог; каждый ребенок оценивает, подходит ли слог к его слогам, и, если да. кладет на нужное место в слово, а если нет, возвращает слог в банк, в самый низ стопки.

Примерный материал для игры.
1 слог           2 слог           1 слог           2 слог

Ли                за                  ру                  ка

Са                 ша                 си                 л а

лу                 жа                 мо                 ре

чу                  до                  се                   ло

Пособие «Слоговое домино»*

Пособие «Слоговое домино» входит в комплект пособий по формированию у детей первоначального навыка слогово­го чтения слов, состоящих из открытых слогов (СГ).

Слоговое домино выполнено в двух вариантах: первый вариант предполагает составление двусложных и трехслож­ных слов по карточкам с изображением половинок предме­тов и соответствующих слогов; второй вариант — составле­ние двусложных и трехсложных слов по карточкам со сло­гами. Каждый набор окрашен своим цветом. Перед проведе­нием игры наборы домино следует вырезать, собрать по цве­там и разложить по конвертам. Играют отдельно с каждым набором домино.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь