Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раскройте особенности одного из стихотворений русских поэтов ХХ в. о Родине, родной природе. Прочитайте его наизусть.
Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке». В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. В этой строфе нет нарочито поэтических слов и выражений, но выражается мысль о том, что очарованье русского пейзажа доступно не каждому человеку. Размер стихотворения: 5-стопный ямб, с пиррихиями. Рифма перекрестная. Аллитерация в двух первых строках: С утра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, неочарованных людей. Поэт показывает нам человека, не обремененного работой, который не обращает внимания на природу, которая работает, трудится: разворачивает новые листья на деревьях, выгоняет травы, создает плоды. Природа занята ежедневной, обыденной, не видной человеческому глазу работой, она как цельное существо со своим разумом и самосознанием не хочет замечать «нас, неочарованных людей», не подверженных ее чарам; вышедших из ее лона, но порвавших с нею связь. И лишь когда за темной чащей леса Вечерний луч таинственно блеснет, Обыденности плотная завеса С ее красот мгновенно упадет. С наступлением вечера природа словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается и с помощью звукописи. Вздохнут леса, опущенные в воду, И, как бы сквозь прозрачное стекло, Вся грудь реки приникнет к небосводу И загорится влажно и светло. С помощью олицетворений автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке – приникать грудью к небосводу. Вся строфа представляет собой развернутую метафору, включающую в себя сравнение и сплавленную с олицетворением: по существу речь идёт об отражении деревьев и закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает картину, и мы с естественного языка образов с трудом переводим на язык рациональности. В первой строке настроение создаётся повторением гласных [о] и [у], во второй строке «работает» согласный звук [к], создавая ощущение твёрдой преграды, препятствия. Затем чувства словно прорываются через эту преграду, наполняются звучанием, сонорностью: «грудь реки приникнет». В конце третьей и в четвертой строке появляется звучный [в] и его сочетания с сонорным [л], передающее ощущение насыщенности и силы. Вернемся к первой строфе и сравним ее изобразительную скупость с богатством четвертой строфы. Мысль, заложенная в начале, ярко и стремительно разворачивается в образах. Художественная форма наполнена глубоким смыслом. Из белых башен облачного мира Сойдет огонь, и в нежном том огне, Как будто под руками ювелира, Сквозные тени лягут в глубине. Небо превращается в таинственный мир, где облака – белые башни, из которых нисходит на землю закатный свет – нежный огонь (развернутая метафора). Аллитерация создает ощущение пластичности первой строки. Во второй строке «работает» звук [o]. Природа рисует не на поверхности, а в глубине реки тончайшие картины, создаёт yзopы с точностью и изяществом ювелира, тем самым поверхность реки уподобляется драгоценному камню: одно сравнение вызывает сложный ассоциативный ряд. На память приходят драгоценные геммы с изящными изображениями, проступающими словно бы из глубины камня. И чем ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг, Тем необъятней делаются дали Речных лугов, затонов и излук. Мы привыкли к тому, что деталь противопоставлена широте. Так, например, фотографируя крупно какой-нибудь цветок, мы знаем: то, что на заднем плане, выйдет несколько размыто. С другой стороны, если мы будем фотографировать панораму, то детали не будут видны с ясностью и точностью. Начало шестой строфы – «И чем ясней становятся детали...» – словно готовит нас к этому противопоставлению, в том числе и своей «непоэтической, научной лексикой («детали», «предметы»), но всё оказывается иначе: дали делаются необъятными, то есть более глубокими; не размытыми, а тоже более четкими. Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь. В творчестве зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности, неразрывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения звучит торжественная, ликующая мелодия мира. Человек – не существо, которое пытается навязать бездушной природе свои житейские категории. Человек, пытающийся познать природу, насыщенную и одухотворенную в своем постоянном творении жизни, человек, ощущающий своё неразрывное единство с ней, – вот образ, которым заряжена поэзия Заболоцкого. Мы видим, что Заболоцкий начинает стихотворение с мысли, которая разворачивается в образ. Образ расширяется до мелодии, заполняющей душу человека. В этом стихотворении ярко выражена формула поэтического творчества Заболоцкого: мысль – образ – музыка. Музыка – не выражение душевных тайн личности, но гармония всеобщей жизни («Жизнь потоком светящейся пыли...», «Горит весь мир, прозрачен и духовен...»).
2 «Повесть о житии …Александра Невского» была написанав 80-х гг. ΧІІІ в.Цель данного «Жития…» - прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли. Александр Невский - бесстрашный, храбрый, справедливый правитель, великий полководец, живущий по христианским заповедям, тихий, приветливый, мудрый праведник, человек высокой духовности, подлинный защитник земли Русской. Автор («самовидец») повествует о трёх подвигах Александра Невского: битве на Неве со шведами (1240 г.), о Ледовом побоище с немцами на Чудском озере (1242 г.), о поездке в Орду. Битва на Неве - это было первое серьезное испытание для молодого князя, которое он выдержал с честью, при этом проявив качества не только блестящего полководца, но и мудрого политического деятеля. С маленькой дружиной, не дожидаясь помощи от отца и других князей, Александр отправился в поход. По пути он объединился с ладожанами и внезапно напал на шведский лагерь. Русское войско разбило шведов. При огромных потерях неприятеля русичи потеряли 20 человек. Есть мнение, что потери в войске Александра несколько занижены, но вместе с тем значение битвы на Неве очевидно – несмотря на монгольское иго, Русь была способна защищать свои границы. Безоговорочная победа была очень важной для двадцатилетнего князя. Она принесла ему громкую славу и почетное имя – Невский. Битва на Чудском озере в истории получила название Ледового побоища. Эстонцы и немцы, движущиеся «свиньей» (клином), пробили передовой отряд русских, но вскоре были окружены и уничтожены. Два первых подвига отличаются от третьего тем, что первый и второй - «бранные», т.е. военные. 3-й подвиг - это подвиг самопожертвования.Александр Невский поехал к хану отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу. Александр Невский рисковал собственной жизнью, но не побоялся лично поехать к хану. Новгородский князь побеждал любого неприятеля на поле брани, но при этом мог, проявляя особые организаторские и дипломатические способности, уступить более сильному врагу, чтобы спасти свой народ от напрасных жертв. Духовный подвиг: Возвращаясь в 1263 году из своей четвертой по счету поездки в Орду, Александр заболел. В Городце, который расположен на Волге, чувствуя, что его дни сочтены, князь принял монашеский постриг, а 14 ноября его не стало. «Житие Александра Невского» рассказывает нам о жизни великого человека, вклад которого в историю Государства Российского трудно переоценить. Подвиги Александра Невского, его жизнь, победы на поле брани и заслуги на дипломатическом поприще заслуживают восхищения и уважения.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы