Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вы несете с собой, вокруг себя и в себе атмосферу, созданную вашими действиями, и если то, что вы делаете, красиво, благостно и гармонично, то и атмосфера эта будет красива, благостна и гармонична.



- Мать (Мирра Ришар). "Путь, освещенный солнцем"

Хотя такие средства йоги, как пранаяма, асана и виньяса-крама, очень впечатляют и их интересно изучать, однако это может привести к привычке накапливать экзотические методы, забывая, ради чего мы приступили к духовной практике. Патанджали видел опасность предоставления слишком большого количества методов и внешних средств без напоминания читателям о том, что это по сути очень простой процесс. Действительно, все, что нам нужно делать, - это упорно трудиться и посвятить себя богопознанию. Поэтому Патанджали начал главу о практике с простой трехступенной схемы достижения просветления, называемой крийя-йога,

Как и слово "карма", крийя происходит от санскритского корня кри ("делать"). Под кармой понимается любое действие, а крийя - действие, направленное на очищение. Криии представляют собой очистительные действия, выполняемые ради освящения жизни и продвижения по пути богопознания.

Тапах-свадхъяешвара-пранидханани крийя йогах (ЙС, 2.1)

Жгучее желание Самоосоэнания, самоизучение и преданность Богу составляют йогу действия.

Трехступенная система Патанджали - это очень прямой путь. В этой сутре сказано, что в духовной практике нужно совмещать упорную физическую работу с изучением текстов, а мотивацией должна быть преданность. Здесь Патанджали сообщает нам, что совертепным действием будет лишь то, которое удовлетворяет трем критериям: тапас , (жгучее желание духовной практики), свадхьяя (изучение "Я") и шиварапранидхана (преданность Богу). тапас: жар; свадхьяя: изучение священных текстов и высшего "Я"; ишварапранидхана: посвящение, отдача Богу всех своих мыслей, слов и дел.

Как же нам наполнить свою садхану (духовную практику) этими тремя элементами?

Чтобы сделать свою садхану тапасичной (пламенной), некоторые индийские садхаки предпринимают чрезвычайные меры. Стоять на одной ноге в течение многих лет или держать руку над головой, пока она не засохнет, - вот примеры тапаса (аскезы), которым индийские йоги занимались на протяжении тысячелетий. Стоять целый день в холодной воде, доходящей до подбородка, или сидеть под палящим солнцем в центре огненного круга, держа па голове горшок с углями, -это тоже классический йоговский тапас. Но вам, чтобы привнести в свои занятия йогой тапас, нет необходимости ударяться в такие крайности (хотя, если вы очень этого хотите, мы не станем вас отговаривать)!

Патанджали говорит, что духовная практика должна преобразовывать нас в огне своих трудностей и возжигать в нас огонь, в котором сгорает эгоизм. Это внутреннее понимание жертвенного огня ведийской Индии. Элемент огня в теле используется для сжигания грязи. И главным загрязнением, конечно, является авидья (незнание высшего "Я"). А подношение, бросаемое в огонь, -это эго, низшее "я". ;

Ваша садхана - праиаяма, асана, медитация или что-то еще - будет тапасом, если вы придерживаетесь ее постоянно и в течение длительного времени. Эти виды деятельности будут тапасом, потому что они идут вразрез с устройством современной жизни. Оставаться самодовольными и не меняться намного легче, но такая апатия не привнесет в вашу жизнь преобразующий жар.

Основой метода свадхьяи (изучения высшего "Я") является чтение священных текстов. В них содержатся указания по нравственным, праведным действиям йога в мире. Чтение жизнеописаний просветленных существ, осознавших "Я", - это тоже форма свадхьяи. Своей жизнью они явили пример единства совершенных намерений и совер- , шенных действий. На пути нашего собственного духовного развития святые являются образцами для подражания. !

Еще одна форма свадхьяи - воспевание имен Бога. Говорят, что санскритские песнопения содержат вибрационную сущность формы призываемого Бога. Если мы многократно повторяем эти звуки, наши клетки начинают резонировать на том же уровне i вибраций. Повторение санскритских имен Бога создает внутри нас форму божества.

После тапаса (очищения) и свадхьяи (изучения высшего "Я") третьим компонентом крийя-йоги является ишварапранидхана (преданность Богу). Ишвара -это Бог. Бог в такой форме, которая может быть визуализирована и которой вы можете проявлять свою преданность. Ирана - это жизненность, энергия жизни, Дхапа означает "дар энергии". Без такой преданности любые средства йоги приведут лишь к развитию привязанностей и корыстных интересов. Патанджали рекомендует нам посвящать Богу 't каждую свою мысль, каждое слово и дело.

Один ученик рассказал нам, что он выполняет трудные асаны, но не уверен" идет ли это ему на пользу. Во время занятий он чувствует себя хорошо, но позже его переполняет сильное чувство гнева и он начинает ругаться с друзьями и сотрудниками. Он спрашивал, не бросить ли ему заниматься йогой.

Мы ответили, что у Патанджали есть рекомендация именно по такой проблеме: иш-варапранидхана. Для концентрации энергии, высвобожденной асанами, ученику нужна была благородная и возвышенная цель. Мы предложили ему выбрать кого-либо или что-либо, олицетворяющее это благородное и возвышенное стремление, и направлять туда всю энергию, полученную от занятий.

Методы йоги усиливают и корректируют течение праны. Если мы не направляем этот поток вверх, он будет питать любые тенденции, проходящие через ум. Если в уме есть гнев, занятие йогой усилит ваш гнев. Но если ум сосредоточен на преданности Богу, будет усилена эта преданность.

Психотерапевтический эффект йоги заключается в ее способности выносить на поверхность неосознававшиеся прежде чувства. Если не посвящать постоянно свою деятельность Богу, то вырвавшиеся эмоции могут вас переполнить. Но когда освобожденная энергия направляется не на проявление подсознательных эгоистических эмоций, а на богопознание, это становится не порабощением, а освобождением.

Чтобы занятия йогой приносили очищение, они должны удовлетворять всем трем указанным в "Йога-сутрах" критериям крийи. Например, выполнение сложных асан может быть тапасом. Вы можете сильно потеть и заметить, что в пылу занятия вы вышли за пределы того, что, как нам казалось, является физическим ограничением тела. Вы можете даже почувствовать, как благодаря жару занятий тело очищается. Но если во время выполнения асан бы будете поглощены воспоминаниями о конфликтах с сотрудниками по работе или сравнением сиоих способностей с чужими, значит, вы забыли о главном компоненте очищения - об ишварапраиидхаие, преданности Богу, которая требует отказа от всех эгоистичных мотивов.

Если вы смотрите по сторонам, наблюдая, как выполняют асану другие ученики, значит, в данное время вы не занимаетесь свадхьяей (изучением высшего "Я"). В этот момент вы весьма заняты своим маленьким "я".

Изучение "Я" включает в себя возможность установить, где заканчивается потребность и начинается жадность. А это возможно, лишь когда мы экспериментируем со своим телом и умом -пока не научимся уходить от суеты и беспорядка.

Вероятно, вы встречали людей, которые как одержимые накапливают дома какие-то вещи: от газет и до старой одежды. Мы удивляемся, как они могут жить, не имея в доме свободного места. Но в голове у нас точно такой же беспорядок. С того момента, как мы поселились в этом теле, мы накопили привычки, предрассудки, влечения и отвращения, отношения, условности и другие особенности характера.

Люди, которые накапливают дома вещи, быстро привыкают к беспорядку. Им кажется нормальным, что негде сидеть, спать, есть и даже жить. Но и мы тоже привыкли к беспорядкам внутри себя. Они даже имеют имена; "Этот беспорядок - Франк, ирландский католик, "телец", водопроводчик, живущий в Верхнем Вест-Сайде". И мы живем в страхе потерять хотя бы малую часть этого хлама.

Созидание не может иметь места, если нет места для него. Когда вы покупаете дом, вы покупаете место: пространство,окруженное стенами. Чем больше пространства, тем ценнее дом. Если в вашем уме нет пространства, вы не сможете ни о чем думать. Вы не можете пригласить гостя в дом, если в вашем доме нет места. Точно так же вы не можете получить новую мысль, если в вашем уме нет для нее пространства.

Внешнее пространство -это первая и старшая из стихий, без которой творение невозможно. Таким же образом, внутреннее пространство является первой и старшей из внутренних стихий, без которой в вашем уме невозможно никакое мышление.

Почему многие люди являются творческими личностями? У них в уме есть свободное пространство. Почему многие люди - дураки? В их уме совершенно нет свободного пространства. Их ум, как мебельный склад, всегда переполнен мыслями.

Никто не глуп и никто немудр. Глупыми или мудрыми вас делает именно пространство. Если в вашем уме есть место, вы станете мудрыми, но если места нет... Если у вас нет никакого пространства в уме, вы не сможете понимать Бога ("Я есмь"), и наоборот, если у вас в уме есть пространство, согласно его количеству и качеству вы сможете заметить в себе действие "Я есмь" (Бога).

- Шри Брахмананда Сарасвати. "Магнетизм: земной и небесный"

Сат-сангатве нихсангатвам Нихсангатве нирмохатвам Нирмохатве нишчала-таттвам Нишчала-таттве дживан-муктих Бхаджа Говиндам бхаджа Говиндам Бхаджа Говиндам мудха-мате[32] Пребывание в среди благородных и добродетельных приводит к непривязанности. Непривязанность дарует свободу от заблуждений. Свободные от заблуждений, мы чувствуем неизменную реальность. Постигнув неизменную реальность, мы достигаем освобождения в этой жизни. ("Я есмь" - это океан сознания. Постигнув его, мы знаем: "Хотя у меня есть тело и ум, я не являюсь ни телом, ни умом".) Познай Говинду, познай Говинду, познай Говинду в своем сердце, о мудрый. (Песнопение Шанкарачарьи, перевод Шри Брахмананды Сарасвати)

Патапджали называет этот беспорядок чшпта-вритти ("вихри ума"). Ум, дезинформированный чувствами, считает реальным замеченное им, а к невидимому относится как к нереальному. Результатом такого непонимания мира становится погоня за удовольствиями и бегство от страданий. Все клеши (загрязнения, препятствия) происходят от первичной клеши, которой является авидья. Обычно это слово переводится как "неведение", но неведение подразумевает, что человек чего-то не знает, в то время как авидья в действительности означает: то, что вы считаете истинным, на самом деле ложно. Поэтому иногда лучше переводить слово авидъя как "незнание своего "Я"", "ложное знание" или "заблуждение".

Авидья порождает и другие клеши: асмиту - чрезмерное отождествление с эго, гордость;рагу - чрезмерное влечение к приятному; двешу - чрезмерное отвращение к неприятному; абхипивешу - страх смерти, чувство незащищенности. Крийя-йога является программой, которую Патанджали предложил в качестве средства очищения от клеш и удаления беспорядка из нашего ума и тела; это программа создания места, в котором может поселиться благодать.

Авидья возникает потому, что мы привыкли верить свидетельству своих органов чувств. Если вы можете что-либо видеть, слышать, обонять, осязать и даже попробовать на вкус, значит, это должно быть истинным! Но в царстве органов чувств истина относительна. Моя правда не может быть вашей правдой. Время идет, и сегодня вчерашняя истина уже становится мифом, а здания (и тела) разрушаются, как бы прочны они пи были.

В словаре йоги "истинное" означает "истинное всегда, никогда не меняющееся". Погрязнув в трясине органов чувств, мы ошибочно думаем, будто они приведут нас к истине, В погоне за ней мы стремимся к удовольствию и избегаем боли. Но как бы трудно ни было получить удовольствие, нам его никогда не будет достаточно, потому что счастье, которое оно дает, временно. Как бы быстро мы ни убегали от боли, она тут же поймает нас за углом. На пути к истине влечение и отвращение - это тупик.

Свадхьяя означает "само-изучение". Адхъяя значит "изучать", а сва - "свое". Свадхьяей традиционно называют духовное обучение, включающее в себя повторение наизусть священных писаний и мантр. Свадхьяя может также происходить в форме сатсанга с просветленным мастером: чтения книги мастера или встречи с ним. Чтобы постичь Вселенскую Истину, мы можем изучать слова и действия людей, которые достигли высшего "Я" и избавились от страданий. Когда' мы изучаем книги просветленных существ, поем с ними и ищем общения с ними, мы теряем отождествление с телом и умом. Если мы соединяемся с истинным "Я", отождествление с ложным "я" отпадает само собой. А когда уходит отождествление с ложным "я", возникает знание бессмертия.

Это ослабляет абхинивешу (страх смерти). Нашей опорой становится обретенное в процессе свадхьяи знание о бессмертии души. Страх смерти часто посещает нас потому, что мы ошибочно считаем, будто смерть нашего тела является нашей смертью. Как ни странно, если нам удается отпустить эти страхи и отстраненно наблюдать за системой ум-тело, наша жизнь становится намного насыщеннее. Тогда нам намного легче играть свою роль в драме жизни. Отказ от привязанности к эго и к миру, воспринимаемому пятью органами чувств, - это не отрицание эго или мира; это усилие по уничтожению страданий, вызванных неведением. Это истинный поиск счастья.

 

Отказ от привязанности к эго и к миру чувств является тапасом, а следовательно, и очищением. Сознательно и терпеливо переносить нечто, что нам неприятно, но делает нас мудрее и жизнерадостнее, - это тапас. Исследование высшего "Я" дает возможность постичь истину бессмертной души, но, чтобы держать ее при себе, нам нужно ежедневное напоминание. Таким напоминанием является практика йоги: асаны, прана-ямы, нравственное вегетарианство и остальные аспекты садханы, которой мы изо дня в день придерживаемся ради познания Бога.

Патанджали понимал, что трехтупенная система крийя-йоги хотя и истинна, но довольно трудна и не содержит практических методов, без которых некоторым людям не достичь просветления. Именно поэтому в "Йога-сутрах" он также предложил более детальную, восьмиступенную систему, которая называется аштанга-йога, или раджа-йога,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь