Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Распространение наемничества.



Обогащение одних и обнищание других вело к резкому общественному разделению. Появилось много разорившихся граждан, не обладавших землей и не имевших возможности участвовать в общественных трапезах. Богачи скупали большие участки, и бедняки исключались из гражданского коллектива. Происходило "вымывание" среднего слоя собственников, а с ним - и непосредственной опоры полисной системы. Если до войны небогатые земледельцы могли обеспечивать себя, то теперь они оказывались за чертой бедности. Появилось большое количество маргиналов, исключенных из общества, но вынужденных добывать средства к существованию. Это одна из главных причин широкого распространения наемничества в первой половине IV в. Полис нанимал воинов и заключал с ними договор - война превращалась в источник прокормления и финансовое мероприятие. Несоблюдение соглашения влекло за собой необходимость уплаты неустойки, так как солдатское жалование являлось капиталом и для воинов речь шла не о патриотизме, а о том, где больше заплатят, поэтому они с легкостью переходили от одних нанимателей к другим, если те сулили золотые горы.

Поначалу наемники надеялись, накопив денег, вернуться к мирному труду, но постепенно эти мечты исчезали, поскольку воину, отслужившему в армии 10-15 лет, сменить избранную профессию было уже нереально. Таким образом, наемничество к середине IV в. становится в Греции действующим фактором. Возвращению наемного отряда из десяти тысяч воинов в Грецию из Азии посвящено известное произведение последнего историка эпохи классики Ксенофонта1 "Анабасис". Ксенофонт являлся одним из участников этого похода.

Развитие наемничества - результат нежелания граждан воевать самим, что свидетельствовало об изменении гражданского мировоззрения, поскольку при совпадении в полисе военной и гражданской организации, ополчение являлось одним из структурных элементов города. Когда становится безопаснее и выгоднее вместо себя нанять и отправить на войну чужаков, люди перестают быть полноценными гражданами.

Развитие наемничества имело ряд последствий. С одной стороны, процветало ремесло, связанное с изготовлением оружия, а с ним совершенствовалось и военное дело; с другой, бесконечные войны стали неотъемлемой чертой жизни греков первой половины IV в., что вело к разрушению экономики в принципе, поскольку наемники разоряли дома, выжигали поля и уничтожали еще остававшееся в Греции производство.

Широко распространилось рабство, основным источником которого оказывались военнопленные, в первую очередь, из восточных азиатских областей. Любой солдат, стоило ему попасть в плен, тоже мог превратиться в невольника. Впрочем, греки предпочитали получать выкуп за своих соплеменников, а не окончательно закабалять их.

"Младшая" тирания.

Наемники активно способствовали установлению новых тиранических режимов, "младшей" тирании, вызванной внутренней нестабильностью. В отличие от "старшей" тирании новые режимы не имели твердой социальной опоры и у них не было творца в лице какой-либо политической группировки. Государственные устои должны опираться на определенные слои внутри общества, а их в IV в. не было: тирании возникали в результате случайной комбинации сил, временного и неожиданного политического превосходства одних над другими, когда удачники ловили момент, чтобы начать восхождение к власти.

Тираны опирались, в первую очередь, на наемников, исходя из сложившейся политической ситуации. Однако при отсутствии широкой общественной поддержки тирании были обречены на кратковременность, в силу чего единоличные режимы, основанные на узурпации власти, уже в конце IV в. перестали существовать. С другой стороны, для некоторых полисов тираны сыграли положительную роль, приходя к власти под флагом "национального предводительства" и обещая гражданам внутреннее благополучие, защиту интересов государства и т. п. Тирания, таким образом, отражала веяния новых времен, когда старая государственная система уже изжила себя, а новая еще не сформировалась.

Наиболее известным тираном был Дионисий I Сиракузский, однажды с отрядом из тысячи телохранителей захвативший арсенал Сиракуз и провозгласивший себя правителем города, во главе которого находился в течение сорока лет (406-367). В Западном Средиземноморье Дионисий создал крупную державу, объединившую города Восточной Сицилии и частью Южной Италии. Флот Дионисия господствовал в Ионийском и Адриатическом морях; тиран поддерживал дружественные отношения со Спартой и заключил с Афинами договор о взаимопомощи. Сиракузы переживали период максимального экономического и политического подъема. Просвещенный Дионисий, сам сочинявший трагедии, привлекал ко двору философов, поэтов, художников и ученых. Платон, не во всем согласный с Дионисием, тем не менее оставил описание его личности как идеального правителя. Впрочем, гегемония Сиракуз длилась недолго, поскольку держава оказалась непрочной и развалилась уже в середине IV в. при сыне тирана, Дионисии II.

На территории Балканской Греции, в городе Феры, крупным тираном стал Ясон. К 372 г. он под своей властью объединил всю Фессалию, воссоздав монархическое государство. Ясон пытался организовать поход против персов, но в 370 г. был убит в результате заговора аристократов, взявших бразды правления в свои руки.

Софисты и Сократ.

Кризис проявился и в мировоззрении греков. Традиционные знания уже не удовлетворяли людей, подвергавших все пересмотру и сомнениям. В годы Пелопоннесской войны получило развитие новое направление в философии - софизм. По Греции странствовали философы-софисты ("мудрецы") и за умеренную плату обучали людей мудрости. Если в архаическую эпоху философов интересовало устроение мира, природы и всей вселенной, то теперь в центре внимания оказывался человек. Эта переориентация в определенной мере предвосхитила эпоху эллинизма.

Мировоззрение софистов отразило относительность и неустойчивость реального мира, поэтому абсолютной истины, по их мнению, не существовало, и любое суждение можно было трактовать двояко. Софисты любили играть в словесные игры, заставляя своего оппонента признать одно суждение, а потом, задавая каверзные вопросы, принуждали его опровергнуть. Известны софистические задачи, например: одно дерево не сад, два дерева не сад, но если к ним прибавлять по дереву, то в конце концов появится сад; в какой момент он возникнет, или когда можно сказать, что есть одно или два дерева? Этой грани нет, в силу чего о перечисленных деревьях нельзя выдвинуть абсолютного суждения.

Тем не менее такие игры в бисер способствовали появлению серьезной философии: в это время получил известность знаменитый Сократ (470-399), один из крупнейших философов Греции. Главное место в своем учении он уделял нравственному воспитанию граждан, ориентируясь на этику. Сократ видел негативные стороны демократии и был одним из противников ее крайностей, поскольку считал, что в конечном счете данная система может выродиться в диктат неимущих слоев общества, охлократию, когда толпа захватит власть. Такие черты афинского государственного устройства Сократ успел заметить уже в конце IV в., что не могло понравиться современникам. Над Сократом насмехались, его подвергали критике. Аристофан написал комедию "Облака", в которой жестоко и грубо высмеял Сократа, назвав его "пустым мыслителем", поскольку не различал учений Сократа и софистов. В конце концов над философом был учинен суд, завершившийся обвинительным приговором, по которому Сократ выпил чашу с ядом.

Создание союзов.

Создание или активизация деятельности уже существовавших союзов, с одной стороны, отразила кризис греческого общества, а с другой, явилась попыткой из него выйти. В Греции уже существовали союзы с целями обороны и военного наступления, например Пелопоннесский и Афинский. Последний в IV в. до н. э. был возобновлен как II Афинский морской союз (378-338), повторивший историю своего предшественника, хотя и не в таких масштабах: если в первый входило почти 250 городов, то во второй - около 70, то есть в три раза меньше.

Другой тип союзов - региональные федерации, объединявшие жителей определенной этнической области: Беотийский, Халкидский, Фессалийский, Фокидский, Аркадский союзы и др. За счет объединения в федерации греки пытались преодолеть внутреннее разделение и междоусобицы в отдельных районах Греции, а также объединить отдельные народности. Однако возникновение многочисленных объединений неизбежно вело к их столкновению и стремлению одного союза достичь главенства в Греции и стать гегемоном Средиземноморья без достаточных на то сил, в чем и крылась причина многих войн первой половины IV в.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь