Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политические, экономические, социокультурные условия развития журналистики в ХХ в.



Политические, экономические, социокультурные условия развития журналистики в ХХ в.

В конце XIX – начале XX в. периодическая печать впервые за трехсотлетнюю историю журналистики как социального института обрела поистине массовую аудиторию. Тем самым было подтверждено превращение периодики в средство массовой информации. Это стало возможным под воздействием комплекса факторов, порожденных индустриальной революцией и развитием рыночных отношений. Экономические и социальные факторы оформились вследствие развития массового машинного производства и расширения сбыта товаров и их потребления. Применение машин позволило не только резко поднять производительность труда в индустриальном производстве, но и многократно увеличить объем и разнообразие поступающих на рынки товаров. В XIX в. в странах, проходящих этап индустриализации, возросли доходы населения и платежеспособный спрос. У «низших классов» появилась возможность направлять часть зарабатываемых средств на развлечения и духовные нужды. Сокращение же продолжительности рабочего дня обеспечило им увеличение необходимого для этого досуга. Так были сформированы предпосылки для существенного роста аудитории прессы за счет низов общества, составлявших в тот период подавляющее большинство населения.

В связи с потребностями индустриального производства в США и странах Западной Европы внедрялось обязательное начальное образование, способствовавшее преодолению массовой неграмотности, формированию рабочей силы, приспособленной к условиям труда с использованием машин. Расширяющееся участие рабочих в профсоюзах и других общественных объединениях, зарождение социалистического движения стимулировало развитие интереса к текущим политическим событиям, к содержанию периодических изданий. Борьба за демократические права граждан привела к провозглашению в наиболее передовых странах того времени всеобщего избирательного права (которое распространялось в большинстве случаев только на взрослую мужскую часть населения). Сформировался массовый электорат, способный существенно влиять на результаты выборов. Это повысило заинтересованность политической и экономической элиты в оказании воздействия на поведение новых слоев электората – в частности, посредством печати. Произошедшие на рубеже веков перемены в экономике и жизни общества, связанные с появлением крупных корпораций, породили недовольство значительной части американцев и европейцев. Формирование могущественных объединений и групп, контролирующих целые отрасли национальной экономики, привело к ограничению возможностей свободной конкуренции.

 

Европейская модель радиовещания.

Радио в Европе начинает развиваться с 1920 года. В 1922 году, в Лондоне, при участии Макрони, создается ВВС (British Broadcasting Corporation-Британская широковещательная компания). Она начинает ежедневное вещание.

В Германии процесс развития радио задерживается до 1926 года из-за высокого налога на владение радиоприемником. Так же владельцы приемников должны были сдавать экзамен на права владения этим приемником. В 1926 году его отменили. В 1929 году в Германии насчитывалось 2,5 млн. приемников.

Активно развивалось радио в СССР. Большой интерес к радио возник в новых Европейских странах: Чехословакии, Венгрии, Югославии.

С 1923 года – регулярное вещание в Чехословакии.

Главное отличие европейского радиовещания от американского заключалась в том, что в Европе преобладают государственная и общественная компании, в отличии от коммерческих США. Но и те, и другие заботятся не о коммерческой выгоде, а о пропаганде и просвещении.

 

Радиожурналистика ХХ в.

На протяжении своей истории человечеству пришлось пережить несколько информационных революций. Первой революцией было формирование и развитие языка, второй революцией стало распространение чтения и письма на Ближнем Востоке, третья информационная революция произошла в середине XV в., когда Европа вступила в "Галактику Гутенберга".

Четвертая революция в области информации, революция нашего времени, началась с экспериментов Сэмюэля Морзе, Гульельмо Маркони и Томаса Эдисона в XIX столетии и в настоящее время она набирает силу. Кинематограф, звукозапись, радио, телефон, компьютеры, копировальная и множительная техника - ее составляющие, а наиболее могущественный продукт этой революции – телевидение.

Практические преимущества радиосвязи были осознаны в 1910-е гг., и в 1912 г. состоялась первая радиопередача из Метрополитен Опера. Однако в период первой мировой войны государства-участники боевых действий монополизировали использование средств радиосвязи, что несколько замедлило развитие коммерческого радиовещания.

С 1920 г. начиналось регулярное радиовещание в США, что привело к созданию принципиально новой ситуации в функционировании СМИ.

В 1922 г. в США насчитывалось 576 радиостанций. Из них 72 -образовательные, 29 - рекламные, 12 - религиозные.

Бурный рост радиостанций (к 1927 г. их количество в США достигло 733) привел к тому, что возникла насущная необходимости регулирования используемых радиочастот.

Радио активно проникает в общественную и культурную жизнь многих европейских стран. Так, проведенная в октябре 1923 г. часовая передача из радиостудии в Берлине положила начало радиовещанию в Германии

В 1920-е гг. произошло рождение нового жанра - радиопьесы. Считается, что первыми к радиопьесе обратились англичане, и первая радиопостановка - драма Ричарда Хьюза "Опасность" - прозвучала 15 января 1924 г. Радиодраматургия имела свою специфику: основное внимание уделялось звучащему слову - диалогу или монологу, посредством которых радиослушатель должен представить себе происходящее на невидимой сцене. Самые удачные пьесы представляют собой психологические драмы, передающие ощущения тревоги, неясной угрозы и т.д.

Однако в 1930-е гг. начиналась "необъявленная война" между американской прессой и радио за обладание сферой распространения информации, Представителям прессы удалось добиться запрета на использование газетных новостей на радио. В ответ Уильям Пейли - глава корпорации CBS, поручил редактору отдела новостей из "Тпе New Times" Эду Клоберу организовать собственную службу новостей в 1930 г., что можно считать началом новой формы журналистики - радиожурналистики.

Радио активно осваивало различные развлекательные жанры - радиопостановки, спортивные репортажи, музыкальные передачи (в 1930-е гг. многие радиостанции имели собственные музыкальные группы и передавали "живую" музыку в зависимости от своих вкусовых пристрастий - джаз, классику, поп-музыку).

Сила воздействия новых коммуникационных технологий оказалась неизмеримо больше, нежели сила печатного слова.

Во вторую мировую войну радио стало основным каналом получения информации для подавляющего большинства населения воюющих стран. 7 ноября 1941 г. радиотрансляция футбольного матча в США была прервана экстренным сообщением Джона Дали: "Белый Дом сообщает, что японцы напали на Пирл Харбор". Таким образом, американская нация узнала о вступлении в войну не из газетных сообщений, а по радио.

13. Тележурналистика ХХ в.
На протяжении своей истории человечеству пришлось пережить несколько информационных революций. Первой революцией было формирование и развитие языка, второй революцией стало распространение чтения и письма на Ближнем Востоке, третья информационная революция произошла в середине XV в., когда Европа вступила в "Галактику Гутенберга".

Четвертая революция в области информации, революция нашего времени, началась с экспериментов Сэмюэля Морзе, Гульельмо Маркони и Томаса Эдисона в XIX столетии и в настоящее время она набирает силу. Кинематограф, звукозапись, радио, телефон, компьютеры, копировальная и множительная техника - ее составляющие, а наиболее могущественный продукт этой революции – телевидение.

Телевидение получило широкое распространение только после второй мировой войны. Становление американского телевидения происходило в остром соперничестве с британским, техническое развитие которого финансировалось британским правительством. Первая успешная передача телесигнала из Нью-Йорка в Вашингтон состоялась в 1927 г. В 1928 г. фирма Дженерал Электрик произвела показ первой теледрамы. Она была создана на основе старой пьесы Харлея Меннерса «Посланник королевы».

Камеры того времени, громоздкие и тяжелые, могли "видеть" лишь небольшое пространство перед собой. Из трех камер, принимавших участие в передаче, две показывали каждого из двух актеров, третья - реквизит и руки двух актеров-дублеров. Режиссер включал камеры в нужное время. Так начиналась эпоха поисков специфических и выразительных средств в телевизионной драматургии. 30 апреля 1939 г. состоялась первая телевизионная передача со Всемирной ярмарки в Нью-Йорке с радиусом вещания в 25 миль. Выступивший на этой телепередаче президент Ф. Д. Рузвельт открыл эру телевещания в США.

Во время войны телевидение служило средством ведения военно-патриотической пропаганды, и только в послевоенный период начинается появление сети коммерческих телекомпаний. Телевидение при своем создании опиралось на коммерческие возможности американского радио, основные компании которого стали финансовой и производственной базой для телевидения ускорив темп его развития. Ведущая роль в становлении телевидения США принадлежала трем радиовещательным корпорациям - "Нэшнл бродкастинг компани" (Эн-Би-Си), "Коламбиа бродкастинг систем" (Си-Би-Эс) и, возникшей несколько позже "Американ бродкастинг компани" (Эй-Би-Си). Эти корпорации образовали три главные телевизионные сети страны, чья продукция заполняет основную часть эфирного времени большинства телестанций США. Телевидение довольно быстро нашло свой собственный язык и манеру вещания. Появились телевизионные жанры: телевикторины, различные телешоу с постоянным ведущим, документальные программы, блоки новостей, коммерческие и рекламные ролики, музыкальные клипы, телеспектакли, телефильмы и телесериалы.

 


Антифашистская публицистика

Литература антифашистского Сопротивления - это многочисленные произведения, прежде всего поэзия и публицистика как самые мобильные и быстрореагирующие на события, созданные в оккупированных гитлеровской Германией и фашистской Италией странах Западной Европы, а также в странах фашистской коалиции в годы второй мировой войны (1939-1945). К ней может быть присоединена литература Народного фронта, которая сложилась как реакция на приход в 1933 году к власти Гитлера и на сопровождавшие этот приход массовые репрессии в Германии, на фашистские путчи во Франции (1934), в Испании (1937), фашистскую диктатуру в Греции (1936).

Народный фронт - не только этап истории; это еще и система идей и философская концепция, мобилизовавшая поэтов, художников, вообще эстетику, вызвавшая новые формы искусства, ритмы и лексику для активной защиты личности и свободы. Рост патриотических настроений способствует широкому распространению массовой революционной песни, маршей, "малых" форм литературы. .

Тридцатые годы в истории мировой литературы - это годы напряженной борьбы писателей и самого слова, приравненного к оружию.

Антифашистская литература создавалась в партизанских отрядах, в условиях фронта, открытой вооруженной схватки. Среди произведений, созданных в годы обостренной братоубийством освободительной борьбы югославских народов, потрясающий документ Сопротивления - поэма хорватского поэта Ивана Горана КОВАЧИЧА (1913-1943) "Яма", написанная в промежутках между боями за несколько месяцев до гибели поэта. Получившая уже после войны известность во всем мире, она запечатлела страшные злодеяния, массовые убийства, которые чинили в Югославии, упиваясь националистическим азартом, пособничавшие фашистам усташи и четники. В поэме "Яма" рассказывается об одном таком преступлении, совершенном усташами.

Рассказчик, которому выкололи глаза перед тем, как сбросить в яму, был среди других жертв этой карательной акции. Он свидетель чудовищной и не поддающейся объяснению ненависти, с которой брат шел на брата. В десяти частях поэмы, в ее эпическом дыхании, заставляющем вспомнить Данте, ведется рассказ о последнем, крестном пути обреченных. От их имени говорит чудом спасшийся безымянный рассказчик. В последней части поэмы автор выражает уверенность в ненормальности происходящего, веру в гуманистические начала жизни, победу света над мраком, победу над фашизмом как явлением межнациональным.

 

Пресса ФРГ (1949 - 1990)                             

1949 г – происходит образование двух государств – ФРГ и ГДР. Число газет возрастает до 600. Начинается процесс КОНЦЕНТРАЦИИ (создание независимых газетных групп). (Издательский дом «Франкфурт-ам-Майн», Гмбх).

«Зюддойчер Ферлаг» Гмбх

Процесс концентрации начинается в 1950-е годы и постепенно набирает скорость. В начале 1954 г в каждом районе и городе выходило по 3 издания, которые конкурировали между собой. К концу года только 8% районов и городов могли бы похвастаться своим изданием. Постепенно сформировалась четкая структура прессы, признаками которой были: Большое количество независимых газет;

Немногочисленность национально-ориентированных изданий;

Отсутствие столичной прессы, которая распространялась бы по всей стране;

Слабо развитая и не имеющая спроса партийная пресса;

Появление и развитие рекламной прессы.

В середине 80-х газета «Журнальный рынок» ФРГ была поделена между 10 издательскими концернами: А.О. Акселя Шпрингера, Группа ВАЦ, Зюддойчер Ферлаг, Думонд, Штутгартер Цайтунг

Вся газетная периодика подразделена на группы изданий:

Локальная ежедневная пресса;

Региональная ежедневная пресса (массовая);

Надрегиональная ежедневная пресса(качественная);

Бульварная ежедневная;

Надрегиональная еженедельная;

Партийная;

Рекламная.

В середине 80-х намечается тенденция к вымиранию локальной ежедневной прессы. Экономически сильная региональная пресса практически не имела конкуренции.

· Зюдвест Прессе

· Ганноверше Альгеманйне Цайтунг

· Бадише Цайтунг

Вестдойче альгемайне Цайтунг

Бульварная

Бильд (5.5 млн экз)

К 1976 г. журнальный рынок был поделен между 4 журнальными концернами.

Издательская группа «Бертельсман» владела дорогими журналами: Штерн, Гео, Шпортс

Группа Бауэра специализировалась на дешевых массовых журналах: Нойе Ревью, Пралине

Группа Бурда: Бунте (разноликий), Фройндин

Издательство Шпрингера специализировалось на журналах-программах: Хёрцу (послушай-ка), Функ Ур (радиочас)

Телевидение начинается в 1950-е годы. Его осуществило рабочее содружество общественно-правовых Телерадиовещательных организаций ФРГ «АРД».

1961 – второе Германское телевидение «ЦДФ».

К середине 80-х гг. практически закончился процесс концентрации СМИ. 1975-76 гг – период «фазы консолидации» (характерно увеличение количества издательств и отдельных изданий, рост тиражей всех ежедневных газет).

В отличие от других европейских стран в ФРГ до воссоединения выходило небольшое количество партийных газет. Это обусловлено послевоенными мерами оккупационных властей. (Националь Цайтунг, Ди Верхайт (Правда)


29. СМИ и информационное общество.

В XX столетии высокоскоростной транспорт и электронные средства коммуникации ускорили глобальное распространение информации.

Средства массовой информации - газеты, журналы, кино и телевидение - часто ассоциируются с развлечениями и поэтому рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд совершенно неверен.

Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты нашей жизни. Например, денежные операции сейчас главным образом связаны с обменом информацией, заключенной в компьютерах. Банковский счет - это не груда банкнот, запертая в сейфе, а последовательность цифр, напечатанная на карточке и хранящаяся в компьютере. Всякий, кто пользуется кредитными карточками, вовлечен в сложную систему электронного хранения и передачи информации. Даже "расслабляющие" средства информации, такие, как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за их специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь. Голосование на общенациональных выборах было бы невозможным, если бы информация о текущих политических событиях, кандидатах и партиях не была общедоступной. Даже тем, кто в целом не интересуется политикой и имеет о ней слабое представление, кое-что известно о событиях национальной и международной жизни. Только настоящий отшельник мог бы оставаться в стороне от "новостей", столь властно вторгающихся в нашу жизнь, и мы имеем все основания предполагать, что у отшельника XX века вполне может оказаться радиоприемник.


30. Интернет и журналистика.

Присущее Интернету свойство глобальности благоприятствует его использованию для трансграничного распространения информации. Возможности Сети активно осваиваются сегодня организациями международного радиовещания в целях привлечения и активизации внимания зарубежной аудитории, а также для перевода передач на Интернет-платформу вещания. Часть организаций иновещания имеет поддерживающие сайты и странички, знакомящие с историей радиостанции, целями и задачами вещания, с программой и тематикой передач. Если первоначально содержание сайтов обновлялось нечасто, то в последние годы все более распространенным становится их ежедневное пополнение анонсами передач, краткими бюллетенями новостей, текстовыми версиями программ, уже прозвучавших в эфире.

Сайты международных станций все чаще используются для Интернет-вещания, благодаря этому радиопередачи можно прослушивать без приемника, через Сеть. Интернет-передачи на всех языках вещания предлагают сайты Би-Би-Си, «Свободной Европы/Свободы», других иновещательных служб.

Интернет, задуманный как новая технология передачи информации, быстро трансформировался в принципиально новое явление (как это произошло в свое время с «беспроволочным телеграфом» – радио). Начавшееся в 1990-е годы взрывообразное развитие «мировой паутины» – глобальной сети компьютеров, связанных между собой посредством новейших коммуникационных технологий – привело к тому, что уже к середине 1990-х миллионы людей получили доступ к невообразимо обширным сетевым информационным ресурсам. С середины 1990-х годов в глобальной компьютерной сети утверждается и русскоязычное Интернет-сообщество. К началу 2000 г. доступ к Сети имели около 200 млн. чел. по всему миру, а в последующие шесть лет к ним присоединятся еще 800 млн. чел.

Лидирующие позиции в развитии сетевых коммуникаций и в использовании Интернета на рубеже прошлого и нынешнего веков занимали скандинавские страны и США. Если в начале 1990-х гг. доступ к сетевым информационным ресурсам имел в основном узкий круг ученых, специалистов, бизнесменов и чиновников, то через десятилетие в одном только китайском секторе глобальной Сети насчитывалось 60 млн. пользователей. Численность посетителей Интернета в Соединенных Штатах превысила 100 миллионов чел. Расширились возможности доступа к Сети для малоимущих: свыше четверти представителей «низов» американского общества пополнили сообщество пользователей Интернетом.

Стремительное развитие Сети создало глобальную информационную среду, в которой формируются феномены, качественно отличающиеся от «традиционных» средств массовой информации XX в. За исторически кратчайший срок были созданы тысячи сетевых «газет» и «журналов», теоретически доступных любому пользователю Сетью, в какой бы стране мира он не находился. Особенно быстрыми темпами развивалась электронная пресса с 1995 г. Уже в следующем году в США существовало более 1300 сетевых изданий газетного формата, а журналоподобные электронные издания исчислялись сотнями. Свои электронные версии имели 400 из издающихся в стране ежедневных газет, а также сотни журналов. В этот период каждый день появлялось до 10 и более новых электронных изданий.

В начале нового века практически все ежедневные газеты и 18 тыс. журналов США были представлены в Сети.

Реальностью стали Интернет-трансляции радиопередач и телевизионных программ. В 1996 г. стартовало сетевое радиовещание Би-Би-Си, а в декабре 1997 г. было объявлено об официальном открытии информационного сайта корпорации ВВС Online, переименованного впоследствии в BBCi.

 



Политические, экономические, социокультурные условия развития журналистики в ХХ в.

В конце XIX – начале XX в. периодическая печать впервые за трехсотлетнюю историю журналистики как социального института обрела поистине массовую аудиторию. Тем самым было подтверждено превращение периодики в средство массовой информации. Это стало возможным под воздействием комплекса факторов, порожденных индустриальной революцией и развитием рыночных отношений. Экономические и социальные факторы оформились вследствие развития массового машинного производства и расширения сбыта товаров и их потребления. Применение машин позволило не только резко поднять производительность труда в индустриальном производстве, но и многократно увеличить объем и разнообразие поступающих на рынки товаров. В XIX в. в странах, проходящих этап индустриализации, возросли доходы населения и платежеспособный спрос. У «низших классов» появилась возможность направлять часть зарабатываемых средств на развлечения и духовные нужды. Сокращение же продолжительности рабочего дня обеспечило им увеличение необходимого для этого досуга. Так были сформированы предпосылки для существенного роста аудитории прессы за счет низов общества, составлявших в тот период подавляющее большинство населения.

В связи с потребностями индустриального производства в США и странах Западной Европы внедрялось обязательное начальное образование, способствовавшее преодолению массовой неграмотности, формированию рабочей силы, приспособленной к условиям труда с использованием машин. Расширяющееся участие рабочих в профсоюзах и других общественных объединениях, зарождение социалистического движения стимулировало развитие интереса к текущим политическим событиям, к содержанию периодических изданий. Борьба за демократические права граждан привела к провозглашению в наиболее передовых странах того времени всеобщего избирательного права (которое распространялось в большинстве случаев только на взрослую мужскую часть населения). Сформировался массовый электорат, способный существенно влиять на результаты выборов. Это повысило заинтересованность политической и экономической элиты в оказании воздействия на поведение новых слоев электората – в частности, посредством печати. Произошедшие на рубеже веков перемены в экономике и жизни общества, связанные с появлением крупных корпораций, породили недовольство значительной части американцев и европейцев. Формирование могущественных объединений и групп, контролирующих целые отрасли национальной экономики, привело к ограничению возможностей свободной конкуренции.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь