Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О здоровье, голодовках и прочем
Крайне тяжело в тюрьме заставить себя думать о здоровье. Такой, кажется, облом произошел, что оно будто бы уже и не нужно. И все-таки надо взять себя в руки и понять: какой бы срок тебе ни грозил, жизнь не кончается, жить надо и в тюрьме. Рано или поздно, но все кончается. Не исключены пересмотр твоего дела, изменения в законодательстве и режиме, амнистия, наконец. И совсем не равнозначно жить дотлевающим угольком или быть здоровым физически и духовно. Жили же люди в монастырях, жили полноценной жизнью без всяких плотских удовольствий, и лучше, чем миллионы людей на воле. Естественно, если философски к этому подходить, то надо подумать и о своем здоровье. Сохранить его, казалось бы, легче, чем на воле, потому что нет многих соблазнов - наркотиков, водки; образ жизни размеренный - вовремя завтрак, вовремя обед, вовремя сон, если в тюрьме режим соблюдается. В то же время сохранить здоровье очень тяжело. Помещения тесные, народу много, дышать нечем - прокурено все. Мне удавалось (правда, я довольно долго в одиночках просидел) поддерживать спартанский образ жизни. По мне пусть лучше будет холодно, но воздух свежий, чем накурено, но тепло. Я усиленно занимался йогой - тем более, что такие занятия доставляют там больше удовольствия, чем на воле. В камере может быть от пяти до сотни человек. Воздух спертый, насыщенный углекислотой и испарениями, особенно в жару. Сердце и легкие напряжены до предела, постоянно - кислородное голодание, часты заболевания дыхательных путей, одышка, сонливость, головокружения, апатия, эмоциональная неустойчивость. Казалось бы, лежи, если разрешают, на койке, отдыхай, набирайся сил. Вон Илья Муромец 30 лет и 3 года на полатях лежал. Ан нет. Мышечная работа относится к физиологически важным элементам нормальной жизнедеятельности, оказывает влияние на костно-суставный аппарат, кровообращение, дыхание, обмен веществ... Короче - на все функции тела. Поэтому максимально надо использовать прогулку: бегать, прыгать, зарядку делать, вообще больше двигаться - не мешая, конечно, другим людям. Конечно, в камере, если она прокурена, от таких занятий лучше воздержаться. У нас, например, были курящие, и мы договаривапись, что по утрам они будут курить в форточку, пока другие зарядку делают, или вообще первый час не курить. Кончено, надо обязательно выходить на прогулку. Есть камеры, которые вообще не выходят - особенно это бывает трудно сделать зимой. Порядок ведь такой: вывели тебя, и раньше положенного времени, часа, например, обратно не пустят, даже если холодно и ты замерзнешь. Бегать надо больше. Я зимой в прогулочном дворике по снегу босиком бегал, сначала потихонечку, потом больше - очень хорошая процедура. Брал с собой полотенце, надевал теплые шерстяные носки. Сначала просто стоял на снегу недолго, потом бегать начал. Хорошо босиком даже летом ходить, если камера не против. А на прогулочном дворике всем можно босиком ходить. Постоянен в камере искусственный свет. Окно обычно заделано почти наглухо: “жалюзи”, “баяны”, “намордники”, “зонты”... Как только не называют арестанты все эти конструкции, над изобретением которых работают ведомственные ученые. Зрение от камерного освещения садится крепко. Непонятно: где лучше устроиться. Наверху светлее, но постоянный свет лампы приводит к воспалению слизистой оболочки глаз. На нижних шконках глаза “садятся” от постоянного напряжения. Здесь помогает такая хорошая процедура: если болят глаза - опускать их в воду. Вылечился я в лагере и от хронического тонзиллита с помощью тщательных утренних водных процедур, растительного масла и при помощи “позы льва”. Эффект почувствовал уже к исходу первого месяца. Даже насморк у меня редко бывал. Несколько раз в день рекомендуется полоскать горло водой, можно даже сырой, потом - процедура с маслом, “поза льва” - утром, натощак. Во всех этих процедурах важнее всего регулярность. Она в тюрьме дается проще, чем на воле - там все время некогда. В отличие от воли, жизнь в тюрьме до предела однообразна, размеренна. И чтобы все эти занятия не добавляли серости, старайся, с помощью физических нагрузок делать один день непохожим на другой. В понедельник, например, делай нагрузку побольше, после бани - вообще никакой. О режиме дня тоже не надо забывать. Некоторые по ночам разговаривают, играют, читают, а днем отсыпаются. Ничего хуже придумать нельзя - человек буквально на глазах от такого режима рассыпается. Еще одна тонкая тема. Тюрьма, особенно в не очень большой камере, а тем более в одиночке, пробуждает порой необычные возможности человека. В тихие часы ты особенно хорошо представляешь себе дом, и все, что в нем происходит, родных, близких. И тогда у тебя появляется возможность предвидения. У меня, например, она была, и тому есть свидетели. Однажды я очень живо представил, как один мой знакомый разрубил себе ногу - это и в самом деле произошло в тот самый момент, как потом выяснилось. Я таким же образом чувствовал на расстоянии и некоторые вполне конкретные вещи, которые происходили у меня дома - и они тоже потом подтверждались. И, на мой взгляд, я смог кое-какие неприятные и даже страшные для своих родных вещи предотвратить. В конце концов, в такую возможность можно даже не верить. Но само такое настроение - это ниточка, которая связывает тебя с этим светом. Думаю, такая способность дана каждому. А если каждому, то обнаружить ее в себе можно при помощи тренировки. И если человек в такие попытки будет погружаться, то пусть он даже не сможет добиться чего-то значительного... Чем еще можно поддержать себя в тюрьме? Предположим, сегодня 10 апреля. Попытайся вспомнить, что ты делал 10 апреля в прошлом году, в позапрошлом, три года назад и так далее. Все это возвращает тебя в покинутый мир. Почему это важно? По мере того, как ты погружаешься в тюремный мир, вольный становится для тебя все менее актуален, а его тоже терять нельзя. - Сейчас в одних газетах пишут, будто на зонах едят лучше, чем на воле. В других - что зеки умирают от голода. Как на самом деле? - Наверно, имеются в виду разные зоны. А они, повторюсь, могут отличаться одна от другой как Китай от США. К тому же в последнее время многое изменилось и в тюрьме, и на воле. С одной стороны, сейчас применять, как прежде, пытки голодом опасно: зоны, а особенно крытые тюрьмы, и так раскалены тем обстоятельством, что возникшие несколько лет назад надежды не сбываются. Да и пресса сегодня хоть какой-то доступ к зекам имеет. Легче все-таки пайку зекам выдать, чем бунты потом подавлять. И кое-где эта пайка, действительно, более питательна, чем рацион вольного человека. Но на воле другие надежды и другое ощущение голода, чем на зоне. Кормят на зонах черт-те чем. Не меньше половины всех казенных продуктов по дороге к столу разворовывают. Воруют все, кому не лень. Чувство голода у "среднего" зека постоянно, ложится спать и просыпается он с одной мыслью - о еде. Это у "среднего" зека, а ведь зеки бывают и двадцати лет от роду, и шестидесяти, могут весить и пятьдесят килограммов, и сто. Молодым и крупным людям больше еды требуется - но это в расчет не берется. А доходяг, о которых Солженицын писал, и сейчас на зонах встретить можно - роются, опухшие от голода, в своих помойках. На тех же зонах можно встретить и зеков, которые штангой балуются, "солнышко" на турнике крутят. Зеки ведь тоже разные бывают - не только зоны. Смерти от голода случаются. Обычно они бывают на тех зонах, где очень тяжелая работа. Люди страдают дистрофией, весят по 30-40 килограммов. Умирают от голода и на тех зонах, где царит беспредел. Где-то кормежка может быть еще хуже, чем в таких местах, но люди чувствуют себя нормально, по крайней мере, от голода никто там не умирает. - А если зек - инвалид, больной? Пользуются они какими-нибудь льготами? - Официально, конечно, пользуются. Так же, как и ты, согласно Конституции. Но вся лагерная медицина - в подчинении у “хозяина”. А поскольку он в первую очередь борется за производственные показатели, то дает указания поменьше освобождать от работы. Получить на зоне инвалидность - дело неимоверно трудное. Человек с 1-й группой инвалидности, попав в лагерь, может быть переквалифицирован в инвалида 2-й или 3-й группы. Что же касается требований к инвалидам, то тут лагерная медицина тоже пощады не дает: инвалид 1-й группы должен работать 42 часа в неделю, за отказ от работы или за невыполнение нормы он может быть наказан. Вот если он болен туберкулезом (открытой формы), и при этом признан инвалидом 1-й группы, тогда ему разрешат работать 4 часа в день и 6 дней в неделю. Серьезные туберкулезники получают диету, при помещении в ШИЗО или карцер им должны давать одеяло. Конечно, их обязаны лечить, но по-настоящему на зонах никого не лечат. В крайнем случае, отправят на "больничку" - специальный лагерь для больных из колоний всех режимов - там не работают. В нашем ГУЛАГе смертность от туберкулеза выше примерно в 10, а заболеваемость в 17 раз, чем в среднем по стране - это официальные данные. - В каких случаях стоит объявлять голодовку? - Голодовка - это самое крайнее средство сопротивления. Если все кругом начинают по любому поводу объявлять голодовки, они тем самым лишают последней защиты того человека, который действительно находится в очень тяжелом положении. К сожалению, сейчас на зонах часто происходит именно так. Что такое, по правильным понятиям, голодовка? Это средство, при помощи которого ты отстаиваешь то, что для тебя дороже жизни. Если ты снимаешь голодовку, так ничего и не добившись, то ты делаешь хуже и себе, и всем остальным. Поэтому объявлять голодовку можно только в том случае, если ты твердо собираешься идти до конца, что бы с тобой ни делали. В противном случае ни на какие уступки не стоит и рассчитывать - никого ты такой голодовкой не испугаешь. Перед тем, как объявлять голодовку, надо использовать все другие средства отстаивания своих прав: написать заявление - одному или вместе со всеми остальными, в крайнем случае - объявить забастовку. С забастовками, кстати, тоже надо быть поосторожнее. В последнее время их тоже стали объявлять слишком часто. Самое худшее, чем забастовка может кончиться, это "бунт". Бунт в кавычках, потому что на самом-то деле очень часто никто и не собирался превращать забастовку в бунт, но администрация, которая не знает, как поступать в таких случаях, устраивает провокации. Устраивает для того, чтобы сделать ситуацию понятной - той, на поведение в которой у нее есть инструкции. В результате мужики тихо-мирно бастуют, а в это время козлы поджигают какую-нибудь столярку - формальный признак бунта налицо, администрация вводит в зону войска. - Как подавляется бунт? - Очень жестоко, исключительно жестоко - все равно, настоящий это бунт или спровоцированный. Тут обе стороны средств не выбирают, так что убить запросто могут. - Что ждет тех, кто останется жив? - Если не докажут, что ты принимал участие, то ничего не будет. Если докажут, - добавят срок. Это все касается законных мер. А в обход закона может достаться и тем, кто участия в бунте не принимал - им могут устроить профилактический мордобой. Для этого иногда и повода не надо. Называется такая экзекуция “маски-шоу”. В зону или в камеру СИЗО врывается спецназ в черных масках и начинает бить и крушить все, что под руку попадется. Если прокуратура все же заинтересуется “случаем необоснованного насилия”, результаты ее расследования как правило, бывают одни и те же: “пресекались беспорядки, о подготовке которых стало известно по оперативным данным”. Или “проводились плановые учебно-тренировочные мероприятия, случаев нарушений законности не выявлено”. “Маски-шоу” появились сразу же, как только пресса и правозащитники гласно заговорили о “Белых лебедях”, то есть о незаконных тюрьмах, специально созданных для подавления “отрицаловки”. Еще это - ответ на закон от 12 июня 1992 г. Закон этот несколько смягчил режим содержания, а также сделал невозможным прежние способы подавления заключенных - например, он не разрешает выгонять их с граблями на “запретку”. - Мне говорили, что попытка самоубийства считается нарушением лагерного режима. - Да. Тех, кого сумеют откачать, сажают в ШИЗО и лишают права на досрочное освобождение. - А как ты сам считаешь, имеет человек право на самоубийство? Я читал где-то о такой истории. В немецком концлагере охранник дал заключенному-поляку веревку и сказал: "Вот тебе полчаса, если за это время не повесишься сам - умрешь под пыткой". Поляк повесился. Смысл этого убийства, насколько я понял, был таким: не просто убить человека, но заставить его уничтожить свою душу. Ведь убийц церковь прощает, а самоубийц - нет. Я допускаю, что смогу когда-нибудь оказаться в положении того поляка. Что мне тогда делать? - Когда в 1237 году Батый брал приступом Рязань, Евпраксия, жена уже убитого рязанского князя, взяла на руки маленького сына и выбросилась вместе с ним из терема. И погибла вместе с сыном. Потом Евпраксия была причислена к лику святых. Так что церковь, как видишь, ее простила. А на чьей стороне Бог в том концлагере был - решай сам. Это к вопросу о прощении самоубийц. Что касается меня, то на основании своего лагерного опыта я считаю, что бывают в жизни человека ситуации, когда он имеет право добровольно уйти из жизни. - Это правда, что зеки иногда боятся воли? - Боятся выходить на волю - так точнее. Сам посуди: прожил человек несколько лет в совершенно другом мире. На зоне ведь и время по-другому идет, и силы, которые там на человека давят, гораздо сильнее, чем на воле, если, конечно, на воле в это время не идет война. Но и тогда зона остается миром, совершенно не похожим на мир воли. Зона очень сильно меняет человека. По наблюдениям психологов, человек, проведший на зоне более трех лет, к нормальной жизни, как правило, уже не возвращается. Он так и будет до конца жизни смотреть на все и на всех глазами зека. В этом состоянии находятся после зоны все без исключения, пусть потом кому-то и удастся освободиться до конца. На воле, например, матерятся на каждом шагу. А у зека уже рефлекс выработался: в ответ на оскорбление драться насмерть. И пусть цена этому оскорблению на воле совсем другая, чем на зоне, со своими рефлексами справиться не так-то просто. А у него они все искажены до неузнаваемости. Это проблема психологическая. Если на воле зека никто не ждет, она для него опасна в первое время и по другим причинам. Прописка, поиск работы - это и обычного человека с ума свести может. А для больного, каким является только что освободившийся человек, эти проблемы сложнее вдесятеро. Некоторые ведь вообще предпочитают не обивать после зоны пороги, а жить на случайные заработки и где придется - до следующего срока. У нас большая часть рецидивистов, отловом которых гордится милиция, - именно эти люди, многократно судимые за то, что на воле они никому не нужны. - Предположим, ты выходишь из тюрьмы и видишь, что к ней тащат очередного арестанта. Этот человек - твой брат. Первоходочник. Времени, чтобы переговорить, у вас в обрез - пока ворота не откроют. Что ты ему скажешь? - Ничто на свете случайно не происходит, каждому человеку приходится однажды расплачиваться за то, что он от жизни получил. Есть пословица: дает Бог крест, даст и силы его нести. Чувствуешь вину - покайся. Не чувствуешь вину - считай, что сидишь за другого. Когда-нибудь это тебе зачтется. Бояться в тюрьме не надо никого и ничего. Не бойся тюремщиков. Как бы они тебя ни пугали, но если видишь, что кому-то надо помочь, а при этом можно погореть - помогай, гори. Ничего страшного в их карцерах нет. Страшно принудительное общение, а в карцерах от него отдыхают. Убить и покалечить тебя сотрудники этих заведений сами боятся. Не бойся других арестантов. Очень часто они "гонят жуть", то есть запугивают - но не больше того. Будь очень сдержан в общении. Не лезь ни в какие кентовки и группировки, как бы голодно и холодно ни было. И только найдя близкого человека, потихоньку сходись с ним. Не ищи легкой жизни. Не бойся смерти - это всего лишь возвращение в небытие, из которого нас, тоже не по нашей воле, извлекли. Вот и все.
Если Ваш родственник, друг, близкий человек сидит в СИЗО или колонии, советуем Вам распечатать текст этой части и отправить ему.
Часть третья СРЕТЕНЬЕ Предисловие Дорогие братья зеки! Составителя этой книги попросили меня написать вступление к духовному разделу сборника. Я сначала было не решился, нет у меня никакого духовного чина, а проще говоря, права, чтобы рассуждать о молитве, - я не священник и не богослов. Но этот раздел, содержащийся в нем материал так для нас всех важен, душеполезен, столько может принести добра, пусть из ста человек, внимательно его прочитавших, хотя бы трое или пятеро им проникнутся, хотя бы один спасется, - и это не мало, у Бога каждая душа на счету. Скажу кратко о себе. Я русский литератор, писатель, написал десяток книг и много статей о том, как поверил в Бога, во Христа, как люди приходят сегодня в Русскую Православную Церковь. У нас в стране раньше таких книг не издавали, печатали их только за границей. Меня вызывали в КГБ, пугали, а потом в январе 1985 года посадили. Отсидел я двенадцать месяцев на “Матросской Тишине”, меня судили и отправили еще через семь пересыльных тюрем в ссылку на Горный Алтай. Я кое-что повидал, знаю, в каких бесчеловечных условиях содержат у нас людей, совершивших преступления. Они заслуживают наказания, но ведь по закону, по суду, а издевательства ни в каком законе не предусмотрены. Мне было в тюрьме легче, чем многим, сидел я за то, что как мог, говорил людям правду о нашей жизни, о Боге, верил, что здесь, на этом свете, жизнь не кончается, что это все как бы предварительное заключение, а главное впереди - жизнь вечная, с Богом и со святыми, или вечная зона, смерть вторая. Но вера моя была еще некрепкая, крестился я поздно, взрослым. Никто меня не учил, сам что смог, нахватал, знал две-три молитвы, читал Библию, Евангелие. Но христианство - это океан, чем больше узнаешь, тем больше хочешь узнать. Мне повезло. Хотя, когда веришь в Бога, понимаешь, что нет ничего случайного, все волосы у тебя на голове, как сказано нам в Евангелии, Богом сосчитаны, без Его позволения ничего с тобой случиться не может, а если случилось, значит Он разрешил - тебе на пользу: для науки. У чекистов своя цель, а у Бога - Своя. И вот в одной из камер на “Матросске”, в которую меня сунули, встретил я паренька, лет под тридцать, Андрюху. Сидел он за спекуляцию, ст.154. Жил он в Нижнем Новгороде (тогда Горький), работал сторожем на каком-то заводе и служил чтецом в старообрядческой церкви. Жрать в Горьком всегда было нечего - и во времена застоя, и еще раньше, я бывал там, знаю. Он и возил продукты из других городов, что-то для своих, - семья большая, а что оставалось, продавал. Взяли его в Москве, на Казанском вокзале. Хороший малый, необстрелянный. Мы с ним много разговаривали, знаете, как хорошо бывает встретить человека, с которым можно говорить о самом для тебя дорогом и не бояться, что заложит. Спорили, конечно, - они, староверы, критически относятся к нашей Православной Церкви, многое им у нас не нравится, во многом они, к сожалению, правы, советская власть и до церкви добралась, и там развела свою чернуху. Но это только снаружи, во внешнем, а веру, Церковь, любовь ко Христу запакостить и бесам не под силу. Было нам о чем поговорить. Месяц мы пробыли вместе, и меня потащили дальше. А когда я с ним прощался, сунул он мне в мешок пачку листков. Я их потом развернул, смотрю - глазам не верю: целый Молитвенник - Правило Утреннее и Вечернее, Господня молитва "Отче Наш", Символ Веры, Псалмы 50 и 90 и еще много чего. К Пасхе дело было, вот это, думаю, подарок. Мы с ним собирались вместе Пасху встретить, а не пришлось. Я-то, повторяю, был уже не молодым, память плохая, знал две-три молитвы, а он, как уже сказал, чтецом в церкви, все у него в памяти, на слуху. Я уже знал, что ничего мне из тюрьмы не вынести, все заберут, отсюда вынесу - отберут на “Пресне” или еще где. И я стал учить: читал каждый день, утром и вечером, и через месяц-два все или почти все знал - и Правило, и Псалмы. Как вы у меня заберете, когда мое со мной! Так и было: что-то отмели на “Матросской”, когда уходил, что-то на “Пресне”, потом почистили в Бутове (это Ухта), в Кирове, чего там не добрали, а уж на Свердловской, Омской, Барнаульской пересылках так шмонали! И на последней, в Кзыл-Озеке, на Горном Алтае, голым выпустили. А мое со мной осталось. И таким я чувствовал себя свободным, богатым, так бывал счастлив, оставаясь один, забравшись головой в матрасовку, - один на один с Богом, с Его святыми молитвами! Вчитайтесь, подумайте. Феликс Светов
Святые отцы о молитве "Во время молитвы, - говорит святой Иоанн Златоуст, - мы беседуем с Богом. Она есть занятие общее человеку с ангелами. Все мы нуждаемся в молитве, как деревья в воде. Молитвы - нервы души нашей. Кто не молится Богу и не имеет усердия беседовать с Богом, тот мертв, бездушен, бессмыслен". Какова должна быть молитва? "Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия... Часто не нужно бывает и голоса, ибо если в сердце своем изречешь его (слово) как должно, то и в таком случае Бог услышит тебя". "Не говори мне, что для человека, занятого делами, невозможно проводить целый день в молитве. Можно, и как легко! В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль: не воздеяние рук, но возвышение ума, не наружный вид, но внутренний смысл... Можно, идучи на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы; можно и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой, и входящему и выходящему, и рабу, и купцу, и стоящему у очага можно, говорю, творить продолжительную и усердную молитву". "Молясь долгое время и прощения своего не получая, не говори, что будто ничего не приобрел ты своею молитвой: ибо уже получил ты и так много. Потому что какое добро может быть величественнее, как присоединиться к Господу и в беспрерывном с ним союзе пребывать?" Святитель Тихон Задонский так учит о молитве: "Молитва не в том только состоит, чтобы в известный час стоять и кланяться телом перед Богом, и молитвы написанные читать, но возможно и без того на всякое время и на всяком месте умом и духом молиться. Ибо Бог везде и на всяком месте есть, и всегда к Нему двери отверсты и приступ к Нему удобен, не так, как к человеку, и везде по Своему человеколюбию готов нас слушать и нам помогать... Приучая себя к молитве, проси Самого Господа, чтобы Духом Святым научил тебя молиться, как Апостолы просили Его об этом: "Господи, научи нас молиться". (Из творений святого Тихона Задонского). Молитвы начинательные Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй (везде находящийся и все наполняющий), Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны (поселись в нас и освободи нас) от всякия скверны, и спаси, Блаже (Благой), души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды). Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша имене Твоего ради. Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли (как на небе, так и на земле). Хлеб наш насущный даждь (дай) нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником (и прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас) нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивная даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Аминь. Великий подвижник земли русской - преподобный Серафим Саровский обращавшимся к нему больным, малограмотным, детям и тем, кто обременен работами, велел читать утром и вечером вместо положенного по уставу полного молитвенного правила: Отче наш (три раза); Богородице Дево, радуйся (три раза); Символ Веры (один раз). Этот подбор, удобный для всех начинающих, носит наименование "Правило Серафима Саровского". Его легко запомнить наизусть. Знание же символа веры обеспечивает христианину правильное представление о собственном вероисповедании и ограждает от бездумного усвоения элементов всякого рода еретических учений.
Символ веры "Символ" по-древнегречески буквально означает "собирание вместе", "выражение", "исповедание". Православная христианская вера точно и полно выражена в Символе Веры. Во времена первых христиан, перед совершением таинства крещения, человек должен был открыто заявить всем, во что он верует, и тогда он был крещен. С течением времени появились различные тексты "Символа", все исповедующие одну веру, но в разных словах и выражениях. Разгорались жесточайшие споры о природе Сына Божьего; одни говорили, что Сын Божий был, как и все остальные, сотворен Богом, другие утверждали, что Он вечен, божественен, нетварен (несотворен). Для решения спорных вопросов собирались Вселенские Соборы (собрание пастырей и учителей Церкви). Символ Веры был составлен в IV веке святыми Отцами Церкви на I и II Вселенских Соборах. По названиям двух городов, в которых эти два собора проходили, наш Символ Веры называется НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИМ. Вот как читается Символ Веры в церкви по-славянски: 1. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. 3. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущаго века. Аминь. Объяснение. 1. Православные христиане веруют в Единого Бога Отца, в Святую нераздельную Троицу. О том, что Бог сотворил все, что нас окружает, и то, чего мы не видим, очень интересно рассуждал блаженный Августин: "Однажды я - рассказывает он - пожелал узнать, где или в каком месте находится мой Бог? Спросил я землю: "Скажи мне земля, где мой Бог?" Она ответила: "Не я твой Бог". И все, что находится на ней, то же самое сказало мне. Тогда спросил я море и все глубины и животных его: где мой Бог? И они ответили мне: "Не мы твой Бог: ищи Его выше нас". Спросил я воздух веющий: где мой Бог? И воздушное пространство со всеми обитателями своими сказало: "Не мы твой Бог". Спросил я небо - солнце, луну и звезды, но и их речь была: “Не мы тот Бог, Которого ты ищешь." Тогда я обратился ко всем, представлявшимся кругу моего зрения предметам, и сказал им: "Вы ответили мне, что не вы - мой Бог; что же вы можете сказать мне о Нем? И все они громко закричали: "Он сотворил нас!" К "невидимому" миру, сотворенному Богом, принадлежат духи, не имеющие плоти и костей. Есть бесплотные духи - Ангелы. Они, хотя и живут на небе, не далеки от нас, они видят все, что происходит с нами. Они знают, когда грешник обращается на путь правильной жизни, и радуются этому. "Так говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся", - говорит Иисус Христос. Святые Ангелы принимают участие в судьбе каждого человека, каждый христианин при крещении получает особого Ангела, который сопутствует ему на всех путях жизни до самой смерти, помогает ему в добрых делах и охраняет от зла. Эти Ангелы называются А н г е л ы Х р а н и т е л и. Кроме добрых и святых духов или Ангелов, есть и злые, н е с в я т ы е д у- х и. Бог сотворил всех Ангелов добрыми, но часть Ангелов согрешила, поступила против заповедей Божиих, ослушалась Бога. Эти духи пожелали быть больше того, чем они должны были быть по воле создавшего их Бога, они возгордились и отпали от Бога. Злые духи образуют из себя целое царство, в котором есть верховный начальник - с а т а н а, или д ь я в о л. Он разделяет людей, отвращает их от любви и от Бога и господствует всюду, где грешат и служат греху. "Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил", - говорит святой апостол Иоанн. 2. Трудным для понимания является второй член Символа Веры. Давайте вспомним о том, как Иисус Христос пришел со Своими учениками в город Кесарию Филиппову. Здесь Он обратился к ним со следующим важным вопросом: "За кого люди почитают Меня?" Ученики отвечали: одни - за Иоанна Крестителя, другие - за пророка Илию, а иные - за Иеремию или за одного из пророков. Из этого видно, что народ весьма заблуждался относительно Лица Иисуса Христа, ибо Иисус Христос не был ни Иоанн, ни Илия, ни Иеремия; Он был больше всех их. Тогда Господь предложил ученикам новый вопрос: "А вы за Кого почитаете Меня?" Апостол Петр, отвечая на это, сказал: "Ты Христос, Сын Бога Живаго". Это был правильный ответ. В нашем Символе Веры так и говорится: "верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного". Имя "Господь" относится к Божеской природе Иисуса Христа и указывает нам, что Спаситель есть истинный Бог; имена же: Иисус Христос относятся к его человеческой природе. Первое имя Спасителя - Иисус. Это имя назвал Архангел Гавриил, когда явился Деве Марии при Благовещении (об этом написано в Евангелии от Луки I,3I). Архангел был послан Богом к Деве Марии, чтобы возвестить Ей Божие повеление. Имя Иисус значит "Спаситель". Сын Божий пришел на землю, чтобы спасти людей от их грехов. Другое имя - Христос, что значит "Помазанник". Помазание в Ветхом Завете было священное действие, которое совершалось только над царями, первосвященниками и пророками, чтобы освятить их служение, возвести в даваемый им сан. Иисус Христос был величайший П р о р о к, вечный и величайший Царь, вечный и величайший П е р в о с в я щ е н н и к. Господь Иисус Христос есть С ы н Б о ж и й. Во время крещения Его Иоанном Крестителем в реке Иордан об этом свидетельствовал Сам Бог Отец: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение."(Мф.3,17)*. В Евангелии есть много изречений, в которых Спаситель называет Себя Сыном Божиим. Он и по Своим свойствам, и по Своим делам во всем подобен Богу Отцу и есть Истинный Бог. Как и Его небесный Отец, Сын Божий - вечен, Он - есть был и будет. Он всемогущ, вездесущ и всеведущ. Как на земле обыкновенно все живые существа имеют существо, подобное своим родителям, так и Сын Божий, как рожденный от Бога Отца, имеет одно и то же существо с Отцом и потому называется Единосущным своему Небесному Отцу. Евангелист Иоанн начинает свое Евангелие следующими словами: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Эти строки, читаемые за литургией в Пасхальныю ночь, следует понимать так: "вначале был единородный Сын Божий и единородный Сын Божий был у Бога и был Сам Бог. Все произошло через Единородного Сына Божия и без Него ничего не было, что есть”. 3. В третьем члене Символа Веры мы исповедуем, что Иисус Христос, будучи Богом истинным, есть вместе и и с т и н н ы й ч е л о в е к. Это величайшее чудо, непостижимое для человеческого ума: Бог Господь, Сын Божий, ради нас, ради нашего спасения, по любви к нам, пришел к нам на землю, принял человеческую природу, сделался человеком, стал Богочеловеком. В Господе Иисусе Христе два естества - одно Божеское, другое человеческое. По естеству Божескому Он рожден от Бога Отца прежде всех веков и есть Сын Божий; по естеству человеческому Он рожден почти две тысячи лет тому назад от Пресвятой Девы Марии и есть Сын человеческий. При этом Иисус Христос есть единое Лицо - Бог и Человек вместе, Богочеловек. От других людей Иисус Христос по учению Церкви отличается тем, что он безгрешен, что родился от Девы и не имел отца на земле. Дева Мария была дочерью праведных родителей Иоакима и Анны и происходила из рода царя Давида. Еще ребенком Она была посвящена на служение Богу и жила при Иерусалимском храме. По достижению совершеннолетия Она дала Богу обет никогда не выходить замуж и была поручена Иосифу, праведному и благочестивому старцу, также из рода царя Давида. Они жили в Назарете. И вот к Деве Марии явился Архангел Гавриил и сказал Ей, что у Нее родится Сын. Это событие мы вспоминаем в праздник Благовещения (25 марта - 7 апреля по новому стилю). Услыхав слова Архангела Гавриила, Пресвятая Дева удивилась, как у Нее может родиться Сын, когда Она не замужем. Ангел ответил Ей, что Она останется Девой, что Сын Ее родится от Святого Духа. (Евангелие от Луки, I, 26-38). Дева Мария навсегда осталась Девой, никогда не вышла замуж, поэтому Ее называют Приснодевой Марией. В знак этого на иконах Ее изображают с тремя звездами на одежде - на главе и на плечах. Иисус Христос примером Своей жизни и оставленным нам учением указал путь к спасению, показал, как грешные люди могут с Божьей помощью побеждать свои грехи и приближаться к святости, если они будут стараться жить по заповедям, что, конечно, необычайно трудно. 4. Обратимся к четвертому члену Символа Веры. При Понтии Пилате Господь Иисус Христос как человек был распят на кресте, претерпел страшные страдания, умер и был погребен. Вы спросите: "Почему же и за кого был Он распят?" "Сын Человеческий (то есть Иисус Христос) не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" - говорит Сам Господь (Мф. 20, 28). Своими страданиями и смертью Иисус Христос искупил наши грехи и примирил с небесным Своим Отцом. Так в нашей жизни любящие родители переживают и мучаются грехами своих детей, как будто бы они сами их совершили. Приняв на Себя наши грехи, Господь Иисус Христос принял на Себя добровольно и последствия грехов и наказание за них, потому что всякий грех может быть уничтожен только тогда, когда он изглажен, выстрадан. Эта жертва Иисуса Христа - не только искупление, но и пример бесконечной любви Божией к людям. Давайте сейчас обратим внимание на некоторые слова Спасителя, сказанные Им на кресте. Они очень важны для понимания христианского вероучения. Первыми из этих слов были: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают". В этих словах Иисус Христос, во-первых, снова исповедовал Себя Сыном Божиим, а во-вторых, - это главное - Он молился за своих врагов. Спаситель висел на кресте между двумя злодеями, распятыми вместе с Ним. Один из разбойников, видя все, что происходит, обратился к Иисусу Христу с мольбой: "Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое". На это Господь ответил: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в раю". И совершилось дивное дело: величайший злодей и разбойник в последние мгновения своей жизни удостоился спасения и душа его первая, вместе с Господом вошла в рай. Это значит, что даже у самых великих грешников всегда остается надежда на спасение, если они, подобно благоразумному разбойнику, покаются перед Богом, исповедуют свои грехи, уверуют в Иисуса Христа и будут умолять о прощении. 5. Иисус Христос подлинно умер, и страдания, и смерть Его были подлинными страданиями и смертью. У каждого человека тоже всегда есть свой крест, свои страдания. И человек должен нести их с миром, с терпением, с верой в Бога. При крепкой, живой, сердечной вере христианин становится единым с Иисусом Христом. Господь поселяется в душе христианина, и он чувствует Его постоянное присутствие. Так верил апостол Павел, который говорил: "Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос" (Послание к Галатам 2, 19-20); 6. В шестом члене Символа Веры говорится о вознесении на небеса Господа Иисуса Христа. Это произошло в сороковой день по Его Воскресении. (Праздник Вознесения всегда бывает в четверг). Сошествие Иисуса Христа на землю, Рождество Христово было состоянием Его умаления, уничижения. Он родился беспомощным Младенцем в бедной, скромной обстановке и вскоре претерпел гонение от царя Ирода. Напротив, вознесение Иисуса Христа на небо было Его прославлением. В церкви в день праздника Вознесения так и поют: "Вознеслся еси во славе Христе Боже наш" (тропарь праздника). Вознесясь на небо, Господь Иисус Христос восседал одесную, то есть по правую руку Бога Отца. Но Бог - есть Дух и не имеет правой стороны, как человек, это образное выражение следует понимать духовно. Апостол Петр в первой христианской проповеди говорит, что "Иисус Христос был "вознесен десницей" Божией", и это значит, что человек был восстановлен в общении с Богом - намного большем и намного более совершенном, чем то общение, которое ему было дано при сотворении мира. 7. Седьмой член Символа Веры говорит о втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю для суда над живыми и мертвыми и о Его вечном царстве. Суд Христов будет праведным, так как все дела, все наши слова, помышления и желания, даже самые сокровенные, известны Богу и на Страшном суде обнаружатся перед всеми и перед совестью каждого судимого. Иисус Христос открыл нам, как будет происходить этот суд, об этом говориться в 25 главе Евангелия от Матфея. 8. Вторая часть Символа Веры начинается исповеданием веры в Божество Святого Духа. Как понять и объяснить силу Духа Святого и нашу веру в Него? Об этом некогда вел подробную беседу с преподобным Серафимом Саровским Н.А.Мотовилов, оставивший записки о своем общении с великим старцем. "Каким же образом узнать мне, что я нахожусь в благодати Святого Духа?" Тогда святой Серафим помолился про себя, взял Мотовилова крепко за плечи и сказал: "Мы оба теперь в Духе Божием с тобою... Что же ты не смотришь на меня?" Мотовилов отвечал: "Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли..." Преподобный Серафим объяснил Мотовилову, что Господь удостоил его теперь ясно, телесными очами видеть сошествие Святого Духа Божия. - Смотрите просто и не убойтесь, Господь с нами, - сказал святой Серафим. "Представьте себе, - рассказывал Мотовилов, - в середине солнца лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение его губ, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет, ослепительный, простирающийся далеко..." - Что же вы чувствуете теперь? - спросил преподобный Серафим. - Необыкновенно хорошо! - отвечал Мотовилов. - Да как же хорошо? Что именно? Мотовилов отвечал: - Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! Необыкновенную радость во всем моем сердце! Чувствую теплоту необыкновенную (а ведь был мороз и снег!) и ни с чем несравнимое благоухание. Преподобный Серафим объяснил, что, когда Дух Божий сходит к человеку и осеняет его, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостно творит все, к чему бы Он ни прикоснулся, теплота же, которую чувствовал, Мотовилов находится не в воздухе, а в самом человеке, потому что благодать Божия поселяется внутри человека, в сердце его. Если есть настоящая вера в Бога, то тогда подается и благодать Духа Святого. Господь ищет сердце человеческое, преисполненное любовью к Богу и ближнему. "Надо стяжать Духа Святого", - говорил преподобный Серафим. Главное дело Святого Духа среди людей - духовное возрождение человека. Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дарует человеку жизнь духовную. Вот почему и называется Он в Символе Веры животворящим. 9. Церковь - это не только здание, храм Божий, это как бы Божия семья, глава которой Христос. Эта церковь, основанная Господом, начала существовать со дня сошествия Святого Духа на апостолов. Мы веруем в Церковь видимую: общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием, таинствами, - но и в Церковь невидимую. А это - благодать Божия, пребывающая и управляющая Церковью, Ангелы, святые и все православные христиане, умершие в истинной вере и живущие на небесах - это Церковь небесная. Вера в Церковь обязывает нас слушаться ее и не нарушать ее заповеди и установления. Церковь называется с о б о р н о й, иначе кафолической или вселенской, потому что она находится во всем мире и нет такого места, где бы она не находилась. Она не ограничивается одним каким-либо народом, а заключает и принимает к себе верующих всех народов и всех сословий и возрастов. В заключение приведем прекрасные слова о Церкви святого Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, жившего в IV веке: "Невозможно переплыть море без корабля. А святая Христова Церковь в мире то же, что корабль в море. Господин этого духовного корабля Сам всемогущий Бог Отец. Кормчий - Единородный Сын Его; благоприятный ветер - Дух Святой; подчиненные управители этого корабля - апостолы и преемники их, пастыри и учители церковные; плывущие на этом корабле - все правоверующие христиане. Дно и основание этого корабля есть правая вера в Святую Троицу; бока корабля, передняя часть его и кормило (руль) означают правые догматы (учение) веры, заповеди Божии, предания Церкви, правила апостолов и вселенских соборов. Мачта - святой крест Христов, которым и в Церкви все скрепляется и утверждается; паруса - любовь; якорь - надежда. Этот духовный корабль, Церковь, из разных стран перевозит через житейское море всех правоверующих и истинных христиан в Небесное Царство, и хотя обуревается многими ветрами и волнами (мучений и гонений), но никогда не подвергается крушению. Сколько врагов и гонителей не восставало на Святую Церковь, она никогда не была побеждена, потому что утверждается словом Господним "Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее". Читая эти замечательные, поэтические слова святого Иоанна Златоуста, задумаемся о том, что вера православная, христианская - это не только отвлеченное знание. Мало знать свою веру, надо жить по вере, подтверждая ее добрыми делами, освящая ею всю жизнь. 10. В десятом члене Символа веры утверждается, что человек, будучи крещен один раз, совершает великий грех, если начинает "перекрещиваться", как этого часто добиваются баптисты и разные другие сектанты, отпавшие от истинной веры. Такое "перекрещивание" - это оскорбление Святого Духа, давшего человеку Свои дары в первом таинстве крещения. 11. Вера во всеобщее Воскресение. 12. Вера в жизнь вечную - это радостное и светлое обетование нашей христианской религии и утверждение огромной ценности в глазах Самого Бога каждой отдельной человеческой души, каждого живущего и жившего на земле человеческого существа, созданного по образу и подобию Божию.
Молитвы на разные случаи Перед обедом и ужином можно прочесть такую молитву:
Преподобный Ефрем Сирин “Никто не говори: много нагрешил я - нет мне прощения. Кто говорит это, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, что Он пришел на землю не праведных спасать, а грешников призвать к покаянию, и что когда кто кается, радость бывает о нем на небесах. Готовясь к исповеди, православный христианин, проверяй поступки и мысли твои по заповедям Божиим. Иногда, приходя на исповедь, человек говорит: "А какие у меня грехи, батюшка? У меня и грехов никаких нет". Незнание этих заповедей - свидетельство духовной неразвитости и глубокого нравственного неблагополучия как в отдельном человеке, так и в обществе.
Десять заповедей Божиих 1. Аз (я) есмь (есть) Господь Бог твой, да не будут тебе бози (боги) инии (другие) разве Мене (кроме меня). 2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика (что) на небеси горе, и елика (как) на земле низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, не послужиши им. 3. Не приимеши (не произноси) имене Господа Бога твоего всуе (напрасно). 4. Помни день субботний, еже святити (чтобы святить) его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, день же седьмый суббота Господу Богу Твоему. (Для христиан День Господень - это день воскресный, день молитвы, день усвоения Слова Божия). 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори. 8. Не укради. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. (Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего). 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.
Церковный календарь
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы