Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О СУДЕ ПАТРИАРШИХ, ПРИКАЗНЫХ И ДВОРОВЫХ
ВСЯКИХ ЛЮДЕЙ И КРЕСТЬЯН А в ней 3 статьи 1. На Патриарших приказных и на дворовых людей и на детей Боярских и на крестьян, и на всяких чинов людей, которые живут в Патриарших в домовых вотчинах, во всяких делех суд давать безсрочно на Патриарше дворе, по тому, что при прежних Государех, и блаженныя памяти при Великом Государе Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии, или в которых Приказех на них суда не давали; а судили их на Патриарше дворе, что судныя дела слушает и указывает Патриарх. 2. А будет Патриарши приказные люди в каком деле праваго обвинят, а виноватаго оправят по посулом, или по дружбе, или по недружбе: и тем людем, кто будет обвинен не по делу, на тех Патриарших приказных людей бити челем Государю, и по тому челобитью спорныя дела из Патриарших приказов взносить к Государю и ко всем Бояром. Да будет сыщется, что Патриарши судьи кого обвинят не по делу: и тем Патриаршим судьям за их неправду указ чинити против того же, как указано о Государевых судьях. 3. А которые Патриарши приказные и дворовые люди, и дети Боярские и Патриарши крестьяне учнут в которых приказех, на каких людех всяких дел искать, а ответчики на них в тех же приказах, ни сходя с суда, учнут встречно искать: и на них суд давать в тех же Приказех. Глава XIII О МОНАСТЫРСКОМ ПРИКАЗЕ А в ней 7 статей 1. ...На монастыри, и на Архимандритов, и Игуменов, и на Строителей, и на Келарей, и на Казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет, во всяких истцовых искех суд давати в монастырском приказе. 7. А на пашенных на всяких людей в управных делех суд давать на теже сроки, на которые сроки указано будет суд давать на дворян и на детей Боярских, по тому, что за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети Боярские во всяких делех, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств.
Глава XIV О КРЕСТНОМ ЦЕЛОВАНИИ А в ней 10 статей 1. Которым Московскаго государства всяких чинов Руским людем доведется по судным делам изо всех приказов крест целовать: и им или за них людем их крест целовать в розных исках трожды. А возрастом бы те люди были, кому целовать крест, в дватцать лет, а меньше дватцати лет не целовать и ко кресту таких не припускать. А у кого таких людей не будет, и им за себя целовать крест самим. 9. А кто крест поцелует, или кто кого ко кресту приведет не на правде, и сыщется про то допряма: и тем людем за то чинить жестокое наказание, против того, как о том писано выше сего в суде о крестьянех.
Глава XV О ВЕРШЕНЫХ ДЕЛАХ А в ней 5 статей 1. У кого будет тяжба в чем-нибудь с Митрополиты, или со Архиепископы, или с Епископы, или с монастыри, и те власти с ними в тех делех помирятся, и записьми укрепятся, что им впредь тех дел не всчинати, а после того в тех местах будут иные Митрополиты, или Архиепископы, или Епископы и в монастырех Архимандриты, Игумены, и Келары и Строители, и учнут те прежния дела всчинати, а про прежних властей учнут говорити, что те прежним власти мирилися, и записи давали не делом: и тому их челобитью не верить, и тех дел не переделывати, быти по тому, на чем помирилися прежния власти. 2. А будет у которых помещиков или у вотчинников тяжба будет с кем нибудь о крестьянех, или о бобылях, или о землях и о всяких поместных и вотчинных угодьях, и в том они с кем помирятся, и записьми укрепятся, что им впредь тех дел не всчинати, а после того тех помещиков и вотчинников поместья их или вотчины даны будут иным помещиком или вотчинником, и новые помещики или вотчинники учнут те прежния дела всчинати, а про прежних помещиков и вотчинников учнут говорить, что те прежние помещики или вотчинники в тех делех мирилися, и записи на себя давали не делом: и тому челобитью новых помещиков и вотчинников не верить, и старых дел не всчинати, а быти тем старым делам по тому, на чем помирилися прежние помещики и вотчинники. 3. А будет кто помещик, или вотчинник из поместья своего, или из вотчины крестьянина своего или бобыля отпустит на волю и отпускную ему даст, а тот крестьянин, или бобыль написан за ним в писцовых книгах, а после того то поместье, или вотчина отдана будет кому иному, и новой помещик, или вотчинник о том крестьянине или о бобыле, котораго отпустил прежний помещик или вотчинник, учнет бити челом, что того крестьянина, или бобыля, прежний помещик или вотчинник, отпустил не делом, и чтобы того крестьянина или бобыля отдати ему; и будет которой крестьянин или бобыль отпущен из вотчины с отпускною: и того крестьянина новому вотчиннику не отдавать. А будет которой крестьянин отпущен будет из поместья: и того крестьянина по писцовым книгам отдать новому помещику по тому, что из поместий помещиком крестьян на волю отпускать не указано. 4. А которыя судныя всякия дела всяких чинов людей во всех Приказех по Государеву указу и по Боярским приговором вершены до нынешняго уложения: и тех судных дел впредь не всчинять, и быти тем делам по тому, как те дела вершены прежде сего. О третейском суде
5. А будет кто истец и ответчик, поговоря меж собою полюбовно, пойдут на суд перед третьих, и дадут на себя третьим своим запись, что им их третейскаго приговору слушать, а будет они третейскаго приговору не станут слушать: и на них взяти Государева пеня, что Государь укажет, да третьим безчестье. И по той их записи третьие дело их вершат и дадут истцу и ответчику разные приговоры: один третей истца оправит, а ответчика обвинит, а другой третей ответчика оправит, а истца обвинит: и по челобитью, истца или ответчика то третейское дело, и приговоры и третейскую запись у третьих взять в Приказ. Да будет та запись написана с Государевою пению: и то третейское дело вершить по суду и по третейскому приговору, которой третейской приговор написан будет против суднаго дела. А которой приговор написан не делом: и тот приговор оставить, а третьему за тот неподельной приговор учинить наказание, или по записи взяти на нем пеня, что Государь укажет да на нем же велеть тому, кого он не по делу обвинит, доправить проести и волокиты с того числа, как то дело зачнется, да по то число, как то дело вершится, по гривне на день. А в которой третейской записи Государевы пени будет не написано: и того третейскаго дела у третьих в приказ неимать. А будет третьие дело вершат, и Правому на виноватаго приговор дадут оба один, а тот, на кого они приговор дадут, учнет на них бити челом Государю, что они его не по делу обвинили: и по тому его челобитью у третьих дела в Приказ не имать же, по тому что он тех третьих себе сам излюбил, и быти тому делу по тому, как третьие приговорят. Глава XVI О ПОМЕСТНЫХ ЗЕМЛЯХ А в ней 69 статей В Московском уезде быти поместьям: 1. За Бояры, по двести четвертей за человеком. За Окольничими за Думными дьяки, по сту по пятидесят четвертей за человеком. За Стольники, и за Стряпчими, и за Дворяны московскими и за дьяки, и Московских стрельцов за Головами, и за степенными, и за путными ключники, по сту четвертей за человеком. За дворяны из городов, которые служат по выбору, по семидесять четвертей за человеком. За жильцы и за стремянными конюхи и за сотники Московских стрельцов, по пятидесять четвертей за человеком. За дворовыми людьми, за стряпчими, и за сытники и Царицына чину, за детьми Боярскими, с поместных их окладов со ста четвертей по десяти четвертей. 2. А которые помещики всяких чинов похотят межь себя поместьи своими менятися: и им в росписке тех своих меновных поместей бити челом Государю, и челобитныя о том подавати в Поместном Приказе, за руками. 3. А меняти поместья Московским всяких чинов людем с Московскими же всяких чинов людьми, и с городовыми дворяне и детьми Боярскими и с иноземцы, четверть на четверть, и жилое на жилое, и пустое на пустое, а нежилое на пустое, и те их меновныя поместья межь ими росписывати по их полюбовному челобитью и по заручным челобитным. А где у кого в мене перейдет сверьх мены и лишние немногие четверти: и те немногая четверти по тому же за ними по их полюбовному челобитью росписывати. 5. А которые помещики и вотчинники всяких чинов учнут межь себя меняти вотчинныя земли на поместныя земли, или поместныя земли на вотчинныя земли, и учнут бити челом, чтобы по их челобитью те их земли росписати, поместную землю в вотчину, а вотчинную землю в поместье: и по тому их полюбовному челобитью те земли за ними росписывати же, против того же, как о том писано выше сего. 8. А будет кто учнет Государю бити челом о поместьях, которыя поместья даны на прожиток дворяном и детем Боярским старым, которые от службы отставлены, и вдовам старым же, чтобы Государь их пожаловал, велел те дворянския и вдовины прожи-точныя поместья дати им в пожить: и тем людем, которые учнут бити челом, под кем о поместье в пожить, отказывати, и в пожить поместей не давати. 9. А будет кто сдаст поместье за старостью дядя племяннику, или брат брату, а в сдаточной записи и о росписке в челобитной напишет, что племяннику дядю, или брату брата до его живота кормить, а после того учнут бити челом дядя на племянника, а брат на брата, что они их не кормят и из поместья выбивают, и крестьяном слушати их не велят: у таких племянников и у братьи те сдаточные поместья взяти, и отдати тем, чьи они были на-передь того. А которыя они записи на себя дали, и те записи не в записи. 14. А иноземские иноземцом беспоместным и малопоместным, а мимо иноземцов иноземских поместей никому не давати; а русъ-ких людей поместей иноземцом не давати. 15. А будет кто сворует, женится на четвертой жене, и приживет с нею детей: и после его той его четвертой жене и детем, которых детей приживет он с тою четвертою женою, поместья его и вотчин не давати. 16. А после которых Московских чинов людей и городовых дворян и детей Боярских и иноземцов жены останутся бездетны, а поместей и купленых вотчин после мужей их не останется, и на прожиток им дати будет не из чего, а останутся мужей их вы-служеныя и родовыя вотчины: и тех умерших женам давати на прожиток мужей их из выслуженных вотчин по разсмотрению, по их живот. А тем вдовам тех выслуженых вотчин не продать и не заложить, и по душе не отдать и в приданые за собой не писать. А будет пойдет за мужь, или пострижется, или умрет: и те вотчины отдавать вотчинником, кто к тем вотчинам будет в роду ближе. 30. А будет котораго Дворянина, или сына Боярского, или иноземца на Государеве службе в полкех убьют воинские люди: и женам их из поместей их давати на прожиток с окладов их со ста по двадцати четвертей, а дочерям их со ста по десяти четвертей. 31. А будет которой дворянин, или сын Боярской или иноземец на Государеве же службе в полкех умрет: и женам их из поместей их давати на прожиток с окладов их со ста по пятинадцати четвертей, а дочерям их со ста по семи четвертей с осьминою. 32. А котораго дворянина, или сына Боярскаго, или иноземца не станет дома, а не на Государеве службе, и женам их давать из поместей их на прожиток с окладов их со ста по десяти четвертей, а дочерям по пяти четвертей. Глава XVII О ВОТЧИНАХ А в ней 55 статей 1. В прошлом во 136-м году блаженныя памяти Великий Государь Царь и Великий Князь Михаиле Федорович всея Русии, и Отец Его Государев, блаженныя же памяти Великий Государь, Святейший Филарет Никитич, Патриарх Московский и всея Русии указали о родовых и выслуженных вотчинах по правилам Святых Апостол и Святых Отец: кого не станет, да после его останется жена бездетна, да после того же останутся братья родные и двоюродные и род: и те вотчины давать в род того умершаго, кого не станет, братьям родным и двоюродным и в род, кто кому ближе. А женам тех умерших, которые останутся бездетны, давать им из животов их четверть да приданое. А до родовых и до выслуженных вотчин им дела нет, опричь купленных вотчин. А которые вотчинники померли, а вотчины их после их по духовным и по данным их, даны их племянницам и внучатам, и правнучатам девкам: и тем вотчинам быть за ними по родству. 2. А у которых вотчинников после их останутся дочери их и сестры за мужем, и об вотчинах их учнут бить челом по родству челобитчики, тех умерших дочери и сестры, которые за мужем, в вотчину же; и им чинить указ по уложению, а оне тем вотчинам вотчичи. А после которых умерших учнут бить челом о вотчинах после отцов своих сыновья и дочери: и те вотчины давать сыновьям, а дочерям вотчин с братьею жеребьев не давать, покаместа братья их живы, а давать дочерям после отцов их из поместей на прожиток по указу. А как братьи не станет, и дочери тем вотчинам вотчичи. Да в прошлом во 137-м году блаженныя памяти Великий Государь, Святейший Филарет Никитич, Патриарх Московский и всея Русии указал вотчины родовые и за службы даные отдавати вотчичам детем сыну; а будет умершаго сына не будет, и те вотчины дочерям; а будет судом Божиим и дочерей не станет, и те вотчины в род отдавати, кто ближе того роду вотчичем, а им за те вотчины деньги давати по умершаго душе, в вечный поминок, по уложению. А купленая вотчина жене его, вольно ей в той вотчине, как похочет, нет до нея никому дела. А тот указ 137-го году написан, блаженныя памяти Великаго Государя, Святейшаго Филарета Никитича, Патриарха Московского и всея Русии Его Государевою Святительскою рукою. А ныне, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Русии указал, и Бояре приговорили: кого Московских чинов Бояр, и Окольничих, и Думных людей, и Стольников, и Стряпчих, и Дворян Московских, и Дьяков, и жильцов, и городовых Дворян, и детей Боярских и иноземцов судом Божиим не станет, а после их останутся матери их, да после их же останутся жены их бездетны, а поместей после тех умерших не останется, и на прожиток матерем и женам дать будет неизчего, и купленых вотчин по тому же не останется, а останутся выслуженные и родовые вотчины: и тех умерших матерем и женам давать на прожиток из выслуженных вотчин, по их живот по разсмотрению. А тем вдовам тех выслуженных вотчин не продать, и не заложить, и по душе не отдать, и в приданые за собою не писать. А будет пойдет за муж, или пострижется, или умрет: и те вотчины отдавать вотчинником, кто к тем вотчинам будет ближе, по прежним Государевым указом и уложением, как писано выше сего. 5. А будет после котораго умершаго останется купленная вотчина, а родовыя и выслуженныя вотчины и поместья не останется, да после того же умершаго останется другая, или третья жена, да дети, которых он приживет с первою, или с другою, или с третьего женою, и тем его детем, которых он приживет с первою, или с другою, или с третьего женою, опричь купленныя вотчины, поместья дать будет нечего: и купленная вотчина дати жене и детям его всем, разделя по жеребьям, по скольку на жеребей достанется. 6. А которая купленная вотчина, после умершаго, дана будет жене его, опричь детей: и она в той вотчине вольна; а иному никому до той вотчины дела нет. 9. А продавать поместныя земли в вотчину по Государеву имян-ному указу, кого Государь пожалует, а без Государева имянного указу помещиком поместных их земель в вотчину никому не продавать. 27. А кто вотчину родовую или выслуженную продаст, или заложит: и его детем и внучатом впредь до тоя вотчины дела нет, и на выкуп им тоя вотчины не давать. А будет у того продавца будут братья, или племянники, а к купчей или к закладной те его братья и племянники руки свои приложат: и им и их детем и внучатом до тое вотчины впредь по тому же дела нет. А которых братей и племянников у купчих и у закладных рук не будет: и тем братьям и племянником те вотчины выкупать по купчим и по закладным, в чем которая вотчина продана или заложена, а не по четвертям. А что сверх купчих и закладных у кого в вотчине прибыло дворов крестьянских, и в них людей, и росчистныя пашни и сенных покосов из лесныя поросли: и за то прибылое вотчинное строение вотчинником, кто учнет выкупать, платить тем лгодем, у кого они те вотчины учнут выкупать, по суду и по сыску: за крестьянской двор с людьми пятьдесят рублев; за рос-пашнуго землю, которая росчищена вновь из лесныя поросли, по три рубли за десятину; за сенные покосы, которые росчищены вновь из лесные же поросли, по два рубли за десятину, а за церковное строение, и за Боярские, и за людские дворы, и за мельничное, и за прудовое строение платить деньги, смотря по строению и по оценке сторонних людей. 30. А судити о вотчине за сорок лет; а которыя вотчины будут в купле, или в закладе больши сорока лет, а вотчинники о таких вотчинах учнут после сорока лет бити челом на выкуп: и таких вотчин после указных сорока лет на выкуп никому не давать. 39. А будет кто учнет владети изменничьею вотчиною, а купчей или закладной на ту вотчину не положит, или будет и положит, а срок той вотчине прошол, а в книги купчая или закладная не записана: и у него та изменничья вотчина взяти на Государя для того, что он ту вотчину купя, или взяв в заклад на срок, и после сроку, который срок в закладной написан, за собою в книги не записал. Глава XIX О ПОСАДСКИХ ЛЮДЕХ А в ней 40 статей 1. Которые слободы на Москве Патриарши, и Митрополичьи, и владычни, и монастырские и Бояр и Окольничих и Думных, и ближних и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленные люди, и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а Государевых податей не платят, и служб не служат: и те все слободы, со всеми людьми, которые в тех слободах живут, всех взяти за Государя в тягло, и в службы безлестно и безповоротно, опричь кабальных людей; а. кабальных людей, по роспросу, будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабальные люди, а отцы их и родители их были посадские люди, или из Государевых волостей: и тех имати в посады жити. А впредь, опричь Государевых слобод, ни чьим слободам на Москве и в городех не быти. А у Патриарха слободы взяти совсем, опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними Патриархи живали в их Патриарших чинех дети Боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи, и иных чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и хлеб. 2. А которые взяты по роспросом изо всяких чинов люди с земель с тех, которые построены были близко Московских посадов, торговые и ремесленные люди, и розданы в тяглые сотни: и тем людем быть впредь безповоротно за Государем, где кто в тягло отдан. 4. А которые всяких чинов люди на Москве емлют Государево денежное и хлебное жалованье и лавки за собою держат, и най-муют, и всякими промыслы промышляют, опричь стрельцов: и тем людем быти по прежнему в своих чинех, и служити Государевы службы с Государева жалованья. А с торговых со всяких промыслов быти им в тягле в сотнях и в слободах и в ряд с черными людьми подати давати, а службы на какой тяглой не служить; а кто не похочет в тягле быти, и тем людем лавки свои продать Государевым тяглым людем. 5. А которые слободы Патриарши и властелинские, и монастырские, и Боярские и Думных и всяких чинов людей около Москвы: и те слободы со всякими промышленными людьми, опричь кабальных людей, по тому же по сыску, взяти за Государя. А пашенных крестьян, будет которые объявятся по роспросу их поыестей и вотчин старинные крестьяне, а привезены на те земли, и с тех слобод велети тем людем, у кого те слободы будут взяты, свести в свои вотчины и в поместья. А будет у тех пашенных крестьян на Москве и в городех есть лавки, и погребы, и соляные варницы: и им те лавки и погребы, и варницы продать Государевым тяглым людем, а впредь лавок, и погребов и варниц, опричь Государевых тяглых людей, никому не держати. 9. Которые в городех Патриарши и Митрополичьи, властелинские и монастырские вотчины, села и деревни, и Боярские и Окольничих и Думных и ближних и всяких чинов людей вотчинные и поместные села и деревни в ряд с посады, и которые около посадов: и те села и деревни указал Государь взяти за себя Государя, и устроити их с посады, в ряд с своими Государевыми тяглыми людьми, всякими податьми и службами. А в которых их в тех селах и в деревнях объявятся пашенные крестьяне: и тех крестьян указал Государь описать себе статьею. А которые Патриарши и Митрополичьи, и властелинские и монастырские вотчинные слободы и села и деревни, Боярские и Окольничих и Думных и ближних, и всяких чинов людей вотчинные и поместные слободы, села и деревни от посадов неблизко, а в них живут торговые люди, а изстари они бывали посадские жильцы, и в городех у них лавки и всякие торговые промыслы: и по сыску, тех торговых и промышленных людей указал Государь взяти в те же городы, в посад, на старые их тяглые места, и устроити с тяглыми с посадскими людьми. А будет в тех селех и в деревнях, которые крестьяне объявятся торговые, а у них в тех городех будут лавки и всякие промыслы, а они напередь сего в посадских людех не бывали, и тягла не платили: и тех крестьян указал Государь дати на крепкие поруки, что им впредь в лавках и в погребах не сидети и не торговати, и варниц и кабаков не откупати, а те лавки и погребы и варницы поодати тяглым людем, 11. А которые в городех стрельцы, и казаки, и драгуны всякими торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят: и тем стрельцом, и казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов, платити таможенныя пошлины, а с лавок оброк, а с посадскими людьми тягла им не платити и тяглых служеб не служити. 12. А которые в городех же иных чинов служилые люди пушкари и затинщики, и воротники, и казенные плотники, и кузнецы сидят в лавках, и всякими торговыми промыслы промышляют: и им, с торговых своих промыслов, по тому же платити Государевы таможенные пошлины, и быти им в тягле и всякие Государевы подати платити и службы служити с посадскими людьми в .ряд. А кто в тягле быти не похочет, и тем людем лавки свои продать Государевым тяглым людем. 13. А которые Московские и городовые посадские тяглые люди сами, или отцы их в прошлых годех живали на Москве, и в городех на посадех и в слободах в тягле, и тягло платили, а иные жили на посадех же и в слободах у тяглых людей в сидельцах и в наймитах, а ныне они живут в закладчиках за Патриархом же и за Митрополиты, и за Архиепископы, и за Епископом, и за монастыри, и за Бояры, и за Окольничими, и за Думными, и за ближними и за всяких чинов людьми на Москве и в городех, на их дворех, и в вотчинах, и в поместьях, и на церковных землях: и тех всех сыскивати, и свозити на старые их посадские места, где кто живал напредь сего, бездетно же и безповоротно. И впредь тем всем людем, которые взяты будут за Государя, ни за ково в закладчики не записыватися и ничьими крестьяны и людьми не называтися. А будет они впредь учнут за ково закладыватися и называтися чьими крестьяны или людьми: и им за то чинити жестокое наказанье, бити их кнутом по торгом и ссылати их в Сибирь на житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут впредь за себя приимати в закладчики, по тому же быти от Государя в великой опале, и земли, где за ними те закладчики впредь учнут жити, имати на Государя. 15. А которые Боярские и иных чинов люди и крестьяне на Москве и по городом покупили себе и в заклады поймали тяглые дворы, и лавки, и анбары, и погребы каменные и соляные варницы, и торгуют всякими товары: и тем Боярским и иных чинов людем и крестьяном, те тяглые дворы, и лавки, и погребы, и анбары, и варницы продати тяглым торговым и посадским людем, а им теми дворами, и лавками, и погребами, и анбары, и варницами впредь не владеть, и впредь ничьим людем и крестьяном, опричь Государевых торговых посадских людей, тяглых дворов, и лавок, и погребов, и анбаров, и варниц ни у кого не покупати. А будет впредь чьи люди и крестьяне у кого купят тяглые дворы, или лавки и погребы, и анбары, и варницы: и у них те дворы, и лавки, и погребы, и анбары, и варницы взяты на Государя безденежно; да им же за то быти от Государя в великой опале и в торговой казни. 19. А которые Московских слобод посадские люди ныне живут в городех, а городовые посадские люди живут на Москве и в розных городех: и тем тяглым посадским людем и впредь жити в тех местех, где они ожилися, а с Москвы в городы постарине и из городов к Москве, и из города в город их посадских тяглых людей не переводити. 20. Да и тем всем посадским людем, которые живут ныне в городех за Патриархом, и за властьми, и за монастыри, и за Бояры, за Окольничими, и за ближними и всяких чинов людьми в слободах: и тем всем быти в тех городех в посаде, где кто ныне живет. А которые розвезены в уезды, в села и в деревни с посадов: и тех всех сыскивая, свозити на посады тех городов где кто сыскан будет. 24. А которые посадские черные мастеровые люди сошли с тяглых жеребьев и живут на Москве и в ружничье палате, и в иных розных Приказех, а на тягле они сами были и тяглых отцов дети, и будет о тех тяглых мастеровых людех учнут Государю бити челом сотенные люди, что бы их взяти по прежнему в тягло: и о тех мастеровых людех докладывати Государя имянно, как о тех мастеровых людех Государь укажет, а без докладу их в сотни не отдавати. 39. А которые тяглые люди продают беломестцом тяглые свои дворы, а пишут вместо купчих закладныя, и те свои дворы просрочивают, а те люди, кому они те свои дворы заложа просрочат, обеливают: и черным людем в чёрных сотнях и слободах тяглых дворов и дворовых мест не тяглым людем не закладывати и не продавати. А кто продаст, или заложит беглым людем тяглый двор, и те дворы имати и отдавати безденежно в сотни, а по закладным, у кого те дворы были заложены, в деньгах отказывати. А кто черные люди те свои дворы продадут, или заложат: и тех черных людей за воровство бити кнутом. Глава XX СУД О ХОЛОПЕХ А в ней 119 статей 1. Которые дети Боярские наверстаны, и у разбору и в служилых списках и ни в какой Государево службе нигде не объявили-ся, и поместных и вотчинных дачь за ними нет, а ныне они по кабалам в Боярских дворех, а били челом они в Боярские дворы в прошлых годех, до нынешняго Государева указу: и тем детем Боярским неверстанным и впередь быти в Боярских дворех по прежнему. 2. А впередь детей Боярских верстаных и неверстанных никому в холопи не приимати, и в Холопье приказе на них, без Государева имянного указу, кабал не давати. 7. А будет к кому придут какие люди, и учнут бити челом в холопство, а скажутся, что они вольные люди: и тем людем, к кому они придут, распрашивати их, какие они вольные люди, и где они родилися, и за кем они напередь того жили, и не служилых ли отцов дети, и в Государево службе и в тягле они не бывали ли, и не беглые ли чьи люди, или крестьяне и бобыли. Да будет те прихожие люди в роспросе скажут, что они не служилых отцов дети и в Государево службе и в тягле нигде, и в холопех, и во крестьянех, и в бобылях ни у кого не бывали: и тем людем, к кому такие люди учнут в холопство бити челом, по тому же приводити их в Холопей приказ, а в Холопье приказе тех людей роспрашивати же. Да будет те люди в Холопье приказе в роспросе скажут те же речи, как они скажутся тем людем, которые их в Холопей приказ приведут: и те их речи записав, велети на них давати служилые кабалы. И которые грамоте умеют, и тем велети к тем служилым кабалам и к книгам руки прикладывати. 20. А давати служилыя кабалы на холопей, который будут в пятнатцать лет; а которыя будут меньше пятнатцати лет: и на тех служилых кабал не давати. А кто служилую кабалу оболжи-вит: и та кабала вершити по суду. 21. А кто возмет на полнаго, или на докладнаго, или на ста-риннаго холопа кабалу, не опытав без отпускныя: и того холопа по сыску отдати тому, чья крепость старее. 22. А что холоп, бегаючи от стараго своего Боярина, бил челом во двор иному и тем учинил ссору: и за то бити его перед Холопьим приказом кнутом на козле нещадно, чтобы на то смотря, иным не повадно было так воровать. 30. А у которых людей холопи породилися от кабальных их людей, а живут они у них многие годы без кабально: и на таких холопей тем людем, у кого они живут безкабально, имати кабалы. А будет те холопи из воли кабал дати не похотят: и на них кабалы дати и в неволю, потому, что они живут у них безкабально многие .годы. 31. А кто будет в какой крепости в холопстве написан: и те люди по рабе холоп и по холопе раба. А которые старинные холопи написаны кому в духовной и по рядной в приданых: и те люди, по духовной и по рядной записи, по рабе холоп и по холопе раба. 32. А будет положат на одного холопа две полныя, или две докладныя, и которая будет крепость старее, и того холопа по сыску тому и отдати. 34. А будет чьего холопа возмут в полон в иную в которую землю, а после того, тот холоп из полону выдет: и он старому Боярину не холоп, и жену его и дети для Полонского терпения отдати ему. А похочет тот холоп к старому своему Боярину, и того холопа старому Боярину привести к записке в Холопий приказ, и роспрося его, подписывати на старой крепости, что он идет к нему волею, а пошлин имати с головы по алтыну. 35. А которой холоп изменит, побежит в иное господарство, а после того выдет он из того господарства в Московское государство собою: и он старому Боярину холоп по старому холопству по тому, что он в иной земле был в бегах, а не полоном взят. Глава XXI |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы