Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хазрат Яхья бен Маазх Рази



 

Брат Рази написал ему: «Я просил у Бога три вещи. Он уже даровал мне две из них. Мне было разрешено жить в Мекке, и я получил девушку-рабыню, которая прислуживает мне. Она подает мне воду для омовений. Осталась невыполненной лишь одна просьба: я мечтаю о встрече с тобой». Рази написал ему в ответ: «Человек должен быть чист и настолько духовен, что где бы он ни находился, это место становилось бы таким же святым, как Мекка. А что касается служанки, то тот, кто должен служить другим, не имеет права держать слугу для себя. Теперь о третьей просьбе. Если бы ты все время думал о Боге, ты никогда бы не вспомнил обо мне. Ты хочешь встретиться со мной, потому что забываешь о Нем. Помни о Нем все время и откажись от любви к детям, братьям и сестрам. Когда ты встретишь Бога, у тебя не будет необходимости во мне, а если не найдешь Его, то какой смысл будет иметь встреча со мной?»

***

Рази сказал: «Эта жизнь подобна сну, жизнь будущая — это пробуждение. Если человек плачет во сне, то он смеется, когда просыпается. Тот, кто плачет в этой жизни из страха перед Богом (за свои прегрешения), улыбается в вечности».

Рази шел по деревне в сопровождении друга, который заметил: «Какая прекрасная деревня!» Рази упрекнул его, сказав: «Лучше этой деревни сердце, которое настолько охвачено любовью к Богу, что у него не остается времени думать о ком-либо еще, кроме Него».

***

Однажды лампа в комнате Рази неожиданно погасла. Он начал плакать от сильной душевной боли. На вопрос, что случилось, он ответил: «Я увидел, как погасла эта лампа, и меня охватил страх, что в один несчастливый день по причине какого-то земного желания, возникшего у меня, свет моей веры тоже может погаснуть».

***

Рази наставлял так:

1. Смерть подобна мосту, который соединяет преданного с его возлюбленным Господом.

2. Один миг веры может очистить от грехов, совершенных за двести лет.

3. Так как возлюбленный Бога грешит только, когда он вне себя, как он может отвечать за эти грехи?

4. Если бы смерть продавали на рынке, любящие Его люди не покупали бы ничего, кроме нее.

5. Меньше общайтесь с другими людьми и больше служите Богу.

6. Человек, который богат по милости Божьей, действительно богат; тот, кто накопил богатство своим трудом, на самом деле, беден.

7. Мир — это место для богослужений.

8. Внезапная тоска по Богу стоит дороже всего мира.

9. Мир — это лавка дьявола, бойтесь его; это вино, предложенное дьяволом, никогда не пробуйте его.

10. Тот, кто много ест, становится жертвой своей страсти. Только на пустой желудок человек способен принять милость Бога и Его свет.

11. Остерегайся садиться за стол богача.

12. Сердце преданного находит прибежище в уединении, мечети, могиле, пустыне — и больше нигде.

13. Для начинающего величайшее препятствие на Пути — его связь с другими людьми.

14. Три отречения сильно способствуют духовному совершенствованию: отказ от любви к почестям и славе, отказ от желания и отказ от мира.

15. Секрет успеха в следовании по Духовному Пути заключается в полном полагании на Бога и отвращении к миру.

16. Довольствуйся только Богом, и Он будет доволен тобой.

***

Бог говорит преданному Ему: «Не жалуйся на Меня. Разве тебе мало того, что Мне принадлежат два мира, а я принадлежу тебе?» Когда человек копит мирские блага, он проходит через унижение, но, приумножая великую добродетель памятования Бога, он заслуживает почета. Желание этого мира, как завеса, скрывает лицо Бога..

***

Молитвы Яхьи бен Маазха Рази:

1. Господь! Я грешник и всецело завишу от Твоего милосердия и всепрощения, так как Ты — это само милосердие, а я — воплощение греха. О Господь! Когда фараон стал вероотступником и объявил себя Богом, Ты предупредил Моисея, чтобы он обращался с ним по-доброму. Если такая милость оказывается подобным правителям-тиранам, почему бы Тебе не наградить своим благоволением меня, у которого ничего нет, кроме ветхого одеяла. Ведь даже ничего не имея, я не прошу никакой собственности и готов отдать все, что у меня есть, стоит только попросить. Как можно потерять надежду на Твою милость, зная, насколько широки границы Твоего милосердия? Господь! Высшая добродетель в мире — укреплять веру в Тебя, и я счастлив, что она выпала на мою долю. Заменить ее может только счастье лицезреть Тебя (Божественный Лик).

2. Господь! Даруй плоды моих добродетелей тем благочестивым верующим, которые ищут их, а еретикам пошли все то мирское, что выпало на мою долю. Что касается меня, я прошу, чтобы Ты помнил обо мне, пока я живу на свете, и я мог увидеть Тебя после моей смерти.

3. Господь! Я грешник, совершающий новые прегрешения каждый день. Ты тот, кто прощает, прости же мне мои прегрешения. Я испытываю страх перед Тобой, о Господи, и мое сердце уходит в пятки, но я нахожу поддержку в Твоем милосердии и всепрощении.

4. Господь! Я грешник. Как должно мне любить Тебя? Ты великий и милосердней, как я могу не любить Тебя, о Всемилостивый?

5. Господь! Мой самый верный спутник в земной преходящей жизни — надежда на Твою всепрощающую природу, а Твой величайший дар — памятование Тебя и возможность постоянно повторять Твое Имя.

6. Господь! Мои деяния не дают мне надежды попасть в рай, но меня страшат муки ада. Вот почему я прошу Твоей милости, чтобы стать бесстрашным.

Хазрат Шах Шуджа Кирмани

 

Он не спал сорок лет. Когда уже не было сил бороться со сном, он сыпал себе в глаза соль. Когда же через много лет его все-таки сморил сон, то он чудесным образом увидел перед своими глазами самого Всевышнего. Он сказал во сне: «Господь! Я искал Тебя все эти годы, не смыкая глаз, но Ты пришел, когда я заснул». Глас Божий ответил: «Это награда за сорок лет бодрствования». С тех пор он стремился заснуть и увидеть сон, который, как бальзам, лечил его страдающую в разлуке душу. По его словам, он так полюбил состояние сна, что, даже владея миром, отдал бы его за один миг сна (когда ему будет дано благословение увидеть Всевышнего). Часто он пел такие слова: «Мы, как кусок мяса, что жарится на вертеле: испекся один бок — запекают другой».

Хазрат Юсуф бен Хусайн

 

Прекрасная дочь богатого араба влюбилась в Хазрата Юсуфа бен Хусайна и тайком пробралась к нему ночью. Чтобы избежать встречи с ней, Юсуф сбежал. Ночью ему приснился сон, что Хазрат Юсуф сидит на великолепном троне в окружении ангелов. Увидев Юсуфа бен Хусайна, Хазрат Юсуф поднялся, обнял его и усадил рядом с собой на трон. Он передал ему похвалу самого Бога: «Всевышний сказал мне: «Юсуф, когда Зулейха приставала к тебе с недвусмысленными предложениями, ты молился Мне, чтобы Я уберег тебя от ее домогательств. Но посмотри на Юсуфа бен Хусайна, кто из страха вызвать Мое недовольство убежал прочь, когда к нему приблизилась эта арабская девушка. Он очень достойный человек. Иди и познакомься с ним». Поэтому я пришел к тебе. Я передаю тебе послание Бога о том, что Он включил тебя в список приближенных к Нему. Теперь ты должен отправиться к Зу-н-Нуну Мисри, который обратит тебя в веру и назовет тебе Имя Бога».

Юсуф пришел к Зу-н-Нуну Мисри и служил у него год. Когда Мисри спросил у него, что он хочет,

Юсуф ответил, что ему не нужно ничего, кроме разрешения служить ему еще один год. Он получил это право и служил ему еще год, после чего Зу-н-Нун предложил ему просить награду. Юсуф попросил назвать ему Имя Бога. Зу-н-Нун ответил молчанием. Юсуф продолжал служить ему, когда однажды Зу-н-Нун вручил ему чашу, наполненную чем-то и закрытую платком. Он приказал отнести ее дервишу, живущему на другом берегу реки, и велел не снимать платка с чаши. Юсуф поклонился и отправился к дервишу. Зу-н-Нун пообещал, что дервиш назовет ему Имя Бога.

Когда он переплывал реку, то услышал какие-то странные звуки, доносившиеся из-под платка. Сгорая от любопытства, он развязал платок. Из чаши выпрыгнула мышь, упала в Нил, и река унесла ее.

Юсуф вышел на берег, отдал пустую чашу дервишу и приготовился принять посвящение, а также узнать Имя. Дервиш сказал: «Ты не смог защитить даже мышь, которую доверили тебе, где гарантия, что ты сохранишь в тайне Имя Бога? Ты не выдержал проверки».

Расстроенный Юсуф вернулся к Зу-н-Нуну и поведал ему о том, что произошло. Зу-н-Нун сказал: «Три года не менее семидесяти раз я просил Всевышнего позволить доверить тебе Имя, но получал отказ. Ты сам теперь видишь, что не прошел испытания. Теперь тебе следует вернуться в свою страну. В нужное время ты будешь посвящен».

Юсуф попросил дополнительных наставлений. Зу-н-Нун сказал: «Забудь все, что ты прочитал и узнал до этого момента, чтобы снять завесы. Забудь также обо мне и никогда не называй меня своим духовным наставником». Юсуф сказал: «Я не в состоянии выполнить этого». Зу-н-Нун ответил: «Тогда начни просвещать людей своими проповедями, но всегда помни о том, чтобы эго твое оставалось невовлеченным». Юсуф согласился последовать этому совету. Однако на его проповеди собиралось очень мало людей. Однажды никто не пришел послушать его, и он отменил проповедь. Вскоре пришла старая женщина и с упреком сказала ему: «Ты пообещал Зу-н-Нуну проповедовать каждый день, не вовлекая свое эго. Что же означает твое молчание? Разве это не есть нарушение твоего торжественного обещания?» Он сразу осознал свою ошибку и с тех пор проповедовал ежедневно в течение пятидесяти лет, не беспокоясь о том, слушает его кто-нибудь или нет.

***

Однажды Хазрат Ибрахим Хавас, другой известный святой и ученик Юсуфа, услышал Глас Божий, который велел ему пойти к Юсуфу бен Хуссейну и передать, что «он стал неприкасаемым и изгнан из сонма святых». Когда ученик проснулся, он отказался передать это послание. На следующий день он опять увидел этот сон. Снова он был полон сомнениями и не послушался. На третий день Глас Божий сказал: «Если ты не передашь мое послание, то тебя ждет суровая кара». Ибрахим, пересилив себя, отправился, наконец, к Юсуфу. Он стоял перед ним молча, боясь произнести хоть слово. Увидев его, Юсуф сказал: «Почитай мне какие-нибудь прекрасные стихи из Корана». Он подчинился. Юсуф, слушая, как его ученик читает стихи, плакал, и из его глаз лились кровавые слезы. Он сказал: «Люди называют меня еретиком. Они много раз читали мне аяты Корана, но мое сердце оставалось холодным, но ты сам видишь мое состояние, вызванное твоим чтением стихов. Значит, правда, что Всевышний назвал меня неприкасаемым и исключил из сонма святых». Услышав эти слова, ученик был настолько поражен, что бросился в лес, где повстречался с Хазратом Хидром, ангелом, который сказал ему: «Юсуф ранен Божественным мечом, и его место в раю. Нужно стремиться любить Бога так же, как он, и занять положение, которого он достиг. Тот, чьи глаза устремлены на Бога, даже не взглянет на сокровища мира».

***

Юсуф сказал: «Всевышний Сам ходатайствует о том, чтобы внимание преданного было направлено на Него. Он просит его об этом, как нищий просит милостыню у богача, так сильно Его желание исправить человека. Он умоляет его прийти к Нему».

***

Купец из Нишапура дал деньги в долг одному человеку, который жил далеко от его города. Купец захотел поехать к нему, чтобы забрать свои деньги. У него была прекрасная девушка-служанка, и он никак не мог найти надежного человека, которому можно было бы доверить свою рабыню. В конце концов он решил оставить девушку на попечение набожного святого Хазрата Усмана Харири. Ему стоило большого труда уговорить святого оставить девушку у себя на время его отсутствия.

В один прекрасный день взгляд Харири случайно задержался на девушке, и его охватила любовь к ней. Однако он сдержал себя и отправился к своему духовному наставнику Хазрату Абу Хафсу Хададу, чтобы попросить его усмирить непослушное сердце, полюбившее девушку. Учитель посоветовал ему обратиться за помощью к Хазрату Юсуфу бен Хуссейну и последовать совету, который он даст ему. Когда Харири пришел в город, где жил Юсуф, люди отговорили его от посещения Юсуфа, так как тот превратился в вероотступника и пьяницу. Харири вернулся домой. Когда его учитель узнал об этом, он снова попросил Харири посетить Юсуфа. На этот раз он пошел прямо в дом Юсуфа и к своему изумлению увидел хозяина, сидящего рядом с прекрасным мальчиком. Перед ними стоял кувшин с вином и высокий стакан. Хотя лицо Юсуфа было лучезарным, как у святого, его поведение никак нельзя было назвать праведным. Однако он занял место рядом с ним. Когда Юсуф начал вести духовную беседу со своим гостем, его слова были такими возвышенными, что Харири вошел в состояние экстаза. Когда он пришел в себя, то спросил Юсуфа, почему он сидит в таком неподобающем окружении. Хуссейн ответил: «Этот мальчик — мой сын, он изучает Коран с моей помощью, а в этом сосуде — вода для утоления жажды в такую жару. А что касается твоего вопроса, почему я так странно веду себя, то я отвечу, что делаю это, чтобы у какого-нибудь купца не возникло желания доверить моим заботам свою прекрасную служанку на время его отсутствия». Харири был потрясен величием Юсуфа и его поразительным ответом. Харири спросил у него, что ему нужно сделать. Он ответил: «Тому, кто любит Бога, не следует дружить с этим миром».

***

Юсуф давал такие наставления:

1. Ты — слуга Всевышнего, живи, как раб.

2. Любовь к Творцу вытесняет из сердца любовь ко всему творению.

Хазрат Абу Хафс Хаддад

 

Он проповедовал:

1. Наш мир — это дом, где постоянно совершаются прегрешения против Бога.

2. Бедность — это поводырь, который ведет человека к Богу.

3. Полагайтесь не на вашу благочестивость и духовную практику, а на Его милость.

4. Тот, кто пьет из чаши любви к Богу, всегда видит Его.

5. Только тщеславные люди наслаждаются лестью.

6. Грехи ведут к ереси.

7. Слеп тот, кто пытается увидеть Творца в Его творении. Только в Творце можно искать и увидеть творение.

8. Стой с терпением у врат в Царство Божие, чтобы они распахнулись пред тобой.

9. Обратись к Богу, как нищий обращается к богачу за подаянием.

Хазрат Хамдун Кассар

 

Кассар учил:

1. Мои проповеди не принесут плодов и не возымеют действия, если я буду любить мир. Любовь Господа лучше, чем любовь всего этого мира.

2. Если ты будешь весь в долгах, не ищи возможностей выплатить их при помощи людей, а положись на то, что Бог поможет смиренному верующему освободиться от долга.

Хазрат Мансур Аммар

 

Однажды он нашел на дороге листок бумаги. На нем было написано Имя Бога. Чтобы листок не затоптали, он поднял его, сложил и проглотил. Ночью во сне он услышал Глас Божий: «Так как ты продемонстрировал уважение к Нашему Имени, Мы откроем пред тобой врата знания». После этого по Божьей милости он скоро превратился в просвещенного человека, который читал вдохновляющие людей проповеди.

***

Один богач дал четыре дирхама своему слуге и отправил его на базар за покупками. По дороге слуга встретил Аммара, читающего проповедь. Он говорил: «Найдется ли среди вас человек, который дал бы мне четыре дирхама взамен того, что я четыре раза помолюсь за него Богу?» Слуга дал четыре дирхама Аммару и попросил его четыре раза помолиться за него. Аммар спросил у слуги, об исполнении каких желаний он должен просить Всевышнего. Слуга ответил: «Во-первых, я должен стать свободным; во-вторых, мой хозяин должен покаяться в грехах; в-третьих, я хочу получить вместо этих четырех дирхамов такую же сумму, и, в-четвертых, я прошу, чтобы Господь даровал Свою милость мне, тебе и всем верующим, собравшимся здесь». Аммар помолился Богу и попросил Его об исполнении четырех желаний. Когда слуга вернулся домой, его хозяин был очень зол на него за столь долгое отсутствие, но после рассказа слуги обо всем, что с ним приключилось, он не только перестал сердиться, но испытал большое душевное смятение. Он почувствовал глубокое раскаяние и был так взволнован, что упал на колени и стал просить Бога простить его за совершенные прегрешения. Затем он отпустил слугу на волю и в благодарность за его поступок подарил ему четыре сотни дирхамов. Во сне богач услышал, как Глас Божий сказал ему: «Ты сделал свое дело, теперь Мы делаем Наше. Мы даруем Нашу милость тебе, твоему слуге, Аммару и всей общине».

***

Аммар учил:

1. Тот, кто общается с людьми этого мира, далек от Бога.

2. Чистота сердца достигается при помощи четырех практик: общения со святыми, изучения Корана, ночными богослужениями, слезами в утренних молитвах.

3. «Твои дети и твое богатство являются твоими духовными врагами», — говорит Коран.

4. Слуга Бога тот, кто бежит от творения к Творцу.

Хазрат Джунайд

 

Когда ученики Джунайда спросили у его духовного наставника, может ли ученик превзойти своего учителя в духовности, учитель Джунайда ответил: «Мой ученик Джунайд достиг большего духовного развития, чем я».

***

Сорок лет подряд Джунайд не смыкал глаз, все ночи напролет молясь Богу. Вот почему он решил, что достиг вершины в своем духовном развитии, и в его душе зародилось чувство гордости. Глас Божий осудил Джунайда: «Пришло время объявить тебя вероотступником». Джунайд воскликнул: «Господь! В чем моя вина?» И услышал в ответ: «Может ли быть больший грех, чем тот, что твое «я» все еще живет в тебе (то есть, твое эго еще не умерло)?» Джунайд вздохнул и покорно склонил голову, сказав: «Тот, кто не думает только о Боге, превращает все свои добродетели в грехи».

После этого случая Джунайд начал суровую духовную практику. Его противники подняли столь громкий крик и так оговорили Джунайда, что халиф, поверив клевете, решил послать к нему самую прекрасную девушку-рабыню, чтобы испытать его. Она пришла к нему и начала заигрывать и кокетничать с ним. Джунайд поднял на нее глаза, посмотрел и опять опустил их. Девушка же продолжала искушать его, прибегая к различным уловкам. Джунайд снова поднял голову и дунул на нее. Она тут же упала замертво. Халиф очень расстроился. Он пришел к Джунайду и спросил: «Как ты посмел убить такую земную красоту?» Джунайд ответил: «А как ты, наместник Бога на земле, кому поручено заботиться о нас, мог решиться уничтожить сорок лет моих духовных исканий и богослужений?»

***

Джунайд говорил:

1. Всеми своими духовными приобретениями я обязан трем вещам: отказу от мира, посту и ночным бдениям.

2. Десять лет я должен был защищать свое сердце от заблуждений и следить за ним. Вот почему следующие десять лет уже само сердце заботилось обо мне. Теперь мое состояние таково, что сердце не знает меня, а я не беспокоюсь о нем. Последние двадцать лет Бог говорит моими устами. Я не посредник, хотя мир не знает об этом. Все эти годы я излагаю только внешнюю сторону суфийского учения. Я получил предостережение не говорить ни о чем мистическом на людях. Я теряю контроль над своими чувствами, когда страх перед Всевышним завладевает мной, но прихожу в себя, когда вспоминаю, как Он милосерден.

3. Я — раб и не свободен. Я пойду туда, куда прикажет мне Господь, будь это рай или ад.

4. Когда кто-то просил Джунайда посмотреть на него, он отвечал: «Последние двадцать лет я искренне пытаюсь увидеть Бога, но мне не удалось сделать это; как же я могу смотреть на тебя?»

5. Однажды во время болезни он воскликнул: «Боже! Излечи меня от недуга». В ответ Глас Божий произнес: «Если ты не доволен тем лечением, которое Мы предложили тебе, то Мы изгоняем тебя из круга приближенных к Нам».

6. Мой наставник Хазрат Сакати приказал мне читать проповедь. Я сказал, что не смогу этого делать в его присутствии. Ночью во сне мне явился Пророк Мухаммад и приказал читать проповеди. Утром, когда я собирался рассказать о послании Пророка моему наставнику, я обнаружил, что он стоит у моей двери. Увидев меня, он произнес: «Прежде чем начать читать проповеди, ты все время хотел, чтобы кто-то еще повелел тебе сделать это». Удивленный, я спросил его, как он мог узнать обо всем, что произошло со мной. Он ответил, что Бог рассказал ему о возложенной Им на Пророка миссии отправиться к Джунайду и попросить его начать читать проповеди. Вот почему я согласился проповедовать, но при условии, что число слушателей не будет превышать сорока человек. Мои проповеди были настолько сильными, что однажды восемнадцать из сорока слушателей скончались во время одной из них. Я перестал проповедовать, потому что это занятие практически убивало меня.

7. Однажды я пошел навестить заболевшего дервиша. Он плакал. Я спросил его, кто послал ему болезнь и кому он жалуется. Дервиш замолчал. Я спросил, что означает его отказ терпеливо сносить страдания. Он вздохнул и ответил: «Не в моей власти сдерживать слезы и стойко переносить болезнь».

8. Однажды я читал проповедь, когда кто-то из слушателей сказал, что он не может следить за ее ходом. Я посоветовал ему, чтобы он отбросил семьдесят лет (ему было за семьдесят) служения Всевышнему и смиренно склонил главу — только после этого он начнет понимать проповедь.

9. Сердце довольно, когда доволен Всевышний.

10. Однажды кто-то из слушателей подарил мне кошелек с пятьюстами монетами. Я спросил, есть ли у него еще деньги на жизнь. Он ответил утвердительно. Я поинтересовался, хочет ли он заработать еще больше денег. Он ответил, что хочет. Тогда я сказал, чтобы он забрал пятьсот монет, потому что он беднее меня, ибо я, не имея ничего, не хочу денег, а он, обладающий достаточными средствами, жаждет увеличить свое состояние.

11. Как-то раз в мой дом пришел нищий. Меня удивил его цветущий вид, не свойственный нищим. Он мог зарабатывать себе на жизнь трудом, и ему не пристало просить милостыню. Ночью я увидел во сне, что передо мной поставили накрытое блюдо и велели съесть то, что лежит на нем. Когда я открыл его, то увидел на блюде мертвое тело. Я воскликнул: «Господь! Почему я должен есть этот труп?!» Глас Божий ответил: «А почему же ты ел его днем?» Я понял намек, встал из-за стола и начал молить Бога простить меня за то, что подумал о нищем плохо. После молитвы я отправился на поиски этого человека. Я нашел его в лесу. Увидев меня, он заметил: «Господь принимает раскаяние тех, кто делает это сразу после прегрешения, но отныне будь осторожен и не думай о ком-то плохо, а также не клевещи на человека у него за спиной!»

12. В Мекке я увидел, как брадобрей бреет богача. Я подошел к нему и попросил побрить и меня. Он оставил богача и начал заниматься мною. Закончив, он дал мне кошелек, в котором было несколько монет, и попросил принять их в дар. Вот почему я решил отдать брадобрею все, что получу за день. Вскоре ко мне подошел человек и дал кошелек, полный золота. Я предложил его брадобрею в качестве подарка. Он отказался от него, заметив: «Тебе не стыдно предлагать мне это? Разве ты не знаешь, что человек не должен принимать плату за работу, совершенную во имя Господа?»

13. Однажды во время молитвы я почувствовал сильное беспокойство. Я встал и вышел из дома. По дороге мне повстречался дервиш. Он сидел на шерстяном одеяле. Дервиш сказал, что очень давно ждет меня и ему нужно спросить у меня, как можно заставить ум отказаться от развлечения новыми желаниями. Я ответил: «Борись со своим умом и не подчиняйся ему. Не слушай голос ума». Тогда он обратился к самому себе с такими словами: «О, мой ум, разве я не говорил тебе то же самое, но ты непременно хотел получить ответ от Джунайда. Теперь ты знаешь его ответ». Когда он ушел, я почувствовал, что мой ум успокоился, и я пришел в себя. Я снова мог в полной мере наслаждаться моими молитвами и понял, что причиной моего умственного расстройства был старый дервиш.

14. Если бы между мною и моим Господом текла огненная река, то я, в своем ответном желании увидеть Его, прыгнул бы в нее и переплыл.

15. Хазрат Сахл написал мне, что тот, кто спит, не достигнет Бога, ибо разве не сказал Господь Давиду: «Тот лукавит, говоря о любви ко Мне, кто тратит время на сон».

16. Однажды я увидел, как вздергивают на виселице какого-то вора. Я поклонился ему. Люди спросили меня, почему я сделал это. Я ответил: «Заслуживает уважения тот, кто хранит верность выбранному ремеслу до самого конца, ведь он пожертвовал ради него жизнью».

17. Коран говорит: «Кто еще услышит молитвы страждущих, кроме Меня, твоего Бога?»

18. Когда я увидел дервиша, жалующегося на свою бедность и на то, что он весь день провел без пищи, я сказал ему: «Ты жалуешься на этот великий дар Бога — бедность, которая является Его величайшим благословением для святых. Они никогда не жалуются на бедность, если она выпадает на их долю. Уходи. Господь не оставит тебя без еды и одежды».

19. Однажды богатый юноша, послушав мою проповедь, испытал такое потрясение, что он раздал все свое богатство бедным, оставив себе 1000 динаров, которые он хотел подарить мне. Когда он нес эти деньги, люди сказали ему: «Ты хочешь запутать такого великого святого в мирских сетях?» Юноша пошел к реке и побросал в нее одну за другой все монеты. Когда он пришел ко мне, я сказал ему: «Ты недостоин находиться рядом со мной. Почему ты потратил столько времени на то, чтобы избавиться от своего богатства, хотя это можно было сделать сразу, и не выбросил все монеты разом, а не одну за другой?»

20. Твое сердце — это Дом Бога; не позволяй никому, кроме Господа, жить в нем.

21. Дыхание страстного стремления к Богу сжигает грехи.

22. Пока ты не пройдешь через долину полного уничтожения (фана), ты не сможешь достичь вечности (бака).

23. Тот, кто боится Бога, никогда не улыбается.

24. Лучше испытывать муки ада, чем забывать о Боге.

25. Тот, чья жизнь зависит от души, умирает, когда она покидает его тело, но тот, чья жизнь зависит от Бога, никогда не умирает.

26. Лучше бы были слепы глаза, которые не видели красоты Творца; немы уста, не повторявшие Его имени; глухи уши, не слышавшие о Его деяниях, и мертвы руки, не служившие Ему.

27. Тот, кому приходится прилагать усилия для памятования Бога, не будет вознагражден за свое поклонение в полной мере.

28. Когда Бог любит кого-то, он приобщает Его к обществу святых.

29. Тот, кто не изучает Писания, не достигнет совершенства.

30. Тот, кто много ест, не может совершать поклонения.

31. Мир должен казаться кислым для ученика, а духовность — сладкой.

32. Четыреста учителей религии единодушны в том, что человеку следует совершать поклонение и что даже на миг он не должен переставать думать о Боге.

33. Суфий подобен полю, которое удобряют навозом, а оно дает богатый урожай пшеницы.

34. Отказаться от всего, кроме Бога, и умереть для себя — это суфизм.

35. Суфий — тот, кто освобождается от всех атрибутов и встречает Бога.

36. Таухид означает знание Бога.

37. Не полюбишь Бога, пока не истребишь свое «я». Высказывания великих святых, любящих Бога, кажутся простым людям ересью.

38. Экстаз оживляет и воскрешает, вид же Его убивает. Экстаз разрушает эго.

39. Забыв о Боге лишь на одно мгновение, можно уничтожить тысячу лет служения Ему.

40. Тысячелетнее послушание не может оправдать даже миг непослушания Богу.

41. Вне всякого сомнения, тот, кто честен в своих поисках Бога, находит Его.

42. Вера — это то, что начертано на твоем сердце: «Не ищи пропитания, а твердо верь, что Он всех обеспечит едой».

43. Добродушный сластолюбец лучше, чем суфий с дурным нравом.

44. Всевышний сотворил свою милость прежде, чем Он сотворил мир.

45. Тот, кто повторяет Имя Господа, погружается в это Имя, а само Имя сливается с Богом.

46. Уход от мира к Богу и постоянное служение Ему — это суфизм. Ищи суфизм в себе.

47. Суфий — тот, кого никто не знает, кроме Бога.

48. Худшее из зол — это алчность.

49. Обдумывание стихов Корана ведет к просвещению, и та же цель достигается размышлением о дарах Бога и Его величии. Коран поселяет в сердце читателя любовь к Богу. Размышляй над обещаниями Бога, и это породит здоровый страх перед Всевышним.

50. Когда кто-то задумывается над милостью Бога, он избегает греха, так как боится, что своим прегрешением он может лишить себя Божьей милости.

51. Величайшим среди людей является тот, кто подчиняет свою волю Божьей воле и с радостью принимает все, что Он посылает ему.

52. Раб Божий не служит никому, кроме Бога.

53. Откажись от мира, и тебе откроется путь к Богу.

54. Отказ от желаний ведет к союзу с Богом.

55. Есть три завесы на Пути: плотское желание (нафс), мир и творение. Эти завесы общие.

Другими необычными завесами являются: показное богослужение, демонстрация чуда, притворная щедрость, ибо в их основе лежит гордость.

56. О Господь, пусть будет слеп тот, кто не видит Тебя, лучше бы был слеп, чтобы не видеть ничего больше.

57. Никто не является большим моим сторонником, чем Коран.

***

Дьявол вошел в сердце одного из учеников Джунайда, и он начал хвастать, что достиг совершенства и больше не нуждается в общении со святыми. Итак, он стал жить один. Однажды он во всеуслышание объявил в городе, что каждый день к нему приходят ангелы с верблюдом, одетым в богато украшенную сбрую и седло, и забирают его на небеса. Когда Джунайд услышал это богохульство, он пришел к своему ученику ночью. Он попросил ученика сказать, когда появятся ангелы: «Вы — посланники дьявола, будьте же прокляты». Ученик выполнил его просьбу. Ночью так называемые ангелы и верблюд исчезли, и он увидел, что сидит на груде скелетов, а перед ним лежат черепа умерших животных. Он раскаялся и попросил своего учителя Джунайда взять его под свою опеку. Джунайд сказал ему: «Одиночество для вновь вступившего на Путь — губительно. Ему абсолютно необходимо общество просвещенного наставника».

***

Как-то раз ученик Джунайда начал вести себя дерзко. Боясь наказания, он убежал в мечеть. Джунайд последовал за ним. Увидев Джунайда, ученик очень испугался, упал и разбил голову. Когда капли крови из раны пролились на землю, из них сложилось слово Аллах (Бог). Джунайд упрекнул ученика, сказав, что ему не пристало подобным образом демонстрировать свою духовность. Даже дети могли бы изобразить такую преданность. Недостаточно довольствоваться повторением Его Имени и думать о Нем (зикр), но нужно стремиться к Тому, Кто является предметом дум и о Ком постоянно помнят. Только тогда можно называться духовным человеком, в противном случае человек остается ребенком. Эти слова оказали такое влияние на ученика, что, услышав их, он умер.

***

Один из учеников Джунайда жил в Басре. Однажды в его голове родилась плохая мысль, и его лицо по Божьему повелению почернело. Что он только не делал, но лицо восстановило свой цвет лишь через три дня, когда он получил письмо от Джунайда: «Относись к Пути с уважением. Мне потребовалось три дня, чтобы отмыть твое лицо».

***

Однажды Джунайд и его ученик шли по лесу. От сильной жары из носа ученика потекла кровь. Он сказал: «Какая ужасная жара!» Джунайд упрекнул его: «Ты жалуешься на то, что дано Богом. Оставь меня».

***

У Джунайда был любимый ученик. Другие ученики завидовали ему. Чтобы расставить все по своим местам, Джунайд собрал их вместе, вручил каждому по ножу и петуху и велел зарезать птиц, но так, чтобы никто не увидел. Все ученики вернулись с забитыми петухами, лишь его любимый ученик не зарезал петуха. На вопрос, почему он не убил его, тот ответил, что не мог найти такого места, где бы его не видел Всевышний и где бы он мог в одиночестве совершить это. Другие ученики осознали его превосходство над ними и поклонились ему.

***

В свой смертный час Джунайд попросил окружавших его людей вымыть ему руки и ноги. Они сделали это, но забыли почистить ему ногти. Он сказал им об этом, и они исправили свою оплошность. Затем он почтительно пал ниц перед Всевышним и начал плакать. Собравшиеся спросили его: «О чем можно теперь сожалеть, когда вся жизнь прошла в преданном служении Богу?» Он ответил: «Никогда в жизни я не чувствовал себя более ничтожным, чем в этот момент».

Затем он начал читать Коран и сказал своим ученикам, что нет лучшего друга и учителя, чем эта книга. Он сказал: «В этот момент богослужение всей моей жизни висит передо мной в воздухе. Дует сильный ветер. Оно раскачивается из стороны в сторону. Я не знаю, приведет ли этот ветер к соединению или разлуке. Я вижу также узкий мост через ад (Пал Сират), который ведет в рай. Я также вижу Великого Судью и Ангела Смерти. Я не знаю, какое решение будет принято в отношении меня и куда меня направят». Он продолжил чтение отрывков из Корана, но ученики попросили его повторить Имена Аллаха. Джунайд ответил, что не забыл их и начал перечислять, загибая пальцы на руках. Дойдя до большого пальца правой руки, он произнес Имя Господа — Рахман ар-Рахим (Бог Милостивый, Милосердный), — закрыл глаза и умер.

Когда ученики обмывали мертвое тело и хотели протереть глаза покойного, Глас Божий сказал: «Уберите воду с глаз Нашего друга. Они закрыты в экстазе и откроются, когда им будет дано благоволение видеть Нас. Не пытайтесь разжать его кулак, так как он зажал его, перечисляя Наши Имена по пальцам. Кулак откроется по нашему повелению». Вскоре прилетел голубь, сел на гроб и заговорил человеческим голосом: «Мои перья прибиты к этому гробу гвоздями любви. Если вы сейчас не понесете гроб на кладбище, я улечу с ним на небеса».

Один святой увидел во сне умершего Джунайда и спросил, как его встретил Бог. Он ответил: «Он простил меня из милости, а не за мое духовное служение Ему. За исключением двух Ракатов Намаза (молитвы), которые я в полночь вознес Моему Господу, ничто более не сослужило мне здесь никакой службы».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь