Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Взаимодействие науки с другими формами духовной деятельности Человека
Философия как особое явление и состояние общественного сознания находится в сложном взаимодействии с другими его формами – наукой, искусством, моралью, религией и др. Вырабатывая целостную систему мировоззренческих знаний и ценностных установок, она образует наиболее общие теоретические основания духовной деятельности людей.С другой стороны, эстетические идеалы, нормы нравственности, научные истины, политические идеи переплавляются философским синтезом в общие логические принципы понимания отношения человека к действительности. Философия, по словам К. Маркса, представляет собой "живую душу культуры". Здесь возникает непростая проблема качества философского сознания. Высказывается мнение, что оно не содержит в себе объективной научной истины. Б. Рассел, например, трактует философию как нечто "промежуточное между теологией и наукой". А русский философ С.Л. Франк утверждает, что по своим коренным основаниям "она есть сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении, которое стоит в тесной родственной связи... с религиозной мистикой" В философии может содержаться приведенное в теоретическую систему объективно истинное знание. И все-таки философия представляет собой специфический элемент культуры, такое духовное явление, которое не умещается в жесткие рамки предъявляемых к науке требований. Наука исследует мир во всем его конкретном многообразии, при все увеличивающейся дифференциации и интеграции ее составляющих дисциплин. А философия выявляет человеческое видение действительности как системногоединого целого. Для науки важно максимально устранить субъективность в анализе своего предмета, - философия же стремится выразить в понятиях многоаспектные (в том числе и познавательные) отношения человека к миру. Тем самым она обязательно дает ценностную их интерпретацию. Мера соотношения объективно-истинного знания и привнесенной субъективности (заблуждений, фантазии, социальной заинтересованности, интуиции, логики, абстракции, вымысла и пр.) в конкретных философских учениях различна. Нужно уметь выявлять в разных философских концепциях возможную рациональную постановку и решения смысложизненных, мировоззренческих проблем.
В наши дни, как и в прошлом, наблюдается многообразие философских учений, школ, течений, направлений. Западные мыслители разрабатывают существенные аспекты философского понимания действительности. Среди современных учений выделяются экзистенциализм, неопозитивизм, различные философско-религиозные концепции, прагматизм, структурализм, постмодернизм, герменевтика, критический рационализм, неофрейдизм и многие другие. В них прослеживается давняя традиция пытливого исследования бытия, жизни человека, его ценностей и познания, действий в мире культуры. Результаты и достижения подобных философских исканий обогащают наше знание. Несомненной заслугой экзистенциалистов (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) является, например, анализ сознания индивида, свободы его действий и ответственности в условиях социального отчуждения, в кризисных пограничных ситуациях. В последующем изложении курса еще будут краткие экскурсы в анализ современными учениями отдельных проблем философии. Здесь же отметим, что необходимость восприятия ценных идей, содержащихся в различных типах мировоззрения, не означает их слияния в какую-то единую "синкретическую" философию. Взаимоотрицание материализма и идеализма - вопреки возобновляющимся периодически заявлениям об "устарелости" их противопоставления - сохраняется и в двадцать первом столетии. В многоаспектном диалоге и плюрализме мнений, что свойственны философским размышлениям, путь к адекватному восприятию действительности лежит, как считают авторы, в конечном счете, в ее материалистическом понимании при диалектическом воззрении на мир. Именно таково содержание философии диалектического материализма как одного из наиболее влиятельных типов современного мировоззрения.
Диалектический материализм – это опирающаяся на научные знания и общественно-историческую практику система философских идей о мире как закономерном саморазвитии материи, познании мира, ценностном его осмыслении и изменении в социальных действиях человека.
Подобное учение, равно как и другие формы теоретического мировоззрения, не должно представляться в виде некой завершенной совокупности неопровержимого знания. Превращение философии в непререкаемую доктрину лишает ее качества быть "живой душой" культуры. Только в саморазвитии, на основе синтеза новейших результатов познавательной и социально-практической деятельности, философия может претендовать на объективную истинность и оптимально выполнять свое предназначение. Например, социально-политическая философия тесно связана с идеологией современного белорусского государства, являясь ее мировоззренческой и методологической основой.
5. Роль науки в формировании основных компонентов образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира и сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методики. Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может санкционировать изменение структуры образования, т.к. распространяется на все его компоненты: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки. Образовательные модели опираются на научные достижения и предполагают наличие методик, программ, планов, методологических и дидактических материалов. Сам процесс образования – это взаимодействие двух полюсов: полюс, где сосредоточена информация (педагог) и полюс, к которому она трансформируется (обучаемый). Процесс образования отличается от спонтанного «научения» тем, что носит целенаправленный характер и имеет свою логику, формы, стандарты, установки и принципы. Образование – это интегративный процесс, включающий компоненты: обучения, передачи и сохранение традиций, развития эвристической и поисковой деятельности. Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений в образовательной системе и внедрение новых образовательных технологий. Влияние науки на образовательный процесс ведет к выделению следующих уровней: – операционального (освоение логики учебного предмета); – межоперационального (совокупность дисциплин данного учебного курса); – тактического (отвечает за формирование содержания знания на основании пройденных дисциплин); – стратегического (ставит задачи интегрирования содержательного потенциала знания во внутреннюю смысловую структуру личности); – глобального (свидетельствует о сущностном ядре личности как результата интегративного и направленного образовательного процесса). Роль науки в формировании личности Личность, общество и государство связаны сложными взаимоотношениями, которые по-разному проявляются в традиционном и техногенном обществах. В традиционном обществе/(«закрытого типа») личности не свойственна автономия и реализовать себя человек может лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей. Для техногенного общества характерна интерпретация автономии личности как возможность активного деятельного отношения ко всем происходящим процессам. Преимущественно эта деятельность экстенсивна, направлена во вне, на переделку и преобразование внешнего мира. Только в 20в. профессия ученого становится сравнима по значению с профессией церковника и законника. Вернадский отмечал, что главным, живым содержанием науки является научная работа живых людей. В эпоху НТП в большой науке выделяются следующие типы научной ориентации ученых: – эвристическая, поисковая – выдвижение новых идей; – аналитическая и экспликационная (уточняющая); – проверка и обоснование имеющихся знаний; – приложение научного знания.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы