Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСтр 1 из 3Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет» Социально-гуманитарный факультет
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ И БЫТА ХАНТЫ В РАБОТАХ Г.С.РАЙШЕВА Концепция виртуальной выставки
Исполнитель: Атучина А.В., Незирова А.М.-Х., студентки группы Б-1071 очного отделения Научный руководитель: Худуев З.М. Сургут 2013 г. ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ И БЫТА ХАНТЫ В РАБОТАХ Г.С.РАЙШЕВА
Важное место для современного общества играет историческое наследие, в связи с этим всё направлено на развитие данной сферы общества. Только ошибка заключается в том, что основное внимание направлено на все известные и масштабные явления, процессы и факты. Но мало кто задумывается, например, о культуре малочисленных народов. К числу таковых относятся ханты - коренной малочисленный угорский народ, который проживает в нашем Ханты-Мансийском автономном округе. И в нашей виртуальной выставке мы хотим обратить внимание на работы Геннадия Степановича Райшева, хантыйского художника, который посвятил множество своих картин культуре и быту народа ханты.
Цель: представить жизнь и быт ханты через работы Геннадия Степановича Райшева. Задачи: 1) Представить мировоззрение народа ханты в отражении работ Г.С.Райшева; 2) Проиллюстрировать хозяйство ханты через работы Г.С.Райшева; 3) Продемонстрировать образ жизни ханты через произведения Г.С.Райшева; 4) Проиллюстрировать семейную жизнь ханты через работы Г.С.Райшева; 5) Продемонстрировать предметы домашнего обихода и пищевую культуру ханты через призму работ Г.С.Райшева. (задачи можно было немного переформулировать и некоторые даже объединить – на количестве тематических блоков это не сказалось бы) Целевая аудитория: студенты и школьники старших классов
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Ханты (самоназвание — ханти, хандэ, кантэк, устар. остяки) — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири. Самоназвание ханты означает люди. Ханты живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах и Александровском и Каргасокском районах Томской области (804 человека). Общая численность 22,5 тыс. человек. Близки к манси, с которыми объединяются под названием обские угры. Среди хантов выделяются три этнографические группы – северная, южная и восточная. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре. На северных Хантов оказали сильное влияние ненцы, на восточных – селькупы, южные (прииртышские) Ханты практически смешались с русскими и татарами. Выделяются также территориальные группы – васюганские, салымские, казымские Ханты и др. До начала 20 века русские называли Хантов остяками, ещё ранее (до 14 века) – югрой, югричами. В основе формирования Хантов лежит культура аборигенных племён Урала и Западной Сибири, охотников и рыболовов, и скотоводческих угорских племён, пришедших во 2-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана. Во 2-й половине 1-го тысячелетия нашей эры складываются основные группы Хантов, расселённых от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая реки Северная Сосьва и Ляпин, а также частично реку Пелым и реку Конда на западе. С 15-17 веков часть Хантов вытеснялась манси из западных областей на восток и север. На севере Ханты частично ассимилированы ненцами, в южных районах (Бараба, реки Тура, Тавда, Иртыш) – в значительной степени тюркизированы. Процессы обрусения Хантов в 18-20 веках особенно интенсивно проходили на Иртыше, Оби, Конде. Миграция Хантов на север и восток продолжалась и в 20 веке. Традиционные занятия Хантов – речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), таёжная охота (в основном пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Оленеводство в тундре и лесотундре – самодийского типа, имеет мясо-шкурный характер, стада по 1000-1500 голов кочуют в меридиональном направлении (весной к северу, осенью к югу). Лесное оленеводство – местного происхождения: стада небольшие, выпасаются недалеко от поселений, используются для транспортных целей. В южных районах и по Оби с 19 века распространено животноводство и овощеводство. Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты ("заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы" и др.). Традиционные средства передвижения – лыжи, камусные и голицы, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками-долблёнками, дощатыми лодками-неводниками, для переездов на дальние рыболовные угодья – большими лодками с каютами, крытыми берестой. Современное сельское население по-прежнему занимается традиционными отраслями хозяйства. Зимой Ханты жили в постоянных зимних селениях, с весны разъезжались в сезонные селения на места рыболовных угодий. Зимние капитальные постройки были либо каркасными, углублёнными в землю, пирамидальной или усечённо-пирамидальной формы, либо срубными. Они отапливались открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Сезонные жилища – каркасные из жердей, крытые корой деревьев. Постройки располагались разбросанно: жилой дом (иногда – зимний и летний дома), один или несколько хозяйственных амбаров (чаще всего свайных), навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг для приготовления пищи, вешала для просушки сетей, одежды, для вяления и копчения рыбы, иногда – собачьи домики, в 20 веке – баня. Охотники зимой во время промысла жили в избушках в лесу. Оленеводы в тундре и лесотундре, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах самодийского типа, зимой – крытых покрышками из оленьих шкур, летом – из бересты. Чум широко использовали также (особенно летом) на сезонных поселениях и рыбной ловле. Значительная часть сельского населения сейчас живёт в новых посёлках, построенных в 1950-х годах в связи с переводом Хантов на оседлый образ жизни, укрупнением и реорганизацией хозяйств. Часть промыслового населения живёт в традиционных селениях. Одежда у северных Хантов близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик, или гусь с капюшоном. У восточных Хантов вся одежда распашная, меховая или халатообразная суконная. Обувь – меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние – с меховыми чулками). В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным). Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги. Косы раньше украшали накосниками с ложными косами. Мужчины также носили косы. Была известна татуировка. Основные продукты питания – рыба, мясо оленя, лося и других животных, ягоды, орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Мясо едят сырым, варёным. Пьют рыбий жир, заготавливая его с ягодами. Излюбленное блюдо – рыбья икра, вываренная в рыбьем жире. Жизнь и быт народов ханты интересует многих этнографов, но так же и художников, которые через картины воспроизводят их быт, представления о мире и многое другое. Одним из таких представителей является Г.С.Райшев. Геннадий Степанович Райшев - хантыйский художник, член Союза художников России, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа. Родился 1 ноября 1933 года (в паспорте - 18 ноября 1934 года) в п. Сивохребт Самаровского района Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского) автономного округа. Среднюю школу закончил в 1954 году в Сургуте. В 1954-1959 годах учился на филологическом факультете Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Параллельно осваивал мировое изобразительное искусство, занимался в изостудии под руководством графика В.П. Ефимова и на вечернем отделении художественно-графического факультета. В 1962 году вместе с семьёй переезжает в г. Карпинск Свердловской области, где работает до 1975 года художником-оформителем в местном кинотеатре. В 1974 году Г.С. Райшев был принят в Союз художников СССР за циклы графических работ. С 1998 года проживает в городе Ханты-Мансийске. Диапазон творческих интересов Г.С Райшева весьма широк. Он не только художник в общепринятом смысле этого слова, то есть человек, занимающийся живописью и графикой, но и теоретик изобразительного искусства, размышляющий о философских, социологических и психологических вопросах творчества, подтверждением чему является написанная им книга «Отчего мучается художник: вопросы творчества». Изобразительная манера Г.С. Райшева на рубеже 60-70-х годов претерпела радикальную трансформацию. Он отошёл от реализма «сурового стиля» и перешёл к символизму обобщённо-знаковой модели мира. В своих поисках Г.С. Райшев опирается на традиции народного искусства обских угров, других этнических общностей, проживающих в Сибири. Тематика творчества Г.С. Райшева разнообразна. Можно выделить несколько основных направлений. Больше всего художник любит изображать природу югорского края, коренных жителей Югры, русских сибирских людей. Многие темы нашли отражение в экспозициях, развёрнутых в 1996-2003 годах в Галерее-мастерской. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы