Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Федор Федорович Сидонский



 

(1805—1873 гг.)

богослов, философ

 

В постепенном ходу философии видим как бы три пружины, кои попеременно давали движение умам, настроенным к высшей изыскательности. Это три главных вопроса: о жизни природы, о законах нашей деятельности, о природе и предметном значении наших познаний. […]

От рассмотрения других существ склоняя взор свой на самого себя, человек находит новый мир, и для него рождается новая задача – определить собственное значение в ряду прочих существ.

Таким образом, мало-помалу разоблачается пред взором человеческим мир сил невидимых и существ мыслимых, и возникают в душе один за другим вопросы об отношении видимого к невидимому, о влиянии невидимого на ощутимое, о последнем начале всего сущего, о его дивной природе и отношении, в каком находится оно к миру.

Важность изысканий о законах нашей деятельности еще менее может быть подвергнута сомнению. Человек не может оставаться без участия в событиях мира, без действий. Особенно души доблестные чувствуют непреодолимое призвание давать ходу дел мира человеческого известные направления. Но то же побуждение, которое вызывает человека на действия,

 

заставляет его искать и твердых начал для своей деятельности. Души возвышенные не могут действовать наобум.

 

Племя философов и каждый философ в частности суть как бы невольные мученики человеческой жажды истинного. […]

Человек находится в состоянии движения; его способности – в состоянии развития; зависимо от сего развития и вместе с ним возрастает и стремление к большей точности в мыслях, к большей ясности ведения. Поднимаясь и одною ступенью выше в своем умственном развитии, человек делает уже новые вопросы, видит открытым пред собою новое и всегда обширнейшее поле исследования.

Будем в бесконечность восходить в разумении истины, хотя бы уразуметь ее в почастном ее составе не удалось нам никогда! Полное созерцание истины есть состояние покоя; им может наслаждаться одно божество; тварь вся призвана к движению, ей дано только приближаться к тому покою; ее еще ждет священная суббота!

 

Не истреблять же истины – цель философов, но отыскивать, очищать оные…

Философ ищет убеждения в истине уясненного, основательного. Для него слишком дорога истина, чтоб он стал отвергать ее без соображения. […]

 

Николай Александрович Спешнев

 

(1821—1882 гг.)

мыслитель

 

Для положительного человека всякая метафизическая система есть не более, чем поэма, гипотеза, возможность. Для метафизической головы всякая система, которая не объясняет всего происхождения всех вещей, ничего не стоит. […]

 

Исторический закон соединения людей – это такой закон, который можно постигнуть только апостериори, путем изучения истории…

 

Николай Владимирович Станкевич

 

(1813—1840 гг.)

просветитель, поэт,

публицист и философ

 

[…] Бедный, больной, несчастный век! Но в его ранах столько прекрасного, столько человеческого, что невольно верится в скорое исцеление мира. […]

 

[…] Жизнь есть любовь, любовью поддерживается жизнь в неделимых (она у них средство размножения); в таком случае любовь ость средобежная сила природы; ею примыкает последнее звено творения к началу, в нем повторившемуся, следовательно, любовь есть самовозвратная сила природы – безначальный и бесконечный радиус в круге мироздания.

 

[…] Жизнь природы есть непрерывное творчество, и, хотя все в ней рождающееся умирает, ничто не гибнет в ней, не уничтожается, ибо смерть есть рождение. […]

 

…Жизнь рода человеческого есть его воспитание.

 

Лев Николаевич Толстой

 

(1828—1910 гг.)

писатель

 

…в народной речи живут и всегда действуют законы рождения языка.

 

…нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

 

…самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни.

 

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

 

Больше всего говорит тот, кому нечего сказать.

 

В деле хитрости глупый человек проводит более умных.

 

В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.

 

В человека вложена потребность счастья; стало быть оно законно.

 

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

 

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

 

Возненавидеть жизнь можно только вуследствии апатии и лени.

 

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

 

Все мысли, которые имеют огромные последствия всегда просты.

 

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

 

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

 

Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе.

 

Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины.

 

Главное свойство во всяком искусстве – чувство меры.

 

Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками.

 

Двумя вещами человек никогда не должен огорчаться: тем, чему он может помочь, и тем, чему не может помочь.

 

Для того чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих.

 

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним.

 

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

 

Если дикарь перестал верить в своего деревянного бога, то это не значит того, что Бога нет, а только то, что Бог не деревянный.

 

Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей – это самоубийство.

 

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе.

 

Женщины, особенно прошедшие мужскую школу, очень хорошо знают, что разговоры о высоких предметах – разговорами, а что нужно мужчине – тело и все то, что выставляет его в самом обманчивом, но привлекательном свете; и это самое и делается.

 

Знание без нравственной основы – ничего не значит.

 

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

 

Из страстей самая сильная, злая и упорная – половая, плотская любовь, и потому если уничтожатся страсти, и последняя, самая сильная из их – плотская любовь, то исполнится пророчество: люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута и ему незачем будет жить.

 

Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

 

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.

 

Как ни странно самые твердые, непоколебимые убеждения – самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.

 

Корень злых дел в дурных мыслях.

 

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать.

 

Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.

 

Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание.

 

Люди учатся, как говорить, а главная наука – как и когда молчать.

 

Мудрость – знать, в чем дело жизни и как исполнять его.

 

Музыка – это стенография чувств.

 

Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их.

 

Настоящая жизнь совершается там, где она незаметна.

 

Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.

 

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

 

Не столько вреда бывает от того, что мы делаем не то, что должно, сколько от того, что мы не удерживаемся от того, чего не должно делать.

 

Нет в мире виноватых.

 

Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость.

 

Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе.

 

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

 

Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.

 

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как.

 

Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

 

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

 

От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние.

 

Ошибочно думать, что много-знание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.

 

Первая и несомненная обязанность человека есть участие в борьбе с природой за свою жизнь и жизнь других людей.

 

Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо.

 

Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию.

 

Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью.

 

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

 

Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде… дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.

 

Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

 

Самый верный признак истины – это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.

 

Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, и самый худший сорт человека – который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности – все различие людей.

Люди, живущие только своими чувствами, – это звери.

 

Сила войска зависит от его духа.

 

Сильные люди всегда просты.

 

Слово есть поступок.

 

Совесть – это память общества, усвоенная отдельным лицом.

 

Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть.

 

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

 

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

 

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

 

Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна – благо всех людей…

 

Только с сильными, идеальными стремлениями люди могут низко падать нравственно.

 

У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело.

 

Тщеславие… Должно быть, оно есть характерная черта и особенная болезнь нашего века.

 

У того кто ничего не делает, всегда много помощников.

 

Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.

 

Человек должен быть рабом. Выбор для него только в том, чьим: своих страстей, а значит, и людей, или же своего духовного начала.

 

Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.

 

Человек немыслим вне общества.

 

Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

 

Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь.

 

Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни.

 

Чем больше мы любим, тем обширнее, полнее и радостнее становится наша жизнь.

 

Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти.

 

Язык есть орудие мышления.

 

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи.

 

Эстетическое и этическое – два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому.

 

Иван Сергеевич Тургенев

 

(1818—1883 гг.)

писатель

 

Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни.

 

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

 

…Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.

 

…Вы еще не знаете, есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть; а если его даже не окажется, разве человеку необходим именно поэтический талант, чтобы жить и действовать?

 

Да, справедливо сказал кто-то про самоубийц: пока они не исполнят своего намерения – никто им не верит; а исполнят – никто о них не пожалеет.

Добро по указу – не добро.

 

…Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку – чувство меры.

 

Если бы с молодостью уходило одно хорошее – то остальные возрасты человеческой жизни показались бы до того невыносимы, что всякий индивидуум перерезывал бы себе горло на 32-м году. Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними; а все-таки лучше этих волн нет ничего.

 

…Если ждать минуты, когда все, решительно все будет готово, – никогда не придется начинать.

 

Если стремление происходит из источника чистого, оно все-таки, и не удавшись вполне, не достигнув цели, может принести пользу великую.

 

Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают.

 

Жалок тот, кто живет без идеала!

 

Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.

 

Когда переведутся донкихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать.

 

Кто пожил, да не сделался снисходительным к другим, тот сам не заслуживает снисхождения.

 

Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе.

 

Любовь и Голод – цель их одна: нужно, чтобы жизнь не прекращалась, собственная и чужая – все та же, всеобщая жизнь.

 

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

 

Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

 

…Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

 

Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.

 

О безобразие самодовольной, непреклонной, дешево доставшейся добродетели – ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!

 

О молодость! Молодость!… Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности все сделать, а в возможности думать, что все сделаешь.

 

Охота… сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью.

 

Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит.

 

…Природа… будит в нас потребность любви…

 

Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием.

 

Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей.

 

Смешного бояться – правды не любить.

 

– Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит… Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.

– Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы.

– Спорь с человеком ума слабейшего; спорь не из желания победы – но ты можешь быть ему полезным.

– Спорь даже с глупцом! Ни славы, ни выгоды ты не добудешь… Но отчего иногда не позабавиться!

– Не спорь только с Владимиром Стасовым!

 

Старая штука смерть, а каждому внове.

 

Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.

 

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

 

У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.

 

У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее, – и то не день, а мгновение.

 

Учение – только свет, по народной пословице, – оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание…

 

Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.

 

Хочешь ты ее узнать, эту тяжкую вину, которую ты не в силах понять, которую я растолковать тебе не в силах?

Вот она: ты – молодость; я – старость.

 

Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие – архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть.

 

Человек все в состоянии понять – и как трепещет эфир, и что на солнце происходит, а как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, это он понять не в состоянии.

 

Человеку всегда как-то совестно и неловко становится, когда он много наговорит сам.

 

Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.

 

Всякая молитва сводится на следующее: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два – не было четыре».

 

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится.

 

Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды.

 

Федор Иванович Тютчев

 

(1803—1873 гг.)

поэт

 

 

…И старческой любви позорней

Сварливый старческий задор.

 

 

Когда в наших сердцах бледнеют воспоминания, смерть заставляет их вновь расцвести в своих руках.

 

 

Любовники, безумцы и поэты

Из одного воображенья слиты!

 

 

Мысль изреченная есть ложь.

 

 

На земле, где все изменно,

Выше славы блага нет.

 

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

 

 

Письменная беседа утомляет почти так же, как партия в шахматы по переписке.

 

У меня не тоска по родине, а тоска по чужбине.

 

Надо сознаться, что должность русского бога не синекура.

 

Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого – одно уголовное дело.

 

В прошлом столетии тулузский парламент единогласно приговорил к колесованию протестанта Каласа, позднее признанного невиновным. – Кто-то, чтобы оправдать эту ошибку, привел поговорку: «Конь и о четырех копытах да спотыкается…» – «Добро бы еще один конь», – ответили ему, – «но весь конный двор».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.106 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь