Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жерар де Нерваль (Жерар Лабрюни)



 

(1808—1855 гг.)

поэт

 

Гений так же невозможен без вкуса, как характер – без нравственности.

 

Шарль Нодье

 

(1780—1844 гг.)

писатель

 

Жизнь добрых людей – вечная молодость.

 

Даниэль-Франсуа Обер

 

(1782—1871 гг.)

композитор

 

Где равенству конец, не может быть и дружбы.

 

Эмиль Ожье

 

(1820—1889 гг.)

драматург

 

Чудная вещь – это старость! Вас окружают заботы, любовь, уважение. Но как жаль, что это длится недолго!

 

Пьяница – истинный центр мира; все вращается вокруг него.

 

Луи Пастер

 

(1822—1895 гг.)

ученый-биолог,

химик

 

Культ наук в самом высоком смысле этого слова, возможно, еще более необходим для нравственного, чем для материального процветания нации. Наука повышает интеллектуальный и моральный уровень; наука способствует распространению и торжеству великих идей.

 

Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности.

 

Прогресс науки определяется трудами ее ученых и ценностью их открытий.

 

Стоит только привыкнуть к труду – и уже нельзя жить без него. Все в этом мире зависит от труда.

 

Вино – самый здоровый и гигиеничный из напитков.

Нет прикладных наук, есть только приложения науки.

 

Гийом Пиго-Лебрен (Антуан Пиго де Лепинуа)

 

(1753—1835 гг.)

писатель

 

Те, кто хвалят женщин, знают их недостаточно; те, кто их ругают, не знают их вовсе.

 

Пьер-Жозеф Прудон

 

(1809—1865 гг.)

философ, экономист,

публицист

 

Анархия – мать порядка.

 

Лучше пусть погибнет человечество, чем система, – вот девиз всех утопистов и фанатиков.

 

О свобода, очарование моей жизни, без тебя работа – это пытка, а жизнь – долгое умирание.

 

Собственность – это кража.

 

Джон Птитсен

 

(1792—1887 гг.)

писатель

 

Супружество с хорошей женщиной – это гавань в буре жизни, а с плохой – это буря в гавани.

 

Жозеф-Эрнест Ренан

 

(1823—1892 гг.)

философ, историк,

писатель

 

Бессмертие состоит в работе над чем-нибудь вечным.

 

Глупость не имеет права управлять миром.

 

Жизнь – это борьба против разрушающих начал. Всякий, кто не защищается как следует, должен погибнуть.

 

Когда жалуются на жизнь, то это почти всегда означает, что от нее требовали невозможного.

 

Любовь – настоящий Орфей, поднявший человечество из животного состояния.

 

Люди гораздо меньше ошибаются, когда сознаются в своем незнании, чем если воображают себя знающими все то, чего они в действительности не знают.

 

Мечта хороша и полезна, если только не забывать, что она – мечта.

 

Нет другого величия, кроме величия исполненного долга, нет другой и радости.

 

Политические обязанности могут измениться – обязанности человека к человеку – никогда.

 

…Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом искусства и истинной цивилизации…

 

Свобода мышления составляет неотъемлемое право каждого.

 

…Совершенство в области механических искусств может соединяться с весьма низким нравственным и интеллектуальным уровнем.

 

Существуют тысячи способов быть счастливым, и те, которые не могут себе добыть спасения путем добродетели и науки, могут получить его с помощью путешествий, женщин, деятельной жизни и пьянства.

 

…Тенденция нашей эпохи стремится к тому, чтобы заместить во всем моральные двигатели материальными.

 

Характер гораздо больше сближает людей, чем ум.

 

Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух.

 

Цель мира в том, чтобы царствовал разум.

 

Чаша жизни прекрасна! Какая глупость негодовать на нее только потому, что видишь ее дно.

 

Честность есть истинный аристократизм нашего времени.

 

Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди себя какую-нибудь благородную цель, способную его воодушевить.

 

Талант историка состоит в том, чтобы создать верное целое из частей, которые верны лишь наполовину.

 

Жюль Ренар

 

(1864—1910 гг.)

французский писатель

 

Битый фарфор живет дольше целого фарфора.

 

Бог. Из скромности не смеет хвастать тем, что создал мир.

 

Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка.

 

Будь скромным – это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих.

 

Будьте терпимы к моей нетерпимости.

 

Бывает, что все удается. Не пугайтесь, это пройдет.

 

Быть искренним – значит намеренно наступать другим на ноги.

 

Быть счастливым – это значит внушать другим зависть. А ведь всегда есть человек, который нам завидует. Главное, узнать, кто он.

 

В моем памятнике выдолбите маленькую дырочку на макушке, чтобы птицы прилетали туда пить.

 

В ней нет ничего оригинального, кроме запаха.

 

В сущности, для того чтобы преуспеть в бакалейном деле, нужно не меньше ума, чем для успешных занятий литературой.

 

Верующий создает Господа Бога по своему подобию. Если он уродлив, то и Бог его нравственный урод.

 

Вкус – одна из семи смертных добродетелей.

 

Все сразу не могут быть жертвами.

 

Всегда приятно слышать, когда тебя хвалят ни за что.

 

«Вы уже дрались на дуэли?» – «Нет, но я уже получил пощечину».

 

Глядя на красивую женщину, я не могу не влюбиться в нее, я от нее без ума. Это как удар молнии и длится столько же: мгновение.

 

Год – как ломоть времени, его отрезают, а время остается, каким было.

 

Государственному деятелю объявили: «Ваша супруга скончалась». Он спросил: «Это из официальных источников?»

 

Да, то, что делает смерть, очень интересно, но она слишком повторяется.

Да, я знаю. Всех великих людей сначала не признавали; но я не великий человек, и я предпочел бы, чтобы меня признали сразу.

 

Даже когда меня разобьет паралич, я буду критиковать чужую походку.

 

Его стакан невелик, но пьет он из чужого стакана.

 

Если актер плохой, аплодисменты делают его еще хуже.

 

Если бы строили дом счастья, самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания.

 

Если в фразе есть слово «задница», публика, как бы она ни была изысканна, услышит только это слово.

 

Если вы знаете жизнь, дайте мне свой адрес.

 

Если деньги не дают счастья, отдайте их!

 

Если я когда-нибудь умру из-за женщины, так разве что со смеха.

 

Есть и такой вид мужества – сказать парикмахеру: «Не надо мне одеколону!»

 

Женщина не перестает говорить о своем возрасте и никогда его не называет.

 

Жизнь коротка, но поскучать всегда успеваешь.

 

Жизнь коротка, но скука растягивает ее.

 

Жизнь не длинна и не коротка: в ней есть длинноты.

Журналисты. Знаете, те самые господа, которые пишут, чтобы получить бесплатный проезд по железной дороге.

 

Заячья нора даже в отсутствие зайца полна страхом.

 

Ирония – это целомудрие человечества.

 

Как часто люди хотят покончить жизнь самоубийством, а кончают тем, что рвут свои фотографические карточки.

 

Книге вдруг становится дурно, и она валится с полки.

 

Крестьянин, быть может, единственный из всех людей, который не любит сельского пейзажа и на него никогда не смотрит.

 

Критик – это ботаник. А я – садовник.

 

Легче быть щедрым, чем потом не жалеть об этом.

 

Лень: привычка отдыхать перед усталостью.

 

Ложной может быть скромность, но не гордость.

 

Люблю одиночество, даже когда я один.

 

Меня спрашивают о моих делах только для того, чтобы иметь право рассказать мне о своих напастях.

 

Мир принадлежит тем, кто раньше встает, – до той минуты, пока не встанут другие.

 

Можно быть поэтом и платить за квартиру.

 

На земле нет рая. Разве что кусочки его, разбросанные по свету.

На минуту представьте себе, что он умер, и вы увидите, как он талантлив.

 

Надо жить, чтобы писать, а не писать, чтобы жить.

 

Надо писать так, как говоришь, если, конечно, говоришь хорошо.

 

Наконец-то я узнал, что отличает человека от животного: денежные неприятности.

 

Наша жизнь выглядит как набросок.

 

Не беспокойтесь! Я никогда не забуду услугу, которую вам оказал.

 

Не знаю, существует ли Бог, но для его репутации было бы лучше, если бы он не существовал.

 

Не следует знакомиться со своими друзьями раньше, чем к ним придет слава.

 

Некто послал даме любовное письмо, оставшееся без ответа. Он решает найти причину молчания. И наконец решает: надо было приложить почтовую марку.

 

Никогда не повторяй того, чего не услышал сам.

 

Никогда не целует руку женщине, боится проглотить кольцо!

 

О вашем возрасте можно судить по вашим зубам, а ваши зубы переживают золотой век.

 

О, если бы можно было поехать в свадебное путешествие одному!

 

Он плачет ледяными слезами.

Она принадлежала к тем хрупким, маленьким женщинам, которые предпочитают любить, а не заниматься любовью.

 

Они считают, что, раз они не евреи, то они прекрасны, и умны, и честны.

 

Отсутствующие всегда не правы, когда возвращаются.

 

Очень известный в прошлом году писатель.

 

Педант – это тот, кто страдает несварением ума.

 

Писать – это особый способ разговаривать: говоришь, и тебя не перебивают.

 

Писать о своем друге – значит рассориться с ним навеки.

 

Плохой стиль – это неточная мысль.

 

По ночам нам гораздо страшнее, чем детям.

 

По-настоящему знаменит тот писатель, которого знают и никогда не читали.

 

При наличии силы воли можно добиться всего; но как, скажите, приобрести силу воли?

 

Птица в клетке не знает, что она не может летать.

 

Работа – это иной раз нечто вроде рыбной ловли в местах, где заведомо не бывает рыбы.

 

«Рогоносец»: удивительно, что это прозвище не имеет женского рода.

 

Свободомыслящий. Достаточно – просто «мыслящий».

Синонимов не существует. Существуют только необходимые слова, а писатель их знает.

 

Сколько актеров выглядели бы естественно, если бы не имели никакого таланта.

 

Слава – это непрерывное усилие.

 

Следует прощать талантливым актрисам их капризы, ибо бедные, лишенные таланта дамы капризничают не меньше.

 

Смерть милосердна: она избавляет нас от мыслей о смерти.

 

Совета спрашивают лишь для того, чтобы пожаловаться на свои неприятности.

 

Сон праведника. Разве может праведник спать спокойно?

 

Старости не существует. По крайней мере, не существует непрерывных мук старости в конце жизни: ежегодно мы, как деревья, переживаем приступы старости.

 

Старость – это когда начинают говорить: «Никогда еще я не чувствовал себя таким молодым».

 

Старость приходит внезапно, как снег. Утром вы встаете и видите, что все бело.

 

Счастлив тот, у кого есть семья, где он может пожаловаться на свою семью.

 

Такие люди, как я, делают меня мизантропом.

 

Талант – вопрос количества. Талант не в том, чтобы написать одну страницу, а в том, чтобы написать их триста.

 

Талант – это как деньги: вовсе не обязательно его иметь, чтобы о нем говорить.

 

Театр. – Подумать только, что Бог, который видит все, обязан смотреть и это!

 

Тебе никогда не удастся подумать обо мне так плохо, как я о тебе, если бы я о тебе думал.

 

Только время не тратит времени.

 

Траур: черная ложь.

 

Труднее быть честным человеком в течение восьми часов, чем героем в течение четверти часа.

 

У меня работа спешная – для потомства.

 

Успех других меня затрагивает меньше, если он незаслужен.

 

Успех опасен тем, что заставляет забыть ужасающую несправедливость нашего мира.

 

Ученый – это человек, который в чем-то почти уверен.

 

Феминизм – это когда уже не рассчитывают на Прекрасного Принца.

 

Хозяйка прислуге: «Вы слишком много спите, милочка. Вы спите не меньше меня».

 

Хорошенькая женщина обязана быть опрятной и кокетливой с самого утра и в хозяйственных хлопотах блистать, как новая монета среди кучи мусора.

 

Хоть ты и поэт, но можешь спать с собственной женой.

 

Человек простой. Человек, у которого хватает мужества иметь четкий почерк.

 

Человек с характером редко обладает милым характером.

 

Человек, которому повезло, – это человек, который делал то, что другие только собирались сделать.

 

Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь.

 

Что такое критик? Читатель, который причиняет неприятности.

 

Чтобы быть оригинальным, вполне достаточно подражать писателям, вышедшим из моды.

 

Чужие несчастья нам безразличны, если только они не доставляют нам удовольствие.

 

Эта замужняя женщина так красива, что мы бы немножко ее презирали, если бы она не имела любовника.

 

Я неискренен – даже сейчас, когда говорю вам это.

 

Я смеюсь вовсе не вашей остроте, а той, которую сейчас скажу сам.

 

– Я не занимаюсь политикой. – А знаете, это все равно что сказать: «Не занимаюсь жизнью».

 

Я хотел бы жить и умереть в мягком климате этой женщины.

 

Ясный стиль – вежливость литератора.

 

В 1870 году какого-то журналиста не захотели пустить через аванпосты. «Ах, так! – воскликнул он? В таком случае мы не будем писать о войне».

 

Хорошо подобранная пара та, в которой оба супруга одновременно ощущают потребность в скандале.

 

Когда я не думаю о себе, я вообще не думаю.

 

Альфонс де Сад

 

(1740—1814 гг.)

маркиз,

писатель и философ

 

Бессердечность богатых узаконивает дурное поведение бедных.

 

Бог создал эту ситуацию, чтобы дать человеку возможность исполнять свободу воли и выбирать между добром и злом.

 

Быть оклеветанным – это то испытание на чистоту, из которого добродетельный человек выходит незапятнанным.

 

«Властный, наделенный холерическим темпераментом, импульсивный, склонный к крайностям во всем, с безумно богатым воображением, такой, равного которому в жизни нет, – вот я весь в двух словах. И еще добавлю: вы должны или убить меня или принимать меня таким, каков я есть, ибо я не изменюсь».

 

Вы всегда найдете злодеяния, которые измеряются не силой нанесенного оскорбления, а ранимостью агрессора. И вот вам объяснение того, что богатство и высокое положение всегда правы, а милосердие всегда виновато.

 

«Государство легко может себе позволить иметь меньшее население… незаконнорожденные, сироты, дети-уроды должны осуждаться на смерть еще в младенчестве».

 

Грабеж устанавливает род равновесия, которое полностью разрушает имущественное неравенство.

 

Даже самые снисходительные из людей не станут отрицать, что судьи имеют право преследовать тех, кто исповедует атеизм, и даже осуждать их на смерть, если нет другого способа избавить от них общество.

 

Если Бог создал все, отсюда следует, что он также создал добро и зло, включая то, что считается греховной природой человека.

 

«Если действует материя, если Природа сама, за счет собственной энергии, способна создавать, производить, сохранять, поддерживать… то для чего искать какую-то постороннюю силу?»

Если они склонны к крайним проявлениям жестокости, их потребности определяются умом и изысканностью чувств – одним словом, их чувствительностью. Жестокость освобождает их чувства.

 

Жестокость – это просто человеческая энергия, которую цивилизация еще не успела до конца извратить. Следовательно, это не порок, а добродетель.

 

Когда-нибудь, когда изучение анатомии продвинется, появится возможность связать поведение человека и его пристрастия.

 

Люди осуждают страсти, забывая, что философия зажигает свой факел от их огня.

 

Можно заменить кровати, столы и комоды, но только не идеи. Их потеря невосполнима.

 

Моя манера мыслить не принесла мне несчастий. Их причиной стали мысли других.

 

Не может быть справедливым закон, который предписывает человеку, не имеющему ничего, уважать другого, у которого есть все.

 

Не существует ни одного живущего человека, которому не захотелось бы сыграть деспота, если он обладает твердым характером.

 

Не только добродетель необходима природе и, наоборот, не только в преступлении она нуждается, но и утверждает себя в совершенном равновесии между тем и другим. В этом состоит ее бесконечная мудрость. Но можем ли мы быть виновны, добавляя то к одной, то к другой стороне, когда она сама располагает нас на своей шкале?

 

«Никто не обязывает вас заниматься этим как профессией; но если вы взялись, делайте хорошо. Прежде всего не рассматривайте это просто как способ поддержать свое существование; ваш труд отразит вашу нужду, вы перенесете в него собственную убогость; он будет отмечен печатью голодной бледности. Вам будут предложены другие профессии: шейте башмаки, но воздержитесь от писания книг».

Ничто из того, что разрушает, не может быть преступным – таков закон природы.

 

После смерти нет ничего. Это не пугает, а успокаивает.

 

«Разве не думают, что Добродетель, как бы она ни была прекрасна сама по себе, становится худшим из всех возможных положений, раз она стала слишком слабой, чтобы противостоять пороку, и потому не лучше ли в этот полностью развращенный век поступать как остальные?… если несчастья преследуют добродетель, а благоденствие почти всегда сопутствует пороку, как это происходит и в природе, ее лучше ли в конце концов занять место среди негодяев, которые процветают, чем среди праведников, которые идут ко дну?»

 

Самый сокровенный долг истинного республиканца состоит в признании заслуг великих людей.

 

Существование мучеников указывает только на то, что, с одной стороны, имеется энтузиазм, а с другой – сопротивление. Прочтите книги о путешествиях – вы увидите там столько же богов, сколько стран, столько разных культов, сколько приходит в голову.

 

«Тирания и религиозные предрассудки были взращены в одной и той же колыбели, они в равной мере дети фанатизма, им равно служили и эти бесполезные создания, которые известны всем как священники, и монарх на троне: имея общую основу, они неизбежно будут защищать друг друга».

 

Тот, кто желает в одиночку бороться против общественных интересов, должен знать, что погибнет.

 

Успешно размножаясь, человек угрожает природе, потому что он ограничивает ее способность создавать новые виды. Следовательно, она только приветствует уничтожение людьми друг друга. Отсюда полезность убийства.

Человек рождается в страданиях, вынужденный заботиться о себе самом, опираясь на все ресурсы, данные ему природой.

 

Чтение этих книг убедило меня, что законы нравственности являются относительными, обусловлены географическим положением и социальным устройством.

 

Это ново, потому что я представляю порок торжествующим, а добродетель – его жертвой, подверженной всем формам унижения и жестокости, но наделенной единственно чувствительной душой, чтобы противостоять этим опасностям.

 

Я, вполне естественно, заинтересован в том, чтобы существовало законное право для всех форм сексуального поведения, к которым я сам склонен и которые определяются природными импульсами.

 

Жан-Батист Салавиль

 

(1755—1832 гг.)

писатель и журналист

 

Набожность – это настоящая школа лицемерия.

 

Жорж Санд (Аврора Дюпен)

 

(1804—1876 гг.)

писательница

 

В жизни есть только одно счастье – любить и быть любимым.

 

Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы.

 

Душа, никогда не страдавшая, не может постичь счастья!

 

Завистливым душам свойственно ненавидеть людей за то, что они якобы отнимают у них счастье.

 

Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, – в этом и заключается великая тайна и великая задача воспитания.

 

Истина живет только в открытой душе, и авторитет – только в чистых устах.

 

Истинное слишком просто; идти к нему надо всегда через сложное.

 

Каждый испытывает потребность быть любимым, это поднимает его в собственных глазах; но людей нужно любить по-разному: одного с бесконечной снисходительностью, другого – с неослабной строгостью.

 

Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной, и я не хотела исчерпать ее благ, храня их для наиболее важных случаев.

 

Кто сознает свою невиновность, тот неохотно унижается до оправданий.

 

Любовь без благоговения и восторга – это только дружба.

 

Мудр тот, кто идет за веком вместе с обществом; а кто стремится вернуться назад… тот безумец.

Мужчина, который умно говорит о любви, не очень влюблен.

 

Мы не можем вырвать из нашей жизни ни одной страницы, но можем бросить в огонь всю книгу.

 

Наша жизнь состоит из любви, и не любить – значит не жить.

 

Неразделенная любовь так же отличается от любви взаимной, как заблуждение от истины.

 

Область музыки – душевные волнения. Цель музыки – возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими.

 

Одинокий представляет собою только тень человека, а кто не любим, тот везде и среди всех одинок.

 

Простота – это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.

 

Сдержанность в любви или дружбе была бы глупой причудой и к тому же актом себялюбия, убивающим всякое чувство сначала в нас самих, а затем и в любимом человеке.

 

Смерть столь отвратительна, что ни один из нас не в состоянии смотреть на ее приближение без ужаса.

 

Честность умирает, когда продается.

 

Можно объяснить другим, почему ты вышла за своего мужа, но нельзя убедить в этом себя.

 

Мы навлекаем на себя несчастья, которым уделяем слишком много внимания.

 

Нелюбимый всегда одинок в толпе.

 

Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь.

 

Софья Сегюр

 

(1799—1874 гг.)

писательница

 

Гнев – оружие бессилия.

 

Клевета – орудие зависти.

 

Мужчины говорят о женщинах, что им вздумается, а женщины делают с мужчинами, что им вздумается.

 

Переносить несчастье не так трудно, как переносить чрезмерное благополучие: первое укрепляет вас, а второе расслабляет.

 

Прошедшее для эгоиста – пустота, настоящее – пустыня, будущее – ничтожество.

 

Этьен-Пивер де Сенанкур

 

(1770—1846 гг.)

писатель-моралист

 

В нескромной свободе брака угасает любовь.

 

Время летит быстрее, чем ближе мы подходим к старости.

 

Лицемерие в любви – одно из общественных бедствий.

 

Нет иной морали, кроме морали человеческого сердца, как нет иного знания или иной мудрости, кроме знания своих потребностей и правильного представления о путях к счастью.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.184 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь