Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Творчество выдающихся публицистов 50-80 гг.



А. Аграновский – историк, авиационный штурман, работал в «Известиях» спецкором. Герои очерков – люди современные и простые – после публикации становились ГЕРОЯМИ, академиками и т.д.  Пример «Кандидат в студенты» - цель стать- сделать бытие кандидата в студенты фактом общественного сознания.

«Пустырь» - никто не знает о строительстве на пустыре, если мы не знаем что делаться рядом, то как мы можем знать, что делается в стране.

«Вашу руку Иван Иванович» (ректор вуза не имеет ученой степени, но вуз процветает).

Т. Тэсс.

Женские лирические очерки. «День свадьбы» - не пускайте пыль в глаза, будьте счастливы от самого события.

«Кошелек».

78. Журналистика на Американских территориях.

80. Основные принципы и методика литературного редактирования.

Редактирование (от французского redaction , латинского redahtus -приведенный в порядок) -многозначное понятие, в нашем случае- часть издательского процесса, содержанием которой является работа над рукописью произведения с целью улучшения его в литературном,, языковом, профессиональном, научном, социальном отношениях.

ЛР обновляет приемы анализа текста , создаются системы анализа. Впервые проф. Былинский – 1952 год.

Ред-е – единый творческий процесс , предусматривающий всесторонний анализ текста с (.) фактов, … и психологических особенностей аудитории.

ЛР предусматривает знание лингвистики и литературоведения.

Ред. деят-ть – особы род творческого труда. В ходе которого решаются теоретические задачи => практическое исправление теста.

Ред-е – деят-ть , связанная с подготовкой и выпуском печатных изданий;

- составная часть издательского процесса, содержанием которой является творческая работа над рукописью совместно с автором;

- приведение содержания и формы любого документа в соответствие с общепринятыми или специально установленными нормами.

Творч. процесс – позитивные рекомендации.

Редактор – должен установить ошибочность, нечеткость, подсказать, как улучшить текст.

АНАЛИЗ =>ОЦЕНКА => УЛЕЧШЕНИЕ

Если нет исправлений, то редактирование все равно состоялось.

По возможности объективная оценка текста.

ЗАДАЧИ КУРСА:

= изучение особенностей редакторского; анализа, как метода объективной оценки текста.;

= определение путей совершенствования рукописи;

= изучение методики правки;

= изучение подготовки и редактирования аппарата издания;

= изучение принципов редактирования (лингвистический, литературоведческий, логический);

Работа ред-ра организационная работа внутри и вне редакции.

- творческая работа   

 Внешний рецензент – спец. в какой-либо области – оценивает рукопись с сущностной стороны.     

Редакторская оценка более детальна, касается как содержания, так и формы (актуальность, доступность + композиция, удобство расположения)

ТЕКСТ – специально организованный результат рече-творческого процесса. Речевое произведение, облеченное в определенную форму, для выражения определенного смысла.   

ЛИТ.ВЕД. – Т – эл-т творч. процесса.

РЕД-Е  - Т рассматривается вне параллелей. Анализ текста в процессе его порождения, восприятия и понимания. + проблемы информативности Т. , методики кодирования и декодирования текста.

Хар-ки Т : = целостность;

= связность;

= закрепленность в определенной знаковой системе;

Редактор: - анализ текста как ограниченного единства;

- выделение полноты и точности составляющих текст элементов.

Виды: 1)литературное редактирование. 2) научное и специальное редактирование. 3) художественное и техническое. 

Первоначально над рукописью работает ведущий редактор, занимаясь улучшением композиции, стиля, оРКографии и пунктуации и т. п. Эта работа ведется на разных этапах, она продолжается (как правило, уже в виде контроля, в особенности после авторских поправок) на корректурных оттисках и с законченной, отпечатанной книгой (контрольным экземпляром).

Основа литературного редактирования: критический анализ текста, предназначенного к опубликованию с целью его правильной оценки.

Уровни лит. Ред. :

1.исправление и окончательная обработка текста;

2.общее руководство над созданием периодич. Издания;

3.редактирование отдельных доказательств или отдельных кусков текста.

Этапы: оценка темы – проверка и исправление изложения темы с (.) зрения фактов, схематичности – проверка исправления разработки темы – литературная обработка текста.

Важна в тех случаях, когда идет работа над науч. темой в худ. произведении.

4.прилагаемые примеры и доказательства, выводы.

5.язык текста.

Рукопись получ. лит. Редактор 1) с самого начала. 2) после авторских правок. 3) после корректуры.

81. Отечественная публицистика периода ВОВ. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны С первых дней войны жанры публицистики, призванные раскрывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати, передачах радио. Публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова.

Алексей Толстой, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Борис Горбатов, Леонид Соболев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей Сурков, Владимир Величко - публицисты этого времени.

Главная тема их произведений - тема Родины. В тяжелых условиях войны, когда решалась судьба страны, не могли оставлять равнодушной читательскую аудиторию произведения, звавшие к ее защите, к преодолению всех препятствий и лишений. Так воспринимались статьи “Родина” А.Толстого, “Сила Казахстане” Н.Тихонова, “Размышления у Киева” Л.Леонова, “Украина в огне” А.Довженко, “Душа Казахстане” И.Эренбурга, “Уроки истории” Вс. Вишневского.

Тема Родины занимает главное место в публицистическом творчестве А.Толстого с первых дней войны. 27 июня 1941 в “Правде” появилась его первая военная статья “Что мы защищаем”. В ней автор противопоставил захватническим устремлениям фашистской Германии твердую уверенность советского народа в правоте своего дела, ибо он защищал свою Родину.

18 октября 1941 “Правда” опубликовала его статью “Москве угрожает враг”. Начал ее словами “Ни шагу дальше!”.

Исключительного публицистического накала тема Отчизны достигла в статье “Родина”, опубликованной 7 ноября 1941 в газете “Красная звезда” и перепечатанной затем многими изданиями. Пророческие слова: “Мы сдюжим!”.

В творчестве А.Толстого - и художественном и публицистическом - тесно переплетаются две темы - Родины и внутреннего богатства национального характера русского человека. С наибольшей полнотой это единство воплотилось в “Рассказах Ивана Сударева”, первый цикл которых появился в “Красной звезде” в апреле 1942, а последний - “Русский характер” - не страницах этой же газеты 7 мая 1944.

За годы войны А.Толстой написал около 100 статей, текстов для выступлений на митингах и собраниях. Многие из них звучали по радио, публиковались в газетах.

23 июня 1941 - на второй день войны - началась публицистическая деятельность Ильи Эренбурга военного периода. Его статья “В первый день”, появившаяся в печати, несла с собой высокий гражданский пафос, стремление вселить в сознание людей непреклонную волю уничтожить фашистских захватчиков. Через два дня И.Эренбург по приглашению редакции “Красной звезды” пришел в газету и в тот же день написал статью “Гитлеровская ода”, которая была напечатана 26 июня. Его статьи и памфлеты публиковались также во многих центральных и фронтовых газетах.

Свою главную задачу он видел в воспитании у народа ненависти к захватчикам. Статьи И.Эренбурга “О ненависти”, “Оправдание ненависти”, “Киев”, “Одесса”, “Харьков” и другие обостряли чувство ненависти к врагу. Достигалось это за счет исключительной конкретности. Эренбург писал о фактах зверств захватчиков, приводил свидетельские показания, ссылки на секретные документу, приказы немецкого командования, личные записи убитых и пленных немцев.

Особого накала публицистика Эренбурга достигла в кризисные дни битвы за Москву. 12 октября 1941 “Красная звезда” опубликовала его статью “Выстоять!”. Этот страстный клич стал ведущей темой статей “Дни испытаний”, “Мы выстоим”, “Испытание”.

За годы войны Эренбург написал около 1,5 тысяч памфлетов, статей, корреспонденций, вышли в свет четыре тома его памфлетов и статей под названием “Война”. Первый том, изданный в 1942, открывался циклом памфлетов “Бешеные волки”, в котором с исключительной разоблачительной силой созданы образы фашистских главарей - Гитлера, Геринга, Геббельса, Гимлера.

Значительное место в творчестве Эренбурга периода войны заняли статьи и корреспонденции для зарубежного читателя. Они передавались через Совинформбюро и телеграфные агентства в газеты Америки, Англии и других государств. Свыше 300 публикаций составили данный цикл. Все они затем вошли в книгу “Летопись мужества”.

Константин Симонов - неутомимый корреспондент “Красной звезды”, прошедший дорогами войны тысячи километров и видевший все, что она с собой принесла.

Людям нравились суровые, мужественно-сдержанные корреспонденции и очерки К.Симонова. “Части прикрытия”, “В праздничную ночь”, “Юбилей”, “Истребитель истребителей”, “Песни” и другие потрясали правдой жизни, умением заглянуть в духовный мир человека, жизнь которого могла оборваться через мгновение.

К.Симонов был свидетелем многих решающих битва и писал о том, что лично видел. Конкретный адрес присутствует уже в заголовках материалов: “В Керченских каменломнях”, “Осада Тернополя”, “У берегов Румынии”, “На старой Смоленской дороге” и др.

Результатом командировки в Феодосию, только что освобожденную советским десантом и яростно бомбардируемую вражеской авиацией, стал первый в творческой биографии Симонова рассказ “Третий адъютант”. Сюжет его подсказала встреча с одним из десантников - в прошлом донецким шахтером, твердо убежденным, что “храбрых убивают реже, чем трусов”. Рассказ был опубликован в “Красной звезде” 15 января 1942 года.

Днем раньше в “Правде” появилось стихотворение “Жди меня”. Сотни газет его перепечатали.

Среди публицистов, находившихся в действующей армии, был и военный корреспондент “Красной звезды” Василий Гроссман. В очерках “Сталинградская битва”, “Волга - Сталинград”, “Власов” и др., в многочисленных корреспонденциях он вводил читателя в атмосферу борющегося Сталинграда.

В цикл событийных очерков о Сталинграде вошли “Огонь Сталинграда” Е.Кригер, “Дом Павлова” П.Шебунина, “Город-герой” Б.Полевого, “Сталинградское кольцо” Вас.Коротеева и другие.

Главное в публицистике периода войны заключалось в том, что она выражала силу духа и чаяния сражающегося народа. В публицистике военной поры особое место заняли очерки М.Шолохова “Наука ненависти”, “Гнусность”, его статьи “По пути к фронту”, “Люди Красной Армии”. Лейтмотивом их стала убежденность автора в том, что высоконравственная сила народа, его любовь к Отчизне окажут решающее воздействие на исход войны, приведут к победе. Эта идея пронизывала и очерки Л.Соболева “Морская душа”, А.Фадеева “Бессмертие”, А.Платонова “Сын народа” и др.

Высокое мастерство писателей, пришедших в военную публицистику, их самобытный творческий “почерк” придавали ей чрезвычайно многообразный по форме и резко индивидуальный по стилю характер.

Борис Горбатов, например, обратился к эпистолярной форме разговора с читателем. Его “Письма товарищу” несут в себе огромный заряд патриотизма. Они не только личностны, но и очень лиричны. Большинство из них были написаны, когда приходилось отступать, и линия фронта подошла к Москве. Первые четыре письма под общим заглавием “Родина” были опубликованы в сентябре 1941 в “Правде”. Перу Б.Горбатова принадлежат также очерки “Алексей Куликов, боец”, “После смерти”, “Власть”, “Из фронтового блокнота”, вошедшие в сборник “Рассказы о солдатской душе”, вышедший в 1943.

В конце войны создается большое количество путевых очерков. Их авторы Л.Славин, А.Малышко, Б.Полевой, П.Павленко и другие рассказывали о победных боях советских войск, освобождавших народы Европв от фашизма, писали о взятии Будапешта, Вены, о штурме Берлина.

С публицистическими и проблемными статьями в печати и на радио выступали партийные и государственные деятели: М.Калинин, А.Жданов, А.Щербаков, В.Карпинский, Д.Мануильский, Е.Ярославский.

Трудовой подвиг людей тыла запечатлен в публицистике Б.Агапова, Т.Тэсс, М.Шагинян. Проблемам обеспечения фронта и населения страны продовольствием посвящали свои очерки Е.Коненко, И.Рябов, А.Колосов.

Большой силой эмоционального воздействия обладала радиопублицистика. А.Гайдар, Л.Кассиль, П.Мануйлов, К.Паустовский, Е.Петров, Л.Соболев выступали по радио.

В годы войны заметное развитие получила фотопублицистика. Имена фотопублицистов “Правды”, “Известий”, “Красной звезды”, “Комсомольской правды” А.Устинова, М.Калашникова, Б.Кудоярова, Д.Бальтерманц, М.Бернштейн, В.Темина, П.Трошкина, Г.Хомзера, А.Капустянского, С.Лоскутова, Я.Халипа, И.Шагина встали в один ряд с именами публицистов пера и кинодокументалистов.

Усилиями опытных мастеров фотодела, литературы и графики с августа 1941 стал выпускаться литературно-художественный журнал “Фронтовая иллюстрация”. Почти одновременно стало выходить еще одно иллюстрированное издание - “Фотогазета”, с периодичностью шесть раз в месяц. “Фотогазета” выходила до Дня Победы.

Неизменно мощной силой в арсенале публицистики военной поры оставались сатирические жанры, юмористические издания. Сатирические материалы часто появлялись в центральной печати. Так, в “Правде” над ними трудился творческий коллектив, в который входили художники Кукрыниксы (М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) и поэт С.Маршак. На некоторых фронтах были созданы сатирические журналы: “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие.

83. Правовые основы функционирования современной отечественной журналистики. Закон РК "О СМИ".

Принятие Закона "О СМИ" в декабре 1993 года было прорывом, закрепившим понятие "гласности" в печати, а также право граждан на информацию. Это действительно Акт, отвечающий требованиям свободного общества. В нем содержатся правила и нормы, по которым должны жить СМИ, а также гарантии гражданам не только на информацию, но и формы защиты их от недобросовестной информации.

Глава 1. Общие положения.

Ст. 1. Свобода массовой информации.

В РК

поиск, получение производство и распространение массовой информации,

учреждение средств массовой информации, владение пользование и распоряжение ими,

изготовление, приобретение и использование технич. устройств… и распространения продукции СМИ,

не подлежат ограничениям, за искл. предусмотренных зако-вом РК о СМИ.

Ст. 2 Дает определения основным понятиям СМИ.

Что подразумевается под массовой информацией (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио- , аудиовизуальные и иные сообщения и материалы), под средством массовой информации (периодич. Печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации), под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание имеющее постоянное название, текущий номер….), под радио-, теле-, видео – программой понимается совокупность периодических аудио-,…. Материалов (передач), имеющих постоянное название), далее дается характеристика редакции, журналиста, издателя, распространителя.

Ст. 3. Недопустимость цензуры.

Ст.4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь