Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Также выявляем космогонический миф(это часть мифологии, которая рассказывает о происхождении мира, т.е. сюжеты, отвечающие на два вопроса: «Как появился мир?», Почему мир такой?»



Тотемизм в сказках обычно проявляется в сюжетах общения и помощи животных и человека, особом отношении к животным какого-то вида, а также в сюжетах оборотничества ( превращение животного в человека и наоборот). Фетиши – это предметы с необычными свойствами, все волшебные вещи, все зелья, заклинания и т.п. Не забудем про универсальные очищающие и обереговые средства: вода и др. жидкости, огонь, а также свет или дым.

Также выявляем космогонический миф(это часть мифологии, которая рассказывает о происхождении мира, т.е. сюжеты, отвечающие на два вопроса: «Как появился мир?», Почему мир такой?»

Работа должна быть выполнена письменно и подписана (фамилия, инициалы, группа, название сказки, которую Вы комментируете. Саму сказку переписывать не нужно). Нужно только указать название.

И выглядеть примерно так:

В сюжете русской былины о Вольге Всеславьевича, где Вольга превращается в щуку, сокола, волка я вижу тотемистические представления….

Желаю удачи.

КАК ПОЯВИЛАСЬ МОЛНИЯ

Как черно-белый мир стал цветным

(сказка индейцев санема)

Красный попугай Васулумани жил в те времена, когда Солнца с Луной ещё не было. Тогда он был единственным в мире источником света. Он был так ослепительно ярок, что на него невозможно было смотреть. Все же остальные предметы были черно-белыми, потому что попугай Васулумани не терпел пестроты и безвкусицы. Но индейцы нарушили его запрет. Они настреляли ярких птиц и украсили себя перьями. Разгневался попугай и поджёг весь мир. Через несколько минут весь мир был сожжен. Уцелели только индеец Поотили и его жена Ваипили. Их пустил в свою норку броненосец и успел замазать отверстие глиной.

Потом грянул гром, сверкнула молния, и начался страшный ливень, перешедший в потоп. Поотили и его жена Ваипили на этот раз спрятались на высоком дереве в дупле. Потоки воды бушевали и заливали всё вокруг, казалось, что им теперь не сдобровать. Но в тот момент, когда лишь самая последняя веточка оставалась на поверхности воды, на неё сел лесной петушок. Он опустил в воду хвост и запел, и вода стала понемногу убывать. Птицы закричали и запели, на земле снова стали вырастать леса, расцвели цветы, зрели плоды, появились животные. В мире появился новый свет, исходящий от Солнца и Луны, а все предметы стали цветными.

Поотили и его жена Ваипили остались живы, и вскоре у них родились сын и дочь. Они выросли и поженились и от них снова произошли все индейцы. Но случиться такое могло только один раз, в начале времени. Если брат и сестра поженятся когда-нибудь снова, потоп и пожар опять уничтожат мир.

 

Откуда взялась ночь

(сказка индейцев племени мауэ)

Это было очень давно, когда мир был ещё молодым. Индейцы племени мауэ всегда бодрствовали и никогда не спали. Один из них, по имени Уаньям, решил добыть для своих соплеменников ночь. Он пошел к ядовитой змее колдунье Сурукуку и попросил её дать ему ночь, чтобы его соплеменники могли отдыхать. Долго-долго пришлось ему уговаривать змею дать ему ночь. Чего только он не предлагал ей за услугу, но в конце концов змея согласилась лишь на яд. Взамен она дала Уаньяму корзинку с ночью, но строго наказала не открывать её, пока он не дойдёт до своего селенья. Но его соплеменники, встретив его по дороге, из любопытства открыли корзинку. Ночь мгновенно выскользнула из неё. Это была первая в мире ночь. Кругом наступила кромешная темнота. Люди страшно перепугались и бросились кто куда. Но ночь оказалась очень короткой, и вскоре снова наступил день. Так первая ночь оказалась испорченной.

       Пришлось Уаньяме снова идти на поклон к Сурукуку. И снова просить её дать ему ночь. Теперь змея колдунья оценила свою услугу ещё дороже и запросила ещё больше яда. Получив плату, она собрала всю грязь на земле, смешала её с соком женипапы и получилась темная-темная и длинная ночь. А выменянным ядом Сурукуку наделила паука, скорпиона, жарараке и другую свою родню. Так индейцы мауэ добыли ночь.

 

Рыбак и Водяной

(селькупская сказка)

Надумал рыбак поставить сети в лесном озере. Притащил обласок, поплыл, выбирая место помельче.

Вдруг услышал голос Водяного: «Моя здесь рыба – не трогай»! Рыбак был не робкого десятка. На медведя один с копьём и рогатиной хаживал. Не испугался он и Водяного. Огляделся по сторонам. Видит вышел на берег медведь воды напиться. Рыбак и говорит Водяному: «Давай соревноваться, кто сильнее! Чья возьмёт того и рыба. Только моё копьё и чертей насквозь прошибает. А вон на берегу мой младший брат, медведь, так он без копья. Побори сначала его, а уж потом посмотрим. Не поборешь не обессудь».Согласился Водяной и полез на медведя. А тот даже не рыкнул и с места не сдвинулся. Да только так хватил Водяного своей могучей лапой, что тот улетел на середину озера и плюхнулся в воду. Живой ли, мёртвый – кто его знает? Никто его с тех пор и в глаза не видел.

 

                                          

                                           Откуда пошли ослы

(сказка племени манкань)

       Жили когда-то на свете лошади, а ослов и в помине не было. Но среди лошадей оказался один на редкость забывчивый конь. Однажды он пришел к Богу и говорит:

- Всемогущий Бог будь милостив, скажи как меня зовут?

Бог посмотрел на него и сказал:

- Тебя зовут Конь!

Не прошло и двух дней, конь снова забыл своё имя. Опять он явился к Богу и попросил напомнить ему, как его зовут. Бог был в хорошем настроении. Он улыбнулся коню и сказал:

- Тебя зовут Конь. Но не будь таким рассеянным, больше не забывай своё имя и не тревожь меня попусту. У меня и без тебя много дел. Помотал конь головой в знак благодарности и ушел.

Прошло ещё несколько дней. И вот как-то ночью проснулся конь и никак не мог вспомнить своё имя. Думал, думал, но всё без толку. Расстроился конь и решил ещё раз сходить к Богу и спросить своё имя.

На этот раз Бог был печален, а когда узнал, зачем пришел конь и вовсе рассердился.

- Осёл ты, вот ты кто! – закричал он в сердцах. Осёл и Ослом останешься! И Бог приделал коню длинные уши, чтобы тот лучше слышал, что ему говорят. С тех пор и появились на земле длинноухие ослы.

Легенда о потопе

(сказка индейцев уичоли)

       Когда-то очень давно юноша Уичоль каждый день рубил деревья, пытаясь расчистить поле для посевов. Но весь его труд каждый раз пропадал зря, и наутро деревья вырастали снова. В конце концов юноша решил вырубить все деревья и посмотреть что будет. А дальше вот что произошло: на голой поляне возникла старуха с посохом. Это была сама богиня земли, прародительница Накаве. Она сказала юноше, что ему не придется засеять это поле, потому что через пять дней случится потом и весь мир погибнет. Ему нужно спасаться. Из срубленных деревьев ему нужно сделать ящик, в котором ему следует спрятаться, взяв с собой пять зёрен кукурузы, пять бобов, тлеющий уголь и сучья для поддержания огня. А ещё ему нужно было посадить в ящик чёрную собаку. Сверху следовало накрыться плотной крышкой.

       Сказано – сделано. И вот уже Уичоль поместился в ящик, не забыв взять с собой всё, что велела ему богиня. Она же замазала смолой все щели в ящике, чтобы внутрь не проникла вода и накрыла ящик плотной крышкой. Едва они успели проделать это как пошел сильный дождь и начался потоп. Сама богиня села сверху на ящик и они поплыли.

       Несколько лет ящик плавал по волнам, поскольку вся земля была затоплена водой. И только после того как вода стала понемногу отступать, ящик прибило волной к горе. Уичоль вскрыл ящик, и не обнаружив богини Накаве, стал обустраиваться на новом месте. Он нашел пещеру, расчистил поле для посевов, куда посадил запасённые зёрна. Когда он уходил на охоту, то оставлял собаку присматривать за домом. А когда возвращался, то его всегда ждал готовый обед.

       Юноша был очень доволен обедом, но однажды ему очень захотелось узнать, кто же это заботится о нём. Спрятавшись он подглядел, что чёрная собака сбрасывает свою шкуру, и превращаясь в женщину, убирает дом и готовит обед. Только-только она приготовила похлёбку, как Уичоль схватил её собачью шкуру и бросил в огонь. Женщина заскулила жалобно-жалобно, по-собачьи. Тогда Уичоль облил её похлёбкой, которую она приготовила из воды и растёртого зерна. Ей стало легче, она успокоилась и с тех пор навсегда осталась женщиной. Уичоль взял её в жёны, у них родились дети. Так постепенно люди вновь населили мир.

 

Рыбий вор

(Сказка народов Океании)

       Как-то раз мальчики пошли на рыбалку. Клев был хороший, и они наловили много рыбы. Но когда они вечером шли в деревню, их остановил лесной дух Нгенге и отобрал весь улов. Дети прибежали домой в слезах, и жаловались своим отцам. Но когда мужчины захотели узнать, кто же отнял рыбу, оказалось, что мальчики забыли имя грабителя. Делать нечего: не зная имени врага, нечего рассчитывать на его поимку.

       Немного погодя в деревню вернулся самый младший из рыболовов, он был мал и не мог поспеть за старшими, поэтому задержался. Но хотя он был самым маленьким, он оказался весьма догадливым. Чтобы не забыть имя вора он всю дорогу твердил про себя:

- Нгенге! Нгенге! Нгенге!

       Именно он и назвал мужчинам племени имя обидчика. Взяли мужчины оружие, и пошли ловить Нгенге. Лесной дух Нгенге уже развел костёр и собирался зажарить чужую добычу. Охотники схватили грабителя. Нгенге отчаянно сопротивлялся и старался вырваться. Вдруг шея у него вытянулась, вместо носа появился большой клюв, и по всему телу выросли перья. Он превратился в баклана, взмахнул крыльями и улетел. Мужчины и мальчики приготовили ужин и сытно поели. А баклан так и остался навсегда рыбьим вором.

 

О том, как змея стала ядовитой (сказка австралийцев)

       Это случилось в те далёкие времена, когда многие звери были ещё людьми. Жил на свете страшный ядовитый ящер. В своей пасти он носил мешочек с ядом, убивал им людей и зверей и ел их. И осталось на земле совсем мало людей и зверей – уж очень был прожорлив ящер. Собрались тогда люди и звери и стали думать, как им спастись. И решили они послать к ящеру хитрую чёрную змею, чтобы она перехитрила страшного ящера и отняла у него мешочек с ядом.

       Приползла змея в логово ящера, а он спит. Разбудила его змея и говорит:

- Звери и люди сговорились убить тебя. Но я твой друг и открою тебе их тайну, как они хотят сделать это. Только сначала дай мне подержать свой мешочек с ядом, а то я боюсь тебя! Поверил ей глупый ящер и отдал змее свои мешочек с ядом. А она выскользнула из логова и исчезла в густой траве. С тех пор ящеры не могут больше охотится на людей и зверей, и едят только насекомых.

       Хитрая же чёрная змея не пошла к костру, где ждали её все люди и звери, а оставила мешочек с ядом себе. Все будут бояться и уважать меня, подумала она. Возненавидели за это чёрную змею все люди и звери и стали убегать от неё и стараться убить. Ящерицы тоже ненавидят чёрную змею за то, что лишила их могущества. Но если змея укусит ящерицу, то та от этого не умирает, потому что знает чудесную траву, вылечивающую от змеиного укуса.

Как появились лисы-огнёвки

 (Селькупская сказка)

Сначала все лисицы черно-бурыми были. И ели только мясо – зайцев, мышей, птиц. А одна лиса увидела, как сам хозяин тайги – медведь ел рыбу, и ей захотелось. Но как из воды достанешь? Ходила, ходила по берегу – нет рыбы. Совсем уж было отчаялась и вдруг видит: на бугре лабаз с юколой. Жирные-прежирные язи висят на прутьях, вялятся. Взобралась и ест, повизгивает от удовольствия. Оголодала за день.

А за бугром, в чумах, одни женщины были. Услышали они визг и окружили лабаз. Стоят, кто с веслом, кто с палкой. А лиса и тогда хитрая была, кинулась в одну сторону, все – туда, а она - в другую. Проскочила… И чуть не попала в зубы подбежавшим собакам. Ладно, дерево рядом оказалось – вскочила. Женщины к дереву. Однако лука и стрел нет – мужчины ушли с ними на охоту. Чем воровку достанешь ?

Надумали пожечь дерево. Очумела лиса от дыма, крутится на сучьях, скулит. А потом метнулась сквозь огонь и опалилась, порыжела. Спаслась, но с тех пор огнёвкой стала. И рыбу ест только свежую. Научилась.

 

Как появилась луна

(Индонезийская сказка)

Рассказывают, что когда-то луны на небе не было. Солнце в высоте очень тосковало в одиночестве. Все признавали его царём, но это его совсем не радовало, потому что царицы у него не было. Всё время печалилось солнце, утром вставало хмурое, а срзазу после полудня отправлялось на отдых. Люди очень страдали оттого, что солнце светило мало: трудно добывать себе пропитание, когда весь день сумерки.

Был на острове Сулу один правитель, которому подданные всё время жаловались на то, что слишком слабо светит царь-солнце. Правитель призвал старейшего мудреца и велел ему узнать, почему солнце светит так мало. Через некоторое время мудрец ответит правителю:

- Царь-солнце печалится из-за отсутствия царицы. Он хочет взять в жены твою единственную дочь, потому что его супругой может быть только девушка царской крови. Правитель решил, что солнце просит слишком много – ему не под силу было расстаться с единственной дочерью, а к тому же, кроме неё, некому было унаследовать его царство. Напрасны были все уговоры – правитель никого не хотел слушать. От Сулаймин, дочери правителя, желание солнца скрыли. Правитель строго-настрого наказал, чтобы никто не смел говорить о желании солнца в присутствии Сулаймин. Зная что его дочь очень добрая, и жалеет простых людей, правитель боялся, что дочь захочет выполнить просьбу солнца. И всё оставалось как прежде.

И вот однажды Сулаймин с подружками гуляла у ручья и повстречала по дороге домой нищего. Она остановила его и спросила:

- Почему ты просишь подаяния, бедный человек? Нищий, не знавший, кто с ним говорит, рассказал ей о желании солнца. И Сулаймин узнала, что только она может спасти свой народ от страданий, которые он терпит. Возвратившись во дворец, Сулаймин тут же пошла к отцу и стала убеждать его разрешить ей выйти замуж за солнце. Но отец не изменил своё решение. Он стал строг с дочерью и уже не разрешал ей выходить за пределы дворцового сада. Сулаймин же неустанно молилась, чтобы отец изменил своё решение или она сама нашла бы способ выполнить желание солнца.

Однажды утром Сулаймин проснулась, полная сил. Она подала отцу завтрак, а сама пошла с подругами в сад. Играя в прятки, Сулаймин спряталась в кроне пышно разросшегося дерева, доверху обвитого вьющимся стеблем. Вдруг вьющийся стебель обхватил Сулаймин и понял её в небо. Приближенные больше не видели Сулаймин, а солнце сразу начало светить и греть во всю мочь на радость людям. Веселившийся народ и не знал, что во дворце все оплакивают исчезнувшую Сулаймин.

Когда же наступила ночь, люди с изумлением увидели, нежный свет, исходящий с неба. Это был свет луны – Сулаймин, ставшей женой царя-солнца.

 

 

МИБУ И КОКОСОВЫЙ ОРЕХ

 

Давным-давно жил человек по имени Мибу. Вот однажды покинул он свой дом в Даудаи и отправился жить в Саибаи. Мибу проголодался после долгого путешествия и принялся искать еду. Но ничего не нашёл кроме нескольких кокосов на верхушке пальмы. С земли он не мог их достать – орехи висели слишком высоко, а взобраться наверх не мог из-за того, что повредил ногу. Тогда Мибу решил убедить один орех свалиться на землю.

- Падай сюда, вниз! – позвал он его. Кокосовый орех не шелохнулся.

- Орешек, милый орешек, падай вниз! – упрашивал Мибу. Кокос притворился будто ничего не слышит.

- Ты такой сладкий! – льстиво уговаривал Мибу. – Падай ко мне!

Но эти красивые слова на орех не подействовали.

- Если я свалюсь вниз, ты же меня съешь! – ответил кокос.

Тогда Мибу вспомнил о своей остроге с тремя остриями, которой обычно ловил рыбу. Вот теперь он мог достать орех! Мибу метнул острогу, она сразу продырявила скорлупу кокоса, и он свалился на землю. Теперь вы знаете, почему каждый орех кокосовой пальмы имеет три углубления. Это ведь след от удара трёхзубой остроги. Их оставил Мибу, человек, который пришел из Даудаи, чтобы обосноваться в Саибаи.

 

Как появился огонь (австралийская сказка)

Когда мир был совсем юным, огня у людей не было. Дичи было полным-полно, но ели её сырой, и она не доставляла людям особого удовольствия.
Однажды человек Водяная Крыса глодал твёрдую ветку, и вдруг изо рта у него вылетела искра и упала на сухую траву. Трава вспыхнула ярким пламенем.
Человек Водяная Крыса удивился. Он стал бросать ветки в огонь, чтобы потушить его, но ветки загорелись и запылали жарким костром. А в ветках пряталась змея. Она зажарилась в огне, и запах жареного мяса так понравился человеку, что он съел змею, и это было вкусно.
Человек Водяная Крыса подбрасывал сучья в костёр, чтобы он не потух, и скоро все племена прослышали об этом чуде и пришли поглядеть на огонь.
Люди догадались, что можно унести с собой горящие ветки и зажечь новые костры. И вот повсюду люди разнесли горящие ветки, и теперь в каждом стойбище был свой огонь.

 

Заячий хвост (корейская сказка)

В давние-предавние времена хвосты у зайцев были совсем не такие, как сейчас. У первого на земле зайца с зайчихой хвосты были красивые, длинные и пушистые. Они очень гордились ими, считали себя лучше всех других зверей и частенько выкидывали всякие штуки, чтобы посмеяться над ними.
Но однажды из-за такой штуки потеряли зайцы свои красивые хвосты и остались с короткими, ни на что не похожими обрубками. Вот как это было.
Как-то зайцы играли на берегу реки и увидели на другом берегу лужайку с зеленой нежной травкой, захотелось им перебраться туда и полакомиться. Только ведь и в те времена зайцы не умели плавать. Как тут быть? Думали они, думали, вдруг слышат, булькает вода: это старая черепаха вылезла погреться на солнышке. Блеснули зайцы глазами и стали расспрашивать старую черепаху:
- Тетушка черепаха, тетушка черепаха! Говорят, у вас много сыновей и дочерей. В самом деле у вас такая большая семья?
- Правда, правда, - радостно закивала старая черепаха.
- Раз уж зашла речь о больших семьях, то наша заячья семья все-таки больше, и братьев у нас больше, - сказал заяц.
- Не ври. Почему же я всегда вижу только вас двоих?- ответила черепаха.
Она была, конечно, права, мы ведь говорили, что в самые давние времена во всем мире только и были что этот заяц да зайчиха.
- Все наши братья сидят дома, - закричали зайцы-врунишки,- потому ты и не видишь их! Не веришь? Давай посчитаем, тогда решим, у кого семья больше!
- Как будем считать? - спросила черепаха.
- Сегодня будем считать ваших детей, а завтра уж наших братьев.
- Хорошо, - согласилась старая черепаха, - только как будем считать?
- Созовите сюда всех ваших детей, пусть они выстроятся в реке от одного берега до другого парами, а мы будем скакать по ним и считать: пара, две и так далее.
- Хорошо, - сказала старая черепаха.
Позвала всех своих детей, ровненько выстроила их парами, вытянули они шеи и легли на воду, как поплавки. Зайцы принялись прыгать с черепахи на черепаху и считать:
-Пара, две, три…
Так и добрались до другого берега. Обрадовались зайцы, запрыгали радостно и закричали:
- Глупые, глупые, обманули мы вас.
Только рано они обрадовались. Сами-то на другой берег переправились, а хвосты их еще тащились сзади, не успели зайцы убрать их. Услышали черепахи, которые были ближе к берегу, что кричат зайцы, вцепились зубами в заячьи хвосты и стали допытываться, в чем они обманули их. Рванулись зайцы, убежать-то убежали, да только хвосты их остались в зубах у черепах.
С тех пор у зайцев не хвосты, а обрубки. И сейчас говорят: “Заячий хвост вовек не вырастет”.

 

 

Ягодка голубика ( ненецкая сказка)

Жила однажды девушка. Была она такая маленькая, что могла легко спрятаться за кочку, за карликовую березку. Потому прозвали ее Лынзермя. Сидела как-то Лынзермя одна у себя в чуме и шила. Вдруг в чуме стало темно."Кто это уселся около дымового отверстия и мешает свету проникать в чум?" - подумала Лынзермя. Подняла она голову и увидела белку.
- Уйди, белочка, ты загораживаешь мне свет, шить темно,-сказала Лынзермя.
Но белка, вместо того чтобы послушаться, стала бросать в девушку шишками.
Рассердилась Лынзермя и сказала:- Белочка, если не перестанешь бросаться шишками, я ударю тебя шестом.Не слушает белка, продолжает бросаться шишками. Взяла Лынзермя шест и ударила им белку. Белка упала на землю. Стала Лынзермя снимать с белки шкурку, сама приговаривает:
- Из этой части шкурки. я сошью рукавички. Из этой части шкурки сошью палицу. Из этой части шкурки сошью себе шапку.Мясо белки она разложила по нартам.
Через некоторое время пришли в чум два незнакомых человека. Лынзермя встала со своего места, вышла на улицу и принесла большой кусок беличьего мяса. Часть мяса она сварила, часть приготовила для еды в сыром виде.
- Видно, ты хорошая хозяйка,-говорят мужчины.- Будь женой одного из нас.Испугалась Лынзермя. Не знает она этих мужчин. Как за чужого человека замуж идти, в чужие места перекочевывать?
- Как же вы меня понесете? Во что посадите?
- Посадим тебя в рукавицу,-говорят мужчины.
- Пальцами меня там раздавите.
- В пимы тебя посадим.
- Растопчете меня в пимах.
- В шапку тебя посадим.
- Я задохнусь в шапке.
- Куда же тебя посадить?- спрашивают мужчины.
- Посадите меня в этот железный ящичек.
Посадили мужчины Лынзермя в железный ящичек и понесли куда-то. Долго шли. По дороге Лынзермя выскользнула тихонько из ящика через отверстие в замке. Падая зацепилась она за веточку и спряталась под листиками. Сидит на веточке и плачет. Как домой вернуться, не знает.
Пришли мужчины к себе домой, открыли ящичек. Смотрят, нет там Лынзермя. Искали они ее, искали,- нигде найти не могли. А Лынзермя так плакала на веточке, что вся посинела, совсем маленькая, круглая стала. В ягодку превратилась девушка, в ягодку голубику.Не сразу найдешь ты ягодку голубику. Прячется она за листочками. Боится, как бы не нашли ее чужие люди.

 

 

Как перевелись в Сибири Львы (бурятская сказка)

В давние-давние времена жили львы в Сибири. Были они косматые, обросшие длинной шерстью и не боялись морозов.

Однажды встретил лев волка:

- Куда бежишь как сумасшедший?

- От смерти спасаюсь!

- Кто ж тебя напугал?

- Громкочихающий. Он раз чихнул - убил моего брата, во второй - сестру, в третий - ногу мне перебил. Видишь, хромаю.

Лев зарычал - горы задрожали, небо заплакало.

- Где этот громкочихающий? Я его в куски разорву! Голову брошу за дальнюю гору, ноги - на все четыре стороны!

- Что ты! Он и тебя не пощадит, убегай!

Схватил лев волка за горло:

- Покажи мне громкочихающего, иначе задушу!

Пошли они. Навстречу им скачет на быстром коне охотник, за плечами у него ружье. Лев и спросить волка не успел - охотник вскинул ружье и выстрелил.

Загорелась на льве его длинная шерсть. Бросился он бежать, за ним - волк.

Остановились в темном овраге. Лев по земле катается, бешено рычит.

Волк его спрашивает:

- Сильно он чихает?

- Замолчи! Видишь, теперь я голый, только грива осталась да кисточки на кончике хвоста. Холодно, дрожь меня берет.

- Куда же нам бежать от этого громкочихающего?

- Беги в лес.

Волк скрылся в дальнем перелеске, а лев убежал в жаркую страну, в безлюдную пустыню.

Так перевелись в Сибири львы.









































Петух и павлин

В далёкие, седые времена жили соседи: петух и павлин. Красив и наряден был петух. Золотистые его перья, ослепительно блестя, переливались под солнечными лучами. Важен и горделив был петух. Ни с кем он не разговаривал, кроме павлина. Ходил он важной походкой и также важно клевал зёрнышки. Петух дружил с павлином. Оттого ли он был снисходителен к павлину, что наряд того был беден, оттого ли он дружил с ним, что были близкими соседями,- не знаю, но жили они дружно.

Однажды павлин собрался в далёкие края в гости. Грустен был павлин, что наряд его слишком беден. С завистью он смотрел на петуха и думал: «Каким бы я был счастливцем, если бы имел такой красивый наряд, как у петуха. Что у меня есть? Кроме жалких перьев, ничего. Разве я могу появиться в чужом краю в таком убогом виде! Нет, мне стыдно показаться в таком виде чужим. Почему не обратиться к петуху? Лучше я попрошу у него его наряд. Неужели он откажет мне?»

И обратился павлин к петуху с этой просьбой, обещая вернуться к следующему утру.

Подумал петух и говорит:

- Что же я буду делать, если ты завтра к рассвету не явишься?

Павлин ответил:

- Если я не приду к рассвету, то ты кричи, на твой зов я обязательно явлюсь. Но если меня не будет утром, то кричи в полдень, а если и в полдень не явлюсь, то кричи вечером. К вечеру, конечно, я буду.

Поверил петух павлину, снял свой красивый наряд и отдал ему, а сам оделся в перья павлина. В красивом наряде петуха стал павлин самой красивой птицей. Радостный и гордый, он отправился в далёкие края.

Прошёл день. Прошла ночь. Ждёт петух павлина. Но павлина нет. Стал беспокоиться петух. Не выдержал петух, закричал:

- Ку-ка-ре-ку!

И ещё раз, ещё раз, но павлина нет. Опечалился петух. Ждёт, когда настанет полдень. Настал полдень. Опять кричит петух. Нет павлина. Ждёт вечера. Настал вечер. Опять кричит петух, зовёт павлина, но павлина след простыл.

Так и пропал павлин, а вместе с ним и красивый наряд петуха.

С тех пор петухи каждый день три раза - утром, в полдень и вечером - зовут павлина, который унёс их прежний красивый наряд.

Отчего волки воют (бурятская сказка)

Было это в давние времена. Поехал молодец к тестю в гости. За третьим перевалом увидал он семерых стариков. Сидят они чинно у костра, длинными трубками попыхивают, ждут, когда мясо сварится. Подъехал молодец к костру, молчком с коня слез, молчком трубку прикурил, в стремя ногу вставил – собрался дальше ехать. Тогда говорит ему один из стариков:

– Не велика честь молодому батору, который не поздоровавшись со старшими, прикурил трубку от их огня и заспешил в путь, забыв нашу пословицу: сваренное откушай, стариков послушай.

Смиренно выслушал молодец старика и говорит:

– Правда ваша – допустил я большую оплошность, но не от гордости и самомнения, а по неопытности своей и беспечности, за что прошу у вас прощения.

Присел юноша к костру, отведал сваренного мяса, выслушал стариковские советы и отправился дальше. И так легко у него на душе стало, что захотелось песню спеть. Но только затянул он раздольную песню, как подхватили мотив и глаза, и уши, и ноздри! Испугался молодец, примолк и до самого конца пути рта не открывал.

Доехав до юрты своего тестя, молодец молчком переступил порог, молчком напился чаю и – к великому изумлению тестя – молчком отъехал со двора.

Дома вышла его встречать молодая жена. Но ни слова не сказал ей молодец, переменил коня и зарысил в степь – пасти свой табун. Пасет день, пасет другой, неделю пасет, домой носа не кажет. Пригорюнилась жена. «Что бы это значило? – думает. – Мой муж никогда молчуном не был, а тут приехал из гостей – не поздоровался, уехал табун пасти – не попрощался и, похоже, не думает домой возвращаться».

Велела она оседлать себе коня и отправилась мужа разыскивать. А как нашла – пенять стала:

– Разве так настоящие мужья поступают? Возвратился из гостей и слова ласкового не промолвил, отправился табун пасти и весточки о себе не подал!

Дольше терпеть у молодца сил не хватило. Открыл он рот и тотчас же заговорил не только языком, но и ноздрями, и глазами, и ушами.

Узнав, в чем дело, жена побранила молодца за скрытность и говорит:

– Завтра на рассвете, когда наш пастушонок нагнется и примется раздувать угли, ты перешагни через него.

Так и сделал молодец. Перекинулась напасть на пастушонка. Бросился тот с перепугу на улицу, перепрыгнул через черного барана. Заблеял баран не своим голосом. Услыхали его семеро волков, пришли и съели, даже шкуры не оставили. Перекинулась напасть на семерых волков. С тех пор они и воют на семь голосов.

 

Девушка и месяц

(чукотская сказка)

Жила одна девушка-сирота. злая мачеха то и дело бранила ее и не давала ей отдыха. Только и слышала сирота:
– Ступай туда! Сделай это!
Так продолжалось с самого раннего утра до самого позднего вечера.
Однажды мачеха послала бедную сироту на реку по воду.
Пришла девушка к реке, зачерпнула полные ведра и пошла обратно. А силы у нее нет – сделает она шаг, оупстит на землю тяжелые ведра и стоит. Долго она шла.
А мачеха бегает по юрте, сердится:
– Куда она запропала? Почему так долго не возвращается?..
Наконец выбежала она из юрты, увидела вдали сироту и принялась кричать и ругаться:
– Пусть тебя схватят и унесут к себе Солнце и Месяц!
И только она сказала это, как с неба сатли спускаться Солнце и Месяц. Увидела их девушка, испугалась и схватилась рукой за куст тальника.
Тут возле нее и опустились Солнце и Месяц.
Солнце хотело было унести девушку к себе, но Месяц сказал ему:
– Ты днем ходишь, а я хожу ночью – одному мне тоскливо и скучно. Отдай девушку мне!
Солнце сказало:
– Правду ты говоришь! Нельзя с тобой спорить, возьми девушку!
Обрадовался Месяц, подхватил девушку-сироту вместе с коромыслом, ведрами и кустом тальника и поднялся высоко-высоко.
Если посмотришь на Месяц – увидишь на нем девушку с ведрами и коромыслом. Стоит она и держится рукой за тальниковый куст.

 

Как появились мыши и с каких пор перестали убивать стариков (корейская сказка)

Прежде стариков, когда они достигали шестидесяти лет, убивали.
Один сын очень любил своего отца и, когда ему минуло шестьдесят лет, спрятал его в подземелье, куда и носил ему пищу.
Однажды на дворец богдыхана напали какие-то страшные звери, величиною с корову, серые, с узкими, длинными мордами, с длинными тонкими хвостами.
Все потеряли голову и не знали, что делать. Любящий сын пошел к своему старому отцу за советом.
Тогда старик отец сказал:
- Надо найти восьмифунтовую кошку.
Нашли кошку в семь с половиной фунтов.
- Кормите ее, - сказал старик, - пока она не вытянет восемь фунтов ровно.
Когда кошка вытянула восемь фунтов, ее выпустили на зверей.
И вот что случилось.
Увидев ее, звери стали уменьшаться, пока не превратились в обыкновенных мышей, которых и ловят с тех пор обыкновенные кошки.
Когда император узнал, кто выручил всех из беды, то разрешил с тех пор старикам жить столько, сколько они хотят.
Так появились мыши на свете, виновники того, что стариков не убивают больше.

Богатырь Байкал (бурятская сказка)

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.

Красивее ее: не было на земле.

Днем она светла – светлее неба, ночью темна – темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары , все любовались ею, все славили ее: Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли спускались низко , но на воду садились редко. Они говорили:

– Разве можно светлое чернить?

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.

Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы , попадали леса , почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море богатырь.

Могучий Байкал ударил по седой горе , отломил от нее: скалу и бросил в след убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара , задыхаясь и рыдая , стала просить:

– Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...

Байкал гневно крикнул:

– Я могу дать только свои слезы!..

Сотни лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю». Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся...

Медведь (бурятская сказка)

Жил-был бедный посудник. С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился.

Вот пошел он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок. Увидел красную березу и уже топор над нею занес, как говорит береза человеческим голосом:

– Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Любое твое желание исполню.

– Будь по-твоему, – согласился посудник. – Только сделай меня купцом.

И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников – не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошел бывший посудник к красной березе.

– Хочу быть царем! – говорит.

Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство. Даже слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником. «Одна береза об этом знает», – думает новоиспеченный царь. А раз так, решил он срубить красную березу. Сказано – сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев красную березу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление. Но зашумела береза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:

– Оглянитесь на своего царя.

Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя. Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царем, а встретившись с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: «Царь-человек, уступи дорогу!» – и медведь сворачивает, рассказывает таежный народ.

 





























Арысь-поле

У старика была дочь красавица. Жили они с ней тихо и мирно, пока не женился он на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Невзлюбила она падчерицу, пристала к старику:

- Прогони её из дому, чтоб я её и в глаза не видела.

Старик взял да и выдал дочь замуж за хорошего человека. Живёт она с мужем да радуется. И родился у них первенец сын. А ведьма ещё пуще злится, зависть ей покоя не даёт. Улучила она время и обратила свою падчерицу в зверька Арысь-поле и выгнала в дремучий лес. А в падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила её вместо настоящей жены. Да так всё хитро сделала, что ни муж, ни люди – никто обмана не видит. Только старая нянька одна смекнула, а сказать боится. С того самого дня, как только ребёнок проголодается, нянька понесет его к лесу и запоёт:

Арысь-поле! Дитя кричит,

Дитя кричит, пить-есть хочет.

 

 Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмёт мальчика, накормит. А после наденет опять свою шкурку и со слезами уйдёт в лес.

«Куда это нянька с ребёнком ходит?» - подумал отец. Стал за нею присматривать; увидал, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку и стала кормить малютку. Он подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил её.

- Ах, что-то дымом пахнет! Никак моя шкурка горит! – говорит Арысь-поле.

- Нет, - отвечает нянька, - это, верно, дровосеки лес подожгли.

Шкурка сгорела, Арысь-поле приняла прежний облик и рассказала всё своему мужу. Тотчас собрались люди, схватили ведьму и сожгли её вместе с её дочерью.

 

 

Первые бабочки

(Сказка майя-кекче)

Однажды Великий дух сидел и смотрел, как играют дети. Они пели и смеялись, но Великий Дух был печален. Он думал: звери стареют, и прекрасные цветы теряют яркие краски и опадают. У самого удачливого охотника руки с годами перестают слушаться, волосы седеют, а глаза слепнут. И эти дети состарятся и умрут. Дело было осенью, поэтому и мысли Великого Духа были такими печальными. Он думал о грядущей зиме с её холодом и голодом.

Но пока было тепло, солнце светило вовсю. Великий Дух поглядел на игру солнечных лучей на листьях, которые то и дело взметал ветерок. Поглядел он на синее небо, на белизну кукурузной муки, которую толкли женщины, и улыбнулся.

- Нужно сохранить все эти краски для услады человеческого сердца.

Достал Великий Дух свою сумку и стал складывать в неё разные вещи: пятнышко солнечного света, пригоршню небесной синевы, белизну кукурузной муки, тень играющих детей, вороновый отлив волос у девочек, желтизну опадающей листвы, зелень сосновых игл, оранжевые блики луговых цветов. Потом подумал и добавил туда же песни птиц.

После этого Великий Дух направился на поляну, где играли дети.

- Смотрите, что я принёс вам. – И протянул им свою сумку: - Откройте-ка её: там спрятано что-то очень хорошее. Открыли дети сумку, и вылетели наружу сотни ярких бабочек. Бабочки весело плясали, а дети смотрели на них как завороженные. Неожиданно бабочки запели, и дети вовсе заслушались.

Вдруг, откуда ни возьмись, прилетела певчая птичка и уселась на плечо Великого Духа.

- Зачем ты отдал наши песни этим прелестным созданиям? Ты же обещал, что петь будут только птицы! Разве мало, что ты одарил их всеми цветами радуги? – спросила птичка.

- Ты права, - проговорил Великий Дух. И Великий Дух отобрал песни у бабочек, поэтому они молчат и поныне. Ведь они и так очень хороши.

 

 

 

Почему барсук и лиса в норах живут (белорусская сказка)

Когда-то, рассказывают, не было у зверей и скота хвостов. Только один царь звериный - лев - имел хвост. Плохо жилось зверям без хвостов. Зимой еще кое-как, а подойдет лето - нету спасения от мух да мошкары. Чем их отгонишь? Не одного, бывало, за лето до смерти заедали оводы да слепни. Хоть караул кричи, коль нападут. Доведался про такую беду звериный царь и дал указ, чтоб все звери шли к нему хвосты получать.

Кинулись царские гонцы во все концы зверей созывать. Летят, в трубы трубят, в барабаны бьют, никому спать не дают. Остался один лишь медведь. Долго искали его гонцы, нашли наконец сонного в берлоге. Разбудили, растолкали и велели, чтоб за хвостом поспешал. Да когда ж оно было, чтоб медведь да торопился. Бредет себе потихоньку, помаленьку - топ, топ, все кругом разглядывает, нюхом мед выискивает.

Тем временем стали звери к царю собираться. Первой прибежала лиса. Огляделась по сторонам, а перед царским дворцом целая куча хвостов: и длинные, и короткие, и голые, и пушистые...

Поклонилась лиса царю и говорит: - Ясновельможный господин царь! Я первая откликнулась на твой царский указ. Дозволь же мне за это выбрать себе хвост какой захочется...

Ну, царю-то все равно, какой хвост дать лисе.

- Ладно, - говорит, - выбирай себе хвост по вкусу.

Разворошила хитрая лиса всю кучу хвостов, выбрала самый красивый - длинный, пушистый - и помчалась назад, пока царь не передумал.

За лисой прискакала белка, выбрала себе хвост тоже красивый, да только поменьше, чем у лисы. За нею - куница. И она с хорошим хвостом назад побежала.

Лось, тот выбрал себе хвост самый длинный, с густою метелкой на конце, чтоб было чем от оводов да слепней отмахиваться. А барсук схватил хвост широкий да толстый.

Лошадь взяла себе хвост из сплошного волоса. Прицепила, махнула по правому боку, по левому - хорошо бьет. “Теперь мухам смерть!” - заржала она на радостях и поскакала на свой луг.

Последним прибежал зайчик.

- Где же ты был? - говорит царь. - Видишь, у меня один только маленький хвостик остался.

- А мне и этого хватит! - обрадовался зайчик. - Оно и лучше, чтоб налегке от волка и собаки убежать.

Прицепил себе зайчишка коротенький хвостишко куда полагается, скакнул раз, другой и побежал веселый домой. А звериный царь, все хвосты раздав, пошел спать.

 

Только под вечер пришел медведь к царскому дворцу, а там - ни хвостов, ни зверей... “Что ж теперь делать? - думает медведь. - Все будут с хвостами, один я без хвоста...”

Повернул Мишка назад и злой-презлой потопал в свой лес. Идет он, вдруг видит - на пне барсук вертится, ладным своим хвостом любуется.

- Послушай, барсук, -говорит медведь, -зачем тебе хвост? Отдай его мне!

- И что ты, дядька медведь, выдумал! - удивляется барсук. - Разве можно такого красивого хвоста лишиться?

- А не дашь по доброй воле, силой отберу, -• буркнул медведь и положил свою тяжелую лапу на барсука.

- Не дам!.. - закричал барсук и рванулся изо всех сил бежать.

Смотрит медведь, а у него в когтях кусок барсучьей шкуры остался да кончик хвоста. Бросил он шкуру прочь, а кончик хвоста себе прицепил и двинулся в дупле мед доедать.

А барсук от страха места себе не найдет. Куда ни спрячется, все ему мерещится, что вот-вот придет медведь, остаток хвоста отберет. Вырыл он тогда в земле большую нору, там и поселился. Рана на спине зажила, а осталась зато темная полоска. Так до сих пор она и не посветлела.

Бежит раз лиса, глядь – нора. Забралась она в нору, видит, там барсук спит.

- Что это тебе, соседушко, наверху тесно, что ты под землю забрался? - удивляется лиса.

- Да-а, лисичка, - вздохнул барсук, - правда твоя - тесно. Если б не еду искать, то и ночью бы не выходил отсюда. И рассказал барсук лисе, отчего ему на земле тесно. “Э-э, - подумала лиса, - коль медведь на барсучий хвост позарился, то мой ведь во сто раз краше...”

И побежала она искать от медведя убежища. Пробегала целую ночь, нигде спрятаться не может. Наконец под утро вырыла себе нору, такую же, как у барсука, залезла в нее, прикрылась своим пушистым хвостом и спокойно уснула. С той поры барсук и лиса живут в норах, а медведь так без хорошего хвоста и остался.

Как койот поймал ветер

В давние времена ветер дул каждый день, дул так сильно, что никому не давал житья. Тогда койот решил: "Чтобы ветер больше не дул, поймаю его да убью. Расставлю силки в ущелье между горами, там-то он мне и попадётся".

Расставил койот силки на камне в самом узком месте ущелья. А сам пошёл домой спать. Наутро приходит в ущелье и видит: ветер бьётся в силках.

Достал койот из колчана стрелу и говорит: Сейчас ты умрешь.

- Не стреляй в меня, - просит ветер. - Разве тебе меня не жалко?

- Не жалко, - отвечает койот. - Готовься к смерти!

- Пожалей меня, - молит ветер.

- Ладно, живи, - смилостивился койот, -только пообещай мне, что больше никогда не будешь дуть!

- Но я же умру, если буду всё время дома сидеть, - плачет ветер. - Как тогда мне найти еду?

- Ладно. Тогда обещай мне дуть не все время, скажи: "То подую, то перестану".

- Клянусь тебе: то подую, то перестану. Высвободил койот пленника из силков и отпустил на волю. Ветер поэтому жив по сей день. Только теперь он когда подует, когда перестанет.

Тотемизм в сказках обычно проявляется в сюжетах общения и помощи животных и человека, особом отношении к животным какого-то вида, а также в сюжетах оборотничества ( превращение животного в человека и наоборот). Фетиши – это предметы с необычными свойствами, все волшебные вещи, все зелья, заклинания и т.п. Не забудем про универсальные очищающие и обереговые средства: вода и др. жидкости, огонь, а также свет или дым.

Также выявляем космогонический миф(это часть мифологии, которая рассказывает о происхождении мира, т.е. сюжеты, отвечающие на два вопроса: «Как появился мир?», Почему мир такой?»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.19 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь