Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА



ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Программа дисциплины

 

 

Екатеринбург

2006


Утверждаю


Проректор

____________ В.П. ПРОКОПЬЕВ

(подпись)

_____________

    (дата)

 

Программа дисциплины «История регионов мира: Истории стран Азии и Африки в средние века» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности «История» (020700), бакалавра по направлению «История» (520800) по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр                                                   III, IV

Общая трудоемкость дисциплины        142 часов, в том числе:

лекций                                                       66

семинаров                                                 –

практических работ                                 –

Контрольные мероприятия:            

рефераты                                                   –

коллоквиумы                                           2

контрольные работы                               –

другие                                                       –

 

Составитель:

СТЕПАНЕКО ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории древнего мира и средних веков, Уральский государственный университет им. А.М. Горького

 

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры истории древнего мира и средних веков

от 7 марта 2006 г. № 5.

 

© Уральский государственный университет, 2006

© Степаненко В. П., 2006



I. ВВЕДЕНИЕ

 

 

История стран Азии и Африки в средние века является продолжением курса истории Востока в древности. Следует помнить об особенностях цивилизационного характера, наложивших отпечаток на ход восточной истории в средневековье. Это – сильное влияние природно-климатических, демографических процессов, обусловивших циклизм в развитии афро-азиат­ских обществ. Указанные обстоятельства привели к сохранению в средние века сильного государственного начала (особенно в китайской истории, частично – в турецкой, иранской, арабской), что обусловило государственный контроль над важнейшими сферами развития восточных обществ и подчиненное положение частнособственнического сектора экономики. Последний в условиях отсутствия официально-правовых гарантий для своего нормального существования и развития был заинтересован в сильной власти центра, ибо только он мог гарантировать защиту от местных властей, а также социально-политических потрясений внутреннего характера и внешних вторжений. Специфичной была и социальная структура, связанная с невычлененностью индивида из коллектива, слабостью отдельных собственников. Заметную роль играла система вертикальных связей и замкнутых корпораций при слабой классовой дифференцированности и второстепенной роли классовых антагонизмов. Выработанные веками корпоративные и патронажно-клиентальные связи закреплялись традициями и освящались религией, сохраняли большую устойчивость, несмотря на кризисы власти и иностранные вторжения. Тем самым политические и социальные катаклизмы внутри восточных обществ не вели к их структурному обновлению (до европейской экспансии), к выходу за рамки традиционной, докапиталистической системы. Сохранялось и устойчивое влияние религии, служившей важным элементом социально-политической жизни Азии и Африки.

Несмотря на отмеченные выше общие черты, в странах Востока сохранялись значительные различия в развитии его отдельных регионов (дальне­восточного, индийского, ближневосточного, арабского, районов Африки южнее Сахары). Однако в целом восточные общества развивались на собственной основе до середины XIX в., когда энергичная экспансия еврокапиталистического Запада прервала естественно-историческое движение афро-азиатского мира и положила начало трансформации средневековых структур Востока в переходные многоукладные. Строго говоря, серединой XIX в. и заканчивается в основном восточное средневековье. Однако для удобства учебно-методического характера и исходя из принципа передового региона в отношении стран Востока часто используют периодизацию, общепринятую для феодализма в целом. Это позволяет сопоставить западные аспекты феодальных отношений и восточный вариант исторического развития. Существуют разные точки зрения о начале восточного средневековья. Предлагаются разные критерии: уровень развития государственности, роль религии, ментальные особенности и др. Необходимо помнить также и о том, что на Востоке не было такой резкой грани в переходе к феодализму, как на Западе (крушение Западной Римской империи и образование «варварских королевств»). Исходя из специфики Востока можно вести речь об изучении «традиционных обществ» (М. Вебер) в эпоху средневековья в их различных аспектах (социально-экономических, политических, религиозных, ментальных, культурных) и региональных модификациях, что составляет основу курса. Контакты Востока с Западом в изучаемый период до великих географических открытий не носили систематического характера, ограничиваясь в основном торговлей и военно-политиче­скими столкновениями. Позже, в XV–XVII вв. приблизительное равновесие в экономических и политических параметрах в развитии Запада и афро-азиатского мира будет нарушено по мере развития основ капитализма в Европе и формирования “мир-экономик” в противовес восточным «мир-империям». С этого времени на исторические судьбы народов Азии и Африки станут оказывать влияние процессы, происходящие в Европе, и особенно – колониальная политика. Но традиционное общество еще сохраняет свои основы вплоть до середины XIX в., а в отдельных регионах Центральной Азии и Тропической Африки – гораздо позже.

Лекционный курс истории стран Азии и Африки в средние века построен по регионально-страноведческому принципу и рассчитан на 3 часа в неделю. Причем рассматриваются страны или районы Востока, наиболее ярко отражающие особенности китайско-конфуцианской, индо-буддийской, арабо-исламской цивилизаций в их конкретном проявлении и взаимовлиянии. Значительное внимание уделено взаимодействию земледельческих и кочевых обществ («Леса» и «Степи»), специфике развития отдельных регионов, проблемам ментальности и культуры. Лекции не дублируют учебники и учебные пособия, а освещают главным образом вопросы, либо отсутствующие в учебной литературе, либо носящие дискуссионный характер. Поэтому для осознанного восприятия лекционного курса студентам рекомендуется предварительно ознакомиться с той или иной темой по учебнику или учебному пособию. В процессе преподавания истории стран Азии и Африки в средние века студенты получают возможность ознакомиться с различными взглядами и методическими подходами, включая точку зрения преподавателя, и самим сделать выбор между ними.

В течение учебного года все студенты 2-го курса работают с терминологией, привлекая энциклопедические и специальные исторические издания. Для лучшего усвоения основных терминов и понятий курса целесообразно вести специальный словарик, а также привлекать исторические карты.

Более глубокое изучение предмета связано и с необходимостью постоянного обращения к новейшим публикациям в научной периодике. Имеющиеся источники и литература, в том числе и изданная в последние годы, позволяют обеспечить усвоение студентами важнейших проблем курса в течение учебного года.



II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1

Введение в курс «История стран Азии и Африки в средние века»

 

1. Понятия «Восток», «традиционное общество», его характерные черты.

2. Содержание и проблемы периодизации курса. Соотношение цивилизационных и формационных факторов. Вопрос о специфике африканских обществ.

3. Историко-географические рамки курса.

4. Характеристика основной учебной и учебно-методической литературы.

 

Тема 2

Тема 3

 Китайская империя в период расцвета. Тан

1. От Суй к Тан.

2. Эпоха Тан: общественно-экономическое и политическое развитие, роль конфуцианства. «Золотой век» культуры. Социальные движения.

3. Тан и внешний мир: доктрина и практика. Экспансия в Корею и на Юг.

4. Сунский период.

5. Чжурчжэни и Южная Сун. Ослабление империи и давление Степи.

Тема 4

Китай в X–XII вв.

 

1. Аграрные отношения: политика правительства, положение крестьянства.

2. Города, ремесло, торговля.

3. Народные восстания.

4. Реформы Ван Аньши.

Тема 5

Китай в XIII–XIV вв. Империя Юань  

 

1. Кризис Сун и монгольское нашествие.

2. Монголы в Китае: роль империи Юань; «обратное» влияние ханьцев.

3. Борьба китайцев с монгольским нашествием.

4. Падение Юань. Чжу Юаньчжан: полководец и политик.

5. Внутренняя и внешняя политика, культура Аграрные мероприятия первых Мин.

Тема 6

Тема 7

Тема 8

Япония в III–VII вв.

1. Влияние природно-географических и социокультурных факторов. Роль внешних воздействий.

2. Социально-экономическое развитие. Значение «переворота Тайка».

3. Формирование социально-классовой структуры.

Тема 9

Япония в VIII–XII вв.

  

1. Распад надельной системы и формирование сёэна.

2. Изменения в социальной структуре общества. Буси-самураи.

3. Культура хэйянской эпохи

 

Тема 10

Тема 11

Япония XIV–XVI вв.

1. Реставрация Кэмму и сегунат Асикага. Процесс феодальной раздробленности страны.

2. Период междоусобных войн. Борьба за объединение страны. Ода Набунага. Тайотоми Хидэёси. Токугава Иэясу.

Тема 12

Япония в XVII вв. Сегунат Токугава 

 

1. Режим сегуната, его внутренняя и внешняя политика  

2. Политика самоизоляции и ее социально-экономические последствия.

3. Эра Гэнроку. Начало упадка экономического и разложения феодальных отношений.        

Тема 13

Тема 14

Индия в III–XI вв.

1. Политическая история.

2. Социально-экономическое развитие.

 

Тема 15

Тема 16

Арабы, ислам, Халифат

1. Аравия до ислама: воздействие природно-географических, этнических, социокультурных факторов.

2. Мухаммед: и формирование ислама. Основные идеи Корана: догматика, отношение к человеку, обществу, идеал государственно-политического устройства. Шариат.

3. Образование халифата.

3. Внешнеполитическая экспансия – арабские завоевания           

4. Халифат Омейядов – социально-экономические отношения, внутренняя политика,

 

Тема 17

Тема 18

Иран в VII–XIII вв.

1. Общественно-экономические отношения и внутриполитическое развитие.

2. Внешняя политика.

3. Под властью арабов Халифат Аббасидов.

4. Иран в XI–XII вв. Сельджуки, Хорезмшахи, Ильдегизиды    

5. Монголы в Иране: государство ильханов.

 

Тема 19

Иран XIV–XVII вв.

1. Распад государства ильханов и нашествие Тамерлана.

2. Образование государства Сефевидов. Реформы Аббаса I.

3. Расцвет Сефевидской державы. Внешняя политика и экономика.

4. Иран в XVII в. Причины экономического упадка.

Тема 20

Румский султанат

1. Сельджукская экспансия и образование Румского султаната.

2. Социально-экономические отношения и политическая история.

 

Тема 21

Турция в XIV–XV вв.

1. Бейлик Османлы.

2. Военно-ленная система. Сипахи и янычары.     

3. Экспансия на Балканах и формирование государства.

4. Османская империя в XV в.

Тема 22

Тема 23

Терминология

Китай

Цзедуши – главы укрупненных, преимущественно пограничных провинций Китая, выполнявших преимущественно военные функции, командуя войсками округов в Танский период.

Триада повинностей- зерновой, промысловый налоги и отработочная рента, связанные соответственно с пахотным, промысловым участками и усадебной землей в рамках надела.

 

Япония

Аматерасу – богиня солнца в синтоистском пантеоне, родоначальница правящего рода Сумераги Тэнно-титул правителя Японии. После реформа Тайка=император.

Сегун – титул фактического правителя Японии после 1185 г., возглавлявшего Бакуфу =военную ставку, правительство, опирающееся на Самурайство.

Буси – самураи-воины профессионалы, державшие от господина, даймё, землю на условиях временного  военном пожалования или получавшего от него т.н. рисовый паёк.     

Сёэн – поместье, сформировавшееся к XII в. на основе условного венного пожалования, принадлежавшее самураям.

Сётоку Тайси – регент Японии в правление императрицы Суйко, инициатор т.н. реформ Тайка, завершивших формирование японской государственности.     

  

Монголия

Яса – свод традиционного кочевого права, кодифицированного на курултае на р. Онон.

Нойоны, сецены, тайши – категории монгольской родоплеменной аристократии.

Сотники, тысячники, темники – командиры соответствующих подразделений монгольской армии после реформ 1206 г.

              

Индия

Хинаяна и махаяна – два пути спасения и достижения Нирваны в буддизме. Первый предполагал полное отречение от мира вплоть до принятие монашества. Второй предписывал соблюдение моральных норм в повседневной жизни. 

Великие Моголы – потомки Гийас ад дин Бабура, внука Тимура и потомка Чингисхана, падишахи Индии

Джагир – условное военное пожалование, основа регулярной армии в могольский период, даваемое за службу воинам джагирдарам.            

  

Иран

Азаты – воины-профессионалы, получавшие от государства землю в условное военное пожалование за несение службы в кавалерии.

Дабиры – писцы. Широкий слой гражданской бюрократии в Сасанидском Иране, основа государственного аппарата.           

Мобеды – зораострийское жречество и сасанидском Иране.       

Сасаниды – династия. правившая Ираном с 265 по 651 гг.          

Аббасиды – потомки Аббаса, дяди Мухаммеда. халифы правоверныс с 750 по 1276 г.

Кызылбаши – красноголовые. Тюркские племена Северо-восточного Ирана (Азербайджан). Опора Сефевидом. Названы по красным полосам на зеленых головных уборах.                              

Сельджуки – союз кочевых тюркских огузских племен, названный по имени родоначальника правящего рода Сельджука.

              

Арабские страны  

Умма – община верующих в раннем исламе.         

Хариджиты – ушедшие. Демократическое направление в раннем исламе, образовавшееся после битвы при Сиффине.           

Шииты – шиат Али, патрия Али, выступавшая за передачу власти халифа по принципу родства с        Мухаммедом.

Халиф – «заместитель»=глава уммы-исламской обшины (имам) и арабского государства (эмир).       Хаджж-ритуальное паломничество в св.гшорода ислама-Мекку и Медину.   

Кааба – святилище языческих богов в Мекке, ставшее центром ислама как харам ал шериф, главная мечеть.        

Икта – условное военное пожалование, дававшееся воинам за военную службу.

Харадж – поземельный налог с крестьянства.

Джизия – подушная подать с немусульман.

              

Турция

Бейлики – Союзы тюркских племен Анатолии, во главе с военным вождем беем.

Тимар, зиамет, хасс – категории условного военного пожалования в рамках военно-ленной системы         

Сипахи – воины профессионалы, кавалеристы, получвшие тимары за военную службу.

Янычары – ени чери=новое войско, регулярная пехота, формировавшая на основе девшерме из        христианских подданных, обращенных в ислам.

 

Наименование

разделов и тем

Всего

(часы)

Аудиторные занятия

(часы), в том числе

Самостоятельная работа

лекции семинары
1 Введение в курс «История стран Азии и Африки в средние века» 4 2 2
2 Китай: от древности к средневековью 4 2 2
3 Китайская империя в период расцвета: «Тан»? 8 4 4
4 Китай в X–XII вв. Империя Сун 4 2 2
5 Китай в XIII–XIV вв. Империя Юань  4 2 2
6 Минская империя в XV – половине XVII вв. 6 4
7 Основные вехи корей­ского средневековья 4 2 2
8 Япония в III–VII вв. 4 2 2
9 Япония в IX–XII вв. 4 2 2
10 Япония в период сегуна­та Минамото Хёдзё 4 2 2
11 Япония XIV–XVI вв. 4 2 2
12 Япония в XVII вв. Сегу­нат Токугава 6 2 4
13 Страны Юго-Восточной Азии в VIII–XVI вв.: ос­новные вехи развития (Бирма, Таиланд, Камбод­жа, Вьетнам, Индонезия 6 2 4
14 Индия III–XI вв. 4 2 2
15 Мусульманская Индия. Делийский султанат Могольская держава 8 4 4
16 Арабы, ислам, халифат 12 6 6
17 Монголы. Образование государства и внешняя экспансия 8 4 4
18 Иран в III–VII вв. 4 2 2
18 Иран в VII–XIII вв. 8 4 4
19 Иран в XIV–XVII вв. 10 4 6
20 Румский султанат 4 2 2
21 Османская империя в XIV–XV вв. 4 2 2
22 Османская империя в XVI – начале XVII вв. 6 2 4
23 Общее и особенное в истории стран Азии и Африки в средние века 12 6 6
24 ИТОГО 142 66 76

 

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Основная

1. История стран Азии и Африки в средние века: учебник. (Любое издание).

2. Дополнительная

 

2. Алаев Л. Б. Формационные черты феодализма и Восток // НАА. – 1987. – № 3.

3. Ерасов Б. С. Культура, религия, цивилизация на Востоке. – М., 1990.

4. Еремеев Д. Е. Почему Восток отстал от Запада // Азия и Африка сегодня. – 1989. – № 7, 9, 11.

5. Зарин В. А. Запад и Восток в мировой истории XIV–XIXвв. – М., 1991.

6. История Востока.– М., 1995. Т. 2. Восток в средние века.

7. Искусство стран Востока. – М., 1986.

8. Эволюция восточных обществ: Синтез традиционного и современного. – М., 1984. – Ч. 1.

9. Яковец Ю. В. История цивилизаций. – М., 1995. – Гл. 3.

 

3. Литература по темам

Тема I

10. Алаев Л. Б. К типологии феодализма на Востоке // Народы Азии и Африки (далее – НАА). – 1977. – № 4.

11. Алаев Л. Б. Характерные черты феодализма и Восток // НАА. – 1987. – № 3.

12. Александров Ю. В. О формационной структуре доколониальных восточных обществ // НАА. – 1988. – № 2.

13. Васильев Л. С. Что такое «азиатский» способ производства? // НАА. – 1988. – № 3.

14. Васильев Л. С. Всемирно-исторический процесс: концептуальный анализ // Преподавание истории в школе. – 1993. – № 3.

15. Васильев Л. С. История Востока.– М., 1993. – Т. 1.

16. Дьяконов И. М. Пути истории. – М., 1994.

17. Ильин Г. Ф. Древность и средневековье: проблема уровней развития производительных сил // НАА. – 1976. – № 6.

18. Илюшечкин В. П. Теория стадиального развития общества. (История и проблемы). – М., 1996.

19. История Востока.– М., 1995. – Т. 2: Восток в средние века.

20. Качановский Ю. В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? Спор об общественном строе древнего и средневекового Востока, доколониальной Африки и доколумбовой Америки. – М., 1971.

21. Кобищанов Ю. М. Теория большой феодальной формации // Вопросы истории. – 1992. – № 4–5.

22. Кульпин Э. С. Об основах социоестественной истории // Восток. – 1994. – № 1.

23. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. (Разд. –«Азиатская форма собственности») // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 46. – Ч. 1.

24. Тартаковский М. Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка. – М., 1993.

25. Типы общественных отношений на Востоке в средние века. – М., 1982.

26. Узловые проблемы истории докапиталистических обществ Востока: Вопросы историографии. – М., 1990.

27. Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. – М., 1993.

 

КИТАЙ

Тема 2

28. Бокщанин А. А. Китайские историки о характерных чертах и особенностях феодального строя в Китае // Общественные науки в КНР. – М., 1986.

29. Васильев Л. С. Государство и государственный способ производства в Китае // Общество и государство в Китае: Тезисы и доклады.– М., 1981. – Вып. 1.

30. Вельгус В. А. Средневековый Китай. – М., 1987.

31. Гумилев Л. Н. Хунны в Китае. – М., 1974.

32. Древние цивилизации / Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. – М., 1989. – Гл. 14.

33. Искусство стран Востока. – М., 1986.

34. Илюшечкин В. П. Сословно-классовое общество в истории Китая. – М., 1986.

35. История Китая с древнейших времен до наших дней. – М., 1973.

36. История китайской философии. – М., 1989. – Гл. 2–7.

37. История Востока.– М., 1995. – Гл. 1. – Т. 2. Восток в средние века.

38. Конрад Н. И. Избранные труды. Синология. – М., 1995.

39. Крюков М. В. Новые данные о земельных налогах в эпоху Хань // Вопросы истории Китая. – М., 1981.

40. Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. – М., 1979.

41. Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. – М., 1983.

42. Кудрин В. И. Из истории аграрной политики в эпоху Хань // Аграрные отношения и крестьянское движение в Китае. – М., 1975.

43. Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. – М., 1979.

44. Малявин В. В. Киотоская школа и проблема «средних веков» в истории Китая // НАА. – 1981. – № 2.

45. Малявин В. В. Переосмысление конфуцианской традиции в Китае во II–
III в. // Вестник МГУ. – Сер. Востоковедение. – 1981. – № 4.

46. Малявин В. В. Аристократия раннесредневекового Китая и ее историческое значение. (Социальные организации в Китае). – М., 1981.

47. Малявин В. В. Проблемы человека в культуре раннеимператорского Китая // Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М., 1983.

48. Малявин В. В. Гибель древней империи. – М., 1983.

49. Малявин В. В. Конфуций. – М., 1992.

50. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2001     

51. Мугрузин А. С. Формы эксплуатации крестьянства в средневековом Китае // НАА. – 1983. – № 5.         

52. Мугрузин А. С. Роль природного и демографического факторов в динамике аграрного сектора средневекового Китая. (К вопросу о цикличности докапиталистического воспроизводства) // Исторические факторы общественного воспроизводства в странах Востока. – М., 1986.

53. Петров А. М. Великий шелковый путь. О самом простом, но мало известном. – М., 1995.

54. Переломов Л. С. Легистская концепция «равенства перед законом» и ханьская бюрократия // Китай: общество и государство. – М., 1973.

55. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической теории Китая. – М., 1981.

56. Переломов Л. С. Конфуций: Жизнь, учение, судьба. – М., 1993.

57. Тюрин А. Ю. Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III–VIII вв. – М., 1980.

58. Федоренко Н. Т. «Токийская тетрадь». Размышления о конфуцианстве // Новая и новейшая история. – 1997. – № 3.

59. Фицджеральд С. П. Китай. Краткая история культуры. – СПб., 1998        

60. Харро фон Зенгер. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. – М., 1995.

 

Тема 3

61. Бежин Л. Ду Фу. – М., 1987.

62. Виноградова Н. А., Николаева Н. С. Искусство стран Дальнего Востока. – М., 1979.

63. Воробьев М. В. Чжурчжэни и государство Цзинь (Xв. – 1234 г.). – М., 1975.

64. Гончаров С. Н. Китайская средневековая дипломатия: отношения между империями Цзинь и Сун 1127–1142. – М., 1986.

65. Зотов О.В. Китай как «универсальная» монархия и псевдоданничество «вар­варов» // Восток. – 1994. – № 2.

66. Илюшечкин В. П. Сословно-классовое общество в истории Китая. – М., 1986.

67. Итс Р. Ф., Смолин Г. Я. Очерки истории Китая. – Л., 1961.

68. Китай и соседи в древности и средневековье. – М., 1970.

69. Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае. – М., 1990.

70. Кычанов Е. И. Основы средневекового китайского права. – М., 1986.

71. Лапина З. Г. Политическая борьба в средневековом Китае (40–70-е гг. XI в.). – М., 1970.

72. Лапина З. Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. – М., 1985.

73. Марко Поло. Книга Марко Поло. – М., 1956.

74. Очерки истории Китая / Под ред. Ю. Э. Шан. – М., 1959.

75. Попова И. Ф. Совещательная деятельность раннекитайских сановников // Восток. – 1997. – № 4.

76. Семь самоцветов Востока. Антология восточной классической поэзии. – М., 1995.

77. Смолин Г. Я. Антифеодальные восстания в Китае второй половины Х – первой четверти XII в. – М., 1974.

78. Стужина Э. П. Китайский город XI–XIII вв.: экономическая и социальная жизнь. – М., 1979.

79. Тюрин А. Ю. Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III–VIII вв. – М., 1980.

Тема 4

80. Тайные общества в старом Китае. – М., 1970.

81. Татаро-монголы в Азии и Европе. – М., 1977.

82. У Хань. Жизнеописание Чжу Юаньчжана. – М., 1980.

83. Капица М. С. Еще раз о роли Чингис-хана в истории // Вопросы истории. 1988. № 7.

Темы 5 – 6

84. Бокщанин А. А. Императорский Китай в начале XV в. – М., 1976.

85. Бокщанин А. А. Китай и страны Южных морей в XIV–XVI вв. – М., 1968.

86. Бокщанин А. А. Удельная система в позднесредневековом Китае. – М., 1986.

87. Зотов О. В. Китай как «» монархия и псевдоданичество «ва­варов» // Восток. – 1994. – № 2.

88. Илюшечкин В. П. Сословно-классовое общество в истории Китая. – М., 1986.

89. Лапина З. Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. – М., 1985.

90. Малявин В. В. Китай в XVI–XVII веках. Традиция и культура. – М., 1995.

91. Искусство стран Востока. – М., 1986.

92. История Востока.– М., 1995. – Т. 2. Восток в средние века. – Гл. 5.

93. Свистунова Н. П. Аграрная политика династии Мин. XVI век. – М., 1966.

94. Стужина Э. П. Китайское ремесло в XVI–XVIII вв. – М., 1970.

 

КОРЕЯ

Тема 7

95. Бутин Ю. В. От Древнего Чосона к Трем государствам. – Новосибирск, 1984.

96. Ванин Ю. В. Аграрный строй феодальной Кореи XV–XVI вв. – М., 1981.

97. Ванин Ю. В. Феодальная Корея в XIII–XIV веках. – М., 1962.

98. Волков С. В. Ранняя история буддизма в Корее. – М., 1985.

99. Волков С. В. Чиновничество и аристократия в ранней истории Кореи. – М., 1987.

100. Джарылгасинова Р. Ш. Этногенез и этническая история корейцев, по данным эпиграфики. – М., 1979.

101. История Востока.– М., 1995. – Т. 2.

102. История Кореи (с древнейших времен до наших дней).– М., 1974. – Т. 1.

103. История Кореи. – Сеул, 1995. – Ч. 2–5.

104. Пак М. Н. Очерки ранней истории Кореи. – М., 1979.

 

ЯПОНИЯ

Тема 8

105. Воробьев М. В. Япония в III–VII вв.: этнос, общество, культура и окружающий мир. – М., 1980.

106. Древние цивилизации / Под ред. Г. М. Бонгарда-Левина. – М., 1989. – Гл. 15.

107. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. – М., 1987.

108. Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б. Сырицын И. М. История Японии. – М., 1988. – Гл. 2.

109. Мещеряков А. Н. Герои, творцы и хранители японской старины. – М., 1989.     

110. Светлов Г. Путь богов (синто в истории Японии). – М., 1985.

111. Светлов Г. Колыбель японской цивилизации. – М., 1994.

112. Сырицын И. М. Современная историография генезиса японского феодализма // Историография стран Востока. – М., 1977.

Тема 9

113. Пасков С. С. Япония в ранее средневековье VII–XII веков. – М., 1987.

114. Подпалова Г. И. О типологии японского феодализма // Типы общественных отношений на Востоке в средние века. – М., 1982.

115. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки). – М., 1996.

116. Радуль-Затуловский Я. Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. – М.; Л., 1947.

117. Судзуки Д. Дзэн-буддизм. – Бишкек, 1993.

118. Сырицын И. М. Проблемы феодального землевладения в Японии (VIII–XIV века) // Вестник МГУ.– М., 1985. – № 4. – Сер. 13. Востоковедение.

119. Сэнсом Дж. Япония. Краткая история культуры. СПб., 1999

120. Толстогузов А. А. Советские ученые о периодизации японского феодализма // Россия и Япония в исследованиях советских и японских ученых. – М., 1986.

121. Толстогузов А. А. Очерки истории Японии. VII–XIV вв. Становление японского феодализма. – М., 1995.

122. Эйдус Х. Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. – М., 1967.

123. Повесть о доме Тайра. – М., 1982.

Тема 10

124. Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М. История Японии. – М., 1988.

125. Рати О., Уэстбрук А. Самураи. М., 2004        

126. Спеваковский А. Б. Самураи – военное сословие Японии. – М., 1981.

127. Сэнсом Дж. Япония. Краткая история культуры. СПб., 1999

128. Толстогузов А. А. Очерки истории Японии. VII–XIV вв. Становление японского феодализма. – М., 1995.

129. Эйдус Х. Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. – М., 1967.

 

Темы 11–12

130. Искендеров А. А. Феодальный город Японии XVI столетия. – М., 1961.

131. Искендеров А. А. Тоётоми Хидэёси. – М., 1984.

132. Ито Нобуо и др. История японского искусства. – М., 1965.

133. Иэната Сабуро. История японской культуры. – М., 1961.    

134. Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М. История Японии. – М., 1988.

135. Конрад Н. И. Очерки истории культуры средневековой Японии. – М., 1980.

136. Николаева Н. С. Художественная культура Японии XVI столетия. – М., 1986.

137. Поздняков И. Г. Роль кэнти в закрепощении японского крестьянства во II половине XVI в. // Япония. Вопросы истории. – М., 1959.

138. Поздняков И. Г. Некоторые вопросы японской сельской общины XIII–XIV вв. // НАА. – 1965. – № 1.

139. Попов К. М. Япония. Очерки развития национальной культуры и географической мысли. – М., 1964.

140. Чегодарь Н. И. Человек и мир в японской культуре. – М., 1985.

141. Эйдус Х. Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. – М., 1968.

 

СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ        

Тема 13

142. Бандиленко Г. Г. Культура и идеология раннесредневековых государств Явы: очерк истории VIII–XV вв. – М., 1984.

143. Берзин Э. О. Юго-Восточная Азия с древнейших времен до XIII века. – М., 1995.

144. История Востока.– М., 1995. – Т. 2. Восток в средние века.

145. История Кампучии: краткий очерк. – М., 1981.

146. Козлова М. Г., Седов К. А., Тюрин В. А. Типы раннеклассовых государств в Юго-Восточной Азии // Проблемы истории докапиталистических обществ.– М., 1968. – Кн. 1.

147. Машкина И. Н. Вьетнам и Китай III–XIII вв. – М., 1978.

148. Можейко И. В., Узянов А. Н. История Бирмы: краткий очерк. – М., 1973.

149. Ребрикова Н. В. Таиланд: Социально-экономическая история. (XIII–XVIII вв.). – М., 1977.

150. Седов Л.А. Ангкорская империя. – М., 1967.

151. Холл Д. Дж. История Юго-Восточной Азии. – М., 1958.

 

ИНДИЯ           

Тема 14

152. Алаев Л. Б. Сельская община в Северной Индии. Основные этапы эволюции. – М., 1981.

153. Ашрафян К. З. Феодализм в Индии: особенности и этапы развития. – М., 1977.

154. Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. – М., 1977.

155. Древние цивилизации / Под ред. Г. М. Бонгарда-Левина. – М., 1989. – Гл. 12.

156. Индия и Китай: две цивилизации – две модели развития // Мировая экономика и международные отношения. – 1988. – № 4, 6, 8.

157. История Востока.– М., 1995. – Т. 2. – Гл. 2.

158. История Индии в средние века. – М., 1968.

159. Медведев Е. М. К вопросу о форме землевладения в Северной Индии в VI–VII вв. (по данным эпиграфики) // Проблемы востоковедения. – 1959. – № 1.

160. Медведев Е. М. Опыт исследования древнеиндийской общины по данным топонимики // Индия в древности. – М., 1964.

161. Медведев Е. М. Karmakara и bhrtaka: К проблеме формирования низших каст // Касты в Индии. – М., 1965.

162. Медведев Е. М. Очерки истории Индии до XIII века. – М., 1990.

163. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. – М., 1989.

164. Неру Дж. Открытие Индии. – М., 1955.

165. Осипов А. М. Краткий очерк истории Индии до Х в. – М., 1948.

166. Панникар К. М. Очерк истории Индии. – М., 1961.

167. Синха Н. К., Банерджи А. Ч. История Индии. – М., 1954.

 

Тема 15

168. Антонова К. А. Очерки общественной мысли и политического строя Могольской Индии времен Акбара. – М., 1952.

169. Азимужанова С. А. Государство Бабура в Кабуле и Индии. – М., 1977.

170. Алаев Л. Б. Южная Индия: Социально-экономическая история XIV–XVIII вв. – М., 1964.

171. Ашрафян К. З. Аграрный строй Северной Индии (XIII – середина XVIII вв.). – М., 1965.

172. Ашрафян К. З. Делийский султанат: К истории экономического строя и общественных отношений (XIII–XIV вв.). – М., 1960.

173. Ванина Е. Ю. Наука и образование в Индии позднего средневековья и начала нового времени // Индия. 1987. Ежегодник. – М., 1988.

174. Ванина Е. Ю. Идеи и общество в Индии XVI–XVIII вв. – М., 1993. – Гл. 1.

175. История Востока.– М., 1995. – Т. 2. – Гл. 2, 3.

176. Луния Б. Н. История индийской культуры с древних веков до наших дней. – М., 1960.

177. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. – М., 1989.

178. Субботин В. А. Васко да Гама // Вопросы истории. – 1955. – № 9.

179. Тарле Е. В. Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец XV – начало XIX в.). – М., 1965. – Очерк 12.

180. Харт Г. Морской путь в Индию. – М., 1954.

181. Хожение за три моря Афанасия Никитина. – Л., 1986.

182. Чичеров А. И. Экономическое развитие Индии перед английским завоеванием (ремесло и торговля в XVI-XVII вв.). – М., 1965.

 

АРАБЫ, ИСЛАМ, ХАЛИФАТ

Тема 16

183. Коран. (Любое издание).

184. Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. – М., 1966.

185. Большаков О. Г. Средневековый город Ближнего Востока (VII – середина XIII в.). – М., 1984.

186. Большаков О. Г. История халифата.– М., 1989–1995. – Т. 1–3: Ислам в Аравии (570–633).

187. Грюнебаум фон Г. Э. Классический ислам. – М.,1986          

188. Ислам: Энциклопедический словарь. – М., 1991       

189. История Востока.– М., 1995. – Т. 1: Восток в средние века. – Гл. 2–3.

190. Колесников А. И. Завоевание Ирана арабами (Иран при «праведных» халифах). – М., 1982.

191. Кривов М. В. Некоторые вопросы арабского завоевания Сирии и Палестины // Византийский временник. – М., 1986. – Т. 46.

192. Негря Л. В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V–VII вв. – М., 1981.

193. Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье. – М., 1985    

 

МОНГОЛЫ     

 Тема 17

194. Джованни дель Плано Карпини. История монголов. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. Книга Марко Поло. – М., 1997.

195. Сокровенное сказание. (Любое издание.)

196. Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Соч.: в 9 т.– М., 1963. – Т. 1.

197. Бартольд В. В. Образование империи Чингисхана // Там же.– М., 1968. – Т. 5.

198. Вернадский Г. В. Монголы и Русь. – Тверь; М., 1997.

199. Викторова Л. Л. Монголы: происхождение народа и истоки культуры. – М., 1980.

200. Владимирцев Б. Я. Общественный строй монголов: монгольский кочевой феодализм. – М., 1934.

201. Восточная Азия и соседние территории в средние века (История и культура Востока Азии). – Новосибирск, 1986.

202. Воробьев М. В. Чжурчжени и государство Цзинь. – М., 1975.

203. Гольман М. Изучение истории Монголии на Западе. – М., 1988.

204. Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. – М., 1994.

205. История Востока.– М., 1995.– Т. 2: Восток в средние века. – Гл. 4.

206. История Монгольской народной республики. – М., 1983.

207. Капица М. С. Еще раз о роли Чингисхана в истории // Вопросы истории. – 1988. – № 7.

208. Кычанов Е. И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. – М.,1997.

209. Кычанов Е. И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Чингисхан. Личность и эпоха. – М.,1995.

210. Монгольское нашествие. Лес и Степь IX–XVI вв. Неизвестные страницы // Родина. – 1997. – № 3–4.

211. Скрынникова Т. Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана. – М., 1997.

212. Трепавлов В. В. Социально-политическая преемственность в государственном строе Монгольской империи XIII в. – М., 1993.

 

ИРАН

Тема 18

213. Большаков О. Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII – середина XIII в. – М., 1984.

214. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. – М., 1958.

215. История Ирана. – М., 1977.

216. История Востока. – М., 1995. – Т. 2: Восток в средние века. – Гл. 1–3.

217. Колесников А. И. Завоевание Ирана арабами (Иран при «праведных халифах»). – М., 1982.

218. Мец А. Мусульманский ренессанс. – М., 1966          

219. Михайлова И. Б. Средневековый Багдад. – М.,1990.

220. Петрушевский И. П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII–XIV веков. – М.; Л., 1960.

221. Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV–VI вв. – М.; Л., 1964.

222. Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI–XIII вв. – М., 1978.

223. Фильштинский И. М. История арабов и халифата. 750–1517 гг. М., 1999.

 

Тема 19

224. Искусство стран Востока. – М., 1986.

225. История Востока.– М., 1965. – Т. 2: Восток в средние века. – Гл. 2–3.

226. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. – Л., 1958.

227. История Ирана. – М., 1977.

228. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния. – М., 1992.

229. Фрай Р. Наследие Ирана. – М., 1972.

 

ТУРЦИЯ          

Тема 20

230. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв.– М., 1992. – Т. 3.

231. Гордлевский В. А. Государство Сельджуков Малой Азии. – М.; Л., 1946.

232. Еремеев Д. Е. Этногенез турок (происхождение и основные этапы этнической истории). – М., 1971.

233. Еремеев Д. Е. На стыке Азии и Европы. Очерки о Турции и турках. – М., 1980.

234. Иванов Н. А. О некоторых социально-экономических аспектах традиционного ислама (на примере арабо-османского общества) // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. – М., 1982.

235. Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран. 1516–1574. – М., 1984.

236. Мейер М. С. Влияние «революции цен» в Европе на Османскую империю // НАА. – 1975. – № 1.

237. Новичев А. Д. Население Османской империи в XV–XVI вв. // Вестник ЛГУ. – 1960. – Вып. 3. – № 14.

238. Новичев А. Д. История Турции.– Л., 1963. – Т. 1. Эпоха феодализма (XI–XVIII вв.).

239. Петросян И. Е. Турецкие социально-политические трактаты XVI–XVII вв. // НАА. – 1987. – № 2.

240. Шеремет В. И. Империя в огне. Сто лет войн и реформ Блистательной Порты. – М., 1994.

 

Тема 21

241. Еремеев Д. Е., Мейер М. С. История Турции в средние века и новое время. – М., 1992.

242. Иванов Н. А. О типологических особенностях арабо-османского феодализма // НАА. – 1978. – № 3.

243. Мейер М. С. К периодизации истории Турции эпохи феодализма // Вестник МГУ. – 1977. – № 4.

244. Мейер М. С. Некоторые черты аграрных отношений в Османской империи // Историография стран Востока (проблемы феодализма). – М., 1977.

245. Новичев А. Д. История Турции.– Л., 1963. – Т. 1: Эпоха феодализма (XI–XVIII вв.).

246. Орешкова С. Ф. Османский феодализм: типологические наблюдения // Типы общественных отношений на Востоке в средние века. – М., 1982.

247. Орешкова С. Ф. Османская автократия: система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. – М., 1987.

 

Тема 22

248. Еремеев Д. Е., Мейер М. С. История Турции в средние века и новое время. – М., 1992.

249. Иванов Н. А. О типологических особенностях арабо-османского феодализма // НАА. – 1978. – № 3.

250. Мейер М. С. К периодизации истории Турции эпохи феодализма // Вестник МГУ. – 1977. – № 4.

251. Мейер М. С. Некоторые черты аграрных отношений в Османской империи // Историография стран Востока (проблемы феодализма). – М., 1977.

252. Новичев А. Д. История Турции.– Л., 1963. – Т. 1. Эпоха феодализма (XI–XVIII вв.).

253. Орешкова С. Ф. Османский феодализм: типологические наблюдения // Типы общественных отношений на Востоке в средние века. – М., 1982.

254. Орешкова С. Ф. Османская автократия: система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. – М., 1987.

 

Тема 23

255. Алаев Л. Б. К типологии феодализма на Востоке // НАА. – 1977. – № 4.

256. Алаев Л. Б. Формационные черты феодализма и Восток // НАА. – 1987. – № 3.

257. Алаев Л. Б. Формация или цивилизация // НАА. – 1990. – № 3.

258. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв.– М., 1992. – Т. 3.

259. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества. – М., 1994.

260. Зарин В. А. Запад и Восток в мировой истории XIV–XIX вв. – М., 1991. – Гл. 2.

261. История Востока.– М., 1995. – Т. 2: Восток в средние века.

262. История Европы.– М., 1992–1993. – Т. 2–3.

263. Кабищанов Ю. М. Теория большой феодальной формации // Вопросы истории. – 1992. – № 4–5.

264. Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае. – М., 1990.

265. Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М. История Японии. – М., 1988.

266. Мамонова М. З. Запад и Восток. Традиции и новации рациональности мышления. – М., 1991.

267. Общее и особенное в историческом развитии стран Востока: материалы дискуссии об общественных формациях на Востоке. Азиатский способ производства. – М., 1966.

268. Степанянц М. Т. Человек в традиционном обществе Востока. (Опыт компаративистского подхода) // Вопросы философии. – 1991. – № 3.

269. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1996.

270. Юсупов А. С. Восточное рыцарство (по сравнению с западным) // Вопросы истории. – 1986. – № 10.

271. Яковец Ю. В. История цивилизаций. – М., 1995. – Гл. 3.


ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Программа дисциплины

 

 

Екатеринбург

2006


Утверждаю


Проректор

____________ В.П. ПРОКОПЬЕВ

(подпись)

_____________

    (дата)

 

Программа дисциплины «История регионов мира: Истории стран Азии и Африки в средние века» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности «История» (020700), бакалавра по направлению «История» (520800) по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр                                                   III, IV

Общая трудоемкость дисциплины        142 часов, в том числе:

лекций                                                       66

семинаров                                                 –

практических работ                                 –

Контрольные мероприятия:            

рефераты                                                   –

коллоквиумы                                           2

контрольные работы                               –

другие                                                       –

 

Составитель:

СТЕПАНЕКО ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории древнего мира и средних веков, Уральский государственный университет им. А.М. Горького

 

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры истории древнего мира и средних веков

от 7 марта 2006 г. № 5.

 

© Уральский государственный университет, 2006

© Степаненко В. П., 2006



I. ВВЕДЕНИЕ

 

 

История стран Азии и Африки в средние века является продолжением курса истории Востока в древности. Следует помнить об особенностях цивилизационного характера, наложивших отпечаток на ход восточной истории в средневековье. Это – сильное влияние природно-климатических, демографических процессов, обусловивших циклизм в развитии афро-азиат­ских обществ. Указанные обстоятельства привели к сохранению в средние века сильного государственного начала (особенно в китайской истории, частично – в турецкой, иранской, арабской), что обусловило государственный контроль над важнейшими сферами развития восточных обществ и подчиненное положение частнособственнического сектора экономики. Последний в условиях отсутствия официально-правовых гарантий для своего нормального существования и развития был заинтересован в сильной власти центра, ибо только он мог гарантировать защиту от местных властей, а также социально-политических потрясений внутреннего характера и внешних вторжений. Специфичной была и социальная структура, связанная с невычлененностью индивида из коллектива, слабостью отдельных собственников. Заметную роль играла система вертикальных связей и замкнутых корпораций при слабой классовой дифференцированности и второстепенной роли классовых антагонизмов. Выработанные веками корпоративные и патронажно-клиентальные связи закреплялись традициями и освящались религией, сохраняли большую устойчивость, несмотря на кризисы власти и иностранные вторжения. Тем самым политические и социальные катаклизмы внутри восточных обществ не вели к их структурному обновлению (до европейской экспансии), к выходу за рамки традиционной, докапиталистической системы. Сохранялось и устойчивое влияние религии, служившей важным элементом социально-политической жизни Азии и Африки.

Несмотря на отмеченные выше общие черты, в странах Востока сохранялись значительные различия в развитии его отдельных регионов (дальне­восточного, индийского, ближневосточного, арабского, районов Африки южнее Сахары). Однако в целом восточные общества развивались на собственной основе до середины XIX в., когда энергичная экспансия еврокапиталистического Запада прервала естественно-историческое движение афро-азиатского мира и положила начало трансформации средневековых структур Востока в переходные многоукладные. Строго говоря, серединой XIX в. и заканчивается в основном восточное средневековье. Однако для удобства учебно-методического характера и исходя из принципа передового региона в отношении стран Востока часто используют периодизацию, общепринятую для феодализма в целом. Это позволяет сопоставить западные аспекты феодальных отношений и восточный вариант исторического развития. Существуют разные точки зрения о начале восточного средневековья. Предлагаются разные критерии: уровень развития государственности, роль религии, ментальные особенности и др. Необходимо помнить также и о том, что на Востоке не было такой резкой грани в переходе к феодализму, как на Западе (крушение Западной Римской империи и образование «варварских королевств»). Исходя из специфики Востока можно вести речь об изучении «традиционных обществ» (М. Вебер) в эпоху средневековья в их различных аспектах (социально-экономических, политических, религиозных, ментальных, культурных) и региональных модификациях, что составляет основу курса. Контакты Востока с Западом в изучаемый период до великих географических открытий не носили систематического характера, ограничиваясь в основном торговлей и военно-политиче­скими столкновениями. Позже, в XV–XVII вв. приблизительное равновесие в экономических и политических параметрах в развитии Запада и афро-азиатского мира будет нарушено по мере развития основ капитализма в Европе и формирования “мир-экономик” в противовес восточным «мир-империям». С этого времени на исторические судьбы народов Азии и Африки станут оказывать влияние процессы, происходящие в Европе, и особенно – колониальная политика. Но традиционное общество еще сохраняет свои основы вплоть до середины XIX в., а в отдельных регионах Центральной Азии и Тропической Африки – гораздо позже.

Лекционный курс истории стран Азии и Африки в средние века построен по регионально-страноведческому принципу и рассчитан на 3 часа в неделю. Причем рассматриваются страны или районы Востока, наиболее ярко отражающие особенности китайско-конфуцианской, индо-буддийской, арабо-исламской цивилизаций в их конкретном проявлении и взаимовлиянии. Значительное внимание уделено взаимодействию земледельческих и кочевых обществ («Леса» и «Степи»), специфике развития отдельных регионов, проблемам ментальности и культуры. Лекции не дублируют учебники и учебные пособия, а освещают главным образом вопросы, либо отсутствующие в учебной литературе, либо носящие дискуссионный характер. Поэтому для осознанного восприятия лекционного курса студентам рекомендуется предварительно ознакомиться с той или иной темой по учебнику или учебному пособию. В процессе преподавания истории стран Азии и Африки в средние века студенты получают возможность ознакомиться с различными взглядами и методическими подходами, включая точку зрения преподавателя, и самим сделать выбор между ними.

В течение учебного года все студенты 2-го курса работают с терминологией, привлекая энциклопедические и специальные исторические издания. Для лучшего усвоения основных терминов и понятий курса целесообразно вести специальный словарик, а также привлекать исторические карты.

Более глубокое изучение предмета связано и с необходимостью постоянного обращения к новейшим публикациям в научной периодике. Имеющиеся источники и литература, в том числе и изданная в последние годы, позволяют обеспечить усвоение студентами важнейших проблем курса в течение учебного года.



II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1

Введение в курс «История стран Азии и Африки в средние века»

 

1. Понятия «Восток», «традиционное общество», его характерные черты.

2. Содержание и проблемы периодизации курса. Соотношение цивилизационных и формационных факторов. Вопрос о специфике африканских обществ.

3. Историко-географические рамки курса.

4. Характеристика основной учебной и учебно-методической литературы.

 

Тема 2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.337 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь