Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сила носочков. Вместо заключения⇐ ПредыдущаяСтр 44 из 44
«Мы – марионетки наших историй»[260]. Чувство стыда или гордости, изнуряющее наше тело или облегчающее душу, проистекает из наших представлений о самих себе. Слову «представление» я придаю и некий театральный смысл. Мы все – комедианты на сцене, драматурги и актеры одновременно. Эмоции, вызванные представлением, которое мы играем в своем театре, зависит от важности того, что мы доверяем зрителю. Когда зал пуст, мы не испытываем ни гордости, ни стыда – лишь немного тоски, вот и все. Что еще сказать? Немой ничем не рискует, слепой не страдает от чужих взглядов, но ведь люди живут не так. Мои чувства зависят от того, как вы отреагируете на мою игру. Играть драму собственного существования перед пустым залом не имеет смысла, однако эта игра доставляет нам ликование, если нам аплодируют, или, напротив, вызывает у нас отчаяние, если зрители свистят. Часто нечто подобное разыгрывается за обеденным столом, в театре нашей повседневной жизни. Стыдящийся хотел бы просто, в двух‑трех словах, поведать о своем нищем детстве. И вдруг кто‑то сидящий рядом заключает: «То, что вы нам тут рассказываете, – настоящая история Козетты!» Все начинают смеяться. Представление окончено. Молчание. Зал пуст, но – если говорить объективно – еда все‑таки была неплохо приготовлена. Зрителю нет нужды существовать в реальности. Стыдящемуся достаточно представить реальность или просто вспомнить – и вот он уже начинает слышать голос, клевещущий на всех и вся. Когда стыд оказывается бессловесным, изнутри нас рвется критика, она становится самоцелью, и ее сила не является предметом сделки. Но если переживший травму, играя, выводит на сцену ту драму, которая унизила его, чувство презрения, отравляющее его душу, смягчается. Следует отметить, что, разыгрывая стыд перед публикой, он отдается чужим взглядам. Но к чему вообще произносить слово «отдаваться»? Не сообщит ли нашим противникам силу, которая станет оружием, обращенным против нас, простой факт рассказа о той драме, которую мы пережили? Мать Жюльена обожала своего «птенчика». «Птенчиком» его назвал я. Он играл в футбол в команде таких же «птенчиков» из Форкалькье. Счастье этой женщины заключалось в необходимости быть хорошей матерью. Ей было приятно заниматься семьей, готовить еду, чтобы накормить своих «голодных мальчиков», гладить одежду, в которой они выглядели превосходно. Футбол ее не интересовал, однако она испытывала удовольствие, когда видела своего «птенчика» на поле, безупречно одетого (в форму деревенской команды – желто‑голубую футболку и белые шорты). Через несколько минут после начала игры она вдруг переставала ощущать гордость – едва замечала, что носочки ее «птенчика» испачканы грязью. И, стремясь сделать свой маленький клан совершенно счастливым, она быстро выскакивала на поле и передавала мальчишке чистые носки. Во время этой демонстрации материнской привязанности ее «птенчик» умирал от стыда! Его убивала не любовь, а пьеса о самопожертвовании, разыгрываемая матерью. Она унижала ребенка, заставляя его быть «птенчиком», тогда как он считал себя орлом! История с чистыми носочками превращала его в «маменькиного сынка», и, глядя на него, десятилетние язвительные сверстники просто умирали от смеха. Стыд заставлял ребенка морщиться и отталкивать собственную мать. Разочарованная, травмированная, она решила, что мальчик ее разлюбил, – в то время как он грубо отталкивал ее только, чтобы не испытывать унижение. Эта женщина думала о благополучии своих близких: «Я бы все отдала, чтобы он был счастлив», – однако демонстрация самопожертвования поселила в душе ребенка чувство стыда. Аффективные противоречия нередко встречаются в семьях, где привязанность превращает носочки в способ ранить тех, кого мы любим. Я спрашиваю себя, имели ли эти носочки подобную власть в эпоху, когда наше общество состояло из крестьян и рабочих? Помню Маргерит, испольщицу из Пондора, которая в 1944 г., то есть в конце войны, управляя фермой, ежедневно раздавала задания десятку своих рабочих. Каждый вечер за ужином она молча сидела с краю стола. Она представляла себя отцом всех этих крестьян – отцом, в образе которого присутствуют наполеоновские черты: «Именно такому человеку общество доверило заботу об остальных». В подобной структуре повседневности, подчиняющейся императивам сельского хозяйства, необходим руководитель, который сможет направлять коллектив, решать вопросы, связанные со сбором урожая и все остальные проблемы. Физическая сила, невосприимчивость к боли становятся в этом контексте основными ценностями. Дети тоже работали на ферме: они носили воду из колодцев и загоняли стада домой с пастбищ. В их обязанности входило также разувать мужчин, вернувшихся с поля. Мне следовало бы написать «стаскивать с них сабо», поскольку в то время (время наших родителей и бабушек‑дедушек) кожаной обуви было очень мало. Многие носили деревянные сабо и, чтобы избежать появления волдырей, оборачивали ноги соломой. Каждый вечер солома разбухала от влаги и пота, и дети должны были стягивать эти сабо, ведь сами мужчины не могли снять их без посторонней помощи. В техногенном обществе, где люди тесно связаны друг с другом, носочки ровным счетом ничего не означают. Мысль о том, чтобы вынести чистые носки своему «птенчику» на поле во время игры в футбол, больше не придет в голову ни одной матери. Чтобы они совершили этот «милый поступок», чреватый для ребенка травмой, необходимо, чтобы культурные ценности вновь изменились. Общество крестьян и рабочих нуждается в вожде, которому можно доверить власть и перестройку коллектива таким образом, чтобы тот смог лучше соответствовать сельскохозяйственным и промышленным императивам. В техногенном, пропитанном условностями мире манера строить конфликтные отношения с теми, кого мы любим, к кому привязаны, вызвана проявлениями Эдипова комплекса. Когда семья хорошо структурирована, миф делает из отца своеобразного домашнего короля, а мать в этом случае становится подобием «идола привязанности», и, конечно, она сексуально неприкосновенна. Этот маленький мир абсолютно прозрачен, в нем царит порядок. Но этот порядок может быть нарушен исчезновением Эдипа, когда отец столь далек от нас, что мы лишь смутно осознаем его существование; а не зная, кто наша мать, мы рискуем вступить с ней в связь! Худшее из всех преступлений – инцест – есть результат этого эмоционального беспорядка. «Я должен был понять, что это – моя мать, – произносит Эдип, выкалывая себе глаза. – Но чтобы я мог узнать ее, необходимо вначале было узнать, кто мой отец, необходимо, чтобы мне его назвали!» Социум, в котором мы теперь живем, уже практически лишен деления на крестьян и рабочих. Каждое утро отец и мать покидают ребенка, отводя его в школу, и его занятия там лишены всякой сексуальной специфики. Это справедливо для общества, где третьеразрядный сектор стал главным. Каждый вечер родители, вновь соединяясь с ребенком, начинают рассказывать новый миф, влияющий на детское сознание: «Твой отец больше не король, кормящий семью, он – подкаблучник, „помощник матери“ (если такое выражение вам больше нравится)». Отец должен согласовывать свои действия с матерью – это облегчит правильное развитие новых индивидов. Любая помеха на пути каждого члена этой семьи будет сурово осуждаться. Таким образом, Эдип все больше и больше становится похож на Нарцисса, не находите? Во времена крестьян, рабочих и буржуа душевное страдание очень часто порождало конфликты отцов и детей. Дети не желали жить по законам, которым следовали их отцы, а женщины, чтобы сохранить моральный облик, должны были подчиняться мужчинам. Общество требовало от отцов представлять внутри семьи государственную власть и следить за исполнением законов. Эта власть не всегда была привилегией, ведь она была связана с необходимостью гордо умирать в траншеях, страдать в глубине шахт и задыхаться от силикоза. Такой ценой соблюдалось выполнение законов и функционирование ментальных шаблонов – ценой нервного истощения, возникавшего, если психический конфликт переходил предел компромисса между желанием и самозащитой, приспособленной к нуждам семьи. В новых условиях, когда общество предлагает индивиду огромный выбор персональных авантюр и путей развития, любая помеха выглядит, как нечто несправедливое, любой провал попытки самореализации становится травмой нарциссического характера. Технический и культурный прогресс, меняя мифы, не так давно превратили чувство стыда в залог будущего страдания. Вот почему сегодня наша нарциссическая культура делает из носочков предмет, обладающий властью вызывать у нас чувство стыда.
[1] Фели Пасторелло‑Буади. Межличностная коммуникация. Беседы с отцом, Джузеппе де Ла Рокетте. 17 августа 2009 г.
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Браунинг К. Р. Обычные люди. 101‑й резервный батальон полиции. Лондон: Harper Collins; фр. перевод: Париж: Taillandier, 1992, 2007.
[5] Пробст Б. Свидетельство. В кн.: Браунинг К. Р. Обычные люди. Париж: Taillandier, 2007, с. 85.
[6] Здесь – кусок мяса. (нем .)
[7] Мальро А. Антимемуары. Париж: Gallimard, 1967, с. 13.
[8] Семелен Ж. Иду туда, где я – посторонний. Париж: Seuil, 2007.
[9] Риме Б. Разделение эмоций в социуме. Париж: PUF, 2005.
[10] Льюис М. Возникновение человеческих эмоций. В кн.: Льюис М., Хэйленд Дж. М. Справочник эмоций. Нью‑Йорк: Guilford Press, 2000, с. 265–280.
[11] Сиккон А., Ферран А. Стыд, чувство вины и травматизм. Париж: Dunod, 2009.
[12] Сен‑Ману А. Социальное разделение эмоций и адаптивное поведение подростков; докторская дисс. Париж, 1998, с. 235. Также в кн.: Риме Б. Разделение эмоций в социуме, с. 208.
[13] Скотто Ди Веттимо Д. Существовать и выжить в состоянии стыда. Гренобль: Presse Universitaire de Grenoble, 2006, с. 233.
[14] Фрейд З. Влечения и их судьба. Париж: Gallimard (1915), 1952.
[15] Ожьен Р. Аморален ли стыд? Париж: Bayard, 2002, с. 9.
[16] Сартр Ж. ‑П. Бытие и Ничто. Париж: Gallimard, 1943, с. 275–276.
[17] Ожьен Р. Аморален ли стыд? – с. 45.
[18] Баэза Б., Мерсье К. От необходимости взгляда со стороны к стремлению находиться на виду. Интерес к формату «брифинг – дебрифинг» в вопросах ограничения и терапевтического воздержания в поливалентной реанимации. Тулон, июнь 2009 г. (дипломная университетская работа).
[19] Гомбрович В. Воспоминания о Польше. Париж: Gallimard, Folio, 1984, с. 10.
[20] Мишель Б. Захер‑Мазох. Париж: Robert Laffon, 1989, с. 18.
[21] Там же, с. 81.
[22] Леви П. Человек ли это? Париж: Julliard, 1987.
[23] Риме Б., Мескита Б., Филиппо П., Бока С. Вне эмоционального события: шесть исследований процесса обмена эмоциями в социуме // Познание и эмоция, 1991, № 5 (5/6), с. 435–465.
[24] Гольжак В., де. Источники стыда. Париж: Desclée de Brouwer, 1996, с. 230.
[25] Абрам Н., Торок М. Скорлупа и ядро. Париж: Flammarion, 1978; Цирюльник Б. Шепот призраков. Париж: Odile Jacob, 2003.
[26] Лелай Л., Боур П., Бласко К., Цирюльник Б. Материалы семинара «Спорт и устойчивость». Париж, октябрь 2009 г.
[27] Гольжак В., де. Источники стыда, с. 255
[28] Блок‑Дано Е. Роми Шнайдер, биография. Париж: Grasset, 2007, с. 56.
[29] Там же, с 87.
[30] Сикровски П. Родится виноватым, родится жертвой. Париж: Maren Sell et Cie, 1987, с. 39, 41, 44.
[31] Кеворкян Р. Геноцид армян. Париж: Odile Jacob, 2006, с. 221.
[32] Лаклеф‑Фельдман М. «Прячущиеся дети», семинар в Тель‑Авиве, март 2008 г. См. также: Матрилокальность у жителей Антильских островов: эволюция // Национальный журнал по виктимологии, 2008 (июль), т. 6, № 4.
[33] Сиккон А., Ферран А. Стыд, чувство вины и травматизм, 103.
[34] Ионеско С., Жаке М. М., Лот К. Защитные механизмы. Теория и клиника. Париж: Nathan Université, 1997, с. 247.
[35] Лиггезоло Ж., Тише С., де. Устойчивость. (Воз)родиться после травмы. Париж: In Press Éditions, 2004.
[36] Фрейд З. Семейная история неврозов (1909). В кн.: Невроз, психоз, извращение. Париж: PUF 1974, с. 157–160.
[37] Фр. Robinet – «водопроводный кран». – Примеч. пер.
[38] Палаш А. Я люблю тебя, дочка, я тебя бросаю. Иерусалим: Elkana, 2009, с. 29–30.
[39] Льюис М. Подвергая себя стыду. Нью‑Йорк: The Free Press, 1992.
[40] Дюпре Э. Патология воображаемого и впечатлительность. Париж: Payot, 1936.
[41] Цирюльник Б. Я употребляю воображаемое, как наркотик. Théâtre Marseille‑Toulon, 2006.
[42] Амьель‑Лебигр Ф., Гоньалон‑Николе М. Между здоровьем и болезнью. Париж: PUF, 1993.
[43] Лагаш Д. Сублимация и ценности. В кн.: От фантазии к сублимации. Собр. соч. Париж: PUF, 1962–1984, т. 5, с. 1–72.
[44] Жане П. Неврозы и навязчивые идеи; т. 1–2. Париж: Société Pierre Janet, 1990.
[45] Дюран Г., предисл. П. Аше. Незаменимая ложь. Париж: Armand Colin, 1999, с. 10.
[46] Цирюльник Б. Говоря о любви. Лондон: Penguin Books, 2007, с. 67.
[47] Рикер П. Время и рассказ, т. 2. Париж: Seuil, 1983.
[48] Шувье Б. Фанатики. Париж: Odile Jacob, 2009, с. 149–150.
[49] Жильбер П., Прайс Дж. С., Аллан С. Социальное сопоставление, социальная привлекательность и эволюция: как они могут быть связаны? // Новые идеи в психологии, 1995, № 13, с. 149–165.
[50] Тиссерон С. Стыд. Психоанализ социальных связей. Париж: Dunod, 1992, с. 46.
[51] Берсани Л. Переосмыслить идентичность. Париж Odile Jacob, 1998, с. 137–152.
[52] Жене Ж. Дневник вора (1949). Париж: Gallimard, 1982.
[53] Предисловие П. Аше в кн.: Дюран Г. Незаменимая ложь, с. 104.
[54] Видал Ж. ‑М. Разум (Теория разума). В кн.: Узель Д., Эммануэлли К., Можьо Ф. Словарь детской и подростковой психопатологии, с. 250–252.
[55] Гольс Б. Существовать. Париж: PUF, 1990.
[56] Стерн Д. Межличностный мир младенцев. Париж: PUF, 1985.
[57] Если Вы хотите открыть для себя симпатичный ислам, см.: Шебель М. Манифест ислама просвещенных. Париж: Hachette Littératures, 2004.
[58] Малатеста‑Мафаи К. З., Дорваль Б. Языковое влияние и социальный порядок. В. кн.: Гуннар М., Маратцос М. Детская психология и симпозиум в Миннесоте. Хиллсдейл: Erlbaum, 1992, т. 25, с. 139–178.
[59] Мартен Ж. ‑П. Книга стыда. Париж: Seuil, 2006, с. 76.
[60] Браун Г. У., Харрис Т. Д., Хипворт К. Потеря, унижение и захват как стратегия поведения женщин, переживших депрессию: сравнение пациентов и непациентов. В кн.: Психология медицины, 1995, с. 7–21.
[61] Шор А. Н. Опыт раннего стыда и развитие детского мозга. В кн.: Жилбер П., Эндрюс Б. Стыд. Нью‑Йорк: Oxford University Press, 1998, с. 57–72.
[62] Ференци С. Психоанализ неврозов, возникающих в военное время. Париж: Payot, 1918, т. III, с. 26–43.
[63] Шодер С. Травматизм, художественная деятельность и устойчивость. При поддержке HDR, Париж‑VIII, 8 июня 2009 г.
[64] Сиккон А., Ферран А. Стыд, чувство вины и травматизм, с. 28.
[65] Бенгози П. Разносчик стыда и содержимое генеалогических, семейных или общественных ячеек в семейной терапии // Журнал психотерапии и групповой психоаналитики, 1995, № 22, с. 81–94.
[66] Абрам Н., Торок М. Скорлупа и ядро.
[67] Сиккон А., Ферран А. Стыд, чувство вины и травматизм, с. 8.
[68] Гау П. Жизнь Фрейда. Париж: Hachette, 1991, с. 16–17.
[69] Херманн И. Сыновний инстинкт (1943). Париж: Denoël, 1972, с. 39.
[70] Боулби Дж. Привязанность. Париж: PUF, 1978.
[71] Тиссерон С. Стыд. Психоанализ социальных связей.
[72] Гольжак В., де. Источники стыда.
[73] Скотто Ди Веттимо Д. Существовать и выжить в состоянии стыда, с. 164.
[74] Килборн Б. Лилипутские фантазии и чувство стыда. Париж: Le Coq‑Heron, 1992, с. 46.
[75] Баруди Ж., Дантаньян М. Травматизм и колебания привязанности. Université Toulon‑Sud, 19 июня 2010 г.
[76] Пьеррюмбер Б. Внутренняя модель действия. В кн.: Узель Д., Эммануэлли К., Можьо Ф. Словарь детской и подростковой психопатологии, с. 422.
[77] Горвуд П. События жизни и депрессии. В кн.: Градация жизненных событий в психиатрии. Париж: Messon, 2004, с. 109.
[78] Ферран А. Стыд и влияние // Французский психоаналитический журнал, 2004, № 5, с 97–104.
[79] Хардер Д. У. Оценка стыда и чувства вины в межличностных связях и склонность к «стыду – чувству вины» в психопатологии. В кн.: Тэнгни Дж. П., Фишер К. У. Неловкие эмоции: психология стыда, чувства вины, смущения и гордости. Нью‑Йорк: The Guildford Press, 1995, с. 368–392.
[80] Розенблюм Р. Можно ли умереть, но не сказать? – с. 113–139.
[81] Льюис М. Подвергая себя стыду.
[82] Бенгози П. Социальная и коммуникативная устойчивость: научиться прощать. Здоровье человека. Сен‑Дени: IMPES, 2003.
[83] Шамалидис М. Блеск и нищета чемпионов. Попытки самоидентификации мужчин в профессиональном спорте. Университетская книга, Брюссель; а также материалы семинара «Спорт и устойчивость» (Париж: Eurosport, 7 июня 2010 г.).
[84] Дюфур М. ‑А., Надо Л., Бертран К. Факторы устойчивости у жертв сексуальных домогательств: состояние вопроса // Ребенок – жертва домогательства и пренебрежения. 2000, т. 24, № 6, с. 781–797.
[85] Булэ А. Письмо члена Ассоциации Помощи детям – жертвам насилия, 2009 (октябрь), № 40.
[86] Карр А., Фланаган Э., Дули Б., Фицпатрик М., Фланаган‑Ховард Р., Шелвин М., Тьирни К., Уайт М., Дэйли М., Иган Дж. Психологические портреты выживших после сексуальных домогательств в учебных заведениях в сравнении с различными формами связей, выстроенными ими во взрослом возрасте // Связи человека и его развитие; 2009 (март), т. 11, № 2, с. 183–201.
[87] Раттер М. Психологические эффекты раннего школьного развития. В кн.: Маршалл П. Дж., Фокс Н. А. Развитие социальной вовлеченности: нейробиологические перспективы. Нью‑Йорк – Оксфорд: Oxford University Press, 2006, с. 355–391.
[88] Цирюльник Б., Делаж М., Блен М. ‑Н., Бурсе С., Дюпэи А. Изменения характера связей после периода первой любви // Медико‑психологические анналы, 2007, № 167, с. 154–161.
[89] Райт Дж., Фридрик У. Н., Кир М., Тиболт К., Пьеррон А., Люссье И., Сабурен С. Исследование случаев насилия над детьми во французском Квебеке и поведения их матерей. Реализация стандартного оценочного протокола // Насилие и пренебрежение в отношении ребенка, 1998, № 22, с. 9–23.
[90] Стевенс И., Дени К. Ребенок, родитель, преподаватель: общее в историях сексуального насилия // Психологический журнал, 2009 (февраль), № 264.
[91] Морроу С. Л., Смит М. Л. Чем обусловлена способность «выжить и справиться» у женщин, переживших сексуальное насилие в детстве // Журнал консультативной психологии, 1995, № 42, с. 24–33.
[92] Вариа Р., Абидин Р. Р., Дасс П. Восприятие насилия: воздействие на взрослого психологических и социальных корректировок // Насилие и пренебрежение в отношении ребенка, 1996, № 20, с. 511–526.
[93] Пероне В. Полоса препятствий. Корнель // Психологический журнал, декабрь 2009 г.
[94] Там же.
[95] Тише К., де. Материалы семинара. Лаборатории Ardix. Париж, декабрь 2008 г.
[96] Дюпере А. Черная ткань. Париж: Points Seuil, 2002. Родители погибли в автокатастрофе, когда Энни было восемь лет.
[97] Кастиони Н. Солнце на исходе ночи. Париж: Albin Michel, 1998, с. 123.
[98] Там же, с. 204.
[99] Пероне В. Полоса препятствий. Корнель.
[100] Рот С., Ньюман Э. Процесс преодоления взрослыми инцестуальных связей. Измерение и последствия лечения и наблюдения // Журнал наблюдений за случаями межличностного насилия, 1993, № 8, с. 363–377.
[101] Дебликер Э., Дебликер Б. Невыносимая тоска. Париж: Le Cherche‑Midi, 2007, с. 49.
[102] Селано М. П. Модель развития у жертвы атрибуции ответственности за сексуальное насилие // Журнал наблюдений за случаями межличностного насилия, 1992, № 7, с. 57–69.
[103] Скапарелли С., Ким С. Критерий устойчивости и факторы, взаимодействующие с устойчивостью у девочек, переживших сексуальное насилие // Насилие и пренебрежение в отношении ребенка, 1995, № 19, с. 1171–1182.
[104] Чанди Дж. М., Блум Р. У., Резник М. Д. Случаи сексуального насилия по отношению к девушкам‑подросткам. Риск и защитные факторы // Журнал наблюдений за случаями межличностного насилия, 1996, № 11, с. 503–518.
[105] Льютар К., Зелано Л. Исследование устойчивости: интегративный обзор. В кн.: Устойчивость и приспосабливаемость к состоянию уязвимости в контексте происшествий с участием детей. Кембридж: Cambridge University Press, 2003, с. 510–550.
[106] Худж Дж., Тайзард Б. Общественные и семейные связи у подростков из экс‑институциональной среды // Журнал детской психологии и психиатрии, 1989, № 30, с. 77–97.
[107] Кастиони Н. Солнце на исходе ночи, с. 30.
[108] Голд С. Р., Майлан Л. Д., Майалл А., Джонсон А. Э. Перекрестный анализ перечня травматических симптомов // Журнал наблюдений за случаями межличностного насилия, 1994, № 9, с. 12–26.
[109] Риме Б. Разделение эмоций в социуме.
[110] Бэйтман А., Фонаги П. Лечение расстройств личности, основанное на принципе «ментализации». Нью‑Йорк: Oxford University Press, 2006.
[111] Теста М., Миллер Б. А., Даунс У. Р., Пэнк Д. Модерирование социальной поддержки детей, переживших сексуальное насилие // Жестокость и жертвы, 1992, № 7, с. 173–186.
[112] Чаффин М., Верри Дж. Н., Дикман Р. Как дети школьного возраста справляются с сексуальным насилием. Стресс от домогательства и четыре стратегии его преодоления // Насилие и пренебрежение в отношении ребенка, 1997, № 21, с. 227–246.
[113] Макнолти К., Уордл Дж. Проявление у взрослых последствий сексуального насилия, пережитого в детском возрасте // Насилие и пренебрежение в отношении ребенка, 1994, № 18, с. 549–555.
[114] Макмиллен К., Райдаут Г., Зуравин К. Можно ли извлечь преимущества из историй сексуального насилия над детьми? // Журнал консультативной и клинической психологии, 1995, № 63, с. 1027–1042.
[115] Уайетт Г. Э., Ньюкомб Б., Риердейл М., Нотграсс К. Сексуальное насилие и секс по обоюдному согласию. В кн.: Шаблоны психологического развития женщин и его результаты. Newbury Park, 1993.
[116] Брайер Дж. Н., Элиотт Д. М. Непосредственные и отдаленные последствия сексуального насилия над детьми // Будущее детей, 1994, № 4(2), с. 54.
[117] Абимана Э., Этье Л. С., Пето Д., Тусиньян М. Психопатология ребенка и подростка. Монреаль: Gaëtan Morin, 1999, с. 628.
[118] Клейн Ж. ‑П. Как без насилия вылечить изнасилованных детей // Сексология, 2007 (ноябрь), № 29.
[119] Кендалл‑Тэкетт К. А., Уильямс Л. М., Финкельхор Д. Воздействие сексуального насилия на детей. Обзор и сумма недавних эмпирических исследований // Психологический бюллетень, 1993, № 113, с. 164–180.
[120] Скапарелли С. Стресс и преодоление последствий сексуального насилия над детьми. Теоретический и эмпирический обзор // Психологический бюллетень, 1994, № 116, с. 1–23.
[121] Бенгози П. Психиатрия без границ. Unversité de Toulon‑Sud, март 2009 г.
[122] Райт Дж., Люссье И., Сабурен С., Пьеррон А. Сексуальное домогательство в отношении ребенка. Монреаль: Gaëtan Morin, 1999, с. 627.
[123] Раттер М., Квинтон Д., Хилл Дж. Последствия институционального воспитания детей, проявляющиеся во взрослом возрасте: сравнения представителей мужского и женского пола. В кн.: Робинс А., Раттер М. Искренний и неискренний путь взросления. Нью‑Йорк: Cambridge University Press, 1990, с. 135–157.
[124] Цирюльник Б. Говорить о любви на краю бездны. Париж: Odile Jacob, 2004, с. 150–156.
[125] Карр А., Фланаган Э., Дули Б., Фицпатрик М., Фланаган‑Ховард Р., Хьюлин М., Тьирни К., Уайл М., Дейли М., Иган Дж. Психологические портреты выживших после сексуальных домогательств в учебных заведениях в сравнении с различными формами связей, выстроенных ими во взрослом возрасте, с. 185.
[126] Валентайн Р., Фейнауэр Л. Факторы устойчивости у женщин, переживших сексуальное насилие в детстве // Американский журнал семейной терапии, 1993, т. 21, № 3.
[127] О'Салливан К. М. Связи между воспитанниками и воспитателями детских учреждений и выработка фактора устойчивости у детей алкоголиков // Ежеквартальный журнал «Динамика развития наркомании в семьях», 1991, № 4(11), с. 46–59.
[128] Суоми С. Дж. Привязанность у макак‑резус. В кн.: Кэссиди Дж., Шейвер П. Дневник наблюдений за привязанностью. Нью‑Йорк: The Guilford Press, 1999, с. 181–197.
[129] Бергман К. М. Отношения «брат – брат» и «мать – дитя» у макак‑резус, живущих в естественной среде Огайо‑Сантьяго // Поведение животных, 1992, № 44, с. 247–258.
[130] Суоми С. Дж., Ливайн С. Психобиология последствий травмы в разрезе нескольких поколений. Результаты исследований животных. В кн.: Даниели И. Международный справочник, посвященный наследственному травматизму, Нью‑Йорк: Plenium Press, 1998, с. 623–637.
[131] Хайгли Дж. Д., Суоми С. Дж. Лайнола М. Алкоголизм 2‑го типа у обезьян‑приматов. Взаимосвязь уменьшения социальной компетентности и чрезмерной агрессии с низким уровнем концентрации CSF‑HIAA // Алкоголизм: клинические и экспериментальные исследования, 1996, № 20 с. 643–650.
[132] Чемпу М., Хайгли Дж. Д., Суоми С. Дж. Поведенческие и физиологические характеристики индийских и китайских макак‑резус. Наблюдение за младенцами индийского гибрида макак‑резус // Физиология развития, 1997, № 31, с. 49–63.
[133] Эндрюс М. У., Розенблюм Л. А. Безопасность детских связей остается инвариантной или низкой – под влиянием окружения // Детское развитие, 1991, № 62, с. 686–693.
[134] Суоми С. Дж., Ливайн С. Психобиология последствий травмы в разрезе нескольких поколений. Результаты исследований животных, с. 622–637.
[135] Хоффер М. А. Скрытые регуляторы. Введение в новое осмысление феноменов привязанности, разделения и утраты. В кн.: Голдберг С., Мьюр Р., Керр Дж. Теория привязанности: социальные, эволюционные и клинические перспективы. Хиллсдейл: The Analytic Press, 1995, с. 203–232.
[136] Фини Дж. А. Введение в изучение шаблонов здоровых и нездоровых привязанностей // Здоровое развитие ребенка, 2000, № 26, с. 277–288; Гудини А. Психосоматика и развитие. В кн.: Грин А., Варела Ф., Стюарт Дж. Психоанализ и наука жизни. Париж: Eshel, 1995.
[137] Леш Л. П., Мейер Дж., Глац К., Флудж Г., Хини А., Хебебрэнд Дж., Клаук Дж., Поутска А., Поутска Ф., Бенгель Д., Мосснер Р., Ридерер П., Хейлс А. Переносчик гена 5 HT (5 HTTLPR) и эволюционные перспективы: альтернативные вариации аллелизма переносчика гена серотонина у человека // Нейрохимический журнал, 1997, № 6, с. 2621–2624.
[138] Бриш К. Х. Лечение нарушений привязанности. Нью‑Йорк: The Guilford Press, 2002, с. 244–245.
[139] Лебретон Д. Повседневные страсти. Париж: Armand Colin, 1998, с. 139.
[140] Тусиньян М. Влияние детства. В кн.: Социальные и культурные корни психологических расстройств. Париж: PUF, 1992, с. 113–134.
[141] Райделл А. М., Болин Г., Торелл Л. Б. Привязанность детей к родителям и застенчивость как предикторы в отношениях с воспитателями. Компетенции работников дошкольных учреждений // Привязанность и развитие человека, 2005, № 7(2), с. 187–204.
[142] Конье Ж., Кербра‑Ореккиони К. Описать беседу. Лион: Presses Universitaires de Lyon, 1987.
[143] Моррис Д. Ключ к толкованию жестов. Париж: Grasset, 1997, с. 73.
[144] Эмде Р. Н. Социальные референтные исследования. Неопределенность, «я» и поиск значения. В кн.: Фейман Р. Социальная привязанность и выстраивание реальности в детском возрасте. Нью‑Йорк: Plenium Press, 1992, с. 72–94.
[145] Натансон Д. Л. Стыд и гордость. Аффективный секс и рождение личности. Нью‑Йорк; Лондон: W. W. Norton and company, 1992, с. 187.
[146] Фрейд З. Новое введение в психоанализ (1933). Париж: Gallimard, 1984, с. 87.
[147] Касиопо Дж. Т., Клейн О. Дж., Бернтсон Г. К., Хаттфилд Э. Психофизиология эмоций. В кн.: Льюис М., Хэйленд Дж. М. Справочник эмоций, с. 119–142.
[148] Троник Э. З., Кон И. Ф. Схема «ребенок – мать»: взаимодействие лицом к лицу. Роль возрастных и гендерных различий в процессе координации; возникновение ложной координации // Детское развитие, 1989, № 60, с. 85–92. См. также: Баруди Ж. Привязанность и семейные системы. Université Toulon‑Sud, 19 июня 2010 г. (дипломная работа).
[149] Сингер Т., Сеймур Б., О'Доэрти Дж., Кауб Х., Долан Р. Дж., Фрит К. Д. Эмпатия к боли, вызванная аффективными (несенсорными) компонентами // Наука, т. 303, 20 февраля 2004 г.; Цирюльник Б. Тело и душа. Париж: Odile Jacob, 2006.
[150] Бомсель М. ‑К., Цирюльник Б. Так ли уж сильно мы отличаемся от детенышей животных? // Дикая природа, 2009 (июнь), № 250.
[151] Окситоцин – гормон, вырабатываемый железами гипофиза. Способствует сокращению матки и процессу лактации. Его уровень у женщин повышается после сексуального контакта или какого‑либо иного приятного события.
[152] Андре Дж., Зеу Б., Пол М., Сесслин Ф., Бенолайел Дж. Дж., Беккер К. Участие холицистокинина в выработке чувства беспокойства. Индуцированная гиперальгия у самцов крыс. Поведенческие и биохимические исследования // Нейробиологический журнал, 2005, № 25 (35), с. 7896–7904.
[153] Панксепп Дж. Аффективная неврология. Основы человеческих и животных эмоций. Нью‑Йорк: Oxford University Press, 1998, с. 11, 206–222.
[154] Джордж М. С., Кеттер А., Кимбрелл Т. А., Спир А. М., Лобербраум Дж., Либерейтос К., Нахас З., Пост Р. Нейрообразный подход к изучению эмоций. В кн.: Бород Дж. К. Нейропсихология эмоций. Нью‑Йорк: Oxford University Press, 2000, с. 106–128.
[155] Панксепп Дж. Аффективная неврология. Основы человеческих и животных эмоций, с. 11, 276–277.
[156] Там же.
[157] Данцигер У., Уиллер Дж. К. Болезненное напряжение как уникальный опыт переживания боли пациентом с врожденной болевой нечувствительностью // Наука, 2003 (октябрь), с. 302.
[158] Сирони Ф. Материалы семинара. Лаборатории Ardix. Париж, март 2009 г.
[159] Адлер А. Смысл жизни. Париж: Payot, 1991.
[160] Панксепп Дж. Там же, с. 33.
[161] Амсаллем Д. Примо Леви в зеркале своих работ. Лион: Editions du Cosmogone, 2001, с. 26.
[162] Гельдерлин Ф. Поэмы безумия Гельдерлина. Париж: Gallimard, 1963.
[163] Леви П. Человек ли это? – с. 76.
[164] Робинсон Дж. О., Розен М., Ревилл С., Дэвид Х., col1_1 Самоуправляемые петидины, вводимые внутривенно и внутримышечно // Анестезия, 1980, № 35, с. 763–770.
[165] Баддели А. Человеческая память. Теория и практика. Гренобль: Presses Universitaires de Grenoble, 1003, с. 410.
[166] Анисимов М. Примо Леви. Париж: J. ‑C. Lattès, 1996, с. 12.
[167] Там же, с. 574.
[168] Боулби Дж. Привязанность, с. 233–239.
[169] Голль Ж., де. Прошедшая сквозь ночь. Париж: Seuil, 1998.
[170] Жувен Р. Волшебный мозг. Париж: Odile Jacob, 2009, с. 133.
[171] Мюссе А., де. Майская ночь. Цит. по: Жувен Р. Волшебный мозг, с. 134.
[172] Лаэ У., Буррик Д. Устойчивость у школьников: между участью и предназначением. В кн.: Цирюльник Б., Пуртуа Ж. ‑П. Школа и устойчивость. Париж: Odile Jacob, 2007, с. 105–126.
[173] Гайе Д. Парадоксальный успех и парадоксальный провал. В кн.: Цирюльник Б., Пуртуа Ж. ‑П. Школа и устойчивость, с. 43.
[174] Зауш – Годрон К. Неустойчивость. Тулуза: Erès; Пядь, 2006, № 60.
[175] Жорлан Ж. Заботливое общество. Уничтожение питомцев. Париж: Gallimard, 2010, с. 129–147.
[176] Леруа‑Ладюри Э. Век Платтера. 1499–1622. Т. 1: Нищий и профессор. Париж: Fayard, 1995.
[177] Джанфранческо А. Литература устойчивости? Эссе об определении. В кн.: Мансио М. Устойчивость. Сопротивляться и строить себя. Женева: Médecine et Hygiène, 2001, с. 21–32.
[178] Здесь: группы, изолированные от основной части социума. – Примеч. пер.
[179] ЮНИСЕФ. Положение детей в современном мире. Специальный выпуск, 2009.
[180] Там же, с. 7.
[181] Эреншафт Э., Тусиньян М. Иммиграция и устойчивость. В кн.: Сэм Д. А., Бери Дж. У. Психологическое окультуривание. Кембридж: Cambridge University Press, 2006, с. 469–483.
[182] Руссо К., Моралес М., Фоксен П. Возвращаясь домой: стратегии памяти, присущие молодому поколению индейцев майя, вернувшихся в Гватемалу, как коммуникативная культура // Медицина и психиатрия, 2001, № 25, с. 135–158.
[183] Мари‑Франс Катела; группа, обосновавшаяся в Монтеррее, к северо‑западу от Лимы. НПО ЦРПСП (Центр развития и психосоциальной помощи) поддерживает там проект «Дом знаний».
[184] Гарланд Дж. Понятная травма. Лондон, Нью‑Йорк: Karmel, 2002, с. 197.
[185] Бибо Г., Сабатье К., Корен Э., Тусиньян М. Исследования ментального здоровья англосаксонского общества. Тенденции, границы и тупиковые направления // Ментальное здоровье жителей Квебека, 1989, № 14, с. 103–120.
[186] Бибо Г., Ша‑Ип А. М., Локк М., Руссо К., Стерлен К. Ментальное здоровье и его лики. Будни многонационального Квебека. Монреаль: Gaëtan Morin, 1992.
[187] Фомбон Э. Психопатология детей, родившихся на Антильских островах: эпидемиологический подход // Медицинская психология, 1987, № 19, с. 103–105.
[188] Сабатье К. Культура, иммиграция и ментальное здоровье детей. Монреаль: Gaëtan Morin, 1999, с. 533.
[189] Бейзер М., Дион Р., Готовец А., Хайман А., Ву Н. Иммигрант и беженцы в Канаде // Канадский психологический журнал, 1995, № 40, с. 67–72.
[190] Сабатье К., Ольвек М. Школьные успехи детей‑иммигрантов: опытное изучение семейных условий воспитания // Национальный журнал семейного воспитания, 2000, т. 4, № 1.
[191] Лензини Ж. Альбер Камю; Лензини Ж. Последние дни жизни Альбера Камю. Арль: Acte Sud, 2009.
[192] Бенжеллун Т. О моей матери. Париж: Gallimard, 2008.
[193] Майнд К. К., Майнд Р., Мусиси С. Некоторые аспекты описания системы привязанностей, выстраиваемых молодыми людьми: транскультурная перспектива. В кн.: Энтони Э. Дж., Чайлэнд К. Дети среди суматохи: завтрашние родители. Нью‑Йорк: John Wiley, 1982; фр. Перевод: Париж: PUF, 1985, с. 263–284.
[194] Палаш А. Я люблю тебя, дочка, я тебя бросаю.
[195] Там же, с. 141.
[196] В июле 1942 г. тринадцать тысяч парижских евреев были отправлены в концентрационные лагеря; обратно вернулись около сотни выживших. – Примеч. пер.
[197] Палаш А. Я люблю тебя, дочка, я тебя бросаю.
[198] О'Доннел Д. А. Шаб‑Стоун М. Э., Мьюид А. З. Различные измерения феномена устойчивости у городских подростков в атмосфере постоянной жестокости // Развитие ребенка, 2002, т. 73, № 4, с. 1265–1282; Цирюльник Б. Вмешательство в жизнь фавел Сан‑Паулу.
[199] Вале Л. ‑А., Кай Ж. ‑П. Иностранные ученики и дети иммигрантов во французской школе и коллеже // Материалы по образованию и воспитанию, 1996, с. 67.
[200] Марселла А., Уондерсман А., Кантор Д. Психология и городские инициативы. Профессиональные и научные возможности и вызовы // Американский психолог, 1998, № 53, с. 621–623.
[201] Аттар Б. К., Геррен Г., Толан П. Х. Неудобное соседство, жизнь, наполненная стрессовыми событиями, и корректировки в среде учащихся городских начальных школ // Журнал клинической психологии, 1994, № 23, с. 391–400.
[202] Халиль Дж. ДжутияДерб Галлеф. Устойчивость избранных // Экономия, 2008, № 2, с. 68–79.
[203] Бенсуссан Г. Европа. Страсть к геноцидам. Париж: Mille et Une Nuits, 2009.
[204] «Старик и мальчик», фильм Клода Берри (1967) с Мишелем Симоном в главной роли, основанный на собственных воспоминаниях актера.
[205] Ассоциация друзей Центральной комиссии по делам детей. Евреи, сражавшиеся во Франции в 1940–1945 гг. Париж: AACCE, 2009; Гийон И. М., Лабори П. Память и История: Сопротивление. Тулуза: Privat, 1995.
[206] Клейн Ж. ‑П. Как без насилия вылечить изнасилованных детей // Сексология, 2007 (ноябрь), № 29.
[207] Левертовски К. Дети Муассака (1939–1945). Париж: Flammarion, 2008.
[208] Бретон П. Отказывающиеся. Париж: La Découverte, 2009, с. 139.
[209] Арендт Х. Бегство в Иерусалим. Париж: Gallimard, 1997, с. 85.
[210] Ленорман Г. Я родился в двадцать лет. Париж: Calmann‑Lévy.
[211] Вирджили Ф. Бошское отродье. Дети войны во Франции. В кн.: К. Эрикссон и Э. Симонсен. Дети Второй мировой. Нью‑Йорк: Bêrg, 2005.
[212] Гарапон А. Преступления, за которые нельзя ни наказать, ни простить. Париж: Odile Jacob, 2002, с. 211.
[213] Берр Э. Дневник 1942–1944. Париж: Tallandier/Points, 2009, с. 65.
[214] Тюрам Л. Мои черные звезды. От Люси до Барака Обамы. Париж: Philippe Rey, 2010.
[215] Элленбергер А. Зоологический сад и психиатрическая лечебница. В кн.: Брион А., Эй А. Животная психиатрия. Париж: Desclée de Brouwer, 1964, с. 560–568.
[216] Мальсон Л. Дикие дети. Париж: 10/18, 2009.
[217] Фанон Ф. Черная кожа, белые маски. Париж: Seuil, 1961.
[218] «Марш потомков рабов», организованный супружеской парой Румана, 1998.
[219] Ариес П., Дюби Г. История частной жизни. Париж: Seuil, т. 1, 1985, с. 457.
[220] Годилье М. Производство больших людей. Париж: Fayard, 1996.
[221] Ариес П., Дюби Г. История частной жизни, т. 1, с. 454–455.
[222] Квентин Ф. Одержимость девственностью // Мир религий, 2010 (январь – февраль), № 39‑бис.
[223] Хардинг Э. Женские тайны. Париж: Payot, 2001.
[224] Ариес П. Нерушимые узы брака. В кн.: Ариес П., Бежен А. Запад и сексуальность. Париж: Point‑Seuil, 1982, с. 164–165.
[225] Рок А. Первый секс. Мутация и кризис мужской идентичности. Париж: Hachette‑Littératures, 2000, с. 24.
[226] Линдисфармен Н. Стыд и культура. Антропологическая перспектива. В кн.: Гилберт П., Эндрюс Б. Стыд, с. 254.
[227] Вигарелло Ж. История насилия в XVI–XX вв. Париж: Seuil, 1998, с. 42.
[228] Кадири Н., Беррада С. Учебник сексуального воспитания. Касабланка: Le Fennec, 2009, с. 15–16.
[229] Ариес П. Любовь в браке. В кн.: Ариес П., Бежен А. Запад и сексуальность, с. 142.
[230] Лафит‑Усса Ж. Трудабур и Суд любви. Париж: PUF, 1971.
[231] Ариес П., Дюби Г. История частной жизни, т. 3, с. 9.
[232] Бадинтэ Э. Конфликт. Жена и мать. Париж: Flammarion, 2010.
[233] Гилмор Д. Д. Мужественность и Дело. Культурные концепции маскулинности. Нью‑Хейвен: Yale University Press, 1990, с. 224.
[234] Браунинг К. Р. Обычные люди. Париж: Tallandier, 2007.
[235] «Линия фронта», фильм Жана‑Кристофа Клотца, 2010.
[236] Жорлан Ж. Заботливое общество, 2010.
[237] Турс А. Забытые. Дети, подвергавшиеся грубому отношению во Франции и благодаря Франции. Париж: Seuil, 2010.
[238] Ариес П., Дюби Ж. История частной жизни, т. 4, с. 267.
[239] Коэн Д., Нисбет Р. Э. Полевые эксперименты по исследованию культуры чести. Роль образовательных инстанций в развитии чувства жестокости // Бюллетень личностной и социальной психологии, 1997, № 23, с. 1188–1199.
[240] Коэн Д., Нисбет Р. Э. Самозащита и культура чести. Объяснение жестокости южан // Бюллетень личностной и социальной психологии, 1994, № 20, с. 551–567.
[241] Берже М. Зачем понижать возраст уголовной ответственности? // Психомедиа, 2009, № 20.
[242] Шабон М. Клуб полицейских, разговаривающих на идиш. Париж: Robert Laffont, 2009. См. также: Интервью с Дидье Жакобом / «Новый Обс», 28 мая – 3 июня 2009 г.
[243] Бенсуссан Г., Дрейфуз Ж. М., Уссон Э., Котек Ж. Словарь Шоа. Париж: Larousse, 2009, с. 409.
[244] Кристьенн О. Еврейское Сопротивление во Франции. Париж: AACCE, 2009, с. 32.
[245] Бертоз А., Жорлан Ж. Эмпатия. Париж: Odile Jacob, 2004; Цирюльник Б. Из плоти и души. Париж: Odile Jacob, 2006, с. 144–186.
[246] Шор А. Н. Человек бессознательный: Развитие правого полушария и его роль в раннем возникновении эмоций. В кн.: Грин В. Эмоциональное развитие с позиций психоанализа. Теория привязанностей и неврология. Нью‑Йорк: Brunner‑Routledge, 2003.
[247] Стерзер П. Рожденный быть преступником? Как факторы раннего взросления связаны с криминальным поведением // Американский психиатрический журнал, 2009, № 167, с. 1–3.
[248] Сиккон А., Ферран А. Стыд, чувство вины и травматизм, с. 18.
[249] Деклерк П. Потерпевшие кораблекрушение. Среди парижских клошаров. Париж: Plon, 2001.
[250] Эммануэли К. Материалы семинара. Лаборатории Ardix. Париж, 4 февраля 2009 г.
[251] Бишоф‑Келер Д. Развитие эмпатии у детей. В кн.: Лэмб М. Э., Келлер Г. Развитие ребенка. Хиллсдейл: Erlbaum, 1991, с. 245–273.
[252] Фарук М. Извращение. В кн.: Бренно П. Словарь человеческой сексуальности. Бордо: L'Esprit de Temps, 2004.
[253] Крафт‑Эбинг Р., фон. Половая психопатия (1886). Париж: Payot, 1969.
[254] Бадинтэ Э. Конфликт. Жена и мать.
[255] Роббер П. Финляндия: образовательная модель, пригодная и для Франции? Секреты успеха. Париж: ESF, 2008.
[256] Жуль Р. ‑В., Бовуа Ж. ‑Л. Подчинение по обоюдному согласию. Париж: PUF, 2009.
[257] Сирони Ф. Механизмы разрушения другого. В кн.: Бертоз А., Жорлан Ж. Эмпатия, цит. соч., с. 235.
[258] Эпштейн Г.Дети Холокоста. Баскервилль, Лондон: Penguin Books, 1988.
[259] Вельзер А. Кризис: наступающий шок // Le Monde, 8–9 февраля 2009 г.
[260] Тантэм Д. Эмоция и хаос стыда. В кн.: Жилбер П., Эндрюс Б. Стыд, с. 171.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы