Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рим первых царей: социальная структура и политическое устройство. Реформы Сервия Туллия



в Риме начала царского времени были разрозненные поселения, затем они начали объединяться между собой. Первыми объединились деревни Палантинского холма и возвышенности Велии. Затем в единую с ними общину слились поселки на холмах Эсквилине и Цэлии, потом – Виминала и Квиринала. Таким образом, начало царской эпохи знаменует собой начало истории объединенной римской общины.

    В начале царской эпохи народ Рима (populous) состоял из трех родовых триб, или племен.

    Вторым элементом общества было 30 курий. Курия – это союз мужчин-воинов. Курия выставляла 100 пеших и 10 конных воинов.

    Основой социальной структуры были роды (gentes). Сначала их было 100, а затем стало 300.

    Римский род царского времени был отцовским, экзогамным. Он характеризовался правом взаимного наследования, общим местом погребения, правом принимать в род чужаков, избирать и смещать старейшин, а так же обязанностью сородичей оказывать друг другу помощь. Родичи носили одно родовое имя, произведенное от предка.

    Социально-экономической основой рода была коллективная родовая собственность на землю. Однако, члены рода пользовались сообща лишь частью земли, основной же земельный фонд распределялся между входившими в род семьями.

Это были большие патриархальные семьи (familia), включающие 3-4 поколения потомков главы семьи (pater familias). Римская фамилия обладала общностью имущества и представляла собой общую хозяйственную единицу. Постепенно в ней возрастало значение главы семьи, который превращался в единственного собственника, распоряжался всем достоянием и членами семьи.

        

                                     Управление Римом

 

    Управление Римом состояло из сената, комиций и царя. Сенат был советом из 100, а позднее из 300 родовых старейшин. Его название (senatus) происходит от латинского слова senex – старец. Комиции в

 

переводе с латинского означает – сходку. Это народное собрание, точнее – собрание мужчин-воинов, созывавшееся по куриям, отсюда его название – куриатные комиции. На комициях выбирался царь (rex), обладавший функциями военного вождя, верховного жреца и судьи. Родичи были равны между собой. Каждый старший в роду входит в сенат, в совет отцов (patres), так что римский народ или все римляне, входящие в родовую организацию, представляли собой патрициев, т.е. людей имеющих свой совет отцов (patres).

    Таким образом, в Риме были элементы военной диктатуры. Однако римское общество с началом царской эпохи уже стало выходить за пределы союза племен и родоплеменного строя.

    Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост народонаселения способствовали подвижности населения и разрыву родственных связей. Наряду с общинами родового характера складывались соседские общины с присущими им коллективными формами землевладения, что

вело к появлению патриархально рабства и частного владения землей внутри родовых коллективов.

Это ускоряло расслоение между родами и внутри родов. В них выделялись более знатные и богатые семьи. Свойственные первобытности принципы авторитета по старшинству, мудрости и опытности заменялся принципом знатности, родовитости.

 

 Патриции и плебеи: происхождение и взаимоотношения, зарождение рабовладельческого строя.

    Картина социальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а так же добровольных пришельцев, иногда целых родов, привлеченных удобством места, близостью судоходной реки, моря, солеварен. Сначала пришельцы включались в родовую организацию трех триб. Но потом доступ в нее стал прекращен, и новые поселенцы оказались

На положении неполноправных, так как были лишены права участия в куриатных комициях и в сенате. Число их быстро увеличивалось, их стали называть плебсом (plebe – наполнять).

    Плебеи как и патриции, жили большими патриархальными семьями, составлявшими часть рода. Но в силу того, что эти семьи не входили в три римские трибы, они и не подлежали наделению землей, кроме небольшого участка при доме; не могли они пользоваться и общей землей. Потому плебс занимался не пастушеством, требовавшим больших площадей, земледелием, а главным образом ремеслом и торговлей. В этой среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной собственности и имущественной дифференциации. Но и богатые и бедные плебеи были одинаково бесправны и искали для себя покровителей, становились клиентами, плебеи включались в состав рода и получали землю и имя покровителя.

   Таким образом, в рамках царской эпохи развилось социальное неравенство. Сначала выявились сословные различия между патрициями и клиентами, а затем началось формирование классов-сословий патрициев и плебеев. Этот процесс усилился при трех последних царях.

    Сервианская реформа: государственно-правовые причины, содержание, следствия.

Важной заботой царей было создание независимого от родовых ополчений войска. Уже Ромул, создал отряд из 300 телохранителей – целеров, сражавшихся в пешем и конном строю. Тарквиний Древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, Сервий Туллий совершенно изменил сам принцип комплектования войска, он поделил все мужские населения Рима, т.е. патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием имущественного состояния служил земельный надел. Все бедняки входили в 6-й разряд – пролетариев. Каждый имущественный разряд выставлял определенное число воинских единиц – центурий (сотен).

    "Из тех, кто имел сто тысяч ассов или еще больший ценз, Сервий составил восемьдесят центурий: по сорока из старших и младших возрастов; все они получили "первый разряд", старшим надлежало быть в готовности для обороны города, "младшим" – вести внешние войны. Когда пешее войско было снаряжено и подразделено, Сервий составил из виднейших людей государства двенадцать всаднических центурий".[1]

    Значение этой реформы Сервия Туллия выходит далеко за пределы только военной, так как на основе центурийского порядка создавался новый вид народных собраний – центуриатные комиции. Каждая центурия была не только войсковой, но и голосующей единицей. Фактическое количество людей в центуриях было неодинаковым: пролетарская насчитывала несколько сотен человек, а перворазрядная – несколько десятков. Поскольку перворазрядных

центурий было гораздо больше, дела в центуриатных народных собраниях практически решались голосами самых богатых римлян, в том числе, которых были не только патриции, но и плебеи.

Этим было положено начало включению плебеев в состав основной массы народа (populous). Все это усиливало царя и ослабляло патрициев.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь