Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Разъяснения к переходящим православным и народным праздникам, неделям и постам
Календарь-месяцеслов Календарь от латинского – «первый день месяца». На Руси календарь вначале назывался «долговая книга». Его дни напоминали о долге памяти, долге почести, долге традиций. Календари составлялись разные. На основе законченного периода чередования лунных фаз возникли лунные календари, составленные из 12 лунных месяцев по 29 или по 30 дней в каждом. Старейшим лунным календарем был Вавилонский. Солнечные календари основаны на периоде годичного обращения Земли вокруг Солнца. Солнечный год равен 365 суткам 5 часам 48 минутам. Годом сотворения мира христиане считают 1 марта 5508 года до Рождества Христова. В 325 году н. э. в христианских странах принят Юлианский календарь, которым по сей день пользуется Русская православная церковь. В западных странах Юлианский календарь (старый стиль) был заменен на Григорианский (новый стиль). Календарная реформа была осуществлена в 1582 году. В основу положена дата исчисления Пасхи. Разница между старым и новым стилем составляет в XIX веке – 12 суток, в XX веке – 13 суток. После принятия христианства (в 988 году) до 1492 года начало года на Руси было с 1 марта и вели летоисчисление от сотворения мира, полагая, что от сотворения мира до Рождества Христова прошло 5508 лет. Позднее – в 1492 г. начало года перенесено было на 1-е сентября. С 1700 года по указу Петра Великого начало года было перенесено на 1 января. Но церковный год и теперь начинается 1/14 сентября н.ст. В русском народном календаре почти весь год расписан по православным праздникам или по именам святых, память которых отмечалась в эти дни. Названия месяцев перешли к европейским народам от римлян. Неделя и седмица. Неделей на церковном языке называется только один день воскресный, как день неделания, т.е. свободный от дел житейских. А вся неделя на церковном языке называется седмицей. Православная церковь освящает по примеру апостольских христиан (Деян.2, 46), совершением богослужения, причём каждый день седмицы посвящает воспоминаниям важного священного события или особо почитаемого святого. Так, в воскресный день Православная церковь вспоминает и прославляет события воскресения Христова. В понедельник (1-й день после недели) прославляются бесплотные силы, так как они созданы прежде человека - Ангелы и ближайшие слуги Божии. Во вторник- церковь вспоминает св.Иоанна Предтечу и прочих ветхозаветных пророков. В среду вспоминается предательство Господа Иудою и совершается служба Кресту Господню. В четверг прославляются первые провозвестники Евангелия- св.Апостолы и святители, особенно Николай Чудотворец. В пятницу вспоминаются страдания и смерть Спасителя и совершается служба Кресту Господню. В субботу закончилось дело мироздания, Господь почил от дел создания мира. Прославление св. мучеников и всех святых, поминаются все усопшие в вере. Божия Матерь прославляется во все дни седмицы, особенно в неделю, среду и пяток.
Воскресение Христово, Пасха Двунадесятые переходящие праздники Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) – за неделю до Пасхи. Вознесение Господне – на 40-й день по Пасхе. День Святой Троицы, Пятидесятница – на 50-й день по Пасхе. Двунадесятые непереходящие праздники Крещение Господне – 19 января. Сретение Господне – 15 февраля. Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля. Преображение Господне – 19 августа. Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа. Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября. Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря. Рождество Христово – 7 января. Великие праздники Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – 14 января. Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля. Св. первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля. Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября. Многодневные посты Великий пост – за 7 недель до Пасхи (февраль–март–апрель) Петров пост – с конца июня до 12 июля. Успенский пост – с 14 до 28 августа. Рождественский пост – 28 ноября до 7 января. Однодневные посты Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок. Рождественский и Крещенский сочельник – 6 и 18 января. Усекновение главы Иоанна Предтечи – 27 сентября. Сплошные седмицы Мытаря и фарисея (до Масленицы). Сырная (масленица) – за неделю до Великого поста (конец февраля – март). Пасхальная (1-я после Пасхи в марте –мае). Троицкая (май –июнь). Святки с 7–17 января. Новый год. 1 января Мученика Вонифатия (290г.), Преподобного Илии Муромца (1188)/14 января (ст.ст.) – Обрезание Господне. Второе лицо Пресвятой Троицы Сын Божий, для спасения людей воплотившийся от Пресвятой Девы Марии, в восьмой день по рождении был обрезан, при чём наречено Ему имя Иисус, что значит Спаситель. А в православной Церкви обряд обрезания уступил место таинству крещения. Календарь-месяцеслов Календарь от латинского – «первый день месяца». На Руси календарь вначале назывался «долговая книга». Его дни напоминали о долге памяти, долге почести, долге традиций. Календари составлялись разные. На основе законченного периода чередования лунных фаз возникли лунные календари, составленные из 12 лунных месяцев по 29 или по 30 дней в каждом. Старейшим лунным календарем был Вавилонский. Солнечные календари основаны на периоде годичного обращения Земли вокруг Солнца. Солнечный год равен 365 суткам 5 часам 48 минутам. Годом сотворения мира христиане считают 1 марта 5508 года до Рождества Христова. В 325 году н. э. в христианских странах принят Юлианский календарь, которым по сей день пользуется Русская православная церковь. В западных странах Юлианский календарь (старый стиль) был заменен на Григорианский (новый стиль). Календарная реформа была осуществлена в 1582 году. В основу положена дата исчисления Пасхи. Разница между старым и новым стилем составляет в XIX веке – 12 суток, в XX веке – 13 суток. После принятия христианства (в 988 году) до 1492 года начало года на Руси было с 1 марта и вели летоисчисление от сотворения мира, полагая, что от сотворения мира до Рождества Христова прошло 5508 лет. Позднее – в 1492 г. начало года перенесено было на 1-е сентября. С 1700 года по указу Петра Великого начало года было перенесено на 1 января. Но церковный год и теперь начинается 1/14 сентября н.ст. В русском народном календаре почти весь год расписан по православным праздникам или по именам святых, память которых отмечалась в эти дни. Названия месяцев перешли к европейским народам от римлян. Неделя и седмица. Неделей на церковном языке называется только один день воскресный, как день неделания, т.е. свободный от дел житейских. А вся неделя на церковном языке называется седмицей. Православная церковь освящает по примеру апостольских христиан (Деян.2, 46), совершением богослужения, причём каждый день седмицы посвящает воспоминаниям важного священного события или особо почитаемого святого. Так, в воскресный день Православная церковь вспоминает и прославляет события воскресения Христова. В понедельник (1-й день после недели) прославляются бесплотные силы, так как они созданы прежде человека - Ангелы и ближайшие слуги Божии. Во вторник- церковь вспоминает св.Иоанна Предтечу и прочих ветхозаветных пророков. В среду вспоминается предательство Господа Иудою и совершается служба Кресту Господню. В четверг прославляются первые провозвестники Евангелия- св.Апостолы и святители, особенно Николай Чудотворец. В пятницу вспоминаются страдания и смерть Спасителя и совершается служба Кресту Господню. В субботу закончилось дело мироздания, Господь почил от дел создания мира. Прославление св. мучеников и всех святых, поминаются все усопшие в вере. Божия Матерь прославляется во все дни седмицы, особенно в неделю, среду и пяток.
Разъяснения к переходящим православным и народным праздникам, неделям и постам С Рождества Христова по Сретение – праздники постоянные. Они отмечаются в один и тот же день ежегодно. Переходящие праздники и посты отмечаются в разные дни. Они приходятся на период с февраля по июль. Пост – воздержание от пищи животного происхождения. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Ошибается тот, кто считает, что пост в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления». Посты делятся на: однодневные и многодневные. Однодневные посты (пища с растительным маслом): среда и пятница еженедельно, крещенский сочельник – 18 января, усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября, Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Многодневные посты: Великий пост (переходящий), Петровский пост (переходящий), Успенский пост (с 14 по 27 августа). Рождественский пост (с 28 ноября по 6 января). Масленица – начало сырной седмицы. Это последняя неделя перед Великим постом. Приходится на период с конца февраля до начала марта. Масленица бывает за 7 недель до Пасхи, или за 56 дней перед Пасхой (пища без мяса). Великий пост длится 7 недель перед Пасхой или 40 дней, обычно приходится на февраль-март-апрель. Начинается с понедельника после Масленицы и заканчивается пятницей шестой недели. Седьмая неделя – Страстная. Великий пост – это 7 недель строгости и воздержания. Седмицы (недели) поста имеют свои названия, а первая и последняя расписаны по дням. Лазарева суббота – канун Вербного воскресенья (отмечается на 6-й неделе поста в субботу). Вербное воскресение – за 7 дней до Пасхи. Пасха – светлое Христово Воскресение. Приходится на первое воскресение, наступающее после первого весеннего полнолуния, после весеннего равноденствия. Это время проведения Пасхи определено 19 июня 325 года Первым Вселенским собором в Никее. Обычно приходится на период от 4 апреля до 8 мая. После своего Воскресения Иисус Христос пребывал на земле 40 дней, поэтому Пасха отмечается в течение 40 дней. Красная горка (народное название) – первое воскресение после Пасхи. Антипасха (Фомина) – 2-я неделя после Пасхи. Вторник Фоминой недели 9-й день от Пасхи – Радоница – день особого поминовения усопших. Преполовение – середина срока между Пасхой и Троицей, 25-й день после Пасхи. Вознесение Господне – отмечается на 40-й день после Пасхи, всегда в четверг. Приходится на май – июнь. Ночь под Вознесение – соловьиная. В эту ночь соловьи поют звонче всего. Считается, что вознесенская вода целебная. Если больной ее выпьет, «всяко лихо снимет». В народном календаре седьмая по Пасхе неделя называются семицкой. Особо отмечаются три дня Семиковой недели: Семик в четверг, Семицкая суббота, Троица. День Святой Троицы – бывает на 50-й день после Пасхи – Пятидесятница, приходится на май–июнь, всегда в воскресение. Духов день – на 51-й день по Пасхе. Петровский пост – начинается через 7 дней после Троицы, всегда в понедельник, а кончается 12 июля. Приходится на июнь-июль. Мясоеды: перед неделей мясопустной, перед Великим постом, весенний – с Пасхи до Троицы, летний – с Петрова дня до Успения. Остальные праздники и посты имеют определенные даты и о них рассказывается в каждом месяце. Христианские праздники: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы