Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Памятный день. День инженерных войск



События в России и мире:

 

1943 — 75 лет назад — В ходе Северо-Кавказской наступательной операции войсками Закавказского фронта под командованием генерала армии И. В. Тюленева (1892–1978) во взаимодействии с партизанами от немецко-фашистских захватчиков освобожден город Ставрополь.

 

В этот день родились:

 

1903 — 115 лет назад — НИССКИЙ Георгий Григорьевич (1903–1987), художник. Народный художник РСФСР (1965), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Член-корреспондент (1954), действительный член (1958) АХ СССР. В 1919–1922 учился в Гомельской художественной студии Губполитпросвета им. М. А. Врубеля, в 1922–1930 — в московском ВХУТЕМАСе. Был близок к Обществу художников-станковистов (ОСТ). Писал картины на железнодорожную тематику («Осень. Семафоры», «На путях»), морские пейзажи («Подводная лодка», «У берегов Дальнего Востока», «Пейзаж с маяком»), морские батальные композиции («Маневры кораблей Черноморского флота», «Потопление фашистского транспорта», «На рейде»), ландшафтные пейзажи («Подмосковье. Февраль», «Над снегами»). Лауреат Госпремии СССР (1951). Обладатель бронзовой медали Всемирной выставки в Париже (1937), бронзовой медали Всемирной выставки в Брюсселе (1958), серебряной медали АХ СССР (1964). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1973), медалями.

 

1968 — 50 лет назад — ДМИТРИЕВ Артур Валерьевич, спортсмен, фигурист. Заслуженный мастер спорта (1992). Спортивную карьеру начинал как фигурист-одиночник, с 1986 в парном катании. Олимпийский чемпион (1992, 1998), чемпион мира (1991, 1992), чемпион Европы (1991, 1992, 1996) в парном катании. Серебряный призер Олимпийских игр (1994). Стал первым фигуристом, выигравшим Олимпийские игры с двумя разными партнершами. В 2005 стал тренером-консультантом сборных команд России. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени (1998), Дружбы народов (1994).

 

ЯНВАРЯ

В этот день родились:

 

1788 — 230 лет назад — БАЙРОН Джордж Гордон (1788–1824), английский поэт-романтик. Член Лондонского королевского общества. Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. В 1807 вышла его первая книга под названием «Часы досуга». Автор стихотворного романа «Дон Жуан», песни-поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», драмы «Каин», трагедий («Вернер», «Марино Фальеро, дож Венеции», «Сарданапал», «Двое Фоскари»), философско-символической поэмы «Манфред», поэм так называемого восточного цикла («Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Лара», «Осада Коринфа», «Паризина»), поэм («Остров», «Жалоба Тассо», «Мазепа», «Беппо», «Пророчество Данте» и др.), стихотворений («Прометей», «Ода к Венеции», «Песнь к сулиотам», «Последние слова о Греции» и др.). По произведениям Байрона созданы: балет «Корсар» А. Адана, опера «Двое Фоскари» Дж. Верди, симфонии «Манфред» П. И. Чайковского и «Гарольд в Италии» Г. Берлиоза и др. Творчество поэта оказало большое влияние на европейскую, в т. ч. русскую, и мировую литературу начала XIX в.

 

1898 — 120 лет назад — ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович (1898–1948), режиссер, сценарист, теоретик кино, педагог. Доктор искусствоведения (1939). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). В 1915 поступил в Петроградский институт гражданских инженеров. Не окончив учебу, ушел добровольцем в Красную армию, был техником-строителем на Западном фронте, художником при политуправлении, участвовал в самодеятельности как художник, актер и режиссер. В 1921–1922 учился в Государственных высших режиссерских мастерских под руководством Вс. Э. Мейерхольда. Оформлял спектакли в театре «Мастфор» (мастерская Н. М. Фореггера) и в Центральном просветительском театре. С 1923 руководил театральными мастерскими Пролеткульта, где преподавал различные дисциплины — от эстетики до акробатики. Сотрудничал с группой В. В. Маяковского, в его журнале «ЛЕФ» в 1923 опубликовал свой творческий манифест «Монтаж аттракционов». С 1924 работал в кино. Постановщик фильмов: «Стачка», «Броненосец “Потемкин”», «Октябрь», «Старое и новое», «Бежин луг», «Александр Невский», «Иван Грозный» и др. Сценарист многих своих кинолент. С 1928 преподавал (с 1937 профессор) в Государственном техникуме кинематографии (с 1938 — ВГИК). Автор фундаментальных работ по теории кино, статей, очерков, мемуаров и др. Лауреат Госпремии СССР (1941, 1946). Обладатель золотых медалей Международной выставки декоративных искусств в Париже (1925, фильм «Стачка» и 1926, фильм «Броненосец „Потемкин“»), премии Американской академии киноискусства в номинации «Лучший фильм года» (1926, фильм «Броненосец „Потемкин“»). Награжден орденами Ленина (1939), «Знак Почета», медалями. Фильм «Броненосец „Потемкин“», вышедший на экраны в 1925, в 1958 был признан первым в числе двенадцати лучших фильмов всех времен и народов по результатам международного опроса критиков в Брюсселе, получив 110 голосов из 117. В 1978 он же стал первым среди ста лучших фильмов по опросу киноведов мира.

 

1908 — 110 лет назад — ЛАНДАУ Лев Давидович (1908–1968), физик. Доктор физико-математических наук (1934). Действительный член АН СССР (1946). Герой Соц. Труда (1954). Иностранный член Датской королевской академии наук (1951), Королевской академии наук Нидерландов (1956), Лондонского королевского общества (1960), Британского физического общества (1960), Национальной академии наук США (1960), Американской академии искусств и наук (1960), германской Академии наук «Леопольдина» (1964), Французского физического общества. Один из крупнейших физиков-теоретиков XX в. В 1927 окончил физический факультет Ленинградского государственного университета, в 1929 — аспирантуру. В 1932 возглавил теоретический отдел Украинского физико-технического института в Харькове и кафедру теоретической физики Харьковского государственного университета (в 1936–1999 — им. А. М. Горького). В 1937 стал заведующим теоретическим отделом созданного П. Л. Капицей Института физических проблем в Москве. В 1938 был арестован по ложному обвинению в шпионаже, освобожден в 1943 благодаря ходатайству академика П. Л. Капицы. Профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (с 1943) и МФТИ (1947–1950). Создатель теории квантовой жидкости, теории колебаний электронной плазмы, теории сверхпроводимости и др. Автор трудов, посвященных магнетизму, сверхтекучести и сверхпроводимости, физике твердого тела, атомного ядра и элементарных частиц, физике плазмы, квантовой электродинамике, астрофизике и др. Автор классического многотомного курса теоретической физики (совместно с Е. М. Лифшицем). Лауреат Госпремии СССР (1946, 1949, 1953), Нобелевской премии в области физики (1962), Ленинской премии (1962), премии Фрица Лондона (1960). Награжден орденами Ленина (1949, 1954, 1968), «Знак Почета» (1943), Трудового Красного Знамени (1945), медалями (в т. ч. медалью им. Макса Планка, 1960). Имя ученого носит Институт теоретической физики РАН. В 1971–1993 вручалась премия им. Л. Д. Ландау АН СССР. С 1994 отделением ядерной физики РАН присуждается золотая медаль им. Л. Д. Ландау.

 

1928 — 90 лет назад — ПРОСКУРИН Петр Лукич (1928–2001), писатель. Герой Соц. Труда (1988). Член Союза писателей СССР. Работал в колхозе, на лесоповале. В 1964 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького. Публиковался с 1958. Автор романов («Горькие травы», «Исход», «Судьба», «Имя твое», «Седьмая стража», «Порог любви», «Отречение», «Число зверя»), сборников («Цена хлеба», «Любовь человеческая»), повестей и рассказов. Роман «Судьба» экранизирован режиссером Е. С. Матвеевым. Лауреат Госпремии СССР (1979), Госпремии РСФСР (1974), Международной премии им. Михаила Шолохова в области литературы и искусства (1999). Награжден орденами Ленина (1988), Трудового Красного Знамени (1978), «Знак Почета», медалями. Почетный гражданин Орла (2000) и Брянской области.

 

1928 — 90 лет назад — ТУТУНОВ Андрей Андреевич, живописец. Народный художник РФ (2004), заслуженный художник РСФСР (1976). Член-корреспондент (1995), действительный член (2001) PAX. Член (1954), член правления (1976) СХ РСФСР. В 1954 окончил МГХИ им. В. И. Сурикова. В начале 1960-х, работая художественным руководителем Дома творчества им. Д. Кардовского в Переславле-Залесском, начал создавать картины, отражающие жизнь и быт русских провинциальных городов. Автор цикла работ «Приокское Подмосковье» и «Торжок», картин: «Воспоминания о терновом венце», «Грядущее», «Пейзаж с венецианским небом», «Девочка с котиком», «Не видимые миру слезы», «В тени дубов», «Ветер на озере», «На смерть Есенина» и др. С 1960 преподавал в художественной студии. Лауреат премии МОСХ и МК ВЛКСМ (1957). Обладатель серебряной медали АХ СССР (1984), золотой медали PAX (2001), диплома Совета министров РСФСР (1977).

 

1943 — 75 лет назад — АЛИХАНОВ Тигран Абрамович, пианист, педагог. Народный артист РФ (2002), заслуженный артист РСФСР (1990). Ректор Московский консерватории (2005–2009). В 1961 окончил фортепианное отделение Центральной музыкальной школы, в 1966 — Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. Исполнитель произведений Л. ван Бетховена, В. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Шумана, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского и др., занимается преподавательской деятельностью. Сразу после окончания консерватории наряду с исполнительской начал заниматься и педагогической деятельностью. Работал ассистентом кафедры музыкальных инструментов МГПИ им. В. И. Ленина (1966–1973). С 1971 преподает в Московской консерватории (с 1992 завкафедрой камерного ансамбля и квартета, профессор). С 1992 работает также в Музыкальном училище (колледже) при Московской консерватории. Автор научно-методических работ, посвященных творческому наследию своего учителя Л. Н. Оборина. Лауреат Международного конкурса им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1967), премии венгерского Агентства по авторским правам за пропаганду произведений венгерских композиторов (1985).

 

1943 — 75 лет назад — ИВАНОВ Николай Николаевич, актер. Народный артист РФ (1992), заслуженный артист РСФСР (1976). После окончания в 1963 драматической студии при Ленинградском ТЮЗе (с 1992 — Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А. А. Брянцева) был принят в труппу театра. Исполнитель ролей в спектаклях: «Конек-Горбунок» П. П. Ершова, «Неделя, полная суббот» П. Маара, «Крошка Цахес» Э. Т. А. Гофмана, «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Пыль в глаза» Э. Лабиша, «Гроза» А. Н. Островского, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «А зори здесь тихие…» Б. Л. Васильева и др. В кино с 1969. Снимался в фильмах: «Красная палатка», «Барышня-крестьянка», «Море в огне», «О любви», «Вечный зов», «Кузнечик», «Старые долги», «Приказ: перейти границу», «Россия молодая», «Обрыв», «Битва за Москву», «Встретимся в метро», «Сошедшие с небес», «Фаворит», «Вербное воскресенье», «Дом у большой реки», «Крик совы» и др. Лауреат Госпремии СССР (1979), Российской национальной театральной премии «Арлекин» 2012 г. в номинации «За великое служение театру для детей». Награжден орденом Дружбы (2003).

 

1958 — 60 лет назад — БОЛЬШОВ Владимир Иванович, актер. Заслуженный артист РФ (1994). После окончания в 1984 Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ в труппе Государственного театра миниатюр (с 1992 — Российский государственный театр «Сатирикон» им. Аркадия Райкина). Исполнитель ролей в спектаклях: «Гамлет», «Король Лир» У. Шекспира, «Трактирщица» К. Гольдони, «Гедда Габлер» Г. Ибсена, «Смешные деньги» Р. Куни, «Чайка» А. П. Чехова, «Жак и его господин» М. Кундеры, «Служанки» Ж. Жене, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана и др. Участвует в спектаклях Открытого театра Юлия Малакянца, Театра Наций, продюсерской компании «Независимый театральный проект» и др. В кино с 1984. Снимался в фильмах («Михайло Ломоносов», «Господин Великий Новгород», «Русский регтайм», «Брызги шампанского», «А поутру они проснулись», «Сочинение ко Дню Победы» и др.), в телевизионных сериалах («Простые истины», «Каменская», «Бедная Настя», «Марш Турецкого», «Папины дочки», «Братья Карамазовы», «Глухарь», «Погоня за тенью» и др.).

 

ЯНВАРЯ

События в России и мире:

 

1918 — 100 лет назад — В Петрограде в Таврическом дворце открывается III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Начал работу как съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. 26 января объединился с III Всероссийским съездом Советов крестьянских депутатов. 29 января на съезд прибыли делегаты 46 казачьих полков, восставших против генерала А. М. Каледина. Присутствовали делегаты от трудящихся Украины, Белоруссии, Средней Азии и Прибалтики. Съезд принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, заслушал отчеты ВЦИК и СНК, доклады о войне и мире, о федеральных учреждениях Российской Республики, поручил ВЦИК разработать основные положения конституции РСФСР. Завершился 31 января.

 

В этот день родились:

 

1783 — 235 лет назад — СТЕНДАЛЬ (БЕЙЛЬ Мари-Анри) (1783–1842), французский писатель. Один из основоположников французского реалистического романа XIX в. В 1799 поступил на службу в военное министерство; в 1800 участвовал в Итальянском походе Наполеона I. В 1802 вышел в отставку, занялся самообразованием, посещал театры и литературные кружки. В 1805 вернулся в армию и в качестве интенданта наполеоновских войск проехал почти всю Европу. В 1812 принял участие в российской кампании Наполеона: побывал в Орше, Смоленске, Вязьме, был свидетелем Бородинского сражения. После падения Наполеона уехал в Италию. С 1821 жил в Париже, сотрудничал во французской и английской оппозиционной прессе. В 1830 стал французским консулом в Триесте, затем в Чивитавеккьи. Автор романов («Красное и черное», «Пармская обитель», «Арманс», «Люсьен Левен» и «Ламьель» (оба — неоконченные), новеллы «Ванина Ванини», повестей («Жизнь Анри Брюлара», «Воспоминания эгоиста»), трактата «О любви», памфлета «Расин и Шекспир», «Итальянских хроник» и др. Его перу принадлежат работы, посвященные искусству: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», «Жизнь Россини», «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция», «Прогулки по Риму». Кавалер ордена Почетного легиона (Франция, 1835).

 

1903 — 115 лет назад — АЛЕКСАНДРОВ (МОРМОНЕНКО) Григорий Васильевич (1903–1983), кинорежиссер. Народный артист СССР (1948), заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1943). Герой Соц. Труда (1973). Член Союза кинематографистов СССР. В 1920 окончил режиссерские курсы Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе. Осенью 1921 был принят в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта, которым руководил С. М. Эйзенштейн. С 1924 работал в кино. Вместе с С. Эйзенштейном участвовал в создании фильмов: «Броненосец „Потемкин“», «Октябрь», «Старое и новое». Основоположник советской музыкально-эксцентрической комедии. Поставил киноленты: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна», «Встреча на Эльбе», «Композитор Глинка», «Русский сувенир» и др., а также несколько документальных фильмов. Сценарист ряда кинокартин. В 1950–1957 преподавал во ВГИКе (с 1951 профессор). Автор книги воспоминаний «Эпоха и кино». Лауреат Госпремии СССР (1941, 1950), Гран-при Международной выставки декоративных искусств в Париже (1937, фильм «Цирк»). Обладатель призов Венецианского МКФ (1934, 1947, 1979), МКФ в Братиславе (1949), МКФ в Локарно и Эдинбурге (оба – 1953), МКФ в Москве (1979) и др. Награжден орденами Ленина (1939, 1950, 1973), Красной Звезды (1935), Трудового Красного Знамени (1953, 1963, 1967), Дружбы народов (1983), медалями.

 

1928 — 90 лет назад — МОРО Жанна (1928–2017), французская актриса. Первая женщина-академик французской Академии изящных искусств (с 2001). С 15 лет посещала актерские курсы Д. Д’Инеса. В 1947 окончила Высшую национальную консерваторию драматического искусства. В 1947 впервые вышла на сцену в рамках Авиньонского театрального фестиваля, в 1948 была зачислена в труппу Театра «Комеди Франсез», с 1952 играла в Парижском народном театре. В кино с 1948. Снималась в фильмах: «Лифт на эшафот», «Опасные связи», «Любовники», «Блуждающий огонек», «За облаками», «Дневник горничной», «Колдовская любовь», «Жюль и Джим», «Залив ангелов», «Королева Марго», «Вальсирующие», «Ночь», «Проклятые короли», «Прощальный букет», «Леди в Париже» и др. Всего сыграла более чем в 100 кинолентах. Режиссер фильмов «Свет» и «Девушка-подросток», документальных проектов. В середине 1990-х создала собственную актерскую киношколу в Париже. В 1975 и 1995 возглавляла жюри МКФ в Канне, в 1983 — в Западном Берлине, в 2006 — в Сан-Себастьяне. Обладательница приза Каннского МКФ (1960), премии «BAFTA» (1963, 1967, 1996), приза «Золотой лев» Венецианского МКФ за вклад в развитие кино (1991), премии «Сезар» (1992, 1995, 2008), премии Европейской академии киноискусства (1997), почетной «Золотой пальмовой ветви» (2003), приза «Золотой медведь» Берлинского МКФ (2005), специальной премии им. К. С. Станиславского «Верю!» XXVII Московского МКФ (2005) и др. Офицер ордена Почетного легиона (Франция), великий офицер французского ордена «За заслуги», командор французского ордена Искусств и литературы.

 

ЯНВАРЯ

События в России и мире:

 

2003 — 15 лет назад — Министерством культуры РФ учреждается Национальный филармонический оркестр России (НФОР). Главной целью создания оркестра стало дальнейшее развитие лучших традиций отечественного и мирового оркестрового исполнительства. Оркестр возглавил всемирно известный скрипач и дирижер, народный артист СССР Владимир Теодорович Спиваков. В его состав были приглашены лучшие оркестровые музыканты Москвы и Санкт-Петербурга. Оркестр дебютировал 26 сентября 2003 на концерте, посвященном памяти дирижера Е. Ф. Светланова (1928–2002) в Московском международном Доме музыки. С НФОРом сотрудничают и регулярно выступают выдающиеся дирижеры современности. Помимо В. Спивакова с НФОР постоянно готовят новые программы и дают концерты всемирно известные мастера — Дж. Конлон, А. Н. Лазарев, К. Пендерецкий, Г. Н. Рождественский, С. Сондецкис, Т. Зандерлинг, Х. Граф, М. Плассон и др. На счету оркестра выступления со знаменитыми певцами: Дж. Норман, П. Доминго, Х. Каррерасом, Д. Хворостовским, Р. Флеминг, М. Гулегиной и др. С оркестром играли прославленные солисты-инструменталисты, в их числе: скрипачи (Г. Кремер, Г. Шахам, Л. Корсиа, М. Камио), виолончелисты (Н. Гутман, К. Филлипс, Т. Васильева), пианисты (Б. Дуглас, В. Афанасьев, М. Рудь, Д. Мацуев, А. Гиндин и др.). Репертуар оркестра формируется как из произведений золотого фонда классической музыки, так и несправедливо забытых, а также специально написанных для оркестра сочинений. Своей важнейшей задачей НФОР считает преемственность наследия и традиций трех выдающихся отечественных дирижеров — Евгения Мравинского (1903–1988), Кирилла Кондрашина (1914–1081) и Евгения Светланова (1928–2002). Другой не менее важной задачей оркестр считает поддержку талантливых молодых музыкантов, создание условий для их творческой реализации и профессионального роста. Национальный филармонический оркестр России дает концерты не только в Москве, но и в различных регионах страны, ежегодно НФОР проводит 2–3 гастрольных тура по всем регионам России. За прошедшие годы оркестр стал одним из ведущих симфонических оркестров России.

 

В этот день родились:

 

1848 — 170 лет назад — СУРИКОВ Василий Иванович (1848–1916), художник. Академик Императорской АХ в Санкт-Петербурге (1893). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881) и Союза русских художников (1907). В 1869–1875 учился в Императорской АХ. Первой самостоятельной работой стала картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». С 1877 жил в Москве, получив заказ на роспись храма Христа Спасителя. Неоднократно совершал поездки по стране; посетил Германию, Францию, Австрию, Швейцарию, Италию, Испанию. Создатель масштабных исторических полотен («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин»), историко-бытовой картины «Посещение царевной женского монастыря», картины «Взятие снежного городка», а также портретов, пейзажей. С 1948 имя В. И. Сурикова носит Московский государственный художественный институт.

 

1873 — 145 лет назад — УШАКОВ Дмитрий Николаевич (1873–1942), языковед, филолог. Член-корреспондент АН СССР (1939). Составитель четырехтомного «Толкового словаря русского языка». В 1895 окончил историко-филологический факультет Московского университета. В разное время преподавал на Высших женских курсах, в Институте слова, Литературном институте им. А. М. Горького, МИФЛИ им. Н. Г. Чернышевского, МГУ им. М. В. Ломоносова. Один из создателей (1903) и председатель (с 1915) Московской диалектологической комиссии, редактор выпусков ее трудов (1904–1931). В опубликованной в 1911 книге «Русское правописание» проанализировал соотношение между правописанием и произношением в русской литературной речи, впервые обосновал необходимость реформы русской орфографии, а в 1917–1918 стал активным участником составления проекта орфографической реформы. В 1930-е Д. Н. Ушаков возглавлял Орфографическую комиссию Наркомпроса. Подготовленный им (в соавторстве с С. Е. Крючковым) «Орфографический словарь русского языка» выдержал более 30 изданий. В 1934–1940 работал над созданием «Толкового словаря русского языка». Этот словарь отнесен специалистами к числу обязательных в перечне словарных изданий XIX–XX вв. Группа учеников Д. Н. Ушакова образовала ядро «московской фонологической школы». Автор многочисленных работ по общему языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, морфологии, лексикографии, истории русского языка. Награжден орденом «Знак Почета» (1940).

 

1888 — 130 лет назад — ГРОССМАН Леонид Петрович (1888–1965), литературовед, писатель. В 1911 окончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе, там же начал преподавательскую деятельность. С 1921 преподавал в московском Высшем литературно-художественном институте (с 1924 — им. В. Брюсова), затем работал ученым секретарем литературной секции Государственной академии художественных наук, в литературно-художественном отделе Госиздата, позднее вновь преподавал в различных педагогических институтах Москвы. Публиковался с 1903. Основные работы посвящены творчеству Ф. М. Достоевского, других писателей XIX в., вопросам поэтики, драматургии и театра, связям русской литературы с общественной мыслью и западноевропейской литературой. Создатель литературоведческих произведений: «От Пушкина до Блока», «Пушкин» (в серии «ЖЗЛ»), «Пушкин в театральных креслах», «Преступление Сухово-Кобылина», «Театр Сухово-Кобылина», «Жизнь и труды Ф. М. Достоевского. Биография в датах и документах», «Н. С. Лесков» и др., многочисленных статей. Автор книг: «Записки Д’Аршиака», «Рулетенбург», «Бархатный диктатор».

 

1893 — 125 лет назад — ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович (1893–1984), писатель, литературовед, киновед. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Был близок к футуристам — В. Хлебникову, А. Е. Крученых, В. В. Маяковскому. В декабре 1913 в литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака» прочел доклад «Место футуризма в истории языка», из которого выросла затем концепция развития литературы, разрабатываемая им в течение жизни. В 1914 впервые выступил в печати с литературоведческими работами. Был в числе создателей и активных участников Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗ). Один из основателей и теоретиков формальной школы, рассматривавший словесное искусство как своеобразную конструкцию. Исследовал исторические соотношения социального бытия и ведущих идей времени с созданной в данную эпоху литературой. Большое место в его творчестве занимают работы о русских классиках, а также мемуарные, эпистолярные лирические книги. Опубликовал работы: «О теории прозы», «Художественная проза. Размышления и разборы», «Повести о прозе», «Тетива. О несходстве сходного», «Материал и стиль в романе Л. Толстого “Война и мир”», «Лев Толстой», «О Маяковском», «Встречи», «Жили-были», «Матвей Комаров, житель города Москвы», «Минин и Пожарский», «Сентиментальное путешествие», «ZOO. Письма не о любви, или Третья Элоиза», «Гамбургский счет» и др. Автор книг по теории кино и литературы, портретов С. М. Эйзенштейна, Л. В. Кулешова, Д. Вертова, А. П. Довженко; киносценариев. Лауреат Госпремии СССР (1979). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1939, 1963, 1973) и Дружбы народов (1983).

 

1953 — 65 лет назад — БАШМЕТ Юрий Абрамович, музыкант-альтист, дирижер. Народный артист СССР (1991), народный артист РСФСР (1989), заслуженный артист РСФСР (1983). Почетный академик Лондонской Академии искусств, почетный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (2004) и Музыкальной академии Киджи (Италия). Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству (с 2002) и Общественного совета при Министерстве обороны РФ. В 1976 окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, в 1976–1978 проходил там же ассистентуру-стажировку. С 1976 начал активную концертную деятельность. С 1978 солист Московской филармонии. Первый исполнитель ряда сочинений для альта, посвященных ему и написанных специально для него композиторами А. Г. Шнитке, С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисовым, А. В. Чайковским, А. Я. Эшпаем и др. В качестве солиста выступал в ансамблях с выдающимися музыкантами современности (М. Л. Ростроповичем, С. Т. Рихтером, Г. М. Кремером, В. В. Третьяковым, Н. Г. Гутман и др.) и с лучшими симфоническими оркестрами, с которыми с успехом исполнял произведения И. Брамса, Й. Гайдна, В. Шуберта, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, Л. ван Бетховена и др. В 1982 дебютировал в качестве дирижера. В 1992 Ю. Башмет создал Камерный ансамбль «Солисты Москвы», участниками которого стали талантливые молодые музыканты России, выпускники и аспиранты Московской консерватории. Совместно с «Солистами Москвы» записал несколько компакт-дисков, выпущенных крупнейшими радиокомпаниями мира. С 2002 художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». С 1978 преподает в Московской консерватории (с 1988 доцент, с 1995 профессор), завкафедрой альта оркестрового факультета (1996). С 1980 проводит мастер-классы в разных странах мира. Ю. Башмет является художественным руководителем ежегодного фестиваля музыки и живописи «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», проводимого в ГМИИ им. А. С. Пушкина (с 1998), возглавляет музыкальные фестивали «Эльба – музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, Музыкальные фестивали Юрия Башмета в Конельяно (Италия), Минске (Беларусь), Ярославле, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Пензе, Фестиваль камерных оркестров мира в Омске. Юрий Башмет — руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске, где его именем названа детская музыкальная школа № 1, и Юношеской музыкальной академии стран СНГ в Минске (Беларусь). В 2012 под артистическим руководством Юрия Башмета впервые был создан Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Созданный музыкантом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию им. Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства. Автор книги «Вокзал мечты». Лауреат Госпремии СССР (1986), Госпремии РФ (1993, 1996, 2001, 2014), Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975, II премия), Международного конкурса альтистов в Мюнхене (1976, I премия), премии «Award» в номинации «Лучшему музыканту-инструменталисту года» (1993), премии «Sonnings Musikfond» (Копенгаген, 1995), премии «Грэмми» и премии «Овация» (вместе с Камерным ансамблем «Солисты Москвы») (2008), Национальной премии «Россиянин года» (2013), премии «Скрипач на крыше» (Федерация еврейских общин в России, 2016). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III (2002) и IV (2013) степени, Почета (2008), Дружбы (2014), медалями. Имеет награды зарубежных государств. Обладатель почетного титула «Человек года-2000» Российского биографического общества. Почетный гражданин города Русе (Болгария, 2005).

 

ЯНВАРЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь