Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Всемирный день медицинских сестер



В этот день родились:

 

1828 — 190 лет назад — РОССЕТТИ Данте Габриел (1828–1882), английский поэт, переводчик, художник. Учился в Лондоне в рисовальной школе Х. Сэсса (с 1843), в Академии художеств (с 1845); работал в Лондоне. Создатель картин религиозной направленности: «Детство Девы», «Иисус в родительском доме», «Благовещение», «Прозерпина» и др. В 1848 стал одним из основателей «Прерафаэлитского братства» — общества английских писателей и художников, опиравшихся в своем творчестве на искусство раннего Возрождения — до Рафаэля и Микеланджело. Автор стихотворения «Благословенная отроковица», книг «Старые итальянские поэты», в которую вошли переводы из Данте, его предшественников и современников, сборников «Стихотворения» и «Баллады и сонеты». В качестве художника создал картины: «Юность Девы Марии», «Видение Данте», «Лукреция Борджиа», «Сон наяву», «Пандора» и др. Много работал как иллюстратор и оформитель книг, выполнял эскизы для витражей и панно, обращался к фотографии, монументально-декоративной живописи.

 

1923 — 95 лет назад — ЗУБКОВ Валентин Иванович (1923–1979), актер. Заслуженный артист РСФСР (1969). В 1941–1943 учился в Армавирской военной авиационной школе. Участник Великой Отечественной войны 1941–1945. После войны работал в организации «Спецконтрольпроект», занимался в самодеятельной театральной студии при МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1960 актер Центральной студии киноактера при киностудии «Мосфильм» (с 1968 — Театр-студия киноактера). В кино с 1945. Снимался в фильмах: «Это начиналось так…», «Коммунист», «Летят журавли», «Над Тиссой», «Трое вышли из леса», «Отчий дом», «Евдокия», «Человек идет за солнцем», «Северная повесть», «Иваново детство», «На войне как на войне», «Последний форт», «С тобой и без тебя» и др.

 

1933 — 85 лет назад — ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (1933–2010), поэт, прозаик. Почетный член РАО (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и др. Поэтический талант Вознесенского проявился еще в детстве. В четырнадцатилетнем возрасте он послал свои стихи Б. Л. Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. В 1957 окончил Московский архитектурный институт. В 1958 в периодической печати были опубликованы первые стихи. В 1960 вышли первые сборники стихов поэта — «Парабола» и «Мозаика». Печатался в журналах («Новый мир», «Дружба народов», «Огонек», «Знамя»), в газетах. С 1961 произведения Вознесенского постоянно переводятся на иностранные языки. В марте 1963 на собрании творческой интеллигенции в Кремле Андрей Вознесенский подвергся разгромной критике со стороны Н. С. Хрущева. После этого разноса по стране началась кампания проработок и разоблачений. Перу А. А. Вознесенского принадлежат поэтические сборники: «Антимиры», «Ахиллесово сердце», «Стихи», «Тень звука», «Взгляд», «Выпусти птицу!», «Дубовый лист виолончельный», «Витражных дел мастер», «Соблазн», «Избранная лирика», «Безотчетное», «Иверский свет», «Прорабы духа», «10, 9, 8, 7...», «Аксиома самоиска», «Россия Poesia», «Видеомы», «Гадание по книге. Вещи последних лет», «Cazino “Россия”», «Жуткий Crisis Супер Стар», «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе», «Страдивари состраданья», «Колокол», «СтиXXI», «Тьмать» и др. Цикл стихов «Антимиры» был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В. Высоцкий. На Таганке был поставлен также спектакль «Берегите ваши лица», снятый сразу же после премьеры. На стихи А. Вознесенского композитором А. Л. Рыбниковым была создана рок-опера «“Юнона” и “Авось”», поставленная режиссером М. А. Захаровым в июле 1981 в Театре им. Ленинского комсомола (с 1990 — Театр «Ленком»). На стихи А. Вознесенского написаны многие популярные эстрадные песни, в т. ч.: «Миллион алых роз», «Песня на «бис» и «Полюбите пианиста» (музыка Р. Паулса); «Верую в тебя» и «Начни сначала» (музыка Е. Мартынова); «Двенадцать дней» (музыка И. Николаева); «Запомни этот миг», «Благодарю», «Не исчезай» и «Ностальгия» (музыка М. Таривердиева); «Памяти поэта» и «Песчаный человек» (музыка Д. Тухманова); «Год любви», «Пушинка белая», «Москва-река» и «Парижский снег» (музыка А. Бабаджаняна); «Дальняя песня», «Первый лед» и «Разлука» (музыка О. Фельцмана) и др. Он автор мемуарной прозы, публицистики, эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимался переводами, активно участвовал в организации авторских вечеров молодых поэтов. В 1979 публиковался в неподцензурном альманахе «Метрополь». По инициативе А. Вознесенского и при его активном участии был создан Дом-музей Бориса Пастернака в Переделкине (открылся в 1990). Лауреат Госпремии СССР (1978), премии Правительства РФ в области культуры (2010, посмертно), премии Международного форума поэтов в Нью-Йорке (1978), премии «Золотой венец» Стружского фестиваля поэзии (Югославия), премии «Коммон уэлс» (США, 1988), премии «Литературной газеты» (1989). Обладатель диплома почетного кавалера газеты «Вечерний клуб» (1997), Золотого почетного знака «Общественное признание» (2003). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III (2004) и II (2008) степени, Трудового Красного Знамени (1983). На Парижском фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала А. А. Вознесенского «самым великим поэтом современности».

 

1938 — 80 лет назад — АДЫРХАЕВА Светлана Дзантемировна, артистка балета. Народная артистка СССР (1984), народная артистка РСФСР (1974), народная артистка Северо-Осетинской АССР (1963), народная артистка Республики Южная Осетия (2008). В 1955 окончила Ленинградское хореографическое училище, в 1980 — балетмейстерское отделение ГИТИСа им. А. В. Луначарского. С 1955 танцевала в Челябинском театре оперы и балета. В 1960–1988 солистка балетной труппы Большого театра. Исполняла партии в балетах: «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, «Гаяне» и «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Каменный цветок» С. С. Прокофьева, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, «Дон Кихот» Л. Минкуса и др. В 1991–1996 была художественным руководителем Театра балета Светланы Адырхаевой. В 1978–1981 преподавала методику классического танца в ГИТИСе им. А. В. Луначарского, в 1995–2001 — классический танец в Академии хореографии Нового гуманитарного университета Наталии Нестеровой. С 2001 балетмейстер-репетитор Большого театра, с 2013 входит в состав Художественного совета балетной труппы Большого театра. Удостоена приза «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (2009). Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1976), «Знак Почета» (1960), «Слава Осетии» (Республика Северная Осетия — Алания, 2013), Почета (Республика Южная Осетия, 2013), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2014). В 2001 имя Светланы Адырхаевой было присвоено Владикавказской балетной школе-студии.

 

1948 — 70 лет назад — ОРЛОВА Наталья Вячеславовна, режиссер, художник анимационного кино. Заслуженный деятель искусств РФ (2013). Член Национальной академии кинематографических искусств и наук России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». В 1967 окончила художественную школу при МГХИ им. В. И. Сурикова, в 1973 — ВГИК, в 1985 — Высшие курсы сценаристов и режиссеров. В 1973–1992 работала на киностудии «Союзмультфильм» (с 1985 как режиссер), с 1993 — на студии «Кристмас Филмз», с 1994 — на киновидеостудии «Человек и время». С 2000 художественный руководитель и режиссер студии «Анимос». Постановщик мультипликационных фильмов: «Про дудочку и птичку», «Тайна третьей планеты», «Гамлет», «Ричард III», «Моби Дик», «Каштанка» и др. В качестве художника работала над мультфильмами: «Серебряное копытце», «Мышонок Пик», «Чудеса в решете» и др. Лауреат Госпремии СССР (1982), премии «Эмми» (1993), МКФ в Нью-Йорке (1993, золотая медаль; 1995, медаль), премии «Ника» (2005) и др.

 

1953 — 65 лет назад — МАТРОСОВА (ЛЯШЕНКО) Зинаида Григорьевна, актриса. Заслуженная артистка РФ (1999). В 1975 окончила ГИТИС им. А. В. Луначарского и была принята в труппу Театра сатиры. Исполняла роли в спектаклях: «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Ворон» К. Гоцци, «У времени в плену» А. П. Штейна, «Орнифль» Ж. Ануя, «Муж и жена снимут комнату» М. М. Рощина, «Родненькие мои» А. С. Смирнова и др. Снимается в кино. Преподает на актерском факультете ГИТИСа (доцент кафедры мастерства актера).

 

1958 — 60 лет назад — ИВАЩЕНКО Алексей Игоревич, бард, актер. В 1980 окончил географический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1985 — актерское отделение ВГИКа. Работал в Театре-студии киноактера, на киностудии «Мосфильм», в рекламном агентстве, в Театре «Современная опера». Член творческого дуэта «Алексей Иващенко и Георгий Васильев», известного как «Иваси». С 1973 пишет песни на свои стихи, а также совместно с Г. Васильевым; с ним же выступает уже много лет с концертными программами. Дуэт участвовал в бардовском проекте «Песни нашего века» (1999–2001), своими силами выпустил около десяти альбомов. Занимается также озвучанием в кино и на телевидении, работал над постановкой мюзиклов «Норд-Ост» и «Обыкновенное чудо». Профессионально занимается переводом мюзиклов: именно в его переводе в России были поставлены мюзиклы «Звуки музыки», «Русалочка», «Призрак оперы», «Поющие под дождем», «Золушка». Выпустил книгу песен «Глафира и Ко».

 

1958 — 60 лет назад — КОРОТКОВА Татьяна Ивановна, актриса. Заслуженная артистка РФ (2006). В 1982 окончила Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина; была принята в труппу Малого театра. Исполнительница ролей в постановках: «Вишневый сад» и «Чайка» А. П. Чехова, «Мамуре» Ж. Сармана, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Женитьба Бальзаминова», «Доходное место» и «Свои люди — сочтемся!» А. Н. Островского, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова, «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, «Накануне» И. С. Тургенева, «Пир победителей» А. И. Солженицына, «Коварство и любовь» и «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, «Умные вещи» С. Я. Маршака и др. В кино снималась в фильмах: «Адвокат», «Аэропорт», «Закон и порядок», «Прощеное воскресенье», «Фотограф», «Папаши», «Дорога домой», «Жемчуга» и др. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999).

 

МАЯ

День Черноморского флота

События в России и мире:

 

1783 — 235 лет назад — Основывается Черноморский флот. В Ахтиарскую бухту, на берегах которой впоследствии будет заложен порт и город Севастополь, из Керчи перебазирован отряд из 11 кораблей упраздняемой Азовской флотилии. Позднее к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии, которые составили ядро нового флота. Черноморский флот успешно действовал в войнах России с Турцией, Францией и другими государствами. Начиная с 1996, 13 мая ежегодно отмечается как День Черноморского флота.

 

В этот день родились:

 

1893 — 125 лет назад — ТИПОТ (ГИНЗБУРГ) Виктор Яковлевич (1893–1960), театральный деятель, драматург, режиссер. В 1918 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1920-е был автором и режиссером Одесского театра миниатюр КРОТ, в 1922–1924 работал в московском кабаре «Не рыдай», а после его закрытия — в Театре миниатюр «Кривой Джимми». В 1924 участвовал в создании Московского театра сатиры, до 1927 был его художественным руководителем. В 1928 стал организатором и художественным руководителем Театра обозрений Дома печати (1928–1930), тесно связанного с авторским коллективом журнала «Крокодил». В сезон 1930/31 возглавлял эстрадный отдел (театр миниатюр) Центрального театра Красной армии. В 1938 (совместно с Д. Гутманом) создал Московский театр эстрады и миниатюр, которым руководил в течение года. Соавтор либретто знаменитых советских оперетт: «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова, «Девичий переполох» Ю. С. Милютина, «Вольный ветер» и «Сын клоуна» И. О. Дунаевского. Автор юмористических номеров и скетчей для артистов эстрады 1950-х, воспоминаний о И. О. Дунаевском.

 

1898 — 120 лет назад — ЭРМЛЕР Фридрих Маркович (БРЕСЛАВ Владимир Маркович) (1898–1967), режиссер. Народный артист СССР (1948), заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). В 1923–1924 учился на актерском факультете Ленинградского института экранного искусства, в 1929–1931 — в Киноакадемии. В 1924 стал одним из организаторов Кино-экспериментальной мастерской («КЭМ»). С 1940 был художественным руководителем киностудии «Ленфильм». Постановщик историко-документальной ленты «Перед судом истории» (1965) и художественных фильмов: «Катька — бумажный ранет» (совместно Э. Ю. Иогансоном), «Дом в сугробах», «Обломок империи», «Встречный» (совместно с С. И. Юткевичем), «Великий гражданин», «Она защищает Родину», «Великий перелом», «Неоконченная повесть» и др. Лауреат Госпремии СССР (1941, 1946 — дважды, 1951), МКФ в Канне (1946, Гран-при). Награжден орденами Ленина (1935), Трудового Красного Знамени (1950).

 

1923 — 95 лет назад — ПАСТУХОВ Николай Исаакович (1923–2014), актер. Народный артист РСФСР (1977). Участник Великой Отечественной войны 1941–1945. В 1941 учился в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина. В 1953–1957 работал в Тамбовском драматическом театре им. А. В. Луначарского, в 1957–1958 — в московском Театре «Современник», в 1945–1953 и с 1958 — в труппе Центрального театра Советской армии (с 1993 — Центральный театр Российской армии). На театральную сцену выходил в спектаклях: «Дядя Ваня» А. П. Чехова, «Старик» и «На дне» М. Горького, «Лес», «Поздняя любовь» А. Н. Островского, «Холостяк» И. С. Тургенева, «Много шума из ничего» У. Шекспира, «Бесы» Ф. М. Достоевского, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, «Закон вечности» Н. В. Думбадзе и др. В кино снимался в фильмах: «Укрощение строптивой», «Станционный смотритель», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «День свадьбы придется уточнить», «От зари до зари», «Презумпция невиновности», «Как живете, караси?», «Стрелец неприкаянный», «Кризис среднего возраста», «Черный мяч», «Вы не оставите меня» и др. Лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства (2003), IX ВКФ во Фрунзе (1976, II премия за исполнение мужской роли), премии «Золотая маска» (2005). Обладатель медали Пушкина (1999) и медали им. А. Д. Попова (1978). Награжден орденами Почета (2000), Красной Звезды (1945), Отечественной войны II степени (1985), медалями.

 

1923 — 95 лет назад — ШВАРЦ Исаак Иосифович (1923–2009), композитор. Народный артист РФ (1996), заслуженный деятель искусств РСФСР (1984). В 1951 окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. Создатель симфоний, балетов «Накануне» и «Страна чудес», музыки к театральным спектаклям и др. В разное время сотрудничал с такими выдающимися режиссерами, как Г. А. Товстоногов, А. А. Гончаров, Л. В. Якобсон и др. С 1958 работал в кино. Внес значительный вклад в развитие отечественной киномузыки. Автор музыки к фильмам: «Балтийское небо», «Дикая собака Динго», «Женя, Женечка и “катюша”», «Братья Карамазовы», «Белое солнце пустыни», «Проверка на дорогах», «Станционный смотритель», «Соломенная шляпка», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Из жизни отдыхающих», «Вы чье, старичье?», «Дерсу Узала», «Звезда пленительного счастья», «Мелодии белой ночи», «Сто дней после детства», «Не стреляйте в белых лебедей», «Нас венчали не в церкви», «Блондинка за углом», «Выйти замуж за капитана», «Законный брак», «Не будите спящую собаку», «Белый король, красная королева», «Луна-парк», «Дикарка», «Империя под ударом», «Дом на набережной» и др. Всего написал музыку более чем для 110 картин. Лауреат Госпремии РФ (1998), премии Президента РФ в области литературы и искусства (2004), премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры (2008), премии «Ника» (1993, 2000, 2001), Царскосельской художественной премии (2000). Обладатель многочисленных наград МКФ в номинации «За лучшую музыку к фильмам». Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003).

 

1938 — 80 лет назад — МОРОЗОВ Станислав Федорович, художник-постановщик. Заслуженный деятель искусств РФ (2009). В 1962 окончил Московский архитектурный институт, до 1967 был архитектором в проектном институте. С 1968 работал художником-постановщиком Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения, в феврале 1998 стал главным художником телеканала «Культура». Сотрудничал с Театром им. Вл. Маяковского, Театром им. Евг. Вахтангова, Театром на Малой Бронной, Театром им. М. Н. Ермоловой, Театром «У Никитских Ворот» п/р М. Розовского. Работал с режиссерами: А. В. Эфросом (спектакль «Ромео и Джульетта»), М. М. Козаковым («Это случилось в Виши»), Р. Г. Виктюком («Игроки», «Манон Леско»), П. Н. Фоменко («Повести Белкина», «Пиковая дама»), М. Г. Розовским («Метель», «Мирандолина», «Экклезиаст») и др. Работал художником-сценографом в Австрии, Чехии, Франции, Бельгии. С 1992 преподает на кафедре сценографии в РАТИ-ГИТИСе (завкафедрой, руководитель мастерской, профессор). Лауреат премии «Хрустальная Турандот» (1996).

 

МАЯ

В этот день родились:

 

1888 — 130 лет назад — ДЕМЬЯНОВ Николай Иванович (1888–1960), хоровой дирижер, музыковед, педагог. В 1907 окончил Московское синодальное училище церковного пения. С 1918 инструктор по хоровой самодеятельности, методист Всесоюзного дома самодеятельного искусства им. Н. К. Крупской. До 1920 преподавал хоровое пение в школах, на различных курсах, в 1920–1936 — теоретические предметы в музыкальных техникумах Москвы, в 1936–1941 заведовал музыкальным отделом Московского городского дома художественной самодеятельности. В 1936–1947 был лектором по методике хоровой работы, преподавателем хора и сольфеджио, в 1950–1958 — преподавателем теоретических предметов в Московской консерватории. Организатор хоровой самодеятельности, вел массовую работу, организовывал самодеятельные хоровые кружки, разрабатывал методику обучения хоровому пению. Автор книг и статей по хоровому делу и массовой музыкальной работе, составитель хрестоматий, песенных сборников и др.

 

1888 — 130 лет назад — СТРЕЛЬНИКОВ (МЕНЗЕНКАМПФ) Николай Михайлович (1888–1939), композитор, музыкальный критик, дирижер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939). В 1909 окончил Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге, в 1911 поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1918–1928 работал в журнале «Жизнь искусства», в 1919–1921 — в Музыкальном отделе Наркомпроса. В 1919–1920 преподавал в Петроградском театральном училище. В 1922–1939 был заведующим музыкальной частью и дирижером ТЮЗа в Ленинграде. Один из основоположников жанра отечественной оперетты («Черный амулет», «Холопка», «Чайхана в горах», «Завтра утром», «Сердце поэта» и др.). Написал музыку к фильмам («Леночка и виноград», «Путешествие в Арзрум», «Чудесный корабль»), романсы, инструментальные и вокальные произведения и др. Автор статей, посвященных истории музыки, а также концертных и театральных рецензий.

 

1928 — 90 лет назад — ПРОКОФЬЕВА (ФЕЙНБЕРГ) Софья Леонидовна, писательница, драматург, сценарист. После окончания в 1955 графического факультета МГХИ им. В. И. Сурикова работала художником-иллюстратором. В начале 1950-х начала писать сказки для детей. В 1957 вышла ее первая книга — «Кто лучше?» Автор сказочного цикла «Повелитель волшебных ключей», повестей-сказок («Приключения желтого чемоданчика», «Оставь окно открытым», «Не буду просить прощения», «Тайна хрустального замка», «Пока бьют часы», «Девочка-свеча» и др.). С. Прокофьева известна также пересказами произведений европейского фольклора для детей. Сценарист мультипликационных фильмов («Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Маша больше не лентяйка», «Ученик волшебника»), игровых кинолент («Пока бьют часы», «Приключения желтого чемоданчика», «Без свидетелей» и др.). Создатель театральных пьес: «Кот в сапогах», «Василиса Прекрасная» (в соавторстве с Г. Сапгиром), «Стрела Робин Гуда», «Андрей Стрелок и Марья Голубка» (совместно с И. Токмаковой) и др. Лауреат ряда международных премий, обладатель серебряной медали Биеннале в Венеции.

 

1948 — 70 лет назад — ЗЕМЕКИС Роберт Ли, американский режиссер, сценарист, продюсер. Учился в Школе кинематографического искусства при университете Южной Калифорнии. В качестве режиссера поставил киноленты: «Роман с камнем», «Назад в будущее», «Байки из склепа», «Форест Гамп», «Контакт», «Изгой», «Беовульф», «Союзники» и др. Сценарист фильмов: «Подержанные автомобили», «Чужая территория», «1941» и др. Занимается продюсированием художественных («Корабль-призрак», «Дом восковых фигур») и анимационных («Рождественская история», «Тайна красной планеты») фильмов. Лауреат премии «Оскар» в номинации «Лучший режиссер» (1995), премии «Золотой глобус» (1995).

 

МАЯ

Международный день семьи

События в России и мире:

 

1738 — 280 лет назад — В Санкт-Петербурге императрицей Анной Иоанновной основывается «Танцевальная Ея Императорского Величества школа» (ныне — Академия русского балета им. А. Я. Вагановой). Инициатором создания и первым педагогом школы стал французский танцмейстер Жан Батист Ланде. Занятия проводились в специально оборудованных комнатах Зимнего дворца. Обучение было рассчитано на три года, со второго года воспитанники уже должны были участвовать в спектаклях. В разные годы выпускниками были такие выдающиеся представители российского балета, как А. Истомина, А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нижинский, Г. Уланова, Ю. Григорович, Н. Дудинская, Р. Нуреев, М. Барышников, У. Лопаткина, Д. Вишнева и др.

 

1918 — 100 лет назад — Открывается для читателей Центральная библиотека города Ижевска и Ижевского уезда (ныне — Национальная библиотека Удмуртской Республики). При открытии ее фонд насчитывал ок. 8 тыс. экз. книг и ок. 10 тыс. экз. периодических изданий. Основными источниками для формирования фонда библиотеки стали книжные фонды крупнейших библиотек Ижевска того времени. В 1963 библиотеке был присвоен статус научной. В настоящее время Национальная библиотека — крупнейшая универсальная библиотека Удмуртской Республики. Ежегодно ее услугами пользуются 17 тыс. читателей, книговыдача из фондов библиотеки составляет 210 тыс. документов, ее сайт посещают более 700 тыс. пользователей. Фонд Национальной библиотеки, насчитывающий ок. 1,5 млн экземпляров документов, включает книги, рукописи, периодические издания, компакт-диски, грампластинки, электронные издания. Библиотека является хранилищем национальной книги.

 

События в Москве:

 

1948 — 70 лет назад — Проходит первое выступление хореографического ансамбля «Березка» (ныне — Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» им. Н. С. Надеждиной). В этот день на сцене московского театра «Эрмитаж» зрители увидели девичий хоровод на музыку народной песни «Во поле березонька стояла». Название ансамбля произошло от первой постановки — русского девичьего хоровода «Березка», исполняемого с ветвями березы в руках. В ансамбль, основанный балетмейстером Н. С. Надеждиной (1908–1979), вошли лучшие участницы художественной самодеятельности и выпускницы Московского хореографического училища. Первоначально ансамбль был женским, его программу составляли плавные хороводы, шуточные танцы, а также построенные на русских народных танцах и песнях жанровые сценки. В 1959 в ансамбле появилась мужская группа. С 1979 художественным руководителем ансамбля является народная артистка СССР Мира Михайловна Кольцова.

 

В этот день родились:

 

1848 — 170 лет назад — ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848–1926), художник, архитектор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1878). Академик Санкт-Петербургской АХ (1893). В 1867–1868 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников, в 1868–1875 — в Императорской АХ в Санкт-Петербурге. С 1878 жил в Москве. Один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте, основатель фольклорно-исторического жанра. В 1915 участвовал в создании Общества возрождения художественной Руси. Автор жанровых картин, лирических и монументально-эпических полотен на темы русской истории, былин и сказок: «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Богатыри», «Кощей Бессмертный», «Ковер-самолет», «Битва русских со скифами», «Три царевны подземного царства» и др. В качестве театрального художника создал декорации к пьесе-сказке «Снегурочка» А. Н. Островского, трагедии И. В. Шпажинского «Чародейка» в Малом театре, опере А. С. Даргомыжского «Русалка» в Частной русской опере С. И. Мамонтова. Как монументалист выполнил большую часть росписей Владимирского собора в Киеве, панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве. По эскизам В. М. Васнецова построены церковь (совместно с В. Д. Поленовым) и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве. Разработал эскиз фасада, объединившего постройки Третьяковской галереи, а также эскиз дома И. Е. Цветкова на Пречистенской набережной, воспроизводящий формы московской архитектуры XVII в. Выполнил иллюстрации к поэме «Песня про купца Калашникова» в юбилейном издании сочинений М. Ю. Лермонтова, к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина и др.

 

1873 — 145 лет назад — ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич (1873–1945), композитор, дирижер, педагог. В 1898 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, где учился в классе композиции Н. А. Римского-Корсакова. С 1898 дирижировал хором Мариинского театра, в 1906–1909 был дирижером театра. В 1908–1913 работал в петербургском Народном доме. Дирижировал концертами Русского музыкального общества, «Русскими симфоническими концертами». В 1909–1914 участвовал в дягилевских «Русских сезонах» в Париже. В 1905–1918 преподавал в Санкт-Петербургской консерватории, где основал первый в России класс дирижирования. В 1918–1921 был директором Тбилисской консерватории и дирижером оперного театра. В 1921 эмигрировал, жил во Франции, где стал одним из основателей и педагогов Русской консерватории в Париже. Автор балетов «Павильон Армиды», «Нарцисс и Эхо», «Золотая рыбка»; опер «Ванька-ключник» и «Сват», симфонических, камерных инструментальных и вокальных произведений, хоров и др.

 

1933 — 85 лет назад — ХРУЦКИЙ Эдуард Анатольевич (1933–2010), писатель, сценарист. Заслуженный деятель искусств РФ (2003). Окончил Калининградское военно-инженерное училище им. А. А. Жданова. Более двадцати лет работал в редакциях центральных газет и журналов. Литературной деятельностью занимался с конца 1960-х. Был автором-составителем ежегодных сборников «Поединок», редактором военно-приключенческого приложения к журналу «Сельская молодежь» — альманаха «Подвиг». Начал публиковаться в 1972. Автор многочисленных произведений детективного жанра, в т. ч. трилогии («Приступить к ликвидации», «По данным уголовного розыска», «Четвертый эшелон»), романов («Шпион», «Истина», «Операция прикрытия», «Место преступления — Москва», «Полицейский», «Осень в Сокольниках» и др.). Сценарист фильмов: «Ночь над городом», «По данным уголовного розыска», «Последняя осень», «Дом свиданий», «На углу у Патриарших…» и др. Лауреат литературных премий МВД СССР, СП РСФСР и др. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008), Красной Звезды, медалями.

 

1958 — 60 лет назад — КОРЖЕНКОВ Александр Васильевич, актер, режиссер, мастер художественного слова. Заслуженный артист РФ (1994). Член Союза театральных деятелей (1992). Окончив в 1985 ГИТИС им. А. В. Луначарского, создал Студию чтеца в ДК «Созидатель», преподавал сценическое движение на режиссерских семинарах, организованных ВТО в различных городах России, работал каскадером в кино. В 1987–1999 был актером Театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина. На его сцене играл в спектаклях: «Что наша жизнь?» А. М. Арканова, «Геркулес и Авгиевы конюшни» Ф. Дюрренматта, «Голый король» Р. Киплинга, «Служанки» Ж. Жене, «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера, «Превращение» Ф. Кафки, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта и др. Участвовал в постановках Театра-студии п/р. О. Табакова, Театра Антона Чехова, Театра-студии «Человек», театрального агентства «ЛеКур» и др. Как режиссер поставил спектакли: «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка в Театре «Сатирикон», «Зойкина квартира» М. А. Булгакова, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в Театре «Elisabethbuhne» (Зальцбург, Австрия), «Ученик чародея» в Центральном доме актера им. А. А. Яблочкиной и др. В качестве чтеца участвует в различных программах и творческих вечерах. В кино с 1977. Снимался в фильмах («Странная женщина», «Шальная баба», «Мастер и Маргарита», «Сочинение ко Дню Победы» и др.) и телесериалах («Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII», «Не родись красивой», «Ранетки», «Институт благородных девиц» и др.). Обладатель ряда театральных призов.

 

МАЯ

В этот день родились:

 

1923 — 95 лет назад — ВАНСЛОВ Виктор Владимирович, искусствовед, художественный критик. Доктор искусствоведения (1964). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984). Член-корреспондент (1973), действительный член (1988), член Президиума (1998) РАХ. Член СК (1951), ВТО (ныне — Союз театральных деятелей, 1961), СХ (1965). В 1944 окончил литературный факультет Барнаульского педагогического института, в 1948 — теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. Работал редактором в издательстве «Музгиз», научным сотрудником в Институте философии АН СССР, лектором по эстетике, критиком в области музыкального театра и театрально-декорационного искусства во Всероссийском театральном обществе (ВТО). С 1963 сотрудник, с 1988 директор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. Автор книг: «Опера и ее сценическое воплощение», «Изобразительное искусство и музыкальный театр», «Эстетика романтизма», «О станковом искусстве и его судьбах», «Изобразительное искусство и проблемы эстетики», «Изобразительное искусство и музыка», «Эстетика. Искусство. Искусствознание», «Отзвуки минувшего. Искусство и жизнь в прошедшем веке», «Портреты-воспоминания», «Образы искусства», «Волшебник театральной сцены», «Хореограф Юрий Григорович», «В мире балета», «Искусств прекрасный мир» и др. Один из авторов и редакторов таких фундаментальных изданий, как пятитомная антология «Памятники мировой эстетической мысли», книг («Пути развития русского искусства конца XIX — начала XX века», «Художники-передвижники» и др.). Лауреат премии Правительства РФ в области культуры (2006), премии города Москвы в области литературы и искусства (2011). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998), Дружбы народов (1993), золотой медалью АХ СССР (1971), золотой медалью РАХ (2005), медалью «За заслуги перед Академией художеств» (2007). Отмечен благодарностью Президента РФ (2008).

 

1938 — 80 лет назад — ЗАПАШНЫЙ Мстислав Михайлович (1938–2016), артист цирка. Народный артист СССР (1990), народный артист РСФСР (1980), заслуженный артист РСФСР (1971). В 1971 окончил режиссерский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского. Представитель одной из старейших цирковых династий. Карьеру в цирке начал в 1944 как акробат, впоследствии выступал во многих жанрах циркового искусства (воздушная гимнастика, высшая школа верховой езды, дрессура). Создатель выдающиеся работ в различных жанрах (в т. ч. «Акробаты-вольтижеры на лошадях»), воздушных аттракционов «К звездам» и «Союз-Аполлон», уникального в практике мирового цирка аттракциона «Слоны и тигры». Режиссер-постановщик и сценарист крупных тематических спектаклей и представлений. В 1992–2003 был художественным руководителем и директором Сочинского цирка, в 2003–2009 — генеральным директором Российской государственной цирковой компании (Росгосцирк). Лауреат Госпремии РФ (1997). Обладатель золотого приза Национальной премии «Циркъ-2002», приза «Золотая богиня» за уникальную дрессуру (Япония, 1980), серебряного кубка «Лучший дрессировщик» (Генуя, 1994), шести международных золотых медалей. Удостаивался высших наград многих международных конкурсов циркового искусства. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1994), Почета (2009), почетной грамотой Правительства РФ (1998).

 

1953 — 65 лет назад — ЯКОБСОНС Янис Янович, актер. Заслуженный артист РФ (2007). Окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Работал в Рижском ТЮЗе, в московском Новом драматическом театре. В 1988–2012 актер Театра им. Н. В. Гоголя. Играл роли в спектаклях: «Бешеные деньги» А. Н. Островского, «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, «Чужой ребенок» В. В. Шкваркина, «Дураки на периферии» А. П. Платонова, «А поутру они проснулись» по повести В. М. Шукшина, «Утомленная счастьем» Ф. Дорен, «Женщин похищать опасно» Л. Вернейля и др. С 2012 в труппе Московского театрального центра «Вишневый сад» п/р Александра Вилькина, где занят в постановках: «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Грустный анекдот» по Шолом-Алейхему, «Двенадцатая ночь, или Как вам будет угодно» по У. Шекспиру, «Ночь перед Рождеством» по Н. В. Гоголю, «Тринадцатая звезда» В. И. Ольшанского. В кино снимался в фильмах: «Большая перемена», «Дерсу Узала», «Красные колокола», «Исаев» и др.

 

1968 — 50 лет назад — ЯНИН Геннадий Петрович, артист балета. Заслуженный артист РФ (1999). В 1986 окончил Московское академическое хореографическое училище и был принят в труппу Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где танцевал в балетах: «Ромео и Джульетта» и «Золушка» С. С. Прокофьева, «Сильфида» Х. Левенскольда и др. Параллельно выступал в спектаклях Театра «Кремлевский балет». В 1995 был приглашен в балетную труппу Большого театра. Исполнитель сольных партий в спектаклях: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Баядерка» и «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина, «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Тщетная предосторожность» Л. Герольда, «Золотой век» и «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича, «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, «Петрушка» И. Ф. Стравинского и др. В 2003–2011 заведовал балетной труппой Большого театра. В настоящее время солист балета, работающий по контракту. С 2009 ведущий телевизионного альманаха по истории музыкальной культуры «Абсолютный слух» на канале «Культура». Лауреат Международного балетного конкурса в Риети (Италия, 1992, I премия), Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2004, специальный приз жюри).

 

МАЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь