Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Образный подход к воспитанию
Объединяющей национальной идеей россиян может стать воспитание патриота Российской Федерации, если рассматривать этот процесс как создание образцовым воспитателем условий для переживания воспитанником всех граней созидательной любви: к себе, своим ближним и Родине. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В связи с этим возникает закономерный вопрос: Образы какого человека, какой семьи, какого общества и какого государства являются идеальными и оптимальными для личности, для самоопределения и социализации обучающегося и для Российской Федерации? Отсутствие ответа на этот вопрос приводит к необязательности, вторичности воспитания в образовательной работе, к превращению воспитания в нерегламентированную, слабо обеспеченную теоретически, методически и организационно деятельность воспитателей и субъективную воспитательную деятельность семьи. Ответ же на данный вопрос позволит разграничить воспитание на деятельность воспитателей, развивающих личность, и на общественно-государственное согласование социокультурных, духовно-нравственных ценностей, правил, норм поведения для достижения идеальных образов человека, семьи, общества и государства. Такое согласование идеальных образов станет фундаментом общественно-государственного строительства и продвижения России в будущее. В русском языке «образование» - придание образа (церковное понятие образа, в греческом ε κ π α ί δ ε υ σ η однокоренное с «иконой», в немецком Bildung - образ, картина) тому, что его не имеет. Тому, что изначально без образа, то есть безобразно. В русском языке образование – это придание смысла бессмысленному. В английском языке термин «education» (обозначающий образование) существует с середины 15 века, не имеет корневой морфемы «образ», состоит из латинских слов " ex" (вне, из) и " ducere" (duke – герцог в значении лидер, командир, правитель провинции). То есть дословно: «тот, кто вне герцога», т.е. неуправляемый, самостоятельный. Заметна существенная ментальная разница. Если для русскоязычной системы ценностей образование есть придание смыслов, то для англо-саксонской культуры – это воспитание индивидуальности, лидера, действующего самостоятельно. Образование традиционно определяется как создание человека по определённому образу и подобию. В этом определении содержится смысл как религиозный (высшая истина как религиозный образ, достигаемый каждым человеком), так и светский культурно-исторический (как способ создания своего образа, соотносимый с образом ближнего и образом человечества в целом). Каждый человек является плодом своего воображения. Воспитать и обучить человека могут другие люди, книги, фильмы, интернет. Образовывать себя человек может только сам. Смотря в зеркало или в глаза других людей во время взаимодействия, человек видит свой образ: счастливого или несчастного, здорового или нездорового, красивого или некрасивого. Как правило, отражение человека не обманывает: считающие себя счастливыми, здоровыми и красивыми – такими же и отражаются зеркалами и окружающими людьми. Образное (общественно-государственное) образование – это наличие на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях чёткого образа (истины, человека, группы, территории), с достижением которого согласно большинство граждан. Наличие такого образа задаёт смысл существования человека, семьи и человечества в целом. Неслучайно многие тысячелетия люди сохраняют и оберегают религиозные образы Бога, Моисея, Иисуса Христа, пророка Мухаммеда, Будды. Какой идеальный образ мы желаем получить в системе отечественного образования? Именно ответ на этот вопрос позволяет: - трактовать исторические события, сформировать отношение к различным историческим личностям и современникам; - отобрать нужные опыт, практики и задания; - подготовить необходимых специалистов; - составить список рекомендуемых сайтов, литературы и СМИ; - обосновывать критерии эффективности образовательного процесса, понимая, что есть «хорошо», а что «плохо». Любой заданный образ имеет основанием философские воззрения. Различные основополагающие воззрения, придавая смысл образованию, приводят к различным педагогическим практикам. Без осмысления образа любые инновации, методы, формы – бессмысленный набор чего-то для чего-нибудь.
БезОбразное образование
Феномен безОбразного образования – это осознанное отрицание наличия идеального образа с заменой его саморазглядыванием и самоудовлетворением. Реальная осмысленная жизнь наполняется бездумным потоком непрерывных реалити-шоу, игр, сериалов, мыльных опер, вынуждающим человека смотреть на себя в экране телевизора или играть с самим с собой на мониторе компьютера. В этом случае не нужна история как что-то прошедшее и не нужно думать о будущем, как о чем-то возможном. Возникает иллюзия одновременности и свободомыслия, когда каждый становится центром Вселенной, и у него отсутствует время для чтения больших текстов, потому что жизнь заполнена телевизором и интернетом. Человек избегает понимания тех или иных феноменов, игнорирует генетически-исторические образы, которым при этом ещё нужно постоянно следовать. Человек не хочет и не имеет времени держать в голове некий образ из прошлого, задающий ориентиры будущего и заставляющий быть ответственным за настоящее. Без наличия идеального образа, к которому нужно усердно и кропотливо стремиться, главным объектом достижений становится сам человек. Нет необходимости коммуникации с классической литературой, с другими людьми, не нужно глубокое понимание происходящего или передача кому-то какого-то смысла. БезОбразная действительность – это только развлечение самого себя. Человек для замещения поиска и реализации своего предназначения ищет во всем зрелищности, а СМИ и интернет становятся в этом главными источниками. Отсутствие заданного образа – это симуляция образования, нивелирующая этот процесс как таковой. БезОбразность сопряжена с такими формами жизненного поведения как достижение успеха любыми средствами, стремление к комфорту и т.д. БезОбразность представляет для человека опасность, потому что вырабатывает в нем однотипные, а значит легко манипулируемые стереотипы поведения. Для образования важнейшим признаком выступает завершённость образа. Описание такого образа носит сакральный характер и не подлежит интерпретации, иногда выступая в качестве смыслового материала для развития новых идей.
КонтрОбразное образование
Критика завершённости образа, права любого человека претендовать на эту завершённость, желание переписать произведение автора или дать иную ему интерпретацию – приводят к появлению контр-образов. КонтрОбразное образование – это сознательное и целенаправленное навязывание образа, противопоставляемого генетически-историческим корням и признанному большинством граждан идеальному образу. В медиапространство внедряется образ, часто адаптированный до неузнаваемости или даже до своей противоположности. Примеры общеизвестных контрОбразов. 1. Создание образа, противоположного образу бога, с его общепринятыми характеристиками всемогущества, бессмертия, справедливости, любви, вездесущности, всепрощения, рождает контрОбразные явления – охаивание бога и сектантство. 2. При нивелировании и высмеивании духовных ценностей: любви, дружбы, добра, смирения, воздержания и других – насаждается образ успешного потребителя, озабоченного жаждой наживы и самосовершенствования. Духовная составляющая образа подменяется экономической целесообразностью, когда важным становится не смысл жизни человека, а массовость и оперативность распространения товаров и услуг, чаще всего в сфере удовольствий и развлечений. 3. Игнорирование человека как высшей ценности, с навязыванием ярлыков (ведьма, наркоман, фашист) для переориентации духовного поиска и совершенствования на поиск виновных в своих несчастьях. 4. Публичное обсуждение семейных отношений. Доступный секс как проявление высшей свободы выбора индивидуального удовольствия. То, что раньше считалось важным и необходимым скрывать от посторонних глаз, переходит в свою противоположность, становясь открытым. Искажается смысл самого понятия «интимность» с заменой на противоположный: публичную демонстрацию сокровенного. 5. Агрессивное тиражирование и придание всеядности и моды генетически-историческому образу с целью нивелирования его духовной ценности в угоду материальной выгоде: широкая распродажа ликов святых, мощей, иерусалимской земли и т.д. Сам фактор тиражируемости по неким заданным стереотипам лишает эти образы образности. Зная базовые характеристики идеального образа, можно проанализировать любые произведения человека на предмет их образности, безОбразности или контрОбразности.
Образы в воспитании
В Советском Союзе за каждым направлением воспитания были «закреплены» конкретные образы прошлого и настоящего, диктующие и определяющие желаемое будущее. Существовал своего рода государственно-общественный заказ семье и школе, вузу и трудовому коллективу, армии и флоту: - Стаханов и герои БАМа в трудовом воспитании; - герои-пионеры и комсомольцы-добровольцы в патриотическом воспитании; - герои кубинской революции в интернациональном воспитании; - Гагарин в гражданском воспитании; - чемпионы-шахматисты и нобелевские лауреаты в умственном воспитании; - счастливая многодетная семья в семейном воспитании и т.п. В современном мире насчитывается большое количество разнообразных видов и типов воспитания. По направлению воспитательной работы: анти- (антифашистское, антинацистское, антинаркотическое, антитеррористическое и т.п.); воспитание талантов; воспитание-перевоспитание «трудных»; гражданское; духовное; интернациональное; нравственно-волевое; патриотическое; политехническое; половое; правовое; правозащитное; проектное; реабилитационное; трудовое; умственное; физкультурно-спортивно-оздоровительное; экологическое; экономическое; эстетическое; этическое и др. По институциональному признаку: внеурочное; внешкольное; военное; вузовско-ссузовское; государственное; дополнительное; дошкольное; информационно-коммуникационное; исправительно-профилактическое; корпоративное; музейное; народное; национальное; общественное; по месту жительства; политическое; рекреационное; религиозное; самовоспитание; семейное; урочное; школьное и др. Известно, что если в классификации перечисление не заканчивается и присутствуют «и др.» или «и т.д.», – это свидетельство неправильного основания для выделения её элементов. Действительно, традиционный подход к классификации видов и типов воспитания по «направлению воспитательной работы» включает в себя: и ожидаемые результаты воспитания (духовное, нравственно-волевое, умственное и др.), и не желаемые результаты (анти-воспитание), инструменты воспитания (трудовое, экологическое, экономическое и др.), и достигаемые образы (воспитание талантов, гражданское, патриотическое воспитание и др.), и даже анти-образы (воспитание-перевоспитание «трудных»). Подобная ситуация с классификацией воспитания по институциональному признаку: с появлением новых организаций (например, общественно-государственных, государственно-общественных) или с развитием новых технологий (интернет, дополненная виртуальная реальность, робототехника, телепортация и др.) необходимо обосновывать «новое» воспитание, которое опять будет уводить от сути данного процесса, его главного смысла. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» выделены два основных направления развития воспитания: 1. Развитие социальных институтов воспитания: поддержка семейного воспитания; развитие воспитания в системе образования; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов; поддержка общественных объединений в сфере воспитания. 2. Обновление воспитательного процесса с учётом современных достижений науки и на основе отечественных традиций: гражданское воспитание; патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; приобщение детей к культурному наследию; популяризация научных знаний среди детей; физическое воспитание и формирование культуры здоровья; трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; экологическое воспитание.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы