Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Качества подразделяются на специфическое, неспецифическое, дифференцированное и недифференцированное.



18 и 19 сутры продолжают по существу анализ йогического понимания объективной реальности, начатый в сутре 45 ч.1, Самадхипада (см. соответствующий комментарий). Как уже говорилось, пять тонких элементов — это потенции, сущности звука, осязания, цвета, вкуса и обоняния. Эти потенциальные элементы (танматра) образуют в процессе дальнейшей эволюции пять вещественных физических элементов:

 

1. Из сущности звука — эфир Вселенной (АКАШИ) — основной элемент всех объектов с качествами звука;

2. Из сочетания сущности осязания с сущностью звука — воздух, который является жизненным дыханием с атрибутами звука и осязания;

3. Из сущности цвета, смешанной с сущностями звука и осязания, возникает огонь, или великий сеет;

4. Из сущности вкуса в сочетании с сущностями звука, осязания и цвета возникает вода, содержащая зародыши мира и всех объектов;

5. Из сущности обоняния в сочетании с сущностями звука, осязания, цвета и вкуса создается земля, которая обладает всеми перечисленными качествами и является основным элементом всех грубых веществ и объектов.

 

Согласно йоге, элементы, которые обнаруживаются в составе Вселенной, будут обнаруживаться и в строении человеческого тела. Подобно Вселенной, которую поддерживает АКАШБХУТА (время и Пространство) с помощью Саттвы, человеческое тело — вселенная в миниатюре — поддерживается Акаши — эфиром Вселенной. Специфической ее особенностью является звук. Поэтому действие эфира сосредоточивается вокруг органов слуха, а все пустоты в системе тела произошли при содействии сил эфира.

Силы Саттвы и Раджаса проявляют себя через элемент воздуха или вечного дыхания. Проявлением итого элемента в человеке является осязание и слух. Этот элемент является источником жизненной силы, способствует производству живых клеток и жизненного семени, сохраняет активность всех органов тела и способствует циркуляции кропи и лимфы.

Сила Раджаса проявляется в свете или огне. В нашем теле Агни — свет и огонь — является главной движущей силой, энергией, проявляющейся в способности видеть и определять различные формы. В области пищеварения она способствует перевариванию пищи, кроме того, является главной движущей силой кроветворения, поддерживает постоянную температуру тела, ответственна за питание и рост тканей. Агни по своему строению — нечто среднее между грубым и тонким.

Сила Раджаса и Тамаса проявляется в основном элементе воды. Главное свойство этого элемента проявляется в нашей способности ощущать вкус и концентрируется на языке. Все жидкие субстанции в теле человека — секреция желез, кровь, сперма — происходят от элемента воды.

Сила Тамаса проявляется в основном в элементе земли. Его особое свойство — обоняние. Все твердые вещества в нашем теле — кожа, кости, зубы, костный мозг — происходят от этого элемента. В элементе земли доминирует природа Тамаса, и все силы становятся инертными.

Физическая вселенная нашего тела состоит из семи различных формаций или плоскостей. Каждая отдельная плоскость — это центр активности определенного принципа (таттвы). В терминологии Йоги закрепилось за этими плоскостями название ГРАНТХИ, а за центрами действия этих принципов — ЧАКРЫ. Есть и восьмая плоскость, охватывающая своим влиянием все остальные, — АНАНДОМАЙЯ (или МАЙТ-ХУНА). Центр действия принципа данной плоскости — чакра САХАСРАДАЛА. И внешняя и внутренняя области объективной реальности служат приобретению опыта истинному Я — Пуруше, с тем отличием, что на первых стадиях познания объектом изучения является внешняя область, а внутренняя служит инструментом познания. По мере накопления опыта, объектом изучения и познания становится сам инструмент и достигается полное знание — необходимое условие для достижения освобождения.

Таким образом, весь проявленный внешний и внутренний мир по качеству проявления подразделяется на:

 

1. Вишеша — специфический, обладающий свойствами;

2. Авишеша — неспецифический, универсальный;

3. Линга — дифференцированный, отличный от другого;

4. Алинга — не имеющий отличия, недифференцированный.

 

Восприятие каждого качества объективной реальности становится возможным на определенной стадии развития сознания практикующего:

• Вишеша — стадия конкретного мышления, уровень обычного интеллекта;

• Авишеша — стадия абстрактного мышления, уровень развитого интеллекта;

• Линга — стадия интуитивного проникновения в суть всеобщего сознания, когда все объекты проявленного мира воспринимаются как части неделимого целого, но имеющие свою особую индивидуальность, поддающуюся распознанию. На этом уровне достигается полное растождествление свидетеля внутренних состояний с этими состояниями и составляющими их компонентами. Компоненты выделяются из спектра взаимодействия с миром и путем выведения их на уровень объектов, познаются и подчиняются.

• Алинга — стадия сознания, на которой все объекты теряют свою отличительную характеристику, это уровень восприятия, в котором присутствуют «Я» и «не Я», субъект и объект, но отсутствует барьер между ними.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь