Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема почти идеального
Асимптота — это очень скучная штука. Асимптота — это линия, которая все приближается и приближается к идеалу, но никогда его не достигает. Если вы делаете какие-нибудь гаджеты и один из десяти оказывается дефектным, то улучшение качества будет иметь большую ценность для вас и ваших потребителей. Если вам удастся добиться того, чтобы дефектным был только один гаджет из сотни, то это будет значительным ростом качества, но не ошеломляющим. Если дефектным будет один гаджет из тысячи, это будет замечательно, но это далеко не предел. Один дефект из десяти тысяч — это хороший уровень качества почти для любого производства, за исключением, пожалуй, лидеров отрасли. Достичь уровня дефектности в один на сто тысяч очень трудно, но это заметный рост. Один дефект на миллион — это близкий к идеалу уровень качества, но если вы делаете меньше миллиона единиц гаджетов, этого могут и не заметить. На графике эта асимптота выглядит так: Усилия Когда вы приближаетесь к идеалу, любые улучшения становятся все более и более трудными, а рынок оценивает их все меньше и меньше. Увеличение процента ваших шестиметровых бросков с 98 до 99 может переместить вас значительно выше в книге рекордов, но это не позволит вам выиграть больше игр, а усилия по достижению последнего процента точности потребуют от вас усилий не меньших, чем те, которые пошли на достижение предыдущих 98 процентов. Десять процентов заявлений о приеме в Гарвард исходят от людей, имеющих максимально возможный результат в тесте SAT (800 баллов). Примерно десять процентов — это ученики, окончившие школу на первом месте в своем классе. Это вроде бы идеальные результаты — невозможно ведь при окончании занять более высокое место, чем первое, и невозможно получить 820 баллов в тесте SAT. И все же более тысячи таких замечательных абитуриентов отвергаются Гарвардом каждый год. То есть даже идеальных показателей оказывается недостаточно. А вот личностные взаимоотношения не имеют асимптот. Инновационные решения новых проблем не устаревают. Ищите такие сферы, достижения в которых не имеют пределов. Гвоздь программы Мюзикл Guys and Dolls идет уже два часа, и тут время останавливается. Натан Детройт выходит в своем желтом пальто, кричит на Найсли Джонсона, и Джонсон вместе с массовкой начинает скандировать: «Сядь, сядь, сядь, сядь, сядь, ты раскачиваешь лодку! » Адреналин кипит. Толпа становится неконтролируемой. В этот момент искусство побеждает все. Представление продолжается, и внезапно песни, свет, танцы — все это переворачивает аудиторию. Она пробуждается, наклоняется вперед, аплодирует и кричит. Пилот, идущий по проходу между кресел самолета, заставляет мальчишку застыть с открытым ртом и блестящими глазами. Врач, тратящий дополнительную минуту на разговор с пациентом, изменяет свои взаимоотношения с ним. Противоположность существованию в виде винтика — это существование в виде гвоздя, который вы сами можете забить когда угодно, по своему желанию. У вас хватит сил забить гвоздь в самый ответственный момент представления? В погоне за идеалом Какая часть ваших коллег тратит весь день на поиски идеала? Или, точнее, так: тратит весь день на то, чтобы избежать ошибок? Это ведь очень разные категории. Отсутствие дефектов — это то, чего люди чаще всего пытаются добиться. Отсутствие дефектов, соответствие спецификациям, безукоризненность. С первого класса нас учат избегать ошибок. Цель любого теста — получение ста процентов правильных ответов. Не допустите ошибок — получите пятерку, так? Возьмите чье-нибудь резюме, в котором будет упоминание о двадцати годах выдающейся работы — и одна опечатка. На что вы укажете в первую очередь? Мы нанимаем, стремясь к идеалу, мы управляем, стремясь к идеалу, мы измеряем достижения, сравнивая их с идеалом, и мы вознаграждаем за достижение идеала. Так что нас не должно удивлять то, что люди тратят драгоценное рабочее время на попытки достижения идеала. Проблема же проста: искусство никогда не бывает свободным от ошибок. Замечательные произведения никогда не соответствуют спецификациям, потому что иначе они были бы стандартными поделками, о которых не стоит и говорить. «Сучки и задоринки» и идеал Боб Дилан кое-что знает о том, как стать незаменимым, как быть художником и как жить на краю: Тауншенд, Маккартни, Элтон, Билли Джоэл... Они делали идеальные записи, и они должны были и на концерте звучать идеально — точно так, как люди помнили это звучание. Мои записи никогда не были идеальными. Поэтому нет никакого смысла в попытках повторить их. В любом случае я не принадлежу к мейнстриму. ...Я предполагаю, что большая часть моего воздействия на слушателя основана на эксцентричности. Когда я начинал, средства массовой информации не были так широко распространены, и я мог увидеть только тех артистов, которые сами приезжали в наши места. Это были певцы в стиле блюграсс, черные ковбои в кожаных штанах, выделывавшие трюки с лассо, мисс Европа, Квазимодо, бородатая женщина, карлик Атлант, глотатели огня, проповедники, блюзмены. Я помню все это так, как будто это было вчера. С некоторыми из этих людей я сблизился. Именно они научили меня чувству собственного достоинства. И свободе тоже. Гражданским правам, правам человека. Тому, как оставаться самим собой. Другие же крутились как белки в колесе. На мой взгляд, это был кошмар, полная несерьезность. Не искусство, а искусственность... Интервьюер затем напомнил Дилану: «Но вы же продали более сотни миллионов записей? » Ответ Дилана демонстрирует самую суть профессии артиста: «Да, я знаю. Это и для меня полная загадка». Отказ от беличьего колеса бездефектности очень труден для тех, кому вдалбливали перфекционистское мировоззрение с самого первого класса (то есть для большинства из нас). Артистам же приходится вместо этого входить в загадочный мир человеческой гениальности, где не существует технологических карт, пошаговых планов и нет никаких способов избежать упреков и неодобрения. Если бы это не было загадкой, это было бы слишком просто. Если бы это было таким простым, то в этом бы не было никакой ценности. Проблема боулинга Боулинг — это асимптотический спорт. Лучшее, что вы можете сделать, — это идеал, максимальная серия — 300 очков. Не больше, это потолок. Существует подход к качеству, называемый «Шесть сигма». Это процесс постоянного улучшения, который в конце концов должен приводить к уровню дефектности в 3, 4 единицы на миллион. Проблема состоит в том, что как только вы встали на этот путь, у вас не остается пространства для других удивительных улучшений и замечательных инноваций. Вы либо выбиваете десять страйков подряд, либо не выбиваете. Организации, которые добиваются выдающихся успехов, всегда делают это на тех рынках, где нет асимптот или асимптоты могут быть разрушены. Если вы можете придумать, как выбить десятью шарами 320 очков, это будет занимательно. Но до тех пор вам лучше выбрать такой вид спорта, который позволит вам стать Незаменимым. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы