Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Государственное устройство Древней Греции (этапы афинской демократии).
Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа: 1. раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции); 2. формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры ( в XI – IV в.в. до н.э.); 3. завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной). В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, Критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н.э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются Минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноск), а для материковой Греции – элладскими (от названия Греции – Эллада). Хронология минойских периодов следующая: 1. Раннеминойский (XXX – XXIII вв. до н.э.) – господство доклассовых родовых отношений. 2. Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII – XVIII вв. до н.э.), - образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности. 3. Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII – XII вв. до н.э.) – объединение Крита и создание Критской морской державы, расцвет Критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита. Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции: 1. Раннеэлладский преиод (XXX – XXI вв. до н.э.) господство первобытных отношений, догреческое население. 2. Среднеэлладский период (XX – XVII вв. до н.э.) – расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложения родоплеменных отношений. 3. Позднеэлладский период (XVI – XII вв. до н.э.) – возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок. На рубеже II – I тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях родоплеменного строя. Хиреют и гибнут ахейские государства, упрощается социальная структура, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, происходит понижение социально-экономического и политического уровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории – полисный – начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев. Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода: 1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI – IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции. 2. Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация). 3. Классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединившая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества – с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества. Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода: Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов. Классический период (V—IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя. Греческий полис как суверенное государство со своеобразной социально-экономической и политической структурой к IV в. до н. э. исчерпал свои возможности и вступил в полосу кризиса, преодоление которого было возможно лишь путем создания новых государственных образований. Ими стали возникшие в конце IV в. до н. э. эллинистические государства. Они образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским и дальнейшего распада его «мировой» империи. Таким образом, эллинистические государства сочетали начала греческого полисного строя и древневосточного общества и открыли новый, глубоко отличный от предыдущего полисного, этап древнегреческой истории. 9. Афинское право. Судебно-правовая система Древней Греции.
Древнейшим источником афинского права являлся естественный обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н.э. при архонте Драконте. В начале VI в. до н.э. и позже одним из основных источников гражданского права было законодательство Солона. В V-IV в. до н.э. все большее значение приобретает закон, т. е. постановление народного собрания. В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения из коллективной общинной собственности. В интересах общества в целом частная собственность ограничивалась. Это выражалось в том, что на собственников государством налагались значительные повинности. Практиковались частные конфискации имущества. Энергично защищалась собственность на раба, который, как и везде, считался " говорящим орудием", не имевшим даже собственного имени, а только кличку. О широкой свободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т. д. В одном из законов говорилось: " Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины". Семейное право. Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки. Застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его. Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. При наличии сыновей дочь не получала наследства. Власть домовладыки была весьма значительной. Отец при малейшей непочтительности к себе со стороны детей мог лишить их наследства. Уголовное право. В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений: * Государственные преступления (государственная измена, оскорбление богов, обман народа, внесение в народное собрание противозаконных предложений, ложный донос по делам о политических преступлениях). * Преступления против личности. Помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья, нанесение побоев, клевету, оскорбление. * Преступления против семьи (дурное обращение детей с престарелыми родителями, опекуна с сиротами, родственников с дочерьми-наследницами). * Имущественные преступления. При краже, если таковая совершалась ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления. В числе наказаний встречались: * смертная казнь; * продажа в рабство; * телесное наказание; * лишение свободы; * штрафы; * конфискация; * атимия, т. е. бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав). Изначально базилевс судил суд самостоятельно (иногда с помощью Совета старейшин) затем часть судебных полномочий была передана Ареопагу (Верховный Суд), затем с течением времени появлялись фесмофеты, гелиэя, тиранна (третейский суд). Т.е. судебные функции постепенно переходили от царя к народу. Во времена расцвета Афинской демократии система судебных инстанций была следующей: Ареопаг. Судил умышленные убийства, нанесение тяжких ран и увечий, поджоги и отравления. Эфеты. Коллегия из 51 человека. Ведала делами о непредумышленных убийствах, наемных убийцах, убийствах рабов и метэков. Фесмофеты. Коллегия из 6 архонтов и одного секретаря. Указывали, какой комиссии гелиэи и где заседать, судили законы, если они противоречили основным законам Афин, надзирали за магистратами и т.д. Гелиэя (суд присяжных) - одна из главных судебных инстанций Афин. Заседала каждый день в составе 10 судебных присутствий по 501 члену. Избирались жребием архонтами и фесмофетами из числа граждан по филам. Гелиастом мог стать гражданин, которому исполнилось 30 лет, если он не лишен чести и не является должником государства. Полномочия – обширны. Через коллегию номофетов отменяла старые и принимала новые законы. Суд второй инстанции по отношению к решениям магистратов. Рассматривали апелляции, устанавливали более строгое наказание за преступление по делам, рассматриваемым магистратом. Диэтеты (мировые судьи). Точное количество диэтетов не известно. Дизтетом или мировым судьей мог быть гражданин Афин, достигший 60-летнего возраста. Отказываться от должности диэтета было нельзя. Диэтеты разбирали иски свыше 10 драхм. Суть этого суда состоит в примирении сторон. Решение диэтетов можно было обжаловать. Коллегия одинадцати - подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров. Коллегия исагогов в составе 5 человек, которая под председательством архонта-эпонима рас-сматривала: " дела о приданом, когда обязанный вернуть его, не отдает... когда человек, заняв деньги под процент в одну драхму, не платит долга... когда кто-нибудь, желая открыть мастерскую на площади, займет у другого средства на обзаведение. Дела об оскорблениях, об обществах, товариществах, о рабах и вьючных животных..." и т.д. Специальные суды: морские, торговые, промышленные. Большинство магистратов в целом может с успехом претендовать на роль судебного органа, так как они совмещали в своем лице судебные и административные полномочия. Правом на иск (dike) в Афинах обладал только совершеннолетний гражданин. За метэков в начале это делал их простат, впоследствии метэки стали это делать сами. Иск мог быть подан только лично, представительство не допускалось. Неформальные доказательства, например, атмосферное явление, истолкованное мантиками. Но формальным Божьим Судом это не являлось. Процесс и его стадии зависели от вида судебной инстанции, где рассматривался иск. Суд в Ареопаге. В могилу убитого его ближайший агнат втыкал копье в знак предстоящего мщения. Дело передавалось на предварительное рассмотрение архонту-басилевсу. 3 месяца - следствие. На 4-й месяц архонт определял, какому суду подлежит убийца - Ареопагу или эфетам. Ареопаг рассматривал дело в течение 3 дней на открытом воздухе и ночью. Обвняемый при произнесении речи стоял на " камне обиды", обвинитель - " камне непрощения". В каждую ночь произносилась речь обвинения и защиты. После первой ночи обвиняемый мог беспрепятственно удалиться в добровольное пожизненное изгнание, после 2-й ночи уже не мог. На 3-й день судьи по приглашению архонта-басилевса голосовали решение. Если подавалось равное количество голосов " за" и " против", обвиняемый считался оправданным. Суд в Гелиэе. Процесс начинался с вызова (в присутствии двух свидетелей) ответчика к тому магистрату, который имел право на предварительное рассмотрение иска. В случае отказа явиться ответчик проигрывал дело. В установленный день истец и ответчик прибывали к магистрату, истец платил пошлину в зависимости от цены иска. По получении иска магистрат проводил предварительное следствие (анакрисис), выяснялись все обстоятельства дела, приводились доказательства, опрашивали истца и ответчика, их ответы фиксировались. Доказательства складывались в особые сосуды и опечатывались. Стороны могли договориться во время этой стадии о перенесении их дела к диэтетам. Запрещалось затягивать время анакрисиса (вчинение встречного иска, оспаривание юрисдикции, и т.п.). 10. Основные черты государства Спарта
Спартанское государство образовалось в IX в. до н.э. в результате завоеваний Спартой других общин. Социальная структура в Спарте к VII в. до н.э. сложилась в следующем виде. Господствующим классом были спартиаты, полно-правные граждане, жившие только в Спарте. Они обла-дали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Спартиатов насчитывалось около 8 тыс. Их организация была родовой. Все спартиаты делились, по преданию, на три родовые филы, каждая фила делилась на десять об, каждая оба - на десять триакид. Свою родовую общину спартиаты называли " общиной равных". До самого позднего времени индивидуальная собственность на землю в Спарте принципиально не допускалась, так как земля считалась собственностью государства. Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Но это относилось к особой кате-гории участков, так как были участки, которые, по-видимому, отчуждались. По преданию, мифический царь Спарты Ликург за-претил пользоваться при постройке домов какими-либо другими инструментами, кроме топора и пилы, для предотвращения роскоши. Он же запретил пользоваться золотой и серебряной монетой. Разреша-лась только железная. Все устройство воспитания и быта имело своей зада-чей сделать из спартиата крепкого и выносливого воина. Спартанцы постоянно жили военным лагерем. Они делились на " товарищества палаток". Члены товарищества должны были вместе обедать. Такие совместные трапезы назывались сисситиями. Каждый из 15 человек должен был приносить ежемесячно определенные порции продуктов и количество денег для покупки провизии. Кто не мог давать продуктов, тот не только не участвовал в сисситиях, но и лишался прав гражданства. Таким образом, вся общественная организация спартиатов в рамках аристократического государства была обременена пережитками родоплеменного строя, была рассчитана на то, чтобы держаться замкнутой и спло-ченной группой против порабощенных илотов и бесправ-ных периэков. Илоты были покоренными жителями завоеванных областей и представляли собой эксплуатируемый класс в Спарте, работавший на земле спартиатов. Положение илотов несколько отличалось от положения рабов тем, что хотя они и были лишены права собственности на землю и сами были собственностью спартиатов, но всё же сохраняли некоторую самостоятельность. Они вели свое хозяйство и не были товаром, подобно рабам. Кро-ме работы на полях спартиатов они должны были упла-чивать своим господам оброк. Кроме илотов в Лаконике была еще группа неполноправных, называвшихся периэками (окрестные жители). Они жили в прилегающих к долине Эврота бесплодных горных областях. Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, платили Спарте дань и поставляли определенные роды войск (тяжеловооруженную пехоту-гоплитов). Периэки занимались также ремес-лами и торговлей, что было запрещено спартиатам. Вся полнота государственной власти находилась в руках представителей наиболее знатных родов. Управление сосредоточивалось в та-ких органах, как эфорат и герусия. Первый из них представлял собой коллегию из пяти должностных лиц, избираемую ежегодно в народном собрании. Эфоры созывали герусию и народное собрание и председательствовали в них. Они сопро-вождали царей во время военных походов, надзирая за их деятельностью. Эфоры могли даже отрешать царей от должности и предавать суду. Любое должностное лицо могло быть уволено эфорами и предано суду. Они являлись " блюстителями нравов" спартанцев. Периэков (иностранцев) и илотов они имели право предать смертной казни без всякого суда. Эфоры заведали финансами и внешними сношениями и др. В своей деятельности они отчитывались только перед своими преемниками. Второй орган - Совет старейшин (герусия ), по преданию, учрежден в IX в. до н. э. легендарным царем Ликургом. В состав герусии входило 30 человек: 2 царя и 28 геронтов. Позднее в неё вошли также эфоры. Должность геронтов занималась лицами, достигшими 60-летнего возраста. Но главную роль при избрании играл не возраст, а знатность происхождения. Выборы геронтов производились в народном собрании криком. В близлежащее помещение помещались своего рода " эксперты", которые на дощечках для письма отмечали силу крика. Герусия имела право законодательной инициативы. Она контролировала и действия царей. Она ведала также судебными делами о государственных и религиозных преступлениях. Голосование в герусии осуществлялось путем расхождения в стороны на две группы - налево и направо. Существовала и царская власть. Цари (в числе двух) являлись жрецами и полководцами. В качестве жрецов они представляли спартанцев перед лицом богов, совершали жертвоприношения; постепенно царская власть ограничивается эфорами. Народное собрание в Спарте называлось аппелой. В собрании принимали участие только полноправные граждане, достигшие 30 лет. Собиралось оно один раз в месяц. Правом созыва пользовались цари и эфоры. Большого значения в политической жизни Спарты аппела не имела, являясь лишь вспомогательным и подконтрольным органом, не имеющим определенной компетенции. В народном собрании обсуждались вопросы войны и мира и выбирались должностные лица - геронты и эфоры. Государственный аппарат Спарты состоял также из должностных лиц различного ранга. Они избира-лись народным собранием или назначались царями и эфорами, перед которыми они и отчитывались. Всей совокупностью гражданских и политических прав пользова-лась сравнительно малочисленная группа спартанцев (спартиатов), обитавших в городе Спарта. Спартанцы именовали Спарту " общиной равных". " Равенство" спартанцев объясняется необ-ходимостью держаться постоянно в боевой готовности, военным лагерем перед лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертой общественного строя были совместные трапезы (сисситии), участие в которых являлось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскому гражданству. Лишь те лица, которые участвовали в совместных обедах, считались полноправными гражданами. Сохранение сисситий имело целью поддержать и сохранить воен-ную дисциплину. В Спарте в VI-Vвв. до н. э. не существовало частной собственности на землю. Юридически верховным собственником земли считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев-спартиатов. Отдельным гражданам с момента их рождения государство предо-ставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами. Надел считался семейным, и его единство поддерживалось тем, что после смерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Купля-продажа земли, равно как и дарение, считались незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих. Социальные противоречия и борьба ослабили спартанское общество и государство. Наряду с другими древнегреческими полисами Спарта в середине II в до н.э. оказалась под властью Рима
В политической сфере: -созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком; -создание Совета Старейшин (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).
В социальной сфере: -разделеление земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ). -разделение граждан на филы и обы; -замена золотой и серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши. -введение сисситий - совместных трапез. Спартанцы были обязаны участвовать в совместных обедах, когда вся принесенная еда собиралась в складчину. При этом было запрещено обедать дома, а к трапезам привлекались все, вплоть до базилевсов. За столом собиралось около 15 человек, причем для вступления в это общество было необходимо единогласное одобрение всех членов сисситии. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы