Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


чемпионата по традиционным русским играм



 «Игры на Высоком берегу»

Лапта́ (хлопта, знамя) — русская народная командная игра с мячом и битой. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.

Матч проходит на прямоугольной площадке. Игровая площадка имеет 40—55 метров в длину и 25—40 метров в ширину. С одной стороны площадки находится город, с другой — кон (деревня). Для игры нужен небольшой резиновый мяч (теннисный) и лапта (бита), которая должна быть цельнодеревянной, длиной 60-110 см, диаметром не более 5 см ± 1мм, диаметр рукоятки биты должен быть не менее 2, 5 - 3 см, конец рукоятки имеет утолщение, обеспечивающее безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индивидуальной битой, соответствующей этим размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается пользоваться плоской битой длиной 80 см, шириной до 6 см и рукояткой толщиной 2 см. Запрещается использовать бейсбольные и софтбольные биты. Вес биты не должен превышать 1500 г ± 50 г.

Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Бьющий лаптой отбивает мяч как можно дальше в поле (нельзя бросать биту), бежит через площадку за линию кона и возвращается назад в город. Водящие в поле ловят отбитый мяч (если мяч пойман слёту, тогда команды меняются местами) и стараются запятнать (осалить) бегущего. Им разрешается перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего с более близкого расстояния.

Если игрокам поля удаётся запятнать бегущего, они переходят в город. Если игроки поля не могут запятнать бегущего, то они быстро перекидывают мяч в город. Как только мяч вернулся в город, игрок, не успевший прибежать назад в город, остаётся за линией кона и ждёт следующей возможности вернуться в город. Если бьющий ударил по мячу плохо и команда в поле быстро поймала мяч, то бежать опасно, так как могут легко осалить. В таком случае бьющий может не бежать, а оставаться за чертой, по другую сторону от команды — в деревне.

Игра продолжается, и мяч бьёт следующий игрок. По очереди все игроки команды выступают в роли бьющих. Игроки, оставшиеся в пригороде и за коном, ждут, чтобы их выручили. Выручить может тот, кто далеко отобьёт мяч, дав возможность перебежки самому, а также игрокам из пригорода и кона. Мяч, выбитый за боковую линию, не учитывается. Mожет создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона и в пригороде, тогда игроку, который ещё не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнётся, то игроки города уступают своё место водящим. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может отбить мяч лаптой, разрешается бросить его в поле рукой.

Игра считается выигранной, если все игроки пробили по мячу, пробежали за линию кона и вернулись назад в город. Игра считается проигранной, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона. По окончании игры команды меняются местами. Команда города переходит в поле, а из поля переходит в город.

 

«Кила» — разновидность командного вида спорта, русская игра в мяч, корни которой уходят во времена новгородского княжества. Кила содержит элементы приемов силового единоборства, в отличие от традиционного футбола, в килу играют руками и ногами, не исключая иных частей тела. Целью игры является занесения мяча в зачетную зону противника, которая находится за одной из линий игрового поля и обороняется стороной противника.

Игра ведется кожаным набивным мячом диаметром 25 см и толщиной 12 см, массой 1, 5 кг.

Поле для игры представляет из себя прямоугольник с вариативными размерами в зависимости от количества игроков. Границы поля обозначаются линиями или закрепленной на земле веревкой. Посередине поля чертится линия. Могут использоваться разные покрытия поля, включая футбольное, земляное, песчаное, снежное и др.

Игроки экипируются с помощью кроссовок, традиционных русских штанов, эластичных бинтов на ноги, футболок и защитных маек с номером команды.

Цель игры — взять «город» соперника, иначе говоря, занести мяч в зачетную зону за линией «города». Город считается взят в том случае, если игрок полностью оказывается в стоячем или лежачем положении за его линией (все части тела должны находиться за линией).

Игра проводится в 2 схватки. Одна схватка — пятикратное взятие «города» одного из соперников. В случае ничьи назначается дополнительная схватка, которая должна выявить победителя.

Жеребьевка решает — какая команда начинает игру первой.

Есть два способа ведения игры — «земля» и «воздух» — когда мяч на земле его можно трогать только ногами, но когда он в воздухе можно использовать руки.

Мяч считается вышедшим за пределы поля в случае, если он пересек оградительную линию по земле или воздуху, либо игрок, несущий мяч в руке, ногой зашел за пределы поля или игрок с мячом в руках коснулся земли любой частью тела за пределами границы игрового поля. В случае, если игрок одной из команд удерживает мяч более 5 секунд, то данный мяч переходит команде соперника.

К разрешенным во время игры действиям относятся следующие: встреча и толкание соперника корпусом, удержание и захватывание соперника руками, низкоамплитудные броски соперника, захваты за шею через руку (если борьба ведется в стойке), битье ногами или руками, отнимание или выбивание мяча у соперника; толчки руками в грудь.

К запрещенным во время игры действиям относятся: действия за границами поля, толчки руками в спину и в плечо, подсечки, подножки и зацепы ногами за ноги соперника, намеренное травмирование соперника, захваты за гениталии, захваты бегущего игрока за шею и голову, накидывание мяча с земли себе в руки или с рук на свою ногу, удары по сопернику. За нарушения выносятся предупреждения, повторные нарушения ведут к удалению с поля. Борьба на земле ограничивается 5 секундами, по истечении этого времени игроки должны подняться и продолжить игру, если атакующий игрок не поднялся за 5 секунд — мяч переходит команде соперника.

 

 «Клюшкование» - игра в мяч палками-клюшками была широко распространена ещё на Руси в Х-ХII веках. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. В древнем Новгороде найдено более 200 шаров, сделанных из комлевой части деревьев или наростов на них (кап или сувиль). Этнографические данные свидетельствуют о широком распространении игры клюшками не территории расселения русского народа. Эта забава имела различные названия: загон, погоня, свинка, шарение, котёл, догон, юла, козий рог, клюшки, клюшки на лед, юла, клюшкование.

Командная игра в мяч палками-клюшками, являющаяся дисциплиной этноспорта, и, входящая в программу русских традиционных игр. Цель игры - с помощью клюшки загнать кожаный набивной мяч в лунку или ворота команды соперников, преодолевая сопротивление. Игра проводится по правилу “до одного раза” или “до трёх раз”.

Оборудование площадки и инвентарь:

1. Для игры используется земляная, травяная или заснеженная площадка прямоугольной формы с боковыми границами по длине равными 25 метрам и границами по ширину равными 15 метрам. Границы площадки обозначены линиями. По длине площадка разделена линией на две части. На линии по ширине поля в центре установлены ворота. Ворота представляют из себя два вбитых в землю кола расстояние между которыми 1 метр. Высота колов на воротах не менее одного метра. Вместо колов могут быть установлены поленья или стойки.


2. В игре используется кожаный мяч, имеющий плотную набивку диаметром 10-15 сантиметров.
3. В игре могут использоваться современные клюшки для хоккея с мячом или традиционные клюшки.
Состав команды
1. Команда состоит из трёх участников.
Система проведения соревнований
1. Соревнования проводятся между командами по системе на выбывание.
Судейство
1. За соблюдением правил игры следит старейшина, который в начале игры вбрасывает мяч в поле и свистком останавливает игру в случае нарушения правил, выхода мяча за границу поля, выполнения результативных действий, окончания времени игры.
Общий ход игры
1. Игроки, после вбрасывания старейшиной мяча в поле, могут касаться его только клюшками. Разрешается передавать мяч друг другу. Игроки могут располагаться в любой части поля.
2. Задача игры - забить мяч в ворота противника или ударить им о створку ворот.
3. Забивать мяч в ворота можно только с половины поля команды соперников.
4. В начале игры мяч вводится в игру старейшиной с центра площадки, при этом игроки могут находится только в пределах своей половины поля.
5. В случае ухода мяча за боковую границу поля и границу поля со стороны ворот от одного из игроков, игроки команды соперников получают право проведения удара с линии в месте ухода мяча. При этом соперники не могут подходить к игроку, производящему удар, ближе чем на три метра.
6. В случае выполнения запрещённых действий одним из игроков, игроки команды соперников получают право проведения удара с места нарушения правил. При этом соперники не могут подходить к игроку, производящему удар, ближе чем на три метра.
7. В случае если мяч забит в ворота, то он вводится в игру ударом от ворот. При этом игроки команды соперника должны находится на своей половине поля.
Запрещённые действия
В игре запрещено выполнять следующие действия:
- отбивать мяч ногами;
- касаться мяча руками и брать мяч в руки;
- забивать мяч в ворота соперника со своей половины поля;
- ставить подножки, хватать за одежду, толкать или валить соперников;
- падать и перекрывать свои ворота при их защите;
- атаковать соперника сзади или сбоку, когда он не видит атаки.
Время игры и определение команды победителей
1. Основное время игры не может превышать 15 минут.
2. Игра проходит по правилу “до одного раза” или по правилу “до трёх раз”.
3. Если в основное время ни одна из команд не добилась победы по правилу “до трёх раз”, то побеждает команда, победившая по правилу “до одного раза”.
4. В случае если в основное время ни одна из команд не победила, то назначается дополнительное время.

 

«Рюхи»

Рюхи - игра с битами и рюхами. Цель игры – выбить битами (скалбами) все рюхи из города соперников. Участие могут принять только юноши и мужчины, по традиции женщины в эту игру не допускаются.
Состав команды - три человека.

Правила игры.

В игре соревнуются две команды, в состав которых обычно входит по 5-6 человек игроков-мужчин. Каждая команда выбирает из своего состава «матку» – самого опытного игрока. Игровая площадка – плотный ровный грунт (дорога) или травяное поле – и свободная зона справа, слева и сзади от квадратов. Каждая команда чертит на игровой площадке свой «город» – квадрат примерно 5 на 5 метров, отмеряя размеры скалбами. Расстояние между городами примерно 5 метров (5 скалб). Стоя внутри квадрата, игроки каждой команды отступают от правого угла
1 метр (одну скалбу) влево и перпендикулярно каждой ближней черте чертят так называемую «линию» – короткую черту. После этого начинается расстановка рюх на игровом поле.
С каждой стороны выставляется от 70 до 100 рюх – в зависимости от количества игроков в команде. Бó льшая часть рюх – небольшие березовые столбики высотой 8, 5 см и 7 см шириной. Меньшая часть – столбики побольше – 9 на 8 см. Большие рюхи составляют первую линию, малые – вторую, третью, четвертую и пятую. Для выбивания рюх используются скалбы – тяжелые берёзовые биты-палки, размер и толщина которых каждый игрок выбирает индивидуально, но длина соответствует расстоянию от земли до низа живота игрока. Цель игры – выбить все рюхи вражеского «города» из определенной зоны.

Когда рюхи расставлены, начинается жеребёвка: «матки» устанавливают, какой из двух команд придётся «зажигать» – начинать игру. Для этого кто-то из маток берёт скалбу и подбрасывает её вверх, закручивая так, чтобы она несколько раз прокрутилась в воздухе и упала на землю. После этого игроки смотрят, на какой «город» указывает рукоятка – той команде и начинать. «Матки» в командах определяют очерёдность бросков игроков. Первым из «зажигающей» команды обычно бьет сам игрок-«матка», стараясь «отколоть» как можно больше рюхи от левого, слегка повёрнутого края строя рюх. Совершив один бросок, «матка» руководит другими игроками: оценивает ситуацию и советуют, куда и откуда бросать игроку.
Вначале все игроки «зажигающей» команде бьют только по одному разу. После того, как отбросает «зажишающая» команда, игроки другой команды совершает по два броска, и другая команда тоже (и так до конца игры). Поначалу игроки бросают скалбы, находясь внутри своего квадрата за рядами своих рюх. После каждого броска игрок другой команды убирает скалбу с игрового поля, чтобы она не мешала следующему броску. Как только из квадрата команды соперников удаётся выбить хотя бы одну рюху, игрокам бросающей команде разрешается (по необходимости) вовремя броска отходить от квадрата в сторону, но не пересекать преднюю линию. Кроме этого, если не мешают собственные рюхи вовремя броска из своего «города» разрешается заступать левой ногой за переднюю линию. После выполнения бросков всеми членами «зажигающей» команды очередь совершать броски переходит к другой команде. Выигрывает та команда, игроки которой скалбами раньше выбьют из города противника все рюхи. После проведения трёх игр подряд команды меняются местами. Обычно играют 3-4 часа, после чего проигравшая команда выставляет угощение победителям.

 

 

«Перетя́ гивание кана́ та» — вид спорта, в котором две команды путём физического напряжения и определённой тактики действий перемещают друг друга до победной отметки.

Иногда выражение «перетягивание каната» используют метафористически, чтобы подчеркнуть, что противоборствующие стороны мерятся силой в той или иной области.

Десять участников каждой из команд, располагаются у разных концов каната, окружность которого от 40 мм до 45 мм, а длина не менее 33, 5 м. Посередине каната делается «центральная отметка» и на расстоянии 4 метров от неё две боковых отметки. Перед началом состязания команды встают так, что центральная отметка находится над проведённой на земле чертой. По сигналу судьи каждая команда начинает тянуть канат, стараясь или чтобы ближайшая к соперникам отметка пересекла черту на земле (то есть пытаясь перетянуть канат на 4 метра), или чтобы противоположная команда заработала фол, который засчитывается если кто-либо из команды сядет или упадёт. Запрещено наматывать канат на руку.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь